Научная статья на тему 'Зарубежный опыт муниципальной поддержки организаций профессионального спорта'

Зарубежный опыт муниципальной поддержки организаций профессионального спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ЭЛИТНЫЕ КЛУБЫ / СУБСИДИИ НА СПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башминов А. В.

Введение: использование государственных средств для прямого или косвенного субсидирования местных профессиональных спортивных клубов во многих европейских странах часто рассматривается как оправданное из-за позитивного воздействия профессиональных командных видов спорта на местный экономический рост как за счет поступление средств в местные бюджеты, так и благодаря положительной входящей муниципальной миграции. Цель: выявление и обоснование наличия и целесообразности финансовой поддержки профессиональных спортивных команд со стороны местных властей. Методы: исследование проведено на основе анализа общей спортивной политики нескольких западноевропейских стран и результатов оценки экономической эффективности муниципальных субсидий, выделяемых элитным спортивным клубам в европейских странах. Результаты: установлено, что говорить о наличии единой прямой положительной или отрицательной зависимости между активной финансовой поддержкой со стороны местных властей профессиональных спортивных команд и ростом экономики муниципалитетов не представляется возможным. На возникновение, направление и силу таких эффектов влияет множество дополнительных экономических и неэкономических факторов, включая структуру распределения расходов муниципальных бюджетов, исходный уровень развития спортивной инфраструктуры, инициативность населения, исходная структура занятости, пропаганда спорта и многое другое. Выводы: принимать решение о выделении муниципалитетами субсидий на поддержку элитных спортивных клубов и разрабатывать стратегию в их отношении необходимо с учетом не только экономических, но также социальных и политических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт муниципальной поддержки организаций профессионального спорта»

□

САМОУПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 352:796(1-87)

DOI 10.17072/2218-9173-2017-4-629-642

зарубежный опыт муниципальной поддержки

организаций профессионального спорта

А. В. БАШМИНОВ

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

Фонд Развития Пермского Баскетбола «ПАРМА», г. Пермь, Россия

Для цитирования:

Башминов А. В. Зарубежный опыт муниципальной поддержки организаций профессионального спорта // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9, № 4. С. 629-642. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-4-629-642.

Введение: использование государственных средств для прямого или косвенного субсидирования местных профессиональных спортивных клубов во многих европейских странах часто рассматривается как оправданное из-за позитивного воздействия профессиональных командных видов спорта на местный экономический рост как за счет поступление средств в местные бюджеты, так и благодаря положительной входящей муниципальной миграции.

Цель: выявление и обоснование наличия и целесообразности финансовой поддержки профессиональных спортивных команд со стороны местных властей.

Методы: исследование проведено на основе анализа общей спортивной политики нескольких западноевропейских стран и результатов оценки экономической эффективности муниципальных субсидий, выделяемых элитным спортивным клубам в европейских странах.

Результаты: установлено, что говорить о наличии единой прямой положительной или отрицательной зависимости между активной финансовой поддержкой со стороны местных властей профессиональных спортивных команд и ростом экономики муниципалитетов не представляется возможным. На возникновение, направление и силу таких эффектов влияет множество дополнительных экономических и неэкономических факторов, включая структуру распределения расходов муниципальных бюджетов, исходный уровень развития спортивной инфраструктуры, инициативность населения, исходная структура занятости, пропаганда спорта и многое другое.

© Башминов А. В., 2017

629

Выводы: принимать решение о выделении муниципалитетами субсидий на поддержку элитных спортивных клубов и разрабатывать стратегию в их отношении необходимо с учетом не только экономических, но также социальных и политических факторов.

Ключевые слова: государственная поддержка; муниципалитеты; местные органы власти; профессиональный спорт; элитные клубы; субсидии на спорт

ВВЕДЕНИЕ

Одним из вопросов, периодически поднимаемых средствами массовой информации, политиками, чиновниками, общественными организациями и общественными деятелями, является вопрос о роли местных властей в поддержке профессионального спорта. Наиболее часто высказывания о необходимости такой поддержки появляются в периоды, когда та или иная местная команда переходит в более высокий эшелон национальных спортивных лиг, а особенно - в международную лигу. Однако среди экономистов существуют как положительные, так и отрицательные мнения по поводу необходимости и целесообразности финансовой поддержки (субсидирования) со стороны местных властей профессиональных спортивных команд первого и высшего эшелонов.

