УДК 338.242
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Швец Ю.Ю., к.э.н., доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные положения и направления осуществления государственного регулирования качества медицинских услуг в зарубежных странах. Проанализированы приемы и способы регулирования здравоохранения в ряде развитых стран, а также, результаты их применения. Исследованы проблемы обеспечения качества медицинских услуг, с которыми сталкиваются государства при регулировании сферы здравоохранения. С использованием метода теоретико-методологического анализа научной литературы, анализа статистической и аналитической информации по состоянию здравоохранения в зарубежных странах, выявлены эффективные способы обеспечения качества медицинских услуг в России с учетом уровня развития системы здравоохранения. По результатам исследования определены основные приемы и способы обеспечения качества медицинских услуг, которые приводят к наибольшей эффективности деятельности системы здравоохранения и обеспечения населения страны качественной и доступной медицинской помощью.
Ключевые слова: качество; медицинская услуга; здравоохранение; система здравоохранения; рынок медицинских услуг; лечебно-профилактическое учреждение; зарубежный опыт.
FOREIGN EXPERIENCE OF QUALITY ASSURANCE OF MEDICAL SERVICES
Shvets Y., Ph.D., associate professor, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation», e-mail: jurijswets@
yahoo.com
The article describes the main provisions and directions of state regulation of quality of medical services in foreign countries. Analyzed the techniques and methods of regulation of health care in several developed countries, and the results of their application. The problems of ensuring the quality of medical services, faced by States in the regulation of the health sector. Using the theoretical and methodological analysis of scientific literature, analysis of statistical and analytical information on the state of health care in foreign countries, identifies effective ways of ensuring the quality of medical services in Russia, taking into account the level of development of the health system. The results of the study identified the main ways of ensuring the quality of medical services, which lead to the greatest efficiency of the health system and provision ofpopulation with quality and affordable medical care.
Keywords: quality; health service; health care; health system; health care market; health care facility; foreign experience.
Для обеспечения социально-экономического благополучия страны необходимым является эффективная деятельность системы здравоохранения, в том числе, обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью. От качества медицинских услуг, зависит как удовлетворенность населения жизнью в целом, так и уровень заболеваемости и смертности по стране. При определении наиболее эффективных и действенных для здравоохранения России методов функционирования и способов регулирования и обеспечения качества предоставляемых медицинских услуг населению целесообразно исследовать и проанализировать зарубежный опыт по внедрению и действию систем медицинского обслуживания, в том числе, опыт государственного регулирования обеспечения качества медицинских услуг и конкурентоспособности в системе здравоохранения. Анализ результатов применяемых в зарубежных странах способов и методов воздействия на систему здравоохранения с целью обеспечения качества и доступности медицинских услуг населению, позволит определить наиболее эффективные направления обеспечения качества и доступности медицинских услуг для населения страны.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать состояние, способы и методы управления и контроля качества медицинской услуги на государственном уровне в зарубежных странах для определения наиболее эффективных способов урегулирования предоставления населению России качественных и доступных медицинских услуг при улучшении деятельности системы здравоохранения страны.
Анализ основных достижений науки по теме исследования. К проблемам функционирования сферы здравоохранения, в том числе, по причине неэффективного государственного управления и контроля качества медицинских услуг в стране, обращались: Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю. [5], Искандарян Г.О. [7], Ковалева И.П. [8], и др. Зарубежный опыт управления и регулирования системы здравоохранения и рынка медицинских услуг исследовали: Беляев Ю.М., Черненко Э.М. [1], Бердникова Е.Ф. [2], Борисов Н.А. [3], Бурменко Т.Д., Тарханова Е.Г. [4], Перхов В.И., Стребунова Р.В., Янкевич Д.С., Юркин Ю.Ю. [11] и др. Отдавая должное результатам проведенных исследований, следует учесть, что отсутствует комплексный анализ зарубежного опыта по обеспечению именно качества медицинских услуг на государственном уровне и возможность его применения в России с учетом современного состояния и приоритетных направления развития системы здравоохранения.
