Научная статья на тему 'Зависимость уровня тестостерона от профессиональных факторов (на примере машинистов локомотива)'

Зависимость уровня тестостерона от профессиональных факторов (на примере машинистов локомотива) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
347
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРОГЕННЫЙ ДЕФИЦИТ / ОБЩИЙ ТЕСТОСТЕРОН / СВОБОДНЫЙ ТЕСТОСТЕРОН / МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ANDROGEN DEFICIENCY / TOTAL TESTOSTERONE / FREE TESTOSTERONE / LOCOMOTIVE DRIVER / PROFESSIONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Финагина Е. А., Теодорович О. В., Цфасман А. З., Шатохин М. Н., Шеховцов С. Ю.

В настоящем исследовании произведена оценка продукции тестостерона (как общего, так и свободного), а также его возрастной динамики в связи с комплексом неблагоприятных профессиональных факторов (адинамия с сидячим образом жизни на работе; сменный, беспорядочный ритм работы, включая ночные смены; перенапряжение центральной нервной системы; высокая нагрузка на внимание и необходимость быстроты реакций, частые психогенные стрессы; воздействие шума, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятный микроклимат) у машинистов локомотивов. Установлено негативное влияние суммы этих факторов на уровень общего и свободного тестостерона у машинистов железнодорожного транспорта. Большие темпы снижения уровня тестостерона с нарастанием возраста и стажа у машинистов локомотива имеет место в сравнении с общей популяцией. При этом скорость снижения общего тестостерона у машинистов более выражена в молодом возрасте и несколько стабилизируется по сравнению с возрастной нормой к позднему среднему возрасту, т.е. к периоду большей адаптации. Уровень свободного тестостерона продолжает снижаться до 50-59 лет. Это расценивается как неблагоприятное влияние работы машиниста (включая график работы с ночными сменами) на мужское здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Финагина Е. А., Теодорович О. В., Цфасман А. З., Шатохин М. Н., Шеховцов С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTOSTERONE LEVEL DEPENDENCE ON PROFESSIONAL FACTORS (ON THE EXAMPLE OF LOCOMOTIVE DRIVERS)

In this study, the testosterone production (both, total and free) was evaluated, as well as its age dynamics due to a set of unfavorable occupational factors (adynamia with a sedentary lifestyle at work, a replaceable, erratic rhythm of work, including night shifts, overstrain of the central nervous system, a high load on attention and the need for rapid reaction, frequent psychogenic stress, the impact of noise, local and general vibration, electromagnetic fields, unfavorable microclimate) among locomotive drivers. The negative impact of these factors on the level of total and free testosterone in railroad train drivers has been established. The high rate of decline in testosterone levels with increasing age and length of service for locomotive drivers takes place in comparison with the general population. At the same time, the rate of decrease in total testosterone in the drivers is more pronounced at a young age and somewhat stabilized compared to the age norm to late middle age, i.e. to a period of greater adaptation. The level of free testosterone continues to decrease to 50-59 years. This is regarded as an unfavorable influence of the driver's work (including the schedule of work with night shifts) on men's health.

Текст научной работы на тему «Зависимость уровня тестостерона от профессиональных факторов (на примере машинистов локомотива)»

УДК: 612.616.31 DOI: 10.12737/artide_59c4a8d9b2b5e7.76153787

ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ТЕСТОСТЕРОНА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВА)

Е.А. ФИНАГИНА*, О.В. ТЕОДОРОВИЧ*,**, А.З. ЦФАСМАН**, М.Н. ШАТОХИН*,**,

С.Ю. ШЕХОВЦОВ**

'ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, г. Москва, 125993, Россия **НУЗ «Научный клинический центр ОАО «Российские железные дороги», Волоколамское шоссе, 84, Москва, 123182, Россия

Аннотация. В настоящем исследовании произведена оценка продукции тестостерона (как общего, так и свободного), а также его возрастной динамики в связи с комплексом неблагоприятных профессиональных факторов (адинамия с сидячим образом жизни на работе; сменный, беспорядочный ритм работы, включая ночные смены; перенапряжение центральной нервной системы; высокая нагрузка на внимание и необходимость быстроты реакций, частые психогенные стрессы; воздействие шума, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятный микроклимат) у машинистов локомотивов. Установлено негативное влияние суммы этих факторов на уровень общего и свободного тестостерона у машинистов железнодорожного транспорта. Большие темпы снижения уровня тестостерона с нарастанием возраста и стажа у машинистов локомотива имеет место в сравнении с общей популяцией. При этом скорость снижения общего тестостерона у машинистов более выражена в молодом возрасте и несколько стабилизируется по сравнению с возрастной нормой к позднему среднему возрасту, т.е. к периоду большей адаптации. Уровень свободного тестостерона продолжает снижаться до 50-59 лет. Это расценивается как неблагоприятное влияние работы машиниста (включая график работы с ночными сменами) на мужское здоровье.

