Научная статья на тему 'Здоровье детей и подростков в России: социально-политические и социологические аспекты'

Здоровье детей и подростков в России: социально-политические и социологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2821
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / CHILDREN'S AND ADOLESCENTS' HEALTH / МОТИВАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / MOTIVATION OF ATTITUDE TOWARDS HEALTH / РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / ROLE OF SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлева Ирина Владимировна, Лакомова Нина Васильевна

В статье рассматриваются основные социальные проблемы здоровья детей и подростков. Актуальность этих проблем обусловлена негативной статистикой заболеваемости и смертности данной категории населения при изобилии позитивных законодательных документов по тематике здоровья. Подчеркивается важность фактора мотивации при формировании отношения к собственному здоровью детей и подростков. Рассматриваются основные подходы и стратегии воздействия на поведение подростков в сфере здоровья, отмечается доминирующая роль социальных норм, формируемых социальными институтами (семья, школа, средства массовой информации) и социальной политикой в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health of children and adolescents in Russia: Socio-political and sociological aspects

The article discusses the main social problems of children's and adolescents' health. Urgency of these issues is caused by the negative statistics of morbidity and mortality in this population with an abundance of positive legislative documents on health topics present. The article emphasizes the importance of motivation factors in the formation of attitudes of children and adolescents towards their own health, explains basic approaches and strategies aiming to influence the behavior of adolescents in the field of health. The dominant role of social norms formed by social institutions (family, school, media) and social policy in general is stressed.

Текст научной работы на тему «Здоровье детей и подростков в России: социально-политические и социологические аспекты»

И.В. Журавлева, Н.В. Лакомова

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Статистика о здоровье детей и подростков

Негативные тенденции состояния здоровья детей и подростков в последние десятилетия выдвигают проблему здоровья в ранг первоочередных. Все более осознаваемой становится необходимость внимания к здоровому ребенку, чтобы не дать ему стать больным. Настало время понять, что здоровье в значительной степени зависит не от системы здравоохранения, а от социальных институтов образования, семьи, средств массовой информации, от социальной политики государства в сфере здоровья.

Несмотря на рост рождаемости и сокращение смертности в России и на то, что в 2013 г. в стране был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни женщин за всю историю страны, включая советское время (средняя продолжительность жизни женщин в России оказалась равна 76,5 лет, мужчин - 65,5 лет при средней продолжительности жизни в 71 год [Демография России, 2015]), ситуация с детьми и подростками не выглядит оптимистичной.

По последним статистическим данным, за короткий период - с 2002 до 2014 г. - доля населения в возрасте до 19 лет сократилась в общей структуре населения с 27% до 22%, а доля непосредственно подростков 10-19 лет уменьшилась с 23,2 млн до 13,8 млн, т.е. примерно в 1,7 раза [Демографический ежегодник России, 2014]. Сравнительный анализ заболеваемости различных возрастных групп населения России показал, что наибольшие негативные изменения характерны для детей и подростков. За период с 2000 по 2013 г. у взрослого населения общая заболеваемость возросла на 9,4%, у детей до 14 лет - на 27,7%, а у подростков 15-17 лет -на 61,7%, т.е. темпы заболеваемости детей оказались в три раза, а подростков - в семь раз выше, чем взрослых. Максимальные темпы прироста заболеваний у детей отмечены по: новообразованиям (2,1 раза), врожденным аномалиям (в 1,8 раза), болезням нервной и мочеполовой систем (в 1,5 раза). У подростков наибольший прирост связан с заболеваниями эн-

293

докринной системы (ожирением) (в 3,6 раза), новообразованиями и болезнями системы кровообращения (по 1,9 раза). На 5% увеличилось число детей-инвалидов. При этом сократилось число детских оздоровительных учреждений (на 5%), в том числе загородных оздоровительных (на 30%), в которых отдохнуло в 2013 г. на 40% детей меньше, чем в 2000 г. [Здравоохранение в России, 2013; Российский статистический ежегодник, 2014].

Кроме того, Россия сегодня вышла на первое место в Европе по абсолютному (на 100 000 детей и подростков) числу детских и подростковых суицидов, число которых, вместе с попытками самоубийства, за последние годы возросло на 35-37% [Основные положения стратегии охраны здоровья.., 2013]. У мальчиков и юношей 10-19 лет наблюдается максимальный (после взрослых мужчин) показатель смертности, который превышает соответствующий показатель у девушек более чем в два раза [Демографический ежегодник России, 2000, с. 165]. У подростков 15-19 лет среди причин смерти преобладают так называемые внешние, или неестественные, причины смерти: у юношей на первом месте - самоубийства, далее - автотранспортные травмы, убийства, утопления. У девушек, соответственно, -автотранспортные травмы, самоубийства, убийства [Смертность населения РФ, 2000, с. 200, 213, 214]; эти причины имеют ярко выраженный поведенческий характер. Описанные выше изменения свидетельствуют о возможности неблагоприятного прогноза здоровья населения России на ближайшие десятилетия.

