Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА СЛОВА / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВА ЖУРНАЛИСТОВ / УЩЕМЛЕНИЕ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова С. А.

Изучаются основные аспекты защиты прав журналистов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, представленные в его докладах с 1998 по 2019 г. Выявляется, что проблематика нарушений прав журналистов присутствовала в большинстве докладов Уполномоченного. К основным видам нарушений прав журналистов Уполномоченный относит нападения на них с целью воспрепятствования осуществлению профессиональных обязанностей, прекращение деятельности средств массовой информации по не предусмотренным законом основаниям, некоторые формы экономического давления на независимые СМИ, неправомерные ограничения доступа к информации и т.д.Делается вывод, что защита прав журналистов должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, анализ нарушений прав журналистов должен быть включен в раздел «Защита прав отдельных категорий граждан». В некоторой степени это предложение нашло свое воплощение в докладе Уполномоченного по правам человека в 2019 г., раздел 2.6 которого обозначен как «Свобода слова и защита прав журналистов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF JOURNALISTS BY THE AUTHORIZED BY HUMAN RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main aspects of the protection of the rights of journalists by the Human Rights Ombudsman in the Russian Federation, presented in his reports from 1998 to 2019, are studied. It is revealed that the problem of violations of the rights of journalists was present in most of the reports of the Ombudsman, the Ombudsman considers attacks on them to obstruct the exercise of their professional duties, the termination of the activities of the media on grounds unforeseen by law, some forms of economic pressure on independent media, illegal restrictions on access to information, etc.It is concluded that the protection of the rights of journalists should remain one of the priority areas of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the analysis of violations of the rights of journalists should be included in the section “Protection of the rights of certain categories of citizens.” To some extent, this proposal was embodied in the report of the Ombudsman in 2019, section 2.6 of which is designated as “Freedom of speech and protection of the rights of journalists”.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Светлана Анатольевна КУЛИКОВА,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, доктор юридических наук, доцент

[email protected]

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Изучаются основные аспекты защиты прав журналистов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, представленные в его докладах с 1998 по 2019 г. Выявляется, что проблематика нарушений прав журналистов присутствовала в большинстве докладов Уполномоченного. К основным видам нарушений прав журналистов Уполномоченный относит нападения на них с целью воспрепятствования осуществлению профессиональных обязанностей, прекращение деятельности средств массовой информации по не предусмотренным законом основаниям, некоторые формы экономического давления на независимые СМИ, неправомерные ограничения доступа к информации и т.д.

Делается вывод, что защита прав журналистов должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, анализ нарушений прав журналистов должен быть включен в раздел «Защита прав отдельных категорий граждан». В некоторой степени это предложение нашло свое воплощение в докладе Уполномоченного по правам человека в 2019 г., раздел 2.6 которого обозначен как «Свобода слова и защита прав журналистов».

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, защита прав человека, свобода слова, право на информацию, права журналистов, ущемление свободы массовой информации, ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека.

DOI: 10.17803/2311-5998.2021.80.4.076-084

© С. А. Куликова, 2021

S. A. KULIKOVA, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov), Dr. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 410012, Russia, Saratov, ul. Astrakhanskaya, 83 PROTECTION OF THE RIGHTS OF JOURNALISTS BY THE AUTHORIZED BY HUMAN RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. The main aspects of the protection of the rights of journalists by the Human Rights Ombudsman in the Russian Federation, presented in his reports from 1998 to 2019, are studied. It is revealed that the problem of

УНИВЕРСИТЕТА Защита прав журналистов Уполномоченным 7 7

имени o.e. кугафина(мгюа) по правам человека в Российской Федерации

violations of the rights of journalists was present in most of the reports of the Ombudsman, the Ombudsman considers attacks on them to obstruct the exercise of their professional duties, the termination of the activities of the media on grounds unforeseen by law, some forms of economic pressure on independent media, illegal restrictions on access to information, etc. It is concluded that the protection of the rights of journalists should remain one of the priority areas of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the analysis of violations of the rights of journalists should be included in the section "Protection of the rights of certain categories of citizens." To some extent, this proposal was embodied in the report of the Ombudsman in 2019, section 2.6 of which is designated as "Freedom of speech and protection of the rights of journalists". Keywords: Commissioner for Human Rights, protection of human rights, freedom of speech, right to information, rights of journalists, infringement of freedom of the media, annual report of the Commissioner for Human Rights.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) имеет многоаспектный и полифункциональный характер. В современной юридической доктрине выделяются следующие основные функции института Уполномоченного по правам человека: правозащитная, контрольная, по совершенствованию законодательства, информационная, организационно-координирующая.

