Научная статья на тему 'Защита трубопроводов, переходящих под автомобильными дорогами'

Защита трубопроводов, переходящих под автомобильными дорогами Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
5461
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОД / ТРАНСПОРТ / ДОРОГА / ПОВРЕЖДЕНИЯ / НАГРУЗКА / PIPELINES / TRANSPORT / ROAD / DAMAGE / LOAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Свинцов Александр Петрович, Николенко Юрий Васильевич, Тами Аль-харами

При строительстве и эксплуатации автомобильных дорог очень важно обеспечить безопасность трубопроводов инфраструктурных систем жизнеобеспечения. Для повышения надежности керамических и чугунных трубопроводов при их переходе под автомобильными дорогами разработано техническое решение, позволяющее существенно снизить воздействие на трубы нагрузок от автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Свинцов Александр Петрович, Николенко Юрий Васильевич, Тами Аль-харами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of Pipelines passing under the roads

During the construction and operation of roads, it is very important to ensure the safety of pipelines of infrastructural life-support systems. To improve the reliability of ceramic and cast-iron pipes, when they pass under the roads, developed a technical solution to significantly reduce the impact loads from road transport on the pipes.

Текст научной работы на тему «Защита трубопроводов, переходящих под автомобильными дорогами»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 625.784

ЗАЩИТА ТРУБОПРОВОДОВ, ПЕРЕХОДЯЩИХ ПОД АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ

А.П. Свинцов, Ю.В. Николенко, Тами Аль-Харами (Ирак)

Кафедра проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

При строительстве и эксплуатации автомобильных дорог очень важно обеспечить безопасность трубопроводов инфраструктурных систем жизнеобеспечения. Для повышения надежности керамических и чугунных трубопроводов при их переходе под автомобильными дорогами разработано техническое решение, позволяющее существенно снизить воздействие на трубы нагрузок от автомобильного транспорта.

Ключевые слова: трубопровод, транспорт, дорога, повреждения, нагрузка.

Автомобильные дороги, являющиеся важнейшим элементом городского хозяйства, представляют комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного и безопасного движения транспортных средств. При эксплуатации автомобильных дорог очень важно не только создать условия для движения автомобилей с расчетными скоростями в любое время года и при любой погоде, но и обеспечить безопасное функционирование трубопроводов, переходящих под ними. Это особенно важно в связи со значительным увеличением интенсивности движения по автомобильным дорогам легковых и большегрузных автомобилей. Увеличение транспортных потоков привело к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дорожное покрытие, земляное полотно и на трубопроводы инфраструктурных систем жизнеобеспечения. Динамические и статические нагрузки от транспорта, передающиеся через грунт, вызывают повреждения трубопроводов, находящихся не только под автомобильными дорогами, но и в непосредственной близости от них. Напряжения,

Свинцов А.П., Николенко Ю.В., Тами Аль-Харами. Защита трубопроводов..

возникающие в грунте от движущегося транспорта, рассеиваются на глубине 0,7 м при усовершенствованных дорожных покрытиях и 0,75—0,8 м при булыжном покрытии [1].

Наиболее часто механические повреждения образуются под воздействием толчков различного происхождения, мощных и значительных динамических и статических нагрузок от транспортных средств, особенно при прохождении трубопроводов под автомобильными дорогами.

Трубопроводы сетей водоснабжения и водоотведения в процессе эксплуатации получают различные механические повреждения: расхождение стыков труб; смещение труб относительно первоначальной оси, образования обратного уклона и частичных смещений, разрушения и деформации днищ, стенок и свода труб; нарушение герметичности за счет образования продольных, поперечных и кольцевых трещин и пр. Это характерно для чугунных труб сетей водоснабжения, а также для чугунных и керамических труб сетей водоотведения, особенно, при глубине заложения до 2 м и при диаметре труб от 100 до 450 мм.

