История государства и права
УДК 351.74
Ч.Н. Ахмедов*
Земские участковые начальники в правоохранительной системе Российской империи
В статье рассматривается история становления правоохранительной системы Российской империи после отмены крепостного права. Особое внимание уделяется причинам ликвидации института мировых посредников и мирового суда. В работе исследуется становление и развитие института земских начальников, законодательное закрепление их деятельности. Автор обосновывает цели создания института земских начальников, требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности, порядок назначения и увольнения с занимаемой должности. Более подробно анализируются административные, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные полномочия земского начальника.
Ключевые слова: правоохранительная система, судебная реформа, судебные уставы, губернатор, мировой посредник, мировой суд, мировой судья, почетный мировой судья, земский начальник, контрреформа, волостной старшина, староста, сельское население, волостной сход, гражданский иск, виды наказания.
C.N. Akhmedov*. Territorial (zemskiy) district chiefs in the law enforcement system of the Russian Empire.
The article covers the history of formation of the law enforcement system of the Russian Empire after the abolition of serfdom. Special attention is paid to the reasons of liquidation of the institute of conciliators and justice court. The work is devoted to research of formation and development of territorial (zemskiy) chiefs institute, legislative consolidation of their activity. The author gives grounds of the reasons of territorial (zemskiy) chiefs institute creation, requirements to the candidates for such positions, the order of assignment and dismissal from the occupied position. The article analyzes in more details administrative, civil procedural and criminal procedural authorities of a territorial (zemskiy) chief.
Keywords: law enforcement system, judicial reform, judicial statutes, governor, conciliator, magistrate, justice of the peace, honorable justice, territorial (zemskiy) chief, counter-reform, volost foremen, senior man (starosta), country people, volost gathering, civil claim, types of punishment.
В процессе реформирования правоохранительной системы российского государства важнейшее значение имела судебная реформа, обЪявленная Александром II 20 ноября 1864 г. Проведение судебной реформы сопровождалось не только организацией различного рода ревизий, многочисленных заседаний и совещаний, но и принятием важнейших нормативно-правовых актов, составляющих правовые основы реформы. Документы судебной реформы включали в себя четыре устава: Учреждение судебных установлений [1], Устав уголовного судопроизводства [2], Устав гражданского судопроизводства [3] и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями [4].
В соответствии с судебными уставами в Учреждении судебных установлений провозглашались следующие либеральные принципы: отделение судебной власти от административной; независимость, несменяемость, самостоятельность судей; гласность и устность судопроизводства. Отменялся сословный принцип построения судебной системы, вводился всесословный суд. Сокращалось число судебных инстанций. Судебные органы строились по значимости рассматриваемых уголовных дел: впервые образованный мировой суд был предназначен для малозначительных дел, общие судебные места - для дел, не ограниченных ни тяжестью преступлений, ни ценой гражданского иска.
Вновь образованный мировой суд был выборным. Вводились единицы, определяющие пространство деятельности мировых судов - мировые округа, разделяемые на участки, в каждом
* Ахмедов, Чингиз Нарман оглы, заместитель начальника кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
*Akhmedov, Chingiz Narimanovich, candidate of law Sciences, Associate Professor, the department of State and Law History of the Saint-Petersburg University of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].. © Ахмедов Ч.Н., 2014
из которых имелся участковый мировой судья, который рассматривал дела на своем участке. Кроме того, была предусмотрена должность почетного мирового судьи. В отличие от мирового судьи, за которым закреплялся конкретный административный участок и которому назначалось денежное содержание от государства, почетный мировой судья не получал жалования. Благодаря использованию возможностей почетных мировых судей, местный бюджет земств не расходовался не содержание большого числа мировых судей, и к осуществлению правосудия привлекались люди, пользующиеся доверием у населения [29, с. 144; 36, с. 46].
Порядок рассмотрения дел почетными мировыми судьями был установлен законодательством. Почетные мировые судьи рассматривали дела в случае отсутствия или болезни участковых судей, либо по просьбе тяжущихся сторон, или же если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей [40, с. 85; 26, с. 166, 177, 178; 35, с. 66].
Принятый нормативный акт четко определял юрисдикцию мирового судьи. На него возлагалось рассмотрение всех дел, ежедневно возникающих между жителями закрепленного за ним мирового участка.
На основании ст. 33 Устава уголовного судопроизводства мировой судья имел право налагать на виновных лиц следующие виды наказания:
1) выговор, замечание и внушение;
2) денежное взыскание не свыше трехсот рублей;
3) арест до трех месяцев;
4) лишение свободы на срок не свыше одного года.
