Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318).
Право. Вып. 38. С. 24-27.
Т. В. Ивлева
ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Описывается защита детей в Республике Башкортостан: законодательная база, местные институты и должностные лица, занимающиеся защитой прав ребенка, особенность их работы, взаимодействие между собой, а также проблемы региона в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию механизма защиты прав ребенка в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: детство, ребенок, защита, омбудсмен, комиссия по делам несовершеннолетних, неправительственные организации, суд.
«Детство — важный этап жизни человека, который исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности»,— с такой преамбулы начинается Закон Республики Башкортостан (РБ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»1.
Согласно ч. 2 ст. 4 этого же Закона РБ защита прав и интересов ребенка является приоритетной сферой деятельности органов государственной власти республики.
Обеспечение основных гарантий прав ребенка в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;
- обеспечение международных стандартов в области прав ребенка и их защиты.
В целях реализации принципа «законодательного обеспечения прав ребенка» в Республике Башкортостан действует законодательная база, обеспечивающая основные гарантии прав ребенка,— законы РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»2, «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»3, «О патронатном воспитании
в Республике Башкортостан»4, «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»5 и др.
Всего в республике насчитывается более 15 законов местного уровня в сфере детства, не считая Указов Президента РБ, Постановлений Правительства РБ, определений Конституционного Суда РБ и других нормативных актов в сфере детства.
Основным законом, предусматривающим государственную защиту прав ребенка в Республике Башкортостан, является Конституция РБ (ст. 11, 42, 45, 47)6.
Принцип «поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе» осуществляется в том числе за счет мер, принимаемых в рамках республиканских программ, направленных на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (например республиканских целевых программ «Россия без сирот», «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013-2015 годы» и др.), стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013-2017 гг., а также концепции демографической политики в Республике Башкортостан на период до 2025 г.
Воплотить в действительность принцип «ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред» помогают специально созданные в Республике Башкортостан государственные органы и институты. Например, в ноябре 2012 г. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан по жалобе жительницы Благоварского района провела проверку условий проживания детей в одном из социальных приютов. В ходе проверки было
выявлено, что в приюте не созданы условия достойного проживания для младших детей: высота раковин, столов и стульев не соответствовала росту и возрасту находящихся в приюте ребятишек7. По итогам проверки детским омбудсменом был вынесен ряд предписаний руководству приюта.
В целом в республике ведется всесторонняя работа, направленная на охрану (защиту) детей. Именно поэтому в последнее время в Республике Башкортостан наблюдается тенденция к улучшению демографической ситуации. Количество детей, родившихся в республике в 2011 г., составило 55 950 человек, в 2012 г.— 58 997. Возросла численность детского населения в возрасте от рождения до 13 лет: в 2011 г. она составляла 651 959 человек, в 2012 г.— 663 0938. На указанную положительную динамику обратил внимание и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахов во время своего рабочего визита в Республику Башкортостан в ноябре 2012 г.9
Непосредственной защитой прав детей в республике занимаются комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, по делам молодежи, прокуратура, а также общественные организации. Особое место в системе защиты прав ребенка принадлежит институту Уполномоченного по правам ребенка, который действует более трех лет.
Указанные службы ведут работу по многим направлениям: контролируют условия жизни детей, процесс их воспитания родителями (опекунами, попечителями), обучения в образовательных учреждениях; рассматривают правонарушения в отношении несовершеннолетних и родителей, не выполняющих свои обязанности. Они проверяют законность исключения учащихся из образовательных учреждений, защищают интересы детей в судах, оказывают помощь подросткам, вернувшимся из специальных учреждений, организуют летний отдых, досуг и занятость несовершеннолетних.
За 2012 г. одной только комиссией по делам несовершеннолетних г. Сибая выявлено и поставлено на учет 12 неблагополучных семей, в которых воспитывается 24 ребенка (11 детей из них школьного возраста, остальные дошкольники),
9 родителей лишены родительских прав в отношении 10 детей10.