Ключевые слова: андрогенный дефицит, общий тестостерон, свободный тестостерон, машинист локомотива, профессиональные факторы.

TESTOSTERONE LEVEL DEPENDENCE ON PROFESSIONAL FACTORS (ON THE EXAMPLE OF

LOCOMOTIVE DRIVERS)

E.A. FINAGINA*, O.V. TEODOROVICH*,**, A.Z. TSFASMAN**, M.N. SHATOKHIN"*, S.YU. SHEKHOVCOV**

'Russian Medical Academy of Continuing Vocational Education of the Ministry of Health of Russia, Barrikadnaya Street, 2/1, building 1, Moscow, 125993, Russia

** Scientific Research Center of the Russian Railways, Volokolamskoe shosse, 84, Moscow, 123182, Russia

Abstract. In this study, the testosterone production (both, total and free) was evaluated, as well as its age dynamics due to a set of unfavorable occupational factors (adynamia with a sedentary lifestyle at work, a replaceable, erratic rhythm of work, including night shifts, overstrain of the central nervous system, a high load on attention and the need for rapid reaction, frequent psychogenic stress, the impact of noise, local and general vibration, electromagnetic fields, unfavorable microclimate) among locomotive drivers. The negative impact of these factors on the level of total and free testosterone in railroad train drivers has been established. The high rate of decline in testosterone levels with increasing age and length of service for locomotive drivers takes place in comparison with the general population. At the same time, the rate of decrease in total testosterone in the drivers is more pronounced at a young age and somewhat stabilized compared to the age norm to late middle age, i.e. to a period of greater adaptation. The level of free testosterone continues to decrease to 50-59 years. This is regarded as an unfavorable influence of the driver's work (including the schedule of work with night shifts) on men's health.

Key words: androgen deficiency, total testosterone, free testosterone, locomotive driver, professional factors.

10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2017 - V. 24, № 3 - Р. 151-155

Введение. Профессия машиниста локомотива связана с целым рядом неблагоприятных факторов, среди которых: беспорядочный ритм работы, включая ночные смены; частые стрессовые ситуации; большая нагрузка на внимание и необходимость быстроты реакций; перенапряжение зрительного и слухового анализаторов; адинамия (до десяти часов в положении сидя); неблагоприятный микроклимат; воздействие локальной и общей вибрации, шума, электромагнитных полей; некомфортные условия для отправления жизненных функций (мочеиспускания и дефекации).

Вышеперечисленные факторы отрицательно влияют на нормальное функционирование многих органов и систем [1,2,6,11,13,15].

Среди данной профессиональной группы чаще, чем в общей популяции, встречаются такие заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, заболевания желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, функциональные нарушения зрительного анализатора [1,2,4,5,7,8,12,14,15]; а также такие профессиональные заболевания, как нейросенсорная тугоухость и вибрационная болезнь [3,6,10,13].

В последние годы из всех неблагоприятно влияющих на здоровье машинистов факторов особо выделяются работа в ночные смены и связанная с ней патология [9]. Не исключено, что с этим могут быть связаны какие-либо нарушения половой функции.

До настоящего времени недостаточно изучена возможность отрицательного воздействия указанных неблагоприятных профессиональных факторов на функционирование мочеполовой системы, гормональный статус, показатели мужского здоровья, темпы старения у машинистов локомотива. Хотя есть сведения о связи отдельных из вышеперечисленных факторов (нервно-эмоциональное напряжение, работа в ночные смены, гиподинамия) с уровнем половых гормонов, в частности с андро-генным дефицитом [16,17].

Цель исследования - изучение продукции тестостерона, его возрастной динамики в связи с комплексом неблагоприятных профессиональных факторов у машинистов локомотивов.

Материалы и методы исследования. В исследование включено 44 человека - машинисты локомотивов, все мужчины в возрасте от 20

до 62 лет.

Критерий включения: профессия — работающий машинист локомотива, мужской пол, практически здоровый. Критерий исключения: заболевания, которые могли бы значимо отразиться на результатах.

