Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России'

Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1834
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболоцкая В. В., Шульга Л. В.

Старение населения сопровождается не только возрастанием удельного веса пенсионеров и уменьшением доли работающих, но и ростом продолжительности жизни, что удлиняет средний срок выплаты пенсий, что соответственно пролонгирует средний срок выплаты пенсий. Более того, согласно статистическим данным начиная с 70-х годов ХХ в. в большинстве европейских стран непрерывно сокращалась рождаемость, что также отрицательно сказалось на соотношении между работающими и пенсионерами. В конечном итоге это оказывает огромное влияние на сложившуюся систему страховых механизмов доходов и расходов пенсионных бюджетов: постоянно увеличивается финансовая нагрузка на работающих, удельный вес которых неуклонно уменьшается. В тоже время, безработица сокращает продолжительность трудовой жизни, уменьшает число плательщиков пенсионных взносов и сужает базу страховых платежей. Так как, за последние годы все большее число пожилых работников выходят на пенсию досрочно и поскольку в западноевропейских странах коэффициент замещения (соотношение размера пенсии к прежней заработной плате) достаточно высок (находится в диапазоне 55-85%), то финансирование на основе прежних страховых методов является проблематичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России»

Социальное обеспечение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

в.в. заболоцкая,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика»

л.в. шульга

Кафедра «экономический анализ, статистика и финансы» Кубанский государственный университет

В современных условиях развития мировой экономики одним из актуальных направлений исследования становится изучение процесса реформирования пенсионных систем, что обусловлено ухудшающейся демографической ситуацией в мире, увеличением риска возникновения финансового кризиса, а также ростом финансовых пенсионных нагрузок и страховых тарифов. Исследуя опыт промышленно развитых стран в разрезе возможности его адаптации к экономическим условиям России, необходимо выделить следующие основные направления исследования:

• современное состояние пенсионных реформ промышленно развитых стран и сравнительный анализ наиболее успешного опыта пенсионных реформ развитых стран (в частности Великобритании и Швеции);

• анализ существующих моделей пенсионных реформ и возможность их применения в России. Следует отметить тот факт, что почти все развитые государства еще в 1980 — 1990-е гг. предприняли шаги по приспособлению своих пенсионных систем к меняющимся условиям мировой экономики. Преобразование мировой системы пенсионного обеспечения было связано с ухудшающейся демографической ситуацией в мире в целом, и в частности феноменом старения населения, которое оказывает огромное влияние на качественное изменение демографического состава населения, увеличивая в нем долю нетрудоспособного. Так, по прогнозам

МВФ, к 2050 г. во всех промышленно развитых странах произойдет значительное увеличение доли населения пенсионного возраста (доля пенсионеров в среднем увеличится в 2 раза). Наиболее высокий удельный вес пенсионеров к 2050 г. будет достигнут в Японии, Италии и Германии [6].

Старение населения сопровождается не только возрастанием удельного веса пенсионеров и уменьшением доли работающих, но и ростом продолжительности жизни, что удлиняет средний срок выплаты пенсий, что соответственно пролонгирует средний срок выплаты пенсий. Более того, согласно статистическим данным начиная с 70-х гг. ХХ в. в большинстве европейских стран непрерывно сокращалась рождаемость, что также отрицательно сказалось на соотношении между работающими и пенсионерами.

В конечном итоге это оказывает огромное влияние на сложившуюся систему страховых механизмов доходов и расходов пенсионных бюджетов: постоянно увеличивается финансовая нагрузка на работающих, удельный вес которых неуклонно уменьшается. В то же время безработица сокращает продолжительность трудовой жизни, уменьшает число плательщиков пенсионных взносов и сужает базу страховых платежей. Так как за последние годы все большее число пожилых работников выходят на пенсию досрочно и поскольку в западноевропейских странах коэффициент замещения (соотношение размера пенсии с прежней заработной

50% 45% - 40% £ 35% [= 30% £ 25% £ 20% 0 15% ^ 10% 5% 0%

28% 28%

22%

20%

□ 2000 ■ 2050

Франция

Германия

Италия

Рис. 1. Сопоставление страховых тарифов ведущих европейских стран

в 2000 и 2050 гг.

