Научная статья на тему 'Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции'

Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / информация ограниченного доступа / ГИС «Посейдон» / защищенность / защита информации / corruption / restricted access information / Poseidon GIS / security / information protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарова Анна Константиновна

Целью исследования является анализ правовой защищенности ГИС в области профилактики коррупционных правонарушений и обеспечения защиты информации ограниченного доступа при ее обработке в ГИС. Для достижения этой цели проводится сравнительный анализ основных нормативных правовых актов в области обеспечения информационной безопасности и противодействии коррупции. С увеличением интеграции ГИС в жизнь общества и административное управление, вопросы об устойчивости функционирования ГИС ее защищенности и информации, находящейся в этой системе, приобретают еще большую актуальность. Выводы. ФЗ «О противодействии коррупции» расходится в подходах к защите информации с ФЗ «Об информации», а также с Приказом ФСТЭК России № 17. Выявленные нестыковки в правовом регулировании и проблемные места в системе противодействия коррупции не позволяют сформировать единую систему правового регулирования в области противодействия коррупции и получения информации по каналам связи о совершаемых коррупционных правонарушениях, а также определить перечень и арсенал юридических средств и методов, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица. Для обеспечения противодействия коррупции необходимо дополнить ФЗ «О противодействии коррупции» требованиями о защите информации ограниченного доступа, передаваемой по каналам ГИС о совершаемых коррупционных правонарушениях, путем принятия мер технического характера, а также мерами организационного характера, направленными на защиту информации ограниченного доступа», как это определено в ФЗ «Об информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жарова Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of Restricted Access Information in GIS in the Field of Anti-Corruption

The purpose of the research is to analyze the legal protection of GIS in the field of prevention of corruption offenses and ensuring the protection of restricted access information during its processing in GIS. To achieve this goal, a comparative analysis of the main regulatory legal acts in the field of information security and anti-corruption is carried out. With the increasing integration of GIS into the life of society and administrative management, questions about the stability of the functioning of GIS, its security and the information contained in this system are becoming even more relevant. Result. The Federal Law «On Combating Corruption» differs in approaches to the protection of information from the Federal Law «On Information», as well as with the Order of the FSTEC of Russia No. 17. The revealed inconsistencies in legal regulation and problematic places in the anti-corruption system do not allow forming a unified system of legal regulation in the field of anti-corruption and obtaining information through communication channels about corruption offenses committed, as well as determining the list and arsenal of legal means and methods available to public authorities, local governments, civil society institutions, organizations and individuals. To ensure anti-corruption, it is necessary to supplement the Federal Law «On Combating Corruption» with requirements for the protection of restricted access information transmitted through GIS channels about corruption offenses committed by taking technical measures, as well as organizational measures aimed at protecting restricted access information,» as defined in the Federal Law «On Information».

Текст научной работы на тему «Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции»

УДК 347 ГРНТИ 10.19.61

EDN: NIUBZA

Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции

©Жарова Анна Константиновна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Целью исследования является анализ правовой защищенности ГИС в области профилактики коррупционных правонарушений и обеспечения защиты информации ограниченного доступа при ее обработке в ГИС. Для достижения этой цели проводится сравнительный анализ основных нормативных правовых актов в области обеспечения информационной безопасности и противодействии коррупции. С увеличением интеграции ГИС в жизнь общества и административное управление, вопросы об устойчивости функционирования ГИС ее защищенности и информации, находящейся в этой системе, приобретают еще большую актуальность. Выводы. ФЗ «О противодействии коррупции» расходится в подходах к защите информации с ФЗ «Об информации», а также с Приказом ФСТЭК России № 17. Выявленные нестыковки в правовом регулировании и проблемные места в системе противодействия коррупции не позволяют сформировать единую систему правового регулирования в области противодействия коррупции и получения информации по каналам связи о совершаемых коррупционных правонарушениях, а также определить перечень и арсенал юридических средств и методов, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица. Для обеспечения противодействия коррупции необходимо дополнить ФЗ «О противодействии коррупции» требованиями о защите информации ограниченного доступа, передаваемой по каналам ГИС о совершаемых коррупционных правонарушениях, путем принятия мер технического характера, а также мерами организационного характера, направленными на защиту информации ограниченного доступа», как это определено в ФЗ «Об информации».

