- Санкт-Петербург, 2015. - 167 с.
2. Голубева, О.Ю. Методические рекомендации по изучению социально-психологического климата в коллективах / О.Ю. Голубева, О.Ю. Шаповалова. - М. : Центр экстренной психологической помощи МЧС России, 2011. - 143 с.
3. Исаева, Н.Н. Стадии формирования сплоченного воинского коллектива // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 245-246.
4. Колесникова, Е.И. Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента : автореф. дис. .. .канд. психол. наук / Колесникова Е.И. - Самара, 2007. - 23 с.
5. Маклаков, А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе / А.Г. Маклаков, А. А. Сидорова. - Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 5. - № 4. - С. 41-51.
6. Марищук, В. Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В. Л. Марищук, Н.В Романенко. - СПб. : ВИФК,1996. - 30 с.
REFERENCES
1. Gnezdilov, V.A. (2015), Professional orientation of commanders for the rallying of military collectives in the units of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, St. Petersburg,
2. Golubeva, O.Yu. and Shapovalova, O.Yu. (2011), Methodological recommendations for studying the socio-psychological climate in collectives, Center for emergency psychological assistance EMERCOM of Russia, Moscow.
3. Isaeva, N.N. (2015), "Stages of the formation of a united military collective", Education and training: theory, methodology and practice: materials III Intern. scientific-practical. Conf. (Cheboksary, May,8, 2015) ", Interactive Plus, Cheboksary, pp. 245-246.
4. Kolesnikova, E.I. (2007), Cohesion of the training group as a factor of the student's social identity, dissertation, Samara.
5. Maklakov, A.G. and Sidorova, A.A. (2011), "Formation of the person's adaptive potential and its development in the process of studying at the university", Bulletin of the A.S. Pushkin Leningrad State University, Vol. 5, No. 4, pp. 41-51.
6. Marishchuk, V.L. and Romanenko, N.V. (1996), Questions of versatile education of cadets of the higher military educational institution, VIFK, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2018
УДК 796.011.3
ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОТ ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор,
Сайд-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, профессор,
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия
Аннотация
В статье описаны результаты исследовательской работы по проблеме освоения теоретических знаний, умений и практических навыков физической культуры, а также научно обосновывается взаимосвязь знаний от особенностей профессиональных предпочтений. В статье на основе практического материала исследования опровергается мнение некоторых авторов об ухудшении здоровья студентов к концу учебы.
Ключевые слова: физическая культура, тестирование, физическая подготовленность, занятия, освоение, теория, знания, взаимосвязь, зависимость.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 7П18. — № 7 (161).
DEPENDENCE OF LEVEL OF PHYSICAL QUALITIES ON DEVELOPMENT OF THEORETICAL KNOWLEDGE IN PHYSICAL CULTURE
Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Said-Ali Mahmudovich Aslakhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia
Annotation
The article describes the results of the research work on the problem of mastering the theoretical knowledge, skills and practical skills of physical culture, as well as scientifically substantiates the relationship of knowledge to the characteristics of professional preferences. The article, based on the practical material of the research, refutes the opinion of some authors about the deterioration in the health of students towards the end of their studies.
Keywords: physical culture, testing, physical readiness, studies, mastering, theory, knowledge, interrelation, dependence.
Практика образовательной деятельности по теории и практике физической культуре и многочисленные исследования ведущих ученных в области физического воспитания В.И. Ильинича и основоположника теории физической культуры П.Ф. Лесгафта показывает что, теоретический курс знаний по физической культуре, способствует эффективной практической деятельности в сфере физической культуры, овладению навыками самостоятельной физкультурной деятельности и формированию потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В основе деятельности учебного заведения должны лежать требования к определенному уровню знаний. Уровень знаний и качество их освоения определяют насколько эффективно обучение в учебном заведении. По физической культуре, кроме теоретических знаний, высокие требования предъявляются к практическим умениям и навыкам выполнения физического упражнения. Хороший уровень теоретических знаний способствуют эффектному освоению предмета «Физическая культура». Теоретические знания в отличие от практических призваны, явиться основой для познания практического. При переходе от теоретических знаний к практическим происходит трансформация знаний в умения, проявляющиеся в практических действиях (знание в действии) и в дальнейшем при совершенствовании переходящий в навык, а далее в навык высшего порядка. Знания теоретического курса по физической культуре лежат в основе понимания студента, что занятия физическими упражнениями могут положительно влиять на уровень профессиональной деятельности и компетенций.