платой) достаточно высок (находится в диапазоне 55 — 85 %), то финансирование на основе прежних страховых методов является проблематичным. На рис. 1 нами представлена диаграмма роста тарифов в трех ведущих промышленно развитых странах: Франции, Германии и Италии.

Как видно из рисунка, наиболее сильное увеличение страховых тарифов произойдет в Италии — в 2,3 раза; во Франции тарифы вырастут на 75 %, наименьшее изменение предвидится в Германии: тарифы увеличатся на 27 % [3].

Сравнительный анализ демографической ситуации в России показал, что для нее характерны те же процессы, что и в промышленно развитых странах, за исключением роста продолжительности жизни. Согласно оценке Федеральной службы госстатистики, по продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136-е место в мире (59 лет), у женщин средняя продолжительность жизни составляет 72 года (91-е место в мире) [1].

Таким образом, анализ трансформации пенсионных систем в мировой экономике позволил выявить «двойной» (по неблагоприятным последствиям) эффект: происходит увеличение финансовых пенсионных нагрузок, и продолжается рост страховых тарифов. Следовательно, для того чтобы сохранить размеры пенсий на достигнутом уровне, страховые тарифы в течение ближайших 50 лет необходимо значительно увеличить.

Как было отмечено ранее, другим важным направлением исследования является анализ зарубежных моделей пенсионных систем с точки зрения возможности их адаптации к отечественным условиям. В мировой практике существуют две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная), а также два способа перехода от распределительной к накопительной пенсионной системе.

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т. д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством.

Накопительная (сберегательная) модель — полная противоположность распределительной. При ней страховые взносы помешаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке в целях их увеличения. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Как показал анализ, накопительная система имеет ряд следующих существенных преимуществ:

• не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных систем;

• дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития;

• обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления [5]. Таким образом, как показало исследование,

именно накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная модель. К тому же накопительный механизм, в отличие от распределительного, вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет

Рис. 2. Общая схема сложившихся пенсионных систем промышленно развитых стран [4]

внедрять рыночные начала в само пенсионное страхование.

Как было нами отмечено ранее, существуют два способа перехода от распределительной к накопительной пенсионной системе. Первый способ перехода связан с созданием добровольных накопительных систем при сохранении общей государственной распределительной системы.

Второй путь — переход от распределительной к накопительной пенсионной системе на базе государственной пенсионной системы. Он успешен в том случае, если организация накопительной системы происходит в условиях первоначального формирования пенсионного обеспечения. Как показало исследование, наиболее широкое распространение накопительные системы получили в странах Латинской Америки и Азии. В то время, большинство промышленно развитых стран выбрали первый способ. В них сложилась зрелая, охватывающая все население, универсальная распределительная система, получившая название «Pay as You Go» (PAYG).

Выходом из этой ситуации для развитых стран, как показал анализ моделей пенсионной системы, стало дополнение государственной распределительной пенсионной системы еще одним элементом — пенсионными планами по месту работы. Эти пенсионные планы представляют собой находящиеся в частном управлении пенсионные фонды, которые создаются работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких пенсионных планов предусматриваются налоговые скидки, и (все чаще) они регулируются правительством. По существу этот элемент уже относится к накопительной системе, поскольку взносы капитализируются, а величина пособия зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. Так, напри-

мер, в Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40 % работающих охвачены дополнительным пенсионным страхованием по месту работы.

В условиях современного этапа реформирования пенсионных систем в развитых странах был также введен еще один новый элемент пенсионных систем — личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы. Работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Оценка величины аккумулированных средств частных пенсионных фондов значительно различается по странам и варьируется в пределах более 70 % ВВП (в Нидерландах и Великобритании) и до менее 5 % (в Германии и Франции). Данный новый элемент пенсионного обеспечения является третьим и относится к накопительной системе, так как страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке в целях их увеличения.

Сложившиеся пенсионные системы и источники формирования их доходов в общем виде представлены нами на рис. 2.

