Научная статья на тему 'Защита личности от общественно опасных религиозных объединений в концепции теории криминологической безопасности'

Защита личности от общественно опасных религиозных объединений в концепции теории криминологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
842
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ОТ ОПАСНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита личности от общественно опасных религиозных объединений в концепции теории криминологической безопасности»

11.5. ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ОТ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Думби Ю. Ю., аспирант

Московский государственный университет приборостроения и информатики

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В настоящее время на территории Российской Федерации действует большое количество1 общественно опасных религиозных объединений, деятельность которых ставит под угрозу такие социальные ценности, как жизнь и здоровье человека, законные интересы семьи, права и свободы несовершеннолетних, собственность и порядок осуществления экономической деятельности, здоровье и нравственность населения и ряд других.

Особая опасность данного явления заключается в вовлечении в деятельность подобных объединений молодых людей, т.е. молодого потенциала страны, который может быть потерян для общества в связи с их уходом в криминальную среду, характеризующую деятельность ряда религиозных объединений экстремистской направленности.

Следует отметить, что подобные объединения декларируют себя в качестве религиозных, политикорелигиозных, психотерапевтических, оздоровительных, образовательных, культурологических и ряда других подобного рода объединений, что на самом деле, является прикрытием для реализации нелегальных целей руководства данных объединений. Истинными целями служат: получение прибыли и реализации властных полномочий, а в ряде случаев - нарушение общественной безопасности и основ конституционного строя государства.

Антиобщественные цели деятельности ряда религиозных объединений диктуют использование криминальных методов воздействия в сфере межличностных отношений и отношений личности и общества. Использование подобных методов также является общественно опасным проявлением, характеризующим деятельность ряда религиозных объединений.

Появившиеся на западе в 60-х годах XX в. «новые» религиозные объединения стали явлением глобального характера. Общественно опасный характер некоторых из них представляет собой общемировую проблему.

1 В ходе пресс-конференции в Москве исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев заявил, что на территории РФ в настоящее время действует от 200 до 5000 общественно опасных религиозных организаций (результаты разнятся в зависимости от того, какие из религиозных организаций считать общественно опасными). Членами этих организаций, по его словам, является от 1 до 2% россиян. Ссылаясь на данные Минюста, Р. Силантьев сказал, что больше всего организаций подобного рода находятся в Приморском крае (около 25% всех зарегистрированных религиозных объединений). См.: Здоровец Я. И., Мухин А. А. Религиозные конфессии и секты. - М.: «Алгоритм», 2005. С. 10.

Под общественно опасными религиозными объединениями следует понимать религиозные объединения, создание и деятельность которых наносит прямой ущерб общественным отношениям, охраняемым гражданским, административным и уголовным законодательствами или создает возможность причинения такого ущерба, возникающего вследствие формирования, распространения и реализации религиозных идей данного объединения.

Европейские государства в настоящее время очень слабо мобилизованы на борьбу с подобным явлением. Однако можно отметить многообещающие шаги в данном направлении. Комиссия прав и свобод Европейского Союза совместно с парламентской ассамблеей Совета Европы выработала рекомендации, направленные на обеспечение безопасности граждан стран членов Европейского Союза от воздействия общественно опасных религиозных объединений.

Необходимо выделить ряд важных положений и рекомендаций, сформулированных данными учрежде-ниями2. Во-первых, обращается внимание на то, что деятельность общественно опасных религиозных объединений представляет собой постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру, что свидетельствует о глобальности данной проблемы. Во-вторых, обращается внимание на то, что наряду с легально действующими «новыми» религиозными объединениями существуют и такие представители данного типа объединений деятельность которых связана с нарушением прав человека и совершением преступных деяний, таких как: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность и ряд других.

Для предотвращения противоправных действий со стороны представителей ряда «новых» религиозных объединений, Европейский парламент призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы правоохранительные органы действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали друг с другом, особенно в рамках Европарламента, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут общественно опасные религиозные объединения. Так же Европейский парламент обращает внимание на необходимость проверки действующего на территории стран-участников ЕС гражданского, административного и уголовного законодательства на предмет выявления его способности предотвратить возможность совершения такими объединениями противоправных действий.

