«ЗАЩИТНОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ
АКТУАЛЬНО
А.А. Маченин,
аспирант-медиапедагог, научный сотрудник, лаборатория экранных искусств Института художественного образования Российской академии образования (Москва), ведущий инженер управления мультимедийных технологий ФГБУ «Объединённая редакция МЧС России» (Москва), член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация: Статья написана в рамках исследовательской работы по теме: «Здоровьесберегающие медиатехнологии образовательного и художественно-творческого процесса от вредоносных форм современного кино-, теле- и другого массового медиаконтента». Автор, в рамках заявленной темы, по средствам мониторинга и подробного анализа, особо останавливается на сегодняшних проблемных прецедентах (свидетельствах), активно обсуждаемых современным обществом по средствам мировых медиа.
Ключевые слова: информационные риски; психология безопасности; кино-, медиа образование; патриотизм; безопасный медиаконтент; закон; экранные искусства; информационное пространства; кинопрокат, медиаобразование.
"Protective" direction of media education is still relevant
Andrei Machenin, graduate student, media teacher, researcher, Laboratory of Screen Arts, Institute of Art Education of Russian Academy of Education (Moscow), Russian Association for Film and Media in Russia,
Abstract: Presented article is a part of research on the topic: "Health-efficient media technology educational and artistic creative process from damaging forms of contemporary cinema, television and other mass media content." The author, in the framework of the topic by means of monitoring and detailed analysis, especially in today's troubled stops precedents (certificates), active discussion of modern society by means of the world's media.
Keywords: information risk, psychology of security, movies, media education, patriotism, safe television, film, digital media, law, screen arts, informational space, media education.
Понятие «гражданская оборона», согласно Федеральному закону Российской Федерации от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне», есть система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, матери-
альных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Также, это система обучения населения и должностных лиц способам защи-
ты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В числе лиц, подлежащих обучению - учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования.
Казалось бы, к чему это? А к тому что, может быть, эти «военные действия» уже ведутся - со страниц некоторых средств массовой информации, из эфира развлекательных радиостанций, с экранов телевизоров, компьютерных мониторов и даже дисплеев обычных мобильных телефонов? Да, объекте атак - не материальные ценности. Но разве для нас меньше значит мир нашего сознания? Особенно страшно, когда объектом нападения и одновременно полем битвы становится самое, что ни на есть дорогое, святое - сознание и души наших детей!
В рамках проводимого нами исследования в области информационной безопасности и медиаоб-разования в детских аудиториях мы попытались найти ответы на некоторые вопросы о влиянии на сознание детей современной сказки как особого вида, формы и жанра экранных искусств.
Нам хотелось узнать, какие они, современные и модные среди наших школьников сказки? Чем они так привлекают наших детей? Что общего и в чём различие между современными мультипликационными произведениями и сказками прошлых лет?
Мы попробовали проанализировать плюсы и минусы отечественного и западного сказочного, мультипликационного и анимационного телевизионного искусства на материале российских телеканалов.
Мы побывали на занятии по ОБЖ в одной из московских школ и задали учащимся два вопроса:
- назовите 10 телеканалов, на которых вы смотрите мультфильмы;
- назовите 10 отечественных и 10 иностранных детских мультфильмов, которые вам интересны, современны и актуальны.
В ответах были названы только два российских телеканала - «2х2» и «Карусель», а остальные и по сути и по содержанию - зарубежные: «Disney Channel», «JimJam», «Kids Co», «Nicktoons Network», «Jetix», «CartoonNetworks», «Nickelodeon», «FoxKids».
С перечислением мультипликационных и анимационных фильмов произошла похожая история. Над отечественными мультфильмами многие школьники призадумались. Вспомнили: «Ёжик в тумане», «Смешарики», «Илья Муромец и Тугарин змей», «Маша и Медведь». А вот названия западных мультфильмов сыпались, как из рога изобилия: « Русалочка», «Алад-дин», «Тимон и Пумба», «Белоснежка», «Том и Джерри», «Ледниковый период», «Шрек», «Бэтмен: отважный и смелый», «Бернард», «Кураж - трусливый пес», «Уоллес и Громит», «Наруто», «Аватар», «Кролик Грег». Плюс к этому была еще названа масса анимационных фильмов явно не детского содержания: «Ленор, маленькая мёртвая девочка», «Южный парк», «Злобный мальчик», «Футурама», «Как говорит Джинджер», «Губка Боб квадратные штаны», «Котопес», «Симпсоны», «Гора Фрэгглов», «Американский папаша», «Гриф-фины», «Гадкие американцы»,
«Смертоносный воин», «Звёздный бой на смерть» и др.
