экономика, предпринимательство и право
Том 7 • Номер 1 • Январь-март 2017 ISSN 2222-534Х
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
зарубежный опыт обеспечения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов
Янгиров А.В.1, Яндимирова А.А.2
1 Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета, Уфа, Россия
2 Башкирский государственный университет (Нефтекамский филиал), Нефтекамск, Россия
АННОТАЦИЯ:
В статье исследуется зарубежный опыт обеспечения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов. Раскрывается понятие «бюджетное выравнивание». Рассматриваются 2 типа сбалансированности местных бюджетов. Сравниваются методы выравнивания, которые используются в зарубежных странах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивость, зарубежный опыт, сбалансированность, местный бюджет, выравнивание.
Foreign experience in ensuring the stability and balance of local budgets
YangirovA.V.\ YandimirovaA.A.2
1 The Institute of economics, finance and business of Bashkir State University, Russia
2 Bashkir State University (Neftekamsk Branch), Russia
Обеспечение повышения устойчивости местных бюджетов является важной проблемой современного регионального социально-экономического развития.
Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций ведения местного самоуправления. Он является важной частью воспроизводственного потенциала региона[1-4] (Yangirov, Лккыпоу, 2014; Yangirov, 2008; Yusupov, Yangirov, 2008).
Муниципальные образования должны стремиться к построению сбалансированных бюджетов, в которых размеры доходов и расходов совпадают.
Зачастую существует разрыв между расходной частью и доходными возможностями по реализации полномочий. В результате формируется вертикальный дисбаланс, который покрывается за счет финансовой помощи государственного бюджета.
44 JOURNAL OF ECONOMICS, ENTREPRENEURSHIP AND LAW #1'2017 (January-March)
Данный дисбаланс требует формирования различных механизмов для его сглаживания. Каждая страна старается найти свой собственный способ обеспечения сбалансированности. Во многих странах устойчивость местного бюджета обеспечивается с помощью бюджетного выравнивания.
Бюджетное выравнивание — это процесс, который осуществляется органами вышестоящего уровня с целью обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней. Данный процесс осуществляется за счет ряда механизмов, посредством которых происходит воздействие на процессы формирования и использования бюджетных фондов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.
Выделяют два типа бюджетного выравнивания: вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Вертикальное выравнивание нацелено на вертикальную сбалансированность бюджетов. Оно подразумевает четкое разграничение полномочий и распределение ответственности между уровнями власти. В Российской Федерации данная работа по разграничению полномочий между публично-правовыми образованиями, к сожалению, окончательно не завершена.
Однако для решения проблем обеспечения бюджетной сбалансированности вертикальное выравнивание лучше всего сочетать с горизонтальным бюджетным выравниванием.
Горизонтальное выравнивание представляет собой систему оказания централизованной финансовой помощи органам власти посредством распределения финансовой помощи регионам, а субъекты, в свою очередь, передают финансовую помощь местным бюджетам.
ABSTRACT:_
The article studies the foreign experience in ensuring the stability and balance of local budgets. We define the concept of leveling. We study two types of the balance of local budgets. We compare methods of leveling, which are used by foreign countries.
KEYWORDS: stability, foreign experience, balance, local budget, leveling.
JEL classification: H71, H72 Received: 02.11.2016 / Published: 30.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Yangirov A.V. (jangirovav0list.ru)
CITATION:_
Yangirov A.V., Yandimirova A.A. (2016) Zarubezhnyy opyt obespecheniya ustoychivosti i sbalansirovan-nosti mestnyh byudzhetov. [Foreign experience in ensuring the stability and balance of local budgets]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 7(1). - P. 43-47. doi: 10.18334/rp.17.21.36935
экономика, предпринимательство и право № Т2017 (январь-март)
45
В Российской Федерации в качестве инструментов регулирования используются нормативные отчисления от регулирующих налогов. Регулирующие налоги — это налоги, по которым предусматриваются нормативы отчислений в другие бюджеты. От закрепленных налогов отличаются тем, что нормативы отчислений устанавливаются в бюджете на очередной год. Это такие налоги, как НДС, акцизы, налог на доходы организаций. Данный инструмент имеет особую значимость, так как он применяется для формирования всех нижестоящих бюджетов и его закрепление будет способствовать созданию стимулов для проведения на местном уровне рациональной налоговой и бюджетной политики, развитию и эффективному использованию налогового потенциала и повышению эффективности бюджетных расходов.
Также в РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов выделяются дотации. Это денежные средства, выделяемые из государственного бюджета на безвозмездной основе для оказания финансовой помощи. Оказание помощи в виде дотаций и субсидий обеспечивает более равномерное распределение финансовых ресурсов.
