8. Смирнова Р. В. Мультикультурное образование в современных условиях развития общества : сущность и качество / Р. В. Смирнова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wecomm.ru/structure/7idstru cture=9. — Загл. с экрана.
9. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. — М. : Идея-пресс, 2000. — 160 с.
10. Фарман И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / И. П. Фарман. — М. : Ин-т философии РАН, 1999. - 244 с.
Поступила 13.07.11.
ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ*
И. М. Фадеева, М. В. Юскаева
В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «здоровье». Особое внимание уделено специфике профессии преподавателя и ее влиянию на состояние здоровья. Приводятся данные эмпирического исследования, выявляющего факторы ухудшения здоровья данной профессиональной группы.
Понятие «здоровье» — распространенный и общепринятый, но до сих пор не имеющий однозначного определения термин, в настоящее время является объектом пристального внимания исследователей различных научных областей: социологов, экономистов, психологов, философов, культурологов, физиологов и клиницистов. П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассматривает 79 определений понятия здоровье человека, сформулированных представителями научных дисциплин в разное время и в различных странах мира. Приведенный перечень, как пишет автор, далеко не полный, но даже представленные определения поражают многообразием трактовок и разнообразием признаков. П. И. Калью выделяет ряд научных подходов к определению понятия «здоровье», которые соответствуют той или иной концептуальной модели.
1. Медицинская модель здоровья предполагает определение, содержащее лишь медицинские термины, при этом здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов.
2. Биомедицинская модель здоровья предполагает отсутствие органических нарушений и ощущения нездоровья, имеющих определяющее значение для характеристики здоровья с точки зрения жизнедеятельности и здоровья человека.
3. Биосоциальная модель здоровья включает рассмотрение биологических и социальных признаков, которые рассматриваются в единстве, при этом социальным признакам отдается приоритетное значение.
4. Ценностно-социальная модель предполагает рассмотрение здоровья как основополагающей ценности, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности [3].
П. И. Калью подчеркивает, что здоровье в более ранних определениях рассматривается как состояние, в то время как отечественные и зарубежные ученые последних десятилетий все чаще описывают его как динамический процесс.
К факторам, которые затрудняют более полное и четкое формулирование определения понятия «здоровье», относят сложность и многогранность феномена «здоровье»; непостоянство уровня здоровья человека; сочетание биологического, социального и психологического элементов, оказывающих воздействие на здоровье индивида; трудности количественного измерения элементов, характеризующих здоровье; относительность человеческих знаний [1, с. 19]. Вместе с тем Г. С. Никифоров считает, что правильную позицию занимают те ученые, которые, интерпретируя понятие «здоровье», не пытаются абсолютизировать причастность к нему
* Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010 — 2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0225.
И. М. Фадеева, М. В. Юскаева, 2011
только категории состояния или процесса. Например, этому принципу следует академик В. П. Казначеев, полагающий, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [Приводится по: 5, с. 43]. Наиболее распространенным является определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4]. Оно достаточно широкое и характеризует идеальное состояние человека, за что нередко критикуется в научной литературе.
Под физическим здоровьем понимают физическое благополучие, отсутствие болезни или нетрудоспособности, а также наличие у человека достаточного количества энергии и жизненных сил для выполнения повседневных задач. Важным условием поддержания физического здоровья является отсутствие нагрузок, вызывающих чрезмерное утомление [6, с. 40]. Психическое здоровье — состояние благополучия, при котором человек может реализовать собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь сообщества [4]. Общественное здоровье — совокупное состояние людей, проживающих в пределах какой-либо территории (региона, страны) [2,
с. 135].
С социологической точки зрения здоровье — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру, позволяющая выполнять социальные функции, профессиональные роли и обеспечивать социальное благополучие и общественное развитие. В последнее время особое внимание исследователей привлекает вопрос здоровья работников интеллектуальной сферы, в частности преподавателей, что обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на современного человека и общество в целом.
Специфика профессии преподавателя заключается в интеллектуализации его труда и высоком уровне ее креативности, требу-
ющих большого объема знаний, творческой активности и напряженности психических функций. Для нее характерны следующие особенности:
— высокая степень ответственности за развитие общества, качество образовательной и научной деятельности;
— социализация и профессионализация подрастающего поколения; '
— нерегламентированный рабочий график, периодическое нервно-эмоциональное напряжение;
— неравномерность нагрузки, необходимость принятия нестандартных решений;
— большой объем и неравномерность поступления информации;
— необходимость творческого подхода к профессиональной деятельности;
— напряжение памяти, внимания ввиду постоянного поиска, восприятия большого объема информации, ее систематизации и воспроизведения;
— дефицит двигательной активности и ее нерациональная организация.
В основу анализа состояния здоровья преподавателей положено социологическое исследование на основе экспертного опроса, проведенного в декабре 2010 г. в Зубово-Полянском педагогическом колледже. Целью исследования являлось определение состояния здоровья преподавательского коллектива и выявление факторов, оказывающих воздействие на состояние их здоровья.