По мнению Д. Е. Феоктистова, развитие гуманистических ценностей привело к тому, что главным смыслом деятельности Уполномоченного становится содействие в обеспечении прав и свобод человека1. Как считают О. В. Зиборов и А. А. Кальгина, особенность института Уполномоченного по правам человека в К

Российской Федерации состоит в том, что «его деятельность должна основывать- у

ся на доктрине приоритета интересов л»ичности по отношению к интересам обще- Л

ства и государства, закрепленной в ст. 2 Конституции Российской Федерации»2. ЧУН

Г. В. Синцов и Д. Е. Феоктистов подчеркивают, что цель создания специализи- ЛоЫ

рованного государственного органа, обеспечивающего защиту и восстановление ОН П

прав и свобод человека и гражданина, в том, что он дополняет существующий д03

механизм защиты прав и свобод человека и гражданина3. > 0Б

Рфм

__ОНЫ

п I —

1 Феоктистов Д. Е. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам чело- П века в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование) : автореф. дис. ... Й □ Я канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 13.

2 Зиборов О. В., Кальгина А. А. О полномочиях Уполномоченного по правам человека в 0 ^Ь Российской Федерации // Закон и право. 2018. № 7. С. 35.

3 Синцов Г. В., Феоктистов Д. Е. Вопросы административной ответственности за вос- Е Ш □

препятствование деятельности уполномоченных по правам человека // Вестник Универ-

111 "1___^ j

ситета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9. С. 162. РАЦИИ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В то же время институт уполномоченного по правам человека рассматривается как составная и неотъемлемая часть парламентского контроля4. Данный контроль, как отмечает М. А. Кудрявцев, носит «опосредованный характер, так как осуществляется не самим парламентом, а независимым должностным лицом»5. Объектом такого контроля являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лица, т.е. публичная власть в ее современном конституционно-правовом смысле.

О. О. Миронов обращает внимание на необходимость усиления законотворческой деятельности Уполномоченного, поскольку «реализация уполномоченными по правам человека функции по совершенствованию законодательства в области прав и свобод человека и гражданина способствует его улучшению, исправлению недостатков, устранению дефектов, противоречий и пробелов, приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права»6.

Специфика института Уполномоченного определяется его местом в системе органов государственной власти. Он характеризуется независимым положением в системе государственных органов, открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод, отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений, бесплатностью оказания гражданам помощи и др.7

На сегодняшний день опубликовано немалое количество работ, посвященных анализу защиты Уполномоченным различных видов прав человека и гражданина или прав отдельных категорий лиц8. Однако защита прав журналистов Уполномоченным по правам человека до сих пор в юридической литературе не

4 Коровникова Е. А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юридический мир. 2007. № 8. С. 32—41.

5 Кудрявцев М. А. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды института государства и права РАН. 2017. Т. 12. № 3. С. 102.

6 Миронов О. О. Участие уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в совершенствовании законодательства // Омбудсмен. 2012. № 1. С. 31—37.

7 Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 368—369.

8 См., например: Арзуманова С. М. Уполномоченный по правам человека в системе защиты прав осужденных // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 288—293 ; Берд-ников Н. В. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и его роль в обеспечении политических прав и свобод граждан в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 4. С. 33—36 ; Волченко А. В. Роль Уполномоченного по правам человека в защите граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 20—24 ; Гончаренко О. К. Современные проблемы защиты прав женщин (по материалам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации) // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 104—109 ; Сорокина Т. Ю. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите права на благоприятную окружающую среду // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 5. С. 130.

'МШН1Ш Куликова С. А.

