Научная статья на тему 'Зависимость между углами поворота передних управляемых колес и шарнирно-сочлененной рамы автогрейдера'

Зависимость между углами поворота передних управляемых колес и шарнирно-сочлененной рамы автогрейдера Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
312
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОГРЕЙДЕР С ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЙ РАМОЙ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УГЛЫ ПОВОРОТА / ARTICULATED MOTOR GRADER / EXPERIMENTAL RESEARCHES / TURNING ANGLES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Портнова Александра Андреевна

В статье приведены результаты исследований автогрейдера с шарнирно-сочлененной рамой, выявлены зависимости между углом поворота передних управляемых колес и шарнирно-сочлененной рамы для обеспечения движения передних и задних колес по одной колее, а также зависимость радиуса поворота автогрейдера от угла поворота передних управляемых колес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Портнова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the front steering wheels turning angle and the articulated frame turning angle of the motor grader

This paper presents the results of research of the articulated motor grader, the relationships between the front steering wheels turning angle and the articulated frame turning angle are detected for front steering wheels and back wheels move on the same track, and the dependence of motor grader turning radius on the front steering wheels turning angle is detected.

Текст научной работы на тему «Зависимость между углами поворота передних управляемых колес и шарнирно-сочлененной рамы автогрейдера»

Угол подъема оси винтовой линии к поверхности почвы ¥ — в рамках исследуемого диапазона не оказал никакого влияния на Рг

Простота конструкции гребнеобразователя даёт возможность изготовления его в условиях хозяйств, а надежность выполнения технологического процесса и малое количество регулировок позволит повысить качество обработки полей. Вследствие отказа от гербицидной обработки экспериментальное орудие экологически безопасно, что только улучшает качество зеленой массы растений и зерна.

Библиографический список

1. Орлов, А. Н. Влияние параметров гребнеобразователя культиваторно-отвального типа на образование гребней /

А. Н. Орлов, Д. Н. Алгазин, Е. В. Красильников // Омский научный вестник. — 2013. — № 1 (118). — С. 124— 127.

2. Синеоков, Г. Н. Теория и расчет почвообрабатывающих машин / Г. Н. Синеоков, И. М. Панов. — М. : Машиностроение, 1977. - 328 с.

3. Горячкин, В. П. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3 /

B. П. Горячкин. — 2-е изд. — М. : Колос, 1968. — 455 с.

4. Нестероводский, Б. В. Усилие давления плуга при вспашке / Б. В. Нестероводский // Почвоведение. — 1939. — № 9. —

C. 66 — 72.

ОРЛОВ Андрей Николаевич, аспирант кафедры агроинженерии.

АЛГАЗИН Дмитрий Николаевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры технического сервиса, механики и электротехники. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.09.2013 г.

© А. Н. Орлов, Д. Н. Алгазин

УДК 621.878.25

А. А. ПОРТНОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ УГЛАМИ ПОВОРОТА ПЕРЕДНИХ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС И ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЙ РАМЫ АВТОГРЕЙДЕРА

В статье приведены результаты исследований автогрейдера с шарнирно-сочлененной рамой, выявлены зависимости между углом поворота передних управляемых колес и шарнирно-сочлененной рамы для обеспечения движения передних и задних колес по одной колее, а также зависимость радиуса поворота автогрейдера от угла поворота передних управляемых колес.

Ключевые слова: автогрейдер с шарнирно-сочлененной рамой, экспериментальные исследования, углы поворота.

Для повышения маневренности автогрейдера (АГ) с шарнирно-сочлененной рамой (ШСР) и обеспечения движения передних и задних колес по одной колее необходимо синхронизировать изменение углов поворота передних управляемых колес и ШСР. Для выявления зависимости между этими углами был проведен эксперимент. Цель эксперимента — выявить соотношение между углом поворота передних управляемых колес и углом поворота ШСР, для обеспечения движения передних колес и задней балансирной тележки (БТ) по одной колее, чтобы соблюдался минимальный габаритный коридор (ГК), равный ширине колеи, в = 2,3 м, а — угол поворота передних управляемых колес; в — угол поворота ШСР, Rп — радиус поворота АГ. Для каждого радиуса поворота АГ будет одна пара углов а и в, которая соответствует прохождению передних колес и задней БТ по одной колее.

Угол а варьировался от 0 до 20°. Погрешность измерения в составила не более 10 %, то есть ±0,5°.

