УДК 332.54:631.1
ЗЕМЕЛЬНО-РЕСУРСНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В. А. СВИТИН, В. В. МАТАСЕВА
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 13.12.2017)
Получающая последовательное распространение во многих странах мира, в том числе и в Республике Беларусь, концепция зеленой экономики предполагает соответствующее ее земельно-ресурсное обеспечение. Земельные ресурсы при любой модификации или модели развития сельского хозяйства (с разной долей экологической и природоохранной его составляющих) остаются основным и незаменимым средством обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. В общем представлении «зеленая» экономика - это система видов экономической деятельности, связанная с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые должны привести к повышению благосостояния населения, не подвергая его при этом экологическим рискам. В отличие от традиционной экономической модели, «зеленый» подход в экономике призван решить проблему дефицита ресурсов, устранить угрозы загрязнения воды, воздуха и почв, нехватки пресной воды, изменения климата, утраты биоразнообразия и др. Требования зеленой экономики и устойчивого развития учитываются при формировании системы государственного управления всеми земельными ресурсами, включая территорию сельской местности. Основной задачей территориальной организации агроландшафтов для целей развития зеленой экономики является рациональное с учетом природно-территориальных условий и экономической эффективности сельскохозяйственного производства размещение площадей различного функционального назначения и режимов использования с соблюдением экологических стандартов. Управление земельными ресурсами в контексте становления зеленой экономики осуществляется на основе устранения рисков негативного и опасного воздействия на земельные ресурсы (депрес-сивности развития регионов, нерационального использования и выбытия из оборота продуктивных земель, эрозионной опасности, опасности загрязнения и других факторов).
Ключевые слова: зеленая экономика, управление земельными ресурсами, экологическая опасность.
The concept of a green economy, which is receiving consistent distribution in many countries of the world, including in the Republic of Belarus, presupposes its corresponding land-resource provision. Land resources under any modification or model of agricultural development (with different parts of its ecological and environmental components) remain the main and indispensable means of ensuring the country's food and national security. In the general view, the "green " economy is a system of economic activities related to the production, distribution and consumption of goods and services that should lead to an increase in the well-being of the population without exposing it to environmental risks. Unlike the traditional economic model, the "green" approach in the economy is designed to solve the problem of resource scarcity, eliminate threats of water, air and soil pollution, freshwater shortages, climate change, loss of biodiversity, etc. The requirements of a green economy and sustainable development are taken into account in the formation of the system of state management of all land resources, including the territory of rural areas. The main objective of the territorial organization of agro-landscapes for the purposes of developing a green economy is the rational placement of areas of various functional purposes and modes of use with observance of environmental standards, taking into account the natural and territorial conditions and economic efficiency of agricultural production. Land resources management in the context of formation of a green economy is carried out on the basis of eliminating the risks of negative and dangerous impacts on land resources (depressions in the development of regions, irrational use and retirement ofproductive lands, erosion hazard, pollution risks and other factors).
Key words: green economy, land resources management, environmental hazard.
Введение
Основное внимание в рамках данной стратегии уделяется четырем сегментам деятельности: сельскому хозяйству, промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергетических и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста.
Цель исследований состоит в определении приоритетных направлений организации использования и охраны земельных ресурсов в контексте становления и развития «зеленой» экономики в сельской местности. Ставится задача сформировать основные механизмы управления земельными ресурсами, которые могут соответствовать требованиям и принципам экологически безопасного и устойчивого землепользования.