Законодательные документы в сфере здоровья

Приведенные статистические данные говорят об удручающей ситуации со здоровьем населения, которая сохраняется на протяжении ряда десятилетий и находит отражение в законодательных документах.

В 1997 г. Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ», которая определила «здоровье населения основой национальной безопасности страны». В концепции предусматривалось «формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры», а также отмечалось, что это «не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект». Таким образом, обнаруживалась степень «реальности» заявленных намерений [Указ Президента РФ № 1300.., 1997].

В апреле 2000 г. была принята еще одна концепция, направленная на «обеспечение государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья». Эту концепцию предполагалось осуществлять силами трех министерств - Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ, что должно было бы способствовать разрушению межведомственных барьеров и преодолению стереотипов административного мышления [Концепция охраны репродуктивного здоровья, 2000].

294

21 марта 2003 г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», которая легла в основу отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.» [Приказ Министерства здравоохранения РФ № 113.., 2003; Приказ Министерства здравоохранения РФ № 114.., 2003]. В центре внимания концепции - здоровые мать и отец, здоровый ребенок, здоровый образ жизни, полноценная трудовая деятельность и обеспеченная старость. Во всех разделах концепции подчеркивается «ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких», но не прописывается механизм формирования этой ответственности и, главное, не обозначен механизм управления процессом охраны здоровья здоровых. Неоднократное упоминание о необходимости консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов РФ, местного самоуправления и самих граждан, по сути, не содержит конструктивного предложения для решения этой трудной задачи. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье детей и подростков является критическим компонентом здоровья будущих поколений. Для России это утверждение особенно актуально в связи с обострившимися демографическими проблемами, решение которых напрямую зависит от отношения общества к здоровью детей и подростков. Сегодня сотрудничество двух министерств РФ - здравоохранения и образования - в вопросах здоровья школьников пока является неразрешимой проблемой.

Отсутствует механизм реализации задач, связанных со здоровым образом жизни (ЗОЖ), и в «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» [Концепция развития системы здравоохранения.., 2009]. В этом документе впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования ЗОЖ и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение ЗОЖ и обеспечение возможностей для этого; однако не сказано, как это сделать.

В 2011 г. после долгих обсуждений был принят Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [Федеральный закон РФ № 323-ФЗ.., 2011]. В 2012 г. была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации», где есть упоминание о том, что в здоровье детей «сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растет заболеваемость, инвалидность, ухудшается физическое развитие, остается высокий уровень смертности. Серьезной проблемой остается состояние детородной функции подрастающего поколения - около 1/3 подростков имеют изменения репродуктивного здоровья. Более 40% мальчиков страдают болезнями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции» [Постановление Правительства РФ № 294.., 2014]. Очень большая распространенность среди подростков и молодежи

295

негативных видов поведения заставляет медиков опасаться того, что в ближайшие 10-20 лет ухудшится ситуация со смертностью от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше.

Все эти данные с неизбежностью заставляют разработчиков Государственной программы прийти к выводу о необходимости изменения образа жизни детей и усиления роли профилактики заболеваний. Отмечается, что «формирование здорового образа жизни детей должно осуществляться фактически с момента их рождения... в семье, дошкольном учреждении и школе практически непрерывно посредством формирования соответствующих ценностей» [Постановление Правительства РФ № 294.., 2014]. Представление о том, как видят этот процесс чиновники Минздрава РФ, дает лишь один фрагмент Госпрограммы: «В школе информация о здоровом образе жизни помимо занятий на специальных уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" должна доводиться до учеников во всех возможных ситуациях в процессе всего периода обучения, но неназойливо и незаметно, например через материал для рекомендованного чтения, через условия задач по математике и физике, курс биологии и т.п.» [там же]. Очевидно, что работники Минздрава РФ весьма далеки от школьных проблем и, видимо, не понимают, что введение обучения здоровью в школе невозможно осуществить «неназойливо и незаметно».

