СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
в целом и обеспечит нормативные уровни шума на границе СЗЗ. Альтернативной мерой снижения шума предусмотрена установка экрана-стенки переменной высоты.
Таким образом, выполненная оценка загрязнения окружающей среды компрессорной станции «Береговая» магистрального газопровода «Голубой поток», определение шумовых характеристик отдельных узлов основного оборудования, расчет уровней звуковой мощности каждого агрегата и разработка шумозащитных мероприятий позволили снизить шум в прилегающей жилой застройке до нормативных требований.
Список использованной литературы:
1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора России, 2009. - 42 с.
2. СП 36.1333.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*. - М.: Госстрой, ФАУ «ФЦС», 2012. - 60 с.
3. ГОСТ Р ИСО 3744-2013. Акустика. Определение уровней звуковой мощности и звуковой энергии источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. - М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
© Горин В.А., Клименко В.В., 2018
УДК 628.517.2
Виктор Александрович Горин,
кандидат техн. наук, профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail:[email protected] Виталий Владимирович Клименко, кандидат техн. наук, доцент кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail:[email protected] Арина Александровна Себелева, студентка, института строительства и транспортной инфраструктуры ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный технологический университет», г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ЗАЩИТА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОТ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
Аннотация
Рассмотрены источники шума железнодорожной станции и мероприятия по защите от шума на примере реконструируемого вокзального комплекса железнодорожной станции Краснодар-I СКЖД МПС. Установлено, что основными источниками шума являются процессы формирования поездов, проходящие сквозные поезда, работа маневров тепловозов, сигналы локомотивов и громкоговорителей, а так же автобусная станция междугороднего назначения. Определены превышения уровней шума в пассажирских залах, номерах гостиниц вокзального комплекса и на территории жилой застройки прилегающей к вокзальной площади. Разработаны шумозащитные мероприятия.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Ключевые слова
Железнодорожная станция. Шумозащитные мероприятия. Жилая застройка.
Victor Aleksandrovich Gorin,
candidate of technical Sciences, Professor, Department of architecture of civil and industrial buildings and
structures, «Kuban state technological University», Krasnodar, Russian Federation.
E-mail: [email protected] Klimenko Vitaly Vladimirovich Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Architecture Department of Civil and Industrial Buildings and Structures Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russian Federation, Email: [email protected] Arina Alexandrovna Sebeleva,
student, Institute of Construction and Transport Infrastructure FGBOU VO «Kuban State Technological
University», Krasnodar, Russian Federation.
E-mail: arinaseb98@mail .ru
PROTECTION OF RESIDENTIAL BUILDINGS FROM THE NOISE OF THE RAILWAY STATION
Abstract
The noise sources of the railway station and measures for noise protection are considered for the example of the distributed railway station complex of the Krasnodar-I railway station of the North Caucasian Railway. It is establish that the main sources of noise are the formation of trains, passing through trains, the work of locomotive maneuvers, signals of locomotives and loudspeakers, as well as an intercity bus station. The excess of noise levels in passenger halls, hotel rooms of the railway station complex and in the residential area adjacent to the station square are determined. Soundproof measures developed.
Keywords
Railroad station. Noise protection measures. Residential development.
Вокзальный комплекс железнодорожной станции Краснодар-I является исторически сложившимся градообразующим элементом г. Краснодара, расположенным в его центральной части.
Из-за увеличивающегося пассажиропотока и, соответственно, потока багажа, а также в связи с возросшими требованиями норм к технологии и качеству обслуживания пассажиров на вокзалах, возникла потребность в его реконструкции. Целью реконструкции железнодорожной станции являлась модернизация существующих и строительство новых зданий на территории вокзального комплекса.
Детальный анализ существующей застройки и проектных решений генерального плана реконструируемого комплекса показал следующее. Источниками шума реконструируемого объекта являются ж. д. станция Краснодар-I, автобусная станция междугороднего назначения, а также проектируемая на привокзальной площади автостоянка на автомобилей. Воздействию повышенных уровней шума подвержены жилые здания и селитебные территории, прилегающие е вокзальному комплексу и расположенные в непосредственной близости к привокзальной площади.
Станция Краснодар-I по характеру и объему выполняемых работ является пассажирской, I-го класса. На ней осуществляется прием и отправление пассажирских и грузовых поездов, формирование пассажирских и пригородных составов, расформирование и формирование грузовых поездов, а также подача (уборка) вагонов к погрузочно-выгрузочным фронтам. Основными источниками шума на станции являются процессы формирования поездов, дополнительные-проходящие сквозные поезда, работа маневров тепловозов, сигналы локомотивов и громкоговорителей.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Шумовая характеристика ж.д. станции определялась путем измерений уровней звука на границе застройки по ГОСТ 31297-2005[2]. Точки наблюдений располагались на расстояниях порядка 50 м друг от друга вне области «звуковой тени». Всего 102 точки. По полученным результатам измерений эквивалентных и максимальных уровней звука рассчитывали средний и максимальный корректированные уровни звуковой мощности. Их значения составили
^РАср=119 дБА, 1рдмакс=130 дБА и Ьрлср=108 дБА, 1рдмакс=114 дБА, соответственно за дневной и ночной периоды суток.
