Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Гражданское право, гражданский процесс
УДК 347.235 С.П. Цыденов*
Земельный участок под многоквартирным домом как объект права общей долевой собственности
В статье рассматривается вопрос о правовом режиме земельного участка под многоквартирным домом как объекта гражданских прав. Материал сопровождается анализом действующего законодательства, правоприменительной практики и научной литературы. Автором выявляются достоинства и недостатки правового регулирования соответствующих правоотношений, раскрывается противоречивость правоприменительной практики, предлагаются собственные подходы к квалификации земельного участка в качестве объекта правоотношений.
Ключевые слова: гражданское право, жилищное право, земельное право, собственность, земельный участок, многоквартирный дом.
S.P. Tsydenov*. A land lot under the apartment building as an object of the common property right. The article examines the legal regime of a land lot under apartment building as an object of civil rights. Material is accompanied by an analysis of existing legislation, law enforcement practice and scientific literature. An author revealed merits and demerits of the legal regulation of the appropriate legal relationship, exposed inconsistency of law enforcement practice, offered his own approaches to qualification of a land lot as an object of legal relationship.
Keywords: civil law, housing law, land law, property, land lot, apartment building.
Возможность приобретения права собственности на земельный участок под многоквартирным домом была предусмотрена в утратившем в настоящий момент силу Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»1 (далее также — ФЗ-72). Так, в соответствии со ст.11 ФЗ-72 в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
Границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминиума, определялись согласно ст.10 ФЗ-72 действующими землеотводами. Размеры земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминиуме определялись в соответствии с требованиями градостроительных нормативов исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке населенных пунктов, доступа ко всем частям имущества в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом, согласно ст. 11 ФЗ-72, земельные участки в нормативных размерах предоставлялись в собственность бесплатно, а в сверхнормативных — за плату в собственность или получены в аренду. Механизм реализации указанных норм детально был определен в постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах»2, Методических указаниях по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 593, и заключался в следующем: если земельный участок ранее был отведен, то границы земельного участка определялись в соответствии с актом об отводе; если землеотвод отсутствовал, то границы устанавливались в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Также отношения, связанные с приобретением земельного участка в общую долевую собственность, регулировались в п. 2 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому в существующей застройке
* Цыденов Саян Пурбоевич, ведущий специалист — юрисконсульт Методического управления Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. Соискатель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6 под., раб.(812) 576-79-37, tsidenov1976@mail.ru.
* Tsydenov, Sayan Purboevich, a leading specialist — Counsel of methodical administration of the Committee on City Property Management of St. Petersburg, aspirant of Civil Law department of St. Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 191060, St. Petersburg, Smolny, 6. Office phone: (812) 576-79-37, tsidenov1976@mail.ru.
земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Как видно из данных законодательных актов, условием возникновения права собственности на земельный участок выступал юридический факт — акт государственного органа о предоставлении права собственности на земельный участок. При этом для приобретения прав на земельный участок собственникам жилых помещений необходимо было обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Иной порядок приобретения права собственности на земельные участки под многоквартирными домами не был предусмотрен, что и не вызывало принципиальных вопросов в судебной практике4.
Существенным образом ситуация изменилась с принятием ЖК РФ, в соответствии со ст. 36 которого собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в т.ч. и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Как видно из указанных положений, наличие права собственности на земельный участок (на общее имущество) в силу закона обусловлено наличием права собственности на помещение в многоквартирном доме, а необходимость в издании специального распорядительного акта о предоставлении земельного участка не требуется. Указанное обстоятельство признается и отраслевым органом — Минэкономразвития РФ в Письме от 16 октября 2009 г. № Д 23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме»5.
Таким образом, по смыслу ст. 36 ЖК РФ, наличие права собственности на земельный участок под многоквартирным домом (как и на иные объекты общего имущества) обусловлено наличием права собственности на помещение в многоквартирном доме, из чего следует вывод единстве момента возникновения права собственности на общее имущество и момента возникновения права собственности на помещение и наоборот (имеется в виду момент прекращения).
Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество (коим выступает и земельный участок) возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Наступление обстоятельств, указанных в законе, названо в п. 1 ст. 8 ГК РФ, в числе иных юридических фактов, правообразующим, т.е. в данном случае мы имеем дело с фактом возникновения права собственности на недвижимость в составе общего имущества в силу указанных в законе обстоятельств. При этом государственная регистрация права на общее имущество не столько не носит правоустанавливающего значения, сколько осуществляется посредством государственной регистрации прав на помещение в доме (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)6.
