Научная статья на тему 'Здоровьесбережение - необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков'

Здоровьесбережение - необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / FOREIGN STUDENTS / A STATE OF HEALTH / ADAPTATION / HEALTH MAINTAINING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков В. Б.

Представлены данные исследований соматического здоровья и морфофункционального состояния иностранных студентов. Показана роль физической культуры в здоровьесберегающем обучении данного контингента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ушакова Ирина Анатольевна, Мандриков В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH MAINTENANCE AS A NECESSARY CONDITION FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL TRAINING OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS

Data of a research into somatic health and morphofunctional state of foreign students are presented. The role of physical training in health maintaining training of this contingent is shown

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение - необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков»



ней сердца и сосудов в 2001г. — М.: Издательство НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМП, 2001. — С. 3—13.

3. Гиляревский С. P., Орлов В. А., Сычева Е. Ю. // Российский кардиологический журнал. — 2002. — № 6. — С. 5.

4. Грацианский Н. А. // Кардиология. — 2000. — № 19. — С. 72—83.

5. Диагностика и лечение стабильной стенокардии. Российские рекомендации, второй пересмотр // Карди-оваскулярная терапия и профилактика. — 2008. — № 7 (6). Приложение 4.

6. Карпов Ю. А. // Кардиология. — 2005. — № 9. — С. 4—10.

7. Чазов Е. И. // Клинические исследования лекарственных средств в России. — 2001. — № 1. — С. 2—4.

8. Collaborative meta-analysis of randomized trials of antiplatelet therapy for prevention of death, myocardial

infarction, and stroke in high risk patients. // BMJ. — 2002. — Vol. 324. — P. 71—86.

9. Daemen J., WenaweserP., Tsuchida K., etal. // Lancet. — 2007. — Vol. 369. — P. 667—678.

10. SackettD. L, Haynes R. B. // ACP J Club. — 1997. — Vol. 127. — P. 15—16.

11. Serruys P. W. // J. Am. Coll. Cardiol. — 2006. — Vol. 47. — P. 1754—1768.

Контактная информация:

Дронова Елена Петровна — к. м. н., заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы Волгоградского областного клинического кардиологического центра, e-mail: [email protected]

УДК 056.22 (378.4)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков

Кафедра физической культуры и здоровья ВолГМУ

Представлены данные исследований соматического здоровья и морфофункционального состояния иностранных студентов. Показана роль физической культуры в здоровьесберегающем обучении данного контингента.

Ключевые слова: иностранные студенты, состояние здоровья, адаптация, здоровьесберегающее обучение.

HEALTH MAINTENANCE AS A NECESSARY CONDITION FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL TRAINING OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS

I. A. Ushakova, V. B. Mandrikov

Data of a research into somatic health and morphofunctional state of foreign students are presented. The role of physical training in health maintaining training of this contingent is shown.

Key words: foreign students, a state of health, adaptation, health maintaining training.

Особенности профессионального образования иностранных студентов-медиков в поликультурной среде российского вуза выявляются при решении задач формирования профессиональной компетенции, методологических подходов и образовательных технологий для данного контингента [4, 6].

Специфика обучения в медицинском вузе, которая часто приводит к значительному физическому, психическому напряжению и перенапряжению, неоднократно отмечалась многими авторами [3, 5]. Профессиональное обучение зарубежных студентов, кроме того, характеризуется напряжением механизмов адаптации, дестабилизацией физиологических функций и повышенным уровнем заболеваний, особенно на первом этапе пребывания в инонациональной среде. По данным научных исследований, более чем у 20 % учащихся имеются серьезные проблемы адаптации к новым условиям обучения [1, 2]. Указанные причины определяют всё возрастающий интерес к поиску конк-

ретных путей по повышению эффективности сложного комплексного процесса адаптации иностранных граждан к образовательной среде российского вуза.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Эксплицировать роль физической культуры в здоровьесберегающем обучении иностранных студентов-медиков.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 1277 иностранных студентов в возрасте 17—23 лет за период 2003—2009 гг. Состояние здоровья и физическое развитие изучалось по данным углубленного медицинского обследования, ежегодно проводимом в здравпункте университета. Морфофункциональное состояние опорно-двигательного аппарата исследовалось по данным компьютерного планшетного сканирования стоп (проф. К. В. Гавриков,

ЦоетврСз МЩ

проф. В. Б. Мандриков, к. м. н. А. И. Перепелкин и др., 2006; патент на изобретение № 2253363). Физическая подготовленность определялась по тестам в соответствии с Государственной программой для медицинских и фармацевтических вузов (1997).