Ключевые слова: коррупция, информация ограниченного доступа, ГИС «Посейдон», защищенность, защита информации.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Для цитирования: Жарова А. К. Защита информации ограниченного доступа в ГИС в области противодействия коррупции //Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 5. С. 30-34. ЕРЫ: 1\11иВ2А

30

ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 5, 2023

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

ЖароваА. К. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

В ГИС В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Protection of Restricted Access Information in GIS in the Field ofAnti-Corruption

©Anna K. Zharova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Annotation. The purpose of the research is to analyze the legal protection of GIS in the field of prevention of corruption offenses and ensuring the protection of restricted access information during its processing in GIS. To achieve this goal, a comparative analysis of the main regulatory legal acts in the field of information security and anti-corruption is carried out. With the increasing integration ofGIS into the life of society and administrative management, questions about the stability of the functioning of GIS, its security and the information contained in this system are becoming even more relevant. Result. The Federal Law «On Combating Corruption» differs in approaches to the protection of information from the Federal Law «On Information», as well as with the Order of the FSTEC of Russia No. 17. The revealed inconsistencies in legal regulation and problematic places in the anti-corruption system do not allow forming a unified system of legal regulation in the field of anti-corruption and obtaining information through communication channels about corruption offenses committed, as well as determining the list and arsenal of legal means and methods available to public authorities, local governments, civil society institutions, organizations and individuals. To ensure anti-corruption, it is necessary to supplement the Federal Law «On Combating Corruption» with requirements for the protection of restricted access information transmitted through GIS channels about corruption offenses committed by taking technical measures, as well as organizational measures aimed at protecting restricted access information,» as defined in the Federal Law «On Information».

Keywords: corruption, restricted access information, Poseidon GIS, security, information protection.

Acknowledgments: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment ofthe Financial University.

For citation: Zharova A. K. Protection of Restricted Access Information in GIS in the Field of Anti-Corruption // ECONOMIC PROBLEMSAND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 5. P. 30-34. (in Russ.) EDN: NIUBZA

ВВЕДЕНИЕ

Государственные информационные системы (ГИС) выполняют важную роль в обеспечении взаимодействия граждан с органами государственной власти и реализации их полномочий [Амелин, 2016;Воробьев. 2015;Мирон, 2022], а также в предоставлении актуальной и достоверной информации. На 2022 г. было зарегистрировано более шестисот ГИС1, в их перечень вошла ГИС «Посейдон», созданная в 2022 г. в целях профилактики коррупционных и иных правонарушений2. С каждым годом увеличиваются как перспективы применения ГИС в России, так и объем данных, обрабатываемых в этих системах [Елин, 2022;АсЫт, 2021; А1оеу, 2020]. В связи с чем, растет интерес злоумышленников в получении такой информации [Кожевина, 2020;На-рутто, 2023;Уап Уи, 2018].

Целью статьи является анализ правовой защищенности ГИС в области профилактики коррупционных правонару-

1 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка текущего состояния федеральных государственных информационных систем с точки зрения перспектив цифровизации государственного управления». Утвержден Коллегией Счетной палаты РФ 28 июня 2022 г. // https://ach.gov.ru/upload/iblock/684/pepquqogiajf px¡8zvsbpgzmdzl03uzk.pdf(дaтa обращения: 01.06.2023)

2 Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О государственной

информационной системе в области противодействия коррупции

«Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон») // СЗ РФ 2022. № 18. Ст. 3053.

шений и обеспечения защиты информации ограниченного доступа при ее обработке в ГИС.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ГИС «ПОСЕЙДОН»

К ГИС отнесены федеральная и региональная совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, технических средств, обеспечивающих ее обработку, созданных на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов (п. 2 ст. 2 и пп.1 п. 1 ст. 13 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)3 (далее ФЗ «Об информации»).

Таким образом, рассуждая о правовой защищенности ГИС, необходимо анализировать уровни правовой защиты информации, информационных технологий и технических средств.

