Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криптовалюта / биткойн / блокчейн / модель правового регулирования / иностранное государство / cryptocurrency / bitcoin / blockchain / model of legal regulation / foreign state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эбергардт Семен Александрович

Неопределенность в правовом регулировании криптовалюты – одна из актуальных проблем в российском праве. Автор отмечает стремительное развитие криптоотрасли, которое привело к необходимости ее правового регулирования. Анализируются представленные за рубежом модели правового регулирования криптовалюты: признание криптовалюты в качестве официальной (Сальвадор); полный запрет майнинга и операций с криптовалютой (Китай); признание криптовалюты имуществом (США); признание криптовалюты альтернативным способом оплаты (Германия); признание криптовалюты законным средством платежа (Япония). Оцениваются последствия, к которым привел или может привести тот или иной вариант правового регулирования криптовалюты. Автор определяет, какая из представленных моделей является наиболее эффективной и опыт какой страны следует перенять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF CRYPTOCURRENCY LEGAL REGULATION

Uncertainty in the legal regulation of cryptocurrency is one of the most pressing problems in Russian law today. The author studies the history of the appearance of cryptocurrency and notes the rapid development of the cryptoindustry, which led to the need for its legal regulation by states. The author examines the models of legal regulation of cryptocurrency presented abroad: recognition of cryptocurrency as an official monetary unit (El Salvador), a complete ban on operations with cryptocurrency (China), recognition of cryptocurrency as property (the USA), recognition of cryptocurrency as an alternative payment method (Germany), and recognition of cryptocurrency as a legal tender (Japan). The consequences, to which this or that variant of the legal regulation of cryptocurrency has led or may lead, are considered. The author determines which of the models presented is the most effective and which country’s experience should be adopted.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО

УДК / UDC 340 DOI: 10.34076/22196838_2023_1_27

РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ

Эбергардт Семен Александрович

Магистрант Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург), ORCID: 0000-0002-0714-5400, e-mail: [email protected].

Неопределенность в правовом регулировании криптовалюты - одна из актуальных проблем в российском праве. Автор отмечает стремительное развитие криптоотрасли, которое привело к необходимости ее правового регулирования. Анализируются представленные за рубежом модели правового регулирования криптовалюты: признание криптовалюты в качестве официальной (Сальвадор); полный запрет майнинга и операций с криптовалютой (Китай); признание криптовалюты имуществом (США); признание криптовалюты альтернативным способом оплаты (Германия); признание криптовалюты законным средством платежа (Япония). Оцениваются последствия, к которым привел или может привести тот или иной вариант правового регулирования криптовалюты. Автор определяет, какая из представленных моделей является наиболее эффективной и опыт какой страны следует перенять.

Ключевые слова: криптовалюта, биткойн, блокчейн, модель правового регулирования, иностранное государство

Для цитирования: Эбергардт С. А. Зарубежный опыт правового регулирования криптовалюты // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2023. № 1. С. 2734. DOI: https://doi.org/l0.34076/22196838_2023_1_27.

FOREIGN EXPERIENCE OF CRYPTOCURRENCY LEGAL REGULATION

Ebergardt Semen

Master student, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev (Yekaterinburg), ORCID: 0000-0002-0714-5400, e-mail: [email protected].

Uncertainty in the legal regulation of cryptocurrency is one of the most pressing problems in Russian law today. The author studies the history of the appearance of cryptocurrency and notes the rapid development of the cryptoindustry, which led to the need for its legal regulation by states. The author examines the models of legal regulation of cryptocurrency presented abroad: recognition of cryptocurrency as an official monetary unit (El Salvador), a complete ban on operations with cryptocurrency (China), recognition of cryptocurrency as property (the USA), recognition of cryptocurrency as an alternative payment method (Germany), and recognition of cryptocurrency as a legal tender (Japan). The consequences, to which this or that variant of the legal regulation of cryptocurrency has led or may lead, are considered. The author determines which of the models presented is the most effective and which country's experience should be adopted.

