20-30% улучшается конверсия корма на 10-15% увеличивается масса мышц и на 25-30% снижается отложения жира.
Список литературы
1. Егорова С.В., Залуцкая Н.Н. Исследование влияния оптимального состава комбикорма для лечебного питания домашних животных // В сборнике: Инновационные технологии в промышленности - основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров материалы II-ой международной (заочной) научно-практической конференции. 2014. С. 130-133.
2. Леонтьева И.Л. Витабациллин и обменные процессы у телят в ранний постнатальный период // Ветеринария сельскохозяйственных животных. 2012. № 7. С. 36.
3. Ли А.Ч., Чурсин А.С., Фурманов И.Л., Лысенко А.А. Лечение атонии преджелудков жвачных пропионовой кислотой // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 32. С. 171-173.
4. Новикова Н., Пурецкий В., Федосеева Н., Першина О. Репродуктивные качества ремонтных телок в связи с возрастом при осеменении // Молочное и мясное скотоводство. 2010. № 8. С. 34-35.
5. Фурманов И.Л. Клинико-экспериментальное обоснование применения натрия ацетата или кальция ацетата для лечения коров с хроническим ацидозом рубца: дис.... канд. вет. наук: 06.02.01-диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология. - Белгород: БелГСХА, 2012. - 138с.
6. Хазиахметов Ф.С., Ишмуратов Х.Г., Казбулатов Г.М., Андреева А.Е. Кормление сельскохозяйственной птицы. - Уфа, 2011. -119 с.
Станчин И.М.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В ПРИУСАДЕБНОМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ ТУРКМЕНИСТАНА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Земля, реформа, приусадебное землепользование, личные подсобные хозяйства, эффективность.
Аннотация: В статье освещен процесс осуществления земельной реформы и земельных преобразований в приусадебном землепользовании - в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ)
Туркменистана за исторический период функционирования страны на основе самостоятельности и независимости. Общее количество семей, владеющих приусадебными землями, возросло по сравнению с 1990 г. в 2,2 раза и составило в 2013 г. 807,7 тыс. Земельная площадь в приусадебном пользовании за этот же период возросла в 3,1 раза и составила 161,1 тыс. га.
Key words: Land, reform, household land use, household economy, efficiency.
Abstract: the article deals with the implementation of land reform and land transformations in household land use in private farms (LPH) of Turkmenistan during historical period of the country on the basis of self-reliance and independence. The total number of households, owning homestead land, increased from 1990 to 2.2 times and amounted in 2013 807,7 thousand Land area in residential use during the same period increased 3.1 times and amounted to 161,1 thousand hectares.
На истоке Независимости вся земля в Туркменистане находилась в государственной собственности. В системе земельных отношений Туркменистана действовала типичная для бывшего СССР двойная модель землепользования. Большая часть сельскохозяйственных угодий - 87%, а пашни - 94% находилась в постоянном пользовании крупных 365 колхозов, 136 совхозов, 77 межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий. Средняя площадь колхоза по размеру используемой пашни составляла в 1990 г. 2360 га, хлопководческого совхоза 5-7 тыс. га, а в среднем с учетом каракулеводческих совхозов, в большинстве не имеющих орошаемых земель, - 2030 га. В общественном производстве этих хозяйств было занято 375,1 тыс. человек, а в расчете на одного работающего нагрузка пашни составляла более трех гектар. Кроме общественного существовала форма индивидуального пользования землей, доля которой в земельном фонде страны по площади сельхозугодий составляла менее 0,1% и по площади пашни - около 2% [7].
С обретением государственной и национальной независимости Туркменистан стал единственной страной в Центральной Азии, первая Конституция которой, принятая 18 мая 1992 г., официально признала частную собственность на землю. В течение 1992-2008 гг. в Конституцию постоянно вносились изменения и дополнения, однако право частной собственности на землю сохранялось во всех редакциях. В редакции Конституции Туркменистана (статья 9), принятой 26 сентября 2008 г., сказано: «Собственность неприкосновенна. Туркменистан утверждает право частной
собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности». Это говорит о том, что положение о признании частной собственности на землю получило конституционную преемственность и сохранено.