Мотивация заботы о здоровье

Проблема отсутствия системы воспитания, обучения заботе о здоровье стала сегодня особенно актуальной. Изменившаяся социально-экономическая ситуация, реформа здравоохранения, увеличение доли платных услуг поставили население перед необходимостью изменить сложившиеся стереотипы сознания и поведения в сфере здоровья и осознать необходимость собственной ответственности за здоровье. Но оказалось, что люди не готовы к этому психологически, у них отсутствуют необходимые знания и они не знают, где можно их получить. Поскольку процесс формирования потребностей и установок на здоровье весьма сложен и длителен, представляется целесообразным заниматься этой работой прежде всего с детьми и подростками.

Ситуация осложняется тем, что в традиционной русской культуре здоровье обычно не воспринималось как характеристика человека, а существовало как бы вне его - здоровье можно было просить или получать в дар. Только в средние века здоровье стали воспринимать как психофизическое состояние человека, на которое могли повлиять «злые духи». То есть с давних времен в вопросах здоровья русские люди не чувствовали себя «компетентными» и за избавлением от болезней традиционно обращались к внешним силам - колдунам или священникам. По мере развития общества все больше стал ощущаться дефицит традиций, направленных на формирование культуры здоровья. Данная проблема остается актуальной

296

и в наши дни. Индивидуальные установки россиян по отношению к собственному здоровью включают элементы пренебрежения, безразличия и беспомощности. Люди мотивированы в большей степени на достижение быстрых результатов, а не на долговременную перспективу сохранения хорошего здоровья. Сегодня актуально «усиление ответственности личности за состояние и поддержание своего здоровья, что предполагает сознательную активность и мотивацию заботы о здоровье»; «наряду с этим не следует сбрасывать со счетов ответственность государства и его социальных институтов за сохранение здоровья своих граждан» [Лебедева, Чирков, Татарко, 2007, с. 283-284].

Приобщение человека к здоровому образу жизни необходимо начинать именно с формирования у него мотивации на заботу о здоровье. Многократно доказано, что никакие просьбы, пожелания, приказания не могут заставить человека заботиться о здоровье, если отсутствует мотивация здоровья. Формирование этой мотивации основывается на двух принципах: возрастном и деятельностном. Возрастной принцип исходит из того, что работу по формированию этой мотивации надо начинать с самого раннего возраста. Деятельностный принцип предполагает создание мотивации посредством оздоровительной деятельности, которая со временем сформирует потребность в здоровом образе жизни и соответствующий стиль жизни. Мотивация здоровья может иметь разные основания:

1) самосохранение - человек не делает чего-то, угрожающего его здоровью и жизни;

2) подчинение культурным нормам - человек соблюдает существующие в обществе традиции и правила, потому что хочет жить в согласии с окружающим его социумом. В процессе эволюции общество отбирает наиболее рациональные привычки и передает их из поколения в поколение в виде определенных требований и норм. В случае неподчинения этим требованиям человек подвергается осуждению или наказанию;

3) получение удовольствия - связано с положительными эмоциями после физических упражнений, танцев, других форм заботы о здоровье;

4) возможность самосовершенствования - осознание того факта, что здоровый человек имеет в жизни гораздо больше шансов, чем больной, для достижения успеха, карьерного роста и материального благополучия;

5) возможность сексуальной реализации - понимание того обстоятельства, что только здоровье обеспечивает гармонию в отношениях мужчины и женщины и создает возможности для продолжения рода;

6) достижение комфортности - чувство удовлетворенности, связанное с наличием хорошего физического и психологического здоровья.

Наверное, нет таких людей, для которых все перечисленные основания мотивации здоровья одинаково значимы. Да и трудно представить столь озабоченного своим здоровьем человека. В разные возрастные периоды жизни у человека преобладают разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы самосовершенствования и сексуаль-

297

ной реализации. Курящий подросток не воспринимает курение как угрозу своему здоровью: для него это сиюминутное удовольствие, связанное с самоутверждением в глазах ровесников. Негативное влияние вредных привычек может осознаваться только в связи с их отрицательным воздействием на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек, да и то при условии умелого объяснения этой зависимости. В детском и подростковом возрасте с трудом воспринимается апелляция к культурным нормам. Последние скорее действуют раздражающе, вызывая у молодых людей желание их нарушить, чтобы доказать свою исключительность. Слабо действует в подростковом возрасте и мотивация самосохранения. При несформированной ответственности за свое здоровье и хорошее самочувствие молодые люди легко приобщаются к вредным привычкам, не соблюдают необходимых предосторожностей во время интимных контактов.