Такие результаты не могут порадовать. Но стоит ли винить в связи с этим "непатриотичных" школьников или педагогов, не сумевших убедительно объяснить им сущность и идеи экранных сказок, созданных людьми с отличными от гуманистических идейными и художественными традициями, взглядами и мотивами творческой деятельности?
Вероятно, даже не очень пристального взгляда на приведенный фактический материал достаточно, чтобы убедиться - на экранах засилье импортной мультипликации.
Российская мультипликация -плохая? Нет, так сказать нельзя. У нас было и есть много талантливых художников. Независимыми экспертами не раз отмечалось, что наши сказки всегда были умнее и понятнее нашему зрителю. Наши мультипликаторы всегда делали свою работу так, чтобы она была художественно-творческой, увлекательной, познавательной и с глубокой мыслью (подтекстом). Они неизменно стояли на страже высокой гуманности, своими картинами воспитывали в детях высокие моральные качества, порядочность и честность. Именно эти черты принесли признание и славу советским мультфильмам. Возьмём хотя бы анимацию «школьной тематики», с образовательно-познавательным подтекстом: «33 попугая», «Василиса Микулишна», «Варежка», «Теремок», «С кого брать пример», «Серая шейка», «Петя и красная шапочка», «Оля, Коля и Архимед», «Ивашка из дворца пионеров», «Шиворот на выворот», «Вовка в
тридевятом царстве», «На задней парте», «Алиса в зазеркалье» и т.д.
Поставим вопрос иначе: почему детям показывается иное? Может быть, поставляемая нам зарубежная мультипликация - это лучшие мировые достижения? По этому поводу тоже нельзя дать однозначно положительного ответа. Да, на Западе много замечательных мультипликационных работ, но вместе с тем, многие зарубежные анимационные фильмы не раз подвергались осуждению общественностью.
Необходимо отметить, что даже у мультипликационных фильмов, выпускаемых под авторитетной маркой «Дисней», наиболее распространенной становится развлекательно-увлекательная форма подачи материала. В западной анимации все чаще отражается жестокость, цинизм, своевольность ключевых персонажей, сказочных образов. Широко используется технология подмены образов положительного и отрицательного героя, дезориентируя сопереживания зрителя добру и злу, развращая и отупляя восприятие зрителем любых, даже игровых сказочных сюжетных моментов.
Возьмем рядового американского сказочного героя, доброго, честного, в общем, позитивного. Школьник, воспринимая его положительные качества, пытается полностью ему подражать, так как с пелёнок и родители, и учителя, и педагоги приучили его перенимать положительные качества у других людей. Но более детально анализируя главных героев западного мультпрома, мы видим, что они свободно позволяют
себе различные несвойственные положительному образу действия: грубят, ругаются, демонстрируют проявления жестокости, равнодушия, неуважения к взрослым и вообще ко всему живому, причем всё это в игровой форме.
Так идет обработка массового детского сознания универсальным подсознательным зрительным модулем, стирающим грани между добром и злом. Подобная технология применяется практически в каждой западной полнометражной сказке. К примеру, в пятисерийном кассовом мультипликационном фильме-сказке «Шрек» происходит непосредственное наделение главной героини атрибутами гнева, злобы и жестокости. В этой, казалось бы, невинной сказке затрагиваются довольно серьёзные и в чём-то даже опасные психолого-эстетические моменты.
