Научная статья на тему 'Зарубежный опыт управления в сфере утилизации твердых бытовых отходов (ТБО)'

Зарубежный опыт управления в сфере утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2452
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО) / УПРАВЛЕНИЕ УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ / ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ / УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Короленко Анна Викторовна

В статье анализируются ведущие способы организации системы обращения с ТБО в ряде европейских стран, представлены различные инструменты в сфере управления отходами в странах ЕС, государственная политика в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт управления в сфере утилизации твердых бытовых отходов (ТБО)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Казахстан выделили 100 миллионов долларов на реализацию и разработку «дорожной карты». Предполагается интенсивное развитие тех предприятий, которые инвестировал Казахстан. Это золотодобывающая компания «Казахмыс голд Кыргызстан», разрабатывающая месторождение Бозымчак, холдинг Vertex Gold, занимающаяся разработкой полиметаллического месторождения Джамгыр, дочерние предприятия ряда банков функционирующих на территории Кыргызстана.

К концу 2015 года планируется ввести в эксплуатацию первой очереди завода по производству ферросиликоалюминия, в этом проекте есть доля казахстанских инвесторов.

Таким образом, Кыргызстан вступил в единое таможенное пространство и должен подчиняться законодательству, утвержденному Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Согласно этому документу определенный перечень товаров из Кыргызстана, имеющий соответствующую документацию, не подвергаются декларации и таможенному контролю. Сертификаты на товары должны выдаваться уполномоченным органом. Интеграция в таможенном союзе определяет кооперирование конкурентных преимуществ и взаимовыгодно государствам участникам ЕАЭС. Однако пограничный контроль, как суверенное право государств, между двумя республиками сохраняется.

Надо полагать, что ещё в течение нескольких лет будут возникать определенные проблемы по вопросам миграции, так как возникает необходимость урегулировать многие нормативно-правовые документы, которые уже не соответствуют сегодняшним реалиям. Список использованной литературы

1. Исаченко Т.М. Эволюция евразийской интеграции: перспективы и риски. / Т.М. Исаченко // Мосты: Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. Volume 8 - Number 1. - С.20-23.

2. Иванов С.Г. Проблемы вхождения Кыргызской республики в Евразийские интеграционные процессы / Иванов С.Г//Вестник КРСУ.- 2013, том 13.- №6.- С.71.

3. Lyazzat Kozhakeyeva, Ainagul Kaipbayeva, Balzhan Chakenova Karlygash Zhylkyshybayeva, Aigul Adilbaeva. / Lyazzat Kozhakeyeva, Ainagul Kaipbayeva// Historical and Economic Aspects of the Eurasian Economic. //Review of European Studies. - Vol. 7, No 6, 2015.- р. 244

4. www. trend. az. - 21 марта, 2015 г

5. www. Knews. kg. - 28 июля, 2015 г.

© М.Т. Бостонкулова, 2015

УДК 351.777.6

Короленко Анна Викторовна

студентка 2 курса магистратуры филиала РАНХиГС в г.Брянске г.Брянск, РФ E-mail: [email protected]

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ

ОТХОДОВ (ТБО).

Аннотация

В статье анализируются ведущие способы организации системы обращения с ТБО в ряде европейских стран, представлены различные инструменты в сфере управления отходами в странах ЕС, государственная политика в данной области.

Ключевые слова

Твердые бытовые отходы (ТБО), управление утилизацией отходов, захоронение отходов, утилизация

отходов, переработка отходов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Стремительное образование большого количества отходов - одна из основных глобальных проблем всех стран, в том числе и Европейского союза (ЕС). Среднее количество отходов в год на одного жителя в 25 государствах (участниках ЕС) - 3,5 т на каждого жителя. Большую часть в этих отходах формируют добывающая и обрабатывающая промышленность, а также процессы строительства. Опасные отходы формируют 2% от общего количества отходов, бытовые отходы - примерно 15% [1, с. 20]. Именно поэтому экологическая проблема, связанная с утилизацией ТБО в последнее время вызывает все большее беспокойство у граждан развитых европейских стран.

В настоящее время без вмешательства государства в процесс управления сбором и переработкой ТБО невозможно прогнозировать эффективность решения этой проблемы.

В таких странах, как Нидерланды, Германия, Дания, Швеция и др. выделяют 3 принципа, которые доминируют в процессе управления сбором и переработкой ТБО:

1) повторно использовать и перерабатывать отходы;

2) отходы, если их нельзя переработать, можно использовать как вторичные энергетические ресурсы;

3) отходы свозятся на полигон, при условии, что первые вышеназванные способы являются неприемлемыми. [2, с. 38]

Последний способ избавления от ТБО признан в мире недостаточно эффективным с экономической точки зрения, поскольку требует колоссальных бюджетных затрат. Обусловлено это тем, что органические материалы долго не разлагаются, а некоторые компоненты отходов, проникая в окружающую среду через грунт, при разложении, выделяют вредные вещества, попадающие в грунтовые воды, атмосферу, и этим наносят непоправимый вред экологии и человеку. Более того, захоронение отходов оказывается, по сути, «захоронением экономических выгод», так как отходы, после соответствующей переработки, позволяют получить необходимые в современной экономике материалы.

Так, согласно данным Eurostat, в Европе в 2009 году на вторсырье ТБО переработано 24%, а захоронено 40%. Европейской Комиссией также были разработаны проекты законов «Введение документов о переработке» и «Определение минимальных критериев для переработчика автомобилей /Директива об окончании жизненного цикла», по которым предусмотрено, что при утилизации автомобилей, начиная с 2015 года, рециклинг должен давать минимум 85% (в 2015 г. - 95%) веса материалов, только 10% могут быть термически переработаны (превращены в энергию) и всего 5% могут быть захоронены.

