ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ISSUES OF THE CONSTITUTIONAL AND ADMINISTRATIVE LAW
УДК 342.4 © В.Ю. Пантелеев
ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье обоснована классификация экономических прав граждан, а также роль Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите отдельных экономических прав.
Ключевые слова: Конституционный суд, Уставный суд, нормоконтроль, экономические права.
V.Yu. Panteleev
PROTECTION OF ECONOMIC RIGHTS OF CITIZENS BY CONSTITUTIONAL JUSTICE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article validates classification of economic rights of citizens, and the role of the Constitutional Court and the Constitutional (charter) courts of the Russian Federation in protection of individual economic rights.
Keywords: constitutional court, charter court, normative control, economic rights.
В современном мире комплексная защита прав и свобод человека является приоритетом для всех органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ, гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Защита экономических прав граждан, на наш взгляд, может быть осуществлена в нескольких формах: как в судебном, так и во внесудебном порядке. Во внесудебном порядке экономические права граждан защищаются органами исполнительной власти, например, Роспотребнадзором, антимонопольными и другими органами, а в судебном - в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционном Суде РФ, конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Конституция РФ особо выделяет именно судебный порядок защиты нарушенных прав и свобод. Так, в соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Мы полагаем, что следует проводить разграничения между защитой конституционных прав (свобод) и их охраной. Необходимо отметить, что и охрана, и защита конституционных прав являются составляющими механизма реализации последних. Согласимся с Е.В. Киричек, что цель реализации -получить то благо, которое предусмотрено субъективным правом, цель охраны и защиты -
предупредить правонарушения, устранить причины, их порождающие (охрана), и восстановить процесс реализации, если он прервался (защита), т.е. охрана и защита прав служат обеспечению реализации прав [1, с. 116]. В литературе по вопросу соотношения охраны и защиты прав существует несколько позиций. Ряд авторов рассматривает данные понятия вместе в рамках единого целого [2, с. 27; с. 65]. Так, Н.В. Витрук полагает, что охрана прав - это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правами, на профилактику и предупреждение нарушений прав и обязанностей. Защита наступает в том случае, когда есть неисполнение обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие к их осуществлению, либо спор о наличии самого права или обязанности.
Нам представляется, что правы те авторы, которые разграничивают защиту и охрану конституционных прав [3]. Б.Ю. Тихонова отмечает, что охрана прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав и обязанностей. Защита - принуди-
тельный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами [4, с. 11-20]. Стоит согласиться с Н.И. Матузовым, который считает, что защита является частью охраны [5, с. 130-131]. Мы полагаем, что охрана экономических прав граждан представляет собой деятельность и комплекс мер, направленных на недопущение нарушения данного права и нормальную его реализацию посредством различного рода гарантий. Защита экономических прав граждан представляет собой деятельность и совокупность мер, действующих с момента нарушения права и направленных на восстановление нарушенного права. В данном случае меры носят не только правовой, но и организационный, материальный характер. Охрана и защита экономических прав граждан выражаются в деятельности как самого субъекта права, так и ответственных органов власти. Охрана экономических прав граждан обеспечивается добросовестной их реализацией, не допускающей злоупотребления своим правом, которое может быть выражено, например, в недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Строгое соблюдение запретов, содержащихся в законодательстве о защите экономических прав граждан, и исполнение возложенных обязанностей обеспечивают равный доступ субъектов права к соответствующим ресурсам, товарам (работам, услугам). Отметим, что охрана экономических прав граждан во многом зависит от эффективного исполнения обязанностей со стороны государства, выраженных в соответствующих гарантиях.
