ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Рубрику ведет консультант по вопросам интеллектуальной собственности ВНИИ мясной промышленности, канд. техн. наук А. М. КЛЕЙМАН
Защита ителлектуальной собственности
в мясной промышленности
Когда-то герой «Одесских рассказов» И. Бабеля вежливо писал господину Эйхбауму: «Положите, прошу вас, завтра утром под ворота на Софийевскую, 17 двадцать тысяч рублей. Если вы этого не сделаете, так вас ждет такое, что это не слыхано, и вся Одесса будет о вас говорить. С почтением, Беня Король».
Сейчас к руководителям мясокомбинатов стали обращаться с похожими текстами. Мы позволим себе процитировать одно из таких писем, правда с купюрами, поскольку разбирательство, начатое по иску ВНИИМПа, еще не закончилось и до окончательного решения вопроса закон запрещает публично давать оценку действиям или называть имена фигурантов этого дела.
«Руководителю мясокомбината
Письмо-предупреждение
Настоящим письмом ставим Вас в известность, что мы
являемся правообладателями товарного знака «____».
По имеющейся у нас информации, Вы занимаетесь производством и продажей мясопродукции того же наименования. Данными действиями Вы нарушаете наши права, как правообладателя товарного знака.
Руководствуясь статьей 4 закона РФ «О товарных знаках...», мы запрещаем Вам использовать наш товарный знак и предлагаем:
1. Прекратить производство и реализацию названной мясопродукции.
2. Произвести уничтожение контрафактных экземпляров упаковки в срок до 20.10.06.
При неполучении письменных доказательств исполнения наших требований в установленные сроки мы будем вынуждены обратиться с иском в суд для защиты наших прав, кроме того, мы затребуем выплатить компенсацию в размере до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленную федеральным законом.
Очень надеемся на мирное разрешение нашего конфликта. Директор (подпись)».
Итак, на смену грубым методам недружественного поглощения и передела собственности в мясную промышленность пришли цивилизованные методы «честного» отнятия заработанных денег Рейдеры воспользовались отсутствием правовой грамотности предпринимателей в области интеллектуальной собственности и правом приоритета на объекты промышленной собственности и стали регистрировать на свое имя товарные знаки, технологии и рецептуры, чтобы «наезжать» на мясокомбинаты, требуя дань.
ВНИИМП видит свою задачу в защите интересов производителей мясной продукции. Методы правовой защиты предпринимателей от интеллектуальных пиратов (явление это настолько массовое, что в патентной литературе его стали писать без кавычек) достаточно отработаны на борьбе за советские вино-водочные бренды. Тема эта широко обсуждается не только в печати, но и во всех министерствах и ведомствах. В этом номере мы хотим довести до сведения мясопереработчиков предложения ВНИИМП по решению этой проблемы. Но, прежде всего, давайте определимся в терминологии и основных понятиях интеллектуальной собственности.
Что такое интеллектуальная собственность?
На первый взгляд вопрос кажется риторическим. Конечно это то, что создается головой, а не руками. На самом деле не все так просто. Интеллектуальная собственность
- это право на результаты интеллектуальной деятельности. У этого права есть две подотрасли: авторское право и промышленная собственность.
Авторское право распространяется главным образом на научные, художественные, изобразительные и т.п. произведения. Отличительная особенность авторского права, которая представляет интерес для инженеров и технологов, состоит в том, что в этой области нет понятия приоритета
- даты создания произведения - и нет понятия регистрации права. Автор, например, Шолохов не должен доказывать, что это он написал «Тихий Дон». Кто не согласен, пусть докажет обратное и автор понесет наказание. Закон объясняет это тем, что произведение не материальный, а идеальный объект. Охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо материальной форме (обнародован). К сожалению, когда авторство становится предметом судебного разбирательства, автору бывает нечего показать в доказательство своего приоритета. Поэтому многие авторы до публикации депонируют свои произведения, или иным образом, «столбят» свое авторство. Например, Д. И. Менделеев как придумал 17 февраля 1869 г. периодическую систему элементов, тотчас переписал текст на русском и французском языках в 200 экземплярах и отправил по почте своим коллегам в России и за рубежом.
Промышленная собственность - это другая ветвь интеллектуальной собственности. Она главным образом охватывает патентное право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и право на товарные знаки. Все эти объекты получают правовую защиту только после государственной экспертизы, которая длится более года, и регистрации в патентном ведомстве (Роспатенте). В отличие от авторского права объекты промышленной собственности имеют дату приоритета - это та дата, когда материалы заявки были сданы в Роспатент. Все объекты промышленной собственности классифицированы в соответствии с международными соглашениями.