Как видно из рисунка, данная схема пенсионной системы демонстрирует, что наряду с государственной пенсионной системой в промышленно развитых странах появилась и негосударственная система, которая использует накопительный механизм. На современном этапе реформирования пенсионных систем усилилась роль работодателей путем создания на своих предприятиях пенсионных фондов. Частные лица осуществляют пенсионные отчисления в государственную пенсионную систему через работодателей, а в негосударственной системе участвуют посредством личных добровольных пенсионных планов.

Важно отметить тот факт, что раньше пенсионные системы, основанные на обязательных взносах застрахованных, носили распределительный характер, а на добровольных взносах — накопительный характер. В настоящее время, как показало проведенное нами исследование, ситуация коренным образом изменилась: значительная часть обязательных взносов работающих (работодателей) накапливается для последующих выплат пенсий тем работникам, кто платит страховые пенсионные взносы [4].

Для цели детального понимания процесса реформирования пенсионных систем и возможности применения зарубежного опыта в России следует осуществить сравнительный анализ пенсионных систем Швеции и Великобритании, поскольку именно эти страны достигли наибольшего успеха в процессе реформирования своих пенсионных систем. Эти два государства перестроили часть своих пенсионных схем на основе принципов, применяемых в накопительной модели.

Так, пенсионная система Великобритании имеет два уровня:

• 1-й уровень — система государственного страхования;

• 2-й уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения.

На рис. 3 нами представлена упрощенная схема текущей пенсионной системы Великобритании.

Как видно из рисунка, первый компонент представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию (Basic State Pension). С апреля 2002 г. введена вторая государственная пенсия (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя (11,9 % от заработка) и работника (10 %). Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные обязательства.

Если средств Национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из суммы налоговых сборов. Налоговых льгот на пенсионные взносы нет [8].

К негосударственным пенсиям относятся профессиональные пенсионные планы и персональные пенсионные планы.

Профессиональные пенсии назначаются работодателем или группой работодателей. Осуществляется это для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие новых кадров и их удержания, для получения налоговых льгот и для повышения имиджа в глазах общественности. Работодатели делают взносы в пенсионный фонд и оплачивают административные расходы. Если работодатель не вносит всю сумму установленного договором взноса, работники обязаны вносить определенный процент от заработной платы. При этом последние имеют законное право делать взнос, в процентном отношении превышающий установленный, но не более 15 % заработка. Эти денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Сохранность вложенных средств гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенси-

онного плана. Фонд имеет налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от работодателя.

Персональные пенсии формируются независимо от работодателя. Работник индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. Применяются схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части последнего годового дохода за год участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором — работники.

Таким образом, как показало исследование, следует отметить, что население Великобритании охвачено почти на 100 % базовыми государственными пенсиями, почти на 50 % — системой профессиональных пенсий, немногим более 25 % — схемой персональных пенсий. Согласно оценкам, нынешний уровень участия работников в таких частных пенсионных схемах позволил сократить пенсионные обязательства государства в сфере государственного социального обеспечения более чем на 30 % [7].

На наш взгляд, именно опыт реформирования пенсионной системы в Великобритании особенно интересен для России, так как в ходе реформирования было достигнуто наиболее сильное сокращение пенсионных обязательств государства по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Также, по нашему мнению, необходимо введение в российскую пенсионную систему такого компонента негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы на предприятиях (пенсионные планы по месту работы). Мы считаем, что эти пенсионные планы могут способствовать повышению эффективности пенсионных накоплений и, в конечном итоге, привести к увеличению размера пенсии работников.

Вторая, наиболее эффективная модель пенсионной системы — шведская. Данная модель легла в основу пенсионных реформ в большинстве постсоциалистических стран. Ее анализ наиболее интересен для России тем, что эта модель формирования системы пенсионного обеспечения по своей конструкции близка к российской пенсионной системе.