Основная часть работ, в которых раскрывается содержание «зеленого» направления в современной экономике, связана с характеристикой экологически безопасного и устойчивого сельского хозяйства, так называемого альтернативного, биологического или «органического» земледелия. В Российской Федерации наблюдается снижение естественного плодородия наиболее продуктивных земель сельхозназначения в результате устойчивой тенденции дегумификации почв пашни [1, 15]. Важным направлением перехода к зеленой экономике является экологизация сельского хозяйства, и здесь важно решать конкретные проблемы использования земельного потенциала: деградации сельскохозяйственных земель, ухудшения их состояния вследствие развития эрозии, дефляции, заболачивания, засоления, опустынивания, зарастания кустарником и мелколесьем и других процессов, ведущих к
потере плодородия земель и выводу их из хозяйственного оборота [2]. Как отмечает Д. Н. Лыжин, значительное внимание в «органическом» сельском хозяйстве уделяется сертификации качества в соответствии со специально разработанными стандартами и регламентами. Проверке подвергается вся цепочка производства от почвы до конечного продукта. В развитых странах сертификация осуществляется под контролем государственных структур [5]. Н. Б. Сухомлинова считает, что в современных условиях сельскохозяйственное производство должно развиваться на основе обеспечения экологического равновесия при взаимодействии сельскохозяйственного товаропроизводителя и природной среды в согласованном сочетании социальных, экологических и экономических интересов, что невозможно без создания экологически сбалансированных земельных территорий на агроландшафтной основе и развития теории и практики их создания. Для достижения согласованности экономических и экологических интересов общества в области аграрного производства необходимо решение комплексной задачи, включающей анализ причин деградации сельскохозяйственных земель и разработку методов и технологий повышения эффективности их использования [14].
Опыт становления «зеленой» экономики в Казахстане, как отмечают А. Е. Калиева и Д. Ж. Рахма-туллаева, непосредственно связывается с решением проблемы продовольственной безопасности и ее экологических аспектов [3]. Ю. А. Махортов полагает, что на Украине (главным образом в ее степной зоне) для защиты почв от эрозии и других видов деградации земель важно применять почвозащитные системы земледелия, включающие контурно-мелиоративную организацию территории, технологии противоэрозионной обработки почвы, научно обоснованные севообороты, систему применения удобрений, интегрированную защиту растений от вредителей и болезней, комплекс противоэрозионных мероприятий [6]. Общие подходы к формированию устойчивых систем в рамках современной экономики рассмотрены в работе В. Н. Шимова, А. В. Богдановича и С. Н. Ткачева [16] и наиболее существенно и содержательно определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [7]. В настоящее время принят и начал реализовываться Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 г. [8]. Обобщая первые результаты становления «зеленой» экономики в Республике Беларусь, О. Щеглинская [17] считает, что органическое производство пока является достаточно трудоемким и затратным. Требует, например, ручной прополки, так как уничтожение сорняков ядохимикатами исключено. Есть много тонкостей по организации каждого этапа выращивания продукции. Такая продукция быстрее портится в сравнении с выращенной в условиях интенсивного сельского хозяйства с применением химических удобрений. Большинство предприятий торговли не могут предоставить соответствующие условия хранения, в частности, обеспечить отдельное складирование органической и неорганической продукции. Е. Климович отмечает необходимость налаживания сотрудничества общественных организаций, сельхозпредприятий, научных учреждений Беларуси, Швеции и других европейских стран в расширении органического сельскохозяйственного производства в нашей стране с целью производства экологически чистых продуктов и строительства животноводческих ферм. При этом отмечается, что на пути к развитию «зеленой» экономики Беларуси предстоит предпринять целый ряд шагов, в том числе по формированию соответствующего законодательства, использованию лучшего мирового опыта в этой области, повышению заинтересованности в экологических проектах представителей бизнеса и общественности [8, 16].
В целом развитие «зеленой» экономики находится на первоначальном этапе становления, и применительно к проблематике использования и охраны земель в сельской местности требует конкретных решений и разработки соответствующих методов и механизмов управления земельными ресурсами.
Основная часть
Предметом исследования являются факторы и условия, влияющие на формирование системы управления земельными ресурсами в сельской местности с учетом требований «зеленой» экономики. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты органов государственного управления в Республике Беларусь, принятые в последние годы, статистическая информация, справочные материалы и научная литература, отражающие опыт проведения землеустроительных, кадастровых, геодезических и других специальных работ. Теоретической и методической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области правового регулирования земельных отношений, устойчивого развития и экологии, землеустройства, экономики и агробизнеса. В процессе работы использовался преимущественно абстрактно-логический и монографический методы исследования.