Было опрошено 37 преподавателей — 35 женщин (94,6 %) и двое мужчин (5,4 %). Возраст респондентов был различным: от 23 до 30 лет — 2 чел. (5,4 %), от 31 до
40 лет — 12 чел. (32,4 %), в возрасте от
41 до 50 лет — 20 чел. (54,0 %) и старше 50 лет - 3 чел. (8,2 %).
По мнению 55,6 % опрошенных, ценность здоровья в современном обществе возрастает, что, на наш взгляд, обусловлено ухудшением состояния здоровья населения страны в целом и повышенным вниманием к здоровому образу жизни в средствах массовой информации. Считают, что отношение к здоровью как ценности в современном обществе не меняется, 33,3 % респондентов (табл. 1).
Таблица 1
Вариант ответа Доля опрошенных, %
1 2
Да 38,9
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что ценность здоровья
в современном обществе возрастает?*
1 2
Скорее да, чем нет 16,7
Скорее нет, чем да 25,0
Нет 8,3
Затрудняюсь ответить 11,1
Здоровье человека формируется в зависимости от его возрастных особенностей и образа жизни. Безусловно, по мере возраста функциональные возможности организма снижаются и именно поэтому лишь небольшая доля респондентов считают себя практически здоровыми (16,7 %). Эту группу
составляют в основном преподаватели в возрасте от 23 до 30 лет. Незначительные отклонения в состоянии здоровья имеют 44,4 % опрошенных. Респонденты, имеющие хронические заболевания (38,9 %), находятся в возрасте старше 51 года (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Имею незначительные отклонения в состоянии здоровья 44,4
* Имею хронические заболевания ф 38,9 |
Считаю себя практически здоровым человеком 16,7' *
Подавляющее большинство опрошенных преподавателей (61,1 %) отметили тенденцию ухудшения состояния здоровья. Значительное ухудшение состояния здоровья отмечают респонденты в возрасте старше 50 лет (8,3 %), что, на наш взгляд, связано с возрастными особенностями организма и невозможностью справляться с большим объемом
нагрузки. Указали, что состояние их здоровья в течение последних пяти лет не изменилось, 22,3 % опрошенных, и часть респондентов отметили незначительное улучшение и значительное ухудшение состояния здоровья за указанный период времени (по 8,3 % соответственно) (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Как изменилось состояние Вашего здоровья
за последние пять лет?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Немного ухудшилось 61,1
Практически не изменилось 22,3
Несколько улучшилось 8,3 1
Значительно ухудшилось 8,3
Профессиональная деятельность занимает важное место в ценностной иерархии человека, поэтому профессиональный фактор определяет не только отношение индивида к работе, но и его влияние на здоровье. Трудовая занятость в рыночных условиях определяется соответствием человека занимаемой Должности, что в свою очередь вызывает по-
стоянные напряжения и нередко стрессы. Таким образом, работа и условия ее организации оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Это подтверждается и результатами нашего исследования: на необходимость посвящать работе много времени указали 20,0 % опрошенных преподавателей
(табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Какие объективные факторы
ухудшают состояние Вашего здоровья?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Частые стрессы 54,3
Качество медицинских услуг 54,3
Уровень материального благосостояния 28,6
Необходимость много времени посвящать работе 20,0
Психологическая атмосфера в коллективе 11,4
1 Условия трудовой деятельности 8,6
Факторами ухудшения здоровья служат и частые стрессы, в том числе в профессиональной сфере (54,3 %). Определенная часть опрошенных не удовлетворена психологической атмосферой в коллективе и считает данный фактор существенным при оценке его влияния на здоровье (11,4 %). Следующим по значению стоит фактор «условия трудовой деятельности» (8,6 %). Парадоксальной можно считать ситуацию относительно оценки респондентами качества медицинских услуг. Принято считать, что медицина направлена на улучшение состояния здоровья населения. Однако качество предоставляемых медицинских услуг, по мнению большей части опрошенных преподавателей (54,3 %), объективно ухудшает состояние их
здоровья. Неблагоприятное воздействие на состояние здоровья 28,6 % респондентов оказывает уровень материального благосостояния. Этот показатель объясняется, с одной стороны, невысоким уровнем оплаты труда преподавателей, с другой — значительным преобладанием в выбортсе старших возрастных групп (старше 41 года — 62,2 %). Поскольку восстановление и укрепление здоровья требуют возрастающих ресурсов индивида, уровень его материального благосостояния с возрастом становится все более значимым. Образ жизни человека во многом определяет состояние его здоровья. По данным исследования, 72,2 % преподавателей считают необходимым ведение здорового образа жизни (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым
ведение здорового образа жизни?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Да, это необходимо 72,2
Скорее да, чем нет 27,8
Большая часть опрошенных (82,9 %) считают эффективной мерой поддержания своего физического здоровья ежегодный отпуск. Однако в течение отпуска большинство из них не имеют возможности полноценного отдыха: в силу невысокого уровня материального благосостояния они не отдыхают на курортах, в санаториях и домах отдыха. Несмотря на то что респонденты достаточно низко оценивают качество предоставляемых медицинских услуг, регулярный профилактический медицинский осмотр является, по их мнению, способом поддержания здоровья (68,6 %). На наш взгляд, это связано с тем, что перечисленные выше меры не
требуют существенных усилий со стороны индивида и ресурсных затрат. Более половины опрошенных (57,1 %) осознают необходимость отказа от вредных привычек (алкоголь, никотин), так как именно они наносят существенный вред здоровью.