Для реализации вышеперечисленных рекомендаций Европарламента, т.е. для обеспечения безопасности личности и государства, необходимо рассмотрение данной проблемы в рамках концепции теории крими-

2 См.: Постановление Европейского парламента от

12.02.1996 № 196/96 «Об ограничении и пресечении деятельности сект» // Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза XXI века». - Нижний Новгород: Братство св. Александра Невского, 2001. С. 23.

нологической безопасности, представляющей собой частную криминологическую теорию.

Обеспечение безопасности личности, общества, государства от угроз преступных посягательств, выдвигается в число наиболее приоритетных задач всех институтов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Осознавая необходимость обеспечения такой безопасности от криминальных посягательств, в настоящее время предусматриваются меры, оказывающие воздействие на криминальные проявления с целью их сокращения и удержания на социально приемлемом уровне. Вместе с тем современная ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с преступностью, не позволяет в полной мере обеспечивать социально приемлемый уровень безопасности личности от преступных посягательств со стороны общественно опасных религиозных объединений. Это связано, прежде всего, с нацеленностью этой деятельности на саму преступность, связанную с деятельностью общественно опасных религиозных объединений, а не на защиту объектов преступного посягательства. Основными препятствиями такого воздействия являются ряд особенностей, а именно:

1. Невозможность установления причинно-следственной связи между совершенным преступлением и деятельностью того или иного религиозного объединения (влияния его идеологической доктрины на способность совершения преступления).

В свою очередь это обусловлено:

- распространенной практикой отказа данных объединений от дискредитировавшего себя члена;

- проблемами, связанными с проведением экспертизы по выявлению деструктивности той или иной религиозной идеологии.

2. Отсутствие в уголовном законе понятий «религиозного преступления» и «ритуального преступления».

3. Отсутствие официальных статистических данных о преступлениях, связанных с деятельностью общественно опасных религиозных объединений в связи с отсутствием в формах статистической отчетности данных, связанных с мотивом совершения преступления и религиозным мировоззрением преступника.

4. Высокий уровень латентности преступлений, связанных с деятельностью общественно опасных религиозных объединений (по оценкам специалистов - порядка 90%). Латентность рассматриваемых преступлений предопределена:

- нежеланием принимать уполномоченными лицами процессуальные решения, способные вызвать большой общественный резонанс;

- недооценкой сотрудниками правоохранительных органов общественной опасности подобных деяний;

- отсутствием у сотрудников правоохранительных органов знаний о «новых» религиозных объединениях и их обрядности;

- строгой конспиративностью совершаемых преступлений, т.к. непосредственные исполнители и свидетели, члены общественно опасного религиозного объединения - являются соучастниками преступлений, что создает круговую поруку.

5. Общественная опасность ряда «новых» религиозных объединений проявляется не только в совершении преступлений их членами, но и в нарушении прав граждан, охраняемых международным, административным и гражданским законодательствами.

Защита членов данных объединений и членов их семей, работа с потенциальными и реальными жертвами общественно опасных религиозных объединений в современной системе борьбы с преступностью отодвигается на второй план. Обеспечение же криминологической безопасности предполагает смещение акцентов с самой преступности на защиту объектов преступного посягательства, а именно: личность - ее права, обязанности и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй.

Следует отметить, что сами криминальные проявления (преступность) со стороны общественно опасных религиозных объединений рассматриваются как угроза криминологической безопасности. Одним из основных направлений деятельности по обеспечению криминологической безопасности является оказание сдерживающего, нейтрализующего, а главное - предупреждающего воздействия на криминальные угрозы. Ограниченный объем статьи не позволяет в полной мере раскрыть методику воздействия на угрозу криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений, однако следует отметить, что предупреждение криминальной угрозы, является комплексным понятием и включает в себя такие мероприятия как: профилактику, предотвращение и пресечение криминальных проявлений.