Исследования показывают, что в основном молодые люди понимают здоровый образ жизни как следование призывам не курить, не пить, заниматься спортом, не употреблять наркотики и т.д. Но эти призывы не становятся для них руководством к действию, потому что они насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодежи желания их выполнять. Кроме того, молодые редко видят взрослых, придерживающихся указанных правил в повседневной жизни. Да и средства массовой информации рекламируют преимущественно нездоровый образ жизни, преподнося курение сигарет и употребление пива в качестве престижных атрибутов взрослой жизни.

Поэтому формирование мотивации здоровья у детей и подростков требует значительных усилий в виде специального образовательного курса на всех этапах обучения, начиная с детского сада. Целью такого курса должно быть формирование у ребенка установки на здоровый образ жизни. Установка, т.е. готовность к определенному действию или определенному восприятию окружающей действительности, является более высокой психологической категорией и формируется на основе мотивов и ценностей человека. Создать установку трудно, да и это лишь первый этап: гораздо сложнее реализовать ее в жизни. Требуется большая психологическая работа самого человека по преодолению внутренних и внешних препятствий и овладению навыками здорового образа жизни. Осуществить все это возможно только при условии наличия у человека необходимых знаний, умений и навыков. К сожалению, до настоящего времени в России не существует системы обучения заботе о здоровье. Имеющиеся у населения фрагментарные знания в сфере здоровья не способствуют ни формированию соответствующих установок, ни их реализации. Возникает закономерный вопрос о необходимости решения данной проблемы.

298

Отношение к здоровью детей и подростков: подходы и стратегия

На наш взгляд, нужно официально признать подростков группой риска и соответственно к ним относиться. Важно также учитывать, что самооценка здоровья и его реальное состояние связаны у подростка не столько с фактическими заболеваниями, сколько с жизненными обстоятельствами - взаимоотношениями с родителями, сверстниками; гормональной перестройкой организма; удовлетворенностью жизнью и пр., а также с социокультурными нормами общества. Поэтому забота о здоровье подростка должна включать в первую очередь внимание к его психологическому благополучию, социальной идентификации и адаптации к требованиям общества, и в последнюю очередь здоровьем подростка должны заниматься медики.

На здоровье детей и особенно подростков воздействует множество факторов, при анализе которых можно выделить два основных подхода [Журавлева, 2002, с. 18-19]. Первый подход состоит в отборе и анализе факторов, значимых для здоровья подростков с точки зрения взрослых людей. Это могут быть как положительные факторы (рациональное питание, занятия физкультурой, забота о зубах и пр.), так и отрицательные (курение, употребление алкоголя, физическая малоподвижность и т.п.). Именно в этой плоскости ведутся эпидемиологические исследования во многих странах [Alford, 1975; Cornwell, 1984]. Выводы, как правило, связаны с отсутствием у подростков потребности в различных формах заботы о своем здоровье и недостаточным осознанием влияния негативных факторов на здоровье. Второй подход предусматривает исследование факторов, значимых именно с точки зрения подростков. Прежде всего, речь идет об информированности как по вопросам сугубо медицинского характера, в том числе на сексологические темы, так и относительно общих сведений о месте подростка в обществе, во взрослой жизни, о путях подготовки к этой жизни и адаптации к ней.

При этом для подростка очень важны понимание и поддержка со стороны родителей, близких, сверстников. Так, финские исследователи установили четкую зависимость между характером общения подростка с родителями и интенсивностью курения. В группе имевших трудности общения процент ежедневных курильщиков оказался в четыре раза выше, чем среди тех, чьи отношения с родителями были близкими [Anderson, 1988, p. 165-167]. Поэтому предлагаем рассматривать потребление психоактивных средств подростками не как вредную привычку (что скорее характерно для взрослых), а как механизм приспособления к окружающей действительности. Ухудшение здоровья является следствием этого процесса. Отсутствие социальной поддержки, как правило, приводит подростков к той или иной разновидности проблемного поведения (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, физическая агрессивность, преждевременные половые связи), неизменно влияющего на состояние здоровья подростка. Не вызывает сомнения важность изучения факторов

299

здоровья с использованием как первого, так и второго подходов, но акцент, по нашему мнению, все же следует делать на втором подходе как менее исследованном и более результативном для самих подростков.

Традиционная стратегия воздействия на поведение подростков в сфере здоровья направлена на распространение «профилактических» видов поведения (посещение врача, занятия физкультурой, соблюдение диеты и пр.) и уменьшение доли вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). Обычно такая стратегия базируется на модели убеждения человека в рамках психологического подхода «затраты -выгоды» [Rosenstock, 1974]. При этом изменение поведения рассматривается как результат следования мотивам, которые становятся в нужный момент главными и воспринимаются как приносящие пользу здоровью. Но американские и финские ученые в исследованиях курения и наркомании [Pekka, 1995] убедительно доказали, что воспитательные меры прямой направленности зачастую приводят к противоположному эффекту. Кроме того, неутешительный и многократно подтвержденный вывод из всех профилактических программ свидетельствует о том, что никакие профилактические меры не способны существенно повлиять на уменьшение смертности и улучшение здоровья.