Выдвинута гипотеза о том, что зависимость в = = /(а) может быть линейной вида:

Р" =Р0“+*а.

(1)

Суть эксперимента заключается в следующем:

— АГ совершал криволинейное движение по плоской опорной поверхности;

— варьирование угла а производилось в соответствии с планом эксперимента;

— фиксировалась траектория движения АГ по отпечатку протекторов шин;

— угол в устанавливался таким образом, что передние управляемые колеса и задняя БТ АГ проходили по одной колее;

— центр поворота определялся в точке схождения двух перпендикуляров к центрам хорд АВ и СD окружности траектории движения шарнира ШСР (рис. 1);

— радиус замерялся при помощи рулетки, как расстояние от центра поворота до траектории движения — ОО' (рис. 1).

В ходе эксперимента положение отвала в базе АГ не менялось.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

158

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Рис. 2. Графическая зависимость р = /(а) с нанесенными соответствующими радиусами К

£ М £ 8 è ft

о

я

та

лз

>

ф

>

пз

Я

а

ф

та

&

>

и

ҐІ

»

а

о

та

о

»

>

>

я

GJ

Обработка результатов эксперимента

О У D У Интервал математического ожидания, у, Интервал дисперсии D Стандартное отклонение £(

0 0 Ойу^О 0 < D , < 0 У1 0

0,38 0,14 8,69 <у2 <9,48 0,06 < D„ < 0,85 ' y2 ' 0,41

0,45 0,2 22,53 < Уз <23,47 0,08 < D - < 1,20 ' У3 ' 0,49

0,49 0,24 28,40 <у4< 29,43 0,09 < D 4 < 1,45 ' У4 ' 0,54

0,82 0,67 39,48 <у6< 41,19 0,26 < D , < 4,01 ' У5 ' 0,89

В табл. 1 приведены результаты измерения угла в при заданном угле а.

На рис. 2 представлена аппроксимированная графическая зависимость р = /(а), представленная в виде линейной функции

Р’= 2,01а"+0,17, (2)

коэффициент детерминации при этом:

R2 =0,98.

Каждой точке на прямой соответствует значение радиуса Rn, м.

Определены в соответствии с методикой, изложенной в [1], среднеквадратическое отклонение, ошибка, интервал математических ожиданий и дисперсий для каждой выборки (табл. 2).

Коэффициент Стьюдента для данной доверительной вероятности p = 0,95, уровня значимости аз = 0,05, числа степеней свободы n = N—1, n = 5 будет tn,a=2,02 [1].

Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что полученная зависимость адекватна, ее математическое ожидание и дисперсия находятся в допустимых пределах.

С помощью программы Excel, приложения «Анализ данных» проведен регрессионный анализ для оценки значимости коэффициентов уравнения (2). В соответствии с теорией обработки экспериментальных данных [2, 3] i>tna. Коэффициент уравнения к будет значимым. Так, tk=16,79, 16,79>2,02, t0 = 0,11, 0,11<2,02.

Коэффициент k является значимым, коэффициент в0 — незначимым. В результате уравнение (2) примет вид:

Р°=2,01а°. (3)

Так как определенному углу а соответствует угол в при данных условиях, то радиус поворота АГ Rn, м будет зависеть только от а (рис. 3).

Данную зависимость Rn, м можно аппроксимировать линейным уравнением регрессии (1), при этом оно будет иметь вид:

Д„=------:---4,499, (4)

а

коэффициент детерминации при этом:

Л2 =0,86.

Полученные регрессионные зависимости угла поворота ШСР (р) от угла поворота передних управляемых колес (а), а также зависимость радиуса поворота АГ ^п) от угла поворота передних управляемых колес (а) необходимы для создания системы синхронного управления углами управляемых передних колес и ШСР. Определены среднеквадратические отклонения, дисперсия и математические ожидания, подтверждающие адекватность полученных уравнений.

Библиографический список

1. Красовский, Г. И. Планирование эксперимента / Г. И. Красовкий, Г. Ф Филаретов. — Мн. : Изд-во БГУ, 1982. — 302 с.

2. Тарасик, В. П. Математическое моделирование технических систем : учеб. для вузов / В. П. Тарасик. — Мн. : Дизайн ПРО, 2004. - 640 с.

3. Адлер, Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Наука, 1976. — 279 с.

ПОРТНОВА Александра Андреевна, аспирантка кафедры «Автоматизация производственных процессов и электротехника».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.08.2013 г.

© А. А. Портнова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.