СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 338.001.36
Бледных А.А.
студентка,
Оренбургский государственный университет,
Оренбург, Россия Акулова А.Ш. к.э.н., доцент,
Оренбургский государственный университет,
Оренбург, Россия
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТРЕНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация
Рассмотрен вопрос энергетической политики в России. Приведено сравнение развития альтернативной энергии в России и в Германии.
Ключевые слова: альтернативная энергетика, возобновляемые источники энергии, либерализация электроэнергетики, энергетическая политика .
Blednykh A.A.
student
Orenburg State University, Orenburg, Russia Akulova A.S. PhD, Associate Professor Orenburg State University, Orenburg, Russia
FOREIGN EXPERIENCE OF USING ALTERNATIVE ENERGY
Annotation
The issue of energy policy in Russia. A comparison is made of the development of alternative energy in Russia and in Germany
Keywords:
alternative energetic, renewable power sources, electricity liberalization, energy policy.
Рассматривая вопрос альтернативной энергетики, особое внимание ученые заостряют на экономической составляющей отрасли, на расчете эффективности. Ведь до сих пор производства , в основе которых лежит использование альтернативных источников энергии, нуждаются в материальной поддержке государства.
Несмотря возникающие на трудности, связанные с развитием производств, основанных на использовании альтернативных источников энергии, интерес к ним со стороны всех стран мира растет. Такой интерес вызван тем, что данные производства имеют мультипликационный эффект, тем самым способны стимулировать развитие высокотехнологичных производств. Немаловажным достоинством развития альтернативной энергетики является возможность повышения уровня экономики в сельской местности. А многим странам, бедных собственными энергоносителями, эта программа позволяет сократить зависимость от импорта, ярким примером таких стран является Германия, Япония и др.
В России и Германии не столь давно была проведена либерализация (процесс расширения прав) электроэнергетической отрасли. В Германии основной целью либерализации стало снижение цен на
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
электроэнергию, в то время как правительство России ставило задачу увеличения инвестиционной привлекательности отрасли для парка электростанций.
В процессе либерализации компании начали объединяться, и сначала в обеих странах стала образовываться ещё большая монополия крупнейших электроэнергетических компаний в данной отрасли. Но, в дальнейшем в результате изменения территориально-организационной структуры электроэнергетики Германии позиции монополий пошатнулись. В Германии, в результате государственной поддержки, стали развиваться независимые производители экологически чистой электроэнергии, вырабатываемой на основе альтернативных источников энергии. Крупнейшие электроэнергетические компании сменили специализацию и стали уделять особое внимание строительству ветроэнергопарков и солнечных станций. Так в Германии построили за 70 млн евро самую высокую в мире ветровую турбину высотой около 250 м, которая, как ожидается, окупится примерно за 10 лет. Но уже 2018 год начался в Германии с символического рекорда: 1 января потребности страны в электричестве впервые на 95% обеспечивались возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Правда, этот показатель продержался всего несколько часов , обусловлен был сильным ветром, солнцем , и относительно низким спросом на электроэнергию из-за праздников. По прогнозам ученых уже в ближайшее время производство энергии из возобновляемых источников в Германии обгонит газовую и угольную генерацию. Впрочем, и не рекордные показатели впечатляют: в 2017 году 33,1% электроэнергии в ФРГ производилось из ветра, биомассы, солнца и на гидроэлектростанциях. Это тоже новый рекорд, в 2016 году данный показатель составлял 29%. К 2050 году минимум 80% немецкой электроэнергии должно производиться на основе ВИЭ.
Исходные принципы организации энергосистемы в России и Германии до начала либерализации существенным образом отличались. В ходе электрификации Германии энергоснабжающие предприятия расширяли зоны своего влияния. Для того, чтобы прокладывать линии электропередачи по территориям муниципальных образований, с ними заключались концессионные договоры (предусмотренные федеральными законами). Постепенно зоны снабжения смыкались, и между различными компаниями заключались демаркационные договоры о разграничении сфер влияния. В итоге сформировалась естественная монополия энергоснабжающих предприятий по всей стране. С 1935 по 1998 г. в Германии действовал Энергохозяйственный закон, который закреплял естественную монополию компаний на поставки электроэнергии в зоне их снабжения. Так как прокладывать по одной и той же территории, дублирующие друг друга линии, электропередачи невыгодно, то поэтому, кто владел линиями электропередачи, тот и являлся монополистом на поставку электроэнергии в регионе. В 1998 г. Германия включилась в либерализацию электроэнергетического рынка, в процессе которой должно произойти устранение естественной монополии компаний в зонах своего снабжения путем внедрения конкурентных отношений. Новый Энергохозяйственный закон обязывал энергоснабжающие компании выделять из своей структуры бизнес, связанный с передачей электроэнергии.