Key words: cryptocurrency, bitcoin, blockchain, model of legal regulation, foreign state

For citation: Ebergardt S. (2023) Foreign experience of cryptocurrency legal regulation. In Elek-tronnoe prilozhenie k «Rossiiskomuyuridicheskomu zhurnalu», no. 1, pp. 27-34, DOI: http://doi.org/ 10.34076/22196838_2023_1_27.

Криптовалюта - цифровая виртуальная валюта, вводимая в оборот без участия Центрального банка, построенная на технологии шифрования и хранения данных (блокчейн), обладающая некоторыми функциями и свойствами фиатных денег. Термин

«криптовалюта» впервые был использован неизвестным пользователем на одном из биткойн-форумов 18 марта 2010 г., спустя год после создания Сатоши Накамото первой криптовалюты «биткойн». Сам же создатель биткойна впервые употребил слово «криптовалюта» только 6 июля 2010 г.1

Сейчас криптовалюта пользуется огромной популярностью во всем мире, число держателей криптовалюты составляет более 300 млн человек (3,9 % населения планеты), списки существующих монет насчитывают более 9 тыс. наименований2, и это только те, что прошли листинг на бирже.

Распространенное явление, готовое полностью изменить мировую экономику, нельзя игнорировать, и государственные власти это отлично понимают. В. С. Белых и М. А. Егорова отмечают: «Криптовалюты - это революционное явление цифровой экономики. Децентрализация, анонимность, трансграничность криптовалюты одновременно вызывают интерес и одобрение со стороны пользователей и беспокойство со стороны публичных структур»3. Некоторые государства уже сформировали определенную позицию в отношении криптовалюты, которую выразили на законодательном уровне.

1 января 2021 г. вступили в силу законы «О цифровых финансовых активах»4 (далее - Закон о ЦФА) и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»5, которые, вопреки ожиданиям, не внесли ясность в криптовалютные отношения. В. С. Белых и М. О. Болобонова отмечают, что представленные модели регулирования в полной мере не разрешают проблемы правового режима криптоакти-вов, их оборота на территории России и в международном пространстве6. Т. Э. Рождественская и А. Г Гузнов, характеризуя проект Закона о ЦФА, высказывают схожее мнение: «Принятие и вступление в законную силу указанного закона позволит создать инфраструктуру, которая будет способствовать обращению цифровых финансовых активов. Вместе с тем следует отметить, что вопросы, касающиеся правового регулирования выпуска и обращения цифровых валют (криптовалют), не нашли отражения в указанном проекте и по-прежнему требуют разработки и принятия специального федерального закона»7.

Недостаточность и неопределенность правового регулирования отношений, связанных с криптовалютой, влекут за собой негативные правовые и экономические последствия как для физических и юридических лиц, так и для государства в целом8. Для решения этой проблемы предлагаем обратиться к зарубежному опыту.

Первую модель правового регулирования криптовалюты представляет Сальвадор, который стал первым государством, признавшим биткойн в качестве официальной валюты. Закон о биткойнах9 вступил в силу 7 сентября 2021 г. - с этого момента биткойн стал второй официальной валютой в Сальвадоре после доллара США. В тек-

1 Базанов С. Cryptocurrency: история термина // Medium. 2021. 12 апр. URL: https://medium.com/bitcoin-review/cryptocurrency (дата обращения: 09.11.2022).

2 Онлайн курс криптовалют на сегодня в реальном времени. URL: https://crypto.ru/kurs-kriptovalyut/ (дата обращения: 09.11.2022).

3 Белых В. С., Егорова М. А. Криптовалюта как средство платежа: новые подходы и правовое регулирование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 2. С. 141. DOI: 10.17803/23115998.2019.54.2.139-146.

4 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6 Белых В. С., Болобонова М. О. Проблемы определения правового режима криптовалют // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 3. С. 24.

7 Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 54.

8 Арзамаскин А. Н. Формирование системы нормативно-правового обеспечения криптовалютных отношений в современной России // Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Уфа, 5-6 апреля 2018 года) / отв. ред. Ф. Х. Галиев. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2018. Т. 1. С. 199-200.