Полагаем, что в условиях становления нового (шестого по счету) технологического уклада современного этапа научно-технического прогресса, где проблемам экологии и устойчивого развития от-
водится, несомненно, важное место, «зеленый» путь, или «зеленое» направление развития экономики, не может иметь альтернативы. В общем виде «зеленый» характер современной экономики определяется внедрением экологически чистых и безотходных производств, расширением сферы использования альтернативных источников энергии, соблюдением требований охраны окружающей среды, развитием биологического (почвозащитного, органического, адаптивного, биодинамического и других альтернативных видов) земледелия и животноводства в сельском хозяйстве. В методологическом плане возможны разные варианты земельно-ресурсного обеспечения развития зеленой экономики с учетом масштабности охвата территории и специализации субъектов хозяйствования, применения тех или иных методов и механизмов регулирующего воздействия.
Концепция устойчивого развития наиболее связана в методологическом плане с направлением формирования, становления и развития так называемой «зеленой» экономики (Green Economy). Отличительной чертой этого направления современной мировой аграрной экономики (экономики сельского хозяйства, экономики сельской местности) является то, что она включает не только непосредственную хозяйственную деятельность, но и комплекс мер, направленных на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие соответствующей инфраструктуры, поддержку районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях. В целом она соответствует известным положениям развития органического, биологического или адаптивного сельского хозяйства и рассматривается в контексте эколого-ландшафтного концептуального подхода в системе управления земельными ресурсами [11, 12]. Компонента устойчивого развития присутствует в управлении земельными ресурсами для целей сельского и лесного хозяйства, развития агробизнеса, строительной отрасли и транспортной системы, обеспечения сохранности природного потенциала и экологического разнообразия, размещения производства, развития территорий и отдельных регионов. Нами обобщены и представлены основные перспективные направления совершенствования управления земельными ресурсами в контексте устойчивого социально-экономического развития и становления «зеленой» экономики в Республике Беларусь (табл. 1). Последовательность развития зеленой экономики в сельском хозяйстве и агробизнесе просматривается на всех типах землепользования, начиная от малых до самых крупных по площади. Уже на приусадебных участках граждан, в садоводстве и огородничестве, где накоплен многолетний опыт ведения хозяйства с соблюдением целого ряда элементов зеленой экономики (бесплужная обработка, сидера-ты, компостирование отходов, севооборот, отказ от химических средств в борьбе с сорняками и вредителями и др.), получается значительный объем экологически чистой продукции для личного и семейного потребления. Вполне возможны подобные элементы зеленой экономики у владельцев агро-усадеб при их специализации в направлении экотуризма, спортивного, гостиничного, оздоровительного и семейного отдыха, других видов деятельности в сельской местности. Во многих странах мира зеленая аграрная экономика неразрывно связана с функционированием и развитием фермерских (крестьянских фермерских) хозяйств. На территории относительно небольших по площади хозяйств (25500 га сельскохозяйственных земель и небольшой концентрацией скота) возможно обеспечить экологически безопасный, экстенсивный уход за растениями и животными, отказаться от техногенных способов воздействия на экосистемы. На территории крупных землепользований, площадью 4000 и более гектаров, при наличии крупных ферм, животноводческих ферм, механизированных дворов и перерабатывающих цехов (предприятий), соблюдение требований зеленой экономики вызывает необходимость наличия целого ряда ограничений и обременений в землепользовании, построения соответствующей территориальной инфраструктуры и осуществления конкретных управляющих методов, механизмов и мероприятий. Управление земельными ресурсами призвано обеспечить сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды на основе устойчивого, рационального и экологически безопасного землепользования. Проблема экологической безопасности использования земель и формирования на этой основе устойчивого землепользования имеет свое решение на различных уровнях территориального управления, начиная от глобального и национального и кончая местным, локальным. Если для общего национального государственного уровня основные направления и система мер в сфере развития зеленой экономики и достижения экологической безопасности в целом определены и известны, то для регионального и локального уровней имеется целый ряд управленческих проблем, требующих как теоретического, так и научно-методического осмысления.
