Научная статья на тему 'Защита военной и государственной тайны в первый период Великой Отечественной войны'

Защита военной и государственной тайны в первый период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1103
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЦК ВКП(Б) / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР / ВОЕННАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЦЕНЗУРА / КОНТРРАЗВЕДКА / GREAT PATRIOTIC WAR / CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU(B) / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF STATE SECURITY OF THE USSR / MILITARY SECRET / STATE SECRET / CENSORSHIP / COUNTERINTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куренков Геннадий Александрович

В статье анализируются проводимые мероприятия и взаимодействие партийных и государственных учреждений по защите военной и государственной тайны в 1941 осенью 1942 г. Благодаря принятым мерам удалось не допустить утечки значительной части сведений военного и государственного значения и в значительной мере заблокировать действие разведки противника в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and state secrets protection in the initial phase of the Great Patriotic War

The article analyses the actions and interaction of the Bolshevik party and the Soviet state institutions for the protection of military and state secrets in 1941 autumn 1942. Thanks to the measures taken a significant portion of information of military and national importance was prevent from leakage. Also, these measures helped to block the action of German intelligence in that direction.

Текст научной работы на тему «Защита военной и государственной тайны в первый период Великой Отечественной войны»

Г.А. Куренков

ЗАЩИТА

ВОЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются проводимые мероприятия и взаимодействие партийных и государственных учреждений по защите военной и государственной тайны в 1941 - осенью 1942 г. Благодаря принятым мерам удалось не допустить утечки значительной части сведений военного и государственного значения и в значительной мере заблокировать действие разведки противника в данном направлении.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, ЦК ВКП(б), Народный комиссариат внутренних дел СССР, Народный комиссариат государственной безопасности СССР, военная тайна, государственная тайна, цензура, контрразведка.

С началом Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. на территории ряда республик, краев и областей было объявлено военное положение. Война особо остро поставила вопрос о соблюдении секретности, о сохранении военной тайны, задачи сохранения которой в связи с войной усложнились.

В первую очередь с началом военных действий вводятся подготовленные на случай войны «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», которые уже на второй день войны, 23 июня 1941 г., Главлит направляет в ЦК ВКП(б) и СНК СССР для утверждения. Кроме этого, предлагается сразу же ввести цензуру писем и телеграмм, поступающих из-за границы и отправляемых из страны, а также на территориях, где объявлено военное положение, причем цензуру предлагалось возложить на НКГБ, а в учреждениях полевой по-

© Куренков Г.А., 2016

чты - на органы Наркомата обороны, а также прекратить выпуск многотиражек промышленных предприятий, отраслевых журналов наркоматов, организаций, учреждений, прекратить высылку по подписке и в порядке обмена печать из СССР в Германию, Италию, Румынию, Финляндию, Болгарию, Грецию, Норвегию, как и в другие вражеские или оккупированные страны, аннулировать подписку, принятую от иностранных представительств перечисленных государств, на все издания, выходящие в СССР, запретить переговоры частных лиц по международному и радиотелефонам1.

В итоге по предложению уполномоченного СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати и начальника Главлита (далее уполномоченный СНК СССР) с 22 июня 1941 г. цензурными органами по всей стране был введен в действие «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на военное время»; введены требования Перечня в телеграфной переписке и междугородних телефонных переговорах; запрещен вывоз за границу заводских, районных, городских, областных, краевых, республиканских газет; запрещена межрайонная и межобластная подписка внутри страны.

25 июня 1941 г. приказом начальника Главного управления гидрометеорологической службы Союза ССР при СНК № 271сс во всех ведомствах СССР был установлен на военное время порядок сбора, распространения и использования гидрометеорологических сведений на условиях секретного кодирования. Все метеобюллетени были внесены в разряд документов с грифом «секретно» и «дсп». Данный приказ был согласован с Генштабом РККА, НКВД, НКГБ, Главморштабом ВМФ. Приказами уполномоченного СНК СССР по защите военных и государственных тайн в июне 1941 г. были аннулированы подписки и выписки советских изданий иностранных представительств и консульств Германии, Италии, Румынии, Греции, Финляндии, Венгрии, Словакии. Также запретили в военное время продавать, а библиотекам выдавать карты, схемы, атласы, планы путей сообщения, справочники, фотоснимки городских улиц, сооружений (шлюзы, плотины, мосты, электростанции, железнодорожные станции и вокзалы, предприятия, фабрично-заводские корпуса и т. п.)2.