Международная патентная классификация (МПК) охватывает все области знаний. Она разделена на восемь разделов: А - удовлетворение жизненных потребностей человека, В - химические процессы и т.д. Каждый раздел делится на классы, например, А22 - скотобойное дело. Каждый класс содержит подклассы, например, А22С - переработка мяса. Каждый подкласс разделен на группы, например А22С 5/00-смесители для мясного фарша. В любой патентной библиотеке мира все изобретения всех стран сгруппированы по МПК, поэтому проводить патентный поиск очень просто.
Международная классификация промышленных образцов (МКПО) имеет две ступени деления: классы (99 кл.) и подклассы, например, класс 09 - тара, упаковки, подкласс 01-04 - мясные продукты.
Международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков (МКТУ) - содержит более 20 тыс. наименований товаров и услуг, разделенных на 45 классов.
Каждый товарный знак относится к одному, нескольким или всем классам. Мясная продукция относится к 29, пельмени, вареники - к 30, а детское питание к 5 классу.
Изобретение не имеет определения. Его критериями являются два однозначных признака: мировая новизна и практическая применимость и один недостаточно определенный
- изобретение не должно являться явным для специалиста в этой области техники. Для подтверждения того, что изобретение удовлетворяет этому критерию, нужно доказать, что предложенное техническое решение имеет существенные отличия от прототипа - наиболее близкого к нему опубликованного технического решения. Объектом изобретения могут быть продукт или способ. Продуктом является, например, устройство, вещество, химические соединения, а способ - это технологический процесс. Суть изобретения сводится всего-навсего к модернизации известного технического решения с целью получить положительный технический результат. Для этого к известным существенным признакам прототипа добавляется один или несколько отличительных признаков. Патент на изобретение действует 20 лет при условии уплаты ежегодной пошлины.
Полезная модель - это техническое решение устройства, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Условиями предоставления правовой охраны полезным моделям являются новизна и промышленная применимость. Фактически экспертиза, которая длится месяц, а не 12 месяцев (как в случае изобретения) носит так называемый явочный характер - патент выдается под ответственность заявителя. Он действует 5 лет при условии уплаты ежегодной пошлины.
Промышленный образец - это полученное в результате художественно - конструкторской деятельности решение внешнего вида какого-либо изделия. Промобразцы бывают объемные, например, шестигранный батон колбасы, плоскостные, например, этикетка и комбинированные. Оценка новизны промышленного образца заключается в выявлении источника информации, ставшего общедоступным до даты приоритета, в котором могут содержаться сведения, раскрывающие совокупность существенных признаков, идентичных существенным признакам промышленного образца. Промышленные образцы в мясной промышленности - это, как правило, защищенные патентами дизайны упаковок и этикетки. Именно по ним потребитель узнает ту или иную продукцию в магазине. Патент на промышленный образец действует 15 лет при условии уплаты ежегодной пошлины.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные и комбинированные. Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков:
• обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками и заявленными обозначениями, имеющими более ранний приоритет. Например, если кто-то зарегистрировал товарный знак по классу 30
- пельмени «Столичные», то иному заявителю не выдадут свидетельство на товарный знак «Столичные» в отношении товаров 30-го класса;
• обозначения, характеризующие товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта, например, пельмени «Крупные», вареники «Знатные», колбаса «Пикантная», сосиски «Венские» и т.д.
• обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, например, колбаса «Отдельная», «Любительская», «Докторская» и т.д.
• изображения товаров, заявляемые на регистрацию
в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров, например, нельзя зарегистрировать «Пельмень», в качестве товарного знака по кл. 30-пельмени
• общепринятые наименования товаров, заявляемые для обозначения этих товаров, например, слово «колбаса», общепринятые сокращенные наименования организаций, например, ВНИИ, ЗАО, общепринятые символы и термины, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, например, мясопереработка, сельхозпродукция и т.п.
• обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, о его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности, например, колбаса «Эверест», так как на этой горе пока еще мясокомбинаты не построили
Это основные, но далеко не все ограничения. Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки в Роспатент, и продлевается на 10 лет неограниченное количество раз. Например, товарный знак «Соса-Со1а» зарегистрирован в России в 1924 г.