Таблица 1. Перспективные направления совершенствования управления земельными ресурсами в контексте устойчивого социально-экономического развития и становления «зеленой» экономики в Республике Беларусь [7, 8, 9-13]
Сфера экономико-правового регулирования Задачи, мероприятия и виды управленческой деятельности
Сельское хозяйство и агробизнес - рост доли органических земель в общей площади сельскохозяйственных земель до 3-4 % к 2030 г.; - сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, комплексное землеустройство, развитие мелиорации земель, рациональное использование почвенных ресурсов, снижение удельного веса деградированных земель, а также увеличение площади рекультивированных земель; - снижение пестицидной нагрузки с 2,9 кг в 2013 г. до 2,5 кг на один гектар пашни в 2030 г.; - введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных земель, ренатурализация низкопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения; - организационно-территориальная поддержка деятельности фермерских хозяйств, а также действенных стимулов для развития личных подсобных хозяйств населения
Развитие сферы услуг, туризма и транспортной системы - территориальная поддержка развития агроэкотуризма посредством создания условий для развития туризма в сельской местности, в том числе используя туристические ресурсы сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянско-фермерских хозяйств, рыбхозов, лесхозов и особо охраняемых природных территорий; - развитие сети местных автодорог с твердым покрытием, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов
Устойчивое использование земельных ресурсов и других компонентов природно-ресурсного потенциала - разработка Концепции государственной политики в области использования и охраны земель до 2030 г. и Государственной программы повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов; - модернизация и развитие земельно-информационной системы на основе использования современных технологий сбора, обработки, хранения и предоставления данных и создание отечественного профиля базовой модели земельного администрирования ISO 19152:2012 «Географическая информация - модель предметной области для управления недвижимостью» (LADM); - развитие электронного правительства, предоставляющего услуги по административным процедурам, связанным со строительной и иной деятельностью на земле (получение разрешений на строительство, прием объектов в эксплуатацию, предоставление разрешений на раскопки и др.); - развитие электронных административных регламентов и инструментов общественных обсуждений решений, принимаемых местными исполнительными комитетами по вопросам землепользования, землевладения и градостроительства; - совершенствование порядка формирования единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, государственного земельного кадастра в части перехода от спорадического подхода к смешанной стратегии формирования земельных участков; - упрощение классификации земель по видам с учетом международного опыта; - совершенствование кадастровой оценки сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, земель лесного фонда; - развитие единой системы социально-экономического и территориального планирования в рамках административно-территориальных и территориальных единиц различного уровня; - оптимизация площади земель под застройкой, дорогами и иными транспортными коммуникациями с соблюдением принципов компактности и сбалансированности городских территорий, ступенчатого развития социальной инфраструктуры городов
Устойчивое использование земельных ресурсов и других компонентов природно-ресурсного потенциала - создание эффективной системы государственного контроля за использованием и охраной земель на основе использования данных дистанционного зондирования земли и географических информационных систем; - создание действенной системы учета режимов охраны и использования природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране; - совершенствование нормативной правовой базы в области охраны и использования земель, включая разработку Законов Республики Беларусь «Об охране земель (почв)», «О едином территориальном планировании», Указа Президента Республики Беларусь «О едином классификаторе экологических требований и ограничений землепользования» и др.
Управленческий и организационно-территориальный аспект ведения сельскохозяйственного производства на основе получения экологически чистой продукции заключается в обеспечении субъектов хозяйствования пригодными для этих целей земельными участками и созданием соответствующей инфраструктуры, что в свою очередь определяется данными кадастра, мониторинга земель и использованием возможностей других функций управления земельными ресурсами. Эффект управления в контексте становления зеленой экономики может быть достигнут лишь в том случае, если будут устраняться риски негативного и опасного воздействия на земельные ресурсы. В частности, земли сельскохозяйственного назначения управляются в целях снижения или полного устранения следующих видов опасного воздействия (рисунок).
Основные факторы опасного воздействия на земли сел ьскохозяйственного назначения
1 . - . > . - .
Социально-экономическая депрес-сивность развития региона
Нерациональное использование и выбытие из оборота продуктивных земель
т
с \
Эрозион-
ная опас-
ность
ч
г
с \
Опасность
загрязнения
радиоактив-
ными и дру-
гими отхо-
дами
ч )
Опасность переуплотнения и нарушения почвенного покрова
Деградация вследствие стихийных природных явлений
Г
т
УЧ.
