Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 106—113.
УДК 331.556; 332.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10912
ББК 65.240.7; 65.04
ЗАВИСИМОСТЬ ВНУТРИМИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И. А. Нурмухаметов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Объектом исследования являются внутримиграционное движение человеческого капитала и его зависимость от региональной политики в отношении развития региональной инфраструктуры. Понимание природы исследуемого объекта позволит скорректировать процесс модернизации инфраструктуры, оценить эффективность существующих инструментов и использовать результаты исследования для разработки новых подходов к решению инфраструктурных проблем на региональном и государственном уровнях. Цель работы — выявить ключевые виды инфраструктуры, которые могут регулировать приток и отток качественного человеческого капитала. В качестве основных задач проанализирована актуальность инфраструктурных направлений и определена степень их влияния на внутримиграци-онный баланс человеческого капитала. Кроме того, анализируется роль государства в развитии региональной инфраструктуры и влияние качества человеческого капитала на потенциал и динамику экономического и социального развития регионов.
Ключевые слова: человеческий капитал, инфраструктура регионов, внутримиграционный процесс, качество человеческого капитала.
Работа по регулированию процессов внутренней миграции человеческого капитала как объекта исследования обновляется уже довольно давно. Серьезная работа в этом направлении велась в дореволюционной России и Советском Союзе. Технологии регулирования и управления этими процессами за последние двести лет претерпели огромные изменения, хотя нельзя не отметить ряд проблем, требующих научного подхода. Целью исследования является работа по выявлению ключевых видов инфраструктур, способных регулировать приток и отток качественного человеческого капитала.
Кроме того, сама концепция человеческого капитала претерпела кардинальные изменения. Расширение структурно-функционального потенциала, расширенное понимание спектра его влияния на парадигму развития всей структуры общества в цивилизационном масштабе привело к новому восприятию стран и мирового сообщества. И на этом этапе формирования новых экономических, социально-политических, постмодернистских реалий человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве и в совокупном производительном капитале развитых стран, который составляет около 80 %.
В будущем перераспределение потоков человеческого капитала способно оказать ключевое влияние на социально-экономический климат стран, инвестирующих в развитие региональ-
ной инфраструктуры. «В философском смысле модернизация и динамическое развитие государства — это системные изменения в физических, институциональных, организационных, нематериальных (интеллектуальных), финансовых и других факторов его функционирования. Можно с уверенностью сказать, что они в конечном итоге приводят к позитивным экономическим, социальным, политическим, институциональным, экологическим, инфраструктурным и другим полезным изменениям» [11].
Качество жизни является наиболее емким понятием, которое напрямую определяет формирование, развитие, рост и межрегиональную миграцию человеческого капитала. Оценка качества жизни в регионе позволяет определять положительные и отрицательные процессы, координировать межведомственное взаимодействие, направленное на улучшение условий, которые на него влияют. Рейтинговая система позволяет оценить межрегиональные различия в сфере повышения качества жизни. Каковы их весы? Многие показатели, характеризующие качество жизни в разных регионах Российской Федерации, по-прежнему различаются в разы. Чтобы определить качество жизни в регионах и оценить существующие дисбалансы в этой области, исследования проводятся каждый год, а рейтинги качества жизни составляются на основе объективных показателей.
И не последнее место в этом занимает развитие инфраструктуры каждого региона.
Для оценки качества жизни и составления рейтинга источником информации являются данные, полученные из следующих источников: Росстат, Министерство здравоохранения России, Министерство финансов России, Центральный банк Российской Федерации и другие открытые источники. Сбор данных осуществляется по 72 показателям, которые распределены по 11 группам, характеризующим все основные аспекты и условия жизни в регионе, от уровня экономического развития и доходов до уровня обеспечения населения различными видами услуг, а также климатические условия в регионе проживания.
Группы, в которых объединены рейтинги:
1) уровень доходов населения;
2) занятость населения и рынок труда;
3) жилищные условия населения;
4) безопасность проживания;
5) демографическая ситуация;
6) эколого-климатические условия;
7) здоровье населения и уровень образования;
8) обеспечение объектов социальной инфраструктуры;
9) уровень экономического развития;
10) уровень развития малого бизнеса;
11) освоение земель и развитие транспортной инфраструктуры.
