FEATURES OF THE APPLICATION PRODUCTION SYSTEM
TOYOTA
Lyubov Ignatova,
post-graduate student of chair world economy and management, Kuban State University, 149, Stavropolskaya st., Krasnodar, 350040 e-mail: ignatova_lyuba@mail.ru
Abstract: The article describes the main principles of the production system Toyota. Contents of principles and tools.
Key words: production system, lean manufacturing, Toyota Production System (TPS), poka-yoke, just-in-time
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ Катаева Ксения Дмитриевна, студент (e-mail: kseniagreat@mail.ru) Уральский государственный экономический университет, г.Екатеринбург,
Россия
Шадурская Мария Михайловна, к.э.н., доцент Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г.Екатеринбург, Россия
В данной статье показан опыт зарубежных стран в части обжалования решений налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Затронута процедура урегулирования налоговых споров и действия (бездействия) налоговых органов. Проведено сравнение зарубежного и российского налогового законодательства.
Ключевые слова: налоговый спор, налоговый орган, законодательство, обжалование, налогоплательщик, решение суда, урегулирование споров.
Налоговые споры - переданное на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласия сторон правоотношения, связанного с исчислением и уплатой налогов; по поводу их взаимных прав и обязанностей, а так же условий их реализации, требующее его разрешения на основе правовой оценки действительности предполагаемых прав сторон и проверки законности действий властно уполномоченной стороны [4; стр.16].
В настоящее время в зарубежных странах появляется тенденция закрепления принципов обжалования решений налоговых органов в налоговом законодательстве. Каждое государство применяет индивидуальный подход в урегулировании налоговых споров. Этот факт позволяет, с одной стороны - провести сравнительный анализ в подходах решения споров разных стран; с другой стороны - возможность исключить неэффективные спосо-
бы урегулирования споров, и использовать зарубежный опыт в целях повышения результативности разрешения налоговых споров.
Рассматривая права налоговых органов в зарубежных странах, таких как Германия, Япония и Италия, и сравнивая с российской практикой можно выявить следующее сходство - налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки во всех выше названных странах.
В странах Зарубежья налоговые органы имеют право осуществлять мероприятия налогового контроля без уведомления налогоплательщиков. В Российской Федерации данные мероприятия без соответствующего извещения будут считаться незаконными (п.2 ст. 89 НК РФ и пп.2 п.14 ст. 101 НК РФ).
Можно отметить, что в странах дальнего Зарубежья существует множество видов налоговых проверок. Так, в Канаде, налоговая служба имеет право осуществлять следующие виды налоговых проверок: общая проверка; комбинированная проверка (один налоговый инспектор проверяет правильность исчисления всех косвенных налогов); случайная проверка (налоговая проверка производится внезапно, без уведомления налогоплательщика) и интегрированная проверка (идентична комбинированной, но принимают участие несколько инспекторов).
В России существует, всего лишь, 2 вида налоговых проверок - выездная налоговая проверка1 (проводится на территории налогоплательщика) и камеральная налоговая проверка2 (проводится на территории налогового органа без участия налогоплательщика).
В налоговой практике США не существует определенных видов контрольных налоговых мероприятий. Служба внутренних доходов США имеет огромное количество полномочий, куда и входит налоговая проверка. Но эта процедура более неформальная, в сравнении с другими странами.
На сегодняшний день, актуальным вопросом является обязательность обжалования в досудебном порядке решения, вынесенного налоговым органом по результатам проведенной проверки.
В большинстве стран Европы налогоплательщик имеет возможность обращения в суд с жалобой на вынесенное налоговым органом в результате проверки решение.
В США и Канаде обжалование вынесенного решения приостанавливает взимание пересчитанных сумм налога. Но действует эта возможность только на период рассмотрения первичной жалобы. Срок подачи искового заявления составляет 90 дней со дня направления налогоплательщику ре-
1 См. об этом: Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2016 года. - Москва : Эксмо, 2016. Статья №89.
2 См. об этом: Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2016 года. - Москва : Эксмо, 2016. Статья №88.
шения о начислении недоимки. Дальнейшее обжалование влечет необходимость исполнения налоговых обязательств [3; стр.26].
Во Франции же, исполнение требования об уплате налога приостанавливается только при наличии весомых гарантий со стороны налогоплательщика. Налогоплательщик имеет 2 месяца для подачи апелляции на решение французских налоговых органов в суд первой инстанции. Двухмесячный срок исчисляется, начиная с даты получения налогоплательщиком решения об административной ответственности. Процедура рассмотрения суда первой инстанции обычно занимает временной интервал от одного до трех лет. Решение административного суда подлежит исполнению. Отсрочка уплаты налогов может быть предоставлена только на основании судебного решения. При этом суд высшей инстанции, должен представить доказательства, что исполнение решения налогового органа может нанести непоправимый ущерб налогоплательщику. В большинстве случаев, приостановлений решений об уплате сумм не происходит, так как аргументы налогоплательщиков, по мнению налогового органа, не являются убедительными.