Возьмём, скажем, сцену гибели маленькой птички, непосредственной виновницей которой была главная сказочная героиня - Фио-на. Она, не рассчитав силу собственного голоса, исполннеием лирической утренней песни убила птичку! Мало того, впоследствии из этой случайной смерти даже извлекла выгоду, приготовив завтрак из отложенных птичкой яиц. И снова всё обыг-рывается в такой яркой игровой, комичной форме, что реакция зрителей на сцену жестокого убийства более чем положительна. Подобных примеров в современных модных среди наших школьников зарубежных сказках великое множество. Каждая сцена здесь построена так, что зритель просто не имеет возможности или права на другое от-
ношение к увиденному Тем более задуматься о сути происходящего на экране и, уж точно, о морально-эстетической стороне фрагмента сказочного сюжета.
Главные герои мультфильмов -это возможные фигуры для детского подражания. Причем предполагается повторение не только их внутренних черт, но и внешнего облика. Но вглядимся в лица главных героев западного сказочного мультипликационного кинематографа (Золушка, Русалочка, Белоснежка, принцесса Жасмин). Даже невооруженным взглядом нельзя не заметить практически идентичные черты, полное сходство основных деталей лиц героев американских мультиков. Да и сами лица только на первый взгляд представляют собой реалистичность, молодость, женственность, идеальность. На самом деле очень сложно представить такие черты лица у настоящей, реальной девушки. Нам бы она точно показалась неестественной (неживой) и несимпатичной, а для кого-то и вовсе страшной. Тем не менее, из-за частого появления подобного лица главной героини на протяжении всей сказочной истории восприятие ребёнка принимает его как приобретенный эстетический стереотип женской красоты, соподчиняя желания девочек максимально подражать несуществующему в реальной жизни человеческому образу. В свою очередь, мальчики, руководствуясь навязанными несуществующими женскими идеалами, вырастая, будут искать свою спутницу жизни максимально похожую на героинь из их любимых сказок в детстве. Как вы думаете, воз-
можна ли перспектива реальной встречи с тем, чего нет на самом деле? Приумножит ли всё это в будущем счастливые брачные союзы сегодняшней молодёжи?
Работниками западного муль-тпрома скрупулезно учитывается даже цвет в кадре. Главные герои большинства западных мультфильмов раскрашены в яркие, ядовитые и кричащие цвета. Краски сочные, завлекающие, гипнотически-увлекательно действуют на детей при просмотре подобного телевизионного «сказочного» материала. Этот приём использует свойство детской психики реагировать на всё самое яркое. Цветовая палитра, как правило, стилистически однородна и выдерживается от начала до самого конца мультфильма. Таким образом, внимание школьника приковано к яркому персонажу, а он, в свою очередь, ведёт зрителя куда захочет, не позволяя ребёнку отвлечься, поразмышлять над смыслами сказочной истории.
По этому же принципу строится психология воздействия на зрителя современной рекламной телеиндустрии. Не случаен тот факт, что довольно часто в рекламе многократно используются знакомые нам по любимым анимационным и мультипликационным сказкам образы главных героев, сюжетные линии, цветовые, стилистические и музыкально-оформительские идеи мультиков. В связи с этим первыми на психологическую «удочку» попадают именно дети дошкольного и младшего школьного возраста. Они бросают любые дела, как только начинается реклама, и смотрят её, как завороженные.
Специалисты - педагоги, психологи, искусствоведы, анализируя зарубежный «сказочный» медиамате-риал, нашли опасными для детского восприятия и не рекомендуют для показа детям большой ряд фильмов. В их числе: «Критик», «Дакмен», «Бернард», «Кураж - трусливый пес», «Симпсоны», «Гора Фрэгглов», «Уоллес и Громит: Смертельная выпечка», «Американский папаша», «Наруто», «Футурама», «Гриффи-ны», «Гадкие американцы», «Смертоносный воин», « Кролик Грег», « Губка Боб - квадратные штаны», «Как говорит Джинджер», «Котопес», «Бэтмен: отважный и смелый», «Мультреалити», «Русалочка», «Аладдин», «Тимон и Пумба», «Белоснежка», «Том и Джерри», «Шрек», «Как говорит Джинджер», «Звёздный бой на смерть» и др.