Объективно эта система позволяет отслеживать динамику процессов, происходящих в регионе и влияющих на формирование и качество человеческого капитала [13]. Сводная таблица (см. ниже) отражает, насколько взаимосвязаны и насколько индивидуальны эти показатели.
На сегодняшний день существует ряд экономических школ, которые по-разному относятся к концепции человеческого капитала. Наша задача — попытаться сформулировать наиболее полное определение человеческого капитала, оценить его возможности, перспективы развития. Неравномерное развитие социальной инфраструктуры в регионе порождает внутреннюю миграцию. Люди покидают деревни в поисках лучших условий и мигрируют в более удобные населенные
Таблица 1
Приток (отток) человеческого капитала в ряде регионов России в зависимости от качества жизни
№ Субъект РФ, в состав которого входит город Удаленность от столицы, км Балл в Рейтинге-2017 (мин. 1 / макс. 100)1 Январь 2017 г., чел.2 Январь 2016 г., чел.2 Динамика роста/сокращения, чел.2
1 Московская обл. - 76,92 12 380 664 12 330 126 50 538
2 Ленинградская обл. 714 75,88 5 281 579 5 225 690 55 889
3 Новосибирская обл. 3320 49,11 1 602 915 1 584 138 18 777
4 Свердловская обл. 2150 56,80 1 455 514 1 444 439 11 075
5 Нижегородская обл. 506 55,50 1 261 666 1 266 871 -5205
6 Респ. Татарстан 812 65,59 1 231 878 1 216 965 14 913
7 Челябинская обл. 1776 52,19 1 198 858 1 191 994 6864
8 Омская обл. 2703 42,53 1 178 391 1 178 079 312
9 Самарская обл. 1054 52,81 1 169 719 1 170 910 -1191
10 Ростовская обл. 1074 52,91 1 125 299 1 119 875 5424
11 Респ. Башкортостан 1300 50,53 1 115 560 1 110 976 4584
12 Красноярский край 4141 46,15 1 082 933 1 066 934 15 999
13 Пермский край 1442 45,26 1 048 005 1 041 876 6129
14 Воронежская обл. 514 61,21 1 039 801 1 032 382 7419
15 Волгоградская обл. 969 40,22 1 015 586 1 016 137 -551
26 Приморский край 9129 44,19 606 589 606 653 -64
1 Источник — РИА Рейтинг
2 Источник — Росстат.
пункты и города. В качестве примера рассмотрим диаграмму внутренней миграции в Челябинской области (см. рисунок на с. 108) [10].
Таким образом, мы можем оценить влияние региональных инфраструктур на приток, развитие и качество человеческого капитала. Это, в свою очередь, позволит нам оценить потенциальное влияние человеческого капитала на экономику региона. Кроме того, эти результаты подчеркивают важность демографического перехода как механизма, который лежал в основе роста человеческого капитала, наблюдавшегося в западных экономиках в ХХ в. [6].
Человеческий капитал — это совокупность элементов системы, где каждый элемент может быть востребован в той или иной сфере экономики. Элементы этой системы могут быть как врожденными (физиологические характеристики, биологические и т. д.), так и приобретенными через образование, опыт на практике. Факторы, определяющие человеческий капитал:
— уровень профессионального образования и квалификации;
— опыт работы и профессиональные навыки;
— навыки социального общения, способность к самостоятельному суждению, лидерство, нравственные качества, образование;
— интеллектуальные и аналитические способности;
— физические и физиологические способности и возможности;
— интуиция, в том числе эмоциональный интеллект;
— стабильность психики и скорость реакции, в том числе стрессоустойчивость.
Другими словами, мы можем сказать, что в экономическом плане это мера квалификации, образовательного потенциала и других индивидуальных характеристик, которые влияют не только на его производительный потенциал, но и на потенциальный доход. Характеристики и их комбинации очень индивидуальны, если не уникальны. Однако, согласно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), человеческий капитал определяется как: навыки и знания, компетенции и другие личные качества, воплощенные в отдельных лицах или профессиональных сообществах, приобретенные в течение жизни и используемые для производства товаров, услуг или различных типов интеллектуальной собственности в рыночных условиях.