Следует заметить, что рассмотрение налоговых споров в странах Зарубежья происходит в различных органах.
В Великобритании налоговые споры рассматриваются в квазисудебных органах3 - налоговая палата в трибунале первого порядка. Срок рассмотрения дел составляет 30 рабочих дней со дня подачи искового заявления. Затем дела передаются в верховный трибунал, где осуществляется последующая апелляция и рассмотрение особо важных налоговых дел. Срок рассмотрения дел в верховный трибунал - 45 рабочих дней со дня передачи трибунала первого порядка.
Такая система позволяет разгрузить суды и разрешить налоговые споры на ранних стадиях. Используются механизмы переговорного процесса, которые позволяют урегулирования налоговых споров в кратчайшие сроки.
Если обратиться к опыту урегулирования налоговых споров в США, то можно проследить тенденцию мирного урегулирования. То есть, всего лишь 10% всех налоговых споров доходит до суда. Остальные 90% - решаются через Службу внутренних доходов, опираясь на Закон об административном процессе. Данная служба пользуется огромной популярностью у налогоплательщиков, так как урегулирование споров в данной организации не влечет больших затрат и большего времени на урегулирование споров. На сегодняшний день, данная служба является альтернативой судебных разбирательств.
В российском налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п.2 ст.138 НК РФ). Это
3 Квазисудебные органы - юрисдикционные учреждения, действующие в рамках исполнительной власти; устанавливают права и обязанности частных лиц в ходе осуществлениями ими возложенных на них полномочий.
значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Недостатков досудебное урегулирование налоговых споров не имеет, т. к. не лишает налогоплательщика права, в случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, обратиться в суд.
Преимущества досудебного урегулирования убытков:
• отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов;
• простота оформления жалобы;
• короткие сроки рассмотрения жалобы и исполнения решения по ней;
Судебное урегулирование налоговых споров в РФ происходит следующим образом. Заявление налогоплательщика может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Дела об оспаривании решений или действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения по делу. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, большому количеству участников арбитражного процесса [2; п.1. ст.200].
Таким образом, анализ зарубежного опыта урегулирования налоговых споров позволяет сделать вывод о многообразии механизмов разрешения налоговых споров. Каждое государство применяет индивидуальные подходы в решении налоговых споров. Отсутствуют единые системы органов налогового администрирования; различны права и обязанности, как налогоплательщиков, так и налоговых органов; сроки проведения налоговых проверок.
Результаты данного исследования в урегулировании налоговых споров позволяют сделать вывод о том, что в российской практике урегулирования налоговых споров в последние годы сделан серьезный шаг, а именно введение процедуры досудебного урегулирования споров, имеющего высокую эффективность, доказанную, в частности, и Зарубежной практикой.
Активному взаимодействию субъектов налогового спора способствуют положения о возможности применения соответствующих примирительных процедур. Принимая к сведению то, что, с одной стороны, государство имеет фискальную функцию (пополнение бюджета), а, с другой стороны -главными целями налогоплательщиков являются экономическая выгода и оптимизация налогообложения, компромиссом для обеих сторон - средства мирного урегулирования [5].
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями на 1 июня 2016 года - Москва: Эксмо, 2016. - 1120 с. - (Все кодексы РФ).
2. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
3. Корзун С.Ю. «Защита прав налогоплательщиков в зарубежных государст-вах».//Административное и муниципальное право.// Москва - 2008г. №11.
4. Орахелашвили Д.Б. «Понятие налоговых споров и отдельные направления их разрешения в Российской Федерации». Кандидат юридических наук// Москва - 2004г.
5. Споры в сфере налогообложения/Юридический центр «Pravogroup» -http://pravogroup.ru
Kataeva Kseniya Dmitrievna, student (e-mail: kseniagreat@mail.ru)
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia
Shadurskaya Maria Mihajlovnа, Cand.Econ.Sci., associate professor
Ural Federal University named after the first Russian President Boris
Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
(e-mail: mshdom@yandex.ru)
Foreign experience of settling tax disputes
Abstract. This article describes the experience of foreign countries in terms of appeal against the decision of the tax authority on the results of tax inspection materials. Affected by the procedure for the settlement of tax disputes and actions (inactions) of tax authorities. A comparison offoreign and Russian tax legislation.
Keywords: tax disputes, tax authority, the law, the appeal of the taxpayer, the decision of the court, the settlement of disputes.
УДК 316.62
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ Климанова Наталья Георгиевна, к.псих.н., доцент (klimanova@ieml.ru) Шаймухаметова Светлана Фанусовна, к.псих.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г Тимирясова (ИЭУП),
г.Казань, Россия (shsvetlana27@yandex.ru)
Статья посвящена изучению жизненных ценностей, мотивации деятельности предпринимателей и наемных работников. В работе рассматриваются основные жизненные ценности и мотивы деятельности личности в зависимости от формы организации деятельности (индивидуальные предприниматели и наемные работники).
Ключевые слова: жизненные ценности, мотивация деятельности, наемные работники, предприниматели