Целью работы явилось поиск рациональных подходов по освоению теоретической знаний, расширяющие научные знания для использования в практической деятельности.
Ставилась задача выявить и обосновать влияние теоретического курса по физической культуре на уровень физической подготовленности студентов. Априори предполагалось, что хорошие знания теоретического курса по физической культуре будут способствовать повышению эффективности освоения практических знаний, также плодотворно повлияют на повышение физической подготовленности студентов на учебных занятиях. Так как теория физической культуры направлена на формирование мотивационно-ценностных ориентаций и потребности к физической культуре студента.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения влиянии теоретических знаний студентов очного отделения на практическое составляющее по физической культуре, на кафедре физического воспитания Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ) и Чеченского государственного университета (ЧГУ) было проведено тестирование по теории физической культуры и физической подготовленности. В тестировании приняли участие студенты (девушки) основных учебных групп, в количестве 80 человек, обучающихся по следующим
специальностям: Институт педагогики, психологии и дефектологии 2 и 3 курсы, группы специальной психологии ЧГПУ; медицинский факультета 2 курс, группы 209-210 и Институт экономики и финансов 2 курс, группы Ф-1, Ф-2 ЧГУ (таблица 1).
№ Оценки «2» «3» «4» «5» Количество Сумма
п/п ВУЗ, курс, группа (п=20) баллов показателей
1 ЧГУ, медицинский факультет,2 курс, группа 209-210 1/2 8/32 11/44 0 78 132
2 ЧГУ, институт экономики и финансов, 2 курс, группа Ф-1, Ф 3/6 10/30 7/28 0 54
3. ЧГПУ, институт педагогики, психологии и дефектологии, 3 курс, 2/4 6/18 11/44 1/5 71
группа специальной психологии 154
ЧГПУ, институт педагогики, пси-
4. хологии и дефектологии, 2 курс, группа специальной психологии 0 4\12 9\36 7\35 83
Тестирование студентов проходило в учебных аудиториях. Тесты по теории физической культуре были составлены по тематике лекционного курса данной дисциплины из 25 вопросов, в которых в каждом вопросе давалось 4 варианта ответа, где один вариант был верным. До студентов было доведено, что тестирование анонимное и не будет влиять на зачет, в целях выявления объективных знаний. Тестирование проводилось на учебном занятии, было отведено 30 минут времени для выполнения задания. Проверка тестовых заданий осуществлялась по 5-ти бальной шкале. Шкала оценивания тестов по теории физической культуры (в зависимости от количества правильных ответов): 0-10 - 2 балла; 1115 -3 балла; 16-20 -4 балла; 21-25 - 5 баллов.
После проверки теоретических знаний, на последующих практических занятиях проводилось тестирование на определение уровня физической подготовленности студентов. Где тесты были ориентированы на нормативы подготовленности студентов. комплекса ГТО (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты контрольных тестирований по физической подготовленности
№ п/п ВУЗ, курс, группа (п=20) Контрольные нормативы (женщины) Сумма показателей
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин.) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня ска-мьи(см.))
1. ЧГУ, медицинский факультет 2 курс, группа 209-210 12.1 35.05 156.6 11.25 215
2. ЧГУ, институт экономики и финансов2 курс, группа Ф-1, Ф-2 13.6 36.2 156.95 14.55 221,3
3. ЧГПУ, институт педагогики, психологии и дефектологии, 3 курс, группа специальной психологии 15,3 33,75 158,3 14,55 221,9
4. ЧГПУ, институт педагогики, психологии и дефектологии, 2 курс, группа специальной психологии 15,1 32,7 160,7 12,1 220,6
Тестирование уровня физической подготовленности проходило с учетом и соблюдением методических рекомендаций (согласно требованиям, к сдаче норм комплекса ГТО) по физической культуре.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения уровня физической подготовленности и теоретических знаний и возможностей положительного влияния на дальнейшую профессиональную деятельность 2 и 3 курсы были выбраны неслучайно. Все четыре группы занимались идентично, согласно образовательному стандарту учебной программы по физической культуре. На первом курсе, как правило, студенты проходят теорию физической культуры, подвергаются итоговой аттестации и получают зачет. Проводя тестирование через год после освоения теоретического курса можно надеяться на выявление остаточных знаний.
Анализ теоретических знаний по физической культуре в обоих университетах выявил примерно одинаковый уровень, за исключением Института экономики и финансов 2 курса, группы Ф-1, Ф-2; (таблица 1). Лучший показатель по теории у второго курса Института педагогики, психологии и дефектологии, 2 курса, группы специальная психология ЧГПУ. Сумма показателей теоретических знаний по физической культуре среди университетов выше оказался у педагогического.