Промоутеры этих субсидий утверждают, что команды, которые попадают в национальные премиальные лиги, и уж тем более в международные лиги, в значительной степени могут способствовать развитию муниципалитетов на основе прямых инъекций в местную экономику в виде увеличения статей расходов зрителей: билеты на матчи, питание, проживание, приобретение сувенирной продукции, а также за счет расширения спектра маркетинговых услуг, повышения общественного имиджа города (муниципалитета), привлечения в город дополнительных предприятий и рабочей силы, особенно из числа фанатов команд, и т.д. В результате наличие в муниципалитете профессиональных спортивных команд высокого класса позволяет прямо и косвенно способствовать увеличению объектов налогообложения и росту объемов налоговых поступлений местного правительства (Helms, 1985; Baade, 1994, 1996; Arons-son et al., 2001; Rappaport and Wilkerson, 2001; Austrian and Rosentraub, 2002; Coates and Humphreys, 2003a, 2003b).

Таким образом, многие экономисты рассматривают профессиональный спорт как общественное благо с положительными внешними факторами, что теоретически оправдывает и обосновывает субсидирование со стороны местных властей профессионального спорта в целом и элитных спортивных клубов в частности (Hudson, 1999).

Практика развития профессионального спорта в зарубежных странах показывает, что местные органы власти многих стран, особенно экономически развитых, оказывают существенную финансовую поддержку профессиональным спортивным командам. Особенно сильно это распространено в США, Скандинавских странах, ряде европейских стран, на Тайване, в Китае и других странах. Однако экономическая эффективность такой поддержки не всегда доказана.

В последние годы исследования в этой области вновь получили активное развитие, особенно в контексте затяжного финансово-экономического кризиса и осложнения миграционной ситуации в странах Западной Европы, где разгораются споры о расходных статьях местных бюджетов и о целесообразности прямой финансовой поддержки профессионального спорта.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первые исследования по теме экономического влияния профессионального спорта на рост местной экономики основаны преимущественно на статистических данных муниципалитетов США. Вопросы целесообразности финансовой поддержки профессиональных спортивных команд со стороны местных органов власти США рассматривались через анализ и оценку взаимосвязи размеров прямого субсидирования профессиональных командных видов спорта с различными макроэкономическими показателями, прежде всего такими, как: доходы города (бюджета муниципалитета); общий совокупный личный доход жителей муниципалитета; влияние новых спортивных сооружений на рабочие места; рост населения (динамика миграции); уровень общественных услуг и ряд других (Helms, 1985; Baade, 1996; Coates and Humphreys, 1999, 2008).

Исследования конца ХХ века касались в основном вопросов влияния профессиональной спортивной команды на доход города (муниципалитета) и влияния новых спортивных сооружений (чаще всего стадионов) на рабочие места. Так, в работе P. Бааде и P. Дай (Baade and Dye, 1990) было исследовано влияние объектов спортивной инфраструктуры (в первую очередь новых или обновленных спортивных арен) и/или наличия профессиональной спортивной команды на уровень общего совокупного личного дохода жителей муниципалитета. На основе анализа данных за 1960-1980-е годы по восьми столицам штатов США P. Бааде и P. Дай установили, что новые объекты спортивной инфраструктуры не оказывали существенного влияния на рост общего совокупного личного дохода жителей исследованных муниципалитетов. Исключение составил город Сиэтл, где анализируемый эффект от строительства нового стадиона оказался положительным и значительным. Также в работе указанных авторов был изучен вопрос о том, повышается ли доля муниципалитета в региональной экономической деятельности. Ответ на этот вопрос был отрицательным (Baade and Dye, 1990).

Последующий анализ тех же зависимостей на основе более поздних данных (1984-2001) был проведен Ч. Санто (Santo, 2005). Результаты его исследования уже показывают наличие отдельных положительных и значимых эффектов от финансовой поддержки местными органами власти профессиональных спортивных команд. Ч. Санто утверждает, что стадионы, построенные сегодня, отличаются по своей цели, расположению, конструктивным особенностям, стоимости строительства от более ранних арен. Большая функциональность современных спортивных сооружений и объясняет, по мнению Сантоса, эти результаты.

Что касается выявления зависимости между наличием в муниципалитете профессиональных спортивных команд из высшей лиги и миграцией

населения, то часть американских исследователей убеждены в наличии положительного влияния элитных спортивных команд на предложение рабочей силы за счет чистой миграции на местный рынок труда: по их мнению, такая миграция может произойти, если люди являются преданными поклонниками данного вида спорта и данной команды и готовы переселиться в город, чтобы быть ближе к своим кумирам.

Обоснование необходимости финансовой поддержки профессиональных спортивных команд со стороны местных органов власти в западноевропейских странах содержалось также в ряде исследований, проведенных различными ассоциациями1 и институтами спортивных исследований этих стран (Bergsgard and Norberg, 2010; Van Bottenburg et al., 2012).