Особое внимание хочется обратить на Межведомственный совет при Правительстве РБ по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, активно решающий многие проблемы охраны семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан, а также осуществляющий мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социальной защите и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая структура является определенным ноу-хау не только в Республике Башкортостан, но и в нашей стране в целом. Она существует в каждом муниципалитете республики. Если семья попала в поле зрения Межведомственного совета (например, мать пьет, ребенок голодает, коммунальные услуги не оплачиваются), последний пытается всестороннее подойти к решению возникшей проблемы. К примеру, если у семьи имеются долги за жилищно-коммунальные услуги, сотрудники Межведомственного совета составляют график погашения долгов, находят спонсоров, которые могут помочь внести первую плату, а потом семья сама начинает постепенно оплачивать свои счета11.
Несмотря на то что в России отсутствуют специальные или ювенальные суды, рассматривающие дела с участием ребенка, в Республике Башкортостан в порядке эксперимента предприняты попытки ввести специализацию судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Экспериментальным стал Орджоникидзевский районный суд г. Уфы. В 2010 г. между Верховным Судом РБ, главой Администрации г. Уфы, Управлением судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Башкортостан, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Башкортостан, председателем Орджоникидзевского районного суда г. Уфы был заключен договор о сотрудничестве в рамках реализации программы «Использование элементов ювенальных технологий в работе с детьми “группы риска”» на базе Орджоникидзевского райсуда. В апреле 2012 г. все в том же Орджоникидзевском районном суде открылся первый зал для специального судебного состава по делам несовершеннолетних.
В целях реализации норм ч. 2 ст. 4 Закона РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» осуществляется поддержка общественных объединений и иных организаций, занимающихся деятельностью по за-
щите прав и законных интересов ребенка. На настоящий момент в Республике Башкортостан зарегистрировано 70 детских и молодежных общественных объединений: «Пионеры Башкортостана», Союз демократической молодежи, «Скауты города Уфы», «Исследовательский центр прав человека и гражданских инициатив» и др., которые насчитывают около 275 тысяч членов. В уставах многих из них прописаны положения о предоставлении правовой помощи детям и реализации их интересов12.
Несмотря на колоссальную работу в сфере детства в политике региона, работе структур и действиях должностных лиц имеется ряд недостатков, что объясняет рост количества преступлений в отношении детей, а также детских суицидов. Так, в 2012 г. было зарегистрировано 487 таких преступлений, что на 165 больше, чем в 2011 г. По данным главы Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан А. Касьянова. большинство преступлений против детей относится к категории тяжких и особо тяжких — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, совершение насильственных действий сексуального характера. В результате преступных действий в 2012 г. в Башкирии погибло 24 ребенка, в отношении 120 детей были совершены преступления сексуального характера, причем эта цифра касается только зарегистрированных дел13. Зафиксировано 50 суицидальных попыток детей, закончившихся летальным исходом14.
В чем же причины сложившейся ситуации?
Во-первых, несмотря на большое количество в Республике Башкортостан госструктур, занимающихся защитой прав детей, между ними отсутствует четкое взаимодействие. Зачастую в своей работе эти органы не дополняют, а подменяют друг друга. Например, Постановлением Администрации г. Уфы от 10 декабря 2012 г. было образовано муниципальное бюджетное учреждение «Центр общественной безопасности». Несмотря на то что с момента создания указанной структуры прошло много времени, о ней в республике мало кто знает. Кроме того, деятельность Центра общественной безопасности дублирует функции полиции, прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних.
Во-вторых, в Республике Башкортостан плохо поставлена информационная работа среди граждан. Так, в сентябре 2010 г. во всех субъектах РФ,
в том числе в Республике Башкортостан, начал работу единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Телефон создан в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На создание телефона доверия государство выделило более 10 млн р.15 Звонок бесплатный и анонимный. Удивительно, но о созданной телефонной линии доверия в республике мало кто знает. Данную проблему отметил и П. Астахов во время своего визита в Уфу в октябре 2010 г. По его словам, он не увидел в городе ни одного плаката с телефонным номером службы доверия. А ведь он должен быть вывешен везде, где только возможно.
В Уфе нет также ни одного плаката с информацией о детском омбудсмене, сведениями о том, куда ребенок может обратиться за защитой своих нарушенных прав.