9 El Salvador, primer pais del mundo en reconocer al Bitcoin como moneda de curso legal // Asamblea Legislative de Salvador. 2021. 9 de junio. URL: https://www.asamblea.gob.sv/node/11282 (дата обращения: 09.11.2022).

сте документа говорится: «Целью этого закона является регулирование биткойнов как неограниченного законного платежного средства для использования в любой транзакции и с любым титулом, который требуют государственные или частные физические или юридические лица». По заявлениям президента Сальвадора Найиба Букеле1 можно предположить, что, признав криптовалюту платежным средством, власти надеялись «оцифровать» местную экономику, обогатить население за счет роста криптовалюты, меньше зависеть от доллара и привлечь иностранные инвестиции. Для реализации этого замысла государство ввело в обращение национальный бит-койн-кошелек Chivo, за регистрацию которого каждый пользователь получал бонус в 30 долл. США. Но дало ли это ожидаемый результат?

С момента признания биткойна в Сальвадоре его курс снизился более чем на 50 %2, что создало угрозу дефолта3 и падения уровня жизни сальвадорцев, которые решили перейти на цифровую валюту. Такое сильное снижение курса объясняется повышенной волатильностью криптовалют4, о чем противники Закона о биткойнах не раз упоминали. План по привлечению иностранных инвестиций тоже не увенчался успехом: облигации Сальвадора упали в цене более чем на 15 %5, инвесторов стала отталкивать нестабильная экономика страны. Не поддержал страну и Всемирный банк: «Мы готовы оказывать помощь правительству Сальвадора, но использование криптовалюты на государственном уровне - это не то, что Всемирный банк может поддержать из-за недостаточной прозрачности и неэкологичности биткойна»6. Сальвадор действительно смог снизить зависимость от доллара и «оцифровать» местную экономику, однако эти изменения были незначительны. Исследование, проведенное Национальным бюро экономических исследований (NBER)7, показало, что 20 % компаний начали принимать биткойн в качестве оплаты, а пользователи, загрузившие поддерживаемый правительством кошелек Chivo (25 % сальвадорцев), сократили использование наличных на 10 %, а дебетовых карт - на 11 %.

Эксперимент Сальвадора по внедрению биткойна сложно назвать успешным, ведь ожидаемые результаты не были достигнуты, позитивные последствия явно уступают негативным, главным из которых является возможный дефолт государства. Можно смело утверждать, что нестабильность криптовалюты служит серьезным препятствием для признания ее в качестве официальной валюты и в других государствах.

По противоположному пути правового регулирования криптовалют пошел Китай. 24 сентября 2021 г. Народный банк Китая (Центробанк) объявил все финансовые операции с криптовалютами, а также их добычу незаконными под страхом уголовной ответственности8. Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) В. Манкевич считает, что причиной такого запрета является желание Китая продвигать собственный цифровой юань9. Запрет криптовалюты в КНР негативно отразился на мировой экономике10, но складывается впечатление, что для самого Китая наступили в основном благоприятные последствия.

1 Батыров Т. Глава Сальвадора намерен сделать биткоин официальным платежным средством // Forbes. 2021. 6 июня. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/431509-glava-salvadora-nameren-sdelat-bitkoin-oficialnym-platezhnym (дата обращения: 06.11.2022).

2 Курс биткойна // Tradingview. URL: https://ru.tradingview.com/symbols/BTCUSD/ (дата обращения: 09.11.2022).

3 Падение Bitcoin приближает Сальвадор к дефолту // Vc.ru. 2022. 24 янв. URL: https://vc.ru/crypto/352821 (дата обращения: 09.11.2022).

4 Крылов Г. О., Лисицын А. Ю., Поляков Л. И. Сравнительный анализ волатильности криптовалют и фи-атных денег // Финансы: теория и практика. 2018. № 22. С. 66-89. DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-2-66-89.

5 Клачек С. Morgan Stanley предложил выкупить пострадавшие от кризиса гособлигации Сальвадора // Bits.media. 2022. 20 июля. URL: https://bits.media/morgan-stanley-predlozhil-vykupit-postradavshie-ot-krizisa-obligatsii-salvadora/ (дата обращения: 09.11.2022).