В начале процесса формирования института мирового суда разработчики реформы предъявляли к мировому судье некоторые справедливые требования. По их мнению, мировой судья, ближе всех находящийся к народу, должен был пользоваться особым доверием местных жителей, а это доверие он мог заслужить не столько юридическим образованием, сколько знанием народных понятий, нравов, обычаев, вообще всех условий местной жизни [23, с. 92], которым он будет руководствоваться при принятии решений. В своей речи, произнесенной при открытии нового суда, министр юстиции Д. Н. Замятин назвал мировой суд «краеугольным камнем гласного, скорого, правого и милостивого суда» [28, с. 453; 36, с. 42].
В 80-х - начале 90-х гг. XIX в. был принят ряд законодательных актов, которые легли в основу процессов, укрепившихся в историографии под названием «контрреформ» [33, с. 452-463; 30]. Однако в связи с изменениями политических взглядов на имперской период истории России, в большинстве случаев характеризующихся только отрицательно, сегодня в историографии «контрреформы» характеризуются как «консервативная стабилизация» или «контролируемая модернизация» [21, с. 26-27].
Законодательно закреплялась и трансформация правоохранительной системы Российской империи в этот период. В июле 1880 г. было упразднено III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а функции политического сыска перешли к Министерству внутренних дел [5; 37, с. 140]. Тогда же, исходя из политической обстановки, активизировало свою деятельность в системе Министерства внутренних дел Главное управление по делам печати, одним из первых шагов которого стало запрещение печатных органов революционных демократов [25, с. 50-52]. 6 августа 1880 г. при Министерстве внутренних дел был сформирован Департамент полиции - важнейшая часть Министерства. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в Министерство внутренних дел. Шефом жандармов стал министр внутренних дел [6; 25, с. 61-75].
14 августа 1881 г. было издано «Высочайше утвержденное Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» [7]. Положение давало право министру внутренних дел в необходимых случаях вводить в любой части страны режим «усиленной или чрезвычайной охраны». Согласно этому акту, каждый житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Распоряжение, изданное как временное (на три года), возобновлялось по истечении каждых трех лет и действовало вплоть до 1917 г. [24, с. 39-42; 20, с. 68-88].
27 августа 1882 г. были утверждены новые «О временных мерах, относительно периодической печати правила» [8], устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась карательная цензура - репрессивные меры против прогрессивной печати. Большое распространение получила практика издания специальных циркуляров, которые ограничивали круг тем, разрешенных для освещения в прессе.
В результате проведения преобразований в 1889 г. институт мировых судей был упразднен, его обязанности были возложены на вновь учрежденный институт земских начальников. При этом институт мировых судей был сохранен в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове и в Области войска Донского.
12 июля 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках» [10] с целью создания «близкой к народу твердой правительственной власти, которая соединила бы в себе попечительство над сельскими обывателями с заботами по завершению крестьянского дела и с обязанностями по охранению благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских местностях» [9].
Надо отметить, что многие губернаторы надеялись на то, что с появлением земских начальников многие вопросы, связанные с охраной общественного порядка и общественной безопасностью, будут быстро и положительно решаться. Минский губернатор генерал-майор князь Трубецкой в
своем отчете за 1889 г. на имя председателя правительства К.П. Победоносцева писал: «Замечаемое ныне отсутствие ближайшей твердой власти, имеющей право разбирать спорные дела, судить и наказывать виновных, проникло в сознание сельского населения, и неповиновение, своеволие и насилие, а в особенности неуважение к чужой собственности перестали быть явлениями, редкими в крестьянской среде. Эти печальные явления ясно доказывают, насколько настоятельна была потребность в той близкой к народу твердой правительственной власти, которая соединяла бы в себе попечительство над сельскими обывателями, с заботами по завершению крестьянского дела и с обязанностями по охранению благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских местностях» [14, л.д. 15-16]. По мнению губернатора, по вышеуказанным причинам крайне нуждался в реализации «благодетельный закон» 12 июля 1889 г.: «Только с введением этого закона и назначением участковых земских начальников население губернии приобретет близкую к себе и твердую власть, при помощи которой возможнее достигнуть того общего спокойствия, в котором разноплеменное население губернии так нуждается. Спокойное и мирное житье в деревне есть залог общего благосостояния и благоустройства, в котором нельзя отказать никому из обывателей края, без различия в вероисповедном, племенном и сословном отношении» [14, л.д. 15-16].
Спустя три года князь Трубецкой в своем отчете за 1902 г. вновь сообщает: «Серьезную роль в деле умиротворения взаимных между помещиками и крестьянами отношений успел уже сыграть введенный 1 октября 1901 г. в Минской губернии институт земских начальников. За недолгую службу свою земские начальники успели завоевать себе симпатии и уважение всего населения. Являясь близкою к народу властью, они постепенно вносят порядок в деревенскую жизнь, приучают крестьян к уважению чужих прав и чужой собственности, и многим из таких, разрешить такие сложные и обострившиеся дела, покончив с которыми иначе, как с помощью военной силы, казалось немыслимым» [17, л.д. 53].
