зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля
В статье представлен европейский опыт организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Разработаны основные направления повышения уровня взаимодействия в отечественной практике.
Ключевые слова: налоги, контроль, взаимодействие, налогоплательщики, механизмы.
Развитие партнерских взаимоотношений между государством и налогоплательщиками необходимо начинать с работы в отношении физических лиц, потому что, развивая партнерские взаимоотношения с физическими лицами, государство сможет лучше контролировать налоговые поступления, налоговые правоотношения станут прозрачнее. Реформировать способы взаимодействия налогоплательщиков-физических лиц и налоговых органов представляется целесообразным в следующих направлениях:
— упростить гражданам доступ к услугам налоговых органов;
— повысить эффективность и продуктивность работы налоговых органов;
— улучшить обратную связь с гражданами и реакцию налоговых органов на их нужды;
— создать возможность для граждан легко находить информацию и получать услуги от налоговых органов.
Налоговая система Российской Федерации на протяжении многих лет находится в состоянии
М. В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-mail: [email protected]
Е. В. НАДТОЧИЙ, соискатель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие надлежащего уровня взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Указанное взаимодействие в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством работы механизма налогового контроля. Способами взаимодействия выступают методы налогового контроля, работа которых, к сожалению, преимущественно заключается в выявлении источников дохода в целях налогообложения. Сотрудничество с налогоплательщиками до сих пор остается скорее намерением законодателя, нежели реально соблюдающимся принципом. По данным социологического опроса населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России на тему «Налогоплательщики, налоги и налоговая служба», проведенного фондом «Общественное мнение» совместно со специалистами Принстонс-кого университета, большая часть из опрошенных респондентов считает мероприятия налогового контроля некой фискально-карательной акцией. По мнению 49 % респондентов, платить налоги в основном побуждает людей страх перед наказанием. И
только 36 % респондентов считают основным стимулом к соблюдению налоговой дисциплины чувство гражданской ответственности. Некоторые россияне уверены, что уплата налогов — необходимая обязанность, выполнение которой взамен не предоставляет никаких прав налогоплательщикам [11].
Во многих зарубежных странах отношение граждан к необходимости отчислять государству часть своих доходов кардинально отличается от позиции россиян. В развитом обществе люди считают, что уплата налогов — это гражданская обязанность. Уплачивая налоги, граждане западных стран заключают своеобразный договор с государством, который дает им и ряд прав на пользование общественными благами.
По мнению Президента России Д. А. Медведева, в перспективе наша страна станет, прежде всего, частью европейской цивилизации. На встрече с руководителями российских и зарубежных СМИ Президент РФ подчеркнул: «Очевидно, что российское государство должно исповедовать себя, главным образом, как часть Европы» [4]. Для реализации этой стратегической задачи России придется принять ряд западных стандартов [5], с помощью которых станет легче и удобнее реализовать свои национальные интересы. Думается, что одним из таких стандартов является то, что уровень взаимодействия представителей налоговых органов и налогоплательщиков в сфере налогового контроля остается на достаточно высоком уровне.
Поэтому представляется целесообразным проанализировать зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля.
Во Франции отношения между налоговым органом — главным налоговым управлением и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана только в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика. Последний может использовать эти ответы для отстаивания своих интересов.
Налоговые декларации по итогам отчетных и налоговых периодов чаще всего составляются аудиторскими и налоговыми консультациями, нередки случаи предоставления части указанных услуг на безвозмездной основе. Санкции зависят от того, были ли действия плательщика умышленными или неумышленными, а также помогает ли налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок применяются более мягкие наказания. Доначисление налогов, в основном, осуществля-
ется в административном порядке. При выявлении серьезных нарушений налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и может выступить с предложением начать уголовное преследование.
Если плательщик внес излишнюю сумму налога, соответствующая разница возвращается ему, как правило, с процентами. Обычно при обнаружении возврат производится сразу.
Соответствующие таблицы налогового кодекса Франции позволяют налоговому инспектору рассчитать предполагаемый доход налогоплательщика в зависимости от его образа жизни, в том случае если гражданин не подал декларацию.
Например, если гражданин имеет дом определенной кадастровой стоимости, то его доход примерно определяется как пятикратная сумма годовой арендной платы при сдаче дома в наем. При наличии домашнего работника считается, что доход плательщика составляет не менее 30 тыс. франков в год; при покупке нового автомобиля доход примерно равен 75 % от стоимости автомобиля и т. д. Если налогоплательщик имеет и дом, и работника, и автомобиль, соответствующие суммы складываются [7].
