Научная статья на тему '«Зеленые лаборатории» г. Самары как социально-образовательная среда для подготовки биологов и экологов'

«Зеленые лаборатории» г. Самары как социально-образовательная среда для подготовки биологов и экологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРУДЫ / ОЗЕРА / ПАРКИ / ЭКОСИСТЕМА / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / СТУДЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ATTITUDE TO NATURE / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ECOLOGICAL CULTURE / PONDS / LAKES / PARKS / ECOSYSTEM / NATURE / HUMAN BEING / STUDENT / ENVIRONMENTAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

В 70-80-х гг. прошлого столетия были сформулированы основные принципы экологического образования и воспитания: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Общей задачей экологического образования сегодня является формирование экологического сознания личности. Эта задача базируется на уровне трех основных положений: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Целью настоящей работы явилось раскрытие образовательных и воспитательных возможностей городских озер (прудов) и парков. В задачи исследований входило изучение истории создания водоемов, определение экологической роли озер и парков в урбанизированных условиях, раскрытие актуальной проблемы ухудшения состояния водоемов в последние годы. Знание истории происхождения, понимание экологической ситуации и воспитательного значения антропогенных урбанизированных экосистем позволит во время учебной полевой практики или при выполнении экологических проектов сформировать активную жизненную позицию, нести ответственность за их состояние, развивать экологическую культуру и сознание. В статье рассматриваются возможности использования городских прудов и парков в качестве «зеленых лабораторий» для изучения особенностей их биоты, влияния антропогенного фактора на состояние экосистем, использования в качестве объектов образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Green Laboratory» of Samara as social and educational environment for training biologists and ecologists

During the 70-80 years of the last century the basic principles of environmental education were formulated. They are interdisciplinary approach in forming ecological culture, regularity and continuity of environmental research, unity of intellectual and emotional in the process of studying and improving the natural environment, solving ecological problems in their combination at the world, national and local levels. Today environmental education is aimed at developing a person’s environmental awareness. This task is based on three fundamental points: developing adequate environmental concepts, proper nature awareness, abilities, skills and technologies of interaction with nature. This research was to reveal the educational value of urban lakes, ponds and parks. The objectives of the research were to study the history of the water bodies, to highlight the ecological role of lakes and parks in urban conditions and to present the problem of poor ecological state of the water bodies in recent years. Knowledge of the history, environmental awareness and educational value of anthropogenic urban ecosystems will result in having an active living position, taking responsibility for their state, developing ecological culture and awareness. The article discusses the ways the city ponds and parks can be used as «green laboratories» for students to learn the features of their biota and estimate the influence of anthropogenic factor on ecosystems, and for teachers to appreciate their educational value.

Текст научной работы на тему ««Зеленые лаборатории» г. Самары как социально-образовательная среда для подготовки биологов и экологов»

УДК 378

«ЗЕЛЕНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ» г. САМАРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БИОЛОГОВ И ЭКОЛОГОВ

«GREEN LABORATORY» OF SAMARA AS SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINING BIOLOGISTS AND ECOLOGISTS

© 2017

В.В. Соловьева

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

V.V. Solovieva Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В 70-80-х гг. прошлого столетия были сформулированы основные принципы экологического образования и воспитания: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Общей задачей экологического образования сегодня является формирование экологического сознания личности. Эта задача базируется на уровне трех основных положений: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Целью настоящей работы явилось раскрытие образовательных и воспитательных возможностей городских озер (прудов) и парков. В задачи исследований входило изучение истории создания водоемов, определение экологической роли озер и парков в урбанизированных условиях, раскрытие актуальной проблемы ухудшения состояния водоемов в последние годы. Знание истории происхождения, понимание экологической ситуации и воспитательного значения антропогенных урбанизированных экосистем позволит во время учебной полевой практики или при выполнении экологических проектов сформировать активную жизненную позицию, нести ответственность за их состояние, развивать экологическую культуру и сознание. В статье рассматриваются возможности использования городских прудов и парков в качестве «зеленых лабораторий» для изучения особенностей их биоты, влияния антропогенного фактора на состояние экосистем, использования в качестве объектов образования и воспитания.