Но, как говорил величайший древнегреческий философ Овидий: «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного ». Это очень верный и весьма печальный в своей сути афоризм. Анализ современного эфирного вещания федеральных телеканалов показывает, что почти 95% не рекомендуемого мультипликационного медиа-материала весьма распространено в современных сетках эфирного вещания и активно просматривается детской аудиторией.
Но может ли быть иначе, если многие анимационные материалы, рассчитанные исключительно на взрослого зрителя либо имеющие конкретные ограничения по возрастной категории (к примеру 3-6 лет, 6-9 лет, 11-14 лет и 14-18 лет), транслируются именно в то время, когда у детей есть все возможности про-
смотреть его без контроля со стороны взрослых? А без такого контроля нечего и говорить о достижении успехов в образовании и самообразовании детей. Более того, у 95% не рекомендованных к показу и просмотру сказочных медиамате-риалов в детских разновозрастных аудиториях существуют десятки тысяч брендовых и символичных поклонников, каждый день на идеологическом и морально-эстетическом уровне влияния формируются и развиваются сотни детских субкультур и групп, социально-сетевых сообществ, фанатских организаций и т.д. Вследствие этого учащаются случаи детских суицидов, членовредительства, вандализма как на сознательном, так и на бессознательном уровне (в состоянии аффекта).
Уместно будет привести здесь в качестве примера один из наиболее популярных среди детей совсем не детский мультсериал «Южный парк». Он построен в основе своей, казалось бы, на популяризации дружеских и информационно-образовательных взаимоотношений между четырьмя четвероклассниками и их всевозможным сюжетным субьект-обьектным окружением: друзья, родители, учителя, жители и администрация города. Основа сюжета сериала заключается в том, что силами обычных провинциальных школьников в комической, кощунственной, жестокой и аморальной форме решаются глобальные, межгалактические проблемы маленького городка, страны и целого мира. Причём каждая серия как творческая находка авторов сопровождается колос-
сальной кровавой бойней, регулярно и в самой жестокой форме погибает один из друзей. И всегда смерть обыгрывается в комической форме: «О нет! Они убили Кенни, Сволочи!»
Не так давно вышла серия очень показательная для темы нашего исследования в области информационной безопасности и медиаоб-разования. Она называется «Вооб-ражляндия». Авторы всерьёз рассматривают ситуацию, террористического нападения на фантастический мир детского воображения. Только вдумайтесь, арабские террористы захватывают страну Воображ-ляндию во сне наших школьных друзей. При этом террористы высвобождают злобных воображаемых монстров, а те, в свою очередь, в жестокой и извращённой форме убивают добрых фантазийных, воображаемых сказочных существ. И это ещё не самое страшное, в итоге взрослые американские вояки принимают единственно, по их мнению, верное решение - уничтожить фантазийную страну Воображляндию в своём и детском воображении путём ядерной бомбардировки, транспортируя бомбу через найденные ранее фантастические телепорта-ционные ворота, соединяющие реальный мир и мир фантазии. Зрелище не для слабонервных!
Создатели «Южного парка» подчёркивают, что этот мультсериал не для детей, сопровождая это заставкой о запрете его просмотра лицами, не достигшим совершеннолетия. Но взрослые, увы, не проявляют должного участия в отборе телематериала для детей...
Приведем пример, телеэфира 9 мая 2012 года. Это День Победы, вся страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Федеральные телеканалы ТНТ и СТС, имеющие официальный статус молодёжных и развлекательных каналов, в то самое время, когда больше всего маленьких зрителей собираются со своими родными у телевизора, демонстрируют им свое понимание величия события. Канал ТНТ, не задумываясь над выбором телевизионного «праздничного» медиаконтента, весь эфирный день транслирует ленты из американского мультипликационного сериала «Губка Боб - квадратные штаны» и 16 серий телесериала «ДеФФчонки», что, как говорится, в комментариях не нуждается. О каком патриотическом, культурном, образовательном, познавательном и здоровьесберегающем социуме здесь можно говорить?
Телеканал СТС вроде остается «в теме» дня - транслирует несколько серий мультипликационного фильма о знаменитых русских богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей». Всё бы хорошо, если бы не ряд «но». Главные герои этих кинолент настолько далеки от описательного образа картины Васнецова «Три богатыря», что диву даешься. Про эстетику самого кинематографического действа и сюжетный размах просто умолчим.