Общеизвестный товарный знак - это отнюдь не всенародный товарный знак, как думают многие. У этого знака есть владелец. Общеизвестными могут быть признаны товарные знаки, охраняемые на территории России, если такие знаки в результате их интенсивного использования стали в нашей стране широко известны среди соответствующих потребителей, например, конфеты «Нестле», водка «Русский стандарт». Общеизвестный знак - вещь штучная. В России их всего 59. Это при том, что обычных товарных знаков только по мясному 29 классу - более 30 тыс. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Коллективный товарный знак предназначен для обозначения товаров, обладающих общими характеристиками и производимых и (или) реализуемых объединением хозяйствующих субъектов, состав которого может увеличиваться или уменьшаться. Этот знак может быть использован любым предприятием объединения при условии соблюдения им устава товарного знака. В уставе указывается, какие из характеристик продукта должны выдерживаться и каким образом они контролируются.
Наименование места происхождения товара - это обозначение, содержащее современное или историческое наименование географического объекта или производное от такого наименования, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, например, колбаса «Клинская». Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно.
Лицензионный договор - это соглашение, в соответствии с которым одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение (лицензию) на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях, определенных по взаимному согласию сторон с учетом требований действующего законодательства. Лицензия бывает исключительная и неисключительная. Неисключительная лицензия предусматривает, что в пределах переданных по лицензии прав использовать объект может и лицензиат, и лицензиар (владелец), кроме того, владелец оставляет за собой право выдавать лицензии другим лицам. Исключительная лицензия
выдается только одному лицензиару и, в пределах переданных по лицензии прав, не допускается как выдача лицензий на этот же объект другим лицам, так и использование объекта самим владельцем. Обязательные условия лицензионного договора: стороны, предмет договора, территория действия, срок договора, вид лицензии, объем передаваемых прав, порядок расчетов, состав технической документации и объем технической помощи, а также указание на то, что качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара. Это подразумевает, что последний будет проверять качество этого товара. По договору уступки владелец прав на объект интеллектуальной собственности безвозвратно и безвременно передает иному лицу (правопреемнику) права на объект интеллектуальной собственности.
Проблемы предприятий АПК с использованием «советских» брендов
После 1 января 1992 г. с началом рыночной революции, либерализации и приватизации, спокойная история советских товарных знаков превратилась в историю, полную приключений, скандалов и судебных процессов. Никакого указа о порядке передачи их в частные руки не вышло, и ценные знаки расхватывали те, кто просто первым подал заявку на регистрацию. Всемирно известные названия водки «Столичная», «Пшеничная» и «Русская» отошли после череды сложных реорганизаций под контроль Союзплодимпорта. Новые владельцы товарных знаков пытались запретить всем остальным делать товары без их разрешения, требуя выплаты «роялти». Союзплодимпорту удалось навести некоторый порядок с водками, право на коллективный товарный знак «Прима» стало стоить миллион долларов, самарский пивной завод начал было получать деньги с некоторых производителей «Жигулевского». Однако в целом попытки навести монополию натолкнулись на серьезное сопротивление остальных участников рынка, которые не отказались в своей массе от производства раскрученных в былые времена брендов, а стали обращаться в Роспатент и суды с требованием монополию отменить. Возникла неразбериха: кто-то договаривался, кто-то судился с переменным успехом, но никакого единого подхода, никакой внятной стратегии государство не придерживалось, хотя все шло к тому, что со временем частная собственность победит, забвению придадут советское равенство, самые толковые и самые нахрапистые добьются того, чтобы им платили деньги все, кто опоздал к бесплатной «раздаче слонов». В настоящее время если не большинство, то большое количество известных названий продуктов, представленных на прилавках супермаркетов были и являются предметами разбирательства в судах и Роспатенте. Среди них, такие всем известные обозначения, как пиво «Балтика», коньяк «Арарат», водка «Смирновская», конфеты «Мишка», шоколад «Аленка», масло «Идеал», конфеты «Бон-Бон», «Буренка», воды «Нарзан», «Саяны», «Буратино», молочные продукты, в том числе сырки «Дружба» и «Янтарь» и т.д.