По военным вопросам Главлит взаимодействовал с военным командованием. Так, по указанию Генштаба Красной армии в целях сокрытия масштаба гарнизонов, запрещалось показывать в публикациях приказов и распоряжений военные звания начальников гарнизонов3. Циркулярным письмом Главлита № 1780/с от 28.06.41 г. всем Главкрайобллитам было предписано следить, чтобы

при опубликовании объявлений о введении военного положения в приказах военного командования или постановлениях о военном положении на местах не должны упоминаться номера и названия воинских частей4. Приказом уполномоченного СНК СССР с 1 июля 1941 г. было временно запрещено издание 174-х журналов с общим тиражом 4762 тыс. экземпляров5. В сентябре 1941 г. было запрещено указывать, какие части Красной армии и куда возвращались после окончания боевых действий, а в целях воспитания трудящихся на примерах героизма разрешалось лишь описание эпизодов боевых действий. Тактика частей Красной армии могла быть показана только в пределах материалов, опубликованных в центральной газете «Красная звезда»6.

Необходимо было не дать разглашать сведения и о работе, и подготовке тыла к обороне. Так, циркулярными письмами уполномоченного СНК СССР всем начальникам Главкрайобллитов, начальникам отделений и уполномоченным центрального аппарата в июле 1941 г. запрещалось в открытой печати и радио давать сведения о работе Гражданского воздушного флота в военное время, дислокации флотилий, авиаотрядов и авиагрупп, территориальных управлений, ранее разрешенных, запрещалось также разглашать все сведения о работе аэроклубов Осоавиахима в военное время и дислокацию их аэродромов7, не разрешалось издание книг, статей, газет и радиопередач по вопросам противовоздушной обороны без визы ГУ МПВО НКВД8, а также показывать организационную структуру частей народного ополчения (корпус, дивизия, полк и т. д.), пункты обучения и расположения, их численный состав и нумерацию. В целях популяризации можно было показывать лишь факты организации, обучения, проведения занятий народного ополчения в том или ином городе9. Запрещалось упоминать в открытой печати заводы и фабрики, подвергшиеся бомбардировкам. О рабочих-стахановцах разрешалось упоминать как о рабочих «н-ских» заводов10.

В конце 1941 г. информационным письмом уполномоченного СНК СССР Н.Г. Садчикова № 6 от 23 декабря 1941 г. даются дополнительные разъяснения по сведениям, что нельзя показывать в печати и радио. К ним относились сведения об эвакуации предприятий. Так, нельзя было показывать, откуда какие заводы эвакуировались в область, город, районы и их новое месторасположение, ограничивалось упоминание фамилий директоров эвакуированных заводов, при этом директоров, известных на старом месте по указам Президиума Верховного Совета или по печати, вообще нельзя было указывать. В районных газетах об эвакуированных заводах вообще

не разрешалось печатать. При упоминании о госпитале в открытой печати нельзя было указывать количество больных, характер ранений, с какого фронта больные и т. п. Но, к примеру, о нахождении «н-ского» госпиталя в области без указания города или района его местонахождения в областной газете печатать разрешалось. Нельзя было печатать сведения по транспорту: о времени, пунктах отправления, прибытия, составе и маршрутах поездов с воинскими частями и военным грузом, а также сведения о системах паровозов на дорогах, которые считались военной тайной11.

Отдельно стоить отметить, что в связи с поставками по ленд-лизу, которые считались секретными, категорически запрещалось упоминание в печати о прибывших из-за границы в порты СССР транспортах, о путях их следования, времени прибытия, характере перевозимого груза, порте прибытия, названии транспортов, все сведения о конвоях (транспорты и сопровождающие их военные корабли)12.

Изменялась и практика работы с секретной партийной информацией. К примеру, есть упоминание о заседании Секретариата ЦК ВКП(б) от 24 августа 1941 г., на котором рассматривался вопрос «О шифрсвязи с райкомами и горкомами».