Надо отметить, что большинство губернаторов как лица, ответственные за наведение общественного порядка и спокойствия, поддерживали введение института земских начальников и принимали активные меры по становлению этого института. Заинтересованность губернаторов во введении таких должностных лиц объяснялось тем, что, во-первых, с введением земских начальников ликвидировалась должность мирового судьи, который не подчинялся губернатору, а порой привлекал его к ответственности [41, с. 5], во-вторых, в отличие от мирового судьи, земской участковый начальник назначался и увольнялся губернатором и, кроме выполнения судебной функции, принимал решения по многим административным делам, чем облегчал задачи губернского правления.
На территории Российской империи земские начальники вводились постепенно, начиная с 1890 г. С 1 февраля 1890 г. они начали действовать во Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Черниговской губерниях; с 1 сентября 1890 г. - в Екатеринославской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Полтавской, Псковской, Симбирской, Смоленской, Тульской, Харьковской; с 1 сентября 1891 г. - в Вологодской (уезды Вологодский, Вельский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский), Воронежской, Вятской, Казанской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской, Ярославской*; с 1 сентября 1892 г. - в Бессарабской (кроме Измаильского уезда), Таврической, Херсонской; с 1 сентября 1893 г. - в Пермской; с 1 октября 1894 г. - в Астраханской, Олонецкой, Оренбургской, Уфимской, Ставропольской; с 1 июля 1899 г. - в уездах Велико-Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский и Усть-Сысольский Вологодской губернии; с 1 октября 1901 г. - в Витебской, Минской, Могилевской [23, с. 40].
С введением института земских участковых начальников вся территория Российской империи была поделена на 2201 земской участок [21, с. 83] во главе с земскими начальниками. Число земских участков в каждом уезде определялось законодательным порядком на основании представлений министра внутренних дел по соглашению с министром юстиции и финансов, т.к. финансирование осуществлялось за счет государственного бюджета. При этом учитывались местные географические, экономические и демографические условия, а также предельные нормы численности населения будущих участков (от 10 до 15 тыс. жителей), которые устанавливались циркуляром министра внутренних дел от 25 августа 1890 г. № 30 [21, с. 34]. В таком же порядке утверждались дальнейшие предложения об увеличении или уменьшении числа участков. В каждой губернии количество земских начальников было распределено по-разному, при этом не всегда соблюдалось соотношение количества проживающих жителей на каждого земского начальника. В Воронежской губернии общая численность земских начальников была установлена в количестве 67 человек [21, с. 138, 164], в Тамбовской губернии был 81 земский начальник [23, с. 141]. Территория Вятской губернии была разделена между 93 земскими начальниками, а количество земских начальников в Пермской губернии достигало 106, что позволило ей занять первое место в Российской империи [27, с. 70, 164].
Кроме того, дополнительное количество земских начальников могло быть утверждено отдельными решениями государственного органа. 29 декабря 1889 г. Государственный совет утвердил количество земских участков в уездах Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской и Черниговской губерниях. В результате на территории этих шести губерний были установлены 333 земских участка [19, с. 129, 132]. Надо отметить, что реального увеличения количества земских начальников в большинстве губерний до 1917 г. так и не произошло [21, с. 138].
Нормативный акт предусматривал изменение границ земских участков. Согласно разд. I ст. 4, границы земских участков могли быть измененяемым губернским присутствием, по предложениям губернатора, представлениям уездного съезда или по ходатайствам подлежащего уездного земского собрания.
Гл. 2 «Положения о земских участковых начальниках» регламентировала порядок назначения и увольнения земского участкового начальника. Ст. 6 указанного Положения устанавливала ценз для лиц, назначаемых на эту должность. На должность земского начальника могли быть назначены: 1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства; 2) местные потомственные дворяне, которые имели возраст не менее 25 лет и высшее образование; 3) не менее трех лет прослужившие в губернии на должности мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника [10; 38, с. 15]. Кроме того, законодательством был установлен имущественный ценз. Лица, назначаемые на должность земского начальника, или их родители, или их жены должны были иметь в пределах уезда половину той земельной собственности, которая определена для непосредственного участия в избирании гласных в Уездное Земское собрание, или владеть другим видом недвижимого имущества, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
Первоначально разработчики Положения понимали, что в сельской местности трудно будет найти достаточное количество кандидатов, назначаемых на должность земского участкового начальника [13, л.д. 21, об.-24]. По этой причине в ст. 7 Положения были сделаны исключения: при недостатке определенного количества лиц, удовлетворяющих соответствующим требованиям, в качестве кандидатов на указанную должность рассматривались: 1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее 25 лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состояли в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владели в пределах уезда на праве собственности пространством земли, вдвое большим против указанных в ст. 6 Положения, или другим недвижимым имуществом, ценным, для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей; 2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из указанных в п. 2 ст. 6 Положения должностей, если лица эти, хотя и не владеют пространством земли, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда [27]. В зависимости от места расположении губернии, личный состав земских начальников комплектовался из числа разных должностных лиц, но при этом соблюдался общий порядок комплектования. Из 52 земских начальников во Владимирском уезде 2 были из числа бывших дворянских предводителей, 14 из числа мировых посредников, 19 почетных и участковых мировых судей, 17 из числа лиц, окончивших курсы в высших учебных заведениях, офицеров запаса и отставных [15, л.д. 26 об.].