Важно отметить, что человеческий капитал занимает центральное место среди показателей стратегической эффективности предприятия, так как он является источником максимизации прибыли предприятия и обеспечения его устойчивости и минимизации затрат [5]. Наиболее актуален тот факт, что в российской экономической среде возникает понимание того, что человек с его образованием, квалификацией, практическими навыками и опытом (в широком смысле этого слова) является важным и в то же время недооцененным экономическим ресурсом.
При таком понимании мезоэкономика представляет собой промежуточный уровень между макро- и микроэкономикой, на котором син-
Внутрирегиональная миграция населения в Челябинской области в 2010—2018 гг.
тезируются экономические процессы, внутри которых взаимодействуют регионы, отрасли, крупные экономические комплексы (кластеры, холдинги, межрегиональные и межотраслевые корпорации), межотраслевые и межрегиональные технологические цепочки и сети. Мезоэкономика — это сфера экономики, в которой синтезируются институциональные, региональные, отраслевые и инфраструктурные факторы, процессы создания продуктов и предоставления услуг в результате сложного взаимодействия регионов, отраслей, крупных экономических комплексов [1].
Оценка этой экономической категории является важной задачей для микро- и макроуровня. В качестве механизма расчета в основном рассматривается определение стоимости человеческого или трудового потенциала или человеческого капитала, обычно применяющих методологические подходы Всемирного банка, и производятся расчеты, основанные на затратах клиентов, капитализации доходов и соотношении затрат и доходов человеческого капитала посредством оценки образовательного потенциала [8].
Одной из ключевых проблем, поднятых в статье, является проблема перераспределения потоков человеческого капитала. По мнению автора, этот аспект способен оказать ключевое влияние на социально-экономический климат страны, инвестирующей в развитие региональной инфраструктуры, тогда как в философском смысле модернизация и динамическое развитие государства являются системными изменениями физических, институциональных, организационных, нематериальных (интеллектуальных), финансовых и других факторов его функционирования. Можно с уверенностью сказать, что в конечном итоге они приводят к позитивным экономическим, социальным, политическим, институциональным, экологическим, инфраструктурным и другим выгодным изменениям.
Вопросы развития инфраструктурных проектов играют важную роль. Но какие типы инфраструктуры являются наиболее существенным аргументом для обеспечения человеческого капитала качеством жизни, необходимым в современных социально-экономических реалиях? Какие факторы, кроме инфраструктурных, могут влиять на внутримиг-рационные процессы? Какова роль государства и региональных властей в регулировании внутри-миграционных процессов? Вот основные вопросы, требующие исследования.
Социальная функция государства осуществляется через реализацию соответствующей социальной политики, которая определяется как целенаправленная деятельность органов государственной власти по достижению основных целей развития общества.
По мнению большинства исследователей, ключевым фактором, влияющим на качество и рост человеческого капитала, является наличие или отсутствие инфраструктуры, степень ее развития в регионах, где находится так называемая колыбель человеческого капитала. По оценке большинства экономистов, изучающих человеческий капитал, экономическим локомотивом регионов, способствующих росту и развитию качества человеческого капитала, являются такие виды инфраструктур:
— Социальная (жилье, образование, медицинские учреждения, спортивные сооружения).
— Инженерная (энергетические объекты, коммунальные сети).
— Транспортная (железные дороги, морские порты, береговая инфраструктура, аэродромы, аэропорты, трубопроводы).
— Информационно-коммуникационная (системы связи, информационная поддержка принятия решений).
— Инновационная (научная, научно-техническая и инновационная деятельность).
Основываясь на изученном материале, можно с уверенностью сказать, что ряд инфраструктурных систем играют основополагающую роль в стимулировании роста и, что наиболее важно, качества человеческого капитала. Решение важнейших социально-экономических задач требует систематизации инфраструктурных комплексов. Кроме того, их элементы образуют неразрывную социально-экономическую экосистему, которая участвует в воспроизводстве человеческого капитала и обладает компетенциями, необходимыми для развития экономического мезоуровня. Ряд зарубежных исследователей провели эмпирический анализ, основанный на недавно построенном наборе панельных данных для 15 промышленных категорий, в 92 странах за период 1970—2010 гг. Результаты показывают, что степень, в которой рост уровня качества человеческого капитала способствует модернизации промышленности, зависит от уровня институционального качества, измеряемого индексом размера правительства, правовой структуры и доступа к надежным деньгам, свободы торговли и рыночного регулирования [9].