Проблема в значительной степени заключается в том, что в основе поведения, направленного на сохранение здоровья, лежат самые различные, порой конфликтные мотивы. Корреляции между действиями, позитивными для здоровья, бывают довольно незначительными, тогда как негативные для здоровья поведенческие акты (курение, употребление алкоголя, наркотиков) оказываются взаимосвязанными в более высокой степени [Mechanic, 1979]. При этом отсутствует легко идентифицируемая позитивная ориентация на здоровье, которая могла бы стать основой для поведенческих актов, направленных на поддержание здоровья и избежание рисков. Отсутствие такой ориентации объясняется тем, что большинство видов поведения, важных с точки зрения воздействия на здоровье, вызваны мотивами, которые не связаны непосредственно со здоровьем, и поведение в сфере здоровья зачастую является результатом общепринятой каждодневной деятельности, не требующей осознанной мотивации или приложения особых усилий.

Таким образом, забота о здоровье является в большей степени элементом культуры и социальных норм, принятых в обществе, его социальной структуры, а не личностных мотивов и намерений. Доказано, что схемы поведения, зависящие от сознательной мотивации, менее устойчивы, чем те, которые являются естественным следствием социальных норм и представлений, принятых в сообществе. Например, запрет курения в общественных местах и растущее неприятие курения в различных социальных контекстах могут иметь большее значение, чем любая программа, направленная на изменение индивидуального поведения.

300

Хотя, как отмечалось выше, нет единой позитивной ориентации на здоровье, все же есть некоторые социальные факторы, безусловно, коррелирующие с показателями здоровья населения. Это, прежде всего, социально-экономический статус респондентов и уровень образования их семей, особенно уровень образования матерей, который считается одним из самых надежных факторов прогнозирования здоровья. Именно уровень образования матери является первостепенным для сокращения младенческой смертности и сохранения здоровья детей [Caldwell, 1986]. Среди лиц с высоким социально-экономическим статусом ниже заболеваемость и смертность, они меньше курят и злоупотребляют наркотиками [Bunker, Gomby, Kehrer, 1989]. С другой стороны, они лучше информированы в вопросах сохранения здоровья и более готовы к поиску и использованию новых способов профилактики.

Большое значение, пока не до конца осознанное, имеет формирование ответственности человека за свое здоровье и потребности в заботе о нем. Пожалуй, это является наиболее сложной проблемой, поскольку связано с ломкой психологических стереотипов в сознании людей, которым десятилетиями внушалась мысль о том, что об их здоровье заботится государство. Такая работа предполагает создание системы воспитания и обучения навыкам сбережения здоровья различных групп населения, начиная с первых лет жизни. Длительность и сложность этого процесса предполагает систематическое, научно обоснованное воздействие на население, формирование соответствующих социальных норм поведения. Результаты этой кропотливой работы будут достигнуты тогда, когда полученные в детстве знания о здоровье превратятся в установки, убеждения, потребности, сформируют поведение на уровне привычки. Этот процесс может продолжаться не одно десятилетие, и только тогда можно надеяться на замену существующего сегодня у россиян безответственного отношения к своему здоровью. Отмиранию подобных установок способствует, например, изменившаяся сегодня система отбора кадров при приеме на престижную работу. Здоровье при этом является одним из маркеров успешности на рынке труда.

Социальные институты формирования здоровья

Формирование у детей и подростков отношения к здоровью происходит в семье, школе и посредством различных СМИ.

Роль семьи в формировании здоровья определяется тем, что человек получает в наследство состояние здоровья своих родителей (и косвенно -родственников других поколений), которое изменяется под влиянием материальных условий семьи (жилье, питание, величина дохода и пр.). Основной процесс формирования здоровья (поддержание определенных традиций, обучение навыкам заботы о здоровье и сохранение элементов санитарно-гигиенической культуры) происходит именно в семье.

301

Согласно результатам исследований, проведенных Институтом социологии РАН в различных городах России, роль семьи в формировании отношения человека к здоровью невелика. Для большинства респондентов «здоровье» - это синоним перечня заболеваний, для устранения которых предназначены лекарства, а отнюдь не состояние тела и сознания, которое достигается в результате определенного образа жизни. Основным стимулирующим фактором заботы россиян о здоровье является наличие болезни или опасение, что болезнь уже близка. Важнейшим фактором для сохранения и укрепления здоровья детей является материальное благосостояние семьи. Именно оно указывается родителями подростков в качестве главного (65%) при ответе на вопрос: «Что вам необходимо для укрепления здоровья ребенка?»