Выполнены исследования: определение уровня общего простатспецифического антигена (ПСА), общего тестостерона (ОТ), свободного тестостерона (СТ), связывающего половые гормоны глобулина (ГСПГ), фолликулостимулирую-щего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), пролактина, урофлоуметрия с определением остаточной мочи; трансабдоминальное ультразвуковое определение объема предстательной железы.

Результаты и их обсуждение. Уровень общего тестостерона ниже 3,5 нг/мл был выявлен у 16% исследуемых.

Уровень свободного тестостерона ниже 4,5 пг/мл отмечался у 2,3 %.

Уровень лютеинизирующего гормона менее 0,7 МЕ/л - у 2,3 %, более 14 МЕ/л - у 11,4%; фолликулостимулирующего гормона менее 1 МЕ/л - у 2,3%, более 14 МЕ/л - у 2,3 %.

Уровень пролактина менее 1,8 нг/мл — у 2,3%, более 17 нг/мл - у 13,6 %; глобулина -связывающего половые гормоны менее 15 нмоль/л - у 11,4%, более 100 нмоль/л - у 6,8%.

По данным трансабдоминального ультразвукового исследования предстательной железы объем простаты более 30 см3, и признаки гиперплазии были выявлены у 13,2%.

При выполнении урофлоуметрии с ультразвуковым определением объема остаточной мочи снижение максимальной потоковой скорости менее 15 мл/сек наблюдалось у 16%, уровень остаточной мочи более 30 мл - у 6,8%.

В табл. представлены средние значения половых гормонов в возрасте до и после 40 лет у машинистов локомотива.

Из табл., следует подтверждение известного факта снижения продукции тестостерона, как общего (имеет место тенденция), так и свободного, с возрастом. Уровень других представленных в таблице гормонов с возрастом практически не менялся.

На рис. 1 представлена динамика общего тестостерона (в относительном выражении; за 100% приняты величины в возрасте 20-29 лет) в возрастном аспекте у здоровых машинистов

в сравнении с нормативами, усредненными из четырех сообщений (yandex.ru/images/search-тестостерон у мужчин в таблицах, Menques-tions.ru) и отдельно Фремингемского исследования - .ЕЖ).

Таблица

Средние значения уровней половых гормонов у машинистов локомотива

Возраст n Общий тестостерон (нг/мл) Свободный тестосте сте-рон(пг/ мл) ЛГ (МЕ/л) ФСГ (МЕ/л) Про-лактин (нг/мл) ГСПГ (нмоль/ л)

До 40 лет 26 6,54 15,98 5 4,13 11,28 39,87

После 40 лет (4062) 18 5,53 10,73 4,38 4,98 10,26 51,85

P P>0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

Рис. 1. Динамика содержания общего тестостерона у машинистов в зависимости от возраста в сравнении с нормой

Из рис. 1 следует, что у машинистов в возрасте 30-39 лет наблюдается снижение ОТ в большей степени, чем это наблюдается в норме. Далее, к 50 -59 годам снижение приостанавливается, что соответствует динамике степени адаптации к работе машиниста с нарастанием стажа работы1 [9].

На рис. 2 представлена количественная динамика СТ у машинистов (также в сравнении с нормой). Его уровень у машинистов снижался с возрастом также скорее и в большей степени, чем в норме. В отличие от общего - оказывается сниженным в большей степени и в возрасте 50-60 лет.

Рис. 2. Динамика содержания свободного тестостерона у машинистов в зависимости от возраста в сравнении с нормой

Поскольку именно СТ определяет активность действия на половую функцию и организм в целом, надо считать, что неблагоприятные профессиональные факторы работы машиниста отрицательно влияют на андрогенный профиль до позднего среднего возраста (до конца рабочего периода в этой профессии), при этом в более молодом возрасте это выражено, судя по общему тестостерону, более четко.

Выводы:

1. Сумма неблагоприятных производственных факторов работы машинистов локомотива ведет к снижению продукции тестостерона, как общего, так и свободного.

2. Скорость и величины снижения общего тестостерона у машинистов более выражены в молодом возрасте (30-40 лет) и относительно стабилизируется по сравнению с нормой к позднему среднему возрасту (50-60 лет), т.е. к периоду выраженной адаптации.

3. Возрастная динамика свободного тестостерона отличается от таковой общего тем, что он остается сниженным по сравнению с нормой и в возрасте 50-60 лет, т.е. здесь появляется некоторый дисбаланс между уровнями общего и свободного тестостерона из-за большего снижения свободного.