Почвозащитные и другие меры управляющего воздействия
7
Экологически безопасное землепользование
Рис. Основные устраняемые факторы опасного воздействия на земли сельскохозяйственного назначения В целях совершенствования управления земельными ресурсами в контексте развития зеленой экономики предлагается приступить к давно назревшим преобразованиям в способах и методах организации территории сельскохозяйственного назначения. На основе эколого-ландшафтного концептуального подхода нами разработаны основы организации территории землепользований сельскохозяйственного назначения, которые включают в себя постановку целевых задач и способы достижения эффективного использования земель, расширение опыта оптимизации землепользования в структуре культурного агроландшафта, формирование инфраструктурных элементов экологической сети, сочетание интенсивно используемых участков и земель средостабилизирующего назначения [10].
С учетом вышеизложенного сформулированы следующие основные задачи, определены пути и разработаны способы формирования культурных модификаций агроландшафта и устройства его территории (табл. 2).
Таблица 2. Целевые задачи формирования и оптимизации территориальной структуры культурного агроландшафта
Основные задачи Пути решения Способы решения
Соподчинение и взаимная увязка сельских поселений с окружающей местностью Структуризация земельных участков и объектов недвижимости Установление границ поселений, санитарных, защитных и других зон
Создание благоприятных условий для произрастания сельскохозяйственных культур Организация и устройство территории сельскохозяйственных земель Проектирование участков оптимального размера и специальных приемов агротехники
Сохранение естественно-биологического потенциала и историко-культурного наследия Инвентаризация и оценка земельных участков Природоохранное и функциональное зонирование, формирование системы охраняемых объектов
Охрана окружающей среды Предупреждение эрозии и других неблагоприятных факторов Почвозащитная и природоохранная организация территории
Создание условий для реализации различных видов деятельности и комплексного развития территории Оценка ресурсов ландшафта для возможностей развития эко- и агроту-ризма, отдыха, оздоровления и др. целей Природоохранная и средоста-билизирующая организация территории
Формирование лесоаграрной модификации ландшафта Оптимальное сочетание лесных и сельскохозяйственных участков Создание системы защитных лесных насаждений, благоустройство территории
Поддержание устойчивости экосистем Обоснование параметров и сохранение биологического и экологического разнообразия Установление буферных зон, структуризация экотонов
Основной задачей территориальной организации агроландшафтов для целей развития зеленой экономики является рациональное (с учетом природно-территориальных условий и экономической эффективности сельскохозяйственного производства) размещение площадей различного функционального назначения и режимов использования.
Составной частью механизма управления землями в сельской местности для целей зеленой экономики является управление продуктивностью культурных посевов и посадок на плодородных участках на основе технологий так называемого точного земледелия [10].
Концептуально управление землепользованием с учетом применения систем точного земледелия включает в себя ряд процедур, которые можно разбить на три основных этапа:
1) сбор информации о хозяйстве, поле, культуре, регионе;
2) анализ информации и принятие решения о возможности применения точного земледелия на данном участке;
3) выполнение решений - проведение необходимых агротехнологических операций. В настоящее время для реализации концепции точного земледелия создается адаптированная к определенным условиям система поддержки принятия решений, использующая приборы спутниковой навигации, ГИС-средства, данные дистанционного зондирования (космические изображения), бортовые компьютеры, робототехнические устройства сельскохозяйственного назначения, находящиеся на сельскохозяйственном агрегате, программное обеспечение. Устройства позволяют фиксировать на каждом поле температуру почвы, приземного слоя и воздуха, скорость ветра, количество осадков и т. п.
Для управления землепользованием на основе технологий точного земледелия предлагается осуществлять обследование всех участков пашни, отображаемых на цифровых картах, и разделить их на следующие 4 группы:
1) относительно однородные по почвенно-экологическим свойствам и с технологическими показателями, близкими к оптимальным (прямоугольная конфигурация, площадь 50 га и более, отсутствуют вкрапленные контуры и препятствия и т. д.);
2) с пестрыми неоднородными свойствами почв и технологическими показателями, как в группе 1;
3) однородные по почвенно-экологическим свойствам, но сложные по технологическим показателям (сложная конфигурация, наличие вкрапленности и др.);
4) с пестрыми (контрастными) свойствами почв и сложными технологическими показателями.