Цепочка «игр в товарные знаки», начавшаяся с водки, наконец, дошла до раннее не замечаемой мясной продукции. Началось с того, что Арбитражный суд Псковской области вынес решение о запрещении использования ОАО «Великолукский мясокомбинат» элементов товарного знака «Микоян», исключительное право на который принадлежат ЗАО «Микояновский мясокомбинат». Затем мясоперерабатывающий комбинат «Подмосковье» заявил, что компания «Соса-Со1а» украла у него расхожее русское словосочетание «Знай наших». Интересы мясокомбината защищало аж самое известное адвокатское бюро «Падва и партнеры». Вскоре после этого Арбитражный суд Свердловской области назначил экспертизу логотипов ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» (ЕМК) и ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус»». Руководители ЕМК посчи-
тали, что эмблема конкурента схожа до степени смешения с их товарным знаком. Пару лет назад между двумя крупнейшими московскими мясокомбинатами - «Черкизовским» и «Кампомосом» - разворачивалась «война» за товарный знак «Попурри», под которым оба предприятия выпускали свою продукцию. Права на товарный знак «Попурри», принадлежали «Черкизовскому». Почему «Кампомос» начал выпуск продукции под незарегистрированным брендом, а тем более вложил в его раскрутку $2 млн. никто толком объяснить не смог.
Наконец очередь дошла и до советских брендов. Дело в том, что как отмечалось выше, в пищевой промышленности включение в название продукции мест происхождения товаров и других словесных обозначений вызвано тем, что по ним производится регистрация продуктов в уполномоченных органах. С этой позиции традиционные наименования мясных товаров всегда служили средством идентификации именно продукции, а не ее производителя. Именно так их и воспринимают работники отрасли. Но для пиратов это просто товарные знаки и принадлежат они тому, кто первый получит на них свидетельство. А обладатель свидетельства имеет исключительное право запретить всем мясокомбинатам выпускать продукцию под этим наименованием. Или собирать с них дань. Попытка отвертеться от «пирата» простыми оговорками, что, мол, эту колбасу выпускают уже полвека, в судах не принимается. По закону это такой же контрафакт, как и «левые» диски, которые показательно мнут бульдозерами.
Существует один путь борьбы с «интеллектуальными пиратами»: аннулирование регистрации их товарного знака. Основаниями для этого служат:
1. Доказательство того, что этот знак вошел во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, например, пельменей, до того, как «пират» подал на него заявку в Роспатент. Доказательством являются финансовые документы, подтверждающие, что несколько мясокомбинатов, выпускали эту продукцию до даты приоритета товарного знака длительное время и неоднократно или, что по крайней мере одно предприятие выпускало продукцию под этим названием до 1 января 1992 г., т.е. до принятия Закона РФ «О товарных знаках.». Ссылки на литературные источники, ГОСТы и ТУ советских времен считаются не убедительными.
2. Доказательство того, что регистрация была произведена с нарушением закона, поскольку товарный знак указывает на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товара, например,великолепный,лакомый, крупный, аппетитный и т.д.
3. Доказательство того, что этот знак не использовался правообладателем в течение последних трех лет. Заявления такие принимаются, что называется голословно, потому что доказывать обратное должен владелец товарного знака.
4. Доказательство того, что «пират» сам не производит мясную продукцию по товарному знаку и, «наезжая» на реального производителя товаров, нарушает антимонопольное законодательство.
Так что не так-то просто «наезжать» на мясокомбинаты. ВНИИМПу приходится доказывать это интеллектуальным агрессорам в Палате по патентным спорам Роспатента.
Существует еще один способ борьбы с интеллектуальными «наездами». Этот способ принят во всем мире: регистрировать наименование своей продукции в качестве товарного знака не только до того, как началось ее производство, но и до того, как в ее рекламу был вложен первый миллион долларов.
Коллективный товарный знак
как средство защиты мясокомбинатов
от «наезда интеллектуальных пиратов»
Решением проблемы использования старых «советских» брендов, как считают в Роспатенте, может стать регистра-
ция коллективных товарных знаков. Их применение позволило бы многим производителям выпускать и маркировать ими продукцию, которая соответствует качественным параметрам, зафиксированным в уставе коллективного знака.
Коллективные знаки в отличие от товарных знаков (индивидуальных) используются для маркировки товаров, разрабатываемых, изготовляемых или реализуемых несколькими предприятиями, юридически самостоятельными, но экономически связанными между собой, добровольно объединившимися для осуществления совместной работы, в результате чего товары приобретают единые качественные или иные общие характеристики, которые должны быть зафиксированы в уставе знака и постоянно поддерживаться.
Из вышеизложенного следует, что, во-первых, коллективный товарный знак может принадлежать объединению юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой знак вправе использовать различные организации, входящие в состав данного объединения, соблюдая при этом обязанности по поддержанию качественных характеристик выпускаемых или реализуемых ими товаров.