Важен также психологический климат в семье. Особенность сегодняшнего времени состоит в том, что зачастую родители не только не могут уделить подростку достаточно внимания, но под прессингом социальных проблем (зарабатывание денег, угроза реальной или потенциальной безработицы) срывают на детях свое психоэмоциональное напряжение. Психологи считают новым социальным явлением ситуацию, когда родители «разгружаются на детях», освобождаются от стресса, фактически перекладывая его на детей. Как следствие - дети находятся дома в постоянном напряжении, причем это характерно как для неблагополучных, так и для обеспеченных с материальной точки зрения семей.

В условиях низкой культуры населения вообще и санитарно-гигиенической в частности дети в семьях не получают необходимых навыков заботы о здоровье, родители не формируют у них чувство ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику травматизма, несчастных случаев (первая причина смертности среди подростков), не обучают закаливающим процедурам и т.п. Не способствует этому и личный пример родителей. Притом что только 29% из них сами делают зарядку, 46% считают, что они воспитывают соответствующую потребность у своего ребенка [Демин, Кошкина, Паронян, 1999]. Впрочем, трудно винить родителей в недостаточном внимании к здоровью подростков: они, как правило, передают своим детям ту модель поведения, которую получили от родителей. Таким образом, с одной стороны, изменившаяся социально-экономическая ситуация предъявляет к подрастающему поколению новые требования, в том числе связанные со здоровьем, а с другой - семья как достаточно инертное социальное образование транслирует устаревшие стереотипы поведения в сфере здоровья.

Современная школа как социальный институт переживает тяжелый период реформ. По данным проведенного нами экспертного опроса, врачи характеризуют школу как кризисное учреждение для здоровья детей. Они считают, что школа не выполняет свою роль в пропаганде здорового образа жизни и истинных ценностей. Учителя не считают себя ответствен-

302

ными за такую ситуацию. Их позиция: «Мы обучаем ваших детей, а воспитывать - ваше дело».

Сегодня создано огромное количество новых программ и учебников, более 40% которых ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как доля одаренных детей не превышает 20% [Шилов, 1997, с. 13]. Даже обычные образовательные программы не под силу сегодня более чем трети школьников. Сочетание избыточной умственной и недостаточной физической нагрузки причиняет значительный ущерб здоровью школьников.

Формирование у детей и подростков отношения к здоровью происходит в школе по нескольким каналам. Разные школьные предметы и разные специалисты занимаются здоровьем детей, но ни для кого это не является главным показателем работы. Важным вопросом можно считать наличие положительного примера учителя, который не курит, занимается спортом и реализует в собственной жизни хотя бы часть того, чему учит. Нужны особые формы обучения (ролевые игры, тесты, тренинги, дискуссии, специальные упражнения), которые позволили бы построить преподавание науки здоровья на совершенно иных принципах активного соучастия школьника в создании собственного здоровья.

Введенный в 1994 г. в школьную программу предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не оправдал возложенных на него надежд из-за отсутствия подготовленных педагогов и несовершенства учебников. По мнению опрошенных нами экспертов, необходимость в предмете, связанном с обучением заботе о здоровье, очевидна, но преподавать его нужно в начальных, а не в старших, как сейчас, классах. Это позволит сформировать самосохранительное поведение ребенка и предупредить травматизм и возможные заболевания [Журавлева, 2006, с. 190].

Средства массовой информации в настоящее время руководствуются почти исключительно коммерческими интересами: любая реклама и информация о здоровье, даже если она наносит вред человеку, может появиться в СМИ. Чтобы ориентироваться в этом информационном потоке и сделать правильный выбор, люди должны иметь определенный образовательный уровень в вопросах здоровья, но пока этот уровень крайне низок. Следствием этого является активное восприятие подростками рекламы табачных изделий, алкогольных напитков (особенно пива) и т.п.