Вместе с тем механизм возникновения права собственности на земельный участок в составе общего имущества не идентичен механизму прекращения права собственности на него. Речь идет о положениях п. 6 ст. 36 ЖК РФ, согласно которому в случае разрушения, в т.ч. случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в т.ч. случайной гибели, сноса такого дома. И далее в статье установлено, что указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии же с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности на имущество при уничтожении последнего прекращается. Таким образом, прекращение права собственности на помещения при разрушении многоквартирного дома не влечет прекращения права собственности на земельный участок. Данное положение полностью дублирует земельное законодательство, не предусматривающего в этом случае прекращения права собственности на землю.
Указанные выше положения ст. 36 ЖК РФ о взаимосвязи возникновений права собственности на помещение и земельный участок являются общими нормами, регулирующими большинство соответствующих ситуаций.
Тем не менее законодателем не была упущена из вида возможность возникновения сложностей в процессе применения данных положений в отношении многоквартирных домов, построенных ранее вступления в силу ЖК РФ. В целях разрешения данных ситуаций законодатель дополнительно закрепил специальные нормы в ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ-189). Так, согласно данной статье, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Гражданское право и гражданский процесс
уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, вопрос о моменте возникновения права собственности на земельный участок был подробно регламентирован. С принятием соответствующих положений многие авторы (Ю.П. Свит7, А.А. Лазаревский, С.А. Попов8, С.Г. Певницкий9) высказали мнение о достаточности процедуры кадастрового учета для возникновения права собственности на земельный участок.
Тем не менее в правоприменительной практике все же возникали на этот счет некоторые сложности. Так, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26 марта 2007 г. по делу № А28-4891/ 2006-178/410, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. по делу № Ф04-1251/2007 (32286-а27-9)и содержится вывод о невозможности автоматического прекращения права публичной собственности на земельный участок без соблюдения заявительного порядка. Однако данные вопросы, по мнению П.А. Дуксина12, были сняты с принятием определения ВАС РФ от 26 ноября 2008 г. № 14992/08 по делу № А40-20035/07-16-187, согласно которому земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который до введения в действие ЖК РФ учтен в Едином государственном реестре земель, предусмотренном Законом о земельном кадастре, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с даты введения в действие ЖК РФ, т.е. с 1 марта 2005 г.
Вместе с тем представляется, что разрешенный судом вопрос является в действительности более широким в сравнении с тем, как он представлен законодателем, т.е. указанные положения ФЗ-189 не столько разрешают, сколько усугубляют ситуацию, связанную с моментом возникновения права собственности на земельный участок, о чем свидетельствует судебная практика. Так, решением Арбитражного суда Кировской области от 14 августа 2006 г. по делу № А28-4888/2006-181/413 удовлетворен иск Администрации г. Кирова к ИП Э.В. Земсковой о взыскании задолженности и пеней по договору аренды земельного участка ввиду того, что земельный участок под многоквартирным домом, в котором располагается помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, в порядке, установленном жилищным законодательством, не сформирован. Указанное решение оставлено без изменения последующими инстанциями, а в передаче дела в ВАС РФ отказано, как и по сходным делам14. Изложенный подход можно наблюдать и в иных регионах 15.
Представляется, что в судебные акты по данным делам содержат в себе внутренние противоречия. Так, основанием для удовлетворения иска о взыскании задолженности по арендной плате выступали обязательства по договору аренды. При этом, признавая законность арендных обязательств, суды тем самым признавали законность договора, а значит, и наличие предмета данного обязательства — земельного участка. В этом контексте необходимо отметить, что аналогичный подход применяется и в делах о взыскании неосновательного обогащения16 при использовании земельного участка, не сформированного в установленном порядке. Проведение параллели между делами о взыскании арендной платы и делами о взыскании неосновательного обогащения, на наш взгляд, объясняется сходностью правовых ситуаций — и в том и в другом случае признается наличие пользования земельным участком, а значит, признается и наличие предмета пользования (наличие земельного участка), и в то же время, признается отсутствие этого самого предмета пользования (отсутствие сформированного земельного участка), т.е. признается существование двух противоречащих суждений. Думается, что данную ситуацию можно охарактеризовать как абсурдную. Обоснованность данного вывода подтверждает позиция ФАС Северо-Западного округа, выраженная в постановлении от 6 июля 2006 г. по делу № А56-47184/200517 относительно того, что использование земельного участка осуществляется посредством использования торгового павильона, располагающего на этом земельном участке.