Кроме того, органам цензуры в оперативном порядке постоянно давались указания следить за сохранением тайны и тех сведений, которые возникали непосредственно в ходе боевых действий на фронте. Так, в 1941 г. циркулярными письмами Главлита запрещено было, кроме правительственных сообщений и Совинформбюро, публиковать материалы, раскрывающие боевые действия подводных лодок, ход мобилизации женщин в Красную армию (о добровольном вступлении писать было можно), сведения об английских танках «Черчилль» и «Тетрарх» и частично танках «Матильда» и «Валентайн», поставляемых по ленд-лизу в СССР, боевые действия в масштабе фронта и направления, а также действия парашютных и морских десантов, сведения о мероприятиях по сооружению укрепленных рубежей, об установках Костикова (установка реактивных минометов «Катюша»), о деятельности Севморпути, абсолютные количественные данные о падеже скота, о препарате Кудряшева «Трамбин», действиях партизанских отрядов, участии в боевых операциях медицинского персонала, сведения о стальном нагруднике и винтовочной агитгранате, сведения о формировании и боевых действиях минометных частей и соединений, использование трофейных танков с немецкими опознавательными знаками, данные о новой организации в Красной армии гвардейских минометных бригад и дивизий, о формировании Уральского доброволь-

ческого корпуса, сведения о восстановлении военных заводов в освобожденных от немецких оккупантов районах, боевые действия дальнебомбардировочной авиации, количество номенклатур грузов, перевозимых по Севморпути, Каспийскому морю, Волге и каналу Москва - Волга, боевые операции на фронтах, а также статьи генералов с обобщением боевых операций на каком-либо участке фронта или направлении, и другие13.

В 1942 г. некоторые вышеописанные сведения, не подлежащие разглашению, конкретизировались. Так, «все материалы» о парашютных и морских десантах включали: место высадки, количество, боевые действия, подготовку, виды транспорта, вооружение и другие. В каждом отдельном случае вопрос об опубликовании решался только после просмотра сведений Совинформбюро. Все материалы о боевых действиях, авторами которых являлись генералы Красной армии, печатались только с разрешения Глав-лита14. Материалы об участии морской пехоты на любом фронте и направлении разрешалось пропускать к опубликованию только в строгом соответствии с требованиями «Дополнений к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время». Циркулярным письмом уполномоченного СНК СССР от 27 мая 1942 г. № 410с предписывалось не пропускать материалы о конкретных мероприятиях по сооружению укрепленных рубежей вокруг городов, населенных пунктов или определенных участков, разрешалось печатать их в отдельных случаях только с санкции Главлита15.

По данному поводу, к примеру, так писал в отчете начальник отдела Главлита: «...Важно отметить, что засланные враги, шпионы и диверсанты, особенно в фронтовой и прифронтовой полосе именно используют материалы местной печати в своей вражеской деятельности. В неофициальной беседе с работником нашей разведки Южного фронта мне были показаны несколько документов, свидетельствующих об использовании врагом нашей областной печати. В донесении одного из завербованных на нашей территории шпиона и перехваченном нашей разведкой, сообщалось о проводимых фортификационных работах вокруг города Батайска... Его информация была совершенно точной. приложенные вырезки из районной газеты, свидетельствующие о проведении второй линии оборонительных укреплений в форме лишь простого упоминания, послужили аргументом к утверждению довольно подробной письменной информации этого шпиона о деталях строительства этого рубежа»16. Также конкретизировалось опубликование сведений: «1. Категорически запрещается. об установке изобретения Ко-

стикова конструкция, боевые качества, место действия на фронте, производства установки и снарядов к ней. 2. Запретить без санкции Главлита опубликовать материалы о боевых действиях подводных лодок наших союзников, если лодки выполняют задания советского командования. 3. Распространить Дополнения к перечню на военное время на воинские части наших союзников, находящихся в составе действующих частей Красной Армии. 4. Впредь запрещается опубликование данных о получении от союзных государств и осваивании или введенных в действие Красной Армией конкретных предметов вооружения и боевой техники, независимо от того сообщалось или не сообщалось в иностранной печати»17.