During the 70-80 years of the last century the basic principles of environmental education were formulated. They are interdisciplinary approach in forming ecological culture, regularity and continuity of environmental research, unity of intellectual and emotional in the process of studying and improving the natural environment, solving ecological problems in their combination at the world, national and local levels. Today environmental education is aimed at developing a person's environmental awareness. This task is based on three fundamental points: developing adequate environmental concepts, proper nature awareness, abilities, skills and technologies of interaction with nature. This research was to reveal the educational value of urban lakes, ponds and parks. The objectives of the research were to study the history of the water bodies, to highlight the ecological role of lakes and parks in urban conditions and to present the problem of poor ecological state of the water bodies in recent years. Knowledge of the history, environmental awareness and educational value of anthropogenic urban ecosystems will result in having an active living position, taking responsibility for their state, developing ecological culture and awareness. The article discusses the ways the city ponds and parks can be used as «green laboratories» for students to learn the features of their biota and estimate the influence of anthropogenic factor on ecosystems, and for teachers to appreciate their educational value.

Ключевые слова: экологическое воспитание и образование; отношение к природе; экологическое сознание; экологическая культура; пруды; озера; парки; экосистема; природа; человек; студент; экологические проекты.

Keywords: environmental education; attitude to nature;environmental awareness; ecological culture; ponds; lakes; parks; ecosystem; nature; human being; student; environmental projects.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вообще и прежде всего красоты природы вынес из своей плодотворной учительской деятельности В.А. Сухомлинский [1; 2]. Его педагоги-

ческая деятельность и научные труды лежат в истоках экологического воспитания и образования. Он утверждал, что важная цель всей системы воспитания состоит в том, чтобы научить человека жить в мире

прекрасного. На первом месте в решении этой задачи стоит природа. Воспитание природой называлось Сухомлинским школой под голубым небом, открывающей перед детьми окно в мир. Самый метод воспитания природой представляет собой научение правильно радоваться ей. Учить умению правильно видеть и слышать мир - значит формировать вкус к природе, следовательно, и вкус к жизни, бытию вообще. Воспринимать и понимать природу сердцем - значит познавать ее в истинном свете и полноте проявлений [3; 4].

Понимание универсальной значимости экологического образования в России сложилось в 70-80-х гг. прошлого столетия [5]. Тогда были сформулированы и его основные принципы: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начала в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Общей задачей экологического образования сегодня является формирование экологического сознания личности. Решение этой задачи базируется на трех основных положениях: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

В образовательных стандартах вузов решение задач экологического образования предусмотрено не только во время аудиторных занятий, но и в период учебных практик по ботанике, зоологии, экологии, в проектной деятельности студентов [6]. Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у личности представления о единстве человека и природы. В урбаноэкоси-стемах есть множество объектов, на примере которых можно показать это единство. Это прежде всего рукотворные объекты - водоемы и парки. Изучение истории их возникновения и экологического состояния, организация экскурсий в такие «зеленые лаборатории» помогает не только формировать чувство прекрасного, но

и воспитывать бережное отношение к полуприродным экосистемам в условиях мегаполиса.

Цель настоящей статьи - раскрытие образовательных и воспитательных возможностей экскурсий к городским озерам (прудам) и в парки. В задачи исследования входило изучение истории создания водоемов, определение экологической роли озер и парков в урбанизированных условиях, раскрытие актуальной проблемы ухудшения состояния водоемов в последние годы. Знание истории происхождения, понимание экологической ситуации в антропогенных урбанизированных экосистемах и воспитательного значения экскурсий позволяет во время учебной полевой практики или при выполнении экологических проектов и выпускных квалификационных работ формировать активную жизненную позицию, развивать экологическую культуру и экологическое сознание.