Под защитой информации понимается принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на «обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой ин-формации;соблюдение конфиденциальности информации

3 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

ISSN 2541-S025(print) Том 19, № 5,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 31 ISSN 2712-7605(online)

ограниченного доступа;реализацию права на доступ к информации» (ст. 16 ФЗ «Об информации»).

Из данного определения следует, что ФЗ «Об информации» определил защиту информации путем принятия правовых, технических и организационных мер обеспечивающих: -защиту информации отлюбых неправомерныхдействий, -соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

-реализацию права на доступ к информации.

Сравнительный анализ подходов к обеспечению защиты информации, обрабатываемой в ГИС, определенных в ФЗ «Об информации» и в ФЗ «О противодействии коррупци-и»4 позволил выявить расхождения. Так, в соответствии с п. 9 ст. 14 ФЗ «Об информации» «государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование ГИС, обязаны обеспечить, в том числе, защиту информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий». Однако Федеральный закон «О противодействии коррупции» защиту информации ограничил принятием только одной меры—соблюдением конфиденциальности информации ограниченного доступа. Так, в соответствии с п. 11 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности налагаются ограничения и обязанности «не разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей».

Сравнительный анализ требований, предъявляемых к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, определенных в ФЗ «Об информации» и в ФЗ «О противодействии коррупции», позволяет сделать следующий вывод—ФЗ «О противодействии коррупции» из трех мер, предоставленных ФЗ «Об информации», определил только одну—тем самым сузил меры обеспечения защиты информации, до требований по соблюдению конфиденциальности. Но, и ФЗ «Об информации» для отношений в области защиты информации в ГИС определил только одну меру, направленную на предотвращение неправомерных действий с информацией. Таким образом, ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «Об информации», «видят» по-разному возможные опасности, связанные с незаконным использованием информации.

ФЗ «Об информации» для защиты информации в ГИС сосредоточился на предотвращении неправомерных действий в информационных системах [Жарова, 2022], в то время как ФЗ «О противодействии коррупции» защиту информации в ГИС не обеспечивает.

Кроме того, ФЗ «О противодействии коррупции» игнорирует такую меру защиты информации как реализация права на доступ к информации, что в свою очередь не позволит гражданам, например, получить доступ к информации о проведенных мероприятиях в целях противодействия коррупции.

В условиях, когда ГИС «Посейдон» функционирует в целях минимизации коррупционных правонарушений иг-

4 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.

норирование ФЗ «О противодействии коррупции» такой меры защиты информации как защита информации от неправомерных действий, не позволит создать защищенную ГИС, поскольку эта мера направлена на формирование технологической защищенности обрабатываемой информации. В ФЗ «О противодействии коррупции» термин «ГИС» используется всего два раза в ст. 15, для определения отношений, связанных с включением сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

В условиях требования о применении ГИС «Посейдон», на которую распространяются положения Приказа ФСТЭК России «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»5 (далее Приказ ФСТЭК России № 17), игнорирование ФЗ «О противодействии коррупции» мер защиты информации от несанкционированного доступа является грубейшей ошибкой.

Не существует единства в подходах к защите информации между Приказом ФСТЭК России № 17 и ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с Приказом ФСТЭК России № 17 «информация, содержащаяся в государственной информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации»6. Но, как было уже отмечено, ФЗ «О противодействии коррупции» ограничился только соблюдением конфиденциальности, в то время как ФЗ «Об информации» для защиты информации в ГИС определил меру, направленную на предотвращение неправомерных действий в отношении такой информации.

МЕРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

Противодействию коррупции не способствует также существующее расхождение в понимании мер организационного характера, направленных на защиту информации ограниченного доступа, определенных в ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «Об информации».

Так, ФЗ «О противодействии коррупции» оперирует понятием «организационные основы противодействия коррупции», но не «меры организационного характера», с которыми ФЗ «Об информации» связываетзащиту информации.

К организационным основам противодействия коррупции ФЗ «О противодействии коррупции» отнесены Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, Генеральный прокурор РФ, Счетная палата РФ (ст.5).

В тоже время к мерам организационного характера, направленные на защиту информации относятся выявление несанкционированных доступов посторонних лиц, документальное оформление допуска работника к информации ограниченного доступа;контрольза:

5 Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» // РГ. № 136. 26.06.2013.

