странами впервые превысил 1 млрд. долларов и составил более 1 млрд.200 млн. долларов.
Политика «открытых дверей», объявленная Правительством страны в 2005 году, приобретает всё более качественный уровень, расширяя географию и спектр охватываемых проблем внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: политическое и экономическое сотрудничество, экспортный потенциал, политика «открытых дверей», акционирование предприятий, внешнеторговый оборот, интеграционные объединения.
Key words: political and economical cooperation, the export potential, the policy of "open doors", the sharing (stock holding) enterprises, foreign trade circulation, integrative union
Ходжаев Х.А.
Влияние интеграционных процессов на экономический рост Республики Таджикистан
В Республике Таджикистан поэтапно формируются условия, благоприятствующие дальнейшему расширению международного экономического сотрудничества. К важнейшим приоритетным направлениям, обеспечивающим взаимовыгодное сотрудничество, можно отнести гидроэнергетику, горнодобывающую и горноперерабатывающую промышленность, добычу, переработку драгоценных металлов и камней, производство строительных материалов, переработку продукции сельского хозяйства. Автор статьи с помощью конкретных примеров подтверждает, что политика «открытых дверей», объявленная Правительством страны в 2005 году, приобретает всё более качественный уровень, расширяя географию и спектр охватываемых проблем внешнеэкономической деятельности.
Khodjaev Kh.A.
The influence of integration processes on the economical growth of Tajik Republic.
The conditions which are favorable to further extension of international economical cooperation are formed stage by stage in the Republic of Tajikistan.
To the most prior directions providing mutual cooperation we can refer the hydropower engineering, mining and mine processing industry, mineral products, processing of precious metals and stones, the production of construction materials, processing of agricultural productions. The author of the article, by vivid and concrete examples confirms that the policy of "open doors", declared by Government of the country from 2005, gains the more qualitative level, extending the geography and the spectrum of the foreign economic activity.
Муртазокулов Махмуджон Ризокулович,-
старший преподаватель кафедры математических
методов в экономике ТГУПБП
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Перед тем как говорить о денежно-кредитной политике своей страны, нам необходимо ознакомиться с политикой других стран, изучить ход реализации денежно-кредитной политики в этих странах. Ведь опыт
центральных банков промышленно развитых стран для нашего государства, которое находится на стадии оживления экономического роста, имеет огромное значение. С этой целью ниже представлена информация о денежно-кредитной политике, проводимой центральными банками развитых стран, таких как Великобритания, Германия, Япония, Российская Федерация.
Итак, рассмотрим денежно-кредитную политику РФ. Из определения, которое дано «Законом о банке России», из первой функции ЦБР следует, во-первых, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который используется при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная политика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней стабильности, то есть низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.
Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции было, есть и будет главной целью денежно-кредитной политики ЦБР.
Снижение инфляции - конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно повлияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок1.
В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически невозможно: например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу и
1 Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. - 2001. №
9. - С. 3-8.
процентным ставкам может привести к расширению или сжатию денежной массы1.
Воздействие Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, более двух лет не используется такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов. Последнее повышение было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повышения нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма активно. В 1992-1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигла максимально возможных по Закону 20%. В 19961999 гг. нормы депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам физических лиц - 7%.
Важным инструментом является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. - девять раз), причем нередко с интервалом в одну-две недели, иногда одновременно на 30-40 пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. - 80%, в 1993 г. - 210%. С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998 г. до 42%, а в конце мая- до 150%. В 1998 г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998 г. началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена на уровне 23%2.
Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок Банка России. Однако, как отмечается в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г., задачей изменения этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на межбанковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня
1 Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 735 с.
2 Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 362 с.
инфляции и перспектив ее развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.
Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995 гг. создало предпосылки для активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО-ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. - около 82%, а в середине 1997 г. - 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводил работу по переоформлению части государственных облигаций с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволило проводить с ними операции на открытом рынке1.
Важное направление денежно-кредитной политики Банка России -политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.
Для расширения знаний изучим также денежно-кредитную политику Великобритании .
Банк Англии - консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики. В 40-годы денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, то есть поддержания ссудного процента на низком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.
В 1950-1960-е годы денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования.
1 Косой A.M. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. -2001. № 5. - С. 34-45.
Особенностями механизма денежно-кредитного регулирования были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.
В 1971 г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен, и уже в 1973 г. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита. В то же время с середины 70-х годов наблюдалось усиление влияния неоконсервативных концепций на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу. 1
С приходом к власти в 1979 г. консервативного правительства М. Тетчер, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп-вперед». Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 90-е годы основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, стали операции на открытом рынке.