Изучение истории городских озер позволило установить, что созданы они были в конце XIX в. в окрестностях старой купеческой Самары (ныне Промышленный и Советский районы) на территории монастырей, усадеб и садоводческих хозяйств. Они имеют овражное и копаное происхождение и были созданы с целью орошения и противопожарной безопасности. На картографических материалах и схеме фактической застройки купеческой Самары до 1900 г. в пригородной зоне водоемы не отмечались. Выяснено, что пруд, расположенный в настоящее время на ул. Мирной, был создан купцом Тома-шевым, построившим за городом плотину на овражном водотоке. Водоем использовался в основном для отдыха, но вода была пригодна для питья. В середине прошлого столетия он оказался на территории города. Пруды были также на дачах Ши-хобаловых, в садах Садчиковых и Самарского сельскохозяйственного общества. Одними из самых старых являются пруды Ботанического сада. Об этом свидетельствует карта г. Самары 1910 г., которая хранится в областном историко-краевед-ческом музее им. П.В. Алабина.

За последние десятилетия город значительно вырос, расширив свои границы с окраинной ул. Полевой до Безымян-

ки. Надо отдать должное советским архитекторам и строителям, которые при проектировании и возведении новых жилых микрорайонов посчитали возможным сохранить старинные пруды, удачно вписав их в урбаноландшафт. Далеко не каждый современный город сегодня может позволить себе сочетание высотных зданий рядом с уникальными водными объектами. Создание в городе искусственных водоемов с живописной природой требует много времени (не менее 30 лет!) и больших материальных вложений. Феномен самарских прудов заключается в том, что они являются результатом гармоничных взаимоотношений самарских старожилов с природой, это их общий бесценный подарок современникам. Сформированные природой водоемы стали уникальными озерами - «голубыми глазами» областной столицы и должны быть сохранены для будущих поколений горожан как неотъемлемая часть ее своеобразного ландшафтного облика.

О том, насколько общество цивилизованно, судят по его отношению к природе и тому, как оно решает возникающие по его же вине экологические проблемы. Одной из таких проблем является в настоящее время состояние городских озер. Их изучением ученые занимаются с 1936 г. [7; 8]. Впервые на научную значимость городских прудов в 1936 году обратили внимание ученые Куйбышевского пединститута А.П. и З.А Мельниченко. С конца 1970-х гг. городские водоемы стали объектом детального изучения ботаников, зоологов, гидрохимиков, гидробиологов, альгологов и микробиологов [9-17]. Жители города Самары уже давно обратили внимание, что в городских озерах гнездятся дикие утки. В водоемах, несмотря на шум городского транспорта, вмешательство людей и загрязненные берега, они нашли себе укрытие от охотников. Ученые заметили, что там, где гнездятся утки, намного разнообразнее флора. По данным ученых, на восьми городских прудах в последние годы стабильно отмечается гнездование утки-кряквы [12]. Ежегодно перелетные птицы возвращаются из далеких краев на наши озера, только здесь найдя себе защиту, поскольку на естественных озерах в природных условиях они беспощадно отстреливаются охотниками.