6 Корнеев А. Всемирный банк отказался поддержать Сальвадор в переходе на биткоин // РБК. 2021. 17 июня. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/60cb (дата обращения: 09.11.2022).

7 Пятая часть мирового хэшрейта биткоина теперь контролируется зарегистрированными на бирже компаниями // Nesrakonk.ru. 2022. 7 апр. URL: https://nesrakonk.ru/pyataya-chast (дата обращения: 05.10.2022).

8 John A., Shen S., Wilson T. China's top regulators ban crypto trading and mining, sending bitcoin tumbling // Reuters. 2021. 24 Sept. URL: https://www.reuters.com/world/china/china-central (дата обращения: 09.11.2022).

9 Теткин М. Цифровой юань против биткоина. В чем причина запрета криптовалют в Китае // РБК. 2021. 6 июля. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/ (дата обращения: 06.11.2022).

10 Балмуханов Т. М. Проблемы законодательного закрепления понятия «криптовалюта» в России и за рубежом // Молодой ученый. 2021. № 23. С. 165-167.

До начала борьбы властей с криптовалютой 65-75 % мировой добычи биткойна приходилось на Китай, но после введения уголовной ответственности за операции с криптовалютой «майнеры» прекратили свою деятельность на территории Китая. Из благоприятных последствий запрета можно отметить возможность беспрепятственно развивать собственную цифровую валюту и значительную экономию электроэнергии.

Самое очевидное негативное последствие запрета операций с криптовалютой для властей КНР - «упущенная выгода». Л. Л. Левин справедливо указывает: «Для стран, где использование криптовалют разрешено, основной задачей регулирующих органов является получение обоснованной части государственных доходов от налогообложения граждан, получающих доходы от операций с криптовалютой при достаточной разумности регулирования, позволяющей создать благоприятные условия для развития этой области новейших технологий и привлечения инвестиций в свои юрисдикции»1. Все операции с криптовалютой могли попасть под налоговое регулирование, но неизвестно, сколько именно Китай потерял на этом, и вполне возможно, что приобрел он куда больше.

Стоит отметить, что КНР является крупнейшим, но не единственным государством с подобной моделью правового регулирования. Операции с криптовалютой также запрещены в Марокко, Боливии, Алжире, Непале, Пакистане и Вьетнаме2.

Еще одну модель регулирования криптовалюты можно наблюдать в США. В настоящее время в государстве отсутствует специальный федеральный закон, посвященный криптовалюте. Отдельные нормативные правовые акты существуют на уровне штатов. Например, в Нью-Йорке действует правило, согласно которому любой бизнес, имеющий дело с криптовалютой, должен подавать заявку на специальную лицензию BitLicense, для получения которой необходимо отвечать всем требованиям, изложенным в акте штата, и уплатить регистрационный сбор в размере 5 тыс. долл.3; в большинстве других штатов подобные правила отсутствуют. Единой политики в отношении криптовалюты в США пока нет, тем не менее федеральными органами изданы подробные инструкции и разъяснения на этот счет.

Согласно разъяснениям Налогового управления США (Internal Revenue Service, IRS) виртуальная валюта - это цифровое представление стоимости, отличное от представления доллара США или иностранной валюты («фиатная валюта»), которое функционирует как расчетная единица, средство сбережения и средство обмена. Виртуальная валюта (в том числе криптовалюта) для целей налогообложения признается имуществом4. В США разрешены практически любые операции с криптовалютой, ее можно использовать и как средство расчетов. Исключение составляют только те операции, которые прямо нарушают законы, например мошенничество.

Итак, несмотря на отсутствие специального федерального закона, посвященного криптовалюте, разъяснений федеральных органов оказалось достаточно, чтобы урегулировать криптовалютные отношения в государстве. Данный подход схож с позицией Сальвадора, однако, в отличие от него, Штаты не стали признавать криптовалю-ту официальной валютой государства, что исключает сильное влияние волатильно-сти крипторынка на экономику страны. Можно сказать, что в США решение вопроса об использовании криптовалюты отдали на откуп каждому, но в то же время не лишили бюджет налоговых поступлений от пользователей криптовалюты.