Здесь уже никак не получается славословить в адрес создателей отечественной мультипликации. Впрочем, сегодня многие признают, что она в целом, за исключением отдельных удач, в настоящее время вовсе не на высоте. 94
В качестве одной из мер по воспитанию патриотизма кинематографисты России предложили, в частности, провести экспертизу учебников по истории. А в школьную программу ввести обязательный просмотр сотни лучших фильмов. Причем 70 из них будут отечественного производства, и только 30 - зарубежного.
А вот какими взглядами делился в интервью журналу «Огонёк» классик отечественной мультипликации режиссер Г.Бардин, справедливость и глубину которых, кстати говоря, мы особенно увидели в ходе проводимых нами исследований сказочного телевизионного медиа-рынка. Г.Бардин отмечает, что любой мультфильм подсознательно закладывает и формирует вкус школьника, его мировоззрение и мировосприятие. Все предпочтения ребенок выстраивает в соответствии с воспринятыми из мультфильмов образцами. Хорошая анимация - это гарантия того, что в будущем ребенок полюбит и классическую музыку оперу кино, книги [Бардин, 2009].
Мультфильм - это дверь в искусство и творчество. Какой будет анимация, таким вырастет и завтрашнее поколение: будет ли оно думать, или будет способно только жевать попкорн; будет ли оно искать свою непохожесть, или стремиться «в стадо». Это зависит от нас - педагогов, учителей, искусствоведов, художников-мультипликаторов, работников медиаиндустрии, родителей, то есть взрослых.
У мультипликации, благодаря ее уникальной форме, гораздо короче и доступнее путь к смыслу
Можно затронуть какую-то важную проблему и даже необязательно давать на нее ответ, но разбередить социальную рану мультипликация сумеет, как никакая другая форма искусства. Анимация может говорить на любую, сколь угодно серьезную тему - социальную, политическую и т.д. Образный язык мультфильмов - «игра ума», как утверждает Г.Бардин [Бардин, 2009].
Сейчас востребованы отечественные мультипликационные блокбастеры с национально-патриотической риторикой. Они сделаны вроде бы на русском, национальном материале, но суть и форма остаются «прозападными». Это, выражаясь метафорически, должен быть «русский квас». Но внутри у этих мультфильмов все равно «кока-кола». На самом деле в этих мультфильмах нет ничего национального: это сделано с расчетом на подсевших на американскую мультипликацию детишек. Эта стратегия частичного либо полного копирования, «под голливудское мышление» - большая проблема.
Российским художникам-мультипликаторам старой школы советской мультипликации говорят: ваши фильмы не отвечают современной системе восприятия массового зрителя. Современному зрительскому сознанию присуща пресловутая «клиповость сознания», зрителю становится скучно, когда сцена в фильме длится дольше, чем рекламный ролик. И режиссер, идущий на поводу у такого зрителя, начинает «семенить», мелькать кадрами, а не рассказывать историю. Однако такие режиссеры, по нашему мнению, не способны ничего глубокого
или ценного сказать и показать зрителю. Они могут только отображать яркое, динамичное, слащавое.
Современные художники-мультипликаторы обязательно должны ставить перед собой такие задачи, чтобы ребенок не потерял способности плакать, сочувствовать, сопереживать. Он должен воспитывать свое сердце в сострадании, учиться плакать не по собственной болячке, а по чужому горю.
1 сентября 2012 года вступил в полноправное действие «Федеральный закон Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон вводит необходимость маркировать любую аудиовизуальную интернет, кино-, теле-, видеоинформацию по возрастному ограничению «6+», «12+», «16+» и «18+». Ранее похожая практика существовала только в кинотеатрах, где ограничивали показы «Детям до 16 лет». Ограничение «18+» распространяется на медиатексты, побуждающие к опасным действиям или самоубийству пропагандирующие алкоголизм, наркоманию, проституцию и т.п.