Причины и условия данных криминальных проявлений рассматриваются как источники угрозы криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений. Криминогенные факторы изучаются, во-первых, как источники криминальных угроз и, во-вторых, как условия реализации этих угроз, поскольку важно знать, что способствует активизации действия криминогенных факторов, своевременно выявлять и ней-трализовывать длительно действующие, провоцирующие реализацию криминальных угроз, факторы.

Личность руководителя и члена данного объединения рассматривается как носитель угрозы криминологической безопасности. Необходимо обратить внимание на то, что личность члена данного объединения может одновременно являться как жертвой криминального влияния общественно опасного религиозного объединения, так и носителем угрозы криминологической безопасности. Личность преступника интересует теорию криминологической безопасности как непосредственный носитель криминальной угрозы. Следовательно, важно знать:

- реальный механизм криминализации члена общественно опасного религиозного объединения и как ей можно противостоять, то есть обеспечить безопасность личности от втягивания ее в сферу преступной деятельности (если таковая имеет место быть в том или ином религиозном объединении);

- каковы криминологическая характеристика носителей различного типа криминальных угроз и механизм реализации этих угроз, с тем чтобы предупреждать, минимизировать угрозы, своевременно выявлять и нейтрализовывать их носителей.

Кроме того, в систему обеспечения криминологической безопасности входит защита личности, общества и государства от угроз криминологической безопасности, а также виктимологическая профилактика, т.е.

предупредительная работа с реальными и потенциальными жертвами общественно опасных религиозных объединений. Более подробно теоретические основы и содержание криминологической безопасности были рассмотрены в трудах разработчиков этого направления исследования профессоров М. М. Бабаева и В. А. Плешакова3. Следует напомнить лишь определение этого понятия. Криминологическая безопасность - это объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми такой своей защищенности.

Обеспечение криминологической безопасности - это основанная на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, общества в целом и их институтов, имеющая целью достижение такого уровня защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства, который соответствует основным критериям криминологической безопасности4.

Далее, на основании рассмотренных понятий, определим систему обеспечения криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений, ее цели, задачи, функции, а также как эта система должна быть построена с учетом особенностей криминального влияния общественно опасных религиозных объединений.

Система обеспечения криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений - это совокупность субъектов обеспечения криминологи ческой безопасности, мер политического, правового, организационного, экономического, научного и иного характера, направленных на поддержание социально приемлемой криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений, финансовое, ресурсное и иное обеспечение реализации этих мер.

Основными целями и задачами системы обеспечения криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений являются:

- своевременное выявление появившихся и прогнозирование возможных негативных тенденций в состоянии преступности, связанной с деятельностью религиозных объединений, которые могут угрожать жизненно важным интересам личности;

3 См.: Бабаев М. М., Плешаков В. А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности государства. М., 1998; Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности (опыт структурного анализа) // Криминологический журнал. 2005. № 1. С. 5-9; Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. - М.: Академия управления МВД России, 1998.

4 См.: Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и система ее обеспечения в современных условиях // Россия в современном мире: проблемы, поиски, решения: Научные труды ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. Выпуск 2005 г. - М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2005. С. 211.

- выработка и осуществление комплекса мер по предупреждению, пресечению и локализации действия таких угроз;

- обеспечение защиты личности от воздействия таких угроз.

Решение задач обеспечения криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений требует участия многочисленных органов и организаций, применения различных форм вовлечения в эту деятельность населения, и поэтому совместная деятельность этих субъектов криминологической безопасности должна быть систематизирована. Эта система субъектов должна быть построена по определенной иерархии, поскольку каждый уровень субъектов должен решать круг задач обеспечения криминологической безопасности, определяемый его компетенцией.

Основной функцией рассматриваемой системы является координация усилий государственных органов, общественных формирований и населения по обеспечению криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений, привлечение для этой деятельности необходимых сил и средств.

В основе деятельности по обеспечению криминологической безопасности лежат три направления:

1. Воздействие на угрозу с целью преобразования ее в своих интересах.

2. Защита личности от преступного посягательства со стороны общественно опасных религиозных объединений.

3. Виктимологическая профилактика.

Первое направление обеспечения криминологической безопасности личности от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений достаточно подробно было рассмотрено ранее.