Неполучение необходимых человеку знаний и навыков в сфере здоровья обусловливает низкий уровень гигиенической культуры и, как следствие, распространения негативных видов поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, отсутствие заботы о здоровье, неправильное питание, неумение оказать первую медицинскую помощь, чрезмерное пользование компьютером), особенно актуальных для подросткового возраста. По данным исследования 2006 г. в Краснодарском крае, доля курящих подростков 14-18 лет (43%) больше соответствующей доли взрослых (33%). Сравнение времени начала курения у подростков и взрос-

303

лых респондентов показывает, что современные подростки по сравнению с поколением взрослых начинают курить раньше. Так же негативны тенденции, связанные с употреблением алкогольных напитков. Пиво пьют «часто» 32% опрошенных подростков, что почти в два раза выше соответствующей доли взрослых (17%). Доля «редко» пьющих пиво почти одинакова (44-47%). Среди употребляющих «часто» крепкие напитки (коньяк, водку) подростки (10%) опережают взрослых (7%). На одном уровне со взрослыми у учащихся распитие сухих вин и шампанского (по 63% респондентов в обеих группах употребляют его «редко»). При этом среди подростков больше, чем среди взрослых, доля осознающих вред алкогольных напитков для здоровья (61% в сравнении с 48%). Можно сказать, что усиленное употребление алкоголя молодыми людьми происходит на фоне понимания его вреда для здоровья.

Новый вид рискованного для здоровья поведения - чрезмерное по времени пользование компьютером. По данным первого общероссийского научного исследования «Цифровая компетентность подростков и их родителей», проведенного в 2013 г. Фондом развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в России ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков 12-17 лет и 53% родителей подростков. В будние дни проводят в Интернете от трех до восьми часов 37% подростков, в выходные - 47%. Родителей, проводящих в Интернете 3-8 часов в день, в два раза меньше и в будни (17%), и в выходные (20%). От пяти до 12 часов и больше ежедневно в будни уделяет внимание Интернету каждый восьмой ребенок, в выходные - каждый четвертый. Большинство подростков и взрослых используют Интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности у подростков - поиск информации для учебы [Цифровая компетентность подростков и родителей, 2013, с. 15]. Причем информация о здоровом образе жизни занимает незначительное место в подобном поиске. Недостаток знаний и практических навыков в этой области снижает профилактические возможности населения по предотвращению элементарных заболеваний и усугубляет последствия травм и несчастных случаев. Большая часть населения, включая подростков, не способна оказать первую медицинскую помощь себе и другим в случае необходимости.

Социальная политика в сфере здоровья

Итак, очевидна необходимость повышения роли профилактики и внедрения в жизнь детей и подростков здорового образа жизни. С принятием в 2012 г. Государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» (новая редакция от 15.04.2014 г.) появилась надежда на такие изменения [Постановление Правительства РФ № 294.., 2014]. Госпрограмма состоит из 11 подпрограмм, но лишь одна из них -«Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи» - адресована здоровому человеку и направ-

304

лена на предупреждение болезней. Среди участников подпрограммы 20 ведущих министерств и ведомств - Минфин России, МИД России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Росавиация, Росимущество, ФНС России, Российская академия наук. Но почему-то нет ни Министерства образования РФ, ни Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, ни Министерства природных ресурсов и экологии РФ, имеющих к здоровью самое непосредственное отношение.

В подпрограмме «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи» - 15 задач, две трети которых имеют сугубо лечебный характер, а к числу немедицинских, поведенческих задач относятся только: уменьшение потребления табака среди взрослого населения до 25%, а среди детей и подростков - до 15%; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 л., соли, повышение потребления фруктов, овощей, а также увеличение уровня физической активности [Постановление Правительства РФ № 294.., 2014]. Что касается формирования у населения ответственного отношения к своему здоровью, пропаганды здорового образа жизни, обучения навыкам соблюдения правил гигиены, режима труда и отдыха, то они, к сожалению, не попали в число отчетных показателей, а значит, на их реализацию не будут выделяться средства и, соответственно, не будут ожидаться результаты.

Тем не менее актуальными мерами социальной политики в сфере здоровья продолжают оставаться:

- формирование социальных норм в области здоровья для всех категорий населения, создание «моды» на здоровье;

- повышение информированности о наиболее распространенных и опасных заболеваниях и потенциальных последствиях рискованных видов поведения, о методах заботы о здоровье путем введения нового предмета в школьную образовательную программу;

- включение показателей здоровья в число наиболее важных отчетных показателей работы школы;

- создание условий для занятий спортом и содержательного досуга, доступных для всех категорий населения;

- значительное увеличение количества центров медико-психологической помощи подросткам.

Первоочередной задачей можно считать введение предмета «Здоровье» в программу обучения, начиная с детского сада. Поскольку традиционным аргументом против введения нового школьного предмета является перегруженность школьной программы, для начала рекомендуем его ввести факультативно, как это уже было сделано для «Основ православной культуры» в ряде регионов. Если сегодня не заняться сохранением здоровья детей, завтра, к сожалению, может быть уже поздно. Только тогда, когда в России станет очевидной ценность здоровья для успешной карьеры и

305

жизни в целом, когда забота о своем здоровье и занятия спортом превратятся в модный тренд, - у нас будет здоровое поколение. Предложенные выше мероприятия в сочетании с повышением образовательного и культурного уровня населения, ростом социально-экономического благосостояния общества, формированием соответствующих социальных норм обеспечат здоровье людей, необходимое для полноценной счастливой жизни.