Положение устанавливало ограничения при назначении на должность участкового земского начальника. Согласно ст. 10 Положения, на должность земских начальников не могли быть назначены: 1) лица, состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, равно как подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния, заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, а также лица, которые находились под судом за преступления и проступки, влекущие за собою такие наказания, не оправданные судебными приговорами; 2) исключенные из службы или из Дворянского собрания по приговорам последних; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие под опекою за расточительность [10].
Кроме того, земский начальник, согласно ст. 19 Положения, не мог одновременно занимать другую должность по государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в местных учебных и богоугодных заведениях и звания гласного земского собрания.
Отличительным знаком земского начальника был особый знак, который носился на шее поверх одежды и состоял из бронзовой позолоченной цепи с прикрепленным к ней позолоченным кругом. На лицевой стороне этого круга помещалось изображение государственного герба, вокруг которого имелась надпись: «Земский начальник», а на обратной стороне - надпись, указывающая на день утверждения Положения. Кроме того, каждый земский начальник имел свою печать с изображением государственного герба, указанием номера участка и уезда губернии [23, с. 200, 201].
Полномочия земских начальников были регламентированы разд. 4 и 5 Положения о земских начальниках. Данные полномочия делились на административные и судебные.
Административные полномочия распространялись как на должностных лиц (представителей сельского общества и волостного управления), так и на частных. Согласно разд. 4 Положения, земский начальник имел следующие административные полномочия:
- производить надзор и ревизию всех установлений крестьянского общественного самоуправления. Благодаря подобным ревизиям, как отмечает Н.В. Башкирева, выяснялись и пресекались злоупотребления должностных лиц крестьянского управления. При ревизии одного из участков Воронежской губернии земский начальник обнаружил хищение денег на сумму 1200 рублей. По результатам ревизии виновные лица - волостные старшины и писарь - были отданы под суд [21, с. 102]. Как отмечает А.В Звонцова, «постоянный контроль, частые ревизии волостных правлений содействовали упорядочению делопроизводства и личного состава должностных лиц» [31, с. 108]. По данным Звонцовой, исследовавшей деятельность земских начальников Тульской губернии, за 1895 и 1896 гг. земские начальники Тульского уезда привлекали к аресту 181, к денежному взысканию 443, подвергали выговору 23 и временному увольнению от должности 21 должностное лицо волостного и сельского крестьянского управления [31, с. 108, 109];
- исполнять обязанности уездного исправника и станового пристава во время их отсутствия, осуществлять надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охране общественного порядка, общественной безопасности, а также по предупреждению и пресечению
преступлений и административных проступков. Надо отметить, что ст. 61 Положения давала право земскому начальнику привлекать к ответственности должностных лиц из числа волостного и сельского управления, не выполнивших его законные распоряжения или требования. Большинство земских начальников в повседневной деятельности пользовались этим правом и привлекали к ответственности виновных лиц, не выполнявших свои обязанности. В своем отчете владимирский губернатор Суденко сообщал, что за 1890 г. земскими начальниками были уволены с занимаемых должностей 164 человека из числа лиц волостных и сельских управлений, а 26 из них были преданы суду. За маловажные же проступки по должности означенные лица были подвергаемы: аресту 810, денежному штрафу 488 и выговору 337 раз [16, л.д. 27]. Как отмечает Н.А. Бузанова, земские начальники порой демонстрировали свою власть при привлечении к ответственности должностных лиц. В качестве примера она указала то, что в феврале 1914 г. земским начальником Козловского уезда Тамбовской губернии Зборжевским были арестованы сразу 11 старост для отбывания 7-дневного срока [23, с. 89];
- выносить дополнительные вопросы для обсуждения на волостном сходе;
- принимать и рассматривать жалобы на должностных лиц сельских и волостных управлений;
- сообщать уездному исправнику о лицах, утвержденных на должность волостных старшин;
- освобождать от должности неблагонадежных волостных и сельских писарей. В своих записках земский участковый начальник В. Поливанов отмечал, что после проведения беседы с председателем уездного земского собрания ему стало известно о ненадежности и непорядочности некоторых волостных писарей, которые при составлении процессуальных документов старались получить свою выгоду [39, с. 102-105]. Так, например, А.Н. Боханов отмечал: «...полуграмотный писарь ради штофа водки заставляет пьяного и безграмотного старшину делать все, что ему вздумается» [22, с. 128], именно ими «проводятся в движение все волостные нити» [23, с. 86];
- проверять все приговоры волостных судов и сельских сходов, при обнаружении нарушений прав и законных интересов как отдельных лиц, так и общества приостанавливать исполнение приговора и передавать дела на решение уездных съездов. Идея создания института земских начальников как твердой власти была связана именно с полномочиями такого рода. Надо отметить, что деятельность должностных лиц крестьянского общественного правления и волостных судов находилась в крайне неудовлетворительном состоянии, что отрицательно отражалось на авторитете государственной власти в сельской местности. Одной из причин неэффективной деятельности волостных судов было несоответствие их личного состава. Министр внутренних дел Д.А. Толстой в письме от 5 февраля 1887 г. на имя императора характеризовал состояние волостного суда таким образом: «Личный состав судей в большинстве местностей крайне неудовлетворителен; подкуп и угощения вином составляют обычные приемы, почти необходимую принадлежность всякого разбирательства; самые мошеннические проделки узакониваются решением волостных судов. Едва ли необходимо разъяснять, какое развращающее влияние на крестьянскую среду оказывает подобный порядок оправления правосудия» [18, л.д. 348, 348 об.].