Германия признала криптовалюту альтернативным способом оплаты, основанным на договоре. Законодательство Германии об использовании криптовалют базируется на решении Европейского Суда по правам человека от 22 октября 2015 г.

1 Левин Л. Л. Актуальные проблемы регулирования оборота криптовалют в Российской Федерации // Государственная служба. 2021. Т. 23 № 5. С. 57. DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-53-59.

2 Егорова М. А., Кожевина О. В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 1. С. 84. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.081-091.

3 Нью-йоркские BitLicense и что об этом думают профессионалы // Coinspot. 2014. 22 июля. URL: https:// coinspot.io/news/breaking-news/nyu (дата обращения: 05.11.2022).

4 An official website of the Internal Revenue Service. Frequently Asked Questions on Virtual Currency Transactions. URL: https://www.irs.gov/individuals/international-taxpayers/frequently-asked-questions-on-virtu-al-currency-transactions (дата обращения: 05.11.2022).

С-264/14 по делу Skatteverket v. David Hedqvist1, где суд определил виртуальные валюты как вид не урегулированных в праве электронных денег, которые эмитируются и контролируются их разработчиками и принимаются пользователями виртуальной системы. Подобные виртуальные валюты схожи с официальными конвертируемыми валютами, что подтверждается их использованием, но в то же время они отличаются от электронных денежных средств, поскольку представлены не в традиционных расчетных единицах, например евро, а в виртуальных расчетных единицах, таких как биткойн2.

В § 1 Закона «О банковской деятельности» установлено, что «криптовалюта - цифровое представление стоимости, которое не выпущено и не гарантировано Центральным банком или иным государственным органом и которое не имеет статуса валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена или платежа в силу соглашения или сложившейся практики»3. За криптовалютой законодатель Германии признал отдельные свойства фиатных денег и разрешил ее использовать, но в то же время установил, что криптовалюта не приравнивается к ним. Власти Германии дают понять, что не против того, чтобы крипто-валюту применяли в частноправовых отношениях, если все стороны этого хотят. Подобный подход исключает влияние криптовалюты на государство, а все экономические риски несут лица и организации, решившие использовать криптовалюту, в то же время законодательное закрепление данного явления позволяет рассчитывать на защиту государства в случае возникновения споров. В соответствии с § 23 Закона «О подоходном налоге» криптовалюта облагается только налогом на прибыль, а если криптовалюту держали более года, то пользователь освобождается от обязанности по его уплате4.

В заключение стоит обратиться к предполагаемой родине биткойна - Японии. 1 апреля 2017 г. в Японии вступили в силу изменения, внесенные в Закон «О платежных услугах», признающие криптовалюту законным средством платежа. М. М. Долгие-ва так характеризует этот нормативный акт: «Закон делает возможным использование криптовалют для расчетов наравне с фиатными деньгами и перемещения цифровых активов между компаниями и физическими лицами. По сути, криптовалюта в Японии участвует в обороте вместе с официальной денежной единицей - йеной»5. Важно отметить, что криптовалюта в Японии не приравнивается ни к официальной денежной единице страны, ни к иностранным валютам, что прямо отражено в тексте закона6. Криптовалюта перестала считаться товарно-материальным активом и, следовательно, больше не облагалась налогом на добавленную стоимость; однако полного освобождения от налогов не произошло - практически сразу был установлен прогрессивный налог на доход от криптовалютной торговли в размере от 15 до 55 %. Деятельность криптобирж в Японии подлежит лицензированию, биржа должна соответствовать стандартам, связанным с противодействием отмыванию денежных средств и идентификацией клиентов.

Таким образом, мы рассмотрели пять моделей правового регулирования криптовалюты, представленных за рубежом: признание криптовалюты в качестве официальной (Сальвадор); полный запрет майнинга и операций с криптовалютой (Китай); признание криптовалюты имуществом и регулирование критовалютных отношений

1 Judgment of the Court (Fifth Chamber) of 22 October 2015, Skatteverket v David Hedqvist // InfoCuria. Case-law. URL: https://curia.europa.eu/juris/liste.jsf?num=C-264/14 (дата обращения: 08.11.2022).

