А. В. Кандаурова
(Омская область)
Затруднения педагогов в организации социального
взаимодействия в педагогической деятельности
В статье показано, что социальные изменения различного уровня влияют на все компоненты социального взаимодействия в педагогической деятельности. Анализируются результаты опроса педагогических кадров по проблемам организации социального взаимодействия в педагогической деятельности в условиях социальных изменений на современном этапе.
Образование как социальный институт не может оставаться в стороне от значительных социальных изменений современности. Под социальными изменениями мы понимаем необратимые перемены социальной системы, происходящие в течение некоторого времени, затрагивающие социальную систему в целом, ее структуру, взаимоотношения и взаимодействия компонентов, образцы поведения, ценности, нормы, функции. К числу социальных изменений, оказывающих трансформирующее воздействие на образовательную сферу, можно отнести практически все изменения современной действительности -от глобализации до технических инноваций, от политических коллизий до экономических кризисов.
Образование, подвергаясь значительному влиянию социальных изменений, оказалось наименее гибкой социальной системой, демонстрируя слабые адаптивные возможности в ответ на воздействие изменений. В современных документах подчеркивается, что «система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семьи и детей» [5, с. 268].
«В сущности, - отмечает в своем исследовании Г. З. Абитова, - российское образование как социальный институт постоянно находилось в переходном состоянии: менялись политический режим и идеология общества, исторические фигуры, возглавлявшие процесс социальных изменений, официальные установки перед образованием как подсистемой общества. Образовательный процесс не успевал за этими изменениями, новшества и бесконечные реформы, педагогические эксперименты следовали одни за другими, но само образование как социальный институт функ-
ционировало консервативно» [1]. Вместе с тем характер воздействия тех или иных социальных изменений нередко оказывается деструктивным, разрушающим стереотипы социального взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности.
В исследованиях по социологии, педагогике, психологии неоднократно подчеркивалось, что педагогическая деятельность, специфичная по характеру предмета своего труда, подвергаясь современным социальным влияниям, оказалась наиболее уязвимой. Особого исследовательского внимания заслуживает социальное взаимодействие в педагогической деятельности, которое нами рассматривается как взаимонаправленные, протекающие в определенном пространственно-временном формате в рамках определенных социальных статусов действия социальных субъектов, реализующих определенные социальные роли и функции в социальной ситуации, заинтересованных в достижении цели и взаимовыгодном результате своих действий.
Характер социального взаимодействия определяется социальными ожиданиями (экс-пектациями], формирует определенные социальные нормы взаимодействия субъектов, регулирующие их социальное поведение. Стабильность социального взаимодействия в ре-гулятиве социальных норм формирует социальные отношения.
Социальное взаимодействие в педагогической деятельности определяется содержанием (опосредованное культурой социальное взаимодействие] и формой (непосредственное социальное взаимодействие субъектов в пространстве культуры]. Опосредованное социальное взаимодействие реализуется в пространстве смысловых контекстов на уровне традиций, укладов, политики, культуры, эко-
номики, на уровне содержания образования как социально-культурный опыт. Непосредственное социальное взаимодействие осуществляется на уровне субъективных смысловых контекстов (специфики межличностного пространства, в котором формируется и реализуется стратегия совместных действий].
Исследовательский интерес социальное взаимодействие в педагогической деятельности представляет потому, что динамично меняющаяся современность оказывает влияние на все компоненты его структуры, как то: субъекты взаимодействия, цели и ожидаемый результат взаимодействующих, социальные статусы, социальные роли и функции, социальные условия и социальная ситуация. Изменение компонентов социального взаимодействия на современном этапе приводит к разрушению типичных стереотипов социального взаимодействия в педагогической деятельности, удерживающих данную социальную систему в равновесии. Нарушение равновесия данной социальной системы порождает неопределенность целей, социальных действий, социальных отношений и провоцирует риски социального взаимодействия. Длительное состояние неопределенности и ситуации риска приводит к эмоциональному напряжению, эмоциональному выгоранию, профессиональной стагнации педагогов как субъектов социального взаимодействия.
