Научная статья на тему 'Зависимость предельного износа и ресурса деталей от форсирования ДВС'

Зависимость предельного износа и ресурса деталей от форсирования ДВС Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
532
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИЗНОС / РЕСУРС / СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ / ФОРСИРОВАНИЕ / ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА / DETERIORATION LIMIT / RESOURCE / COMPRESSION DEGREE / FORCING / FREQUENCY OF ROTATION OF THE CRANKSHAFT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гоева Вера Владимировна, Гришин Николай Евгеньевич, Коченов Владимир Александрович

На основании физики изнашивания и эмпирических данных определена зависимость предельного износа и ресурса деталей от степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гоева Вера Владимировна, Гришин Николай Евгеньевич, Коченов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF DETERIORATION LIMIT, RESOURCE AND PARTS DUE TO ICE FORCING

Based on the physics of deterioration and empirical data the dependence of the deterioration limit and a resource of details of the compression rate and the speed of the crankshaft is determined.

Текст научной работы на тему «Зависимость предельного износа и ресурса деталей от форсирования ДВС»

УДК 621.43

В. В. ГОЕВА, Н. Е. ГРИШИН, В. А. КОЧЕНОВ

ЗАВИСИМОСТЬ ПРЕДЕЛЬНОГО ИЗНОСА И РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ ОТ ФОРСИРОВАНИЯ ДВС

Ключевые слова: предельный износ, ресурс, степень сжатия, форсирование, частота вращения коленчатого вала.

Аннотация. На основании физики изнашивания и эмпирических данных определена зависимость предельного износа и ресурса деталей от степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала.

Развитие двигателей внутреннего сгорания неразрывно связано с форсированием и ростом нагрузок в деталях и сопряжениях. Зависимость долговечности и износостойкости деталей от форсирования ДВС необходима для прогнозирования надежности вновь создаваемых ДВС, для выявления перспектив проектирования и модернизации производства трибосопряжений, разработки технических условий для диагностики двигателей в эксплуатации и дефектовки деталей при ремонте.

Задачи прогнозирования решаются статистическими и аналитическими методами. Статистические методы и модели позволяют учесть теоретически неограниченное число факторов. Недостаток - не отражают физическую природу процесса, и оптимальные решения приходится искать путем проб и ошибок. Аналитические модели учитывают меньшее число факторов, почти всегда требуют значительных допущений и упрощений. Достоинство - строятся на физике процесса, лучше приспособлены для поиска оптимальных решений, для апробации требуют меньшего количества экспериментальных исследований. Использование аналитических методов усложняется тем, что в процессе эксплуатации свойства деталей и трибосопряжений изменяются и эти изменения трудно поддаются математическому анализу. Чтобы минимизировать потери времени и средств, необходимо совмещать аналитическое моделирование с известными эмпирическими данными долговечности и износостойкости серийных двигателей. Предлагаемая

© Гоева В. В., Гришин Н. Е., Коченов В. А.

работа основывается на динамике развития автомобильных ДВС, отраженной в показателях технической характеристики двигателей ГАЗ и ЗМЗ [1, с. 150], а также эмпирических данных износа деталей кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы этих двигателей [2, с. 50].

Предельный износ является окончанием нормального и началом аварийного периодов эксплуатации. Смена периодов происходит из-за повышения зазора и появления ударных нагрузок, резко увеличивающих интенсивность износа трибосопряжения. Предельный износ зависит от начальных геометрических параметров, величины и характера нагрузок, действующих в трибосопряжении. Начальные параметры обусловливаются погрешностями проектирования и производства Н, включают зазор и соответствие микро- и макрогеометрии трущихся поверхностей деталей своим оптимальным, приработанным параметрам. С развитием проектирования и производства погрешности уменьшаются. Логично принять погрешности обратно пропорциональными форсированию. Степень сжатия и частота вращения коленчатого вала отражают как уровень проектирования, так и технические возможности двигателестроения.