2 Печегин Д. А. К вопросу о правовом регулировании криптовалют в Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 6. С. 24. DOI: 10.12737/jflcl.2019.6.2.

3 Gesetz über das Kreditwesen (Kreditwesengesetz - KWG). 10 Juli 1961 (das zuletzt durch Artikel 12 des Gesetzes vom 22 Februar 2023). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/kredwg/BJNR008810961.html (дата обращения: 08.11.2022).

4 Einkommensteuergesetz (EStG). 16 Oktober 1934 (das zuletzt durch Artikel 8 Absatz 3 des Gesetzes vom 20 Dezember 2022). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/estg/BJNR010050934.html (дата обращения: 08.11.2022).

5 Долгиева М. М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты // Lex russica (Русский закон). 2018. № 10. C. 126. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.116-129.

6 Амандурдыев К. Государственное управление альтернативным денежным обращением в Японии // Образование и право. 2019. № 9. С. 95.

с помощью актов уполномоченных органов (США); признание криптовалюты альтернативным способом оплаты (Германия); признание криптовалюты законным средством платежа (Япония).

На данный момент статус криптовалюты в России довольно неопределенный. Центральный банк РФ ясно дает понять, что ему близок путь Китая, и предлагает такие меры, как введение ответственности за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа, введение запрета на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения и обмена криптовалюты на территории РФ и установление ответственности за нарушение данного запрета, введение запрета для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты1. Министерство финансов РФ выступает против запрета, но предлагает проводить все операции с криптовалютами через российские банки, идентифицировать держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов2, однако при таком варианте теряются все преимущества криптовалют.

На наш взгляд, в России не стоит запрещать криптовалюту, так как в этом случае государство не сможет извлечь выгоду из нового института (налогообложение, обход санкций). Но и не стоит ставить ее наравне с официальными валютами, как сделал Сальвадор, ведь это чревато теми же последствиями (возможный дефолт). Оптимальной моделью правового регулирования криптовалюты мы считаем ту, что используется в США. Она похожа на модель, существующую в Японии и Германии. В этих государствах криптовалюту можно применять в качестве платежного средства с той лишь разницей, что Япония и Германия признали ее таковым путем внесения изменений в соответствующий закон, а в США криптовалюта официально признана лишь имуществом, но разъяснения и инструкции уполномоченных органов позволяют использовать это имущество, в том числе, для расчетов. Правовое регулирование США предоставляет больше возможностей для государства и предпринимателей, что особенно важно, когда имеешь дело с таким быстроразвивающимся явлением, как криптовалюта.

Список литературы

Амандурдыев К. Государственное управление альтернативным денежным обращением в Японии // Образование и право. 2019. № 9. С. 94-97.

Арзамаскин А. Н. Формирование системы нормативно-правового обеспечения криптова-лютных отношений в современной России // Проблемы статуса современной России: истори-ко-правовой аспект: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Уфа, 5-6 апреля 2018 года) / отв. ред. Ф. Х. Галиев. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2018. Т. 1. С. 197-202.

Базанов С. Cryptocurrency: история термина // Medium. 2021. 12 апр. URL: https://medium.com/ bitcoin-review/cryptocurrency (дата обращения: 09.11.2022).

Балмуханов Т. М. Проблемы законодательного закрепления понятия «криптовалюта» в России и за рубежом // Молодой ученый. 2021. № 23. С. 165-167.

Батыров Т. Глава Сальвадора намерен сделать биткоин официальным платежным средством // Forbes. 2021. 6 июня. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-Hnvesticii/431509-glava-salvadora-nameren-sdelat-bitkoin-oficialnym-platezhnym (дата обращения: 06.11.2022).

Белых В. С., Болобонова М. О. Проблемы определения правового режима криптовалют // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 3. С. 23-28.

Белых В. С., Егорова М. А. Криптовалюта как средство платежа: новые подходы и правовое регулирование // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 2. С. 139-146. DOI: 10.17803/2311-5998.2019.54.2.139-146.