В-третьих, негосударственные организации Республики Башкортостан ведут работу по правовому просвещению детей и защите их прав неактивно, а зачастую вообще ее не ведут. Одна из причин этого, на наш взгляд,— отсутствие соответствующих специалистов. В основном в неправительственных правозащитных организациях (НПО) состоят преподаватели, сотрудники подростковых клубов, студенты и молодежь, которые сами не являются юридически подкованными и просвещенными в сфере защиты прав ребенка.
В данном случае было бы замечательно, если бы руководство республики разработало совместно с НПО проекты, направленные на охрану (защиту) прав детей, а также создало отдельную структуру, занимающуюся обучением и тренингами лидеров третьего сектора в целях эффективной работы по защите прав детей.
С уверенностью можно сказать, что результат такой совместной работы не заставит себя долго ждать.
В завершение согласимся с П. Астаховым в том, что в основе всех законов, стратегий, концепций, которые создаются на федеральном или муниципальном уровнях, должна лежать не только государственная политика, но и интерес конкретного человека. Любой закон должен иметь «человеческое лицо». Только в этом случае наше государство действительно будет со-циальным9.
Примечания
1 Закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 г. № 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 2000. № 4 (106). Ст. 281.
2 Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»: принят Верхов. Советом Респ. Башкортостан 5 ноября 1993 г. за № ВС-21/19 (ред. от 29.04.2010) // Ведомости Верхов. Совета и Правительства Респ. Башкортостан. 1994. № 2 (20). Ст. 75.
3 Закон Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»: принят Законодат. Палатой Гос. Собр. РБ 24 февраля 1998 г., № 151-з (с последними изменениями от 29 дек. 2007 г.) // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 1998. № 13 (79). Ст. 778.
4 Закон Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан»: принят Гос. Собр.— Курултаем РБ 6 июля 2006 г., № 342-з (ред. от 03.07.2012) // Ведомости Гос. Собр.— Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2006. № 17(239). Ст. 1051.
5 Закон Республики Башкортостан от 9 января 2002 г. № 292-з «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»: принят Законодат. Палатой Гос. Собр. РБ 22 ноября 2001 г. (ред. от 22.04.2013) // Ведомости Гос. Собр., Президента и Кабинета Министров Респ. Башкортостан. 2002. № 4 (142). Ст. 204.
6 Конституция Республики Башкортостан: принята Верхов. Советом Респ. Башкортостан 24 декабря 1993 г. за № ВС-22/15 (в ред. от 28.06.2012) // Ведомости Верхов. Совета и Правительства Респ. Башкортостан. 1994. № 4 (22). Ст. 146.
7 Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан провела проверку условий проживания детей в социальном приюте Благоварского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РБ. URL: http://www.gsrb.ru/ru/ombudsman_ children/actions/?PAGEN_1=3
8 О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Башкортостан в 2012 г.: докл. Уполномоч. по правам ребенка в Респ. Башкортостан. Уфа, 2013. С. 27.
9 Право ребенка на семью должно быть обеспечено государством // The Daily News Ufa. 2012. №40 (72). С. 3.
10 Комиссия по делам несовершеннолетних подвела итоги работы за 2012 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа «Город Сибай Республики Башкортостан». URL: http://sibay-rb.ru/in-dex.php?dn=news&to=art&id=4751
11 Ивлева, Т. В. Защита семьи, материнства и детства в России / Т. В. Ивлева, Р. Р. Баева. Уфа : Ред.-издат. центр Башкир. гос. ун-та, 2011. С. 26-27.
12 По данным Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан от 1 мая 2013 г.
13Мкртчян, В. За 2012 год в Башкирии выросло число преступлений против детей [Электронный ресурс] // Ufavesti.ru : информ.-аналит. газ. URL: http://ufa-vesti.ru/2900-za-2012-god-v-bashkirii-vyroslo-chislo-prestupleniy-protiv-detey.html
14 О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2012 год / Уполномоч. при Президенте РФ по правам ребенка. М., 2013. С. 13-15.
15 Волкова, Е. Д. Детский дом должен быть «домашним» // Молодеж. газ. 2010. № 2 (33). С. 10.