Периодически для цензоров печатались списки вооружений по родам войск, по которым было запрещено полностью опубликовывать (сведения, снимки и рисунки) или же разрешалось опубликовывать, но с ограничениями, а также сведения, которые можно было сообщать свободно без ограничений. Разрешалось опубликовывать сведения, в основном, об уже известной врагу и устаревшей технике. Так, например, по танкам: Т-26, Т-27, Т-28, Т-34, Т-35, Т-37, Т-38, Т-40, Т-60, Т-70, БТ-2, БТ-5, БТ-7, КВ-1, КВ-2 можно было упоминать в открытой печати и показывать их фото, а их тактико-технические данные - только с грифом «дсп»18.

По сведениям о промышленном потенциале страны и военных заводах, к примеру, разрешалось показывать выполнение плана конкретного завода за отдельные промежутки времени только в процентах по месяцам и за квартал, не допуская разглашения сведений о выполнении плана в абсолютных цифрах19, сведения по дислокации и местонахождению военных заводов следовало не публиковать, ограничиваясь указанием «город "Н"»20, по электростанциям разрешалось публиковать материал о работе, строительстве, реконструкции электростанций, о борьбе за экономию электроэнергии, не раскрывая при этом их мощностей и количества выработанной электроэнергии21.

В начале войны, а потом на всем ее протяжении приказом Главлита постоянно вносились дополнения и разъяснения к «Дополнению к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время». Так, циркулярным письмом от 20 июля 1942 г. № 644с цензурным органам было внесено такое дополнение в Перечень: «Разрешаются в сообщениях упоминание гарнизонов в центрах союзных, республиканских, краевых, областных городах... не раскрывая состав воинских частей, род войск, количество бойцов и др. ... Во всех остальных пунктах упоминание о наличии гарнизона запрещается. в приказах начальников гарни-

зонов в пунктах прифронтовой полосы не разрешается указывать звание начальников гарнизонов»22.

Особое значение придавалось соблюдению военной тайны в печати, радио и в переписке при упоминании воинских частей. Так, в письмах и по радио запрещалось упоминать адреса конкретных воинских частей, род войск и местонахождение, фронт, участок, направление, пункт, а в письмах разрешалось оставлять только номер полевой станции, почтовый пункт, а если его нет, то наименование части, фамилию, имя, отчество и должность комсостава до командира батальона включительно. Должность же выше командира батальона упоминать как «командир части»23.

Вопросами направления деятельности государства в сложившейся партийно-государственной системе в целом и, в частности, по координации работ по обеспечению сохранности военной и государственной тайны в масштабах всей страны как функцией государства занимались высшие органы ВКП(б), как через государственные учреждения, так и через партийные органы. По государственной линии они действовали через органы НКГБ и НКВД, аппарат уполномоченного СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати, систему Главлита и другие режимно-секретные органы в учреждениях и предприятиях, по партийной линии - особые сектора партийных комитетов. ЦК утверждал или предлагал к исполнению определенные, в основном, наиболее важные вопросы как внешнеполитической, так и внутригосударственной деятельности, связанные с защитой военной и государственной тайны. Так, в секретном письме Отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) уполномоченному СНК СССР от 31 октября 1942 г. № 2В говорилось: «ЦК предлагает при освещении в печати вопросов партизанского движения запретить опубликование: а) Фамилий и имен командиров и комиссаров партизанских отрядов, а также фамилий партизан, фотоснимков, по которым можно опознать личность партизан или местность, где действуют партизаны; б) названия населенных пунктов и районов действий партизан, кроме указания области; в) материалов, раскрывающих: - количественный состав партизанских отрядов, их структуру и вооружение; - формы связи партизан с населением и командованием Красной Армии; - действия диверсионных групп в городах и населенных пунктах, занятых немцами. Распоряжение о данных цензурных ограничениях необходимо довести до сведения редакторов газет и журналов»24.