Российские телеканалы к работе в рамках требований нового закона готовы. Как сообщили в ВГТРК, на Первом канале и на РЕН-ТВ, отказываться от каких-либо проектов или вносить изменения в сетку вещания пока не планируются, телекомпании будут действовать в рамках закона и отслеживать материалы на предмет содержания в них вредной для здоровья и развития детей информации. Канал "МУЗ" пустит в эфир НдМ-версии шоу а при переводе адаптированных иност-
ранных программ будут учитываться требования документа, сообщили в пресс-службе телеканала. MTV тоже готов ужесточить контроль за соответствием содержания требованиям законодательства, сообщила генеральный продюсер музыкального телеканала Л. Бланк. По ее словам, весь контент телеканала и его Интернет-ресурсов будет маркирован соответствующим образом.
Каналу 2х2 придется перенести мультсериал "Южный парк" на более позднее время - теперь зрители увидят его после 23.00. Генеральный директор телеканала Л.Макаров рассказал, что программные продукты, где есть подпадающие под новый закон сцены, "будут с определенной долей иронии подретушированы. Например, мы закроем экран и напишем бегущей строкой подтрунивающий текст. Некоторые ругательства героев будут зашумлены".
Как сообщает Роскомнадзор, продукция, имеющая прокатное удостоверение Министерства культуры Российской Федерации, не требует проведения экспертизы для определения уровня ограничения к показу остальные продукты должны такую экспертизу проходить. Экспертизой займется специальная группа из независимых экспертов. Результаты исследований различных продуктов будут публиковаться на специальном Интернет-ресурсе Роскомнадзора для исключения проведения дублирующих друг друга экспертиз.
А что же на выходе? Ну промаркировали, а дальше то что? Дальше, нужно рассказать, довести в
каждой школе, донести до каждого учащегося, через учителей и родителей, как и по которому механизму действует данный закон и что означает маркировка «+6», «+12»,«+16»,«+18». Нужно разработать такую тактику пояснения, чтобы у детей не сработал синдром: "запретный плод всегда сладок".
При пояснении работы данного законопроекта не рекомендуется использовать приёмы жёстких ограничений и запретов (это смотри, а это ни в коем случае), действовать нужно аккуратно, тактично, исключительно в формате предостережений. Мол маркированный кино/телематериал «+6», « + 12», «+16», «+18» направлен не развлекать а, скорее, заставляет переживать тяжесть специально сконструированных, придуманных режиссёрами-сценаристами ряд проблемных бытовых взаимоотношений простых людей, парой пугает откровенностью реалистичных сцен, жестокой правды жизни и т.д. По большей мере, это на ваше усмотрение, дорогие учителя, преподаватели и многоуважаемые наши родители.
Конечно, этого мало, и какой бы ни был закон, на начальном эмпирическом этапе непосредственного внедрения в реалии каждодневной практики, он ещё во многом будет апробироваться, корректироваться и дорабатываться (совершенствоваться), но уже сейчас можно сказать, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Останавливаться нам нельзя, ведь наша задача - образовывать, просвещать, пропагандировать, чётко обрисовывать грани добра и зла, но самое главное - помочь нашим детям (школьникам) понять, что
«смотреть вредное» это не «круто». А нужно уметь разделять вредное от полезного, добро от зла, здоровые информационные семена от плевел.
Конечно, любая форма прямого или косвенного ограничения влечёт за собой отток зрительской аудитории, снижение телерейтингов, сокращение проданного рекламного времени и, как следствие, потере огромных прибылей. В связи с этим, многие "потерпевшие" от действий этого законопроекта, предполагая (просчитывая) серьёзные убытки, спешно мобилизуют научно-исследовательские группы, которые углубленно изучают весь сказочный художественно-кинематографический, мультипликационный советский медиаконтент на предмет двусмысленности и развращённости, выявления скрытого подтекста мультфильмов.
Нужно отметить, что работа в этой области ведётся серьёзная, хотя в интернете появляются свидетельства специфического толка. К примеру: по мнению некоторых бло-геров, в мультипликационном фильме «Бременские музыканты» пропагандируется похищение людей и кочевой, без определённого места жительства, образ жизни. Мультипликационный сериал «Ну погоди!» вообще источает пропаганду пьянства, табакокурения, разгульного образа жизни и т.д., а в советском «Карлсоне» школьника, якобы, учат не слушаться своих родителей.
