ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
УДК 631.115.1
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ
С.В. Сусликов, главный специалист,
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, ул. Сибирская, 15, г. Пермь, Россия, 614000 E-mail: wandragor@mail .ru
Аннотация. Продолжающийся кризис в сельскохозяйственной отрасли страны негативно сказывается на обеспеченности граждан продуктами сельского хозяйства. В этих условиях личные подсобные хозяйства (ЛПХ) граждан выступают гарантом обеспечения жителей сельскохозяйственной продукцией, а также играют существенную роль в продовольственной безопасности страны. Однако, законодательство не в полной мере регулирует формирование земельных участков для ведения ЛПХ и их размеры, тем самым создавая условия для появления подсобных хозяйств, превышающих максимальные нормы предоставления и служащих, зачастую, для застройки. Это приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота продуктивных сельскохозяйственных угодий, нарушению сложившейся структуры землепользования, что негативно сказывается на развитии и экономической эффективности сельскохозяйственной отрасли.
Для решения обозначенных проблем необходимо изменение порядка формирования земельных участков для личных подсобных хозяйств - введения землеустроительного этапа, предполагающего организацию земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования. Создание такой схемы позволит определить земельные массивы, необходимые для ведения и развития сельскохозяйственного производства предприятиями, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также для расширения перспективных населенных пунктов, создания вблизи лесов и водоемов садовых и дачных товариществ, проведения обоснованной сельскохозяйственной и градостроительной политики.
Ключевые слова: личные подсобные хозяйства населения, землеустройство, земельные доли, импортозамещение.
Введение. В условиях политических и социально-экономических изменений, происходящих в России в последнее время, значение и роль сельскохозяйственной отрасли страны претерпели существенные изменения. Если ранее значительная часть сельскохозяйственной продукции свободно закупалась за рубежом (зачастую в ущерб отечественному сельскохозяйственному производству), то в настоящее время, в период «сельскохозяйственного эмбарго», правительство активно проводит политику импортозамещения товарами российских производителей.
Однако, учитывая продолжающиеся кризисные явления в сельскохозяйственной отрасли страны, крупные сельскохозяйственные предприятия не могут обеспечить в полной мере потребности населения в сельскохозяйственной продукции. По этой причине сегодня
малые формы хозяйствования, в частности, ЛПХ населения, не только обеспечивают продуктами питания сельских и городских жителей, но и являются гарантом продовольственной безопасности страны.
Так, по данным Росстата, в 2000 году, в целом по стране, доля личных подсобных хозяйств населения в общем объеме сельскохозяйственного производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции составляла 50% и более. В ряде регионов это значение достигало 80-90% [4,7,10]. Однако, к 2012 году наметилась тенденция к сокращению данных показателей. Но, несмотря на это, роль и значение личных подсобных хозяйств населения как товарного производителя в сельском хозяйстве продолжают оставаться весьма важными [5,6,8,9].
Таблица
Структура производства основных продуктов сельского хозяйства в ЛПХ в целом по России и Пермскому краю в динамике, в % от общего объема производства
в хозяйствах всех категорий
Картофель Овощи Скот и птица на убой Молоко
о 1Г1 о <ч о 5 о <ч о 5 о <ч о 5 0 <ч
о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч о <ч
Россия 91 89 84 79 75 74 71 69 58 51 36 30 51 52 50 48
Пермский край 94 93 88 84 93 91 91 89 42 38 24 24 52 42 31 28
Несмотря на поддержку со стороны государства малых форм хозяйствования, в том числе и ЛПХ, существует ряд проблем, мешающих эффективному развитию данного вида хозяйствования.
Методика. Проведенный анализ нормативно-правовых актов в отношении личных подсобных хозяйств населения позволил выявить неоднозначность в регулировании формирования земельных участков для ЛПХ и их размеров. В соответствии с Федеральным Законом «О личном подсобном хозяйстве», ЛПХ могут находиться как на землях населенных пунктов (приусадебный участок), так и на землях сельскохозяйственного назначения (полевой надел). Этим же законом регламентируются максимальные размеры предоставляемых земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности [1].