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения. Налоги, по возможности, — минимальны или, точнее, — минимально необходимы. Затраты на их взимание также минимизируются. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы. Налоги соответствуют структурной политике. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов. Система должна строиться на уважении к частной жизни человека: в связи с налогообложением гражданин должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому сообщать какие-либо сведения о налогоплательщике, сохранение коммерческой тайны гарантировано. Налоговая система исключает двойное обложение. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
Германская конституция (Grundgesetz) выделяет следующие принципы, регулирующие налогообложение:
— платежеспособность;
— принцип социального обеспечения;
— законность налогообложения;
— справедливость налогообложения.
В Германии установлено восемь основных налогов.
1. Подоходный налог на физических лиц (Einkommensteuer).
2. Налог на прибыль корпораций (Körperschaftsteuer).
3. Налог на добавленную стоимость (Umsatzsteuer).
4. Налог на промышленно-торговую деятельность (Gewerbesteuer).
5. Налог на земельные участки (Grundsteuer).
6. Налог на приобретение земельных участков (Grunderwerbsteuer).
7. Налог на наследство и дарение (Erbschafts und Schenkungssteuer).
8. Автомобильный налог.
Общие правила налогообложения регулируются законом «Порядок взымания налогов» (Abgabenordnung), который можно назвать «налоговой конституцией».
В Германии всеобъемлющий налоговый контроль за денежными операциями населения осуществляется на основе систем безналичных расчетов с широким использованием компьютерных сетей. Наделение налоговых служб страны (специального налогового ведомства в Германии не существует, а налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура которой отражает федеративное построение государства) правами и функциями правоохранительных органов, в частности создание в их рамках подразделений финансового сыска, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения.
Уровень взаимодействия налогового инспектора и налогоплательщика ежегодно оценивается в рамках системы балльной оценки работы налоговых инспекторов. Это взаимодействие является одним из показателей служебного соответствия. Балльный нормативный показатель служит средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок. За отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть его деятельность и принять соответствующие организационные меры [6].
Налоговые органы Австралии состоят из налогового департамента и его территориальных подразделений. В структуру самого налогового департамента входят десять подразделений, к числу которых относятся: служба по налоговому законодательству, финансовая служба, служба по делам компаний и прочие сопутствующие подразделения. Территориальные органы налоговой службы создаются в столицах субъектов. Правовой основой деятельности налоговых органов является закон о налоговой администрации. Их работа с налогоплательщиками строится на ежегодном уведомлении о необходимости подачи декларации до конца финансового года (до 30 июня) и опубликовании форм налоговых деклараций. После получения налоговых деклараций налоговые инспекторы производят расчет суммы налога, причитающейся с того или иного дохода физического лица, и направляют налогоплательщику налоговое извещение. В целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов компаниями налоговые органы проводят их проверки. Существуют три основных вида налогового аудита:
— предварительный аудит, в ходе которого проверяется соответствие предоставленных компаниями сведений, касающихся процентов и дивидендов, сведениям, содержащимся в налоговых декларациях;
— бизнес-аудит, который предполагает проверку имущества и финансовых документов компании на месте;
— комплексный аудит — проводится специализированными группами в крупных компаниях.
Сотрудники налоговых органов в соответствии с законодательством обязаны хранить информацию, которая стала им известна в ходе выполнения служебных обязанностей.
Подобный подход к построению и функционированию органов налогового контроля позволяет применять различные способы организации выездного налогового контроля в зависимости от сложности деятельности налогоплательщика, риска возможного использования последним различных схем оптимизации и минимизации налогообложения.
В Австрии в § 119 федерального положения о налогах и сборах определено, что налогообложение осуществляется на основе принципов справедливости и достоверности. В этом же законодательном акте (§ 147) закреплен принцип сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками. Он, судя по всему, развивает принцип удобства на-
логообложения, поскольку обязывает налоговые органы проводить проверку предприятий таким образом, чтобы она в наименьшей степени препятствовала текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика [3].
В США взаимодействие между налогоплательщиками и налоговым управлением (IRS является подразделением государственного казначейства США) осуществляется, прежде всего, на основе информационных писем.