Необходимо отметить, что вопрос, связанный с формированием земельного участка, был рассмотрен Конституционным Судом РФ, в соответствии с Постановлением которого от 28 мая 2010 г. № 12-П признаны ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2) и 36. Вместе с тем вопрос о статусе несформированного, но фактически используемого и тем самым выступающего элементом правоотношений земельного участка под многоквартирным домом остался не прокомментированным, что, разумеется, продиктовано фиксированными рамками предмета судебного рассмотрения.
Думается, что корни ситуации, при которой факты пользования и неиспользования признаются одновременно, кроются в формулировке текста ст. 16 ФЗ-189, в соответствии с которой, как уже было отмечено, право собственности на земельный участок, не сформированный до вступления в силу ЖК РФ, возникает с момента его формирования. При этом под «формированием», как определено ВАС РФ в п. 2 Постановления Пленума от 23 июля 2009 г. № 54, следует понимать факт учета земельного участка в Едином государственном реестре земель (применительно к п. 3 ст. 45 Федерального закона
от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» факт учета в государственном кадастре недвижимости).
Вместе с тем представляется, что факт учета земельного участка свидетельствует исключительно о факте учета, но не свидетельствует об объективном наличии или отсутствии земельного участка (учетная запись есть, на месте участка образовался овраг). Иными словами, отсутствие учета объекта, по нашему мнению, не может само по себе означать отсутствие самого объекта. В противном случае многоквартирный дом, расположенный на не учтенном в государственном кадастре недвижимости земельном участке, не располагается на земельном участке, а повисает в воздухе. В качестве контраргумента к указанному умозаключению можно привести довод о необходимости соответствия земельных участков требованиям, установленным к процедуре их образования (ст. 11.9 ЗК РФ). Однако в этом случае возникает вопрос о том, какое место в правоотношении по использованию здания занимает земельный участок, используемый (через посредство использования здания) не только фактически, но и вполне в определенной мере юридически (учитывая законность ранее осуществленного строительства многоквартирного дома).
Продолжая наш анализ, мы сталкиваемся с необходимостью рассмотрения понятия земельного участка как объекта правоотношений. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Тогда как под определением границ земельного участка, как указано в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»18, необходимо понимать все тот же факт формирования земельного участка, т.е. внесения данных о нем в Государственный кадастр недвижимости.
Несмотря на отсутствие в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»19, дополнившем ЗК РФ ст. 11.1, положений о его распространении на правоотношения, возникшие после введения его в действие, указанное обстоятельство предполагается, что само собой исключает возможность лишения земельных участков под возведенными ранее многоквартирными жилыми домами статуса земельных участков. При этом в качестве ориентира может быть принята дата введения в действие ЗК РФ в его первоначальной редакции — от 30 октября 2001 г.20, поскольку сходная норма, определяющая понятие земельного участка через наличие границ, была закреплена в ст. 6 Кодекса. Ведь нельзя отрицать тот факт, что строительство зданий осуществлялось и до этой даты, и ранее (до 1917 г., например). Оппонируя данным выводам, также можно предложить в качестве аргумента дефиницию недвижимого имущества, установленную в ст. 130 ГК РФ, согласно которой недвижимыми (помимо земельных участков и объектов, названных таковыми в законе) являются объекты, прочно связанные с землей, а не с земельными участками. При этом земля, наряду с земельными участками, выступает объектом земельных правоотношений (ст. 6 ЗК РФ). Однако с точки зрения формальной логики представляется сомнительной связь конкретного объекта (здания) с абстрактным (не с земельным участком, а со всей землей как природным объектом и природным ресурсом).