На сегодняшний день развитие региональной инфраструктуры как некой единой системы обусловлено необходимостью вывести ряд регионов из экономического кризиса и противостоять агрессивной экономической ситуации на международном рынке. Важно понимать, что инвестиции в развитие, модернизацию и инновации региональной инфраструктуры наполнят рынок труда востребованным персоналом, сократят безработицу, увеличат доходы людей и качество жизни. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации, поддерживаемая людьми всего мира, — историческая веха в жизни страны, отвечающая объективной необходимости внедрения научных достижений и технологий в экономическую составляющую нового демократического общества. Преодоление негативных проявлений и последствий мирового экономического кризиса, который также затронул наше государство, — это реструктуризация экономики, вложение инвестиций в человеческий капитал, создание среды для инновационного движения, подъем образования, науки и здравоохранения в формировании новой демократической национальной структуры, присущей обществу в целом [2].
На данном этапе экономического и технологического развития совершенно очевидно, что формы экономического использования человеческого капитала существенно изменились и приобрели совершенно иной социально-экономический статус. Говоря об этом, мы имеем в виду инновационный человеческий капитал, который стал важным элементом в накоплении экономических и технологических инноваций. В качестве примера рассмотрим ряд из них:
1. В современных условиях функционирования экономической системы трудоспособность работника не противопоставляется используемым материальным факторам производства. Факторы производства в настоящее время не являются противоположными сторонами функционирующего капитала.
2. Интеграция труда объединяет все отрасли общественного хозяйства, в результате чего формируется единый социально-экономический комплекс, основанный на интеграции материальных и научно-образовательных ресурсов. В таком комплексе каждый отдельный работник действует как часть единого, целого, экономически активного населения. На сегодняшний день существующая система профессионального труда, сформированная в единую систему воспроизводства, являюща-
яся частью экономической системы, основанной на научном, образовательном и материальном производстве [3].
Еще раз, возвращаясь к цели исследуемого объекта, определяем ключевые виды инфраструктур, которые могут регулировать приток и отток высококачественного человеческого капитала. В результате исследования нам необходимо решить поставленные задачи или аргументировать существование факторов, препятствующих достижению желаемых результатов.
Кроме того, в качестве целей автор отмечает:
1. Зависимость объемов внутренней миграции и качества человеческого капитала от уровня развития отдельных видов инфраструктуры в регионе.
2. Взаимосвязь между усилением государственной поддержки развития региональной инфраструктуры и уровнем качества миграции человеческого капитала.
3. Оптимизацию подходов к развитию региональной инфраструктуры и обоснование ключевой роли государства в формировании стабильного уровня притока и оттока человеческого капитала.
Задача сохранения и развития человеческого капитала имеет стратегическое значение. По справедливому замечанию А. Маркова, человеческий капитал в силу своей природы, экономического происхождения и характеристик воспроизводства находится в сфере естественного взаимодействия государства, бизнеса, личности и общества в целом. Таким образом, можно оценить конкретный мировой опыт экономического роста, например, в Китае. Как известно, культурная революция в основном разрушила образование в Китае, особенно это коснулось высшего образования. Данные раннего периода шестидесятых и семидесятых годов показывают, что на тот момент в Китае очень мало людей училось в старших классах и университетах. Когда Китай начал участвовать в мировой экономике, все стало меняться. Китайское правительство начало тратить очень небольшую часть своего дохода на образование [4].
Подводя итоги, следует отметить, что разрыв между областными центрами, за исключением столичных регионов, не так велик, но есть ряд особенностей, которые нельзя упускать из виду.
Во-первых, степень развития инфраструктур, а именно этот аспект отражает показатель балльного рейтинга, значительно выше у тех субъектов, которые расположены ближе к столичному региону. И характерно, что в то же время отток населения в них примерно равен оттоку человеческого капи-
тала из отдаленных регионов с наименее развитой инфраструктурой. Из чего можно сделать вывод, что регионы с наиболее развитой инфраструктурой, более высоким качеством жизни и близостью к столице как магнит втягивают в себя качественный человеческий капитал. Они опустошают те регионы, где развивается инфраструктура, но нет перспектив для дальнейшего развития и высокооплачиваемой занятости. В той же степени те субъекты, в которых необходимая инфраструктура менее развита и существует острая нехватка качественного человеческого капитала, страдают от потерь человеческого капитала, поскольку не могут обеспечить себя качественным человеческим капиталом. Во-вторых, климатические особенности, значительная удаленность, изоляция и другие черты некоторых регионов существенно усложняют жизнь и работу человека в этих условиях.