УНИВЕРСИТЕТА Защита прав журналистов Уполномоченным 7^9

имени o.e. кугафина(мгюа) по правам человека в Российской Федерации

рассматривалась. Журналисты в силу своей профессиональной деятельности выполняют ряд социально значимых функций: находят, производят, обрабатывают и распространяют общественно важную информацию; выявляют проблемы, существующие в обществе, и способствуют поиску их решения; защищают права граждан; участвуют в проведении диалога между обществом и государством по наиболее важным вопросам.

В процессе осуществления своей законной профессиональной деятельности журналисты зачастую сталкиваются с нарушением своих прав. Союз журналистов РФ, другие правозащитные организации отмечают большое количество нарушений прав журналистов, об этом, например, свидетельствует Карта нарушений прав журналистов, которую ведет Центр правовой поддержки журналистов при ОНФ9. Поскольку общественные организации не всегда могут оказать достаточную помощь журналистам в силу ограниченности своих ресурсов и полномочий, роль Уполномоченного в защите прав журналистов особенного важна.

Цель настоящей статьи — проследить основные аспекты защиты прав журналистов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, представленные в его докладах с 1998 по 2019 г.

Впервые нарушение прав журналистов стало объектом внимания Уполномоченного по правам человека в докладе за 1999 г. (второй доклад Уполномоченного в истории России). В этот сложнейший период развития нашей страны, когда происходило реформирование политической, экономической, социальной сфер жизни общества, сопровождавшееся финансовым кризисом 1998 г, беспрецедентными нарушениями социально-экономических прав трудящихся, вооруженными конфликтами в некоторых республиках, террористическими актами, в результате которых погибли сотни мирных граждан, Уполномоченный заявил, что «защита прав и законных интересов работников средств массовой информации расценивается им как одно из приоритетных направлений его деятельности».

В этом докладе впервые были выделены проблемы реализации прав журналистов: К

— появление различных форм неправомерного ограничения доступа журнали- у стов к информации: отказ в посещении определенных мероприятий и объ- Л ектов, отказ от аккредитации или лишение ее, отказы в предоставлении ин- ЧУН формации, мотивируемые ее конфиденциальностью; ЛоЫ

— принятие в ряде субъектов РФ норм, противоречащих федеральному зако- ОН О нодательству о СМИ, ущемляющих свободу массовой информации и права Ко0 журналистов; □ 0 л

— нападения на журналистов, примеры которых приводятся в докладе. □ че В своем докладе за 2000 г Уполномоченный систематизировал не только об- °НЫ

ращенные к нему жалобы журналистов, но также и данные общественных орга- П Од

низаций, занимающихся защитой прав журналистов: Союза журналистов, Фонда защиты гласности, Московской Хельсинкской группы. Результаты исследований, П °ч

проведенных независимыми общественными организациями, работающими в 0 О Л

сфере свободы массовой информации, стали основой для построения цветных □ рН

ЕАТ

д2>ч

9 Карта нарушений прав журналистов // Сайт Общероссийского народного фронта.

URL: https://smi.onf.ru/map/. РАЦИИ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

информационных карт России. Итоговая «Карта свободы массовой информации» стала сенсацией. Оказалось, как писал Уполномоченный, что сегодня в России нет ни одного региона, где существовал бы комфортный законодательный и политический климат для реализации всех стадий создания информационных материалов: условий доступа к информации, условий производства и распространения информации.

В докладе приводятся многочисленные примеры нарушений профессиональной самостоятельности и вмешательства в деятельность редакций; рассказывается о случаях отказов типографий печатать местные газеты, запретах со стороны властей отдельных субъектов РФ принимать подписку на неугодные издания, похищениях тиражей, прекращении трансляции информационных программ ОРТ и РТР в некоторых республиках, цензурных вмешательствах, незаконных увольнениях главных редакторов. Во всех случаях Уполномоченный активно вмешивался в ситуации, направлял обращения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, способствовал разрешению конфликтных ситуаций между журналистами и представителями власти.

В докладе за 2005 г. Уполномоченный отмечает случаи уголовного преследования журналистов и редакторов. Например, редактор независимой газеты, выходившей в республике Калмыкия, была арестована без предъявления обвинения. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации редактор была освобождена из-под стражи, а следователь, незаконно возбудивший уголовное дело, привлечен к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в докладе указываются случаи избиения журналистов различных СМИ, изъятия и сожжения тиражей печатных изданий.