6 Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2021 № 2178 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера»// СЗ РФ 2021. № 50(4. IV). Ст. 8564.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА В ГИС В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

-движением документов и иных материальных носителей, содержащих информацию ограниченного доступа; -использованием корпоративной электронной почты в целях выявления несанкционированной пересылки документов (информации), соблюдением ограничения доступа в помещения, в которых находятся носители конфиденциальной информации, порядка учета, хранения, размножения, рассылки и уничтожения материальных носителей, содержащих информацию ограниченного доступа;

-проведение периодических проверок технических средств, применяемых для обработки информации, содержащей информацию ограниченного доступа, либо устанавливаемых в защищаемых помещениях;

-мониторинг средств массовой информации, включая Интернет, на предмет публикации материалов, содержащих информацию ограниченного доступа;

-периодичность выполнения контрольных мероприятий [Бекетова, 2022].

Таким образом, ФЗ «О противодействии коррупции» определяет организационную систему противодействия коррупции, но не уделяет внимание организационным мерам, направленным на защиту информации.

Основополагающий закон в области информационных отношений, и защиты информации—ФЗ «Об информации» предусматривает защиту информации путем принятия правовых, организационных и технических мер, направленных на реализацию права на доступ к информа-ции;соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, а также защиту информации от любых неправомерных действий. Хотя, для защиты информации, обрабатываемой в ГИС ФЗ «Об информации» определил только одну меру, направленную на предотвращение неправомерных действий с информацией.

В это время ФЗ «О противодействии коррупции» ограничился только соблюдением конфиденциальности информации ограниченного доступа. Исключив из сферы своего регулирования передачу информации посредством информационных технологий [Жарова, 2022], обработку информации в ГИС и ее использование федеральными органами государственной власти, органами государственной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами в целях противодействия коррупции. Не уделяет внимание ФЗ «О противодействии коррупции» и организационным мерам защиты информации, отношениям государственного или муниципального служащего, возникающим в связи с размещением информации, ее обработкой в ГИС, а также защитой информации ограниченного доступа при ее обработке в ГИС.

Защита информации в соответствии сданным законом связывается только с регулированием информационных отношений государственного или муниципального служащего по поводу неразглашения сведений конфиденциального характера. ФЗ «О противодействии коррупции» оперирует понятием «организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней», а не «меры организационного характера, направленные на защиту информации ограниченного доступа», как это определено в ФЗ «Об информации».

ВЫВОДЫ

Таким образом, ФЗ «О противодействии коррупции» расходится в подходах к защите информации с ФЗ «Об информации», а также Приказом ФСТЭК России № 17, который определил, что информация в ГИС подлежит защите в соответствии с ФЗ «Об информации».

Выявленные нестыковки в правовом регулировании и проблемные места в системе противодействия коррупции не позволяют сформировать единую систему правового регулирования в области противодействия коррупции и получения информации по каналам связи о совершаемых коррупционных правонарушениях, а также определить перечень и арсенал юридических средств и методов, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физическиелица.

Для обеспечения противодействия коррупции необходимо дополнить ФЗ «О противодействии коррупции» требованиями о защите информации ограниченного доступа, передаваемой по каналам ГИС о совершаемых коррупционных правонарушениях, путем принятия мер технического характера, а также мерами организационного характера, направленными на защиту информации ограниченного доступа», как это определено в ФЗ «Об информации».

В целях противодействия коррупции необходимо на уровне федерального законодательства определить отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и совершенствованием ГИС «Посейдон», включая сбор, обработку информации в целях включения в эту систему, а также хранение такой информации и обеспечение доступа к ней [Амелин, 2017]. Так, примерами регулирования ГИС на уровне федерального законодательства является ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», который регулирует отношения, связанные с использованием информации, содержащейся в этой ГИС, включая ограниченную7, а также ст. 44.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»8, определяющая порядок ее функционирования и использование сведений санитарно-эпидемиологического характера [Батрова, Жеребцов, Аверина, и др., 2022].