Первые две группы участков возможно использовать под интенсивные технологии в системе зеленой экономики и точного земледелия. Для двух последних вероятность применения новых технологий крайне низка, и худшие из них следует выводить из состава пахотных земель. Управление землепользованием на основе точного земледелия объединяет в себе административные и организационно-территориальные процессы, а также вычислительные, цифровые и электронные технологии. Важно, что комбинация этих процессов и технологий позволяет проводить мониторинг урожайности по отдельным участкам поля, осуществлять электронную запись и хранение истории полевых работ и урожаев, что дает возможность постепенного перехода от использования почвенных и кадастровых карт, составленных по традиционной технологии (т. е. с периодичностью один раз в 5-10 лет), на оперативные электронные цифровые карты, отражающие фактическое положение земель и почвенного покрова на момент управления и принятия конкретного решения. В этой связи предлагается уточнить саму методологию и методические подходы к кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (земель в сельской местности) с использованием технологий точного земледелия. Последняя часть земель формируется за счет участков, использование которых в ближайшем будущем невозможно по экономическим, экологическим и иным соображениям; консервация земель, происходящая таким образом, должна стимулировать более эффективное использование оставшейся части земель в сельскохозяйственных организациях. Большая часть информации о состоянии земель и почвенного покрова на пахотных участках для использования в точном земледелии может быть получена в рамках оперативного почвенного мониторинга, данные которого предназначены для корректировки технологических приемов возделывания сельскохозяйственных культур с учетом складывающихся агрометеорологических, гидротермических, хозяйственно-экономических и других условий, а также результатов почвенно-растительной диагностики минерального питания растений и фитосанитарного состояния посевов [10].
Для управления землепользованием на уровне отдельных рабочих участков и полей предлагается использовать также информацию локального мониторинга пахотных земель, которая отражает ареалы основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние почвенно-растительного покрова, своевременное выявление изменений его состояния, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению негативных последствий. Данные локального мониторинга позволяют в системе мер по зеленой экономики изучить и оценить характер и уровень загрязнения пахотных почв тяжелыми металлами, их содержание в пахотном слое и миграцию по профилю почв, определить остаточное количество пестицидов в почве и растениеводческой продукции, содержание нитратов в растениях и воде в сопоставлении с предельно допустимыми концентрациями.
Таким образом, для развития зеленой экономики и достижения экологической безопасности в сельской местности управленческий и организационно-территориальный аспект ведения сельскохозяйственного производства заключается в обеспечении субъектов хозяйствования пригодными для этих целей земельными участками и создании соответствующей инфраструктуры, что в свою очередь определяется данными кадастра, мониторинга земель и методами землеустроительного проектирования.
Заключение
В общем виде развитие «зеленой» экономики находится на первоначальном этапе становления, и применительно к проблематике использования и охраны земель в сельской местности требует разработки конкретных решений, соответствующих методов и механизмов управления земельными ресурсами.
Особенностью «зеленой» экономики и главной ее отличительной чертой является то, что она включает не только непосредственную хозяйственную деятельность, но и комплекс мер, направленных на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие соответствующей инфраструктуры, поддержку районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях. Она соответствует известным положениям развития органического, биологического или адаптивного сельского хозяйства и рассматривается в контексте эколого-ландшафтного концептуального подхода в системе управления земельными ресурсами. При этом компонента устойчивого развития присутствует как в управлении земельными ресурсами для целей сельского и лесного хозяйства, агробизнеса, так и для развития других отраслей и видов деятельности (строительства, транспорта, обеспечения сохранности природного потенциала и экологического разнообразия).