1 Стаж коррелирует с возрастом.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 3 - P. 151-155

Литература

1. Батищева Г.А., Чернов Ю.Н., Тонких Е.В. Клинические проявления гипертонической болезни у работников железнодорожного транспорта. В кн. «Проблема артериальной гипертен-зии у работников железнодорожного транспорта и особенности фармакологической корреляции». Воронеж: Изд. ИПЦ ВТУ, 2008. С. 56-68.

2. Бондарев С.А. Кардиальная патология у машинистов железнодорожного транспорта. С. А. Бондарев, B.C. Василенко // Сибирский медицинский журнал. 2011. Т.26, № 2. С. 116-120.

3. Капцов В.А., Лексин А.Г. Физические факторы производственной среды и безопасность движения // Гигиена и санитария. 2009. № 5. С. 87-88.

4. Меркулов Ю.А., Пятков А.А., Меркулова Д.М. Работа с ночными сменами как фактор дизрегу-ляции вегетативной нервной системы у машинистов локомотивов // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2013. №1. С. 75-79.

5. Меркулова Д.М., Щербенкова А.Л., Меркулов Ю.А., Никитин С.С., Пятков А.А. Особенности формирования синдрома запястного канала у машинистов электропоездов. Труды X Всероссийского съезда неврологов. Москва, 2012. С. 165.

6. Панкова В.Б., Капцов В.А., Кась-ков Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональной тугоухости у работников локомотивных бригад // Бюллетень ВосточноСибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2006. № 3 (49). С. 38-41.

7. Тонкова Е.А. Гипертоническая болезнь у работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта: факторы риска, особенности течения и основных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, их прогностическая значимость: автореферат дис. ... канд. мед. наук. Пермь: Перм. гос. мед. акад., 2005. 30 с.

8. Цфасман А.З. Профессиональная кардиология. Серия «Железнодорожная медицина». М., 2007. 207 с.

References

Batishcheva GA, Chernov YuN, Tonkikh EV. Klini-cheskie proyavleniya gipertonicheskoy bolezni u ra-botnikov zheleznodorozhnogo transporta. V kn. «Problema arterial'noy gipertenzii u rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta i osobennosti farmako-logicheskoy korrelyatsii» [Clinical manifestations of hypertension in railway workers. In the book. "The problem of arterial hypertension in railway transport workers and features of pharmacological correlation"]. Voronezh: Izd. IPTs VTU; 2008. Russian. Bondarev SA. Kardial'naya patologiya u mashinistov zheleznodorozhnogo transporta. S. A. Bondarev, B.C. Vasilenko [Cardiac pathology in railway transport engineers. SA Bondarev, B.C. Vasilenko]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal. 2011;26(2):116-20. Russian. Kaptsov VA, Leksin AG. Fizicheskie faktory proiz-vodstvennoy sredy i bezopasnost' dvizheniya [Physical factors of the production environment and traffic safety]. Gigiena i sanitariya. 2009;5:87-8. Russian. Merkulov YuA, Pyatkov AA, Merkulova DM. Rabota s nochnymi smenami kak faktor dizregulyatsii vegeta-tivnoy nervnoy sistemy u mashinistov lokomotivov [Work with night shifts as a factor of vegetative nervous system dysregulation in locomotive drivers]. Pa-tologicheskaya fiziologiya i eksperimental'naya tera-piya. 2013;1:75-9. Russian.

Merkulova DM, Shcherbenkova AL, Merkulov YuA, Nikitin SS, Pyatkov AA. Osobennosti formirovaniya sindroma zapyastnogo kanala u mashinistov elektro-poezdov. Trudy X Vserossiyskogo s"ezda nevrologov [Features of the formation of carpal tunnel syndrome in the drivers of electric trains. Proceedings of the 10th All-Russian Congress of Neurologists]. Moscow; 2012. Russian.

Pankova VB, Kaptsov VA, Kas'kov YuN. Gigieni-cheskoe obosnovanie riska razvitiya professional'noy tugoukhosti u rabotnikov lokomotivnykh brigad [Hygienic substantiation of the risk of development of occupational deafness in workers of locomotive crews]. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2006;3(49):38-41. Russian. Tonkova EA. Gipertonicheskaya bolezn' u rabotnikov lokomotivnykh brigad zheleznodorozhnogo transporta: faktory riska, osobennosti techeniya i osnovnykh pokazateley funktsional'nogo sostoyaniya serdechno-sosudistoy sistemy, ikh prognosticheskaya znachi-most' [Hypertonic disease in workers of locomotive brigades of railway transport: risk factors, features of the course and the main indicators of the functional state of the cardiovascular system, their prognostic significance] [dissertation]: Perm' [Perm' region]: Perm. gos. med. akad.; 2005. Russian. Tsfasman AZ. Professional'naya kardiologiya. Seriya «Zheleznodorozhnaya meditsina» [Professional cardiology. Series "Railway medicine"]. Moscow; 2007. Russian.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 3 - P. 151-155

9. Цфасман А.З. Клиническая биоритмология. М.: «Репроцентр М», 2016. 224 с.