Для формирования единой правовой системы противодействия коррупции, в которую должны быть включены информационные отношения, необходимо в ФЗ «О противодействии коррупции» определить правовые и организационные основы использования ГИС «Посейдон» в целях противодействия коррупции, определить порядок обращения информации (включая ограниченную) в этой системе и доступа к ней организаций, осуществляющих эксплуатацию этой ГИС, компетентных органов, уполномоченных в соответствии с законом, пользователей, обладающих правом доступа к информации в соответствии с законодательством РФ, с учетом требований об ограничении доступа к информации.

7 Федеральный закон от 3 декабря 2011 № 382-Ф3 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ 2011. № 49 (Ч. 5). Ст. 7060.

3 Федеральный закон от 2 июля 2021 № 357-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ 2021. № 27 (4. I). Ст. 5185.

№№ 2541-8025(рппХ) Том 19, № 5,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 33 ЮМ 2712-7605(опИпв)

Список литературы:

1. Achim, Monica Violeta, Viorela Ligia Vaidean, Sarin Nicolae Borlea, and Decebal Remus Florescu. 2021. The Impact of the Development of Society on Economic and Financial Crime. Case Study for European Union Member States. Risks 9: 97. https://doi. org/10.3390/risks9050097.

2. Aloev, U. Anti-Corruption Agency and Anti-Corruption Examination of normative legal acts: Comparative analysis / U. Aloev, Q, Rozimova // European Journal of Molecular and Clinical Medicine. -2020. -Vol. 7, No. 2. -P. 6364-6368. -EDN QJTPEY.

3. Van Vu H., TTran. Q., Van Nguyen Т., Lim Corruption S. Types of Corruption and Firm Financial Performance: New Evidence from a Transitional Economy / H. Van Vu, T. Q, Tran, T. Van Nguyen, S. Lim // Journal of Business Ethics. —2018. —Vol. 148, No. 4. -P. 847-858. —DOI 10.1007/sl0551-016-3016-y. -EDN ZFMLUS.

4. Liu, Т. A. X. Understanding Corruption with Perceived Corruption: The Understudied Effect of Corruption Tolerance / Т. A. X. Liu, W. J. Juang, C. Yu // Public Integrity. -2022. -DOI 10.1080/10999922.2022.2029095. -EDN XPTACO.

5. Амелин P.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМе-диа, 2016. 338 с.

6. Амелин Р.В. Правовые отношения в сфере создания и использования государственных информационных систем // Административное и муниципальное право. 2017. № 9. С. 32-49.

7. Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Ко-тухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И. Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.

8. Бекетова Н.А. Как правильно и надежно защищать конфиденциальную информацию? // Кадровик-практик. 2022. № 2. С. 133-176.

9. Воробьев, А. В. Современные подходы к понятию коррупции, коррупционной преступности и коррупционных преступлений / А. В. Воробьев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. -2015. —№ 4. -С. 112-115. —EDN UFGIWD.

10. Елин В.М. Использование технологий защиты данных в деятельности правоохранительных органов // Российский следователь. -2022. —№ 10. -С. 61-65. -DOI 10.18572/1812-37832022-10-61-65.

11. Жарова А.Н. Обеспечение защиты государства от компьютерных атак в ИКТ-сфере // Труды Института государства и права Российской академии наук. —2022. —Т. 17, № 4. —С. 100-125. -DOI 10.35427/2073-4522-2022-17-4-zharova.

12.Жарова А.Н. Правовое регулирование отношений в области предотвращения возможных уязвимостей в информационных технологиях// Безопасность бизнеса. 2022. № 1. С. 19-26.

13.Кожевина О.В. Национальные правовые режимы России и Франции в сфере цифровой безопасности: компаративный анализ // Право и цифровая экономика. 2020. № 2. С. 12-16.

14. Мирон, А. Г. Теоретические подходы к соотношению понятий «коррупция», «коррупционные преступления» и иные коррупционные правонарушения / А. Г. Мирон // Юридический факт. -2022. —№ 192. -С. 24-27. —EDN AUVICJ.

15. Нарутто С.В. Тайна связи (Подготовлен для системы КонсультантПлюс) // СПС КонсультантПлюс. 2023.

