А.В. Кузнецов,
УФСИН России по Воронежской области
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS SENTENCED TO IMPRISONMENT THROUGH THE SYSTEM GUARANTEES
OF THEIR REALIZATION
В статье проанализирован ряд основных прав и свобод человека в свете их реализации осужденными к лишению свободы. Определены 5 уровней системно-правового комплекса, предназначенного гарантировать осуществление прав и свобод человека и гражданина, подробно рассмотрен общественный контроль как эффективная гарантия соблюдения прав человека. В систему гарантий-принципов предложено включить осуществление мер по формированию уважения к правам человека.
The article analyzed a number offundamental rights and freedoms in the light of their implementation sentenced to imprisonment. Identified 5 levels of systemic legal complex designed to guarantee the rights and freedoms of man and citizen. Besides, public control as an effective guarantee of observance of human rights is in detail considered. The system of safeguards, guidelines suggested measures to build respect for human rights.
Конституция РФ в главе 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина как высшую ценность.
На данный момент в России существует довольно обширный перечень нормативно-правовых документов, защищающих права человека, в том числе и отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Часть из этих документов составляют международные стандарты в области защиты прав человека, другую — законодательные акты Российской Федерации.
В России продолжается процесс выполнения обязательств, взятых в связи с вступлением в Совет Европы, однако адаптировать нашу дейст -вительность к европейским гуманитарным стан -дартам очень трудно.
Ход реализации положений Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов, принятых через год после вступления России в Совет Ев -ропы, показывает, что, к сожалению, реформирование пенитенциарной системы России натал -кивается на проблемы, в основе которых лежит карательная политика в отношении осужденных.
Правовое положение осужденных к лише -нию свободы предполагает необходимость, «с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой — предоставить админист -рации исправительных учреждений необходи-мые правовые рычаги для эффективного дости -жения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных
новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления»[1].
Необходимо помнить, что лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за ис -ключением тех, в которых они ограничены в связи с лишением свободы.
Право на свободу передвижений (Всеобщая декларация прав человека, статья 13). Оно есте -ственно ограничено самим характером заключения, равно как и свобода общения (Всеобщая декларация прав человека, статья 20). Но осужденные не полностью лишены даже этих прав, поскольку они редко содержатся в полной изо -ляции, а если их и помещают в такие условия, то на это имеются очень веские причины.
Право на общение с семьей (Всеобщая декларация прав человека, статья 12). Обеспечение максимально возможного доступа к семьям должно быть составной частью системы, которая гуманно обращается с осужденными. Признание важности поддержания контактов осужденных с семьями является аргументом в пользу того, чтобы место жительства осужденного выступало в качестве определяющего фактора при решении вопроса о том, в какую исправительную колонию он должен быть направлен для отбывания наказания.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (Конституция РФ, статья 41). Осужден -ные, вне зависимости от характера их преступ-ления, сохраняют за собой право на наивысший достижимый уровень физического и психическо -го здоровья (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 12). Кроме того, заключенные пользуются меди -цинским обслуживанием без дискриминации в
связи с их юридическим положением (Основные принципы обращения с заключенными, принцип 9). В каждом учреждении, исполняющем наказания, как минимум необходимо обеспечить: регулярные консультации амбулаторных боль -ных, оказание неотложной помощи, должным образом оборудованное помещение для оказания консультаций и лечения осужденных, запас не -обходимых лекарств и препаратов, оборудование для проведения физиотерапии и восстановления после окончания курса лечения, специальные диеты, которые необходимы по медицинским показаниям.
Право каждого гражданина принимать участие в управлении страной непосредственно или через своего представителя (Всеобщая декларация прав человека, статья 21). Действующее за -конодательство, а именно - Конституция РФ - в части 3 статьи 32 устанавливает прямое ограничение права осужденных на участие в выборах (не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения сво -боды по приговору суда).
Важнейшим свойством института прав человека является их гарантированность [2]. Мож -но декларировать широкий спектр свобод, но они только тогда обретают свою истинную цен -ность, когда каждый гражданин имеет возможность ими воспользоваться, а государство спо-собно не допускать их нарушения.