Первая составная часть земельной реформы в Туркменистане, как и в других республиках бывшего Союза, состояла в выделении земли для приусадебного пользования, увеличении числа приусадебных участков и нормы наделения землей в расчете на одну семью. Параллельно проводились землеустроительные работы по выделению земель под дачные садово-огородные участки граждан.
Вопросы приусадебного земельного пользования населением, как и других пользователей земельного фонда, находились в советский период под жестким государственным контролем [2]. Приусадебные земельные участки систематически обмерялись землеустроительной службой [3]. Перед администрацией стояла главная задача: не допустить увеличения площади приусадебного земельного участка, поскольку земля рассматривалась в качестве источника богатства, а богатым человеком при социалистической системе быть не разрешалось [4]. При превышении площади приусадебного земельного участка установленной нормы отсутствовали налоговые сборы и пени, но возникали абсурдные ситуации вырубки плодоносящих многолетних насаждений, распашки посевов овощных и зерновых культур. Если даже под дополнительные площади приусадебного пользования были использованы пустующие земли, которые относились по земельному учету к прочим землям, вообще не использовались, то, не взирая на это и независимо от площади, данный факт также рассматривался как уголовно наказуемое деяние. Уголовным кодексом тех лет это рассматривалось как «Самовольный захват, распашка и засев земли, находящейся в пользовании совхозов, колхозов и других государственных или общественных организаций...», который «... наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до трехсот рублей с конфискацией урожая». Только в 1996 г. эта статья из законодательства была исключена, и во вновь принятом Уголовном кодексе Туркменистана эта мера наказания не предусмотрена.
В то же время, несмотря на то, что общественное сельское хозяйство было вооружено значительными производственными мощностями, укомплектовано кадрами, имеющими специальное образование, и в него направлялся весь объем инвестиций, по производительности труда и объему продукции, получаемому в
расчете на единицу орошаемой площади, оно значительно уступало мелкотоварному парцеллярному личному подсобному хозяйству (ЛПХ).
ЛПХ является органической частью аграрного сектора [1]. Оно традиционно служит для населения страны источником дополнительных доходов и истинным подспорьем в обеспечении продуктами питания [5]. Используя незначительную долю орошаемого земельного фонда, ЛПХ населения систематически производили продукцию, которая значительно превышала производительную способность общественного сектора. Об этом свидетельствуют данные за ряд лет (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели производства продукции в ЛПХ населения _Туркменистана [7]_
Экономические показатели 1980 1987 1988 1989 1990
Площадь орошаемых земель 928 1224 1258 1259 1329
Посевная площадь - всего, тыс. га 895 1222 1242 1226 1230,7
в том числе:
общественный сектор, % 98,3 98,2 98,2 98,2 98,2
ЛПХ, % 1,7 1,8 1,8 1,8 1,8
Продукции ЛПХ к общему объему, %
зерно, тыс. т 3,5 1,2 1,0 1,2 1,0
овощи, тыс. т 18,6 22,2 20,8 19,9 18,0
бахчевые, тыс. т 11,0 7,1 7,2 5,1 6,0
мясо, тыс. т 46,7 42,5 41,8 41,3 41,2
молоко, тыс. т 55,8 56,6 54,9 53,8 54,4
яйца, тыс. т 36,6 28,5 27,9 28,2 32,6
шерсть, тыс. т 33,4 52,4 49,4 51,9 50,9
Хотя в статистических сборниках того периода отсутствовали данные по обобщающей эффективности ЛПХ, тем не менее, в отдельных экономических исследованиях на основе расчетов в них обосновывалась более высокая экономическая эффективность производства сравнительно с общественным производством. Несмотря на малый удельный вес посевов, приходящихся на ЛПХ- 1,7%-1,8%, на них производилось около 10% валовой продукции сельского хозяйства в денежном выражении. Наибольшую ее часть составляла животноводческая продукция. По расчетам на 1 га орошаемых земель в ЛПХ производилось продукции в 4,5 раза больше, чем на
общественных землях [7].