Судебные обязанности земских начальников определялись «Правилами о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям» от 29 декабря 1889 г. [11] и представляли собой часть полномочий упраздненного мирового судьи. Земские начальники рассматривали как гражданские, так и уголовные дела.
Из гражданских дел земскому начальнику были подсудны:
- иски на сумму не свыше 500 рублей, возникающие по найму земельных угодий, по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение, по потравам и другим повреждениям полей, лугов и иных угодий;
- иски по всякого рода другим личным договорам и обязательствам, о движимости и о вознаграждении за вред и убытки, когда отыскиваемая сумма не превышает 300 рублей;
- иски о личных обидах и оскорблениях, т.е. о бесчестии;
- иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев;
- иски, хотя и подведомственные волостным судам, но на представление которых разбирательству земским начальникам последовало взаимное между тяжущимися соглашение [21, с. 96; 27, с. 57].
В порядке уголовного судопроизводства ведению земских начальников подлежали:
1) проступки, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, за исключением краж со взломом и ростовщичества;
2) бесплатная продажа питейных и табачных изделий и других проступки против Устава об акцизном сборе;
3) дела о нарушении правил о приготовлении, хранении, продаже церковных вещей, если стоимость конфискованного не превышает 300 рублей.
К проступкам, предусмотренным Уставом о наказаниях, относились:
1) проступки против порядка управления (неисполнение распоряжений, требований и постановлений правительственных и полицейских властей, ослушание и оскорбление полицейских и жандармов, порча и истребление выставленных по распоряжению властей гербов, подписей или объявлений);
2) проступки против благочиния, порядка и спокойствия (нарушение порядка в церкви, драка в общественных местах, открытие без разрешения общенародных игр или театральных представлений, прошение милостыни и т. д.);
3) проступки против общественного благоустройства (засорение рек, каналов, источников и колодцев; производство без разрешения буровых и подземных работ; охота без разрешения или с чужим охотничьим свидетельством; рыбная ловля в запрещенное время);
4) нарушение уставов: о паспортах, строительного, питейного, почтового, телеграфного, о табачном сборе и путей сообщения;
5) проступки против чужой собственности: а) самовольное пользование чужим имуществом (самовольное срывание плодов, овощей, зерна на чужих землях; добывание песка, глины; проход и проезд, прогон скота через чужие луга, поля, земли); б) похищение и повреждение чужого леса (похищение из леса деревьев, порубка);
6) проступки против личной безопасности (хранение оружия и пороха);
7) нарушение правил осторожности от пожаров;
8) оскорбление чести, угрозы, насилие; кражи; проступки против семейных прав; проступки против народного здравия; присвоение; обман; растрата; покупка заведомо краденого; нарушение карантина; запрещенная игра в карты; неисполнение законного требования полиции; мошенничество; продажа лекарственных вещей [23, с. 98; 27, с. 58, 59; 34, с. 186-197].
Как отмечали некоторые авторы, «судебные дела поглощали не менее половины всего времени» [27, с. 145] земских начальников.
Анализ судебной деятельности земских начальников показывает, что им приходилось принимать решения больше по уголовным делам, чем по гражданским. В течение одного года в производстве 52 земских начальников Владимирской губернии находилось 6898 уголовных и 1889 гражданских дел [15, л.д. 27 об.]. Аналогичная картина была и в других губерниях [31, с. 157; 21, с. 277].
Добавим, что, помимо основных обязанностей - судебных, административных и полицейских - земский начальник выполнял массу побочных занятий. Он был «членом уличных советов, общества трезвости, на нем лежал надзор за исполнением воинской повинности, он опекал все благотворительные учреждения и попечительства, был председателем всех комиссий по неурожаю, по пожару, по постройкам и т.п.» [27, с. 65; 31, с. 125-127].