Проблема защиты прав журналистов и связанных с ними прав граждан на свободу слова и получение информации о событиях, происходящих в стране, продолжала оставаться в центре внимания Уполномоченного и в 2006 г. В докладе отмечалось, что «конституционное право граждан на свободу мысли и слова в целом соблюдается. Института цензуры в нашей стране так же не существует». Тем не менее, большое распространение получили методы экономического давления со стороны властных органов и близких к ним бизнес-структур.

Широкое распространение получает так называемая «самоцензура», побуждающая журналистов воздерживаться от распространения критической информации. В результате повсеместно в стране воспроизводится сюрреалистическая ситуация, при которой право хвалить власть, одобрять ее действия обеспечено реально, а право ее критиковать — во многом лишь формально.

Вопрос о правовой интерпретации ограничения свободы массовой информации и прав журналистов является ключевым в докладе Уполномоченного за 2008 г., вышедшего под заголовком «Закон сильнее власти». Озабоченность Уполномоченного вызвали некоторые формулировки, используемые в законодательстве о противодействии экстремистской деятельности. Уполномоченный по правам человека в своем докладе подчеркнул, что в наши дни экстремизм — это серьезнейшая угроза обществу и государству, что эффективное противодействие ему жизненно необходимо.

Однако Уполномоченный указал, что не менее важно провести ясную и четкую разделительную черту между экстремизмом и инакомыслием (плюрализмом

f»* Куликова С. А

УНИВЕРСИТЕТА Защита прав журналистов Уполномоченным 0|

имени o.e. кугафина(мгюа) по правам человека в Российской Федерации

мнений). Только в этом случае противодействие экстремизму не выйдет за пределы конституционного пространства, поскольку ни один публичный критик государства, его должностных лиц и политики, даже хорошо разбираясь в действующем законодательстве, зачастую не в состоянии предвидеть, содержат ли его высказывания признаки экстремизма.

В докладе за 2010 г обращается внимание на проблему преследования журналистов и редакций за критику должностных лиц. Уполномоченный указывает, что предъявляемые политическими деятелями и должностными лицами требования денежной компенсации, обращенные к публикаторам информации, превращаются в инструмент ограничения свободы слова, влияния на журналистов и редакции.

Примеры косвенного давления на СМИ приводятся и в докладе Уполномоченного за 2011 г. По его мнению, в последние годы сформировался своеобразный набор приемов преследования журналистов за публичную критику, который включает подачу против них гражданских исков о защите чести и достоинства, а также предъявления им уголовного обвинения в оскорблении либо клевете. В качестве примера Уполномоченный описывает ситуацию, сложившуюся в Кемеровской области, губернатор которой в течение двух лет выиграл в судах этой же области около десятка подобного рода дел. Сумма удовлетворенных исковых требований к распространителям «порочащей его информации» превысила 2 млн рублей. Подобная картина, по словам Уполномоченного, наблюдается и в других регионах России.

Как отмечается в докладах за 2013—2014 гг., к давно существующим проблемам защиты прав журналистов прибавились новые, в виде законов, усложняющих деятельность представителей прессы. В частности, в УК возвращены и постоянно используются статьи о клевете, оскорблении представителя власти, расширено так называемое антиэкстремистское законодательство, расширена сфера компетенции Роскомнадзора, который стал обладать правом блокировать доступ к интернет-СМИ по признакам правонарушений, не дожидаясь судебного решения.

Уполномоченный обращает внимание на распространение практики неявного административного, финансового и иного давления на СМИ. В докладах содер- К

жатся многочисленные примеры прекращения вещания региональных средств у

массовой информации. Например, томская телекомпания ТВ-2, работавшая Л

в эфире 24 года и получившая самое большое количество отраслевых наград ЧУН

ТЭФИ среди всех региональных телекомпаний России, с января 2015 г. прекра- ЛоЫ

тила эфирное вещание, сохраняя только вещание на кабельном телеканале. ОН О

Ссылаясь на данные Фонда защиты гласности, Уполномоченный указывает, что Ко0

в 2014 г. на тех или иных основаниях отключены от телерадиовещания 36 регио- □ 0 л