Однако не только данный законодательный акт регулирует образование новых земле-пользований ЛПХ. В соответствии с Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки могут быть выделены из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли, в том числе и для создания личного подсобного хозяйства [2,3]. Так появляются земельные участки ЛПХ размерами, значительно превышающими максимальные нормы предоставления. В современных рыночных условиях образование таких земельных участков зачастую служит не столько для ведения сельскохозяйственного производства (в товарных объемах), сколько для дальнейшей застройки последних путем изменения вида разрешенного использования (зачастую в «садоводство и огородничество» или «дачное строительство»), так как это принесет быструю прибыль при минимальных затратах.
Результаты. Таким образом, в результате недостаточного законодательного регулирования из сельскохозяйственного оборота выбывают продуктивные угодья, предназначенные исключительно для ведения сельскохозяйственной деятельности. Все это имеет ряд негативных последствий, влияющих не только на развитие ЛПХ, но и на сельскохозяйственную отрасль в целом, а также на деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций. В частности, нарушается сложившаяся структура землепользований, что осложняет ведение сельскохозяйственного производства, и, в конечном итоге, снижает экономическую эффективность сельскохозяйственной деятельности и сказывается на продовольственной безопасности региона и страны в целом.
Несмотря на то, что вовлечение данных земельных участков в градостроительный оборот влияет на уровень обеспеченности жильем населения, это влечет одновременно и дополнительные расходы со стороны местных органов власти в части обеспечения вновь возведенных строений инфраструктурой, а также необходимость реконструкции существующих инженерных сетей ввиду возросшей нагрузки. В условиях экономического кризиса, ограниченности финансовых средств муниципалитетов данные мероприятия будет сложно реализовать.
Тем не менее, существует и целый ряд землепользователей, выделивших земельные участки в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения для ведения ЛПХ с целью сельскохозяйственного производства. Однако, в силу ряда причин, они так и не воспользовались своим правом ведения деятельности на таких участках. В результате длительного «простоя» такие участки оказались залесены и уже непригодны в сельскохозяйственном производстве, что также негативно
сказывается на деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Указанные примеры свидетельствуют об отсутствии должного контроля и законодательного регулирования использования земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств, выделенных в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
Для решения данных проблем необходимо изменение порядка формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а именно введение землеустроительного этапа, предполагающего организа-
цию территории земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных образований (сельских поселений).
Схема организации территории - это землеустроительный документ, направленный на актуализацию сложившейся системы землепользование её систематизацию и упорядочивание границ с учетом перспективного использования земельных участков. Такие схемы должны организовывать территории земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных образований с учетом интересов как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и местных органов власти.
Рис. Схема организации земель сельскохозяйственного назначения для различных видов использования
Таким образом, при участии всех заинтересованных лиц, правообладателей земельных участков можно определить земельные массивы, необходимые для ведения и развития сельскохозяйственного производства предприятиями, личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Появляется возможность выделения земельных массивов (в том числе из невостребованных земельных долей), распложенных вблизи перспективных населенных пунктов, для их дальнейшего расширения, а также для создания садовых и дачных некоммерческих товариществ вблизи лесов и водоемов, а также на залесенных землях, бывших в сельскохозяйственном обороте.
Выводы. Благодаря такой организации земель появляется возможность проводить обоснованную сельскохозяйственную и градостроительную политику. Это, в свою очередь, позволит упорядочить застройку земель сельскохозяйственного назначения и более рационально организовать сельскохозяйственное производство в границах сельского поселения. Указанные мероприятия благоприятно скажутся на сельскохозяйственной деятельности как субъектов малых форм хозяйствования, так и крупных сельскохозяйственных предприятий. А это, в свою очередь, позволит активно проводить политику импортозамеще-ния, что благоприятно скажется на продовольственной безопасности страны.