Эффективную практику управления отходами демонстрируют те страны, которые в той или иной сфере пытаются максимально использовать переработку материалов, импортируемых в эту страну. Так, например, Япония, не имея своих собственных природных запасов железа, смогла стать автомобильным гигантом мирового масштаба только за счёт качественных циклов переработки. Проблема утилизации отходов особенно актуальна в данной стране в связи с тем, что там совсем нет места для их захоронения. Ежегодно в этом государстве образуется около 50 млн. т бытовых и 400 млн. т промышленных отходов, что составляет примерно 1 кг мусора в день на душу населения.[2, с. 40]

В 2000 г. в Японии вступил в силу Основной закон об обществе с устойчивым ресурсным циклом, который обязал компании разрабатывать безопасные для окружающей среды изделия, для производства выбирать легко утилизируемые материалы, и представлять сведения о способах утилизации. В том же году был принят Закон о форсировании эффективного использования сырья. Под его действие попадает примерно 50 % всех промышленных и бытовых отходов. В соответствии с этим законом построено около 2000 специализированных предприятий, осуществляющих демонтаж старой мебели, бытовой техники, велосипедов и др.

Успехи Японии в области утилизации отходов во многом - результат целенаправленной политики страны, которая включает не только вышеописанные законодательные, но также и финансовые (дотации, целевые займы, льготное налогообложение) и организационные (содействие научным исследованиям и созданию прогрессивных методов переработки отходов) меры. За ряд нарушений в области размещения отходов в окружающей среде в Японии предъявляются наиболее жестокие требования, предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до заключения. Грамотное управление утилизацией отходов стало стилем жизни японцев.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Верх лидерства по переработке ТБО одерживает на сегодняшний день Германия - 48%. Её опыт в области управления отходами показывает, что можно начинать хотя бы с частичной переработки автомобилей, как комплексного изделия. Свои плоды дала программа «Régulant-6000» от немецкого правительства, которая была направлена на вторичное использование шин. Измельченные покрышки используются до сих пор в качестве амортизирующей присадки к дорожному покрытию. Таким образом, политика данной страны в области обращения с отходами является показательной, так как на данный момент все важнейшие проблемы решены: внедрена жесткая система учета и контроля, создана эффективная система управления потоками отходов, предприятия и ведомства следуют принципу "отведение мусора идет до использования и до упорядоченного устранения".

В США проблема сбора и утилизации отходов стоит очень остро. Сегодня на одного жителя Соединенных Штатов ежедневно приходится около 2 кг мусора, то есть более 700 кг в год. По подсчетам экспертов, в США количество бытовых отходов на душу населения каждые 10 лет возрастает на 10%. Система госрегулирования США на всех уровнях власти всё больше стимулирует организации к переработке мусора. Так, ещё в 1976 году был принят Закон, который установил минимальный стандарт содержания вторсырья в новой продукции. В отдельных штатах установлена очень большая плата за захоронение отходов. В результате объёмы переработки мусора значительно увеличились. Более того, предприятия, которые занимаются переработкой мусора, имеют налоговые льготы. Это является отличным инструментом экономического стимулирования. Сегодня в США уже запрещено открывать новые свалки, работает требование к властям штатов о закупке оборудования для вторичной переработки. [3, с. 17]

В Дании тоже отходы рассматриваются в качестве ресурсов, которые должны быть возвращены в оборот. Многие из полигонов сегодня получают так мало отходов, что становятся экономически нежизнеспособными. Для системы управления муниципальными отходами в Дании характерна высокая степень сжигания, которая в 2010 г. составляла 54 %. Здесь же в 1987 г. были введены налоги на сжигание отходов и на захоронение отходов. Цель состояла в том, чтобы создать стимул для уменьшения количества отходов, направляемых на свалки и мусоросжигательные заводы, и тем самым способствовать развитию рециклинга. Такая политика дала свои результаты, так с период с 1985 по 2008 г. количество бытовых отходов, отправляемых на полигоны, снизилось на 0,5 млн т, что равно сокращению на 77 %.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организация управлением отходами позволяет странам ЕС эффективно бороться с загрязнением окружающей среды и - одновременно -совершенствовать практику этого управления. Для Российской Федерации формирование эффективной политики управления отходами - одна из первостепенных задач, для реализации которой изучение успешного зарубежного опыта является обязательным моментом.

Список использованной литературы

1. Чумаченко Н.Г. Промышленные отходы - перспективное сырье для производства строительных материалов // Промышленное и гражданское строительство. 2014. N3. С. 20-23.

2. Андросова Н.К. Зарубежный опыт в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами // Охрана окружающей среды и природопользование. 2013. N4. С. 37-41.

3. Толстов П.В. Зарубежный опыт регулирования уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов // Экологическое право. 2014 N 4. С. 17-22.

4. Лютягина Е. А. Управление природопользованием в России и за рубежом. Правовое исследование: монография. 2011.

5. Научные и технические аспекты охраны окружающей среды / под ред. Ю.М. Арского, 2008. С. -12-21.

6. Волкодаева М.В. Проблема твердых бытовых отходов. Краткая история проблемы // Экология урбанизированных территорий. 2014. С. 34-37.

© А.В. Короленко, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.