Наступление аварийного периода эксплуатации ускоряется с повышением величины и неравномерности нагрузок Н, т.е. предельный износ обратно пропорционален нагрузкам. Загруженность деталей и сопряжений ДВС обусловливается давлением газов, зависимым от степени сжатия е, и инерционными силами и моментами, зависимыми от частоты вращения коленчатого вала. В технической характеристике ДВС даются две частоты: для номинального режима работы пН и для режима максимального крутящего момента пМ. Считаем, что в исследованиях изнашивания, более актуальными являются данные для критических режимов работы, включая режим максимального момента. Частота вращения на этом режиме менее зависима от количества цилиндров и назначения двигателя, например для грузового - легкового автомобиля.

Прогнозируемый теоретический предельный износ определится:

И2Т = ^-спп = М. (1)

Н ЕПМ £ПМ £ПМ

где СН, СП, СЕ, Сп, С, СП, СИ — коэффициенты пропорциональности.

Известна зависимость ресурса трибосопряжений ДВС от свойств автомобиля. Взаимосвязь автомобиля и ДВС включает энерго-

49

вооруженность - мощность двигателя на одну тонну полной массы автомобиля, а также соотношение пути поршня к пути автомобиля, определяемое радиусом качения колеса и передаточным числом трансмиссии. Отмечается, что при повышении энерговооруженности уменьшается вероятность езды на пониженных передачах, т. е. режимах работы двигателя, при которых растет путь поршня, соответственно износ и расход топлива. Недостатком метода является введение в исследование двигателя свойств автомобиля, что усложняет анализ, затрудняет прогнозирование ресурса на этапе проектирования ДВС, из-за большего количества анализируемых факторов увеличивается вероятность ошибок.

Технические возможности двигателей, включая мощность, форсирование, ресурс, развиваются параллельно с автомобилями, а также улучшением дорог, обслуживания и т. д. В качестве гипотезы, прогнозируемый теоретический ресурс деталей т2Т примем прямо пропорциональным степени сжатияе и частоте вращения коленчатого вала на режиме максимального крутящего момента пМ:

т2Т = КєпК-п Є^М = ^тє^М (2)

где КЕ ,Кп ,КТ - коэффициенты пропорциональности.

На основании степени сжатияе и частоты вращения коленчатого вала пМ, эмпирических данных предельного износа И2Э и ресурса т2Э, рассчитываем: коэффициенты пропорциональности СИ = И2Эепм и К = прогнозируемый теоретический износ И2Т, и ресурс т2Т; со-

ЕПМ

ответствие теоретического и эмпирического износа ДИ= И2Э~И2Т 100% и ресурс Дт= Т2Э~Т2Т 100% (таблица).

И2Э ^2Э

В расчет ресурса не вошли двигатели грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ЗМЗ-53. Разработанный метод учитывает свойства автомобилей, поэтому расчеты для двигателей грузовых и легковых автомобилей должны производиться раздельно.

Зависимости предельного износа и ресурса от степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала во многом основаны на физике изнашивания. Считаем, что для исследования такого типа получено высокое соответствие теоретических и эмпирических данных, что позволяет использовать зависимости для прогнозирования долговечности и износостойкости вновь проектируемых ДВС.

На рис. 1, 2 представлены графики изменения предельного износа деталей кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы при форсировании ДВС. Для всех анализируемых деталей с ростом степени сжатия и частоты вращения коленчатого вала предельный износ уменьшается. Совершенствование проектирования и производство геометрических параметров трущихся поверхностей деталей отстают от форсирования и роста нагрузок в трибосопряжениях ДВС. Увеличение ресурса деталей (рис. 3, 4) связывается с ростом мощности ДВС и повышением энерговооруженности автомобилей, что уменьшает отношение пути трения деталей КШМ и ЦПГ к пути - пробегу автомобиля. Дифференцируем уравнения и определим скорость изменения предельного износа и ресурса от степени сжатия: И\^ =

—Г^, т2(е) = КтпМ = const.

£ Пм ( £

На рис. 5 представлены скорость изменения предельного износа и ресурса (на примере цилиндров) от степени сжатия. С ростом тия И\(£^ ^ const, аналогично с ростом частоты вращения коленчатого вала И2(п) ^ const. Это объясняется тем, что с развитием ДВС погрешности проектирования и производства: П ^ min = 0, а технические возможности, включая ресурс, растут пропорционально форсированию.