Высокая эффективность производства в ЛПХ обусловила в числе первоочередных направлений проведения земельной реформы в Туркменистане увеличение площадей земель приусадебного пользования и дачных садово-огородных участков, которое осуществлялось в соответствии с поручением Президента Туркменистана от 15 апреля 1991 г. «Об увеличении размеров площадей земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства». Если в 1990 г. в приусадебном пользовании было 51,8 тыс. га, то уже в 1992 г. площадь земель на приусадебных участках увеличилась почти вдвое и на начало 1993 г. составила 101,4 тыс. га. Кроме того, течение 1991-2001 г. значительно увеличилась площадь земель, выделенная гражданам для организации дачных садово-огородных участков. Этот процесс в земельных преобразованиях, хотя и не столь интенсивно, продолжался и в последующие годы. На 1 января 2001 г. площадь земель в приусадебном пользовании увеличилась до 133,1 тыс. га, которые были выделены в собственность 616 тыс. семей. Далее в процессе осуществленных реформ площадь земель в этом секторе сельского хозяйства возрастала и на 1 января 2009 г. составила 154,2 тыс. га, выделенных для 756,5 тыс. семей. В современных условиях приусадебное землепользование сохраняет динамику ежегодного увеличения. В 2013 г. площадь выделенных для 807, 7 тыс. семей земель составила 161,1 тыс. га, в том числе пашни -111,8 тыс. га, многолетних насаждений - 19,3 тыс. га (табл. 2).
По темпам развития аграрной реформы в приусадебном пользовании, или в ЛПХ, в Туркменистане можно выделить три этапа. Первый этап - 1991-1996 гг. В течение 1991-1996 гг. (на начало года) в приусадебное пользование было выделено 71,4 тыс. га земель для 191,8 тыс. семей. Для этого этапа характерны высокие темпы роста земель приусадебного пользования.
Они составили за указанный период 238%, при росте количества семей, имеющих в собственности приусадебные земли, на 152%. Это говорит о том, что развитие приусадебного землепользования происходило не только за счет прироста количества семей получивших земельные участки, но и за счет увеличения площади земельного надела, которая в среднем на одну семью возросла с 0,14 га до 0,22 га, а семей в сельскохозяйственных предприятиях - с 0,15 га до 0,25 га.
Второй период аграрной реформы охватывает 1996-2007 гг., т.е. на 6 лет больше первого этапа. Несмотря на большую продолжительность по времени, в течение этого периода только 71,2 тыс. семей получили земельные участи в приусадебное пользование
общей площадью 11,8 тыс. га, или в расчете на 1 семью - 0,16 га. Причем в течение 2000-2005 гг. общая площадь приусадебных земель была на одном уровне - около 131тыс. га. Очевидная стагнация в площадях приусадебного пользования связана с усложнившимся земельным законодательством и делегированием прав решения земельных вопросов с этрапского (районного) и велаятских (областного) уровней управления на уровень страны в высшие органы государственного управления.
Таблица 2 - Динамика показателей земельной реформы в
приусадебном (ЛПХ) пользовании Туркменистана [7]
Годы Количество Площадь, тыс. га
(на ЛПХ, тыс. ед.