нальных СМИ, прекращен выход 15 печатных региональных СМИ. □ чт

Необходимо отметить и примеры положительного решения проблем, связанных °НЫ

с деятельностью СМИ. В результате взаимодействия Уполномоченного по правам П Од

человека в Российской Федерации с Правительством РФ были созданы условия, Й°Я

гарантирующие развитие на всей территории России многопрограммного вещания П ° ч

с возможностью бесплатного эфирного приема общероссийских обязательных об-

А □

m

GH[f

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щедоступных телерадиоканалов с охватом к концу 2015 г более 98 % населения. Н

С 2015 г. Уполномоченный стал осуществлять мониторинг нарушения прав Е°0

журналистов на территории Российской Федерации и нарушения прав российских еМи

журналистов за рубежом. Отмечается, что в 2015 г. был зафиксирован 21 случай т □

т Д т

РАЦИИ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

нарушения прав журналистов. Чаще всего журналисты подвергались нападениям в ходе создания видеосюжетов и репортажей о потенциально незаконной деятельности представителей власти и бизнеса, а также при попытках проникнуть на охраняемые территории. Вторая распространенная проблема связана с созданием препятствий к доступу журналистов на судебные заседания, избирательные участки, заседания министерских коллегий и т.д.

В 2016—2017 гг. Уполномоченный продолжила мониторинг нарушения прав журналистов. Согласно данным, представленным в докладе, в 2016 г., зафиксировано 20 случаев нарушений прав журналистов на территории России и 43 случая нарушения прав российских журналистов за рубежом, в 2017 г. — 22 на территории России и 20 за рубежом.

Вопросы укрепления независимости СМИ, обеспечения профессиональных прав журналистов нашли свое отражение и в докладе Уполномоченного за 2019 г. В адрес Уполномоченного поступило 18 обращений, касающихся профессиональной деятельности журналистов. В докладе они условно разделены на две группы: жалобы российских журналистов, пострадавших в результате осуществления своей профессиональной деятельности за рубежом, и жалобы журналистов, подвергшихся давлению и преследованию со стороны представителей органов власти разных уровней в нашей стране.

К первой группе относятся запрет ретрансляции Первого канала, «РТР-Планета», «Россия 24», «Россия 1», НТВ, ТНТ на территории Украины. Съемочная группа телеканала «Россия 24» подверглась оскорбительным действиям со стороны националистов в Тбилиси. Во Франции полицией была избита корреспондентка РИА «Новости» В. Иванова, которая освещала ситуацию в городе. Как отмечает Уполномоченный, по надуманным причинам были заблокированы сразу два сайта медиагруппы МИА «Россия сегодня»: Baltnews.lv в Латвии и Sputnik в Литве.

Как беспрецедентный случай нарушения прав журналиста охарактеризован в докладе арест руководителя портала РИА «Новости. Украина» К. В. Вышинского, пострадавшего за исполнение своих прямых профессиональных обязанностей. Уполномоченный неоднократно обращалась к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям, а также к Комиссару Совета Европы по правам человека, генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ с призывом содействовать освобождению К. В. Вышинского. В результате он стал участником российско-украинского обмена заключенными в формате 35 на 35.

Ко второй группе нарушений прав журналистов были отнесены факты, когда публичные выступления в СМИ, связанные с критикой действий и решений отдельных представителей власти, повлекли попытки притеснений, вплоть до увольнения с работы или даже привлечения к уголовной ответственности. Большой общественный резонанс получило дело журналиста Ивана Голунова, обвиненного в распространении наркотиков. Как указывается в докладе, благодаря активной гражданской позиции федеральных и региональных СМИ, правозащитного сообщества, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ эти случаи не остались без внимания.

С 2014 г доклады Уполномоченного сопровождаются публикацией социологических исследований, проводимых фондом «Общественное мнение», в которых

f»* Куликова С. А

УНИВЕРСИТЕТА Защита прав журналистов Уполномоченным имени o.e. кугафина(мгюа) по правам человека в Российской Федерации

респонденты отмечают наиболее значимые для них права, на основании ответов выстраивается рейтинг значимости прав и свобод. Защита прав журналистов всегда связывалась с реализацией комплекса прав и свобод, условно обозначаемого в докладах как «свобода слова». Систематизация данных приведена в таблице.