В Швеции все виды пенсий постепенно в течение 20 лет будут заменены единой государственной системой пенсионного обеспечения по старости. В новой системе пенсионные взносы работников и работодателей, равные 18,5 % фонда заработной

платы, делятся на две части: 16,5 % используется для финансирования выплачиваемых в этом же году на распределительной основе пенсий. Однако при этом вводится персонифицированный учет взносов, т. е. каждому застрахованному открывается индивидуальный счет, на котором отражаются его взносы в пенсионную систему или его пенсионные права (система условно накопительных счетов). Условно накопительный счет означает, что пенсионные взносы работников (и/или их работодателей) учитываются на именных накопительных счетах. Однако эти средства не капитализируются и не становятся собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно увязывая объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы.

Та часть взносов (2 %), по выбору застрахованного лица перечисляемая на специальный индивидуальный накопительный счет, поступает в один из частных фондов, действующих на конкурентной основе, или в фонд, находящийся в государственном управлении. При выходе на пенсию индивид получает свои капитализированные сбережения.

В таблице нами приведен сравнительный анализ пенсионных систем Великобритании и Швеции.

Как видно из таблицы, основное отличие английской пенсионной системы от шведской состоит в том, что в Великобритании наряду с обязательной государственной системой пенсионного обеспечения существует и негосударственная, полностью основанная на накопительных механизмах. В обеих моделях присутствуют как распределительные, так и накопительные механизмы.

По существу, в Швеции сегодня распределительная система постепенно заменяется смешанной, распределительно-накопительной схемой с системой условно накопительных счетов в ее распределительной части. При этом полностью переход в новую систему обязателен для лиц, родившихся в 1954 г. и позже, родившимся до 1934 г. пенсия будет выплачиваться по старым правилам, лица 1935 — 1953 гг. рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам [5].

По нашему мнению, при формировании пенсионной системы России может быть использован опыт Швеции, в части внедрения в РФ системы условно накопительных счетов, что позволит сохранить распределительный принцип в форми-

сравнительный анализ пенсионных систем Великобритании и швеции

Элементы пенсионной системы Великобритания швеция

Общая характеристика Двухуровневая система пенсионного обеспечения: — государственная (обязательная); — негосударственная (добровольная) Единая система пенсионного обеспечения — государственная (обязательная)

Взносы в государственную пенсионную систему 21,9 % от заработной платы 18,5 % от заработной платы

Распределительная часть пенсионной системы Минимальная базовая пенсия, с 2002 г. введена вторая государственная пенсия, зависящая от уровня зарплаты. Часть взносов (16,5 % зарплаты) используется для финансирования текущих пенсий (система условно-накопительных счетов).

Накопительная часть пенсионной системы Негосударственные пенсионные планы: — профессиональные пенсионные планы; — персональные пенсионные планы. Остальная часть (2 % от зарплаты) поступает на специальный индивидуальный накопительный счет

ровании и выплате пенсий. По мнению сторонников системы условно накопительных счетов, эта система представляет собой третий альтернативный вариант, лежащий между биполярными распределительной и накопительной системами, и представляет серьезный сдвиг в представлениях о социальной защите.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Рассмотрев возможности адаптации зарубежных пенсионных систем в России, нами была составлена общая схема пенсионной системы России с теми элементами зарубежных пенсионных систем, которые, по нашему мнению, необходимо ввести для улучшения пенсионного обеспечения России (рис. 4).

Как видно из рисунка, пенсионная система России должна состоять из системы государственного страхования и системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Как отмечалось ранее, современная пенсионная система России по своей конструкции близка к шведской, т. е. существует единая государственная система пенсионного обеспечения с использованием как распределительных, так и накопительных (система условно накопительных счетов) механизмов. Накопительная часть пенсионной системы России формируется путем отчислений сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в специальной части

Пенсионная система РФ

накопительно-распределительная

ПЕНСИЯ ---- 1 -----.