В целом, специалисты выделяют три типа положительных потенциальных эффектов для развития местной экономики от присутствия в муниципалитете профессионального спорта (Baade, 1994; Hudson, 1999).

Во-первых, прямой эффект от роста расходов зрителей и болельщиков на билеты на матчи, покупку сувениров и товаров с символикой команд, выручка пунктов питания на стадионах и т.д. Также сюда относятся доходы от проживания болельщиков в гостиницах, их питания, транспортных расходов для проезда на стадионы и другие прямые доходы местной экономики в дни проведения матчей.

Во-вторых, косвенные доходы, возникающие в результате эффекта мультипликатора.

В-третьих, другие, в том числе нематериальные, преимущества, возникающие от наличия в городе известной спортивной команды: повышение имиджа города (региона), позитивный образ муниципалитета в социальной сфере и др. Так, трансляция игры по телевидению представляет собой вид рекламы местных предприятий и города в целом. Благодаря своей расширенной развлекательной ценности и улучшенному профилю муниципалитет может привлечь дополнительные предприятия и людей (Baade, 1994).

Опираясь на изложенные выше подходы, нами было проведено сравнительное исследование эффективности финансовой поддержки со стороны местных властей профессиональных спортивных команд в различных странах. В качестве исходных данных исследования были использованы результаты оценки экономической эффективности муниципальных субсидий элитных спортивных клубов европейских странах (Дании, Швеции, Франции, Швейцарии). Выбор именно европейских стран в качестве объекта изучения объясняется наличием более обширных и разнообразных баз данных, нежели чем в США. Кроме того, спортивное законодательство и соревновательная система европейских стран более близки к российским, чем американские.

Для достижения цели исследования были использованы результаты сравнительного анализа национальных спортивных систем Австралии, Китая, Германии, Франции, Великобритании, Италии, России и Соединенных Штатов Америки, проведенного В. Бурк и М. Фахнер под руководством Х. Дигель

1 SKL (Sveriges Kommuner och Landsting) - Swedish Association of Local Authorities and Regions является организацией, объединяющей все муниципалитеты в Швеции. Источник: SKL (2010) Kommunernas och elitidrottens. Arenor - Enkätstudie om elitidrottens arenor varen 2010.

(Digel et al., 2006), а также результаты исследования Б. Хойлихана и М. Грина «Сравнительное развитие элитного спорта. Системы, структура и государственная политика», охватившего «элитные системы развития в шести странах (Великобритания, Канада, Италия, Норвегия, Нидерланды и Бельгия)» (Houlihan and Green, 2008, р. 5).

В качестве важного источника данных использованы результаты международного сопоставления факторов спортивной политики, проведенного компанией SPLISS Consortium для западноевропейских стран на основе разработанной группой исследователей во главе с В. Де Босшер модели сравнительного анализа факторов развития элитного спорта (De Bosscher et al., 2008, 2009, 2015).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Датский подход к оценке роли муниципалитетов в поддержке профессиональных команд

Наиболее активными исследователями вопросов целесообразности прямого субсидирования элитных спортивных команд и профессионального спорта со стороны местных властей являются специалисты и ученые Скандинавских стран. Так, в Дании широко распространено мнение о том, что участие муниципалитетов в развитии профессиональных командных видов спорта может быть оправдано благодаря его положительному воздействию на местные финансово-экономические показатели (Jespersen and Riiskjœr, 1980; Bogason and Zolner, 2007; Wollekœr, 2007; Ibsen, 2008; Bergsgard and Norberg, 2010; Hoyer-Kruse, 2012).

Датская спортивная политика характеризуется четким разделением ответственности между центральным правительством и муниципалитетами: центральное правительство отвечает за экономическое состояние национальных спортивных организаций, а муниципалитеты несут основную ответственность за проведение местных спортивных мероприятий и содержание спортивных сооружений. Таким образом, в Дании исторически сложился корпоративный тип взаимодействия между местными спортивными клубами и муниципалитетами, а спортивная политика Дании характеризуется как ненавязчивая и консенсусная (Hoyer-Kruse, 2012, р. 208).

Однако в последнее десятилетие в датских муниципалитетах все больше распространяется мнение, согласно которому муниципалитеты в первую очередь должны создавать условия для деятельности спортивных клубов, а местные спортивные клубы должны использовать эти условия с максимальной эффективностью без прямого вмешательства муниципалитета (Hoyer-Kruse, 2012, р. 208). Вследствие этого, муниципальные субсидии на спорт должны быть направлены главным образом на создание и поддержание спортивных сооружений, а не на финансирование деятельности профессиональных спортивных команд. Это мнение подкрепляется фактически сложившейся в текущем веке структурой расходов в части муниципальной спортивной политики, где около 90 % муниципальных расходов на спорт в целом приходится

на спортивные сооружения (Ibsen, 2008). В результате такого подхода структура взаимодействия между местными спортивными клубами и муниципалитетами преобразуется в партнерство, т.е. формируются менее официальные и менее долгосрочные сети, которые все чаще создаются для решения конкретной задачи. Кроме того, в долгосрочной ретроспективе роль местных спортивных клубов и муниципалитетов прошла значительные трансформационные процессы в отношении планирования спортивной политики, создания и поддержания спортивных сооружений, механизмов управления ими (Bergsgard and Norberg, 2010).

