Защита интеллектуальной собственности российских правообладателей за рубежом
А.А. Мальцев
на момент написания статьи автор занимал должность начальника отдела интеллектуальной собственности ЗАО «Группа компаний «Русский Алкоголь»
(г. Москва)
Как показала мировая, а теперь и российская практика успешность любого направления бизнеса, включая производство и реализацию алкогольной продукции, достигается только при формировании его на основе интеллектуальной собственности. Уже многие российские компании, понимая актуальность этого постулата, стали правообладателями значительных пакетов различных объектов интеллектуальной собственности, которые используются ими как при производстве продукции, так и при выполнении услуг. Интенсивное развитие российской экономики в докризисный период, способствовавшее повышению эффективности ведения бизнеса большого числа российских товаропроизводителей, предопределило массовый выход отечественных компаний на мировые товарные рынки. Российские товары и услуги, которые все чаще становятся успешными брендами, привлекают внимание не только потенциальных клиентов (потребителей), но и недобросовестных участников рынка международного масштаба, желающих получать сверхприбыли за счет чужого интеллектуального капитала.
В связи с этим как никогда становится актуальной проблема охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров и услуг, являющихся наиболее ценной составляющей нематериальных активов.
Вопросы защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей с использованием возможностей национального законодательства, в частности
норм гражданского, уголовного, административного и таможенного права, уже достаточно подробно освещены в научнопрактической литературе, а также все чаще становятся темами докладов на профессиональных правовых конференциях и семинарах. Однако я хочу затронуть область борьбы с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности, которой до этого никто из специалистов не касался, а именно рассмотреть случаи, когда российские производители, обладающие правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг по законодательству Российской Федерации, не регистрировали свои права по правилам ни международной, ни национальной регистрации.
Итак, если за пределами России недобросовестный местный производитель использует на своей продукции обозначение, которое в России является зарегистрированным средством индивидуализации товаров и услуг, то считается, что его российский правообладатель не будет иметь никаких прав и возможностей защиты своей интеллектуальной собственности в конкретной зарубежной стране. Такую продукцию даже нельзя назвать контрафактной, пока она не пересекла границу Российской Федерации. На первый взгляд кажется, что без национальной или международной регистрации товарных знаков (будем рассматривать это средство индивидуализации товаров как наиболее часто применяемое в современном практике защиты интеллектуальной собственности) защитить интересы
российского правообладателя (производителя) за рубежом невозможно. Осмелюсь предложить набор мер борьбы с нарушением прав российских правообладателей в иностранных государствах на объекты интеллектуальной собственности, даже если международная или национальная регистрация таких объектов в конкретной стране отсутствует.
Конечно, идеальный способ защиты своей интеллектуальной собственности за границей - это национальная регистрация товарных знаков в патентных ведомствах стран, в которых реализуются российские товары, включающие средства индивидуализации, или в странах, где сохраняется потенциальная возможность изготовления подделок или поддельных комплектующих. Также для российских производителей, экспортирующих свою продукцию во многие страны мира, можно рекомендовать применить международную регистрацию товарных знаков согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и Протоколу к нему (в настоящее время 83 страны-участницы) через Всемирную организацию интеллектуальной собственности в Женеве или Европейскую регистрацию товарных знаков, осуществляемую Европейским ведомством по гармонизации регулирования товарных знаков, промышленных образцов и полезных моделей.
Однако международная регистрация товарных знаков не всегда защищает международный товарный знак в конкретной стране, так как согласно статье 5 указанного соглашения о международной регистрации знаков национальные патентные ведомства имеют возможность отказать в охране международному товарному знаку, если в национальном законодательстве имеются соответствующие условия. При этом исходя из практики борьбы с производством и реализацией контрафактной продукции в странах СНГ (несмотря на то, что почти все они присоединились в Мадридскому соглашению и (или) Протоколу к нему) можно заключить, что в этих странах основным способом борьбы с массовым производством контрафакта является обращение за защи-
той в национальные правоохранительные органы, которые не рассматривают международную регистрацию товарных знаков как подтверждение прав на конкретное обозначение при отсутствии их национальной регистрации.
В случае европейской регистрации товарных знаков наличие их национальной регистрации не требуется (Директива Европейского союза (ЕС), регулирующая сферу охраны товарных знаков от 1988 года, положена всеми странами ЕС в основу локального законодательства о защите интеллектуальной собственности). Для подтверждения европейской регистрации достаточно использовать товарный знак хотя бы в одной европейской стране, поэтому если сфера интересов российских производителей (правообладателей) лежит в странах ЕС (27 стран), есть смысл использовать возможности европейской регистрации товарных знаков, сокращая трудоемкость национальной регистрации товарных знаков в каждой стране ЕС.