Информационные письма являются ответами налогового управления на запросы налогоплательщиков о предоставлении предварительных разъяснений по особому налоговому вопросу. Налогоплательщик определяет фактические элементы сделки и запрашивает разъяснения по его налоговому эффекту. Информационные письма рассматриваются налоговым управлением как применимые только к одному налогоплательщику, осуществляющему запрос. Служба налогового управления по информационным письмам публикует их и они могут использоваться при определении того, какой будет позиция налогового управления при аналогичных обстоятельствах и фактах. Часто они используются как основа аудиторского заключения налоговых адвокатов. Информационные письма можно найти на сервере, используя цифровые ссылки. Первые четыре цифры указывают на год, в котором было опубликовано письмо, вторые две цифры — на неделю выпуска письма, последние три цифры представляют номер разъяснения на этой неделе [8].
Заслуживает внимания опыт США по пресечению создания и функционирования фирм- «однодневок», а также применения различных схем уклонения от налогообложения.
Как и в России, служба внутренних доходов и другие государственные ведомства США в последние годы все чаще сталкиваются с использованием налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения, различных способов незаконного сокрытия дохода и создания искусственных расходов или убытков с помощью офшорных компаний. Для пресечения участия налогоплательщиков в недобросовестных налоговых схемах правительство США разворачивает и широко рекламирует программы добровольного сотрудничества. Чтобы побудить нарушителей налогового законодательства выйти из «тени», служба внутренних доходов совместно с министерством юстиции в последнее время развернула несколько программ налоговой амнистии. Спектр запрещенных операций служба
внутренних доходов определила в налоговых извещениях. Операции, поименованные в извещениях, считаются недобросовестными и направленными исключительно на получение налоговых льгот и преференций.
Целый ряд ведомств участвует в указанной работе. Они регулярно обмениваются списками лиц, участвующих в недобросовестных налоговых операциях, публикуют аналитические материалы о способах борьбы, применяемых против недобросовестных налоговых схем. Помимо этого, производятся обмен аудиторской информацией, полученной при судебных разбирательствах, также совместное обучение с целью выявления недобросовестных налогопонижающих сделок и другая образовательная деятельность, мероприятия по организации и упрощению каждодневных контактов между участниками проводимой работы.
Можно сделать вывод, что меры, предпринимаемые в США в рамках борьбы с фирмами— «однодневками» и схемами минимизации налогообложения, несомненно, более действенны, нежели в России. Поэтому их необходимо применять и в нашей практике.
Во-первых, следует законодательно закрепить обязанность аудиторских компаний, юридических лиц, налоговых промоутеров раскрывать информацию в случае участия налогоплательщика в незаконных или сомнительных схемах и операциях.
Во-вторых, необходимо обнародовать операции, которые налоговые службы считают недобросовестными и направленными исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.
В-третьих, в работу по пресечению использования налогоплательщиками противоправных по своему умыслу схем должны быть включены уполномоченные государственные ведомства, действующие сообща и последовательно.
Заслуживает внимания опыт США и в части проведения налогового аудита и предпроверочного анализа налогоплательщиков. В отличие от этой страны в России пока отсутствуют централизованные центры учета и обработки налоговых данных. При обработке и контроле налоговых данных у нас применяется программное обеспечение, которое на сегодняшний день не позволяет выявлять фактическое несовпадение данных в отчетных документах. Не предусматривается и возможность проведения перекрестных проверок одних и тех же параметров из разных источников. В связи с этим российское налоговое администрирование не дает возможности проводить комплексный налоговый
аудит, которому в США подвергаются все контрагенты, осуществлявшие любые связанные между собой виды переводных финансовых операций. Следует также учитывать и отношение граждан к уплате налогов. Если в США налогоплательщик считает неуплату налога противоправным и наказуемым деянием, то в России недоплата налогов — обычное дело. Формирование отношения к уплате налогов как к гражданскому долгу в нашей стране возможно только через изменение общественного сознания и формирование гражданского общества, которого у нас пока, к сожалению, нет.
Общеизвестно, что снижение налогов должно сопровождаться ужесточением контроля за их уплатой. Государство обязано очень строго относиться к тем, кто уклоняется от уплаты налогов. И это не только и не столько фискальная задача, сколько задача создания равной конкурентной среды. Штрафные санкции в действующем законодательстве РФ настолько незначительны, что не могут являться стимулом для строгого соблюдения закона. Например, за опоздание с авансовым расчетом налоговые органы могут оштрафовать организацию лишь на 50 руб., а директору или главному бухгалтеру грозит административный штраф — от 300 до 500 руб. За непредоставление необходимых для налогового контроля документов организация заплатит лишь 1 тыс. руб., даже если ущерб государству из-за такого рода правонарушения составляет миллионы рублей. За задержку исполнения платежного поручения на перечисление налоговых платежей налогоплательщика-клиента банк заплатит штрафные санкции в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Если, к примеру, банк задержал платеж в сумме 5 тыс. руб. на 10 дн., то, исходя из действующей ставки рефинансирования, штрафные санкции составят 36 руб. Вряд ли в законодательстве США существует какой-либо штраф, равный 1 долл. Очевидно, что размеры ответственности банков необходимо пересмотреть и далее индексировать с учетом уровня инфляции. Данные меры приведут к значительному сокращению количества нарушений со стороны налогоплательщиков, что и является главной целью государственных органов в сфере налоговой политики.