Ясно одно: необходимо если не устранить, то хотя бы компенсировать последствия таких искажений. При всем этом нас интересует роль, отведенная государству как гаранту стабильности
и права, выступающих на стороне самого этого человека [12].
В заключение следует отметить, что развитие качественной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры играет ключевую роль в формировании качественного человеческого капитала. Это включает в себя жилье, детские сады, школы, университеты, больницы, спортивные и развлекательные комплексы, культурные объекты, транспорт, энергетические объекты, коммунальные сети. Все это позволяет сделать жизнь человека полноценной и качественной. На сегодняшний день развитие региональной инфраструктуры как некой единой системы обусловлено необходимостью вывести ряд регионов из экономического кризиса и противостоять агрессивной экономической ситуации на международном рынке. Важно понимать, что инвестиции в развитие, модернизацию и инновации региональной инфраструктуры наполнят рынок труда востребованным персоналом, сократят безработицу, увеличат доходы людей и повысят качество жизни.
Список литературы
1. Human capital growth and poverty: Evidence from Ethiopia and Peru / O. Attanasio, C. Meghir, E. Nix, F. Salvati // Rev. of Economic Dynamics. — 2017. —No. 25. — P. 234—259.
2. Social and economic development of the state in the context of the innovative environment formation / A. Y. Arkatov, E. I. Evtushenko, A. V. Manin, E. S. Dolzhenko, F. I. Rahimov // Intern. J. of Applied Engineering Research (IJAER). — 2014. — No. 9 (22). — P. 16843—16853.
3. Becker, G. S. The manipulation of children's preferences, old-age support, and investment in children's human capital / G. S. Becker, K. M. Murphy, J. L. Spenkuch // J. of Labor Economics. — 2016. — No. 34 (S2). — P. 3—30.
4. Becker, G. S. Growing human capital investment in China compared to falling investment in the United States / G. S. Becker // J. of Policy Modeling. — 2012. — No. 34 (4). — P. 517—524.
5. Role of human capital among the indicators of enterprise's strategic effectiveness / L. V. Ermolina, V. V. Go-likov, Z. N. Kozenko, E. V. Ponosova // Quality access to success. — 2018. — February, no. 19 (162). — P. 92—95.
6. Fernihough, A. Human capital and the quantity quality trade off during the demographic transition / A. Fernihough // J. of Economic Growth. — 2017. — No. 22 (1). — P. 35—65.
7. Schultz, T. W. Economic value of education / T. W Schultz. — N.Y. : Columbia Univ. Press, XII, 1963. — P. 71—89.
8. Titarenko, G. The strategy of the human capital reproduction in the concept of the national innovation system development, Economics and management of national economy / G. Titarenko // Economic annals. — 2013. — Vol. XXI, no. 11—12 (1). — P. 27—29.
9. Zhou, Y. Human capital, institutional quality and industrial upgrading: global insights from industrial data / Y. Zhou // Economic Change and Restructuring. — 2018. — No. 51 (1). — P. 1—27.
10. Kapkaev, I. Quality of the Human Capital and State Support of Development of Regional Infrastructure [Электронный ресурс] / I. Kapkaev, I. Nurmukhametov // Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. — 2019. — P. 367—380. — URL: http://doi.org/10.1007/978-3-030-15577-3_36.
11. Корчагин, Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? : монография / Ю. А. Корчагин. — Воронеж : CIRE, 2005. — 252 с.
12. Нурмухаметов, И. А. Экономически активный возраст трудовых ресурсов / И. А. Нурмухаметов // Современные хозяйственные отношения: в поисках новой модели. Вторая международная научная конференция. — М. : Перо, 2016. — С. 29—33.