Старожилы Самары знают, что пруд, расположенный в жилом массиве на ул. Аэродромной в окружении многоэтажных зданий, всегда был объектом заботы горожан. Благодаря бережному отношению к нему местных жителей и сегодня он не утратил своего экологического и эстетического значения. Чуть ниже пруда находится родник, оборудованный под колодец. Территория около пруда благоустроена. Такая совместная работа муниципальных служб и горожан должна быть постоянной, последовательной и экологически обоснованной. В 1990-е годы бала проведена реконструкция пруда на ул. Антонова-Овсеенко, которая только ухудшила его состояние. Создание вокруг копаного водоема пешеходной асфальтированной дорожки, получившей эффект замкнутой плотины, стало препятствием для поверхностного стока с водосбора, в результате водоем быстро мелеет. И все же благодаря постоянному уходу за водоемом студентов естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета, будущих биологов и экологов, водоем сохранил свое рекреационное значение как место отдыха горожан и экскурсий. Администрация вуза изыскала средства для обустройства прилегающей территории: на берегу, под кроной высоких ив, сооружен памятник погибшим во время Великой Отечественной войны выпускникам вуза. В настоящее время водоем нуждается в углублении дна с целью очистки заиленных родников, вырубке старых деревьев ивы. Такая же проблема у Нижнего пруда ботанического сада, однако водоемы не обделены вниманием и заботой сотрудников Самарского государственного университета (сейчас Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва) и высаженные ими белоснежные кувшинки каждое лето радуют горожан. Все перечисленные водоемы - памятники природы городского значения.

Многолетний (1938-2016) экологический мониторинг водоемов показал, что в последние годы в городских прудах отмечается появление теплолюбивых реликтовых (водяной орех, сальвиния плавающая) и заносных тропических (писция те-

лорезовидная) растений. Изменение состава флоры городских водоемов является индикатором глобального антропогенного потепления, а также наглядным и весьма убедительным подтверждением эколого-климатического прогноза на территории Волжского бассейна в сторону дальнейшего роста температур. В связи с этим пруды г. Самары могут служить уникальной научной лабораторией под открытым небом по изучению биологии и экологии редких, реликтовых и заносных видов в условиях города. Об истории развития экосистем городских озер, биоразнообразии и экологических проблемах опубликовано около 100 научных работ, делались доклады на десятках всероссийских и международных научных конференциях, опубликована монография [12]. Многие работы написаны учеными в соавторстве со студентами [13-16]. На основе изучения прудов города Самары студентами выполнены такие выпускные квалификационные работы, как «Динамика флоры прудов г. Самары за последние 20 лет», «Фитопродукция прудов на ул. Воронежской г. Самары», «Индикационные возможности представителей семейства рясковые в условиях прудов на ул. Воронежской г. Самары», «Экологическое состояние пруда на ул. Бронной г. Самары» и др.

Многие озера (в Ботаническом саду, на ул. Воронежской, около школы № 139, в 10-м микрорайоне, на ул. Аэродромной и др.) вполне заслуживают придания им статуса памятников природы областного значения. Фактически они таковыми и являются, поскольку включены в «Голубую книгу Самарской области: Редкие и охраняемые гидробиоценозы» [17].

Сегодня лишь несколько водоемов в городе имеют эстетическое, рекреационное и образовательное значение, находятся в состоянии «экологического равновесия». Большинство имеет очень неприглядный вид. Экскурсии на живописный и ухоженный водоем, а потом посещение неблагоустроенного пруда позволяют на контрастных примерах показать процесс «отмирания» экосистемы в результате антропогенного воздействия и важность воспитания бережного отношения к природе на конкретных объектах. Здесь имеет место такой аспект, как деятельностное

отношение к природе, поскольку благоприятные экологические условия сохранились только на тех водоемах, которые благодаря усилиям ученых и населения взяты под охрану администрацией города, объявлены памятниками природы. Однако и это мероприятие не всегда результативно. Так, несмотря на охраняемый статус, по решению администрации города был уничтожен водоем - памятник природы на ул. И. Булкина. Это говорит о существовании юридической проблемы охраны рукотворных водоемов.

Проблема состояния и охраны водоемов в г. Самаре имеет не только практический, но и гуманитарный аспекты, которые очень важно раскрывать в содержании образовательной деятельности. Известно, что окружающая среда не только влияет на человека в отношении его физического здоровья, но и оказывает существенное воздействие на формирование духовных качеств личности - доброты, милосердия, сопереживания. Поэтому после совместных экскурсий и в заключении проекта делается вывод о том, что финансовые и материальные вложения в благоустройство не дадут видимого результата до тех пор, пока у детей и взрослых сохранится потребительское отношение к природе. Параллельно с ландшафтным обустройством водоемов необходимо воспитывать экологическую культуру.