Кроме того, земский начальник должен был проводить ревизию сельского собрания, во время которой проверял приходо-расходную книгу сельского старосты, а также изучал оправдательные документы в израсходовании денег и следил за тем, чтобы расходы производились на то, на что они ассигнованы сельским сходом по приговору; посмотрев книгу, проверял наличность денег, которая должна была равняться остатку, значащемуся по денежной книге; при проверке поданной части земский начальник требует от сборщиков податей все полученные ими квитанции [42, с. 202].
При ревизии волостных и сельских управлений земский начальник обязан был осматривать пожарный обоз, арестантские помещения и требовать, где это окажется необходимым, чтобы арестантские были приведены в надлежащий вид, а также осматривать архив, чтобы таковой был в порядке, дела лежали по годам систематизированно, и чтобы «в случае надобности можно было бы немедленно найти необходимое дело, а не искать его по три часа, как это большею частью бывает» [42, с. 204]. Земскому начальнику надлежит также надзор за опекунствами, учреждаемыми над личностью и имуществом малолетних сирот сельского состояния и разрешение жалоб, приносимых на действия опекунов [42, с. 206].
Земские начальники подчинялись надзору и руководству местного губернатора и губернского присутствия. Губернатору предоставлялось право ревизовать делопроизводство земского начальника на общем основании, давать им указания к единообразному применению положения и об усмотренных при ревизии беспорядках, равно как и случаях уклонения земских начальников от правильного исполнения служебных обязанностей предлагать на обсуждение губернского присутствия для принятия с его стороны соответствующих мер.
Институт земских начальников был ликвидирован Постановлением Временного правительства от 30 июня 1917 г. [31, с. 217-218]. Менее чем тридцатилетнее его существование показало, что, несмотря на массу имеющихся недостатков в процессе формирования и дальнейшей организации его деятельности, он выполнял важную государственную функции и твердо стоял на защите публичных и частных интересов.
Примечание.
* В проекте министра внутренних дел численность вводимых третьей очередью земских начальников изначально была установлена в количестве 752 единиц, а после рассмотрения проекта Государственным советом их количество было уменьшено до 749 человек [12, л.д. 13, 18-19 об., 422].
Список литературы
1. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXIX. - № 41475.
2. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXIX. - № 41476.
3. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXIX. - № 41477.
4. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXIX. - № 41478.
5. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXXV. - № 61279.
6. ПСЗ. - Собр. 2. - Т. XXXXV. - № 61284.
7. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. I. - № 350.
8. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. II. - № 1072.
9. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. IX. - № 6195.
10. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. IX. - № 6196.
11. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. IX. - № 6485.
12. РГИА. - Ф. 1149. - Оп. 11. - Д. 45.
13. РГИА. - Ф. 1149. - Оп. 11. - Ед. хр. 44 А.
14. РГИА. - Отчет о состоянии Минской губернии за 1889 г.
15. РГИА. - Отчет о состоянии Владимирского губернатора за 1890 г.
16. РГИА. - Отчет о состоянии Владимирской губернии за 1886-1903, 1907-1912 гг. -Библиотека. - Оп. 1. - Д. 15.
17. РГИА. - Отчет о состоянии Минской губернии за 1902 г.
18. РГИА. - Ф. 1282. - Оп. 2. - Д. 17.
19. Закон о земских участковых начальниках 12 июля 1889: С присоединением Высочайше утвержденных 29 декабря 1889 г. Мнений Государственного Совета о некоторых изменениях и дополнениях к нему и о приведении его в действие в 6 губерниях: Московской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Костромской и Черниговской / сост. М. Н. Лавров. - М., 1890.
20. Александров, О. Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй половине XIX -начале XX века : дис. ... канд. юрид. наук / Нижегород. юрид. ин-т МВД России. - Н.Новгород, 2000.
21. Башкирева, Н. В. Земские участковые начальники Воронежской губернии: состав, функции, деятельность (1889-1917 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. - Воронеж, 2010.
22. Боханов, А. Н. Император Александр II. - М.: Русское слово, 1998. - С. 428.
23. Бузанова, Н. А. Земские начальники Тамбовской губернии (1889-1917 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. - Тамбов, 2005.
24. Быстров, А. Н. Стадия судебного рассмотрения в уголовно-политических процессах в Российской империи по реформенного периода (1864 г. - нач. XX в.): законодательного регулирование и особенности правоприменительной практики : дис. ... канд. юрид. наук / Кубан. гос. аграр. ун-т. - Краснодар, 2010.
25. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. - Т. 2: Центральные государственные учреждения. Министерство внутренних дел. Министерство юстиции. Министерство финансов. Министерство торговли и промышленности. Государственный контроль. - СПб.: Наука, 2001.
26. Горская, Н. И. Земство и мировой суд в России: законодательство и практика второй половины XIX века: конец 50-х - конец 80-х гг. : дис. ... докт. ист. наук. - М., 2009.