Далее на основании данного письма вышел приказ уполномоченного СНК СССР, по которому разрешалось печатать сведения

только с визой Штаба партизанского движения, а параграф 18 Дополнения к перечню утрачивал силу. Но имело место не только руководящая составляющая со стороны ЦК ВКП(б), но и движение в обратном направлении, когда во многом инициаторами вопросов становились вышеперечисленные государственные учреждения, когда ЦК не только утверждал, но сам просил экспертизы и заключения (были случаи, когда и сами высшие органы страны и партии подвергались цензурной оценке) по тем или иным вопросам обеспечения режима секретности для данных компетентных инстанций. Так, в письме И.В. Сталину, Л.П. Берия и Г.П. Маленкову от 25 апреля 1942 г. № 267/с о расшифровке секретных сведений в указах Президиума Верховного Совета СССР, Главлит отмечал, что, к примеру, обозначенный в письме указ дает возможность установить промышленность, производящую минометное вооружение, сосредоточенное, главным образом, в Москве, Ленинграде, Рыбинске, Пензе, Красноярске, Саратове, Коврове. И далее: «.По танковой и авиационной промышленности запрещено всякое упоминание всех конкретных сведений по Перечню. однако в соответствии с существующим законодательством от предварительного цензурного контроля освобождены все правительственные материалы. В связи с изложенным, просим рассмотреть проект решения25.

В письме уполномоченного СНК СССР Н.Г. Садчикова в ЦК ВКП(б) от 14 мая 1942 г. № 343/с он объясняет, что имело место «раскрытие командиров и дислокаций воинских частей» в газетах «Красная Звезда», «Красный Флот», «Красноармейская газета». И далее: «В военном Перечне в военное время можно указывать командиров и политсостав до командира батальона и равным им во флоте. 1. Наименование кораблей указывать запрещено. Запретить впредь опубликовывать старший командный и политический состав с указанием фронта. 2. По ВМФ запретить опубликовывать фамилии командиров соединений, частей, кораблей, береговых батарей, подводных лодок и наименование кораблей26.

Во время войны необходимо было не только реагировать на оперативную обстановку, но в связи с действиями разведок противника, как на фронте, так и в тылу, укреплять систему защиты информации, проводить контрразведывательные режимно-секрет-ные мероприятия в целом по стране. Необходимо было следить за состоянием военной и секретно-мобилизационной работы и соблюдением режима секретности, в том числе и секретно-мобилизационного делопроизводства в наркоматах, ведомствах, учреждениях, организациях, на предприятиях, предписанных разработанными секретными инструкциями, особенно в условиях войны.

В начальный период войны действовала основная общегосударственная «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях» от 2 января 1940 г. и утвержденная ЦК ВКП(б) 28 июня 1940 г., последняя предвоенная «Инструкция о постановке секретного делопроизводства в обкомах, крайкомах и ЦК республик», а также введенные с началом войны «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», кроме этого действовали множество военных и других ведомственных секретных нормативных документов. То есть к началу нападения Германии на СССР уже имелась реальная нормативная база, созданная еще до войны, необходимо было ее соблюдать и перерабатывать в новых изменившихся условиях.

Война, безусловно, вносила свои коррективы. В масштабах страны задача обеспечения защиты военных и государственных тайн в целом, а также контроль за ее соблюдением возлагался на органы НКГБ и НКВД и конкретно, в тот период, на 7-й отдел УГБ и 5-й спецотдел НКВД СССР. Условия военного времени, обстановка на фронтах, отступление в начальный период и эвакуация намного усложнили и, в некоторой степени, разбалансиро-вали работу в этом направлении. Это было большой проблемой и вызывало серьезную озабоченность. Для начала, чтобы исправить положение, НКВД СССР требовал от наркоматов, ведомств и подчиненных им организаций и предприятий сведений о состоянии секретно-мобилизационного делопроизводства и наличии секретных документов на настоящий момент. В результате проведенных НКВД проверок выяснилось, что в связи с эвакуацией и созданием новых предприятий у них отсутствуют руководящие документы по ведению секретного и мобилизационного делопроизводства, учет лиц, допущенных к секретной работе, а секретные документы находятся в запущенном состоянии и сведения, составляющие военную и государственную тайну, могут легко попасть в руки противника. Поэтому во все наркоматы и в Главлит было направлено письмо НКВД СССР, подписанное начальником 5-го спецотдела НКВД СССР майором госбезопасности Шевелевым и начальником 16-го отделения капитаном госбезопасности Григорьевым. В письме наркоматам и ведомствам предлагалось разработать и выслать до 20 мая 1942 г. для согласования в 5-м спецотделе НКВД СССР: 1. Инструкцию по ведению секретного и мобилизационного делопроизводства в учреждениях и предприятиях; 2. Перечень секретных вопросов, составляющих государственную тайну; 3. Номенклатуру должностей, связанных по роду службы

с секретными и мобилизационными работами и документами; 4. Положение о работе Секретного отдела. После согласования в НКВД эти документы должны были быть утверждены наркомами или их замами и направляться за их подписями в ведомственные организации27.