Между тем, по мнению ученых, именно педагог должен выступать ключевой фигурой всех изменений в педагогической деятельности, - осваивая изменения, он должен меняться сам. Так, И. А. Колесникова пишет, что «именно педагог в открытом образовательном пространстве выступает проводником в меняющейся реальности, что требует от него проектирования и освоения новых форм социального взаимодействия» [2, с. 12-23]. Е. В. Пискунова также подчеркивает, что «изучение изменений профессионально-педагогической деятельности особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны» [3, с. 3]. И. И. Соколова убеждена, что возросшие требования социального заказа на подготовку педагогических кадров нового социально-интегративного типа, обладающих высоким педагогическим про-
фессионализмом и социально-личностными качествами, обусловлены возрастающей значимостью человеческого фактора в инновационной экономике страны [4, с. 4].
Современная педагогическая наука обосновывает актуальность проблемы подготовки педагога нового типа, готового к эффективной педагогической деятельности в условиях перманентных разномасштабных социальных изменений. Вопрос отношения к данной проблеме профессиональной группы практикующих педагогов мы рассмотрим в рамках настоящей статьи. Для решения поставленной задачи нами был проведен опрос более двух тысяч педагогов Омской и Тюменской областей. Учителям предлагалось ранжировать характеристики изменений структурных компонентов социального взаимодействия в педагогической деятельности в ответ на социальные изменения действительности по принципу снижения актуальности проблемы. Согласно полученным результатам, первое место в ранге проблемных полей в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности занимают изменения на уровне взаимных социальных действий. В качестве наиболее актуальных учителями были выбраны следующие положения:
- требования к педагогу в освоении новых сценариев профессионально-педагогического взаимодействия, соответствующих социальному контексту открытого образования;
- владение педагогом навыками гибкого руководства процессом самостоятельного информационного пользования; управления индивидуальными образовательными маршрутами и траекториями и их сопровождения; многообразием форм сетевого взаимодействия, проектной и исследовательской деятельностью с использованием информационно-технических ресурсов;
- освоение педагогом новых педагогических функций, компенсирующих недостаточность ориентации педагогической дидактики и педагогической деятельности в целом на влияние социума и социальную вариативность современных субъектов образовательных отношений. От педагога требуется освоение новых технологий формирования универсальной коммуникативной среды (дис-тант, скайп, др.], расширяющих образовательное пространство (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.], увеличиваю-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (41] 2014
59
Таблица
Ранжирование проблем в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности, детерминированных социальными изменениями
№ Структурный компонент социального взаимодействия Ранг/% опрошенных
1 Изменения на уровне субъектов социального взаимодействия 5 / 84
2 Изменения на уровне цели социального взаимодействия 6 / 65
3 Изменения социальных статусов, социальных ролей, социальных функций взаимодействующих субъектов 3 / 85
4 Изменения на уровне взаимных социальных действий субъектов социального взаимодействия в педагогической деятельности 1 / 82
5 Социальные условия социального взаимодействия в педагогической деятельности 2 / 93
6 Изменения на уровне социальной ситуации социального взаимодействия в педагогической деятельности 4 / 79
щих возможности межчеловеческого общения и, следовательно, применения их в образовательном процессе;
- повышение ответственности педагога за информацию в условиях самостоятельной работы с ней обучающихся и доступности различных информационных источников.
Второе место в ранге проблем занимают изменения социальных условий социального взаимодействия в педагогической деятельности (пространственно-временной формат]. Учителя отмечают, что на современном этапе требуется изменение условий социального взаимодействия в педагогической деятельности, например, расширение формата урока от классной комнаты до дистанта, скайпа на уровне школьного, регионального и международного взаимодействия.
Изменения социальных статусов, социальных ролей, социальных функций взаимодействующих субъектов занимают третье место в ранге проблем, по мнению педагогов. Изменение в системе образовательных результатов, как реакция на социальный запрос, требует ориентации педагогических результатов на развитие социальной и профессиональной активности, социальной мобильности, социальной адаптивности у обучающихся и вызывает сложности в проектировании учебного материала и целей образования. Новые требования к профессиональному уровню современного педагога ориентируют его на повышение профессионализации в течение всей жизни, осуществление непрерывного, нелинейного самообразования. Изменение уровня профессиональной компетентности, профес-
сиональной культуры современного педагога требует постоянного самообразования, увеличивая временные затраты.