Результаты исследования. Вопросы социально-экономического развития страны, в том числе, путем улучшения здоровья населения с
целью обеспечения производительности труда и развития экономики, являются актуальными на сегодняшний день. Обеспечение развития системы здравоохранения, эффективного функционирования рынка медицинских услуг и предоставление населению качественных и доступных медицинских услуг являются приоритетными направлениями деятельности развитых стран.
На сегодняшнем этапе развития научной теории, понятие «качество» и «качество медицинской услуги» имеют разное толкование. В результате обобщения существующих определений можем заключить, что под «качеством» понимается определенная способность товара, услуги, удовлетворять потребность потребителя.
Качество медицинской услуги - это ее соответствие определенным установленным требованиям, в том числе: соответствие содержанию медицинской деятельности, потребностям пациентов, системе установленных стандартов и нормативов. Поэтому, совершенствование системы здравоохранения, как верно указали Гайдаров Г.М. и Алексеева Н.Ю. [5], должно быть направлено к адаптации ее к современным потребностям населения, существующим экономическим возможностям. При этом главной целью совершенствования сферы здравоохранения каждой страны, является создание такой устойчивой системы, функционирование которой, будет способствовать обеспечению высокого качества и доступности медицинских услуг для каждого жителя независимо от его социального или материального статуса [12].
При этом, система здравоохранения неотделима от рыночных процессов, и перед ней, как экономической деятельностью с учетом ограниченности ресурсов, стоит задача обеспечения эффективности и справедливости в предоставлении и распределении медицинских услуг [7]. Кроме того, как верно указала Ковалева И.П. [8], рост конкуренции на рынке медицинских услуг приводит к появлению новых поставщиков таких услуг и приоритетной заинтересованности хозяйствующих субъектов в получении прибыли, иногда в ущерб качеству предоставляемых медицинских услуг. В то же время, каждое государство ответственно и заинтересовано в общем санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, с целью недопущения возникновение тяжелых масштабных инфекционных заболеваний населения и обеспечения качественных и доступных медицинских услуг малообеспеченным слоям общества [1].
Поэтому, во многих экономически развитых странах осуществляются мероприятия, направленные на ограничение конкуренции в столь важной социальной сфере, как здравоохранение. К примеру, Американская медицинская ассоциация объединяет около 50% частных медицинских организаций и докторов, которые предоставляют
медицинские услуги в США. Ассоциацией ограничивается набор студентов в медицинские университеты, контролируется поток врачей-эмигрантов, устанавливаются дополнительные барьеры для выхода медицинской компании на рынок (аттестации, условия лицензирования и т.п.) тем самым, осуществляется искусственное сдерживание предложений медицинских услуг в стране [10].
В Германии, Франции, Голландии государственное управление и контроль доступности и качества предоставляемых услуг населению реализуется через контроль и регламентацию работы коммерческих страховых систем. В Швеции, Японии и Австралии - через систему государственного страхования, а в Канаде и Великобритании - через прямое государственное обеспечение [1].
Становление и опыт функционирования определенных моделей регулирования рынка медицинских услуг и системы здравоохранения в целом, в каждой стране напрямую связан со степенью развития и уровнем организации в такой стране. Каждая из стран имеет свои, отличные от других стран, ресурсный потенциал, экономическое развитие, менталитет и культуру. В частности, существует различное понимание эффективности системы здравоохранения и медицины в зарубежных странах. По общепринятому толкованию, под эффективностью понимается отношение результатов деятельности к затратам. В то же время, здоровье человека трудно измеримо и оцениваемо в финансовом плане, так как это - цена человеческой жизни, поэтому, в одних странах платят за отсутствие заболевания, в других странах - за продолжительность лечения [3].
Результаты исследования зарубежного опыта регулирования системы здравоохранения, в том числе, направленного на обеспечение качества предоставляемых медицинских услуг населению, дают возможность определить основные направления обеспечения качества медицинских услуг и для России. Среди них:
1. Обеспечение проведения научных разработок, развития инноваций, научно-технического процесса и создание системы соответствующих стандартов качества медицинских услуг.