Reference list:

1. Achim, Monica Violeta, Viorela Ligia Vaidean, Sorin Nicolae Borlea, and Decebal Remus Florescu. 2021. The Impact of the Development of Society on Economic and Financial Crime. Case Study for European Union Member States. Risks 9: 97. https:// doi.org/10.3390/risks9050097.

2. Aloev, U. Anti-Corruption Agency and Anti-Corruption Examination of normative legal acts: Comparative analysis / U. Aloev, Q. Rozimova // European Journal of Molecular and Clinical Medicine. -2020. -Vol. 7, No. 2. -P. 6364-6368. -EDN QJTPEY

3. Van Vu H., TTran. 0,, Van Nguyen T., Lim Corruption S. Types of Corruption and Firm Financial Performance: New Evidence from a Transitional Economy / H. Van Vu, T. 0, Tran, T. Van Nguyen, S. Lim // Journal of Business Ethics. —2018. —Vol. 148, No. 4. -P. 847-858. -DOI 10.1007/sl0551-016-3016-y. -EDN ZFMLUS.

4. Liu, T. A. X. Understanding Corruption with Perceived Corruption: The Understudied Effect of Corruption Tolerance / T. A. X. Liu, W. J. Juang, C. Yu // Public Integrity. -2022. -DOI 10.1080/10999922.2022.2029095. -EDN XPTACO.

5. Amelin R.V. The legal regime of state information systems: monograph / edited by S.E. Channova. M.: GrossMedia, 2016. 338 p.

6. Amelin R.V. Legal relations in the sphere of creation and use of state information systems. Administrative and municipal law. 2017. No. 9. pp. 32-49.

7. Batrova T.A., Zherebtsov A.N., Averina K.N., Vedysheva N.O., Vorontsova E.V., Menkenov A.V., Chernus N.Yu., Belyaev M.A., Kotukhov S.A., Timoshenko D.A., Yugova L.I. Commentary to the Federal Law of March 30, 1999 No. 52-FZ «On sanitary and epidemiological welfare of the population» (article by article). SPS ConsultantPlus. 2022.

8. Beketova N.A. How to properly and reliably protect confidential information? HR practitioner. 2022. No. 2. pp. 133-176.

9. Vorobyov, A.V. Modern approaches to the concept of corruption, corruption crime and corruption crimes / A.V. Vorobyov. Business in law. Economics and Law Journal. —2015. —No. 4. -pp. 112—115. — EDN UFGIWD.

10. Elin V.M. The use of data protection technologies in the activities of law enforcement agencies. Russian investigator. -2022. -No. 10. -pp. 61-65. -DOI 10.18572/1812-37832022-10-61-65.

11. Zharova A.K. Ensuring the protection of the state from computer attacks in the ICT sphere. Proceedings ofthe Institute of State and Law ofthe Russian Academy of Sciences. —2022. —Vol. 17, No. 4. -pp. 100-125. -DOI 10.35427/2073-4522-2022-17-4-zharova.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zharova A.K. Legal regulation of relations in the field of prevention of possible vulnerabilities in information technologies. Business security. 2022. No. 1. pp. 19-26.

13. Kozhevina O.V. National legal regimes of Russia and France in the field of digital security: comparative analysis. Law and digital economy. 2020. No. 2. pp. 12-16.

14. Miron, A. G. Theoretical approaches to the correlation ofthe concepts of «corruption», «corruption crimes» and other corruption offenses / A. G. Miron. Legal fact. —2022. —No. 192. -pp. 24-27. -EDN AUVICJ.

15. Narutto S.W The secret of communication (Prepared for the ConsultantPlus system). SPS ConsultantPlus. 2023.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,62%.

Статья поступила в редакцию 09.09.2023, принята к публикации 29.09.2023 The article was received on 09.09.2023, accepted for publication 29.09.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Жарова Анна Константиновна, доктор юридических наук, доцент, профессор, ведущий научный сотрудник Департамента информационной безопасности; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN: 2240-1467, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

AnnaK. Zharova, Dr. Sei. (Law), Associate Professor, Leading Researcher and professor of the Department of Information Security; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN: 2240-1467, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.