27. Гурьянов, М. М. Институт земских начальников в конце XIX - начале XX вв. и его региональной особенности : дис. .. канд. юрид. наук / Вят. ГГУ. - Киров, 2007.
28. Джаншиев, Г. А. Из эпохи великих реформ / 5-е изд., доп. - М., 1894.
29. Дорошков, В. В. Мировой судья: исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности : дис. ... докт. юр. наук / Рос. академия правосудия. М., 2003.
30. Захарова, Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. / под. ред. проф. П.А. Зайончковского. - М.: Москов. ун-т, 1968.
31. Звонцова, А. В. Институт земских начальников в России в эпоху консервативной стабилизации и реформаторском процессе в 80-е гг. XIX - начале XX вв. (по материалам Тульской губернии) : дис. ... канд. ист. наук / Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2006.
32. Исаев, И. А. История государства и права России : учебник / 3-е изд. - М.: Юристь, 2006.
33. История государства и права России : учебник / под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 1999.
34. Каховская, Т. Б. Мировой суд в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере уездов Казанской губернии с преобладающим чувашскими населением) : дис. ... канд. ист. наук / ГОУ ВПО «Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева». - Саранск, 2010.
35. Куприянович, Н. В. Мировой суд в системе судебной власти Российской Федерации: вопросы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук / Саратов. юрид. ин-т МВД России. - Саратов, 2006.
36. Лонская, С. В. Мировой суд в России (1804-1917 гг.): историко-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. - Калининград., 1998.
37. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
38.Мироненко, К. А. Земские начальники центрального черноземья в социально-политической повседневности в конце XIX - XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Курск. гос. ун-т. - Курск, 2012.
39. Поливанов, В. Записки земского начальника. // Русская мысль. - 1917. - Март-апрель.
40. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - Т. 8 / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1991.
41. Титов, А. А. О мировых судьях и земских начальникам. - М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1906.
42. Яновский, Н. Г. Настольная книга земского начальника и волостного правления. Делопроизводство земского начальника, надзор земского начальника за волостными и сельскими правлениями и волостными судами. С приложением копии циркуляра Министра внутренних дел, изданных в дополнение закона 12 июля 1889 года по 1 сентября 1894 года / сост. земский начальник VI-го участка Роменского уезда Полтавской губернии Н.Г. Яновский. - Ромны: Тип. братьев Э. и Н. Дельберг, 1894.
Literature
1. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXIX. - № 41475.
2. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXIX. - № 41476.
3. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXIX. - № 41477.
4. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXIX. - № 41478.
5. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXXV. - № 61279.
6. PSZ. - Sobr. 2. - T. XXXXV. - № 61284.
7. PSZ. - Sobr. 3. - T. I. - № 350.
8. PSZ. - Sobr. 3. - T. II. - № 1072.
9. PSZ. - Sobr. 3. - T. IX. - № 6195.
10. PSZ. - Sobr. 3. - T. IX. - № 6196.
11. PSZ. - Sobr. 3. - T. IX. - № 6485.
12. RGIA. - F. 1149. - Op. 11. - D. 45.
13. RGIA. - F. 1149. - Op. 11. - Ed. hr. 44 A.
14. RGIA. - Otchet o sostoyanii Minskoy gubernii za 1889 g.
15. RGIA. - Otchet o sostoyanii Vladimirskogo gubernatora za 1890 g.
16. RGIA. - Otchet o sostoyanii Vladimirskoy gubernii za 1886-1903, 1907-1912 gg. - Biblioteka. -Op. 1. - D. 15.
17. RGIA. - Otchet o sostoyanii Minskoy gubernii za 1902 g.
18. RGIA. - F. 1282. - Op. 2. - D. 17.
19. Zakon o zemskih uchastkovyih nachalnikah 12 iyulya 1889: S prisoedineniem Vyisochayshe utverzhdennyih 29 dekabrya 1889 g. Mneniy Gosudarstvennogo Soveta o nekotoryih izmeneniyah i dopolneniyah k nemu i o privedenii ego v deystvie v 6 guberniyah: Moskovskoy, Vladimirskoy, Ryazanskoy, Kaluzhskoy, Kostromskoy i Chernigovskoy / sost. M. N. Lavrov. - M., 1890.
20. Aleksandrov, O. G. Chrezvyichaynoe zakonodatelstvo v Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka : dis. ... kand. yurid. nauk / Nizhegorod. yurid. in-t MVD Rossii. - N.Novgorod, 2000.
21. Bashkireva, N. V. Zemskie uchastkovyie nachalniki Voronezhskoy gubernii: sostav, funktsii, deyatelnost (1889-1917 gg.) : dis. ... kand. ist. nauk. - Voronezh, 2010.