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ - государственное пособие по старости-6% от размера ФЗП СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ -учитывает как долго работал и сколько заработал гражданин до выхода на пенсию - 10% от размера ФЗП (8% - с 2008 г.) НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 4% от размера ФЗП (с 2008 г. 6%). -введены условно-накопительные счета по опыту Швеции

распределительным принцип

"V

накопительный принцип

СИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (по опыту Великобритании)

накопительный принцип

рис. 4. Общая схема пенсионной системы России

78

финансы и кредит

индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а затем передаются в управление управляющей компании. Управлением накопительной части может заниматься либо ПФР (Пенсионный фонд России — размещением пенсионных средств занимается государственная управляющая компания — Внешэкономбанк), либо негосударственный пенсионный фонд или частная управляющая компания, которую добровольно выбирают граждане РФ [2].

По нашему мнению, использование опыта Великобритании в части функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения с такими ее элементами, как профессиональные и персональные пенсионные планы, способствует сокращению в будущем пенсионных обязательств государства, и в конечном итоге приведет к увеличению размера пенсий.

Что касается персональных пенсионных планов, некоторые финансовые институты в России уже добавили пакет предлагаемых услуг пенсионными продуктами. Однако достижение уровня участия населения Великобритании в персональных планах для России представляется на данный момент невозможным вследствие того, что уровень доходов, уровень страховой культуры и степень владения информацией о потенциальных инвестициях у населения Великобритании намного выше, чем у российского. К тому же внедрение персональных планов в Великобритании проходило при наличии развитой финансовой инфраструктуры и общей экономической стабильности, чего, к сожалению, лишена отечественная реформируемая пенсионная система. На наш взгляд, это должно вызвать некоторые проблемы с размещением инвестированных средств граждан финансовыми институтами и, собственно, проблемы с привлечением этих средств в частный пенсионный сектор. Мы считаем, что следует ввести налоговые льготы при уплате пенсионных взносов в персональных схемах, предлагаемые финансовыми институтами, что способствует привлечению населения в персональные пенсионные планы.

Введение такого компонента негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы (пенсионные планы по месту работы), способствует повышению эффективности пенсионных накоплений и в конечном итоге также приведет к увеличению размера пенсии работников. На наш взгляд, для отечественных работодателей эти планы будут иметь следующие основные преимущества:

• позволят привлечь и удержать квалифицированную рабочую силу;

• обеспечат налоговые скидки при осуществлении отчислений в частные пенсионные фонды, создаваемые работодателем (для этих планов также правительством должны предусматриваться налоговые льготы). Таким образом, проведя сравнительный анализ опыта реформирования пенсионных систем в промышленно развитых странах, следует отметить тот факт, что Россия, так же, как и индустриально развитые страны, выбрала первый способ перехода от распределительных к накопительным пенсионным системам: ввела накопительный элемент в систему обязательного пенсионного обеспечения и осуществила допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений. При формировании пенсионной системы России следует использовать опыт Великобритании и Швеции в части внедрения таких новых структурных элементов, как профессиональные и персональные пенсионные планы (по типу английской модели) и условно накопительные счета (по типу шведской модели). Данные мероприятия способствуют сокращению в будущем пенсионных обязательств России и в конечном итоге приведут к увеличению размера пенсии.

Литература

1. Вишневский А. Демографический прогноз России // Независимая газета-Сценарии (приложение к газете Независимая газета). — 2006. — 21 марта.

2. Лосев М. Пенсионная песнь // Популярные финансы. - 2006. - № 10. - С. 19 - 24

3. Роик В. Д. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 2006. - № 13. - С. 5 - 7.

4. Рыжановская Л. Ю, Столярова Л. Л., Намсарева Е. М. Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов // Финансы и кредит. - № 7. - 2003. - С. 58 - 69.

5. Соловьев Л. К. Экономика пенсионного страхования - М., 2004. - С. 73 - 74.

6. Ткаченко А. Реформы по-человечески // Босс. -2005. - № 4. - С. 5 - 7.

7. Emmerson Carl Pension reform in the United Kindom: increasing the role of private provision. -(Eng.). - URL: http://www. ageing. ox. ac. uk).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Disney R.., Emmerson C., Tanner S. Stakeholder pensions, 2004 - (Eng). - URL: http://www. ifs. org. uk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.