Гарантии — меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадле -жащих ему прав и свобод — являются одним из важнейших элементов правового статуса и под -разделяются на юридические, политические, экономические и социальные.
Наиболее важны юридические гарантии — правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно -правовых актах и в зависимости от этого могут иметь разный уровень — конституционный, законодательный, подзаконный.
Б.С. Эбзеев отмечает, что все гарантии на -ходятся в органическом единстве, взаимопроникают и взаимно друг друга обуславливают. Чрезвычайно важным представляется также по -ложение о том, что все гарантии прав личности выступают, прежде всего, в правовой оболочке в виде юридических гарантий и в самом общем виде закрепляются в Конституции [3]. Поэтому именно юридические гарантии являются основным средством защиты прав и свобод и в то же время определяют саму возможность их реализа -ции. Равным образом это касается и осуществ-ления осужденными своих конституционных прав во время отбывания наказания в виде ли -шения свободы.
Юридическое обеспечение прав и свобод личности в широком смысле начинается с зако -
нодательного оформления сущности государст-ва, общественного строя, приверженности демократическим политико-правовым принципам, таким как верховенство закона, разделение вла -стей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством [4].
Ученые трактуют определение юридиче-ских гарантий неоднозначно. Наиболее емко по сути понятие А .И. Лепешкина, который опре -деляет гарантии как систему государственно -правовых средств, к числу которых относятся, прежде всего, законы и другие нормативно -правовые акты, а также различного рода государственные учреждения и органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию прав и свобод [5].
С принятием Конституции РФ 1993 года образовался системно -правовой комплекс, предназначенный для того, чтобы гарантиро-вать осуществление основных прав и свобод человека и гражданина, структуру которого образуют следующие уровни [6]:
- первый — основы конституционного строя, на котором базируется вся правовая система государства;
- второй — принципы правового статуса человека и гражданина, основные начала, из кото -рых исходит законодатель при создании правового закона;
- третий — конкретные права и свободы человека и гражданина, незыблемость которых наряду с положениями первых двух уровней гарантирована самой высокой степенью конститу -ционной защиты;
- четвертый — нормы текущего законода-тельства, которые должны, безусловно, соответ -ствовать Конституции страны;
- пятый — право каждого на судебную защиту своих прав и свобод посредством законного, независимого и беспристрастного суда.
Конституционные гарантии условно подразделяются на две группы: общие и специальные [7].
К общим относятся:
- конституционно-судебный механизм защи -ты прав и свобод (возможность обращения в Конституционный Суд РФ);
- судебная защита прав и свобод;
- законная самозащита человеком своих прав и свобод (лично, а также через общественные объединения и организации);
- административно-правовая защита прав и свобод (система федеральных конституционных и федеральных законов, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в кон -кретных сферах управления и определяющих их взаимоотношения с гражданами, обязанности органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц [8]);
- международная защита прав и свобод (возможность обращения в Европейский суд по пра-
вам человека или иные международные правозащитные организации).
Специальныжи конституционными гарантиями прав человека и гражданина (гарантиями правосудия) являются:
- гар антии по дсудно с ти;
- право на юридическую помощь;
- презумпция невиновности;
- запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;
- недействительность незаконно полученных доказательств;
- право на пересмотр приговора;
- гарантия от самообвинения (согласно проведенным опросам, статья 51 Конституции РФ известна осужденным к лишению свободы и часто ими используется);
- права потерпевших (нанесенный вред морального, физического или материального харак -тера подлежит возмещению);
- запрет обратной силы закона.
Что же касается правового статуса осужден -ных, то здесь имеется уникальная модель так называемых гарантий-принципов, уже достаточно давно предложенная М .П. Мелентьевым [9]:
- равноправие граждан перед законом;
- обязанность государства и должностных лиц обеспечивать реализацию гражданами своих прав и свобод;
- обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц;
- общественный контроль за деятельностью государственных органов.
В этот перечень следует добавить государственный контроль и осуществление мер по формированию уважения к правам человека.