Анализ деятельности органов конституционной юстиции по защите экономических прав невозможен без уяснения самого понятия «экономические права». Принимая во внимание представленные в научной литературе подходы, приведем перечень конституционных экономических прав, используя в качестве основания различные виды экономической деятельности, приносящие выгоду субъекту в процессе его интеллектуальной деятельности: 1) право на труд; 2) право на частную собственность; 3) право на предпринимательскую деятельность. Они являются родовыми конституционными экономическими правами, которые, в свою очередь, делятся на видовые права в зависимости от предмета и/или вида деятельности, на которые направлены складывающиеся по его поводу экономические отношения. В рамках права частной собственности деление происходит по осязаемому
предмету: право частной собственности на землю и недвижимое имущество (в части приватизации и преимущественной покупки земли под недвижимыми зданиями и сооружениями); право частной собственности на движимое имущество (частично включая право требования и обязательственные притязания). В рамках права на предпринимательскую деятельность сама деятельность осязаема, а также доступен анализу и ее продукт, следовательно, внутриродовое выделение будет происходить по обоим основаниям: право на деятельность, основанную на собственном и наемном труде (включая отношения по лицензированию своей деятельности и регистрации юридического лица, которые одновременно тяготеют и к обязанностям); право на деятельность по производству и перемещению товаров и оказанию услуг (в частности, в вопросах налогообложения и таможенного изъятия товара). В рамках права на труд выделение видовых прав происходит по факторам проявления внешней и внутренней свободы индивида: право на доступ к труду при заключении и расторжении трудового договора; право на получение заработной платы для поддержания достойного уровня жизни. На уровне субъектов федерации этот перечень может дополняться. Так, Устав Свердловской области называет следующие экономические права и гарантии их реализации, в т.ч. не названные в федеральной Конституции: в Свердловской области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с федеральными законами и законами области различных форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, в соответствии с федеральными законами осуществляется антимонопольное регулирование; в Свердловской области в соответствии с федеральными законами и законами области осуществляются меры, направленные на защиту прав инвесторов; органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области не вправе вводить не предусмотренные федеральными законами и законами области ограничения хозяйственной деятельности в Свердловской области организаций различных форм собственности и граждан; органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области в соответствии с федеральными законами и законами области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально значимых сферах
путем установления соответствующих приоритетов в финансовой, налоговой и бюджетной политике; в Свердловской области защищаются интересы потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их прав.
Экономические споры прямо или косвенно разрешаются в ходе применения различных форм судебной защиты, ведущая роль среди которых принадлежит конституционно-судебной защите. В пользу лидирующей функции конституционного правосудия говорят следующие аргументы: 1) реализация функции по проверке органами конституционной юстиции положений нормативных актов на их соответствие основным законам (на федеральном уровне - Конституции РФ, на уровне субъекта РФ - основному закону субъекта); 2) наличие возможности формулирования и уточнения в ходе осуществления конституционного судебного контроля общепринятых принципов правосудия, на которых основывают свою деятельность все иные судебные органы [6]; 3) приоритет решений Конституционного Суда РФ, предопределяемый высшей юридической силой Конституции РФ. Деятельность федерального Конституционного Суда и региональных конституционных (уставных) судов обеспечивает соблюдение режима конституционности, в отличие от законности, которая осуществляется при отправлении иных видов правосудия. Конституционность - явление более высокого порядка, чем законность. Она является ядром доктрины и практики конституционализма. Именно благодаря ей обеспечивается прямое действие Конституции РФ и реальная защита прав граждан на основе равенства [7]. В сочетании с интересами человека воплощаются насущные интересы социума. По мнению А.Н. Ко-котова и Л.В. Сониной, конституционность как слагаемое конституционализма - это обеспечение в обществе с помощью правовых средств начал гармонии и справедливости [8, с. 128]. На федеральном уровне конституционность обеспечивается Конституционным Судом РФ, на региональном - она возложена на конституционные (уставные) суды. В рамках конституционного правосудия по защите прав граждан происходит активная трансформация конституционных норм-принципов с учетом изменяющейся конституционной политики. Гибкость принципов обеспечивает их взаимоусиление [9, с. 2]. Уточняя и дополняя систему конституционных принципов, органы конституционной юстиции тем самым интерпретируют конституционные нормы, закладывая основу ее законодательной защиты. В результате активного толкования, с
учетом норм международного права, Конституционным Судом расширяется сущностное «ядро» принципов правосудия, что в свою очередь влияет на своевременное обеспечение баланса частных и публичных интересов. В этой связи интересна точка зрения Л.М. Карапетяна, который обращается к проблеме конституционного контроля, подчеркивая, что контроль за конституционностью законов и иных нормативных актов выполняет и другие сопутствующие функции. Он способствует умиротворению политической жизни и обладает средством обеспечения уважения конституционных установлений. Тем самым, конституционный судебный контроль предупреждает возможность нарушения конституционного равновесия и усиливает сплоченность общества [10, с. 64-70]. Названного автора поддерживают М.М. Утяшев и Л.М. Утяшева, характеризуя деятельность Конституционного Суда РФ как играющую стабилизирующую роль, погашающую конфликтогенный характер нарушений прав человека, столь распространенный в реформируемых обществах [11, с. 360]. Центральное место органов конституционной юстиции при осуществлении ими конституционного правосудия по защите прав и свобод граждан выражается, во-первых, в таком феномене, как «судебный прецедент конституционного суда» [12], а во-вторых, в обращении за разъяснением к Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ в сфере нормоконтроля. Некоторые авторы обозначают решения конституционных судов как меру защиты права, так как они параллельно с защитой субъективного права защищают и конкретную правовую норму [13, с. 92; с. 160162] (Основной закон РФ или субъекта РФ). Они оказывают влияние на развитие права, формирование новых правовых норм и институтов [14, с. 4]. Их решения - юридические акты особого рода, которым присущи нормативно-интерпрета-ционный характер, обобщенность и обязательность» [15, с. 207]. Вне зависимости от четкой правовой природы решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ они, тем не менее, повсеместно используются как участниками спора в других видах правосудия для обоснования своей позиции, так и высшими судебными органами иных производств для разъяснения судебной практики [16], формулирования «недостающих элементов» конституционного текста исходя из смысла норм Конституции и базовых принципов, в ней заложенных» [17, с. 64].