Для определения акустического центра железнодорожной станции, имеющей сложную форму в плане, которую нельзя свести к совокупности простейших элементов, ее внешняя граница аппроксимировалась отрезками прямых соединяющих точки расположенные на этой границе. В качестве точек соединений выбирались точки измерений шума. При таком представлении сложное сечение можно рассматривать как совокупность треугольных элементов, одна из вершин которых совпадает с началом координат системы XOY, в которой рассматривается данное сечение. Площадь сечения и другие геометрические характеристики выдержались через координаты соответствующих точек контура сечения образующих треугольный элемент. Координаты положения центра тяжести всего сечения (акустического центра) определялись по формулам:
Хс =А ' Ус=А '
где Бх , Бу- суммы статических моментов инерции треугольных элементов относительно осей X
и Y ;
А-площадь сечения.
По аналогичной методике была определена шумовая характеристика автобусной станции междугороднего назначения.
Шумовая характеристика проектируемой на привокзальной площади автостоянки рассчитывалась в соответствии с ее технологическими параметрами, к которым относятся сменяемость автомобилей на одной стоянке в дневной и ночной периоды времени и ее геометрические размеры.
Полученные данные позволили выполнить оценку шума в зданиях на территориях, прилегающих к вокзальному комплексу. Установлено, что уровни шума превышают требования санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96[1] в пассажирских залах вокзала 17 дБА, в номерах гостиницы и комнатах матери и ребенка до 26 дБА со стороны ж.д. станции. Превышения уровней звука на территориях жилых домов прилегающих к привокзальной площади, выполненное по ГОСТ 23337-2014[3] составило 5^12 дБА.
С целью выполнения требований норм по шуму на территориях и в зданиях, прилегающих к вокзальному комплексу, разработан комплекс шумозащитных мероприятий. Так для снижения шума до 5дБА, создаваемого работой автовокзала междугородних сообщений, достигается за счет отстоя автобусов на специальной площадке вне территории вокзального комплекса. При этом посадочные места для пассажиров сохраняются на привокзальной площади. Компоновочным решением генерального плана реконструкции предусматривается расположение строящихся по примеру привокзальной площади трехэтажных зданий поста электрической централизации, багажного отделения и административного корпуса так, чтобы они экранировали жилые дома от воздействия шума создаваемого ж.д. станцией и автостоянкой. Эффективность снижения шума за счет экранов-зданий составила 9^13 дБА. Нормативные уровни шума в помещениях реконструируемого здания вокзала обеспечиваются за счет планировочных и технических мероприятий. Предусматривается расположение номеров гостиницы, комнат матери и ребенка в наиболее удаленном от привокзальной площади пристраиваемом крыле здания, с установкой в них звукоизолирующих окон. В пассажирских залах вокзала устанавливаются витражи с глухим остеклением, обладающие звукоизоляцией от воздействия транспортного шума равной 25 дБА.
Таким образом, при корректировке плана реконструкции железнодорожной станции Краснодар-1 необходимо улучшить его акустический режим путем выбора наиболее рациональной транспортно-планировочной структуры с целью преодоления высокой загруженности улично-дорожной сети, снижения
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
интенсивности движения пассажирских и грузовых поездов, выполнения всего разработанного комплекса шумозащитных мероприятий.
Список использованной литературы:
1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. М.: Информационно-издательский центр Минздрава России,1997.
2. ГОСТ 31297-2005 Шум. Технический метод определения уровней звуковой мощности промышленных предприятий с множественными источниками шума для оценки уровней звукового давления в окружающей среде. М.: Стандартинформ,2006.
3. ГОСТ 23337-2014 Шум. Методы измерений шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. М.: Стандартинформ,2015.
©Горин В.А., Клименко В.В., Себелева А.А.,2018
УДК 699.844.69.825
Горин Виктор Александрович
кандидат техн.наук, профессор кафедры архитектуры гражданских
и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация, Email: [email protected]
Владимир Викторович Цыганков доктор сельскохозяйственных наук , профессор кафедры Строительные конструкции ФГБОУ ВО
Брянский государственный инженерно-технологический университет,
город Брянск, Российская Федерация, E-mail: [email protected] Клименко Виталий Владимирович кандидат техн. наук, доцент кафедры архитектуры гражданских
и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Российская Федерация, Email: [email protected]
К РАСЧЕТУ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ЖЕСТКОСТИ ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОРИСТО-ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДУ КОЭФФИЦИЕНТА ПОСТЕЛИ
Аннотация
Большое распространение в строительной практике получили пористо-волокнистые прокладочные звукоизоляционные материалы, используемые в конструкциях междуэтажных перекрытий гражданских зданий. Установлена зависимость между давлением и пористостью материалов, что позволяет получать значения модулей сжатия. Введено понятие коэффициента постели для рассматриваемых прокладочных материалов. Получены формулы зависимости коэффициента постели от высоты опытных образцов размеров штампа и нагрузок на образец.
Ключевые слова:
пористо-волокнистые материалы, междуэтажные перекрытия, коэффициент постели,
пористость, модуль сжатия.