При всей очевидности для российского экспортера, использующего на своей продукции средства индивидуализации товара, и необходимости тщательного подхода к регистрации товарных знаков не только в Российской Федерации, но и за ее пределами, мы рассматриваем ситуацию, как я уже ранее обозначил, когда этого сделано не было.
Итак, что же нам может помочь?
1. Включение товарных знаков в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы (ФТС России) (далее - Таможенный реестр). Этой теме в научно-практической литературе посвящено уже достаточное количество публикаций, да и проведенная в последнее время унификация правовой базы, регулирующей порядок внесения товарных знаков в Таможенный реестр и систему работы с ним, позволяет разобраться любому практикующему юристу в вопросе использования такого способа защиты объектов интеллектуальной собственности самостоятельно. Тем более что порядок функционирования Таможенного реестра очень четко прописан в Административном
Подписка в любое время (495) 974-1945, 974-1950 99
регламенте ФТС России1 и в Положении о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами2, отдельные нормы которого продолжают действовать и после вступления в силу Административного регламента. В настоящее время в Таможенный реестр включено свыше 1 200 товарных знаков, и число правообладателей, направляющих заявления на включение в него своих товарных знаков, с каждым месяцем растет.
2. Участие в таможенных реестрах объектов интеллектуальной собственности приграничных с Россией государств СНГ (таможенные реестры действуют почти во всех странах СНГ, кроме Узбекистана, Туркменистана, Армении. Использование таможенного реестра Грузии в настоящее время затруднено по известным причинам). Однако в этом случае все равно потребуется национальная регистрация товарных знаков в патентных ведомствах конкретных стран. Но если российский правообладатель посчитает участие в таких реестрах эффективным для защиты своих интересов, то это будет хорошим побудительным мотивом оформить регистрацию своих средств индивидуализации товаров в качестве национальных товарных знаков выбранной страны.
3. Контакты с зарубежными авторитетными профессиональными союзами (ассоциациями и т. п.), которые имеют влияние на своих членов. В большинстве случаев при выявлении среди членов таких сообществ любых нарушений устоявшихся обычаев и правил ведения бизнеса, а тем более нарушения чужих прав на интеллектуальную собственность, даже при отсутствии национальной регистрации ее объектов в качестве товарных знаков, подобные объединения могут добиться прекращения нарушений, использовав свой авторитет внутри организации, стараясь избежать огласки нечистоплотности членов союза, чтобы не подорвать авторитет всей профессиональ-
ной ассоциации. Положительным примером может служить деятельность китайской Торгово-промышленной палаты которая, получив информацию о подобных нарушениях, обязательно надлежащим образом воздействует на нарушителя, даже если речь идет о недобросовестном использовании китайским производителем обозначения, имеющего статус товарного знака только за пределами Китая и не зарегистрированного в качестве средства индивидуализации товара в китайском патентном ведомстве.
4. Использование в области защиты интеллектуальной собственности в иностранном государстве помощи местных специалистов, знающих национальную специфику и имеющих деловые связи в соответствующей профессиональной среде. Использование этого варианта защиты особенно актуально в азиатских странах СНГ, где сильны самобытные обычаи и национальные ритуалы, например ритуалы восточного гостеприимства или сбора всех родственников клана по случаю знаковых событий. Автор настоящей статьи может привести положительный пример использования такого способа при защите объектов интеллектуальной собственности компании - лидера алкогольной промышленности России, в которой он имеет честь работать в настоящее время, в республиках Узбекистан и Таджикистан. В этих странах, даже в отсутствие национальной регистрации на отдельные товарные знаки, удалось добиться от недобросовестных участников национальных рынков удаления с упаковки их товара обозначений, которые в России зарегистрированы как товарные знаки названной российской компании.
5. Установление прямого контакта с руководством зарубежной компании, уличенной в недобросовестном использовании прав на интеллектуальную собственность российского правообладателя за пределами территории охраны российских товарных знаков. Целью такого контакта является
1 Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений : приказ Федеральной таможенной службы от 8 июня 2007 года № 714 : вступил в силу с 4 декабря 2007 года.
2 Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами : приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 октября 2003 года № 1199.
непредъявление претензий или объявление о возможности применения мер антикон-трафактной защиты, которые за пределами России все равно применить не представляется возможным, а грамотное проведение переговоров. В ходе таких переговоров необходимо убедить представителей иностранной компании, что взамен на прекращение недобросовестного использования объектов интеллектуальной собственности российского правообладателя им будет предложено официальное (возможно, в будущем лицензированное) производство оригинальной продукции, если российского производителя устраивает качество производимой компанией-нарушителем продукции. «Если мы не можем пресечь негативное проявление, надо его возглавить, чтобы контролировать» - правило, которым в начале ХХ века при борьбе с революционерами-большевиками иногда результативно пользовалась жандармерия Российской Империи.