22. Bohanov, A. N. Imperator Aleksandr II. - M.: Russkoe slovo, 1998. - S. 428.
23. Buzanova, N. A. Zemskie nachalniki Tambovskoy gubernii (1889-1917 gg.) : dis. ... kand. ist. nauk. - Tambov, 2005.
24. Byistrov, A. N. Stadiya sudebnogo rassmotreniya v ugolovno-politicheskih protsessah v Rossiyskoy imperii po reformennogo perioda (1864 g. - nach. XX v.): zakonodatelnogo regulirovanie i osobennosti pravoprimenitelnoy praktiki : dis. ... kand. yurid. nauk / Kuban. gos. agrar. un-t. - Krasnodar, 2010.
25. Vyisshie i tsentralnyie gosudarstvennyie uchrezhdeniya Rossii. 1801-1917. - T. 2: Tsentralnyie gosudarstvennyie uchrezhdeniya. Ministerstvo vnutrennih del. Ministerstvo yustitsii. Ministerstvo finansov. Ministerstvo torgovli i promyishlennosti. Gosudarstvennyiy kontrol. - SPb.: Nauka, 2001.
26. Gorskaya, N. I. Zemstvo i mirovoy sud v Rossii: zakonodatelstvo i praktika vtoroy polovinyi XIX veka: konets 50-h - konets 80-h gg. : dis. ... dokt. ist. nauk. - M., 2009.
27. Guryanov, M. M. Institut zemskih nachalnikov v kontse XIX - nachale XX vv. i ego regionalnoy osobennosti : dis. .. kand. yurid. nauk / Vyat. GGU. - Kirov, 2007.
28. Dzhanshiev, G. A. Iz epohi velikih reform / 5-e izd., dop. - M., 1894.
29. Doroshkov, V. V. Mirovoy sudya: istoricheskie, organizatsionnyie i protsessualnyie aspektyi deyatelnosti : dis. ... dokt. yur. nauk / Ros. akademiya pravosudiya. M., 2003.
30. Zaharova, L. G. Zemskaya kontrreforma 1890 g. / pod. red. prof. P.A. Zayonchkovskogo. - M.: Moskov. un-t, 1968.
31. Zvontsova, A. V. Institut zemskih nachalnikov v Rossii v epohu konservativnoy stabilizatsii i reformatorskom protsesse v 80-e gg. XIX - nachale XX vv. (po materialam Tulskoy gubernii) : dis. ... kand. ist. nauk / Tulskiy gos. ped. un-t im. L.N. Tolstogo. - Tula, 2006.
32. Isaev, I. A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii : uchebnik / 3-e izd. - M.: Yurist, 2006.
33. Istoriya gosudarstva i prava Rossii : uchebnik / pod red. Y.P. Titova. - M.: Prospekt, 1999.
34. Kahovskaya, T. B. Mirovoy sud v Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vv. (na primere uezdov Kazanskoy gubernii s preobladayuschim chuvashskimi naseleniem) : dis. ... kand. ist. nauk / GOU VPO «Chuvash. gos. ped. un-t im. I.Y. Yakovleva». - Saransk, 2010.
35. Kupriyanovich, N. V. Mirovoy sud v sisteme sudebnoy vlasti Rossiyskoy Federatsii: voprosyi teorii i praktiki : dis. ... kand. yurid. nauk / Saratov. yurid. in-t MVD Rossii. - Saratov, 2006.
36. Lonskaya, S. V. Mirovoy sud v Rossii (1804-1917 gg.): istoriko-pravovoe issledovanie : dis. ... kand. yurid. nauk. - Kaliningrad., 1998.
37. Ministerskaya sistema v Rossiyskoy imperii: k 200-letiyu ministerstv v Rossii. - M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2007.
38. Mironenko, K. A. Zemskie nachalniki tsentralnogo chernozemya v sotsialno-politicheskoy povsednevnosti v kontse XIX - XX vv. : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk / Kursk. gos. un-t. - Kursk, 2012.
39. Polivanov, V. Zapiski zemskogo nachalnika. // Russkaya myisl. - 1917. - Mart-aprel.
40. Rossiyskoe zakonodatelstvo X-XX vv.: v 9 t. - T. 8 / pod obsch. red. O.I. Chistyakova. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1991.
41. Titov, A. A. O mirovyih sudyah i zemskih nachalnikam. - M.: Tip. T-va I.D. Syitina, 1906.
42. Yanovskiy, N. G. Nastolnaya kniga zemskogo nachalnika i volostnogo pravleniya. Deloproizvodstvo zemskogo nachalnika, nadzor zemskogo nachalnika za volostnyimi i selskimi pravleniyami i volostnyimi sudami. S prilozheniem kopii tsirkulyara Ministra vnutrennih del, izdannyih v dopolnenie zakona 12 iyulya 1889 goda po 1 sentyabrya 1894 goda / sost. zemskiy nachalnik VI-go uchastka Romenskogo uezda Poltavskoy gubernii N.G. Yanovskiy. - Romnyi: Tip. bratev E. i N. Delberg, 1894.