Что касается оценки возможности возникновения положительных потенциальных эффектов для развития местной экономики от присутствия в муниципалитете профессиональных спортивных команд, то в текущем десятилетии этому вопросу также был посвящен ряд исследований датских специалистов. С целью подтверждения или опровержения тезиса о положительном экономическом влиянии профессионального спорта на рост местной экономики в Дании были проведены несколько крупных исследований, посвященных установлению связи между наличием в муниципалитетах профессиональных командных видов спорта и такими показателями, как: доходы города (бюджета муниципалитета); общий совокупный личный доход жителей муниципалитета; появление новых рабочих мест; рост населения (динамика миграции).

Сотрудники Датского института спортивных исследований Р. Сторм, Ф. Томсен и Т. Якобсен на основе моделей пространственной регрессии, построенных с использованием данных, охватывающих период 2008-2013 годов, проанализировали динамику основных показателей муниципальной деятельности в зависимости от уровня активности на их территориях профессиональных спортивных клубов (Storm et al., 2017). Исследование касалось трех доминирующих профессиональных видов спорта в Дании: футбол, гандбол и хоккей на льду.

В результате были установлены положительные социально-экономические эффекты муниципального развития только в отношении одного из рассмотренных видов спорта - гандбола (Storm et al., 2017, p. 285). При этом влияние датских гандбольных клубов на средний доход жителей муниципалитетов оказался незначительным.

Эффект от деятельности футбольных клубов оказался несущественным (слабо положительным) во всех моделях и для всех показателей муниципальной деятельности. Эффект же от хоккейных клубов был отрицательным.

Шведская система поддержки профессионального спорта

Нужно отметить, что основные выводы, сделанные в отношении эффектов от политики прямой финансовой поддержки спортивных клубов Дании, оказались весьма схожими с ситуацией в этой сфере в Швеции (Bergsgard and Norberg, 2010; Varja, 2016). Так, в работе Э. Варьйя под соответствующим названием «Спорт и местный рост в Швеции: спортивная команда хороша для местного экономического роста?» приведены результаты оценки влияния

местных команд по футболу или хоккею на развитие экономики муниципалитетов (Värja, 2016).

Цель исследования Э. Варьйя - проанализировать наличие, динамику и направление влияния чистой входной миграции в муниципалитет и размера дохода на душу населения в ситуациях, когда местная спортивная команда перемещается между разными национальными лигами (из второй в первую и обратно). Основанием для изучения послужило утверждение местных органов власти, мотивирующих прямую финансовую поддержку местных профессиональных команд тем, что при этом возникают положительные внешние эффекты, которые, в конечном счете, усиливают налоговую базу. К таким внешним эффектам были отнесены: 1) потенциальное влияние спорта (в данном случае - успешных местных команд по футболу или хоккею) на рост предложения рабочей силы, возникающего за счет чистой миграции; 2) потенциальное влияние спорта на рост доходов на душу населения. Интерес именно к этим двум переменным вызван тем обстоятельством, что основным источником налоговых поступлений в шведских муниципалитетах является местный подоходный налог; на налоговую базу влияют как доход на душу населения, так и численность населения (и со временем - нетто-миграция).

В рамках решения задачи установления обозначенных зависимостей Э. Варьйя была проведена оценка модели пространственных панельных данных, включающей данные всех шведских муниципалитетов за период 19962012 годов2, а также данные о принадлежности местных спортивных команд к национальным футбольным или хоккейным лигам в определенные промежутки времени. С помощью этой модели было доказано отсутствие прямой положительной взаимосвязи между нахождением команд в высшей лиге и местной налоговой базой. Также были установлены признаки негативного влияния хоккея на средний рост доходов местного населения.

Швейцарская спортивная политика и поддержка профессионального спорта

Представители Швейцарского федерального института спорта М. Стоп-пер и А. Вебер провели глубокое исследование влияния прямой муниципальной поддержки профессиональных спортивных команд на развитие местной экономики за последние два десятилетия (Stopper and Weber, 2012). Исходной временной точкой анализа является 1998 год, когда было создано Федеральное управление по спорту Швейцарии (FOSPO), вследствие чего государство скорректировало и уточнило свою роль в поддержке профессионального спорта, закрепив за собой функции определения стратегических направлений деятельности в швейцарской спортивной системе и передав многие функции на места.