Литература
1. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
4. Российский статистический ежегодник. 2001: Стат.сб. / Госкомстат России. - Р 76 М.: 2001. 679 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2011. 795 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2014. 693 с.
7. Пермский край. Статистический ежегодник: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2010. 376 c.
8. Пермский край. Статистический ежегодник: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2013. 457 с.
9. Статистический ежегодник Пермского края. 2014: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2014. 444 с.
10. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]: - режим доступа свободный: http://cbsd.gks.ru/.
LAND MANAGEMENT AS BASIS OF DEVELOPMENT OF PERSONAL SUBSIDIARY FARMS
S.V. Suslikov, Chief Specialist
Town Planning and Architecture Department Perm Administration, 15 Sibirskaya St., Perm, 614000, Russia E-mail: wandragor@mail .ru
ABSTRACT
The proceeding crisis in agricultural branch of the country negatively influences providing citizens with products of agriculture. In these conditions, personal subsidiary farms (PSF) are the guarantor of providing inhabitants with agricultural products, and play an essential role in food security of the country. However, the legislation not fully regulates formation of the land plots for PSF and their sizes, thereby creating conditions for PSF exceeding the maximum norms of granting. Often such sites are built up with buildings. It leads to violation of productive agricultural grounds, structures of land use that negatively affects development and economic efficiency of agricultural branch. For the solution of the designated problems, it is necessary to change an order of formation of the land plots for personal subsidiary farm - introduction of the land management stage assuming the organization of lands of agricultural purpose in borders of municipality. Creation of such scheme will allow defining land massifs necessary for maintaining and development of agricultural production by the enterprises, personal subsidiary farms and peasant farming, and also for expansion of perspective settlements, creation near the woods and reservoirs of summer cottages.
Such organization of lands will allow pursuing reasonable agricultural and urban policy that will favorably affect development of personal subsidiary farms and, respectively, food security of the country.
Key words: personal subsidiary farms, land management, land shares, import substitution.
Литература
1. Federal'nyi zakon ot 07.07.2003 No. 112-FZ «O lichnom podsobnom khozyaistve» [Elektronnyi resurs] (Federal law from 07.07.2003 No. 112-FZ "About personal subsidiary plot), SPS Konsul'tant plyus.
2. Federal'nyi zakon ot 24.07.2002 No. 101-FZ «Ob oborote zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya» [Elektronnyi resurs] (Federal law from 24.07.2002 No.101-FZ "About agricultural land transaction"), SPS Konsul'tant plyus.
3. Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 25.10.2001 № 136-FZ [Elektronnyi resurs] (Land Code of the Russian Federation), SPS Konsul'tant plyus.
4. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik (Russian statistical annual), 2001: Stat.sb. / Goskomstat Rossii. - R 76 M., 2001, pp. 679.
5. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik (Russian statistical annual), 2011: Stat.sb./Rosstat. - R76 M., 2011, pp. 795.
6. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik (Russian statistical annual), 2014: Stat.sb./Rosstat. - R76 M., 2014, pp. 693.
7. Permskii krai. Statisticheskii ezhegodnik: Statisticheskii sbornik (Permskii krai. Statistical annual: Statistical collection), Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu. Perm', 2010.
8. Permskii krai. Statisticheskii ezhegodnik: Statisticheskii sbornik (Statistical annual of Permskii krai. Statistical collection), Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu, Perm', 2013.
9. Statisticheskii ezhegodnik Permskogo kraya. 2014: Statisticheskii sbornik (Statistical annual of Permskii krai. 2014: Statistical collection), Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu, Perm', 2014.
10. Tsentral'naya baza statisticheskikh dannykh [Elektronnyi resurs] (Central base of statistical data): - rezhim dostupa svobodnyi: http://cbsd.gks.ru/.