10. Цфасман А.З. Профессиональные болезни. Рос. акад. путей сообщ., Акад. трансп. РФ. Москва: РАПС, 2000. (Серия: Ж.-д. клин. медицина). С. 8-12.

11. Цфасман А.З., Журавлева Г.Н. Клинические основы железнодорожной медицины: Учебное пособие в 2 ч. М.: ВИПК руководящих работников и специалистов ж.д. транспорта. Ч. 1. 1990. 184 с., Ч. 2. 1992. 240 с.

12. Цфасман А.З., Старых И.Ф., Журавлева Г.Н. Профессиональные аспекты гипертонической болезни. М., 1987. 94 с.

13. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю. Вторичные нарушения слуха у работников железнодорожного транспорта // Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины: сб. науч. тр. 1999. № 3. С. 57-58.

14. Шаповалов А.В. Особенности формирования болевого синдрома в спине у работников локомотивных бригад: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук. Москва, 2010. 23 с.

15. Шум А.С. Клинико-патогенетическое значение гемодинамических нарушений и тромбоци-тарной дисфункции в развитии заболеваний внутренних органов у лиц, связанных с движением поездов: автореферат дис. ... канд. мед. наук. Тюмень: ТюмГМА, 2014. 22 с.

16. Nilsson P.M., M0ller L., Solstad K. Adverse effects of psychosocial stress on gonadal function and insulin levels in middle-aged males // J Intern Med. 1995. Vol. 237. P. 479-486.

17. Singer F. and Zumoff B. Subnormal serum testosterone levels in male internal medicine residents // Steroids. 1992. Vol. 57. P. 86-89.

Tsfasman AZ. Klinicheskaya bioritmologiya [Clinical biorhythmology]. Moscow: «Reprotsentr M»; 2016. Russian.

Tsfasman AZ. Professional'nye bolezni [Occupational diseases]. Ros. akad. putey soobshch., Akad. transp. RF. Moscow: RAPS; 2000. (Seriya: Zh.-d. klin. medit-sina). Russian.

Tsfasman AZ, Zhuravleva GN. Klinicheskie osnovy zheleznodorozhnoy meditsiny [Clinical fundamentals of railway medicine]: Uchebnoe posobie v 2 ch. Mo-cossw: VIPK rukovodyashchikh rabotnikov i spetsia-listov zh.d. transporta. Ch. 1.; 1990; 1992. Russian. Tsfasman AZ, Starykh IF, Zhuravleva GN. Profession-al'nye aspekty gipertonicheskoy bolezni [Professional aspects of essential hypertension]. Moscow; 1987. Russian.

Shadyev KhD, Khlystov VYu. Vtorichnye narusheniya slukha u rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta [Secondary hearing impairment in railway workers]. Aktual'nye voprosy klinicheskoy zheleznodorozhnoy meditsiny: sb. nauch. tr. 1999;3:57-8. Russian. Shapovalov AV. Osobennosti formirovaniya bolevogo sindroma v spine u rabotnikov lokomotivnykh brigad [Features of the formation of a pain syndrome in the back of workers of locomotive crews] [dissertation]. Moscow (Moscow region); 2010. Russian. Shum AS. Kliniko-patogeneticheskoe znachenie ge-modinamicheskikh narusheniy i trombotsitarnoy dis-funktsii v razvitii zabolevaniy vnutrennikh organov u lits, svyazannykh s dvizheniem poezdov [Clinical and pathogenetic significance of hemodynamic disorders and platelet dysfunction in the development of internal diseases in persons associated with the movement of trains] [dissertation]. Tyumen': TyumGMA; 2014. Russian.

Nilsson PM, Moller L, Solstad K. Adverse effects of psychosocial stress on gonadal function and insulin levels in middle-aged males. J Intern Med. 1995;237:479-86.

Singer F, Zumoff B. Subnormal serum testosterone levels in male internal medicine residents. Steroids. 1992;57:86-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.