УДК 658.14/.17 ББК 65
ЗАЩИТА ОТ РЕЙДЕРСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА БОРИСОВА
старший преподаватель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящей статье рассматривается актуальная для современной России тема рейдерства. Основной целью данного исследования является анализ влияния рейдерских захватов организаций на различные звенья финансовой системы страны. Автором проанализированы условия социально-экономической среды, в котором возникло и развивается рейдерство и представлены наиболее эффективные способы защиты от рейдерства.
На основе вышесказанного, можно определить, что защита от рейдерства может быть обеспечена системным подходом к осуществлению комплекса мер, способствующих повышению экономической безопасности России.
Ключевые слова и фразы: рейдерство, корпоративный конфликт, финансовая система, безопасность предприятия, превентивные меры, противодействие коррупции.
Annotation.This article discusses the importance for Russia the topic of raiding. The main purpose of this study is to analyze the impact of hostile takeovers organizations on the various links in the financial system of the country. The author analyzes the conditions of the socio-economic environment in which it originated and developed raiding and presented in the most effective ways of protection from raiding.
Based on the above, we can determine that the protection from raiding can be achieved with a systematic approach to implementation of measures that improve the economic security of Russia.
Keywords: raiding, corporate conflict, the financial system, plant safety, preventive measures to combat corruption.
Формирование в России адекватной современным вызовам и угрозам системы защиты от рейдерских атак является важнейшей предпосылкой обеспечения ее экономической и финансовой безопасности.
Составной частью экономической политики любой страны является ее финансовая система, котораяс-вязывает звенья макроэкономики и микроэкономики в текущем и долгосрочном периоде.
В условиях современного социально-экономического развития система финансовых отношений находится в постоянном движении и изменении. Именно на уровне организаций создается национальный доход, который в последующем перераспределяется в другие, в том числе социально-значимые звенья экономики.
Сложная финансово-экономическая ситуация в современной России, которой способствовали падение цен на нефть, антироссийские санкции западных стран, снижение валютного курса рубля и прочие негативные тенденции в экономике в 2014 году вызвали рост турбулентности на финансовых рынках. Как высказался ряд
экспертов, в связи с этим возникает необходимость более активного использования денежно-кредитной сферы и финансовых механизмов в ключевых отраслях и сегментах реального сектора экономики1.
Поэтому актуальное значение в данных условиях приобретает реализация мер по защите финансовой системы от рейдерских захватов организаций в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и развитию реального сектора экономики.
Юридически рейдерство следует понимать как общественно опасное, противоправное деяние, связанное с незаконным приобретением права владения, пользования и (или) распоряжения активами (частью активов) юридического лица, либо связанное с установлением контроля над юридическим лицом путем незаконного приобретения права владения, пользования и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и (или) голосующими акциями акционерного обще-
ства, причиняющее вред правам и законным интересам собственников, осуществляемое вопреки их волеизъявлению и угрожающее безопасности личности, общества и государства2.
На данный момент гражданское иуголовное законо-дательствоне регламентируеттермин «рейдерство» в нормативной базеи противодействие рейдерству сводится к применению тех уголовно-наказуемых действий, которые имеют место в процессе рейдерских операций.
Негативными последствиями рейдерства в России являются: спад производства, монополизация некоторых сегментов рынка, ухудшение финансового, инвестиционного, инновационного климата, утрата конкурентоспособности, отмывание денег, полученных преступным путем, незаконный отток капитала, уклонение от уплаты налогов, увеличение коррумпированности представителей государственной власти и другие.
Стоит отметить, что рейдерство — это масштабный высокодоходный криминальный бизнес, который носит хорошо организованный характер и тесно сопряжен с коррупционными злоупотреблениями. Безусловным является экономический и имиджевый ущерб, наносимый стране рейдерством. В настоящее время ущерб от рейдерства для экономики Российской Федерации по различным экспертным оценкам достигает от 20 до 50 млрд. долл. ежегодно3.
Целью рейдерской деятельности является незаконный захват объектов чужой собственности посредством организационных, экономических, правовых или других средств.
В настоящее время в научной литературе используются три вида рейдерства — «белое», «серое» и «черное», различия которых заключаются в исполь-зованииметодов и схем захвата с целью незаконного завладения активами предприятия. В последние годы наблюдается тенденция смены однозначно криминальных механизмов захвата объектов чужой собственности технологиями, которые сами по себе не являются преступными, однако, на отдельных этапах их реализации могут включать совершение различных преступлений и правонарушений.
Однако цели и задачи рейдерства постоянно меняются и приспосабливаются к существующим условиям, формируются новые виды рейдерства — государственное, банковское, информационное, земельное и другие, что обусловлено масштабной коррупцией, низким уровнем предпринимательской культуры в обществе и высокой степенью латентности данных преступлений. И здесь необходим систематический анализ правовых и экономических механизмов, которые бы не позволяли превращать рейдерство в основной путь интеграции бизнеса.
В целях противодействия широкому распростра-
нению рейдерства был принят ряд федеральных законов по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления ответственности за умышленное искажение данных, содержащихся в реестре владельцев именных ценных бумаг, в системе депозитарного учета, за внесение в ЕГРЮЛ заведомо недостоверных сведений, а также за подделку решений органов управления юридического лица4.