Большую работу по формированию системы умений и навыков взаимодействия с природой, развитию экологического сознания детей и подростков проводят педагоги г. Самары, биологи и экологи, выпускники нашего вуза. С проектами «Озера Самары» и «Экологический мониторинг прудов г. Самары» они стали лауреатами всероссийских экологических конкурсов в Москве «Вода на Земле» (1996) и «Человек на Земле» (2005). Полные желания обратить внимание взрослых, городской администрации на проблему сохранения озер школьники под руководством педагогов создают проекты по их реабилитации. Так, учащиеся МОУ №152 г.о. Самара под руководством педагогов подготовили «Проект детского экологического парка "Чистое озеро"», целью которого было благоустройство территории около пруда на ул. Ивана Булки-

на. Ученики МОУ №67 разработали «Проект благоустройства пруда около Экономического университета». В 2005 г. ученики МОУ №90 успешно защитили «Проект реабилитации пруда на ул. Мирной Промышленного района г. Самары». В 2006 г. названные выше работы стали призерами областного этапа «Стокгольмского юниорского водного конкурса», проводимого под патронажем королевской семьи Швеции и направленного на улучшение качества воды во всем мире.

Таким образом, решение задачи воспитания бережного отношения к природе и экологической культуры носит комплексный характер. Уровень экологического сознания и культуры детей и взрослых пока еще низок. Особенно важно учитывать гуманитарный аспект проблемы, когда она решается на профессиональном уровне. Ее правовые и экономические аспекты во многом зависят от степени экологического сознания специалистов-профессионалов, принимающих конкретные решения. Поэтому экологическое образование имеет базовое значение в решении проблемы охраны водных объектов в городе.

Объектом экскурсий и совместных экологических проектов студентов по краеведческому воспитанию могут служить городские парки. Практически все парки города пригодны для решения образовательных задач. Гармоничное сочетание искусственных и природных комплексов городского ландшафта обеспечивает экологические, функциональные и эстетические качества жизненной среды. Так, подчеркивая экологическую и эстетическую роль парков, в одном из совместных экологических проектов студентов и школьников было выяснено их просветительское значение. Например, изучение флоры нескольких парков г. Самары показало, что они содержат 123 вида растений, из них 4 вида из отдела Голосеменные и 119 видов из отдела Цветковые. Кроме того, в парке отмечено 8 видов ли-

шайников. Парки посещают студенты и школьники, которые во время экскурсий знакомятся с богатством и разнообразием растительного мира, получают сведения о практическом значении растений и необходимости бережного к ним отношения.

Таким образом, разнообразные виды деятельности способствуют формированию умений и навыков взаимодействия с природой. Конечным результатом, кроме достижения задач учебной практики и составления экологического проекта, могут служить многочисленные творческие работы: рисунки, фоторепортажи, видеосъемка, экологические плакаты, сочинения о любимом уголке природы, эссе, стихи и экологические сказки.

Последовательное использование социально-правовых и экономических механизмов, работающих на экологических принципах, продвинет нас в решении проблемы сохранения озер. Изучение водоемов учеными доказало, что их своевременное очищение, реконструкция и бережное отношение к ним повысят видовое разнообразие флоры и фауны, обеспечит устойчивость, а значит, сохранность в условиях миллионного города.

В целом решение проблемы сохранения озер г. Самары имеет комплексный характер и во многом связано с пока еще очень низким уровнем развития экологического сознания и культуры горожан. Очень важно научить современное поколение по-новому строить свои отношения с природой. Студенты, получающие биоэкологическое образование в условиях «зеленых лабораторий» г. Самары, знающие историю, изучающие биоту и экологическое состояние водоемов и парков, смогут компетентно донести до чиновников и простых жителей города научное, образовательное, рекреационное и эстетическое значение городских парков и водоемов, делая акцент на культурно-исторических вопросах и гуманитарных аспектах проблемы их охраны.