НКВД СССР проводило проверки соблюдения режима секретности по всей стране, в учреждениях всех ведомств и в партийных комитетах, контролировало исполнение и данного письма. В результате все ведомства произвели обследование своих учреждений и предоставили соответствующие документы НКВД СССР, который постоянно получал отчеты и посылал разъяснения 5-го Спецотдела НКВД СССР по отчетам, посылаемым ведомствами, по секретной работе, а также вопросам по дополнению Перечня на военное время и переработки Инструкции 1940 г.

Особое внешнеполитическое и идеологическое значение придавалось сведениям о государственной границе, опубликование которых согласовывалось только на высшем государственном уровне. Так, в письме Начальника ГУКС при СНК СССР Баранова и уполномоченного СНК СССР Садчикова секретарям ЦК ВКП(б) Андрееву, Маленкову, Щербакову и наркому НКИД Молотову от 20 мая 1942 г. № 375/с о показе государственных границ на картах предлагалось: «.д) В отношении Польши снять надпись на картах "область государственных интересов Германии", город Варшаву дать знаком столицы Польши, город Прагу и Вену показывать столицами; е) С Богемии и Моравии снять надпись "протекторат", а также окантовку итальянской оккупации с Абиссинии. Прошу рассмотреть наши предложения»28.

Во-первых, как видно, решать такие вопросы было прерогативой только высшего руководства страны. Во-вторых, следует отметить, что ввиду изменившейся международной обстановки здесь прослеживается линия на «избавление» от последствий пакта с Германией, заключенного в 1939 г. Затем текст данного письма в основном вошел в постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 сентября 1942 г. № 1551-744с, подписанном председателем СНК СССР Сталиным и секретарем ЦК ВКП(б) Андреевым, в котором, в частности, было зафиксировано следующее: «О показе государственных границ на географических картах. В целях упорядочения показа государственных границ на географических картах, изданным Главным управлением геодезии и картографии. постановляет: 1. Государственную границу СССР показывать по состоянию на 22 июня 1941 года. 2. Снять с географических карт Союза ССР надпись "АССР Немцев Поволжья" и пункты немецких поселений.

3. Границы всех государств наносить на картах по образцу "Политической карты мира", подготовленной к изданию в 1942 году. (см. приложение). 4. Абиссинию, Албанию, Австрию, Чехословакию и Польшу показывать как самостоятельные государства в границах до оккупации их Италией и Германией»29.

Оценивая итоги работы Главлита по защите сведений, составляющих военную и государственную тайну, их количестве, обоснованности, своевременности и мотивации, приведем «Сводку изъятий» цензуры в материалах радио, печати, кино с 19 января 1942 г. по 31 декабря 1942 г., которые направлялись в СНК СССР и ЦК ВКП(б). Всего «изъятий» было 870. Из них по охране военной и политической тайны - 764; политическим мотивам - 103; политико-идеологическим - 3. По мотивам разглашения военно-государственной тайны были изъяты сведения: «По организации Красной Армии и Военно-Морского Флота, раскрывающие новые виды формирования, вооружения, номера воинских частей, дислокацию; дислокации и передислокации Красной Армии и Военно-Морского Флота, где указаны фронты, города, районы, пункты, а также фамилии командиров частей; боевой подготовке и боевой готовности к выступлению на фронт конкретных частей; боевой технике Красной Армии и Военно-Морского Флота - новое оснащение, вооружение, совершенствование, повышение боеспособности; тактике, военной хитрости или разгадывание планов противника; о партизанских отрядах и партизанах, их конкретных действиях с указанием районов действий; о высадке и способе высадки десантов; по боевым эпизодам, способствующим раскрытию оперативных планов, сведения, не сообщавшиеся Совинформбю-ро; указание пунктов, где происходили бои, не опубликованные в Совинформбюро; о мобилизации женщин в Красную Армию; сведения о военно-санитарном деле, запрещенные к опубликованию; строительству оборонительных сооружений с указанием районов строительства; гидрографическим и морским приборам; вопросам военной промышленности: дислокация, характер военной продукции, выработка конкретных заводов, строительство новых и др.; путям сообщений, железнодорожному транспорту, морским коммуникациям, условиям транспортировки грузов из Англии, Америки и пр.; вопросам, связанных с Всевобучем: количество обучающихся в конкретных районах, формирование из них военных частей, отправка в действующую армию сформированных частей; о шпионаже, где было описание нескольких случаев, где указаны конкретные лица, место, время и условия поимки шпионов; сведениям о падеже скота от острых инфекционных заболеваний, нося-