Работа Стоппера и Вебера была направлена на проведение структурированного обзора швейцарской спортивной политики с особым акцентом

2 Statistics Sweden (2010), Construction and use of labour market areas in Sweden. URL: http:// www.scb.se/statistik/_publikationer (дата обращения: 12.08.2017).

на ее сильные и слабые стороны. Одной из важных практических задач исследования была разработка системы мер поддержки лиц, принимающих решения в швейцарском элитном спорте, с целью улучшения спортивного климата и повышения эффективности общенациональной поддержки элитного спорта. В сборе данных принимали участие Швейцарский федеральный институт спорта Magglingen SFISM, Федеральное управление по спорту Швейцарии (FOSPO) и Швейцарская олимпийская ассоциация (SOA). Для сбора данных был проведен онлайн-опрос спортсменов, тренеров и менеджеров команд -всего были опрошены 1158 спортсменов, 677 тренеров и 58 менеджеров команд. В целях повышения скорости реагирования элитных спортсменов были организованы встречи с национальными командами. Впоследствии проводились собеседования со старшими экспертами для проверки собранных данных и определения сильных и слабых сторон каждого компонента. Результаты опросов позволяли определить особенности национальной системы государственной поддержки элитного спорта и приоритетность действий в рамках элитной спортивной системы.

Характеризуя швейцарскую систему, авторы исследования делают вывод, что в Швейцарии глубоко укоренилась федералистская, базовая демократическая традиция, которая влияет на структуру и организацию элитной спортивной системы. Оперативные обязанности исторически и культурно укоренены в частном секторе (SOA и Национальные руководящие органы), в то время как в принятии стратегических решений также участвует государственный сектор, представленный FOSPO. Что касается населения, то в Швейцарии признание и понимание «превосходства» элитного спорта слабое и «довольно бедное» (Stopper and Weber, 2012, р. 214). Таким образом, местное население не поддерживает инициативы муниципалитетов по прямому субсидированию профессиональных спортивных команд.

Оценка сильных и слабых факторов развития профессионального спорта в Швейцарии позволила сгруппировать их следующим образом. К сильным и хорошо развитым областям деятельности были отнесены организационная политика, участие различных заинтересованных сторон, тренерская деятельность, организация соревнований. К слабым сторонам, требующим улучшения, были отнесены финансирование, поддержка спортсменов и научные исследования. Причем оценки этих составляющих были весьма плотными у всех групп респондентов. Так, на необходимость повышения «финансовой поддержки (элитного) спорта» указали 75 % спортсменов, 71 % тренеров и 81 % менеджеров (Stopper and Weber, 2012, р. 214). Также был сделан вывод о необходимости добиться прозрачности финансовых потоков и оказывать прямую финансовую помощь профессиональным клубам как основным носителям конкурентоспособного спорта, что будет способствовать их дальнейшему развитию.

Французская модель поддержки профессионального спорта на муниципальном уровне

Большой интерес представляет французская модель поддержки профессионального спорта на муниципальном уровне. Проведенные исследования показывают существование во Франции реальной местной модели элитного

спорта с характеристиками, связанными с географией, культурным и политическим наследием, а также общими мировыми тенденциями в управлении спортом (Augustin, 1995; Honta, 2003; Bayle and Chantelat, 2007; Koebel, 2011; Lelore, 2012). Наличие местных сетей для субсидирования подготовки элитных спортсменов и местных спортивных команд показывает, что элитный спорт рассматривается во Франции как особый вектор идентичности.

Э. Ленор в своем исследовании показывает, что в настоящее время во Франции наблюдается тенденция к децентрализации государственной политики в отношении спорта высокого уровня (Lelore, 2012). Типичная французская модель участия государства в поддержке и стимулировании спортивных клубов и элитного спорта первоначально являлась высоко централизованной, опирающейся на весьма незначительную делегацию функций государственной службы муниципалитетам (местным властям) и спортивным федерациям, включая невозможность свободного выбора руководителей этих федераций (применялось назначение государственных руководителей). Однако в последние годы роль местных властей (регионов, департаментов, городов, муниципалитетов) активно повышается, они становятся все более важными институциональными спонсорами спорта. В начале текущего десятилетия доля финансирования элитного спорта со стороны местных властей составила 31 % против 9,7 % доли центрального правительства (Lelore, 2012, р. 223). Прерогативы, связанные с элитным спортом, ранее достаточно жестко зарезервированные за государством, теперь являются неотъемлемой частью обязанностей местных властей (Honta, 2003; Koebel, 2011). Например, часть региональных учебных центров, оставленных государством без финансовой и управленческой поддержки, была восстановлена консорциумом местных субъектов.