•к "к "к

1. Богуславский М.В. В.А. Сухомлинский. Уроки радости познания. М. : Тверь : Золотая буква, 2005. 112 с.

2. Власов. В.А. Сухомлинский о воспитании красотой (1918-1970) // Страницы истории педагогики. Пятигорск : ПГЛУ, 2002. Вып. 18. С. 48-56.

3. Колесниченко Т.С. Красота и добро - компоненты духовности в педагогической системе В.А. Сухомлинского // Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников. Вологда : Русь, 2006. С. 45-49.

4. Колобова Б.А. Приобщение к красоте природы как средоточие системы экологического воспитания юных граждан в павлышском опыте // В.А. Сухомлинский и школа наших дней. М. : МПА, 1999. С. 125-130.

5. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 480 с.

6. Соловьева В.В. Экологическое образование и просвещение в проектной деятельности студентов и школьников // Известия СНЦ РАН. Педагогика. 2012. Т. 14, № 2(4). С. 941-943.

7. Куйбышев и его окрестности как места для школьных экскурсий по зоологии / А. Мельниченко [и др.] // Ученые записки Куйбышевского пединститута. Вып. 1. Куйбышев : Куйб. краевое изд-во, 1938. С. 158-167.

8. Мельниченко З.А. К вопросу о составе микро- и макрофлоры непроточных водоемов окрестностей г. Куйбышева // Ученые записки Куйбышевского пединститута. Вып. 1. Куйбышев, 1938. С. 57-61.

9. Матвеев В.И., Гейхман Т.В., Соловьева В.В. Самарские пруды как объект ботанических экскурсий : учеб. пос. Самара : СНЦ РАН, 1995. 44 с.

10. Матвеев В.И., Соловьева В.В. Экологическое обучение студентов и школьников во время экскурсий на пруды г. Самары // Биология и экология в системе современного педагогического образования : матер. межвуз. науч.-практ. конф. СПб. ; Ставрополь, 1994. С. 176-177.

11. Матвеев В.И., Соловьева В.В. Проблемы охраны и рекреационного использования водоемов г. Самары и пути их решения // Методология и методика научных исследований в области естествознания : материалы всерос. науч.-практ. конф., посв. 100-летию со дня рождения Л.В. Воржевой. Самара : СГПУ, 2006. С. 240-249.

12. Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев В.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны : монография. Тольятти : Кассандра, 2014. 129 с.

13. Бажанова Л.М., Медякова О.А. Химические показатели экологического состояния некоторых прудов г. Самары // Исследования в области биологии и методики ее преподавания : межкаф. сб. Самара : СамГПУ, 2003. С. 83-85.

14. Семенов А.А., Бунеев С.С. Флора гидрофитов города Самары // Исследования в области биологии и методики ее преподавания : межкаф. сб. Самара : СамГПУ, 2003. С. 243-248.

15. Семенов А.А., Юлдашев А.М. Растительность искусственных водоемов г. Самары // Методология и методы научных исследований в области естествознания : материалы всерос. науч.-практ. конф., посв. 100-летию со дня рождения Л.В. Воржевой. 4-6 октября 2006 года. Самара : СГПУ, 2006. С. 207-218.

16. Соловьева В.В., Дашутин А.П. Динамика флоры прудов г. Самары за последние 20 лет // Взаимодействие природы и человека на границе Европы и Азии : тез. докл. Самара, 1996. С.101-103.

17. Голубая книга Самарской области: Редкие и охраняемые гидробиоценозы / Т.Д. Зин-ченко и др. ; под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и д-ра биол. наук С.В. Саксонова. Самара : СНЦ РАН, 2007. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.