Конституционное правосудие - важный институт гарантирования экономических прав. Нарушения прав и свобод в экономической сфере могут быть вызваны не только противоречащими закону действиями или бездействием органов публичной власти и их должностных лиц, но и быть следствием несоответствия нормативных актов основополагающим принципам. Действующее российское законодательство исходит из приоритетности судебной защиты прав граждан и господства приоритета права, выраженного в Конституции РФ. В конституционных идеях и формах правосудия находят отражение потребности и интересы общества. Граждане и их объединения обладают правом обратиться в Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ в случае, если примененный или подлежащий применению соответствующий нормативный акт затрагивает их конституционные экономические права и свободы. Однако приходится констатировать, что потенциал конституционных (уставных) судов субъектов федерации по защите экономических прав и свобод остается невостребованным, в то время как дополнительные механизмы защиты экономических прав человека в субъектах РФ имеются.
Литература и примечания
1. Киричек Е.В. Охрана и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (на примере Уральского федерального округа): дис. ... канд. юр. наук. - М., 2003.
2. См.: Волков С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: дис. . канд. юр. наук. - Ростов н/Д, 1999; Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР (вопросы теории). - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1988.
3. См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987; Киричек Е.В. Указ. соч.; Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: автореф. дис . . канд. юр. наук. - М., 1972.
4. Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 1972.
5. Матузов Н.И. Указ. соч.
6. См. частично об этом: Саликов М.С. Конституционный судебный процесс в системе российского права // Журнал российского права. - 2003. - №11; Саликов М.С. О сущности правовых позиций Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. - 2003. - №1; Саликов М.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие и система // Правоведение. - 2003. - №5.
7. См. об этом: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): очерки теории и практики. -М., 2001; Гаджиев Г.А. Конституционность норм гражданского права // Российский юридический журнал. -1997. - №3; Дмитриев Ю., Петров С., Амирбеков К. Понятие и принципы конституционной законности // Право и жизнь. - 2001. - №38; Кравец И.А. Конституционность нормативных правовых актов: доктрина и практика в России // Право и политика. - 2006. - №8.
8. Кокотов А.Н., Сонина Л.В. Конституционализм как политико-правовой режим // Российский юридический журнал. - 2001. - №1.
9. Гаджиев Г.А. Об эластичности конституционных принципов и конституционной политике // Современный конституционализм. - 2006. - №1-2.
10. Карапетян Л.М. Гарантии независимости органа конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1997. - №2.
11. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России. - Уфа, 2003.
12. См. подробнее: Саликов М.С. Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права / под ред. А.Н. Кокотова, М. И. Кукушкина. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
13. Ведяхин В.М. Защита права как правовая категория // Правоведение. - 1998. - №1; Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Принципы правового регулирования рыночных отношений. - Самара, 2005; Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в науке конституционного права России // Право и политика. - 2004. - №8; Шмавонян Г.А. Конституционное правосудие в системе разделения властей. - М., 2001.
14. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось // Российская юстиция.- 2001. - №10.
15. Кряжков В.А. Конституционный судебный процесс в субъектах Российской Федерации // Конституционный судебный процесс / отв. ред. М.С. Саликов. - М., 2003.
16. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - М., 2003; Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы // Государство и право. - 1993. - №7.
17. Саликов М.С. Источники конституционного права // Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Коко-тов, М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003.
Пантелеев Вадим Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, председатель Уставного Суда Свердловской области, 620012, Екатеринбург, ул. Пушкина, 19, [email protected].
Panteleev Vadim Yurievich, Candidate of Legal Sciences, Associate professor, Chairman of Charter Court in Sverdlovsk region, 620012, Ekaterinburg, Pushkina -19, [email protected].