Это они ещё до современной, российско-прозападной интерпретации не добрались, там много чего сказочно-аморального и жутко-современного. Чего только стоит сцена, где главный герой, пятилетний
мальчик, на сеансе у школьного психолога, явно издеваясь не только над процессом теста, но и над самим взрослым, на вопрос педагога: « Что ты видишь на картинке?», отвечает: «Вижу смешариков, играющих в карты на раздевание».
К сожалению, в современных развлекательных псевдосемейных, тем более детских, российских кинолентах примеров для укора (упрёков) недоброжелателей к действиям данного законопроекта более чем предостаточно. Как не печально признавать, сегодня количество неподходящих для детей медиатекстов увеличилось: «Закрытая школа», «Наша Маша», «Наша раша», «Большая ржака», «День рождения Алисы Селезневы » и т.д. Более того, в последние годы становятся популярными кощунственные, аморальные и этически-опасные интерпретации (ме-диаремейки) известны в прошлом советских кино/теле/медиатекстов мультипликационного, развлекательного толка. Как правило, при этом, используются дешевые, проамериканские опытные наработки в кино/телепроизводстве.
Мало кого, из современного цивилизованного мира не постигла беда стать невольным свидетелем обсуждений обстоятельств подлого осквернения ритуалом новомодного «панк-молебна» великой ис-торическо-христианской святыни Храма Христа Спасителя. Мало кто из представителей агрессивно, радикально и обязательно оппозиционно-настроенной "массы" граждан, поддерживающих и оправдывающих действия кощюниц, знает, что Храм Христа Спасителя был
построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. И уж точно, не стоит: - "Разбрасывать бисер перед ... ", ведь планирование подобного рода противоправных атак отбирает у этой "массы" вечно протестующих индивидов очень много времени, а процесс изучения исторических вех слишком скучное занятие для людей в разноцветных лыжных масках, занимающихся, по их словам, новым направлением современного искусства!
Эта акция, прежде всего, направлена против всей образовательной системы, и непосредственно, многострадальной российской истории! Тяжелейший удар по этическому, эстетическому, моральному и духовно-нравственному естеству молодой и такой, пока ещё, идеологически слабой, после распада СССР, России, был нанесен из запада, в самое сердце отечественного и мирового православия. Гигантское западное финансирование, агрессивная, тщательная подготовленная к точно спланированному «абордажу» группа людей, пиратский, молниеносный захват алтаря и бесперебойное фото/видео/аудио документирование с последующим процессом (постпродакшена) ви-део/аудиомонтажа в сюжет - вот лишь малая часть, на практике проверенных, современных информационно-революционных технологий!
Кто-то может задаться вопросом: «А, собственно, мультики здесь причём?». Мы полагаем, что здесь использовались и западные мульт-
технологии, рассчитанные на воздействие на подсознание. Цветовая гамма одежды и масок кощуниц-пираток, участвующих в террористической акции в храме, была подобранна строго соответствующе и выглядели они в точности как агрессивные телепузики на рок концерте, или мультипликационные герои американо-японских аниме, яркие, пёстрые и, к слову, соответствующе двигались в телекадре.
Это была настоящая пиратская акция, но основной ее целью были не золото и бриллианты, а информационный ажиотаж, общественное волнение и хоть и «черная», но всё-таки слава! Хотя разные устроители предполагают каждый свою выгоду: финансовую, политическую, эстетическую. Это, прежде всего, спланированная попытка проверки нашего правового, конституционно-законодательного пространства на дыры, трещины, прочность. Это война, жестокая, не честная и бессовестная.
Когда М.Ломоносов создавал основу образовательной системы России, одной из наиважнейшей дисциплины, закладываемой в свод методических дисциплин Московского государственного университета, был предмет под общим названием «Совесть»! Не пора ли возобновить, на школьном уровне, подобный предмет хотя бы для среднего и старшего школьного возраста?
К сожалению, анализ новинок современного теле/киноэкрана показывает, что среднестатистический житель планеты погружен в виртуальный мир постоянно-переживаемых кризисных форм психолого-эмоционального риска, таких как страх, горе, тоска, жестокость и ужас.