В любом случае, допускает российский производитель размещение в иностранной компании-нарушителе заказа на производство оригинальной продукции (или разрешение легального размещения на чужом товаре своего средства индивидуализации) или нет, российский правообладатель должен использовать время переговоров и обсуждения деталей возможного размещения производства для скорейшей регистрации в национальном патентном ведомстве своих средства индивидуализации товара в качестве товарных знаков. Этот способ защиты, конечно, применим только в том случае, если зарубежный недобросовестный участник рынка не опередил и уже не зарегистрировал на свою компанию в качестве товарных знаков объекты интеллектуальной собственности российского правообладателя в национальном патентном ведомстве. Если это все-таки произошло, российскому производителю (правообладателю) остается только договариваться о выкупе соответствующих товарных знаков у иностранца.
6. Использование помощи местных правоохранительных органов. Производство контрафактной, а тем более фальсифи-
цированной, продукции, как правило, сопровождается совершением множества сопутствующих преступлений (правонарушений), которые признаются таковыми почти во всех странах мира. Речь может идти о правонарушениях, связанных в первую очередь с налоговыми махинациями, производством фальсифицированных товаров, небезопасных для потребителей, незаконным предпринимательством, использованием поддельной маркировки акцизных товаров. Даже если российский правообладатель не имеет зарегистрированных товарных знаков в конкретной стране, при выявлении им случаев производства (реализации) в этом государстве товаров, маркированных его средствами индивидуализации, применяемых на оригинальной российской продукции, ему следует использовать эту информацию при составлении официального заявления о совершении правонарушения (преступления) для подачи его в национальные правоохранительные органы, аргументировав обращение тем, что за производством подобной, фактически поддельной, продукции могут скрываться сопутствующие преступления. Национальные правоохранительные органы, как правило, всегда должным образом реагируют на подобные заявления, учитывая авторитетность обращения иностранного заявителя и опасаясь международных конфликтов из-за покровительства национальной преступности. Время, которое будет потрачено на расследование заявленных правонарушений, надо использовать для проведения ускоренной национальной регистрации товарных знаков, а сам факт расследования - как аргумент в переговорах с компанией-нарушителем по уже предложенной схеме.
В качестве примера можно привести результативное сотрудничество ЗАО «Русский Алкоголь» с подразделениями Департамента экономической и коррупционной преступности (Финансовая полиция) Республики Казахстан в сфере борьбы с производством (реализацией) контрафактной алкогольной продукции на территории этой страны в период, когда в национальное патентное ведомство еще только были пода-
Подписка в любое время (495) 974-1945, 974-1950 1 01
ны заявки на регистрацию товарных знаков и у российского правообладателя отсутствовали свидетельства о национальной регистрации в Республике Казахстан своих средств индивидуализации товара.
Подводя итог изложенному, хочу еще раз подчеркнуть, что отсутствие международной или национальной регистрации в конкретной стране средств индивидуализации товаров, которые в России являются товарными знаками, не является безусловным препятствием к защите российскими правообладателями (производителями) прав на свою интеллектуальную собственность за рубежом. Однако российские правообладатели (производители) в рассмотренных случаях должны учитывать, что все предложенные меры (за исключением участия в таможенных реестрах) - это временные вспомогательные способы защиты своих прав, и только зарегистрировав свой товарный знак согласно правилам международной (европейской) регистрации или национальной регистрации в стране, имеющей значение для бизнеса конкретного произ-
водителя (правообладателя), они получают полноценные права на объект интеллектуальной собственности за рубежом, а значит, и права на его легитимную правовую защиту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года.
2. Директива Европейского союза, регулирующая сферу охраны товарных знаков от 1988 года.
3. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений : приказ Федеральной таможенной службы от 8 июня 2007 года № 714 : вступил в силу с 4 декабря 2007 года.
4. Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами : приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 октября 2003 года № 1199.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "КЛИФФ"
LEGAL SERVICES
16 лет на рынке юридических услуг города Москвы
более 60-и высокопрофессиональных юристов, специализирующихся
в различных отраслях российского и зарубежного права
полный спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг для Вашего бизнеса
Приглашаем принять участие в практическом семинаре 23 ноября 2010 года, Москва
ОФФШОРНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ХОЛДИНГИ
Основные вопросы программы:
анализ существующей структуры бизнеса, предпосылки к реструктуризации налоговое регулирование нерезидентов в России регулирование деятельности холдинга за рубежом владение и управление нерезидентными компаниями использование средств холдинга их владельцами инвестиционные счета в зарубежных банках для владельцев холдингов (на примере европейского банка)
+7(495) 504-34-61 www.cliff.ru