В результате современная политика в области спорта разрабатывается во Франции прежде всего на муниципальном уровне, показывая, что именно местные власти должны компенсировать сбои и провалы, вызванные выходом государства из спорта. В наибольшей степени негативные последствия реформы спортивной политики французского правительства коснулись сферы спортивной подготовки. Анализ проводился Национальным институтом спортивной экспертизы и эффективности (INSEP) в партнерстве с Французским институтом геополитики (IFG) посредством двух тематических исследований (Бретань и Пеи-де-Луар) (Lelore, 2012, р. 223).

В настоящее время деятельность местных властей во Франции разнообразна и многогранна, поскольку ими финансируются спортсмены и структуры спорта высоких достижений, активно поддерживаются создание спортивных сооружений и проведение спортивных мероприятий. Территориальные маркетинговые стратегии, которые используют спорт в качестве коллективного представительства и фактора идентичности, а также при проведении избирательных кампаний, активизируют эти новые формы участия в управлении элитарным спортом (Bayle and Chantelat, 2007). Ведущая роль местных властей в подготовке элитных спортсменов все чаще подчеркивается успехом тех спортсменов на ведущих мировых соревнованиях, которые не проходят подготовку в центральных структурах государства.

Это, по мнению французских исследователей, является весомым аргументом против сохранения централизованной и вертикальной модели французского спорта высоких достижений и фактором, подтверждающим новую роль местных властей в прямой поддержке профессионального спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты комплексных исследований в части экономических последствий влияния финансовой поддержки профессиональных спортивных команд со стороны местных властей, проведенных западноевропейскими специалистами, показали следующее.

Во многих городах Западной Европы не обнаружено статистически значимой корреляции между муниципальным доходом и профессиональным спортом. Одной из причин получения такого результата может быть то, что расходы населения на более активное занятие спортом и посещение спортивных мероприятий замещают (заменяют) другие виды досуга, такие как посещение концертов, кинотеатров, театральных постановок и др. Если профессиональный спорт не действует в качестве замены для других форм досуга, он будет стимулировать рост рабочих мест.

Кроме того, многие зарубежные исследователи не находят существенных корреляций между увеличением доли муниципалитета в общей занятости в соответствующих секторах экономики при появлении на территории профессиональной спортивной команды или стадиона. Таким образом, делается вывод о том, что спортивные команды не оказывают существенного влияния на создание новых рабочих мест (Baade and Dye, 1990; Hudson, 1999). Кроме того, ученые считают, что влияние новой или обновленной спортивной арены на долю регионального дохода в региональном бюджете является статистически значимым и негативным.

Однако во всех этих исследованиях отсутствует анализ таких эффектов от профессионального спорта, как имидж ведущих игроков команд, являющихся образцами подражания для детей и кумирами для взрослых, гордость за достижения местной команды и многие другие факторы, оптимизирующие физическую активность населения, пропаганду занятий спортом, вовлечение молодежи в спорт, а также приобщение к другим нефинансовым ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что при решении вопроса о размерах и направлениях субсидирования профессионального спорта со стороны местных властей, нужно учитывать не столько экономический эффект, сколько социальные, психологические, культурные последствия.

Библиографический список / References

Aronsson, T., Lundberg, J. and Wikström, M. (2001), "Regional Income Growth and Net Migration in Sweden, 1970-1995", Regional Studies, vol. 35, pp. 823-830, doi: https://doi.org/10.1080/00343400120090248.

Augustin, J-P. (1995), Sport Géographie et Aménagement, Nathan Université, Paris, France.

Austrian, Z. and Rosentraub, M. S. (2002), "Cities, sports and economic change: A retrospective assessment", Journal of Urban Affairs, vol. 24, no. 5, pp. 549-563, doi: 10.1111/1467-9906.00137.

Baade, R. A. (1994), "Stadiums, professional sports, and economic development: assessing the reality", Heartland Institute Policy Study, vol. 62, pp. 1-39.

Baade, R. A. (1996), "Professional sports as catalysts for metropolitan economic development", Journal of Urban Affairs, vol. 18, no. 1, pp. 1-17, doi: 10.1111/j.1467-9906.1996.tb00361.x.

Baade, R. A. and Dye, R. F. (1990), "The impact of stadiums and professional sports on metropolitan area development", Growth and change, vol. 21, no. 2, pp. 1-14.

Bayle, E. and Chantelat, P. (2007), La gouvernance des organisations sportives, L'Harmattan, Paris, France.