Двигательная активность также имеет большое значение для здоровья преподавателей, поскольку их физическая активность в профессиональной деятельности минимальна. Более половины опрошенных (54,3 %) для поддержания физической формы используют прогулки на свежем воздухе, небольшая часть преподавателей (17,1 %) регулярно занимаются спортом. Низкая доля зани-
мающихся спортом, на наш взгляд, объясняется недостатком времени для этого, а также сложившимся стереотипом поведения старшего поколения. Более активны в этом плане молодые преподаватели.
Одной из мер поддержания здоровья является организация правильного питания. Однако отношение к данному фактору неоднозначное: его отметили только 37,1 % опро-
шенных. Позицию «оптимальный график работы», который способствует улучшению состояния здоровья и предотвращает чрезмерное утомление, указали лишь 11,4 % преподавателей. На наш взгляд, это объясняется не столько отсутствием перегрузок в рабочем графике преподавателя, сколько невозможностью их влияния на этот процесс (табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Какие меры Вы предпринимаете
для поддержания физического здоровья?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Ежегодный отпуск 82,9
Регулярный профилактический медицинский осмотр 68,6
Отказ от вредных привычек (алкоголь, никотин) 57,1
Прогулки на свежем воздухе 54,3
Регулярные занятия спортом 17,1
Правильное питание 37,1
Оптимальный график работы 11,4
Примечание. Сумма по столбцу превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Что касается моделей здоровье- необходимым регулярно проходить про-сохранительного поведения, то большин- филактический медицинский осмотр ство преподавателей (77,1 %) считают (табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым регулярно проходить профилактический медицинский осмотр?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Да, это необходимо 77,1
Скорее да, чем нет 14,3
Скорее нет, чем да 5,7
Нет, не считаю это необходимым 2,9
При анализе вопроса, касающегося час- ко в случае необходимости, вариант ответа тоты обращения за медицинской помощью, «регулярно» имеет достаточно низкий пока-выяснилось, что подавляющее число респон- затель (5,6 %) (табл. 8). дентов (72,2 %) обращаются к врачам толь-
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вам приходится обращаться
за медицинской помощью к врачам?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Эпизодически (по мере необходимости) 72,2
Один-два раза в год 22,2
Регулярно 5,6
Как было указано выше, профессиональная деятельность преподавателей имеет свою специфику, которая отражается на состоянии их здоровья, зависящего как от субъективных, так и от объективных факторов. К первым можно отнести образ жизни, режим сна и отдыха, морально-психологический климат в коллективе и т. д. Объективными факторами будем считать объем нагрузки, график работы, успешность профессиональной карьеры и др. Результаты исследования показывают, что здоровье преподавателей имеет тенденцию к ухудшению, обусловленную недостаточным вниманием к его поддержанию, отсутствием ориентации на здоровый образ
жизни и невысоким уровнем материального благосостояния.
Наблюдаются некоторые расхождения между осознанием (высокие значения) необходимости поддержания здоровья и возможностями, действиями (низкие значения) по его осуществлению. В связи с этим создание благоприятной среды для профессиональной деятельности сотрудников и вклад в улучшение их здоровья со стороны организации, формирование корпоративной культуры, ориентированной на здоровье, должны стать одним из приоритетных направлений социальной политики учебного заведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Журавлева И. В. Новые подходы к развитию сферы общественного здоровья / И. В. Журавлева // Социология медицины. — 2008. — К? 2. — С. 19 —24.
2. Зобов Р. А. Человекознание : самореализация человека : учебник / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев ; под. общ. ред. В. Н. Келасьева. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2008. — 461 с.
3. Калыо П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения : обзорная информация / П. И. Калыо. — М. : ВНИИМИ, 1988. — 220 с.
4. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/entity/ru/ — Загл. с экрана.
5. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2006. - 607 с.
6. Рыжов А. Я. Понятие «здоровье» и «профессиональное здоровье» применительно к категории преподавателей вуза / А. Я. Рыжов // Вестн. ТвГУ [Тверь]. — 2009. — № 14. — С. 38 —48.
Поступила 13.07.11.
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
Л. П. Канаева
В статье выявляется потенциал общественного участия, позволяющий сделать решительные шаги по построению целостной государственно-общественной системы управления развитием образования на принципах демократичности; анализируются основные причины, сдерживающие развитие государственно-общественного управления образованием в РМ.
В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении кото-
рыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения
Ш
Л. П. Канаева, 2011
185