Психофизиологическое состояние студентов оценивалось по специализированной компьютерной психодиагностической программе «Око», состоящей из пяти блоков: I блок—тест «САН» (самочувствие, активность, настроение, желание работать); II блок—тест «Ситуационная тревожность»; III блок—тест «Цветовая психодиагностика»; IV блок — тест «Реакция на движущийся объект»; V блок — тест «Диагностика функционального состояния центральной нервной системы».

Оценка качества жизни иностранных студентов проводилась по составленной нами анкете, в которой рассматривались аспекты адаптации к климатогеогра-фическим условиям проживания и продуктам питания, трудности в процессе взаимоотношений с преподавателями, одногруппниками и окружающими людьми. Определялись ценностные ориентации и мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой и спортом, а также влияние занятий в группах спортивного совершенствования на академическую успеваемость зарубежных учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ежегодно в Волгоградский государственный медицинский университет поступают от 25 до 37 % иностранных студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья. Среди них заболевания: органов кровообращения (от 20,5 до 32,5 %); опорно-двигательного аппарата (от 13,8 до 27,9 %); органов зрения (от 25,5 до 51,3 %); состояние гипотрофии (от 2,2 до 7,1 %).

При проведении компьютерного планшетного сканирования стоп было выявлено, что 75 % иностранных юношей и 73,9 % девушек имеют отклонения от физио-лого-анатомической нормы.

Проведенные исследования выявили, что зарубежные учащиеся, как юноши, так и девушки, по всем исследуемым параметрам физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки, индекс Кетле, кистевая и становая динамометрия, статическая выносливость, проба Ромберга) имели более низкие значения в сравнении с российскими сверстниками. Иностранные учащиеся также уступали российским в показателях функционального состояния, которое оценивалось по параметрам: жизненная емкость легких, жизненный индекс, проба Генчи, частота сердечных сокращений в покое.

Результаты тестирования исходного уровня физической подготовленности 98 студентов по основным физическим качествам (быстрота, сила, гибкость, скоростная выносливость) выявили, что у 78 % зарубежных студентов-первокурсников тес-

тируемые показатели оценены на «неудовлетворительно» и ниже.

Вместе с тем отмечается положительная динамика основных морфофункциональных характеристик и физической подготовленности зарубежных студентов за трехлетний период обязательных и внеучебных занятий физической культурой, а также снижение обращений иностранных учащихся с острыми респираторными заболеваниями на 13 %.

На начальном этапе обучения иностранные студенты по всем параметрам теста «САН» имели оценки выше 4 баллов (по 5-балльной системе). Вместе с тем высокий уровень ситуационной тревожности был зарегистрирован у 16,3 % зарубежных учащихся. Отмечены психический дискомфорт, неуравновешенность, признаки переутомления, непродуктивное эмоциональное напряжение у 89 %. Только 8 % студентов имели высокую точность двигательных реакций и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. У 56 % исследуемых диагностика состояния ЦНС свидетельствовала о низком уровне ее функционирования.

Нами установлено, что за семь лет обучения в вузе у иностранных студентов, постоянно занимавшихся в оздоровительных группах, активно принимавших участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, повысились оценки самочувствия, настроения и желания работать. Значительно уменьшилось количество учащихся с высоким уровнем ситуационной тревожности. На 66 % сократилось число зарубежных учащихся с психическим дискомфортом, признаками переутомления, неуравновешенностью, непродуктивным эмоциональным напряжением. Высокий уровень функционального состояния ЦНС зарегистрирован на выпускном курсе у 80 % студентов, что больше на 69 %, чем у студентов подготовительного отделения. У шестикурс-ников было отмечено меньшее время реакции на предъявляемый стимул.