За счет данных инструментов региональные и местные бюджеты обеспечиваются необходимыми собственными доходами.
Мировая практика показывает, что горизонтальный способ выравнивания пользуется и в зарубежных странах. Так, например, в США из федерального бюджета оказывается значительная помощь штатам в виде целевых трансфертов. При распределении целевой финансовой помощи используются формализованные методики. Целевые трансферты — это перечисление денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий на определенные цели.
В Германии осуществляется перераспределение средств между землями. Конституция ФРГ обязывает делить налоги между бюджетами всех уровней. Поэтому земля, чей налоговый потенциал ниже среднего, получает выравнивающий грант за счет тех земель, чей налоговый потенциал выше среднего. Данные выравнивающие гранты представляют из себя трансферты, которые переводятся из республиканского бюджета в местные бюджеты, чтобы финансировать затраты для соответствия минимальным государственным социальным стандартам, направленным на поддержку социальной и экономической стабильности.
ОБ АВТОРАХ:_
Янгиров Азат Вазирович, заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой «Макроэкономическое развитие и государственное управление» ([email protected])
Яндимирова Алиса Александровна, студент экономико-математического факультета ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Янгиров А.В., Яндимирова А.А. Зарубежный опыт обеспечения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов. // Экономика, предпринимательство и право. — 2017. — Том 7. — № 1. — С. 43-47. doi: 10.18334/ф.17.21.36935
46 JOURNAL OF ECONOMICS, ENTREPRENEURSHIP AND LAW #12017 (January-March)
Межбюджетное выравнивание в Индии осуществляется за счет оказания помощи регионам, в которой сочетаются предоставление финансовых ресурсов как всем штатам на единой основе, так и конкретным штатам с неблагоприятной социально-экономической ситуацией. В Индии предусмотрены три вида трансфертов центрального правительства штатам:
1) для предоставления субсидий на финансирование текущих расходов;
2) для финансирования государственных инвестиций, в том числе и в рамках проектов развития конкретных штатов;
3) для социально-значимых проектов.
В Австрии выравнивание осуществляется за счет трансфертов, которые носят исключительно целевой характер.
В Канаде бюджетное выравнивание представляет осуществление ежегодных нецелевых грантов провинциям, у которых налоговый потенциал ниже стандартного уровня. В Канаде Федеральное правительство и правительства провинций в соответствии с Конституцией являются равноправными партнерами федерации, а местные органы власти не имеют независимого конституционного статуса.
В Швеции система межбюджетного выравнивания заключается в выравнивании доходов, целью которой является предоставление гражданам услуг одинакового качества и по одинаковой цене на всей территории государства.
Таким образом, решение проблем бюджетной сбалансированности является важнейшей задачей. Механизм распределения средств должен решать задачи как вертикальной, так и горизонтальной сбалансированности бюджетов. И каждая страна выбирает универсальный подходящий для них механизм обеспечения местного бюджета.
В свою очередь, перед государством и субъектами Российской Федерации важнейшей задачей является осуществление правильного выбора механизма распределения средств между бюджетами разных уровней для финансового обеспечения региональных и местных бюджетов.
•
источники:
1. Янгиров А.В., Ахунов Р.Р. Воспроизводственный потенциал как системообразующий элемент региональной экономики региона // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: VIII Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. Уфа, 2014. — с 13-15.
2. Янгиров А.В. Воспроизводственный потенциал в системе управления региональной экономикой. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук., 2008.
ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО № Г2017 (январь-март)
47
3. Юсупов К.Н., Янгиров А.В. Воспроизводственный потенциал региона — региональный продукт — региональный риск // Управление риском. — 2008. — № 1. — с 12-17.
4. Янгиров А., Юсупов К. Межпотенциальные взаимосвязи в анализе воспроизводственного потенциала регионов российской
REFERENCES:
Yangirov A.V. (2008). Vosproizvodstvennyy potentsial v sisteme upravleniya regionalnoy ekonomikoy [Reproductive potential in the management system of regional economy] Ufa. (in Russian).
Yangirov A.V., Akhunov R.R. (2014). Vosproizvodstvennyy potentsial kak sistemoo-brazuyuschiy element regionalnoy ekonomiki regiona [Reproductive potential as a system-forming element of the regional economy] Problems of the functioning and development of territorial socio-economic systems. 13-15. (in Russian).
Yusupov K.N., Yangirov A.V. (2008). Vosproizvodstvennyy potentsial regiona — region-alnyy produkt — regionalnyy risk [Reproductive potential of the region — regional product — regional risk]. Upravlenie riskom. (1). 12-17. (in Russian).