13. Kapkaev, Y. S. Dependence of intramigration processes on the development of regional infrastructure [Электронный ресурс] / I. Kapkaev, I. Nurmukhametov // International Scientific and Practical Conference "Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities". —2018. — No. 92. — P. 855—863. — URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.92 (дата обращения 03.06.2019).
Сведения об авторе
Нурмухаметов Илья Анатольевич — преподаватель, инженер по качеству кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. 89058323808@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Рp. 106—113.
DEPENDENCE OF INTRAMIGRATION PROCESSES ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE
I.A. Nurmukhametov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. 89058323808@mail.ru
The object of the research in the article is the intramigration movement of human capital and its dependence on regional policies regarding the development of regional infrastructure. Understanding the nature of the object under study will make it possible to adjust the process of modernization of the infrastructure, assess the effectiveness of existing tools and use the results of the study to design new approaches to solving infrastructure problems at the regional and state levels. The aim of the study is to identify key infrastructure areas that can regulate the inflow and outflow of high-quality human capital. As the main tasks in the article: 1. The relevance of the infrastructure directions is analyzed and their degree of influence on the intramigration balance of human capital is determined. 2. Analyses the role of the state in the development of regional infrastructure and the impact of the quality of human capital on the economic and social development potential of the regions and its dynamics. Including methodology of qualitative evaluation of the level of development of enterprise's human capital and level of its correspondence to its needs, and determine the connection between these indicators with the help of the methods of regression and correlation analysis.
Keywords: education, health, human capital, infrastructure of the regions, intramigration process, quality of human capital.
References
1. Attanasio O., Meghir C., Nix E., Salvati F. Human capital growth and poverty: Evidence from Ethiopia and Peru. Review of Economic Dynamics, 2017, no. 25, pp. 234-259.
2. Arkatov A.Y, Evtushenko E.I., Manin A.V., Dolzhenko E.S., Rahimov F.I. Social and economic development of the state in the context of the innovative environment formation. International Journal of Applied Engineering Research, 2014, no. 9 (22), pp. 16843-16853.
3. Becker G.S., Murphy K.M., Spenkuch J.L. The manipulation of children's preferences, old-age support, and investment in children's human capital. Journal of Labor Economics, 2016, no. 34 (2), pp. 3-30.
4. Becker G.S. Growing human capital investment in China compared to falling investment in the United States. Journal of Policy Modeling, 2012, no. 34 (4), pp. 517-524.
5. Ermolina L.V., Golikov V.V., Kozenko Z.N., Ponosova E.V. Role of human capital among the indicators of enterprise's strategic effectiveness. Quality access to success, February 2018, no. 19 (162), pp. 92-95.
6. Fernihough A. Human capital and the quantity quality trade off during the demographic transition. Journal of Economic Growth, 2017, no. 22 (1), pp. 35-65.
7. Schultz T.W. Economic value of education. N.Y., Columbia University Press, 1963. XII. Pp. 71-89.
8. Titarenko G. The strategy of the human capital reproduction in the concept of the national innovation system development, Economics and management of national economy. Economic annals, 2013, vol. XXI, no. 11-12 (1), pp. 27-29.
9. Zhou Y. Human capital, institutional quality and industrial upgrading: global insights from industrial data. Economic Change and Restructuring, 2018, no. 51 (1), pp. 1-27.
10. Kapkaev I., Nurmukhametov I. Quality of the Human Capital and State Support of Development of Regional Infrastructure. Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production, 2019. Pp. 367-380. Available at: http://doi.org/10.1007/978-3-030-15577-3_36.
11. Korchagin Yu.A. Rossiyskiy chelovecheskiy kapital: faktor razvitiya ili degradatsii? [Russian human capital: a factor of development or degradation?]. Voronezh, 2005. 252 p. (In Russ.).
12. Nurmukhametov I.A. Ekonomicheski aktivnyy vozrast trudovykh resursov [Economically active age of labor]. Sovremennyye khozyaystvennyye otnosheniya: v poiskakh novoy modeli vtoraya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya [Modern economic relations: in search of a new model]. Moscow, 2016. Pp. 29-33. (In Russ.).
13. Kapkaev Y.S., Nurmukhametov I.A. Dependence of intramigration processes on the development of regional infrastructure. International Scientific and Practical Conference. Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities, 2018, no. 92, pp. 855-863. Available at: http://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.04.92, accessed 03.06.2019.