Исходя из анализа зарубежного опыта организации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля, можно сделать вывод о том, что развитие экономики нашей страны возможно только через упорный и честный труд свободных и защищенных законом и
государством людей при государственном примате прав личности и частной собственности [1].
Без сомнения, главной функцией государства должно стать гарантированное обеспечение прав населения России в сфере налогообложения через совершенствование механизма налогового контроля. Ведь в условиях демократии лица, наделенные властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. Безусловно, государство и общество относительно самостоятельны и отношения между ними могут складываться по-разному. Но, если государство игнорирует интересы людей, то общество в явной или скрытой форме противостоит государству. Нормой можно признать сотрудничество органов власти и представителей общества. В связи с этим государству необходимо развивать партнерские взаимоотношения с налогоплательщиками, а значит — неизбежно реформировать способы взаимодействия, методы налогового контроля [9].
Развитие партнерских взаимоотношений между государством и налогоплательщиками необходимо начинать с работы в отношении физических лиц. Во-первых, базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся, а в любой деятельности активной стороной является человек. Во-вторых, так как человек является базовым элементом общества, а свойства, особенности поведения одного человека во многом определяют и поведение остальных элементов общества [10], то, развивая партнерские взаимоотношения с физическими лицами, государство сможет лучше контролировать налоговые поступления, налоговые правоотношения станут прозрачнее. Ведь человек как основа социума должен ответственно предъявлять своему государству собственные предпочтения, личные позиции и требования в отношении его функционирования [1, 2].
Реформировать способы взаимодействия на-логоплательщиков-физических лиц и налоговых органов представляется целесообразным в следующих направлениях:
— упростить гражданам доступ к услугам налоговых органов;
— повысить эффективность и продуктивность работы налоговых органов;
— улучшить обратную связь с гражданами и реакцию налоговых органов на их нужды;
— создать возможность для граждан легко находить информацию и получать услуги от налоговых органов.
На Западе действует уже сложившаяся налоговая система с прочными демократическими традициями, а в России отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах.
На основании изучения зарубежного опыта налогообложения можно прийти к выводу, что в практике создания и функционирования эффективной налоговой системы западных стран немало ценного и полезного. Но при использовании их опыта необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и функционирует налоговая система: конкретное состояние экономики в каждой стране, уровень накопленных богатств и даже психологические установки и традиции населения.
Кроме того, хочется отметить, что идеальных налоговых систем нет. Они создаются и изменяются в зависимости от финансовой политики государства и сложившейся экономической и политической ситуации.
Список литературы
1. Владимиров В. И. О национальной государственной идее России // Вестник Московского государственного университета. 2000. № 3. С. 41-69.
2. Деятельность как основа социального бытия человека. URL: http://student5/com/index/ php?work=712.
3. Кучеров И. И. Состав принципов налогообложения и их правовое закрепление // Финансовое право. 2009. № 3.
4. Медведев считает Россию, прежде всего, частью Европы. URL: http://www.gzt.ru/politics/2 006/06/06/180522.html.
5. Носов М. Россия и Европа // Свободная мысль. 2008. № 4. C. 10.
6. Организация налогового контроля в Германии. URL: http: // referatiya.ru/referaty/show_referat. php?referat=59954.
7. Попонова Н. А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. 2000. № 10. C. 32-34.
8. Семинар по налоговым спорам. Совместный проект Международного налогового и инвестиционного центра в Республике Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан. URL: http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEs e6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xtvtji5m7.
9. Савченко П. Человек в экономике // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 5-20.
10. Системный взгляд на развитие социума и человека // Мировой экономический кризис. Хроника и комментарии. URL: http://worldcri-sis.ru/crisis/285962/thread_?sortd=published.
11. Федорова Л. Россияне готовы платить налоги // Ежедневная деловая газета в сотрудничестве с Handelsblatt. 16.09.2009. URL: http://www rbcdaily. ru/archive/print.shtml?2004/11/03/archive/31125.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
Ii Ь
WebMoney
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü
V/SA
ilndex
money-yandex-ru