Bergsgard, N. A. and Norberg, J. R. (2010), "Sports policy and politics - the Scandinavian way", Sport in Society, vol. 13, no. 4, pp. 567-582, doi: 10.1080/17430431003616191.

Bogason, P. and Zolner, M. (ed.) (2007), Methods in democratic network governance, Palmgrave Macmillan, Basingstoke, UK, doi: 10.1057/9780230627468.

Coates, D. and Humphreys, B. R. (1999), "The growth effects of sport franchises, stadia and arenas", Journal of Policy Analysis and Management, vol. 18, no. 4, pp. 601624, doi: 10.1002/(SICI)1520-6688(199923)18:4<601::AID-PAM4>3.0.C0;2-A.

Coates, D. and Humphreys, B. R. (2003a), "The effect of professional sports on earnings and employment in the services and retail sectors in US cities", Regional Science and Urban Economics, vol. 33, no. 2, pp. 175-198, doi: 10.1016/S0166-0462(02)00010-8.

Coates, D. and Humphreys, B. R. (2003b), "Professional sports facilities, franchises and urban economic development", Public Finance and Management, vol. 3, no. 3, pp. 335-357.

Coates, D. and Humphreys, B. R. (2008), "Do Economists Reach a Conclusion on Subsidies for Sports Franchises, Stadiums, and mega-Events?", Econ Journal Watch, vol. 5, no. 3, pp. 294-315.

De Bosscher, V., Bingham, J., Shibli, S., Van Bottenburg, M. and De Knop, P.

(2008), The global sporting arms race. An international comparative study on sports policy factors leading to international sporting success, Meyer & Meyer, Aachen, Germany.

De Bosscher, V., De Knop, P., Van Bottenburg, M., Shibli, S. and Bingham, J.

(2009), "Explaining international sporting success: An international comparison of elite sport systems and policies in six countries", Sport Management Review, vol. 12, no. 3, pp. 113-136.

De Bosscher, V., Shibli, S., Westerbeek, H.Van Bottenburg, M. (2015), Successful elite sport policies: An international comparison of the Sports policy Factors Leading to International Sporting Success (SPLISS 2.0) in 15 nations, Meyer & Meyer, Aachen, Germany.

Digel, H., Burk, V. and Fahrner, M. (2006), Die Organisation des Hochleistungssport. Ein internationaler Vergleich, Hofmann, Schorndorf, Germany.

Helms, J. L. (1985), "The Effect of state and local taxes on economic growth: A time series cross section approach", The Review of Economics and Statistics, vol. 67, no. 4, pp. 574-582.

Honta, M. (2003), "Sport de haut niveau et décentralisation: des stratégies d'acteurs à la régulation du système", L'exemple aquitain, Staps, vol. 60, pp.75-92, doi: 10.3917/sta.060.0075.

Houlihan, B. and Green, M. (2008), Comparative elite sport development. Systems, structure and public policy, Elsevier, Oxford, UK.

Hoyer-Kruse, J. (2012), "Planning of sports facilities - the Ringsted case" [Online], in The 20th conference of the European Association for Sport Management (EASM), Aalborg, Denmark, pp. 208-209, available at: https://www.easm.net/downl oad/2012/9178bd47c07e2c6c8babd7fa4d5c2331.pdf (Accessed October 1, 2017).

Hudson, I. (1999), "Bright lights, big city: Do professional sports teams increase employment?", Journal of Urban Affairs, vol. 21, no. 4, pp. 397-407, doi: https://doi. org/10.1111/0735-2166.00027.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ibsen, B. (ed.) (2008), Nye stier i den kommunale idrœtspolitik [Online], available at: http://vifo.dk/vidensbank/downloads/nye-stier-i-den-kommunale-idraetspolitik/ 89038a02-de02-4cc0-a3af-9f4a00b2eda2 (Accessed September 18, 2017).

Jespersen, E. and Riiskjœr, S. (1980), Idrœtsfaciliteter i Ringsted commune, Bavne-bakke, Fuglebjerg, Denmark.

Koebel, M. (2011), "Le sport, enjeu identitaire dans l'espace politique local", Savoir/Agir, vol. 15, pp. 39-47, doi: 10.3917/sava.015.0039.

Lelore, E. (2012), "New forms of governance of the sporting elite: between deter-ritorialization and systemic integration" [Online], in The 20th conference of the European Association for Sport Management (EASM), Aalborg, Denmark, p. 219, available at: https://www.easm.net/download/2012/db2af733ae41a5a1876ff0e89c037dec. pdf (Accessed October 1, 2017).