конец в том Всего Земельная
года) в том числе числе в крестья сельхозугодий в ЛПХ площадь в расчете на 1 участок, га
Всего скихобъеди не-ниях Всего нских объедин ениях пашня многолет-ниенасаж де-ния всего в том числе в крестьян-скихобъеди не-ниях
1990 368,0 337,3 51,8 49,6 30,1 7,4 0,14 0,15
1991 424,3 316,0 88,3 73,7 58,2 9,7 0,21 0,23
1992 452,9 331,5 101,4 84,1 68,3 10,2 0,22 0,25
1993 501,4 356,5 109,8 89,8 74,0 10,9 0,22 0,25
1994 540,2 379,6 117,7 95,9 79,2 11,4 0,22 0,25
1995 559,8 456,1 123,2 113,0 83,3 11,7 0,22 0,25
1996 574,7 471,8 126,0 116,5 86,1 11,4 0,22 0,25
1997 585,8 484,6 128,8 120,5 88,1 11,9 0,22 0,25
1998 596,1 491,9 131,1 121,9 89,9 12,1 0,22 0,25
1999 604,6 503,3 132,8 122,7 91,0 12,0 0,22 0,24
2000 616,0 505,5 133,1 122,4 91,0 12,4 0,21 0,24
2001 622,8 506,9 132,9 123,4 91,9 12,1 0,21 0,24
2002 622,0 508,4 133,0 123,2 92,0 17,0 0,21 0,24
2003 623,4 508,1 133,1 123,2 93,3 13,1 0,21 0,24
2004 623,6 509,1 133,4 123,7 93,3 15,2 0,21 0,24
2005 631,4 517,5 134,9 125,2 94,3 15,2 0,21 0,24
2006 631,0 503,4 135,0 124,4 94,3 15,2 0,21 0,25
2007 714,6 572,6 152,4 139,7 108,9 13,1 0,21 0,24
2008 756,5 591,5 154,2 138,6 107,0 12,8 0,20 0,23
2009 766,0 595,9 155,5 139,4 107,9 15,7 0,20 0,23
2010 773,3 598,5 156,5 140,2 108,6 16,2 0,20 0,23
2011 783,4 603,2 157,9 141,0 109,6 17,0 0,20 0,23
2012 793,6 607,1 159,3 141,7 110,6 18,9 0,20 0,23
2013 807,7 597,3 161,1 140,4 111,8 19,3 0,20 0,24
В 2007 г. в Кодекс Туркменистана «О земле» были внесены изменения и дополнения. После внесения корректив в земельное
законодательство в 2007 г., наступил третий этап роста площадей приусадебного пользования и количества семей, получивших для ведения ЛПХ эти участки. В течение 2007-2009 гг. приусадебные земельные участки общей площадью 19,2 тыс. га получили 125,5 тыс. семей. Средняя площадь земельного участка, полученного в надел на 1 семью составила 0,15 га, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях получили землю для ведения ЛПХ площадью 14,2 тыс. га 88,1 тыс. семей, или по 0,16 га в расчете на 1 семью. Уменьшение среднего надела земельного участка, выделяемого в частную собственность для ведения сельскохозяйственного производства на ЛПХ, обусловлено Кодексом Туркменистана «О земле», введенным в действие в 2004 г. (статья 25).
В годы, завершающие этот этап,(период - 2010-2013 гг.) наблюдается замедление процесса выделения земель для ведения ЛПХ. За 2010-2013 гг. выделено 41,7 тыс. семьям для приусадебного землепользования 5,6 тыс. га, или в расчете на одну семью менее 0,14 га.
В целом за период 1990-2013 гг. при проведении земельной реформы 439,7 тыс. семей получили в приусадебное пользование земельные участки общей площадью 109,3 тыс. га, и еще 368 тыс. семей расширили приусадебное земельное пользование в среднем в 1,5 раза. С 1993 г. изменился их статус и вместо права пользования на приусадебный земельный участок было получено право собственности. Общее количество семей, владеющих приусадебными землями возросло по сравнению с 1990 г. в 2,2 раза и составило в 2013 г. 807,7 тыс. Земельная площадь в приусадебном пользовании за этот же период возросла в 3,1 раза и составила 161,1 тыс. га.
Интенсивно стала возрастать площадь пашни и многолетних насаждений в приусадебном пользовании. За 1990-2013 гг. площадь пашни возросла с 30,1 тыс. га до 111,8 тыс. га, или более чем в 3,7 раза, многолетних насаждений - с 7,4 тыс. га до 19,3 тыс. га, или в2,6 раза. Если в структуре пашни и многолетних насаждений страны (1361,5 тыс. га) доля приусадебных земель этих сельскохозяйственных угодий составляла в 1990 г. (37,5 тыс. га) 2,8%, то в 2013 г. - (129,9 тыс. га) 7.6%. Причем, следует учесть, что в целом по стране общая площадь пашни и приусадебных земель возросла за этот период на 359,4 тыс. га, или на 27%.