Долгиева М. М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты // Lex russica (Русский закон). 2018. № 10. C. 116-129. DOI: 10.17803/17295920.2018.143.10.116-129.

Егорова М. А., Кожевина О. В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 1. С. 81-91. DOI: 10.17803/19941471.2020.110.1.081-091.

1 Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. М.: Банк России, 2022. URL: https://Www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

2 Чернышова Е., Ткачев И. Минфин предложил новые правила криптовалютных операций вместо запрета // РБК. 2022. 27 янв. URL: https://www.rbc.ru/finances (дата обращения: 05.10.2022).

Клачек С. Morgan Stanley предложил выкупить пострадавшие от кризиса гособлигации Сальвадора // Bits.media. 2022. 20 июля. URL: https://bits.media/morgan-stanley-predlozhil-vykupit-postradavshie-ot-krizisa-obligatsii-salvadora/ (дата обращения: 09.11.2022).

Корнеев А. Всемирный банк отказался поддержать Сальвадор в переходе на биткоин // РБК. 2021. 17 июня. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/60cb (дата обращения: 09.11.2022).

Крылов Г. О., Лисицын А. Ю., Поляков Л. И. Сравнительный анализ волатильности крипто-валют и фиатных денег // Финансы: теория и практика. 2018. № 22. С. 66-89. DOI: 10.26794/25875671-2018-22-2-66-89.

Левин Л. Л. Актуальные проблемы регулирования оборота криптовалют в Российской Федерации // Государственная служба. 2021. Т. 23 № 5. С. 53-59. DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-553-59.

Печегин Д. А. К вопросу о правовом регулировании криптовалют в Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 6. С. 21-33. DOI: 10.12737/ jflcl.2019.6.2.

Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 43-54. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.043-054.

Теткин М. Цифровой юань против биткоина. В чем причина запрета криптовалют в Китае // РБК. 2021. 6 июля. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/ (дата обращения: 06.11.2022).

Чернышова Е., Ткачев И. Минфин предложил новые правила криптовалютных операций вместо запрета // РБК. 2022. 27 янв. URL: https://www.rbc.ru/finances (дата обращения: 05.10.2022).

John A., Shen S., Wilson T. China's top regulators ban crypto trading and mining, sending bitcoin tumbling // Reuters. 2021. 24 Sept. URL: https://www.reuters.com/world/china/china-central (дата обращения: 09.11.2022).

References

Amandurdyev K. (2019) Gosudarstvennoe upravlenie al'ternativnym denezhnym obrashcheniem v Yaponii [Public administration of alternative monetary circulation in Japan]. In Obrazovanie i pravo, no. 9, pp. 94-97.

Arzamaskin A. N. (2018) Formirovanie sistemy normativno-pravovogo obespecheniya kriptovalyu-tnykh otnoshenii v sovremennoi Rossii [Formation of the system of regulatory support of crypto-currency relations in modern Russia]. In Galiev F. Kh. (Ed.) Problemy statusa sovremennoi Rossii: istoriko-pravovoi aspekt: conference papers: in 2 parts. Ufa, Bashkirskii gosudarstvennyi universitet, part 1, pp. 197-202.

Balmukhanov T. M. (2021) Problemy zakonodatel'nogo zakrepleniya ponyatiya «kriptovalyuta» v Rossii i za rubezhom [Problems of legislative consolidation of the concept of «cryptocurrency» in Russia and abroad]. In Molodoi uchenyi, no. 23, pp. 165-167.

Batyrov T. (2021) Glava Sal'vadora nameren sdelat' bitkoin ofitsial'nym platezhnym sredstvom [The head of El Salvador intends to make bitcoin an official means of payment]. In Forbes, 6 June, available at: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/431509-glava-salvadora-nameren-sdelat-bitkoin-oficialnym-platezhnym (accessed: 06.11.2022).

Bazanov S. (2021) Cryptocurrency: istoriya termina [Cryptocurrency: the history of the term]. In Medium, 12 Apr., available at: https://medium.com/bitcoin-review/cryptocurrency (accessed: 09.11.2022).