Если этого мало в реальной жизни, он придумывает их в собственном воображении и материализует это в различные текстовые формации: пишет фантастические рассказы, ставит по ним спектакли, снимает про это кино и т.д. А после смотрит и боится, переживает, мучается, убивает свои нервные клетки и всё же снова и снова смотрит страшные и эмоционально-тяжёлые произведения собственно-выстраданного «современного искусства»!
Из личной педагогической практики: Июнь 2004 года, место, курортный город Анапа. Будучи старшим вожатым в детском оздоровительном лагере «Лазурный берег» совершенно случайно, ещё на стадии регистрации вновь поступивших детей делегации из Дальнего востока я заметил девочку с грубо нанесённой «тату» (как позднее выяснилось, обычной бритвой) в виде имени анимационного киногероя в те времена популярнейшего у молодёжи, аниме-муль-тсериала "Гемма". При этом ребёнок не был представителем группы риска, имел весьма обеспеченных и образованных родителей. Но, как это часто случается, недостаточное участие взрослых в жизни собственного ребёнка позволило бесконтрольному потоку вредной кино/телеинформации побудить эту школьницу к протестному самовыражению собственного положительного отношения к данному кинофильму в столь неординарной форме.
Параллельно с вожатскими обязанностями, я был руководителем детского художественно-творческого медиацентра. Как выяснилось в процессе художественно-творческого
самоопределения, эта 10-летняя девочка обладала необычным (индивидуальным) тембром голоса, хорошей памятью и даже имела склонность к сочинительству Целый поток (21 день), у нас был удивительный опыт работы с этой девочкой посред-ствам приобщения ее к различного рода художественному творчеству Попутно мы, ненавязчиво обращались к «тату»-прецеденту на предмет психо-эмоциональных предпосылок сознательности данного членовредительства, мотивации ребёнка. В результате, удалось выявить конкретные пути к разубеждению и исключению повторений подобных случаев в дальнейшей жизни девочки.
... Ребенок жаждет общения, нежности, заботы, внимания к себе и своим разнообразным самоутверждениям, художественно-творческим и сугубо индивидуальным жизненным проявлениям. Он хочет иметь друзей и единомышленников. Не находя их ни в воспитателях, ни в учителях, ни в вечно занятых родителях, ребёнок «погружается» в притягивающий мир телевидения, кинематографа и поистине информационной паутины - Ин -тернета, ища и находя их там: не всегда добрых, часто циничных и жестоких, не знающих никаких внутренних, нравственных ограничений.
Дети нуждаются в сказках, особенно в таких, которые обещают счастье и благополучие. Выдающийся польский поэт, философ, писатель-сатирик XX века С.Е.Лец утверждал, что сказки - это реальная история нереальных существ. Но сегодня мы столкнулись со сложной и неоднозначной ситуацией, когда эти «реальные истории нере-
альных существ», рассказанные и описанные особым, не всегда этически и эстетически чистым языком, всё чаще коренным образом искажают психику детского восприятия художественно-творческих, образовательно-воспитательных и нравственно-эстетических принципов мировоззрения.
Надо сохранить нашим детям возможность мечтать, верить в чудеса и по-прежнему активно культивировать «разумное, доброе, вечное». В противном случае нас ждут не лучшие времена. Тот чертополох, которым засеяны сегодня экраны, воздействуя на сознание и души детей, может густо прорасти в реальной жизни. И тогда уже мы, взрослые, окунемся в мир сегодняшней экранной сказки, только наяву - с бездушием, грубостью и
цинизмом, с реальным насилием, кровью, которые, собственно, уже демонстрируются современными молодыми детьми, воспитанными не лучшими образцами западной, да и нашей культуры. Не будем забывать народную мудрость, гласящую: сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок! Пусть современные сказки преподают высоконравственные уроки, а сегодняшние медиа способствуют донесению до юного поколения этой бесценной информации.
Литература
Бардин Г. Режиссер размышляет о современной мультипликации // Огонёк. 2009. № 25.
References
Bardin, H. Director reflects on modern animation / / Spark. 2009. N 25.