Разрушение труб, расположенных под автомобильными дорогами или вблизи них, приводит к невозможности транспортирования водопроводной воды или канализационных стоков. В результате трещин и проломов происходит изменение гидравлического режима, проникновение корней, инфильтрация и эксфильтрация. Через проломы вода вытекает в грунт, размывая основание под дорожным полотном с последующим разрушением автомобильной дороги в этом месте [2]. Кроме того, самопроизвольное истечение воды через проломы представляет собой потери воды (если она питьевая) или загрязнение окружающей среды (если трубопровод транспортирует сточные воды) [3—6].

Для обеспечения предотвращения разрушений трубопроводов, проходящих под автомобильными дорогами, в настоящее время известны и используются различные технические решения, которые характеризуются особенностями, сдерживающими их эффективное применение.

Например, основной недостаток лотковой системы для прокладки трубопроводов [7] заключается в том, что сквозь неплотности соединения перекрытия со стенками лотка в его полость поступает вода, где застаивается без возможности оттока. Это приводит к тому, что в городской среде появляется болотный запах, загрязняющий окружающее воздушное пространство.

Переход трубопровода под автомобильной дорогой [8], состоящий из защитного кожуха, выполненного в виде цилиндрической оболочки с уплотнением межтрубного пространства, предназначен для пропуска газопровода под автомобильными дорогами. Это техническое решение имеет ряд недостатков, заключающихся, в частности, в необходимости устройства вытяжной свечи, которая не нужна при прокладке водопроводных и канализационных трубопроводов, из которых утечка природного газа не происходит. Кроме того, при переходе водопроводных или канализационных трубопроводов под автомобильными дорогами металлические анкерные пояса, закрепленные снизу цилиндрической оболочки, лишены технической необходимости и бесполезны при прокладке трубопроводов водоснабжения и водоотведения.

В этой связи указанные технические решения не всегда могут быть эффективно использованы для перехода водопроводных и канализационных трубопроводов под автомобильными дорогами.

В Российском университете дружбы народов разработано и защищено патентом РФ устройство для защиты трубопроводов, пересекающих автомобильные и железные дороги, от механических повреждений [9].

Схема устройства для защиты трубопровода от механических повреждений представлена на рисунке. Устройство состоит из грунто-цементной плиты 1, армированной в своей нижней части продольными 2 и поперечными 3 стержнями, опирающейся на грунтовый массив 4. Трубопровод 5 пересекает дорогу с дорожным покрытием 6. Трубопровод 5 уложен на гравийно-песчаную подушку 7. Поверх трубопровода 5 уложен песок 8.

Рис. Схема перехода трубопровода под автомобильной дорогой: 1 — грунто-цементная плита; 2 — продольная арматура; 3 — поперечная арматура;

4 — грунтовый массив; 5 — трубопровод; 6 — дорожное покрытие;

7 — гравийно-песчаная подушка; 8 — песок

Устройство для защиты трубопровода от механических повреждений работает следующим образом. Нагрузка от движущихся по дорожному покрытию автомобилей передается на его основание. Грунто-цементная плита, армированная продольными и поперечными стержнями, расположенными в ее нижней (растянутой)

Свинцов А.П., Николенко Ю.В., Тами Аль-Харами. Защита трубопроводов.

зоне, воспринимает растягивающие усилия, возникающие в поперечном и продольном направлениях при нахождении транспортного средства на дороге, которую пересекает трубопровод. Повышенная по сравнению с грунтовым массивом механическая прочность армированной цементно-грунтовой плиты позволяет воспринять нагрузки от транспортных средств, движущихся по дорожному покрытию, а слой песка смягчает воздействия нагрузок, воспринимаемых грунто-цементной плитой и частично передаваемых в направлении трубопровода.

Превышение длины грунто-цементной плиты над шириной дорожного покрытия на величину образования пирамиды продавливания от крайних ребер дорожного покрытия на толщину грунто-цементной плиты позволяет обеспечить восприятие арматурными стержнями усилий, возникающих в грунто-цементной плите от механических нагрузок, передаваемых дорожным покрытием от транспортных средств.

Длина грунто-цементной плиты превышает ширину дорожного покрытия на величину образования пирамиды продавливания, образующейся от крайних ребер дорожного покрытия по толщине грунто-цементной плиты. В теории железобетона пирамида продавливания имеет грани с наклоном 45° к основанию. В пределах пирамиды продавливания действующие усилия воспринимаются грунто-цементной плитой и не образуются в зоне расположения трубопровода. Это позволяет предотвратить механическое разрушение трубопровода, пересекающего дорогу.