Belykh V. S., Bolobonova M. O. (2019) Problemy opredeleniya pravovogo rezhima kriptovalyut [The problem of determining the legal regime for cryptocurrencies]. In Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava, no. 3, pp. 23-28.

Belykh V. S., Egorova M. A. (2019) Kriptovalyuta kak sredstvo platezha: novye podkhody i pra-vovoe regulirovanie [Cryptocurrency as a means of payment: new approaches and legal regulation]. In Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA), no. 2, pp. 139-146, DOI: 10.17803/23115998.2019.54.2.139-146.

Chernyshova E., Tkachev I. (2022) Minfin predlozhil novye pravila kriptovalyutnykh operatsii vmes-to zapreta [The Ministry of Finance proposed new rules for cryptocurrency transactions instead of a ban]. In RBK, 27 Jan., available at: https://www.rbc.ru/finances (accessed: 05.10.2022).

Dolgieva M. M. (2018) Zarubezhnyi opyt pravovogo regulirovaniya otnoshenii v sfere oborota krip-tovalyuty [Foreign experience in legal regulation of relations in the sphere of cryptocurrency turnover]. In Lex russica (Russkii zakon), no. 10, pp. 116-129, DOI: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.116-129.

Egorova M. A., Kozhevina O. V. (2020) Mesto kriptovalyuty v sisteme ob"ektov grazhdanskikh prav [The role of a cryptocurrency in the system of objects of civil law rights]. In Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, vol. 15, no. 1, pp. 81-91, DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.081-091.

John A., Shen S., Wilson T. (2021) China's top regulators ban crypto trading and mining, sending bitcoin tumbling [China's leading regulators banned crypto trading and mining, which caused bit-coin to collapse]. In Reuters, 24 Sept., available at: https://www.reuters.com/world/china/china-central (accessed: 09.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klachek S. (2022) Morgan Stanley predlozhil vykupit' postradavshie ot krizisa gosobligatsii Sal'vadora [Morgan Stanley offered to buy back the government bonds of El Salvador affected by the crisis]. In Bits.media, 20 July, available at: https://bits.media/morgan-stanley-predlozhil-vykupit-postradavshie-ot-krizisa-obligatsii-salvadora/ (accessed: 09.11.2022).

Korneev A. (2021) Vsemirnyi bank otkazalsya podderzhat' Sal'vador v perekhode na bitkoin [The World Bank refused to support El Salvador in the transition to Bitcoin]. In RBK, 17 June, available at: https://www.rbc.ru/crypto/news/60cb (accessed: 09.11.2022).

Krylov G. O., Lisitsyn A. Yu., Polyakov L. I. (2018) Sravnitel'nyi analiz volatil'nosti kriptovalyut i fi-atnykh deneg [Comparative analysis of volatility of cryptocurrencies and fiat money]. In Finansy: teoriya i praktika, no. 22, pp. 66-89, DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-2-66-89.

Levin L. L. (2021) Aktual'nye problemy regulirovaniya oborota kriptovalyut v Rossiiskoi Federatsii [Current issues of regulating the cryptocurrency turnover in the Russian Federation]. In Gosudarst-vennaya sluzhba, vol. 23, no. 5, pp. 53-59, DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-53-59.

Pechegin D. A. (2019) K voprosu o pravovom regulirovanii kriptovalyut v Germanii [Towards the question of the legal nature of cryptocurrencies in Germany]. In Zhurnal zarubezhnogo zakono-datel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya, no. 6, pp. 21-33, DOI: 10.12737/jflcl.2019.6.2.

Rozhdestvenskaya T. E., Guznov A. G. (2020) Tsifrovye finansovye aktivy: problemy i perspektivy pravovogo regulirovaniya [Digital financial assets: problems and prospects of legal regulation]. In Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, vol. 15, no. 6, pp. 43-54, DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.043054.

Tetkin M. (2021) Tsifrovoi yuan' protiv bitkoina. V chem prichina zapreta kriptovalyut v Kitae [Digital Yuan against Bitcoin. What is the reason for banning cryptocurrencies in China]. In RBK, 6 July, available at: https://www.rbc.ru/crypto/news/ (accessed: 06.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.