Новые технологии предоставляют возможности для инновационных продуктов - новых или улучшенных видов услуг [11]. В целом, как верно указывает Бердникова Е.Ф. [2], инновационное развитие системы здравоохранения обеспечивает единство науки и практики, международные взаимоотношения с зарубежными странами и научными центрами, развитие государственно-частного партнерства. Инновации создают новые или измененные способы предоставления медицинской услуги, в том числе, гарантируя или улучшая ее качество. Подтверждается это также тем, что в общественном секторе экономики основной целью применения инноваций является улучшение благосостояния общества. В отличие от него, инновации в частном секторе - направлены на получение финансовой прибыли. Поэтому, управление здравоохранением во многих зарубежных странах направлено на эффективное взаимодействие этих двух секторов. В частности, дорогостоящие инновационные проекты, например, биотехнологии, в принципе невозможны без государственной поддержки [2], а поэтому, в большинстве зарубежных стран финансирование научно-исследовательской работы осуществляется государством [11].
Успешным примером государственного финансирования медицинской науки является Швеция, которая признана мировым лидером в некоторых областях медицинской науки, занимает первые места по числу научных публикаций и числу полученных патентов. В частности, более 3,6% ВВП Швеции идет на финансирование научных разработок и инноваций. Финансирование осуществляется путем выдачи грантов высшим учебным заведениям при помощи исследовательских советов и отраслевых научных институтов [11].
2. Создание эффективной государственной системы контроля соблюдения стандартов качества медицинских услуг, предоставляемых населению.
К примеру, в США применяется детализированная номенклатура предоставляемых медицинских услуг согласно Текущей терминологии процедур (Current Procedural Terminology), которая в частности, применяется при оплате медицинских услуг страховыми организациями [6]. Несмотря на то, что работа такой системы требует значительных трат времени и ресурсов медицинской организации, в итоге, она позволяет осуществлять контроль за качеством предоставляемых медицинских услуг пациенту.
3. Проведения мер по усилению мотивации труда медицинских работников и эффективного использования их труда; создания эффективных программ обучения, повышения квалификации для медицинского персонала.
К примеру, успешный опыт развития и функционирования системы здравоохранения в Южной Корее базируется, в том числе, на значительном внимании государства к вопросам образования, повышения квалификации, участия в научно-исследовательских работах медицинского персонала [9].
4. Осуществление мер, направленных на поддержание здоровья населения, мотивация граждан на сохранение и укрепление своего здоровья
В общепризнанной эффективности систем здравоохранения Германии и Израиля, важная роль принадлежит профилактической медицине, например, спорт, витаминизированная подготовка [3], санаторно-профилактический отдых и т.п. Иными словами, государства в приоритетном направлении улучшении здоровья и увеличения продолжительности жизни населения видят именно обеспечение профилактики заболеваний, повышение социальной ответственности населения, как за свое здоровье, так и здоровье общества в целом.
Показателен в этом отношении и опыт Сингапура. Учрежденная система индивидуальных медицинских счетов стимулирует самого человека быть ответственным за свое здоровье, тем самым не допуская ухудшения качества медицинских услуг и повышения их стоимости. Кроме того, в Сингапуре активно продвигается здоровый образ жизни, в частности, путем проведения тестов на выполнение физических нормативов, проведения образовательных программ по здоровому питанию и занятию спортом [6].
Формирование индустрии «здорового образа жизни», а также изучение закономерностей воздействия факторов окружающей среды, производственной и социальной сферы на здоровье населения и доведение этих сведений до населения, включены в основные мероприятия по обеспечению эффективной деятельности системы здравоохранения в Южной Корее [9].
В целом, бюджетные затраты на обслуживание медицинской сферы превышают отдачу от экономически активного вылеченного населения, однако полностью отказаться от бюджетного финансирования сферы здравоохранения не могут большинство стран [3].