Подробнее необходимо остановиться на институте общественного контроля за деятельностью государственные органов, который базируется на нормах статьи 30 Конституции РФ.
Важнейшим шагом на пути повышения эффективности этого института стало создание общественных наблюдательных комиссий (Феде-ральный закон Российской Федерации от 10 ию -ня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»).
Уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом, в задачи которого входит ограничение прав и свобод человека в целях и пределах, установленных законом, не может быть свободна от контроля со стороны общества. Система призвана защищать не свои собственные, а общественные интересы. Общество вправе требовать от системы надлежащего исполнения законов и соблюдения прав человека.
В этой связи уголовно-исполнительная сис-тема должна обеспечить открытость тюрем для
общества, признавая приоритетность следующих принципов:
- общество должно осознанно принимать учреждения исполнения наказания и заключенных как часть гражданского общества;
- сотрудники учреждений исполнения нака -зания должны понимать, что они выполняют общественно важные задачи;
- посещение учреждения исполнения наказа -ния представителями общественных объедине-ний является важнейшим условием для обеспечения принципов надлежащего обращения с заключенными и их социальной адаптации.
Все эти положения нашли свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р [10], в рамках которой предполагается:
- обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний;
- осуществление общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы;
- принятие мер по содействию обществен -ным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условнодосрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному.
В одном из своих выступлений Директор ФСИН России А. А. Реймер отметил, что «гарантии конституционных прав, идеи гуманизма применительно к осужденным и заключенным под стражу имеют глубокий социальный смысл. В процессе отбывания наказания осужденному нужно дать возможность сохранить человеческий облик, подготовиться к полноценной жизни на свободе. Одним словом, дать шанс для возвращения к социальным нормам поведения. Поэтому уголовно-судебная и уголовно-исполнительная политика претерпевают серьезные изменения в сторону сведения к минимуму негативных социальных последствий лишения свободы, как для осужденного, так и для его семьи, для общества, членом которого он остается и в период отбывания наказания, и после него» [11].
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» с целью обеспечения деятельности общественных наблюдательных комиссий при посещении учреждений уголовно-
исполнительной системы приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 года №652 утверждено соответствующее Положение о порядке посеще -ния учреждений УИС членами общественных наблюдательных комиссий.
Необходимо отметить, что посещения чле-нами ОНК учреждений исполнения наказаний выполняют сразу две функции:
- превентивную (сам факт того, что кто-то посторонний регулярно посещает места лишения свободы, уже способствует защите лиц, лишен -ных свободы);
- непосредственной защиты (посещения позволяют немедленно реагировать на проблемы лиц, содержащихся под стражей).
Свои визиты члены ОНК строят согласно за -кону в соответствии с формами своей деятельно -сти, основываясь на принципах независимости в оценках ситуаций, принципиальности в отстаи -вании прав человека и требований закона, публичности и открытости деятельности, профессионализма и компетентности, взаимного уважения и партнерских отношений с контролируемыми органами.
Посещение обязательно включает в себя обход территории учреждения, личный прием граждан, рассмотрение предложений, заявле-ний и жалоб лиц, находящихся в местах лише -ния свободы. Регулярно проводятся коллек-тивные занятия со спецконтингентом, лекции, анкетирования, беседы в формате вопросов и ответов. Кроме того, члены ОНК участвуют в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному.
Важным моментом является то, что ФСИН России широко освещает в средствах массовой информации работу членов общественных наблюдательных комиссий регионов и результаты посещения ими учреждений уголовно-исполнительной системы. Отчеты о визитах размещаются на официальном сайте ФСИН России, регулярно публикуются в газетах, что позволяет информировать общественность о проблемах и нуждах органов и учреждений исполнения наказаний
Общественные наблюдательные комиссии помогают в социальной адаптации лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, осуществляют сбор и передачу пожертвований в учреждения исполнения наказаний, привлекают пред -приятия различных форм собственности, отдельных граждан — добровольных помощников для попечительской работы; занимаются организацией трудовой занятости осужденных, обеспечением развития их индивидуально-трудовой деятельности, художественно-прикладного творчества, а также сбыту их продукции; организуют благотворительные концерты, спортивные, просветитель -
ские и культурные мероприятия, пополняют библиотечные фонды учреждений исполнения наказаний; содействуют медицинскому обслуживанию и обучению осужденных; оказывают правовую, социальную и психологическую помощь осужденным и освобождающимся, в том числе и по вопросам трудового и бытового устройства; оказывают помощь в отправлении религиозных обрядов, в создании и посещении культовых учреждений; участвуют в решении проблем деятельности органов и учреждений исполнения наказаний и их сотрудников.