Отчетный год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Количество респондентов, отметивших значимость свободы слова, % 16 16 19 23 20 24

Место в рейтинге значимости прав и свобод 9 10-11 11 10 12 11

Анализ данных позволяет сделать вывод, что количество респондентов, отметивших значимость свободы слова, постепенно растет, и в 2019 г. уже почти каждый четвертый осознал его значимость. В течение всех 5 лет свобода слова устойчиво занимает серединное положение — 10—11-е место из 22 позиций, и оказывается более значимой, чем, например, свобода совести, свобода предпринимательства или свобода творчества.

В целом анализ докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на предмет нарушения прав журналистов показывает, что к основным видам нарушений относятся нападения на журналистов с целью воспрепятствования осуществления ими своих профессиональных обязанностей, прекращение деятельности средств массовой информации по непредусмотренным законом основаниям, некоторые формы экономического давления на независимые СМИ, неправомерные ограничения доступа к информации и т.д.

Проблематика нарушений прав журналистов присутствовала в большинстве докладов Уполномоченного, однако она могла получать свое отражение в различных разделах доклада, связанных с личными или политическими правами человека и гражданина. Менялась форма донесения проблем защиты прав журналистов: описание отдельных кейсов, наиболее ярко отражающих проблемы, К систематизация проблем, анализ законодательства, мешающего реализации у прав журналистов, мониторинг нарушения прав журналистов, который показы- Л вает характер и масштаб нарушений. ЧУН

В своем выступлении на Всероссийской научно-практической конференции ЛоЫ

«Правовое просвещение и образование в области прав человека: опыт и пер- ОН О

спективы современной России», проводимой по инициативе Уполномоченного по Ко0

правам человека в Российской Федерации на базе Университета имени О.Е. Ку- > 0 л

тафина (МГЮА) 22 мая 2018 г автором этих строк было отмечено, что, защищая Ш чт

права журналистов, Уполномоченный защищает свободу слова, право каждого °НЫ

искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, со- пОд

здает условия для развития института свободы массовой информации, способствует активизации деятельности гражданского общества и стимулирует органы П °ч

А □

m

GH[f

государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц к устранению нарушений прав человека, оказанию помощи конкретным людям. шр Н

В связи с этим защита прав журналистов должна оставаться одним из приори- Е°0

тетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Рос- ЕМч

сийской Федерации. Анализ нарушений прав журналистов должен быть включен

РАЦИИ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в раздел «Защита прав отдельных категорий граждан». В некоторой степени это предложение нашло свое воплощение в докладе Уполномоченного по правам человека в 2019 г., раздел 2.6 которого обозначен как «Свобода слова и защита прав журналистов».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арзуманова С. М. Уполномоченный по правам человека в системе защиты прав осужденных // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 12. — С. 288—293.

2. Бердников Н. В. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и его роль в обеспечении политических прав и свобод граждан в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2015. — № 4. — С. 33—36.

3. Волченко А. В. Роль Уполномоченного по правам человека в защите граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами // Бизнес в законе. — 2012. — № 1. — С. 20—24.

4. Гончаренко О. К. Современные проблемы защиты прав женщин (по материалам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации) // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2019. — № 6. — С. 104—109.

5. Зиборов О. В., Кальгина А. А. О полномочиях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. — 2018. — № 7.

6. Карта нарушений прав журналистов // Сайт Общероссийского народного фронта. URL: https://smi.onf.ru/map/.

7. Коровникова Е. А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юридический мир. — 2007. — № 8. — С. 32—41.

8. Кудрявцев М. А. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды института государства и права РАН. — 2017. — Т. 12. — № 3. — С. 101—123.

9. Миронов О. О. Участие уполномоченных по правам человека (омбудсменов) в совершенствовании законодательства // Омбудсмен. — 2012. — № 1. — С. 31—37.

10. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 1996. — 509 с.

11. Синцов Г. В., Феоктистов Д. Е. Вопросы административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 9. — С. 162—168.

12. Сорокина Т. Ю. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите права на благоприятную окружающую среду // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2010. — № 5. — С. 130—138.

13. Феоктистов Д. Е. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2012. — 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.