А теперь рассмотрим денежно-кредитную политику Японии. В первые послевоенные десятилетия Япония не использовала активно классические инструменты денежно - кредитной политики. Доминировало прямое количественное лимитирование кредита и искусственное занижение процентных ставок, что обеспечивало высокие темпы экономического роста. Вследствие глубокого и продолжительного экономического кризиса, начавшегося в середине 70-х годов, существенно усилилось влияние государства на кредитную систему страны и возросло значение денежно -кредитного регулирования экономики.
1 Материалы учебного курса по теме: Центральный банк и денежно-кредитная политика: понятие и инструменты.- С 3.-9 января 2006.
Главными органами денежно-кредитного регулирования в стране выступают: Банк Японии, Министерство финансов, Федерация экономических организаций. К основным методам относятся: изменения норм ссудного процента обязательного резервирования; проведение операций с государственными ценными бумагами и иностранной валютой; административные меры, проводимые совместно с правительством. Преобладание административных мер, имевшее место в 70-е годы, сменилось рыночными методами регулирования. Государственный контроль над деятельностью банков был ослаблен. Однако в руках правительства осталась функция кредитования объектов с высоким риском деятельности и низкой рентабельностью.
Дальнейшие развития экономики страны привело к снижению напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализации, появлению альтернативы - активно развивающегося фондового рынка. Ослабление административного регулирования проявилось в возросшей гибкости процентных ставок - они приобрели рыночный характер. В начале 70-х годов Банк Японии начал проводить операции на вексельном рынке, а затем на сформировавшихся государственных рынках, в частности, краткосрочного капитала.
К сказанному хотелось бы добавить информацию о денежно-кредитной политике ФРГ.
Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии - Рейхсбанка.
В соответствии с законом о немецком федеральном банке (1957 г., и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.
Бундесбанк выполняет следующие важные народнохозяйственные функции:
1) эмиссионного центра страны;
2) валютного центра страны;
3) кассира правительства;
4) банка банков;
5) расчетного центра страны;
6) субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.
С этой целью используются следующие инструменты регулирования:
1).Учетная или дисконтная политика, причем с целью стимулирования инвестиций Бундесбанк проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок. Так, в 1996 г. учетная ставка Бундесбанка была на уровне 2,5% (ломбардная ставка 4,5%), в то же время в США она составляла 5%, а в Великобритании (ставка репо) - 7%. Однако низкие учетные ставки Бундесбанка сдерживают приток иностранного капитала из-за границы, что снижает активность платежного баланса страны.
2).Политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами. Так, 3 сентября 1997 г. Бундесбанк из предложенных кредитными учреждениями к продажам государственных ценных бумаг скупил их на сумму 73 826 млн. марок, т.е. 24,6%.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, центральные банки Великобритании, Германии, Японии, Российской Федерации, прогноз макроэкономических показателей, снижение инфляции, операции на открытом рынке, антициклическое регулирование, политика «дешевых денег».
Key words: currency-credit politics, central banks of Great Britain, Germany, Japan, Russian Federation, the prognosis of macro economical indicators,the reduction of inflation, the operations in open market, ant cyclic regulation, the politics of "cheap currency".
Список использованной литературы:
1. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. -М.: Наука, 1995. - 462 с.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА, 2002. - 972с.
3. Экономические преобразования 90-го дов. http//www.tajik-gateway.org
4. Синельников С. и др. Денежно-кредитная политика в посткризисный период.// http://www.iet.ru/usaid/denegpostcrisis/denegpostcrisis.html
5. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - М.: ИЭ РАН, 1997. - 147 с.
Муртазокулов М.Р.
Зарубежный опыт реализации денежно-кредитной политики
Прежде чем говорить о денежно-кредитной политике Республики Таджикистан, необходимо познакомиться с аналогичной политикой других стран, изучить ход реализации в них денежно-кредитной политики. Ведь опыт центральных банков промышленно развитых стран для нашего государства, которое находится на стадии оживления экономического роста, имеет огромное значение. С этой целью автор статьи представляет информацию о денежно-кредитной политике, проводимой центральными банками развитых стран, таких как Великобритания, Германия, Япония, Российская Федерация.
Myrtazokylov M.R.
Foreign experience of money credit policy
In the article the experience offoreign countries about implementation of money-credit policy is considered. The author pays a particular attention to bank policy of Russian Federation, England, money-credit charter of Japan, Germany and the USA.
The ways of money-credit implementation policy in the thriving countries of the world and it's positive and negative influence into economy is reflected in this article .