Ширина поперечного сечения грунто-цементной плиты равна величине основания треугольника, образованного линиями, соединяющими ребра основания грунто-цементной плиты и наружные поверхности трубопровода под углом не менее угла естественного откоса песка, уложенного поверх трубопровода, что позволяет максимально использовать несущую способность песка в условиях, когда он находится в состоянии предельного равновесия. При расположении внешней нагрузки над серединой ширины грунто-цементной плиты возникающие усилия в слое песка над трубопроводом воспринимаются песком в ядре уплотнения в пределах естественного откоса. При расположении нагрузки над ребрами грунто-це-ментного массива естественный откос песка находится за пределами (или только касается) поверхности трубы и нагрузки передаются по линии естественного откоса, отклоняясь от вертикального направления.

Применение разработанного технического решения перехода трубопровода под автомобильной дорогой позволяет предотвратить разрушение труб от воздействия транспортных нагрузок, загрязнение окружающей среды и повысить надежность инфраструктурных систем жизнеобеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Храменков С.В., Примин О.Г., Орлов В.А. Бестраншейные методы восстановления трубопроводов. — М.: Прима-Пресс-М, 2002. [Khramenkov S.V., Primin O.G., Orlov V.A. Bes-transheinye metody vosstanovleniia truboprovodov. — M.: Prima-Press-M, 2002.]

[2] Тейшейра П.Д., Свинцов А.П. Оценка технического состояния канализационных трубопроводов г. Луанда // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Строи-

тельство». — 1999. — № 1. — С. 52—55. [Teishera P.D., Svintsov A.P. Otcenka tekhnichesko-go sostoianiia kanalizatsionnykh truboprovodov g. Luanda // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia "Stroitelstvo". — 1999. — № 1. — S. 52—55.]

[3] Свинцов А.П. Эффективность устранения утечек воды на микрорайонных линиях водоснабжения // Монтажные и специальные работы в строительстве. — 2003. — № 6. — С. 23—25. [Svintsov A.P. Effektivnost ustraneniia utechek vody na mikroraionnykh liniiakh vodosnabzheniia // Montazhnye i spetsialnye raboty v stroitelstve. — 2003. — № 6. — S. 23—25.]

[4] Кулешов В.Г. Лотковая система для прокладки коммуникаций / Патент РФ № 86605, E02D 29/045, 10.09.2009. [Kuleshov V.G. Lotkovaia sistema dlia prokladki kommunikatsii / Patent RF № 86605, E02D 29/045, 10.09.2009.]

[5] Валеев Н.П. и др. Переход трубопровода под автомобильной дорогой / Патент РФ № 2179277, F16L 1/028, 10.02.2002. [Valeev N.P. i dr. Perekhod truboprovoda pod avtomo-bilnoi dorogoi / Patent RF № 2179277, F16L 1/028, 10.02.2002.]

[6] Свинцов А.П., Николенко Ю.В., Аль-Харами Тами Хаиф, Семенович К.И. Переход трубопровода под автомобильной дорогой: Патент на полезную модель RUS 110162, 14.04.2011, F16L 1/00, 10.11.2011. Бюл. № 31. [ Svintsov A.P., Nikolenko Iu., Al-Kharami Tami Khaif Semenovits K.I. Perekhod truboprovoda pod avtomobilnoi dorogoi: Patent na poleznuiu model RUS № 110162, 14.04.2011, F16L 1/00, 10.11.2011.]

PROTECTION OF PIPELINES PASSING UNDER THE ROADS

A.P. Svintsov, Y.V. Nikolenko, Al-Harami Tami

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

During the construction and operation of roads, it is very important to ensure the safety of pipelines of infrastructural life-support systems. To improve the reliability of ceramic and cast-iron pipes, when they pass under the roads, developed a technical solution to significantly reduce the impact loads from road transport on the pipes.

Key words: pipelines, transport, road, damage, load.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.