По результатам исследования можем заключить, что эффективное государственное управление сферой здравоохранения возможно в условиях развитых рыночных отношений, но при условии соблюдения участниками своих обязанностей по предоставлению населению доступной и качественной медицинской помощи. В ином случае, наступает противоречие социальных приоритетов общества с экономической деятельностью рынка медицинских услуг. Опыт зарубежных стран по урегулированию деятельности системы здравоохранения, обеспечения качественной и доступной медицинской помощи подтверждают возможность и результативность сочетания экономической и социальной сферы в медицинских услугах. Несмотря на то, что становление и опыт функционирования определенных моделей регулирования рынка медицинских услуг в каждой стране напрямую связан со степенью развития и уровнем организации в такой стране, общими направлениями государственного урегулирования и контроля в системе здравоохранении разных стран, является снижение затрат на здравоохранение, обеспечение качественных, квалифицированных, адекватных и доступных медицинских услуг. В целом, основными направлениями регулирования системы здравоохранения в зарубежных странах, в том числе, направленного на обеспечение качества предоставляемых медицинских услуг населению, которые могут быть применимыми и в России, являются: обеспечение проведения научных разработок, развития инноваций, научно-технического процесса и создание системы соответствующих стандартов качества медицинских услуг; создание эффективной системы контроля качества медицинских услуг; проведение мер по усилению мотивации труда медицинских работников и эффективного использования их труда; создания эффективных программ обучения, повышения квалификации для медицинского персонала, а также, приоритетное осуществление мер, направленных на поддержание здоровья населения, мотивация граждан на сохранение и укрепление своего здоровья.
Литература
1. Беляев Ю.М., Черненко Э.М. Организационно-экономическое обеспечение современных стандартов медицинских услуг в зарубежных странах / Ю.М.Беляев, Э.М. Черненко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - №1;
2. Бердникова Е.Ф. Модернизация здравоохранения и реализация
инновационных решений (на примере стран Европы и России / Е.Ф. Бердникова // Вестник Казанского технического университета. -2012.-Т.15. - №20. - С.203-206;
3. Борисов Н.А. Практика эффективного инновационного управления профилактической медициной в развитых странах / Н.А.Борисов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - №3. - С.54-58;
4. Бурменко Т.Д., Тарханова Е.Г. Состояние сферы социально значимых услуг в мире (на примере здравоохранения и образования) / Т.Д.Бурменко, Е.Г. Тарханова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 5. - С.109-116;
5. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю. Модернизация здравоохранения субъекта Российской Федерации как новый этап в повышении доступности и качества медицинской помощи населению / Г.М. Гайдаров, Н.Ю. Аликова // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2011. - №1. - С.11-30;
6. Герасимов П.А. К вопросу об экономических аспектах предоставления медицинских услуг за рубежом / П.А.Герасимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - №6. - С.27-29;
7. Искандарян Г.О. Направления совершенствования организационно-экономического механизма инновационного развития
сферы медицинских услуг / Г.О. Искандарян // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - №4;
8. Ковалева И.П. Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг / И.П.Ковалева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №44. - С.149-159;
9. Косьяненко С.С., Бурковская А.О., Ермолаева Е.В. Инновации в медицине: Южная Корея и Россия / С.С.Косьяненко, А.О.Бурковская, Е.В.Ермолаева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций.
- 2016. - Т.6. - №1. - С.65;
10. Николаев И.С., Багинова В.М., Маланов К.Ж. О развитии конкурентной среды в системе здравоохранения в России / И.С.Николаев, В.М.Багинова, К.Ж.Маланов //Бюллетень ВосточноСибирского НЦ Сибирского отделения РАМН. - 2011. - №1-2.
- С.212-214;
11. Перхов В.И. и др. Анализ зарубежного опыта финансирования и организации научных исследований в области здравоохранения / В.И.Перхов, Р.В.Стребунова, Д.С.Янкевич, Ю.Ю.Юркин // Менеджер здравоохранения. - 2013. - №7. - С.49-56;
12. Сергеенко И.А. Особенности системы здравоохранения региона [Электронный ресурс] - М:р:/Лс1епсе^еа.пагоё. ги/2009/екопот_2009_2Ле^еепко_озоЬ.Ы:т - (дата обращения: 23.12.2016).