щих массовый характер, с указанием районов и цифровых данных. Также были изъятия и по политико-идеологических мотивам»30.

Как видно из сводки, все указанные там сведения входят в «Перечень сведений на военное время, запрещенные к опубликованию», то есть подавляющее большинство сведений (764 из 870) секретного военного и государственного характера, разглашение которых нанесло бы военный ущерб.

В заключение следует отметить, что с началом Великой Отечественной войны, когда коренным образом меняются и условия функционирования государства (создание чрезвычайных органов власти и проведение чрезвычайных мер), меняются и условия обеспечения секретности в целом. Экстренно вводятся в действие «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», что сопровождается расширением круга сведений, составляющих военную и государственную тайну. Кроме этого, срочно проводится ряд первоочередных ограничительных мероприятий по защите информации. Война, реальные боевые действия постоянно вносили свои коррективы в состав сведений, составляющих военную и государственную тайну; таких корректив становилось все больше, их требовалось постоянно вносить в «Дополнения. на военное время», что, соответственно, и делалось. Аппарат уполномоченного СНК СССР и Главлит держали, что называется, руку на пульсе, оперативно реагируя на быстро меняющуюся обстановку и возникновение новых сведений, требующих защиты. Очень сложно было в начальный период войны обеспечить режим секретности в стране. Отступление и эвакуация в этом плане породили очень большие проблемы. В этих условиях органы госбезопасности и цензуры проводили соответствующие проверочные и контрольные мероприятия по соблюдению режима секретности и сохранения государственной и военной тайны в стране в целом.

В итоге в 1941-1942 гг. благодаря взаимодействию государственных учреждений и партийных органов в области обеспечения секретности военной и государственной тайны удалось не только сохранить наработанный в предшествующий период потенциал, но и организовать защиту информации уже в военное время. Проводя работу по защите информации, которая является составной частью контрразведывательной деятельности, удалось не допустить утечки значительной части сведений военного и государственного значения и в определенной мере заблокировать действия разведки противника в данном направлении, что в общем способствовало стабилизации фронта и тыла, и создать предпосылки для дальнейшей борьбы и залога победы.

Примечания

1 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-9425. Оп. 1. Д. 24. Л. 7-9

2 Там же. Д. 21. Л. 90-91.

3 Там же. Д. 22. Л. 57.

4 Там же. Л. 56.

5 Там же. Д. 21. Л. 92-97. Там же. Д. 17. Л. 14а. Там же. Д. 22. Л. 58.

8 Там же. Л. 66. Там же. Л. 65. Там же. Л. 69.

11 Там же. Л. 91-92.

12 Там же. Л. 73.

13 Там же. Д. 24. Л. 7-9.

14 Там же. Д. 38. Л. 8.

15 Там же. Л. 9.

16 Там же. Д. 43. Л. 85-86.

18

19

20 21

Там же. Д. 38. Л. 10. Там же. Д. 36. Л. 128. Там же. Д. 38. Л. 21. Там же. Л. 28. Там же. Л. 32.

22 Там же. Л. 14.

23 Там же. Л. 11.

24

25

26

27

28

29

30

Там же. Д. 35. Л. 69. Там же. Л. 6-7. Там же. Л. 47-50. Там же. Д. 39. Л. 4-4 об. Там же. Д. 35. Л. 3. Там же. Л. 1.

Там же. Д. 108. Л. 248-248 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.