24 июля 2017 года Правительство РФ утвердило «План мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт». Одним из видов стимулирования является введение «зеленого» тарифа (стоимость 1 кВт альтернативной электроэнергии, выработанной за единицу времени).
Зеленый тариф несколько выше, чем тот, что установлен для электроснабжающих организаций, благодаря этому государство стимулирует развитие альтернативной энергетики, позволяя индивидуальным пользователям и предприятиям, имеющим на своем балансе подобные установки, частично компенсировать затраты на их приобретение и монтаж.
Исходя из «Плана мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт», можно выделить несколько основополагающих пунктов:
1. Под действие зеленого тарифа попадают объекты, мощность которые не превышает 15,0 кВт;
2.Установленные в многоквартирных домах, генерирующие объекты не могут попадать под действие этого тарифа;
3. Устанавливается обязательность покупки излишков выработанной электрической энергии на
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
объектах микро-генерации предприятиями Энергосбыт;
4. Размер стоимость тарифа, должен учитывать среднюю цену на электрическую энергию в регионе работы подобных объектов, и быть несколько выше оптовых цен на данный вид энергии;
5. Доход, полученный от реализации электрической энергии, не облагается налогами.
В России действующие тарифы на электроэнергию значительно меньше, чем экономически обоснованная цена электроэнергии ВИЭ. По мере становления рынка и проявления эффекта масштаба ВИЭ требуют все меньше преференций и удельные объемы финансовой поддержки постепенно сокращаются.
Например , в 2004 году в Германии «зеленый тариф», выплачиваемый в течении 20 лет производителям альтернативной энергии, составлял до 0,574 евро за 1 кВт*ч. Сегодня новые объекты вознаграждаются по тарифу €0-0,13 за 1 кВт*ч в зависимости от категории, а цена электроэнергии большинства ВИЭ-электростанций промышленного масштаба устанавливается по результатам тендеров.
Несмотря на попытки государственной поддержки отрасли , конституционные рамки устройства России как государства по-прежнему мало способствуют поощрению использования возобновляемых источников энергии. Сложности заключаются в трудности при выдаче лицензий и прав землепользования в сфере разработки возобновляемых источников энергии. Регулирование в области энергетики не обеспечивает прозрачные и предсказуемые административные правила для создания и эксплуатации возобновляемых источников энергии. Поскольку «зеленые» производители энергии — новички на рынке, им требуется время и ресурсы, для того чтобы добиться поддержки административного аппарата на центральном и региональном уровнях. К сожалению, пока в России «зеленое» лобби крайне слабое по сравнению с лобби нефтяной и газовой промышленности, которое не проявляет большого интереса к возобновляемым источникам энергии. Эта ситуация, скорее всего, сохранится до тех пор, пока стратегия развития нефтяной и газовой отрасли будет ориентирована в первую очередь на получение краткосрочной прибыли, а не на долгосрочное устойчивое развитие.
Список использованной литературы:
1. Родионова И.А., Шувалова О.В. Об особенностях проблемах развития альтернативной энергетики в России [Статья] - Режим доступа: https://natural-sciences.ru/ru/artide/view?id=36745 (дата обращения 14.10.2018)
2. Владимир Сидорович. Уже не игрушки: как альтернативная энергетика становится выгодной [Статья] -Режим доступа:
https://www.rbc.ru/opinions/economics/29/06/2016/5773ab2d9a794727f46ccaff?from=materials_on_subject (дата обращения 14.11.2018)
3. Правительство России. Альтернативная энергия. Портал. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/565/events/ (дата обращения 23.11.2018)
© Бледных А.А., Акулова А.Ш., 2019
УДК 336
С.А. Огнева
студентка 2 курса магистратуры МИЭМИС АлтГУ
г. Барнаул, РФ E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Актуальность. На современном этапе в целях обеспечения устойчивого экономического роста необходимо, прежде всего, обеспечить повышение эффективности управления организациями. При
1 57 }