Эффект управления земельными ресурсами в контексте становления зеленой экономики может быть достигаться в случаях устранения рисков негативного и опасного воздействия на земельные ресурсы (депрессивности развития регионов, нерационального использования и выбытия из оборота продуктивных земель, эрозионной опасности, опасности загрязнения и других факторов). Основы организации территории землепользований сельскохозяйственного назначения, включают в себя постановку целевых задач и способы достижения эффективного использования земель, формирование культурного агроландшафта, необходимых инфраструктурных элементов экологической сети, сочетание интенсивно используемых участков и земель средостабилизирующего назначения.
Составной частью механизма управления землями в сельской местности в контексте становления «зеленой» экономики является управление продуктивностью культурных посевов и посадок на плодородных участках на основе технологий так называемого точного земледелия. Для управления землепользованием на основе технологий точного земледелия предлагается осуществлять обследование всех участков пашни, отображаемых на цифровых картах, и разделить их на группы с учетом степени однородности по почвенно-экологическим свойствам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабина, Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Е. Н. Бабина. - Ставрополь, 2011. - 36 с.
2. Данилов - Данильян, В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев. -М.: Прогресс, 2000. - 416 с.
3. Калиева, А. Е. Зеленая экономика» как фактор устойчивого развития, в том числе продовольственного обеспечения / А. Е. Калиева, Д.Ж. Рахматуллаева [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?. - Дата доступа: 02.11.2017.
4. Климович, Е. Органическое земледелие: начало положено / Е. Климович // БН, 16 марта 2012. - С. 5.
5. Лыжин, Д. Н. Органическое сельское хозяйство как часть «зеленой» экономики / Д. Н. Лыжин // Перспективы развития «зеленой» экономики: вызовы для России: сб. докл. / под ред. И. В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2011. - С. 46-51.
6. Махортов, Ю. А. Реструктуризация землепользования в системе эколого-экономических факторов хозяйствования [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www. referun.com/n/restrukturizatsiya-zemlepolzovaniya-v-sisteme-ekologo-ekonomicheskih-faktorov-hozyaystvovaшya. - Дата доступа: 20.08.2011.
7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/program.pdf. - Дата доступа: 20.02.2017.
8. Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 дек. 2016 г., № 1061 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2002. - № 66. - 5/10566.
9. Свитин, В. А. Экономико-правовые и организационно--территориальные основы управления земельными ресурсами: монография / В. А. Свитин, В. В. Матасева. - Горки: БГСХА, 2012. - 346 с.
10. Свитин, В. А. Теоретические основы формирования эффективной системы управления земельными ресурсами: моногр. / В. А. Свитин. - Горки:БГСХА, 2009. - 340 с.
11. Свитин, В. А. Основные направления формирования устойчивого землепользования в сельской местности / В. А. Свитин // Устойчивое развитие сельского хозяйства Беларуси в новых условиях : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 20 сент. 2012 г. / Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси ; под. ред. В. Г. Гусакова. - Минск, 2013. - С. 156-159.
12. Свитин, В. А. Управление земельными ресурсами / В. А. Свитин. - Горки: БГСХА, 2017. - 427 с.
13. Свитин, В. А. Функции и методы управления земельными ресурсами (концептуальные основы совершенствования государственной земельной службы на принципах устойчивого развития в Республике Беларусь): моногр. / В. А. Свитин. - Горки: БГСХА, 2005. - 320 с.
14. Сухомлинова, Н. Б. Эколого-экономические проблемы эффективного использования и охраны земельных ресурсов в аграрной сфере / Н. Б.Сухомлинова [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.referun.com/n/ekologo-ekonomicheskie-problemy-effektivnogo-ispolzovamya-i-ohrany-zemelnyh-resursov-v-agramoy-sfere . - Дата доступа: 20.08.2011.
15. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации / А. Н. Антипов [и др.]. - Иркутск, 2000. - 35 с.
16. Шимов, В. Н. Устойчивое развитие: проблемы, императивы, механизмы достижения / В. Н. Шимов, А. В. Богданович, С. Н. Ткачев // Белорусский экономический журнал. - 2002. - № 1. - С. 4-12.
17. Щеглинская, О. Органическое сельское хозяйство в Беларуси - удел энтузиастов / О. Щеглинская [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://ecoby.info/news/376. - Дата доступа: 20.12.2012.