Rappaport, J. and Wilkerson, C. (2001), "What are the benefits of hosting a major league sports franchise?" [Online], Economic Review, Federal Reserve Bank of Kansas City (First Quarter), pp. 55-86, available at: https://pdfs.semanticscholar.org/8386/2 fca56f4248acffce35d69896c6ad66d6c22.pdf (Accessed September 26, 2017).

Santo, C. (2005), "The economic impact of sports stadiums: Recasting the analysis in context", Journal of Urban Affairs, vol. 27, no. 2, pp. 177-191, doi: 10.1111/j.0735-2166.2005.00231.x

Stopper, M. and Weber, A. Ch. (2012), "The Swiss elite sport system - striving for excellence" [Online], in The 20th conference of the European Association for Sport Management (EASM), Aalborg, Denmark, p. 214, available at: https://www.easm.net/download/2012/e8b602be29a67a4996b20ee392b06300.pdf (Accessed October 1, 2017).

Storm, R. K., Thomsen, F. and Jakobsen, T. G. (2017), "Do they make a difference? Professional team sports clubs' effects on migration and local growth: Evidence from Denmark", Sport Management Review, vol. 20, no. 3, pp. 285-295, doi: 10.1016/j.smr.2016.09.003.

Van Bottenburg, M., Dijk, B., Elling, A. and Reijgersberg, N. (2012), "Success or failure? Trends in the Dutch elite sport climate from an elite sport policy perspective and a public policy perspective" [Online], in The 20th conference of the European Association for Sport Management (EASM), Aalborg, Denmark, pp. 224-225, available at: https://www.easm.net/download/2012/ca56e3860c289ec21c156534df1d8447.pdf (Accessed October 1, 2017).

Värja, Е. (2016), "Sports and Local Growth in Sweden: Is a Successful Sports Team Good for Local Economic Growth?" [Online], available at: https://www.oru.se/ globalassets/oru-sv/institutioner/hh/seminarieserien-nek/paper-1-ev.pdf (Accessed September 11, 2017).

Wolleksr, J. (2007), "Tidens krav er sportens krav - et studie af lokal idrstspoli-tik i Odense, Ärhus og Älborg, 1900-1950", Ph.D. afhandling, Institut for Idrst og biomekanik, Syddansk Universitet, Odense, Denmark.

Информация об авторе

Башминов Александр Васильевич - соискатель кафедры экономики и управления промышленным производством ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Россия, 614990, Пермь, Комсомольский проспект, 29, генеральный директор Фонда Развития Пермского Баскетбола «ПАРМА», 614107, г. Пермь, ул. Лебедева, 13

ORCID: 0000-0002-2289-0994

ResearcherlD: S-7965-2017

Электронный адрес: [email protected]

Статья получена 4 октября 2017 года UDC 352:796(1-87)

DOI 10.17072/2218-9173-2017-4-629-642

foreign experience of municipal support to professional sports organizations

Aleksandr V. Bashminov

Perm National Research Polytechnic University,

29 Komsomol'skii ave., Perm, 614990, Russia

Perm Basketball Development Foundation "PARMA", 13

Lebedev st., Perm, 614107, Russia

ORCID: 0000-0002-2289-0994

ResearcherID: S-7965-2017

E-mail: [email protected]

For citation:

Bashminov, A. V. (2017), "Foreign Experience of Municipal Support to Professional Sports Organizations", Ars Administrandi, vol. 9, no. 4, pp. 629-642, doi: 10.17072/2218-9173-2017-4-629-642.

Introduction. The use of public funds to directly or indirectly subsidize local professional sports clubs in many European countries is often seen as justified. The positive impact of professional team sports on local economic growth both through

the influx of revenues into local budgets and positive incoming municipal migration is explained by these subsidies.

Aims. The purpose of the study is to identify and justify the availability and feasibility of financial support for professional sports teams by local authorities.

Methods. The study is based on a comparative analysis of the general sports policy of several Western European countries (Denmark, Sweden, France, Switzerland) and the results of assessing the economic effectiveness of municipal subsidies allocated to elite sports clubs in European countries.

Results. The results obtained in the course of research do not make it possible to assert that there is a single direct positive or negative dependence between active financial support from the local authorities to professional sports teams and the economic growth of municipalities. The emergence, direction and strength of such effects are influenced by a variety of additional economic and non-economic factors, including the expenditures structure of municipal budgets, the initial level of the sports infrastructure, the population initiative, the initial structure of employment, sports promotion, etc.

Conclusion. The decision to allocate subsidies to support the elite sports clubs by municipalities and the development of a strategy for them should be made taking into account not only economic, but also social and political factors.

Key words: state support; municipalities; local authorities; professional sport; elite clubs; sports subsidies

Received October 4, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.