На четвертом месте в ранге проблем в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности оказались изменения на уровне социальной ситуации (социальные ожидания, ориентация субъектов, социальные нормы; социальное поведение, социальные отношения].
Изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности на уровне образовательных ожиданий, образовательных потребностей требуют от педагога профессионального анализа образовательных потребностей и возможностей, социальных возможностей, социальных норм, ценностей, формата социального поведения всех субъектов образовательных отношений, то есть изменения социальной ситуации предъявляют требования к уровню сформированности у учителя диагностических, аналитических, рефлексивных компетенций. Принятие решения в ситуации неопределенности, риска современной социальной ситуации развития образования повышает степень персональной ответственности педагога, предъявляет требования к его социальной ответственности, социальной активности, социальной мобильности. В таблице мы приводим результаты опроса в соотношении к числу респондентов.
Таким образом, современный педагог, находясь в системе сложного вариативного социального взаимодействия в процессе профессиональной педагогической деятельно-
сти, испытывает состояние неопределенности, оказывается перед ежедневными рисками социального взаимодействия под влиянием перманентных социальных изменений. Между тем изменения на уровне субъектов социального взаимодействия, а также изменения на уровне целей для педагогов не являются очевидно проблемными. Однако изменения на уровне взаимных социальных действий субъектов социального взаимодействия в педагогической деятельности, социальных условий, социальной ситуации вызывают значительные затруднения у учителей.
Следовательно, актуальным вопросом системы дополнительного профессионального образования является вопрос подготовки педагогов к практике организации социального взаимодействия в измененных условиях профессиональной деятельности на уровне форм, способов, техник, технологий, сценариев. Как замечает Н. Н. Суртаева, «современные вызовы образованию обращают взор исследователей к проблеме форм, методов, технологий, которые не могут не меняться в условиях тотальных изменений всего, в том числе и самого общества» [6, с. 57]. Анализ теоретических источников и результатов опроса педагогов позволяет сделать следующие выводы.
Социальные изменения являются естественным процессом развития общества. Стремительное развитие науки, техники, производства, общемировые процессы глобализации, интеграции увеличили число и скорость социальных изменений на современном эта-
пе. Изменение социального взаимодействия в педагогической деятельности обусловлено всеми социальными изменениями, происходящими в обществе.
Эффективность социального взаимодействия в педагогической деятельности обусловлена ведущим субъектом - педагогом, подготовленным к изменениям для реализации своих социальных функций в новых социальных условиях. Готовность педагога к изменениям, персональная сопротивляемость изменениям, направления изменений и другие личностно обусловленные параметры на сегодняшнем этапе представляют отдельный научно-педагогический интерес.
В подготовке педагога нового типа ведущую роль играет система дополнительного профессионального образования, поскольку только практикующий педагог может адекватно оценить проблемы своей педагогической деятельности, выбрать формат обучения и подготовки.
Процесс непрерывной подготовки педагогических кадров к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности - это система организованных образовательных условий для самообразования, саморазвития педагогов как субъектов социального взаимодействия, в её основе лежит концептуальное положение о необходимости осознания и интериоризации понимания перманентности, объективности, необратимости социальных изменений, что инициирует субъектно активную деятельность по изменению самого субъекта.
Литература
1. Абитова Г. З. Образование как социальный институт в условиях трансформации российского общества в послеоктябрьский и постсоветский периоды : дис. ... канд. социолог. наук. - Казань, 2000. - 154 с.
2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. -С. 12-23.
3. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений функций профессионально-педагогической деятельности учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005. - 44 с.
4. Соколова И. И. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО : становление и развитие // Человек и образование. - 2013. - № 3(36). - С. 4-10.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (41) 2014
61
5. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (дата обращения 23.06.2014).
6. Суртаева Н. Н. Профессиональное образование в контексте инновационного пространства // Специфика педагогического образования в регионах России : сб. науч. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень ; Санкт-Петербург : ТОГИРРО. - 2013. -№ 1(6). - С. 148.
-^-