В результате исследований по изучению академической успеваемости зарубежных учащихся было установлено, что юноши-спортсмены из Малайзии имели более высокий балл академической успеваемости по сравнению со студентами, которые не занимались в группах спортивного совершенствования на протяжении всего периода обучения в вузе (4,3 ± 0,16 и 4,08 ± 0,11 соответственно). У девушек-спортсменок средний балл академической успеваемости был несколько ниже, чем у девушек, не занимающихся спортом, той же группы (4,78 ± 0,14 и 4,87 ± 0,11 соответственно). Наивысший балл по предмету «Русский язык» на экзаменах VIII семестра имели юноши и девушки из Малайзии, которые на протяжении всего периода обучения в вузе занимались в группах спортивного совершенствования (4,5 ± 0,15 и 5 ± 0 соответственно).

Данные анкетирования подтвердили, что процесс адаптации иностранных студентов к пребыванию в инонациональной среде затруднен следующими факторами:

Выпуск 4 (36). 2010

23 ^^^^

1. Качество питания.

2. Лингвистические проблемы.

3. Наличие напряженности в общении с преподавателями.

4. Проблемы общения с русскоязычным населением.

Многолетняя практика работы с иностранными студентами позволила отметить, что особенностью проведения учебных занятий по физической культуре с данным контингентом является образовательная направленность уроков. Востребованными для иностранных юношей и девушек являются знания о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствах воздействия на них, методике использования этих средств, о здоровом образе жизни, его компонентах и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кафедра физической культуры Волгоградского государственного медицинского университета подготовила рабочую программу, в которую внесены научно обоснованные изменения и дополнения в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социальных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки зарубежных студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

Результаты более чем 12-летних комплексных исследований с учетом педагогического, физиологического, медико-биологического и социологического аспектов позволили выделить основные системообразующие факторы адаптации иностранных студентов-медиков: регулярный углубленный медицинский осмотр, в целях определения состояния здоровья; компьютерная психодиагностика; педагогическое тестирование для определения физической подготовленности, работоспособности, физической активности; анкетирование, для определения качества жизни. На основании результатов исследований определен подбор адекватных средств здоро-вьесбережения:

1. Разработка основных форм организации физической культуры в вузе для иностранных студентов.

2. Внедрение технологий спортивной тренировки в физическую культуру иностранных студентов.

3. Использование вспомогательных оздоровительных средств физической культуры в различных формах занятий.

4. Выделение профессионально ориентированных видов спорта для адаптации иностранных студентов к будущей профессиональной деятельности.

5. Усиление акцента на формирование физической культуры личности иностранных студентов.

6. Усиление интегративных связей между структурными подразделениями вуза в решении задач успешного профессионального обучения иностранных студентов.

7. Реализация мониторинга эффективности физической культуры иностранных студентов.

Таким образом, физическая культура в вузе для иностранных студентов формирует основу здорового образа жизни и направляет личность на сознательное стремление к пополнению и обновлению знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, использование полученных знаний о здоровьесбережении в конкретных ситуациях, практическую реализацию умений в профессиональной деятельности. Внеаудиторная работа по физической культуре является средством создания культурно-оздоровительного пространства, позволяющего иностранному студенту самоопределиться, самореализоваться, принять физическую культуру как личную ценность, осознать ответственность за собственное здоровье, его сохранность в процессе будущей профессиональной деятельности и умение внедрить эти навыки в работу с будущими пациентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров В. И., Латышевская Н. И. Образ жизни студентов-медиков как фактор риска здоровью / Тез. Междунар. науч.-практ. конф. — М., 1999. — С. 10.

2. Севрюкова Г. А. Психофизиологические критерии адаптации зарубежных студентов к условиям обучения и проживания в России: Автореф. дис. ... канд. биол. наук,

2000. — 24 с.

3. Толстова Т. И. Морфофункциональное состояние студентов-медиков на пороге XXI века: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Рязань, 2000. — 21 с.

4. Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей: Автореф. дис. ... доктора соц. наук, 2008. — 47 с.

5. Benitez C., Quintero J., Torres R. // Rev Med Chil. —

2001. — Vol. 129 (2). — P. 173—178.

6. Losh D. P., Mauksch L. B., Arnold R. W., et al. // Acad Med. — 2005. — Vol. 80 (2). — P. 118—124.

Контактная информация:

Ушакова Ирина Анатольевна — к. б. н., старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья ВолГМУ, тел.: (8442) 97-53-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.