Таблица 1 — Прогнозирование предельного износа и ресурса деталей двигателей

Показа- тель ГАЗ- 51 ГАЗ- 69 ЗМЗ -21 ЗМЗ -53 ЗМЗ -24 ЗМЗ -402 ЗМЗ -406 Среднее значе- ние

Год произ- водства 1945 1947 1960 1963 1970 1982 1996 -

£ 6,2 6,7 7,15 7,6 8,2 8,2 9 -

-1 пМ, мин 1500 2000 2100 2200 2400 2600 4000 -

Коренные шейки коленчатого вала

И2Э, мкм 100 160 120 80 70 50 50 -

Си &104 93 214 180 134 138 107 180 150

И2Т, мкм 160 110 100 90 80 70 40 -

А, % 60 31 17 12 14 40 20 27

Т2Э> тыс. км 60 100 130 120 175 250 250 -

Кт ■ 10-4 75 86 89 117 69 90

т2Т, тыс. км 120 135 177 192 324 -

Ат, % 20 4 0 23 30 15

Шатунные шейки коленчатого вала

И2Э, мкм 140 140 60 30 20 20 15 -

Си -104 130 190 90 50 40 40 50 80

И2Т, мкм 90 60 50 50 40 40 20 -

А, % 36 57 17 67 100 100 33 60

Т2Э, тыс. км 70 70 120 100 170 220 200 -

Кт &10-4 - 52 84 86 103 56 75

т2Т, тыс. км - 100 110 150 160 270 -

Ат, % - 43 8 12 27 35 25

Цилиндры

И2Э, мкм 150 150 230 130 125 115 95 -

Си-105 14 20 35 22 25 25 34 25

И2Т, мкм 270 185 165 150 125 115 70 -

О4 < 80 23 50 15 0 0 26 27

т2Э, тыс. км 60 80 140 120 300 330 350 -

© - 60 93 152 155 97 110

т2Т, тыс. км - 150 165 220 220 400 -

Дт, % - 87 18 27 33 14 36

Тепловой зазор в замке первого компрессионного кольца

И2Э, мм - 1 0,3 0,2 0,18 0,16 0,14 -

Си -103 - 13 4,5 3,3 3,5 3,4 5 5,5

И2Т, мкм - 0,42 0,35 0,30 0,28 0,26 0,15 -

% % < - 58 17 50 56 63 7 42

Т2Э, тыс. км - 60 70 60 100 180 190 -

К 10-4 - 45 47 - 51 84 53 56

Т2Т, тыс. км 75 85 110 120 200 -

% % < - 25 20 - 10 33 5 20

\И2Т , мкм

Рисунок 46 - Прогнозирование ресурса компрессионных колец

Рисунок 5 - Скорость изменения предельного износа

и ресурса

от степени сжатия

ЛИТЕРАТУРА

1. Двигатели Заволжского моторного завода / Минеев А. М. и др. Нижний Новгород. Издательство Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 1998. 256 с.

2. Оценка проектирования и изготовления трибосопряжений / Ко-ченов В. А. и др. // Тракторы и сельхозмашины. 2011. № 12. С.56 .

DEPENDENCE OF DETERIORATION LIMIT, RESOURCE AND PARTS DUE TO ICE FORCING

Keywords: deterioration limit, resource, compression degree, forcing, frequency of rotation of the crankshaft.

Annotation. Based on the physics of deterioration and empirical data the dependence of the deterioration limit and a resource of details of the compression rate and the speed of the crankshaft is determined.

ГОЕВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА - доцент кафедры «Тракторы и автомобили», Нижегородский государственный инженерноэкономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

GOEVA VERA VLADIMIROVNA - docent of the chair «Traktors and cars», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ГРИШИН НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры «Тракторы и автомобили», Нижегородский государственный инженерно-

экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

GRISHIN NIKOLAY EVGENYEVICH - senior lecturer of the chair «Tractors and cars», Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

КОЧЕНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, «Нижегородский государственная сельскохозяйственная академия», Россия, Нижний Новгород, ([email protected]).

KOCHENOV VLADIMIR ALEKSANDROVICH - docent, candidate of technical sciences, «Nizhny Novgorod state agricultural academia»(cheriraida@mail. ru).____________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.