С учетом изложенного можно сделать вывод о дефектности положений ст. 16 ФЗ-189, предусматривающих необходимость формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, возведенным ранее введения в действие ЖК РФ на законных основаниях, что влечет вывод о необходимости дополнений законодательства. Возникающий при этом вопрос о границах и размере земельного участка представляется целесообразным решать посредством применения методик, утвержденных ранее в отношении кондоминиумов (имеются в виду границы землеотвода). В случае если отвод земельного участка не осуществлялся, либо документы утрачены, применение в этой части указанных методик не представляется возможным ввиду того, что они регулировали вопросы, связанные с процедурами предоставления земельных участков в административном порядке, тогда как в рассматриваемом нами случае мы имеем дело с признанием права собственности в силу закона (ст. 36 ЖК РФ). Итак, если землеотвод не производился либо документы утрачены, границы земельного участка и его размеры могут быть определены посредством рассмотрения границ и площади самого здания (по обрезу фундамента21). Местоположение земельного участка также определяется местоположением здания. В противном случае, как было сказано выше, если нет конкретного земельного участка, нет и самого здания. По крайней мере, возможно законодательное установление переходного периода для применения данного подхода (в целях определения с объектом правоотношения) с предоставлением возможности оформления в дальнейшем документов на земельный участок не непосредственно под многоквартирным домом (как, собственно, это и установлено в ст. 36 ЖК РФ), а на земельный участок, включающий также элементы благоустройства, т.е. необходимый для его использования (как это предусмотрено, напр., в ст. 273 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ), с соблюдением установленных требований к образованию земельных участков. В этом контексте заслуживает определенного внимания п. 2 ст. 654 ГК РФ, согласно которому установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичные положения были предусмотрены в законодательстве и ранее. Так, в соответствии с п. 3.2 Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения), утвержденной Приказом Минстроя РФ от 14
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Гражданское право и гражданский процесс
сентября 1992 г. № 209, в арендной плате за нежилые здания (помещения) учитывается стоимость арендной платы за землю, фактически используемую арендаторами нежилых зданий (помещений), включая занятую зданием (помещением), которая определяется в каждом конкретном случае отдельно по договоренности сторон, на основании и в соответствии с Законом РСФСР «О плате за землю», постановлением Правительства РФ «О порядке определения земельного налога и нормативной цены земли» от 25 февраля 1992 г. № 112, Инструкцией «О порядке применения Закона РСФСР «О плате за землю», утвержденной Минфином РФ, Роскомземом, Государственной налоговой службой РФ 17 апреля 1992 г. № 21; № 2-10-1/1020:11. Данный подход активно применяется на практике.
Необходимо отметить, что случай, связанный с отсутствием деления земель, занятых многоквартирными домами, на земельные участки, т.е. отсутствием формирования земельных участков, урегулирован действующим законодательством. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, можно вести речь о том, что проекты планировки и проекты межевания территорий применительно к понятию земельного участка, установленному в ст. 11.1 ЗК РФ, в данном случае являются документами, достаточными для признания границ установленными, а значит, для признания наличия земельного участка, признания факта его формирования. Думается, что содержание понятия формирования земельного участка представляется целесообразным расширить, не ограничивая его исключительно осуществлением кадастрового учета и присвоением кадастрового номера. При
этом, как указано в письме Минэкономразвития РФ от 17 декабря 2009 г. № Д23-4267 «О порядке
22
определения размеров и местоположения границ земельных участков» , орган местного самоуправления обязан обеспечить образование земельного участка под многоквартирным домом, в т.ч. его государственный кадастровый учет. Однако сроки исполнения названного обязательства, как отмечает Минэкономразвития РФ, законом не установлены. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость определения границ земельных участков (в предполагаемый переходный период) в зависимости от границ здания по обрезу фундамента. Иное, как уже было сказано выше, может означать только отрицание факта использования конкретного земельного участка (через посредство использования конкретного здания), а значит, и отрицание факта существования здания, и более того, отрицание факта соответствия здания определению недвижимости (имеется в виду главный принцип — единство земли и здания), что, бесспорно, представляется абсурдным. При этом в качестве документа, в определенной мере характеризующего земельный участок, может быть использован план здания.
Думается, что предложенный подход выступит дополнительным средством для реализации принципа платности пользования землей, установленного в п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, хотя содействие взиманию платежей (фискальные цели), вне зависимости от их формы (земельный налог, неосновательное обогащение либо арендная плата), не выступает целью исследуемого вопроса.
Достижение же четкого понимания в вопросе об элементах правоотношений, связанных с использованием земельных участков под многоквартирными домами (через посредство использования здания), представляется принципиальным.
Список литературы
1. Ауксин, П. Л. Проблемы возникновения права общей долевой собственности на земельный
участок у собственников помещений многоквартирного жилого дома // Законодательство и экономика. — 2009. — № 6. — С. 45-49.
2. Земельный кодекс РФ // Российская газета. — 2001. — 30 октября.
3. Жилищный кодекс РФ / / Российская газета. — 2005. — 12 января .
4. Лазаревский, Л. Л., Попов, С. А. Землерасстройство-2 // ЭЖ-Юрист. — 2006. — № 44. — С. 5.
5. Певницкий, С. Г. Земельные участки под жилыми домами: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Юрист. — 2006. — № 8. — С. 33-39.
6. Свит, Ю. П. Понятие и правовой режим общего имущества многоквартирного дома // Жилищное право. — 2006. — № 6. — С. 25-29.