Во-вторых, знак должен иметь устав, содержащий наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель регистрации знака, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава о применении коллективного знака.
Коллективным товарным знаком могут стать те обозначения, которые еще не стали чьим-либо индивидуальным товарным знаком, т.е. «бесхозные». В отношении же уже «приватизированных» советских мясных брендов их владельцы могут воспользоваться возможностью преобразования индивидуального товарного знака в коллективный, так как в ином случае их попытки извлечь из этого выгоду за счет других мясокомбинатов будут пресекаться сообществом, и они потеряют этот знак, как вошедший во всеобщее употребление до того как они его «прихватизировали».
Наши комментарии
18 декабря 2006 г. Президент России подписал Федеральный закон N 231-ФЗ «О введении в действие четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации», касающейся прав на результаты интеллектуальной собственности. Если в основном все статьи нового закона вводятся с 1 января 2008 г, то статья 13 введена с 1 января 2007 года. Это связано с трудноразрешимой проблемой использования советских брендов.
Согласно статье 13 Закона «Лицо, которое до даты приоритета позднее зарегистрированного товарного знака производило продукцию под обозначением, тождественным такому товарному знаку, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии для производства однородных товаров при условии, что такое использование осуществлялось в соответствии с действовавшим законодательством и началось до 17 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Указанное право может перейти к другому лицу только в порядке универсального правопреемства».
Дело в том, что в соответствии с п.1 статьи 6 Закона РФ «О товарных знаках...» не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различи-
тельной способностью или состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Однако таких знаков огромное количество и Роспатент, не имея доказательств, вошел тот или иной знак во всеобщее пользование или нет, продолжает их регистрацию по заявлению любого лица. Те, кого это задевает, могут воспользоваться правом, предоставленным другой статьей того же закона. В соответствии со статьей 28 Закона предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований, установленных статьей 6. В соответствии с «Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам» от 22 апреля 2003 г. N 56 (далее - Правила Роспатента), для аннулирования товарного знака на основании статьи 28 Закона требуется доказать, что зарегистрированный товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, до даты подачи в Роспатент заявки на оспариваемый товарный знак.
Теперь самое интересное. Что же до 1 января 2007 г. служило доказательством того, что обозначение потеряло различительную способность, стало видовым и вошло во всеобщее употребление, как обозначение сорта определенного вида продукции до даты приоритета оспариваемого знака? Согласно Правилам Роспатента, необходимо было представить документы, подтверждающие, что указанное обозначение использовалось различными лицами независимо друг от друга длительное время и неоднократно. То есть несколько предприятий должны были представить финансовые документы: накладные, договора и т. п., датированные раньше, чем товарный знак был заявлен в Роспатент. Теперь коллективная жалоба не требуется: любому предприятию достаточно показать, что до 17 октября 1992 г, то есть до вступления в силу первого российского закона о товарных знаках, оно производило продукцию под этим обозначением, и владелец товарного знака будет обязан бесплатно предоставить ему лицензию.
Например, все мы с детства помним газированный напиток «Буратино». Но в 2000 г его зарегистрировало на свое имя ОАО «Жигулевское пиво». В 2005 г. ОАО «Останкинский завод напитков» подал возражение против этой регистрации, ссылаясь на то, что напиток был разработан ВНИИ пивобе-залкогольной промышленности в 70-х годах прошлого века и выпускался на многих предприятиях. К возражению были приложены ГОСТ, ОСТ, ТУ, сертификаты качества, этикетки, подтверждающие выпуск «Буратино» по крайней мере на 8 предприятиях еще в советское время. Однако Палата по патентным спорам сочла эти доказательства не убедительными и отказала в аннулировании регистрации. Та же участь постигла и товарный знак на напиток «Саяны». Он тоже оказался приватизированным, а это значит, что все кто хочет выпускать газированные напитки «Буратино» и «Саяны» должен покупать лицензию и платить правообладателю роялти.
В соответствии с новым законом достаточно ОАО «Останкинский завод напитков», не прибегая к помощи коллег, предъявить документ, подтверждающий выпуск напитка «Буратино» до 17 октября 1992 г, и он сможет продолжать пользоваться этим брендом, а ОАО «Жигулевское пиво» вынуждено будет выдать ему бесплатную лицензию. То есть: кто способен доказать, что с советских времен выпускал продукцию под всем известным брендом - может продолжать ее выпускать дальше. Если бы такой закон появился лет 10-15 назад, то проблема советских брендов просто бы не возникла.