Однако важно, что уголовно-судебный порядок разрешения корпоративных конфликтов за счет своей длительности во времени и невысокого уровня эффективности не всегда способен удовлетворить конфликтующие стороны и привести их к такому результату, который был бы взаимоприемлем.
Очевидно, что предотвращать угрозы проще, чем бороться с ними. Несмотря на это, система превентивных мер, направленных на защиту предприятия, в России остается недооцененной. Основным методомпре-дупреждения вражеских захватов является создание цивилизованной структуры корпоративного управления и постоянный мониторинг ситуации на рынке5.
Существуют также альтернативные способы преодоления корпоративных конфликтов: переговоры, медиация, мировое соглашение и заключение сделок, направленных на урегулирование спора, третейское разбирательство и др. Их преимущество состоит не только в экономии времени и средств на разрешение конфликта, но и в выработке решения, которое конфликтующие считают справедливым и приемлемым6.
На основе вышесказанного, можно предложить следующие направления защиты от рейдерства:
• постоянный сбор и анализ внешней информации с целью своевременного обнаружения признаков угроз недружественного интереса. Также необходимо исключить возможность юридических ошибок в документах предприятия, в обеспечении прав собственности;
• формирование надежной системы защиты инсайдерской информации. Также компания должна уделять внимание формированию имиджа, в том числе эффективному РR, участию в круглых столах и благотворительных акциях, поскольку поддержка со стороны общества и органов власти играет немаловажную роль в борьбе с рейдерами;
• проведение работы по созданию эффективной корпоративной структуры. В целях распределения финансовых и операционных рисков особое внимание требуется обратить на процедуру проведения и принятия решений на внеочередном собрании акционеров, на размещение дополнительных акций, на полномочия
исполнительного органа и т.п.;
• усиление внимания к вопросу формирования штата предприятия. Проведение кадровой политики, способствующей проявлению у наемных менеджеров-управленцев эффективной мотивации на развитие бизнеса и добросовестное исполнение своих обязанностей, проведение кадрового и управленческого аудита предприятия;
• постоянная работа с акционерами, консолидация акций и создание необходимых условий, которые бы препятствовали массовой скупке акций; передача реестра акционеров профессиональному регистратору, обладающему хорошей репутацией, а также контрскупка акций/долей у рейдера;
• осуществление управления кредиторской задолженностью. Необходимо осуществлять непрерывный мониторинг наиболее значимых кредиторов компании, возможно также создание специальной подконтрольной компании, которая будет накапливать кредиторскую задолженность основной компании;
• реализация схем по защите активов компании. Перераспределение активов значительно снижает риски неконтролируемой кредиторской задолженности, судебных споров и т.д. Обременение активов также приводит к усложнению процесса враждебного поглощения, например, передача имущества в доверительное управление и залог, что создает для рейдеров дополнительные трудности.Способом защиты могут выступать также варианты по страхованию ответственности за убытки, причиненные акционерам или эмитенту, а также взаимодействие с правоохранительными органами.
Конечно, это лишь общие положения, универсальные для каждого предприятия. Однако планомерное осуществление профилактических мероприятий позволит защитить бизнес и укрепить его оборону, осложнить действия профессиональных участников рынка слияний и поглощений. Умение прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации для предприятия возможно лишь в том случае, когда собственник пытается взглянуть на процесс захвата предприятия глазами захватчика. Чем чаще собственник будет уделять внимание степени корпоративной защиты предприятия, тем меньше будет возможностей у рейдера пользоваться отработанными схемами поглощений, и, как следствие, будет увеличиваться цена захвата и уменьшаться целесообразность его проведения.
На основе изложенного алгоритма защиты организаций от рейдерского захвата, можно сказать, что только системный подход в первую очередь, со сторо-
ны государства к рейдерству как к девиантной форме социально-экономического поведения, может привести к формированию эффективно функционирующей системы защиты от рейдерства.
1 Российский экономический журнал. — 2015. — № 1. С.109.
2 Киселев Н.С. Превентивная защита от рейдерских атак // Национальная безопасность / notabene. 2013. № 1. С. 171-178.
3 Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / notabene. 2014. № 3. С.366-371.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации. — Москва: Проспект, КноРус, 2015. — 240 с.
5 Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7(40). С. 38-42.
6 Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30-34.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. — Москва : Проспект, КноРус, 2015. — 240 с.
2. Киселев Н.С.Превентивная защита от рейдерских атак // Национальная безопасность / notabene.2013. №1. С. 171-178.
3. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / notabene. 2014. № 3. С.366-371.
4. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7(40). С. 38-42.
5. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30-34.
6. Российский экономический журнал. 2015. № 1. С. 109
References
1. Criminal code of the Russian Federation. — Moscow: Prospectus, Knorus, 2015. — 240 pages.
2. Kiselyov N. S. Preventive protection against raider attacks// National security / nota bene. 2013. No. 1. Page 171-178.
3. Kuznetsova E.I. On the Question of National Strategic Planning for Ensuring the Economic Security // National Security / Nota Bene. 2014. № 3. P.366-371.
4. Kuznetsova EI Economic security as a value reference of the regional economic strategy // National interests: priorities and security. 2009. № 7 (40). S. 38-42.
5. Kuznetsova E.I. National economic security as a subject of economic strategy of the state // National interests: priorities and security. 2008. № 7(28).P. 30-34.
6. Russian economic magazine. 2015. No. 1. Page 109