Список литературы

Демин А. К., Кошкина Е.А., Паронян И.Д. Социальное маркетинговое исследование по вопросам образования в области здоровья и укрепления здоровья среди подростков в 10 городах России // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. - М.: РАОЗ, 1999. - С. 43-52.

Демографический ежегодник России, 2014 // Банк готовых документов Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/B14_16/ Main.htm [Дата обращения: 24.08.2016.]

Демографический ежегодник России: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2000. - 405 с.

Демография России / Руксперт. - 2015. - Режим доступа: http://ruxpert.ru/%D0%94% D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0% A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 [Дата обращения: 24.08.2016.]

Журавлева И.В. Здоровье подростков: Социологический анализ. - М.: Институт социологии РАН, 2002. - 240 с.

Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Наука, 2006. -

238 с.

Здравоохранение в России, 2013 // Банк готовых документов Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_34/Main. htm [Дата обращения: 24.08.2016.]

Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 20002004 гг. и план мероприятий по ее реализации // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2000. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901778866 [Дата обращения: 24.08.2016.]

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. / ProTown.ru. - М., 2009. - http://www.protown.ru/information/doc/4293.html [Дата обращения: 24.08.2016.]

Лебедева Н.М., Чирков В.И., Татарко А.Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. - М.: РУДН, 2007. - 314 с.

Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 20132020 гг. и последующие годы: Доклад экспертной группы / Под ред. Ю.М. Комарова. - М.: Комитет гражданских инициатив, 2013. - Режим доступа: https://komitetgi.ru/projects/ 1360/ [Дата обращения: 24.08.2016.]

Постановление Правительства РФ № 294 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения"» / Rosminzdrav.ru. - М., 2014. -Режим доступа: http://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/019/924/ori ginal/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0% D0%BC%D0%BC%D0%B0.pdf?1398331787 [Дата обращения: 24.08.2016.]

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 113 от 21 марта 2003 г. «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в РФ» // Электронный фонд правовой и

306

нормативно-технической документации. - М., 2003. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901859870 [Дата обращения: 24.08.2016.]

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г. «Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"» // Медицинский портал Rudoctor.net. - М., 2003. - Режим доступа: http://rudoctor.net/ medicine2009/bz-kw/med-lmsat.htm [Дата обращения: 24.08.2016.]

Российский статистический ежегодник, 2014 // Банк готовых документов Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b14_13/Main.htm [Дата обращения: 24.08.2016.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смертность населения РФ в 1999 г.: Статистические материалы. - М.: Минздрав РФ, 2000. - 244 с.

Указ Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17186/ [Дата обращения: 24.08.2016.]

Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2011. -23 ноября. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html [Дата обращения: 24.08.2016.]

Цифровая компетентность подростков и родителей: Результаты всероссийского исследования / Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. - М.: Фонд развития Интернет, 2013. - 144 с.

ШиловД.С. Школа и здоровье: Проблемы, пути, решения // Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I-го съезда валеологов. - М., 1997. - С. 12-16.

AlfordR.R. Health care polities: Ideological and interest group barriers to reform. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 1975. - XIV, 294 p.

AndersonR. Health behaviour research and health promotion. - Oxford: Oxford univ. press, 1988. - XIV, 286 p.

Bunker J.P., Gomby D.S., Kehrer B.H. Pathways to health: The role of social factors. -Menlo Park (CA): Kaiser family foundation, 1989. - XXIV, 420 p.

Caldwell J. Routes to low mortality in poor countries // Population a. development rev. -N.Y., 1986. - Vol. 12, N 2. - Р. 171-220.

CornwellI. Hard-earned lives: Accounts of health and illness from East London. - L.: Tavistock publications, 1984. - VII, 223 p.

Mechanic D. The stability of health and illness behavior: Results from a sixteen-year follow-up // American j. of public health. - N.Y., 1979. - Vol. 69, N 11. - Р. 1142-1145.

Pekka P. The North Karelia project: 20 year results and experiences. - Helsinki: National public health institute, 1995. - 363 p.

Rosenstock I.M. The health belief model and preventive health behavior // Health education behavior. - Thousand Oaks (CA), 1974. - Vol. 2, N 4. - P. 354-386.

307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.