УДК 339
СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Носков А.Ю., соискатель Института Африки РАН, e-mail: [email protected]
В странах Северной Африки морские порты имеют ключевое значение в логистическом обеспечении процесса внешней торговли. По этой же причине они являются одним из важных факторов, влияющих на дальнейший процесс интеграции в Средиземноморье по линии Север-Юг. При этом их состояние сегодня характеризуется как перегруженное, требующее модернизации и расширения, для чего необходимы инвестиции, в том числе из внешних источников. Однако интерес в качестве объектов инвестирования представляют лишь порты, имеющие большое международное значение, число которых в регионе ограничено.
Ключевые слова: Северная Африка, порты, грузооборот, маршруты, инвестиции, логистика.
STATUS, PROSPECTS OF DEVELOPMENT AND THE IMPACT ON REGIONAL INTEGRATION IN NORTH AFRICA PORT INFRASTRUCTURE
Noskov A., the applicant, Institute of Africa RAS, e-mail: [email protected]
In North Africa seaports are vital to the logistics of the foreign trade process. For the same reason they are one of the most important factors influencing the process offurther integration in the Mediterranean in the North-South line. However, their condition today is described as congested, requiring modernization and expansion, which requires investment, including from external sources. However, of interest as investment targets are only the ports, which are of great international importance, the number of which in the region is limited.
Keywords: North Africa, the ports, the turnover of goods, routes, investments, logistics.
Важность рассмотрения проблем и перспектив развития морских портов стран Северной Африки1 обусловлена рядом причин. Прежде всего - это их огромная роль в обеспечении внешнеторгового оборота для упомянутых государств: на морские перевозки приходится более 90 % всего материального экспорта и импорта Египта2, Алжира3, Ливии, Туниса4 и Марокко5. Как следствие, морские портыеще иважная составляющая в обеспечении процесса экономической интеграции в Средиземноморье по линии Север-Юг.
Необходимость повышенного внимания к развитию портов стран Северной Африки обусловлена также наличием на их территориях важных для мирового товарооборота участков судоходства.
1 Под странами Северной Африки здесь понимаются Марокко, Тунис, Алжир, Египети Ливия
2 http://www.enterprise-europe-network.cz/files/akce/2015-02-24-egypt/2-transport-sector.pdf
3 Capital investment to boost Algeria's transport infrastructurehttp:// www.oxfordbusinessgroup.com/overview/modernisation-route-capital-investment-boost-transport-infrastructure-continues-despite-lower
4 Tunisia exploring new development for maritime infrastructurehttps:// www.oxfordbusinessgroup.com/analysis/exploring-options-already-well-developed-maritime-infrastructure-looks-set-evolve-further
5 Gestionportuaire Le Maroc vend son approche participative,http://
www.leconomiste.com/article/977318-gestion-portuairele-maroc-vend-
son-approche-participative
Это Суэцкий канал, который обеспечивает сегодня от 8 % до 10 % мирового морского торгового товарооборота6, а также Гибралтарский пролив, обеспечивающий торговыемаршруты из Америки и Африки к некоторым странам Европы, Ближнего Востока и Африки. Для увеличения роли этих маршрутов в последующие годы имеются весомые причины. К примеру, общая численность населения на африканском континенте, согласно некоторым предположениям, достигнет 2,4 млрд чел к 2050 г. вместо 1,1 млрд сегодня7, что повлечет за собой увеличение внутреннего спроса в странах Африки на широкий ряд товаров, необходимость экономического роста для удовлетворения растущих потребностей и, как следствие, углубление и расширение экономического сотрудничества со странами Европы, в т.ч. расположенными в бассейне Средиземного моря.
Россия имеет экономические интересы в Средиземноморье, в т.ч. в странах Северной Африки, что обуславливает актуальность предлагаемого в настоящей статье анализа для отечественной экономической науки. Кроме того, некоторые проекты, планируемые к реализации или реализуемые российскими компаниями здесь, в значительной степени взаимодействуют с морскими портами в этих
6 Egypt's Suez Canal Corridor Project http://www.mei.edu/content/ at/egypts-suez-canal-corridor-project
7 APM Terminals announces new port investment in the Kingdom of Morocco -http://www.apmterminals.com/en/news/press-releases/2014/12/ apmt-announces-new-port-investment-in-morocco