В особой мере отмечается преимущественный рост приусадебных земель в сельскохозяйственных предприятиях. Так, семьям, проживающим в крестьянских объединениях, в 1990-2013 гг. было выделено 90,8 тыс. га земель для приусадебного пользования, или 83%
дополнительно предоставленных за этот период земель.В расчете на 1 семью, проживающую в сельскохозяйственном предприятии, приусадебный земельный участок увеличился в 1,5 раза и составил 0,23 га.
Прирост пашни и многолетних насаждений в приусадебном пользовании позволил значительно увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции в частном секторе (табл. 3).
Таблица 3 - Сравнительная эффективность производства продукции в расчете на 1 га посевной площади в общественном и частном секторах Туркменистана _в 2016 г. [7]_
Показатели Все категории хозяйств Общественн ый сектор Частный сектор Доля частного сектора,%
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. манатов То же, млн. долл. США* 18411,5 5260,4 6808,9 1945,4 11602,6 3315.0 63,0
Вся посевная площадь, тыс.га 1619,2 1433,7 185,5 11,5
Произведено продукции в расчете на 1 га посевной площади, манатов То же, долл. США* 11371 3249 4749 1357 62548 17870 -
* 1 доллар США (USD) равняется 3,50 новый туркменский манат (TMT)
Данные табл. 3 говорят о бесспорной эффективности функционирования ЛПХ по сравнению с общественным сектором, и это служит серьёзным аргументом в пользу дальнейшего осуществления реформ не только в ЛПХ, но и реформирования всей структуры производства и создания частных фермерских хозяйств и кооперативов в основной массе сельскохозяйственного производства.
Список литературы
1. Валиев Д.С., Желонкина Е.Э., Гулина А.В. Анализ и пути решения вопроса сохранения земель сельскохозяйственного назначения // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 7.
2. Новиков С.А., Шевченко В.А., Соловьев А.М., Фирсов И.П., Гаспарян И.Н. Эффективные приемы окультуривания залежных земель в нечерноземной зоне России (научно-практические рекомендации на примере ОАО "Агрофирма "Дмитрова гора"). - Москва, 2014. - 44 с.
3. Соколова И.В. Метод линейного программирования при решении землеустроительных задач // В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-
методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова . 2016. С. 90-93.
4. Чулкина В.А., Торопова Е.Ю., Стецов Г.Я., Воробьева И.Г., Ховалыг Н.А. Фитосанитарный мониторинг вредных организмов как методологическая основа для разработки и совершенствования интегрированной защиты растений // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2010. № 4. С. 107-116.
5. Пизенгольц В.М. Малые формы хозяйствования в региональном АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 4. С. 59-61.
6. Сусликов В.Н. Зарубежный опыт организации имущественно-земельных отношений // Нотариус. 2006. № 6. С. 42-44.
7. Статистический ежегодник Туркменистана 2017.-Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат), Ашхабад: 2017, с. 59, 64.
Убайдуллаев М.Б., Асанов Б.М.
ЭФФЕКТИВНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Ошский государственный университет
Ключевые слова: земельные ресурсы, природные ресурсы, водные ресурсы, эффективность земледелия, инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционный климат, управление ресурсами, рыночная система, урожайность культуры, конкурентоспособность, рыночный механизм, поливные площади, продовольственная безопасность.
Аннотация: В данной статье рассматриваются меры по эффективному использованию земельных ресурсов путем привлечения инвестиционных средств, современного метода управления. Раскрываются современные проблемы использования земельных ресурсов, а также роли землепользования для достижения конечного результата. Кроме этого дается подробный анализ проблем и пути его решения.
Key words: land resources, natural resources, water resources, agricultural efficiency, investment, investment process, investment climate, resource management, market system, crop yield, competitiveness, market mechanism, irrigation areas, food security.
Abstract. This article discusses measures for the effective use of land resources by attracting investment funds, modern management methods.