Literature
1. Duksin, P. A. Problems of common property rights accrual to a land lot of owners of apartment building / / Law and economics. — 2009. — № 6. — Р. 45-49.
2. Land code of Russian Federation / / Russian newspaper. — 2001. — The 30th of October.
3. Housing code of Russian Federation / / Russian newspaper. — 2005. — January 12.
4. La%arev, A. A., Popov, S. A. Zemlerasstroystvo-2 // EJ-lawyer. — 2006. — № 44. — P 5.
5. Pevnitsky, S. G. Land lots under apartment buildings: problems of legislative regulation and law enforcement practice // Lawyer. — 2006. — № 8. — Р. 33-39.
6. Svit, Y. P. The concept and the legal regime of the common property of an apartment building / / Housing Law. — 2006. — № 6. — P. 25-29.
1 См.: Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» / / СЗ РФ. 1997. № 40.
3 См.: Бюллетень строительной техники: официальное издание Минземстроя России. 1998. № 11-12 (ноябрь-декабрь).
4 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 20 июля 2004 г. № 3934/04 по делу № А53-7097/03-С4-41 / / Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.
5 См.: Письмо Минэкономразвития РФ от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме» / / Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. № 12.
6 См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / / Российская газета. 1997. 30 июля.
7 Свит, Ю.П. Понятие и правовой режим общего имущества многоквартирного дома // Жилищное право. 2006. № 6. С. 25-29.
8 Лазаревский, А.А., Попов, С.А. Землерасстройство-2 // ЭЖ-Юрист. 2006. № 44. С.5.
9 Певницкий, С.Г. Земельные участки под жилыми домами: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Юрист. 2006. № 8. С.33-39.
10 См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 марта 2007 г. по делу № А28-4891/2006-178/4// СПС: КонсультантПлюс.
11 См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. по делу № Ф04-1251/2007(32286-а27-9// СПС: КонсультантПлюс.
12 Дуксин, П.А. Проблемы возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений многоквартирного жилого дома // Законодательство и экономика. 2009. № 6. С. 45-49.
13 См.: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2006 г.; постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2007 г. // СПС: Гарант.
14 См.: Определение ВАС РФ от 06 августа 2007 г. № 8391/07 по делу № А28-4888/2006-181/4; Определение ВАС РФ от 06 августа 2007 № 8392/07 по делу № А28-4887/2006-182/4; Определение ВАС РФ от 29 августа 2008 № 10641/08 по делу № А44-3300/ 2007// СПС: КонсультантПлюс.
15 См.: Решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 октября 2008 г. по делу № А44-2013/2008// СПС: Гарант.
16 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2009 г. № Ф04-4256/ 2009(10649-А67-28)// СПС: КонсультантПлюс.
17 См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2006 г. по делу № А56-47184/2005 / / СПС: КонсультантПлюс.
18 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога / / Вестник ВАС РФ. 2009. № 9. С. 28-34.
19 См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»// Российская газета. 2008. 25 июля .
20 См.: Земельный кодекс РФ// Российская газета. 2001. 30 октября.
21 См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. по делу № А56-9301/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01 июля 2008 г. по делу № А56-17938/2007// СПС: КонсультантПлюс.
22 См.: Письмо Минэкономразвития РФ от 17 декабря 2009 г. № Д23-4267 «О порядке определения размеров и местоположения границ земельных участков»// СПС: КонсультантПлюс.
УДК 347.1
В.Г. Шакалова*
Сущность, содержание и элементы гражданской правосубъектности
В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности, значения и внутренней структуры правосубъектности физических лиц. Даны структура и содержание понятий правоспособность и дееспособность и их роль при определении категории правосубъектности в гражданском праве.
Ключевые слова: правосубъектность, правоспособность, дееспособность, гражданско-правовое положение.
V.G. Shakalova*. Legal personality physical persons as the special legal phenomenon. The
article deals with the various approaches to definition of essence, value and internal structure legal personality physical persons. Given the structure and content of the legal ability and legal capacity and their role in determining the category of legal personality in civil law.
Keywords: legal personality, legal ability, legal capacity, the conditions of civil law.
* Шакалова, Варвара Геннадьевна, адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, лейтенант милиции. Научный руководитель: профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор М.Г. Маркова. Санкт-Петербургский университет МВД России. Aдpес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 744-70-68. E-mail: lavarchi@rambler.ru
* Shakalova, Barbara G. adjunct faculty of civil law of the St.-Petersburg University, the Russian Interior Ministry, police lieutenant. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 24 мая 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010