Что касается защиты личности от преступного посягательства со стороны общественно опасных религиозных объединений, то с этой целью необходимо комплексное использование мер правового и организационного характера по созданию трудностей на пути реализации такой угрозы, а именно:

Меры правового характера:

- приведение действующего законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части обеспечения защиты прав, интересов и свобод от криминального влияния общественно опасных религиозных объединений;

- совершенствование правоохранительного законодательства в направлении повышения заинтересованности в деятельности их структурных подразделений по защите объектов преступного посягательства от угроз со стороны общественно опасных религиозных объединений, предотвращению или минимизации последствий преступных посягательств со стороны данных объединений, восполнению или компенсации нанесенного преступной деятельностью ущерба.

- меры организационного характера:

- создание специализированных подразделений, для решения проблемы криминогенности религиозных объединений и увеличения численности кадрового состава подразделений занимающихся борьбой с экстремизмом;

- исследование и выявление общественно опасных

религиозных объединений;

- выявление мест и условий, где наиболее часто совершаются преступления членами общественно опасных религиозных объединений, например, кладбища в ночное время, а так же сфер влияния, таких как библиотеки, учебные учреждения, выставки, больницы и др., в которых наиболее активна просветительская деятельность общественно опасных религиозных объединений;

- разработка специальной тактики допроса подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших по преступлениям, имеющим отношения к деятельности общественно опасного религиозных объединений с учетом психологических особенностей вышеперечисленных лиц, а также по делам о преступлениях, совершенных членами общественно опасных религиозных объединений;

- проведение качественных высококвалифицированных экспертиз, в том числе религиоведческой, психиатрической и судебно-психологической;

- подготовка и переподготовка специально-ориентированных юристов, религиоведов, психологов для кадрового формирования специализированных органов уголовной юстиции;

- организация постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией между специализированными органами уголовной юстиции и другими службами органов внутренних дел;

- поощрение агентурной деятельности членов общественно опасных религиозных объединений;

- проведение статистического анализа правоохранительными органами:

а) количественного и качественного состава религиозных объединений для использования в целях прогнозирования преступности и организации профилактической работы;

б) преступлений, совершаемых членами общественно опасных религиозных объединений.

- создание специальных реабилитационных центров либо пунктов медико-психологической помощи пострадавшим от деятельности общественно опасных религиозных объединений;

- создание научной и экспериментальной базы для

обеспечения интеллектуально-научного сопровождения процессов развития системы криминологической безопасности.

По поводу виктимологической профилактики, т.е. обеспечении безопасности потенциальной жертвы общественно опасных религиозных объединений следует отметить, что личность члена данного объединения может одновременно являться как жертвой криминального влияния данного объединения, так и носителем угрозы криминологической безопасности. Исследование данной проблемы показало, что среди жертв данных объединений широко распространены следующие категории лиц: родственники и знакомые членов рассматриваемых объединений, сотрудники правоохранительных органов, работники органов законодательной, исполнительной и судебной власти, врачи, учителя, ряд других категорий служащих и иные лица. Основной формой виктимологической профилактики является повышение уровня религиозного образования вышеперечисленных категорий. Для реализации этой меры необходимо участие и помощь не только законодательных, образовательных министерств и ведомств, но и культурообразующих конфессий. Повышение уровня религиозного образования должно способствовать уменьшению интереса граждан к «новым» религиозным объединениям, неоднократно дискредитировавшим себя и привлечению к традиционным религиозным объединениям ориентиром которых был и остается социальный человек.

Таким образом, сложившаяся проблема требует незамедлительной, адекватной реакции со стороны компетентных органов, а так же использования криминологического, уголовно-правового и иного научнотеоретического инструментария для разработки мер по противодействию криминальной деятельности общественно опасных религиозных объединений с целью защиты национальных интересов и духовнонравственного состояния граждан от угрозы деструктивных, общественно опасных учений и культов. Угроза, исходящая от общественно опасных религиозных объединений, должна быть преодолена, для чего необходимо объединить усилия государства, культурообразующих религий и гражданского общества.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.