Результаты сдачи практических нормативов по сравнении с требованиями комплекса ГТО (VI ступень (женщины), возрастная группа от 18 до 29 лет) выявил разнонаправленный уровень готовности (таблица 2).
Самым тяжёлым для выполнения оказался норматив «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» Среднеарифметический результат лучшей группы оказался 160,7 см., при требованиях к бронзовому значку 170 см. При выполнении норматива комплекса ГТО «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» и «Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин.» студенты показали уровень серебренного значка. При выполнении норматива «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» уровень серебренного и золотого значка ГТО.
Студенты медицинского факультета, имеющий высокий показатель оценок в знании теории физической культуры, показали по физической подготовленности результат ниже, чем у студентов других специальностей.
Можно предположить, что у студентов медицинского института предпочтение, на данном этапе учебы, к приобретению теоретических знаний специальных предметов, в ущерб практической части физической культуры, а также связи с большим объемом учебной нагрузки более подвержены состоянию умственного утомления, что естественно негативно отражается на физической подготовленности студентов.
Привлечение к тестированию и сравнительный анализ выявил лучший результат по физической подготовленности у студентов 3 курса (таблица 2), что ставить под сомнение мнение некоторых авторов об ухудшении здоровья студентов к концу учебного процесса в вузе.
ВЫВОДЫ
1. Теоретические знания имеет важное значение при освоении учебной дисциплины физическая культура и положительно влияет на профессиональные компетенции будущего специалиста в долговременной перспективе.
2. Студенты медицинского факультета показали по тестам проверки уровня физической подготовленности результат ниже, чем у студентов других специальностей, по причине мотивационного предпочтения специальных предметов.
3. В результате исследования было выявлено, что протестированные студенты имеют низкий общий уровень по нормативу «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» и не дотягивают до бронзового значка ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аслаханов С.-А.М. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-методический комплекс. - Махачкала : АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), - 2013. Часть 1. - 518 с.
2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2010. - 366 с.
3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М. : Советский спорт, 2011. - 348 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, - 1991. - 543 с.
5. Наталов, Г.Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Хрестоматия. - Том 2 / Г.Г. Наталов. - Краснодар : КНУФКСТ, 2005. - 221 с
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. - 10-е изд. - М. : Академия, 2012. - 480 с.
7. Физическое воспитание студентов : монография / С.Б. Элипханов, К.Д. Чермит, Л.С. Дворкин, С-А.М. Аслаханов; - Физическое воспитание студентов, в 2 томах. - М : изд-во Перо, 2016. - 663 с.
REFERENCES
1. Aslakhanov C.-A.M. (2013), Theory and technique of physical culture and sport: educational and methodical complex, ALEPH (IP Ovchinnikov M.A.), Makhachkala.
2. Ilyinich, V.I. (2010), Physical culture of the student and life: textbook, Gardarika, Moscow.
3. Landa, B.H. (2011), Technique of complex assessment of physical development and physical fitness: studies. grant, Soviet sport, Moscow.
4. Matveev, L.P. (1991), Theory and technique of physical culture: the textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
5. Natalov, C.G. (2005), Modern problems of development of physical culture and sport in the Russian Federation, Anthology, Volumes 2, Krasnodar.
6. Kholodov, Zh.K. (2012), Theory and technique of physical culture and sport, Academy, Moscow.
7. Elipkhanov, S.B., Chermit, K.D., Dvorkin, L.S. and Aslakhanov, S-A.M. (2016), Physical training of students: monograph, Perot's publishing house, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.07.2018
УДК 796. 011.3
ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И АТЛЕТИЧЕСКОЙ
ГИМНАСТИКИ
Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Петимат
Изиевна Изиева, старший преподаватель, Арби Абуязитович Иналов, старший преподаватель, Шумисат Жалаудиновна Хажмухамбетова, старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы физической подготовленности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Проведен сравнительный анализ в начале и в конце семестра по показателям физической подготовленности студентов первого, второго и третьего курса института филологии истории и права. По результатам полученных данных рекомендованы средства и методы физической культуры для повышения уровня физической подготовленности. Обоснована важность анализа физической подготовленности для планирования и организации физкультурного образования в учебном заведении.
Ключевые слова: изменения, физическая подготовленность, развитие, учебный процесс, совершенствования.