Основной гарантией соблюдения, реалии -зации и защиты (в случае нарушения) прав и свобод граждан, в том числе и осужденных к лишению свободы, прежде всего выступает государственный контроль.
Представляется, что эта гарантия-принцип наиболее важна и по эффективности ее функционирования можно судить об уровне развития государства. Поэтому и необходимо дополнить ею перечень М.П. Мелентьева. А обязанность государства и должностных лиц обеспечивать реализацию гражданами своих прав и свобод и обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц будут являться составной частью государственного контроля, его разновидностью — так называемым «самоконтролем».
Уважение к правам человека на первый взгляд может показаться весьма «размытым элементом» и уж никак не гарантией. Однако правильное понимание ее сущности и последовательно выстроенный комплекс мероприятий по ее обеспечению на государственном уровне позволят повысить уровень правовой культуры населения в целом и его отдельных групп в частности, в нашем случае — сотрудников уголовноисполнительной системы и самих осужденных.
Необходимость такой гарантии обусловлена тем, что отсутствие самых минимальных знаний в области прав человека не позволяет сотрудни -кам уголовно-исполнительной системы должным образом вести себя с заключенными и понимать, что они также обладают набором прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, только с рядом ограничений, превышать которые нельзя.
В этой связи целесообразно включение в планы служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений лекториев по вопросам реализации прав, свобод и обязанностей осужденных, с углубленным изучением вопросов соблюдения в исправительных учреждениях конституционных прав человека, принципов и особенностей их правового регулирования.
Следует согласиться с мнением А.С. Михли -на, что лишение свободы сопряжено с наи-большими ограничениями, и поэтому для обес -печения прав осужденных необходима их де-тальная регламентация в уголовно -
исполнительном праве [12].
Количество юридических гарантий прав и свобод, в том числе и в отношении осужденных к лишению свободы, в России, конечно же, заметно увеличилось. Однако основной проблемой остается возможность их эффективного использования в случае нарушений прав человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лише -ния свободы и смертной казни // Российская юс -тиция. — 1997. — № 5. — С. 47.
2. Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О признании и гарантиях прав человека // Права человека в России: проблемы гарантий на современном этапе. — Волгоград, 1999. — С. 7.
3. Эбзеев Б .С. Конституционные основы свободы личности в СССР. — Саратов, 1982. — С. 123.
4. Права человека: история, теория и практи -ка. — М., 1995. — С. 141.
5. Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. — М., 1961. — С. 529.
6. Шевцов В.С. Права человека и государст -во в Российской Федерации. — М., 2002. — С. 193—195.
7. Конституционное право России: учебник / А.Н. Г оловистикова [и др.]; под ред. Н.А. Миха -левой. — М.: Эксмо, 2006. — С. 466—476.
8. Права человека: учебник для вузов / под ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2001. — С. 378.
9. Мелентьев М.П. Правовой статус осужденных и его конституционные гарантии // Воспитание и правопорядок. — 1987. — № 2. — С. 51—53.
10. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Ведомости уголовно -исполнительной системы. — 2010. — № 12. — С. 2—15.
11. Выступление Директора ФСИН России
А.А. Реймера на заседании коллегии Минюста России по вопросу «О соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН России» 16 декабря 2010 года [Электронный ресурс]. — URL:
http ://www.fsin.su/news/indexphp?ELEMENT_ID =11002.
12. Михлин А.С. Человек в «зоне» // Юриди -ческий вестник. — 1995. — № 1—2. — С. 27.