Федерации [Текст / А.А. Свирина] // Креативная экономика. - 2007. - № 10 (10). - с. 41-45.
4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - Изд. 6-е, испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
5. Центр гуманитарных технологий.
Экспертно-аналитический портал
[Эл. ресурс]. -
URL: http:// gtmarket.ru/news/ state/2011/09/07 /3330.
6. Число венчурных проектов в России в 2013 году почти утроилось [Эл. ресурс]. -
URL:http://http://www.rosbalt.ru/business/201 3/12/26/1215943.html
УДК 338.2 Реймер В.В.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматривается опыт проведения государственной инновационной политики в западных странах: Франции, Великобритании, Германии, США. Выявлены положительные и отрицательные моменты в инновационной политике этих стран. Определены приоритеты в инновационной политике России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИННОВАЦИОННОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мировое хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Особенно наглядно это прослеживается на примере экономически развитых стран. Развитые западные страны уже давно создали у себя конкурентную инновационную среду, в которой результаты научных исследований и инновации становятся востребованными промышленностью и обществом. Ключевую роль здесь сыграла целенаправленная научно-технологическая и инновационная политика ОЭСР в 80-90-х годах ХХ в. с ее руководствами (кодексами) «Фраскати» и «Осло». Но новые вызовы глобализации заставили европейские развитые страны проводить согласованную инновационную политику с целью достичь еще большего синергетического эффекта и построить конкурентоспособную экономику в мире, основанную на знаниях. Началом отсчета этой согласованной общеевропейской инновационной политики следует считать 2000 г., когда на мартовской Лиссабон-
ской встрече Совета Европы главы государств и правительств объявили амбициозную цель построения самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мировом пространстве, основанной на знаниях к концу первого десятилетия XXI в. В этом же году было принято сентябрьское Коммюнике Европейской Комиссии «Инновации в знание движимой экономики» (Innovation in a knowledge-driven economy). Через два года, в Барселоне, Совет Европы конкретизировал Лиссабонскую цель, предложив увеличить средние расходы на исследования и разработки (ИР) в ЕС до 3% от ВВП к 2010 г., две трети которых должны принадлежать предпринимательскому сектору. Основная мотивация этого сектора в финансировании ИР состоит в уверенности, что их результаты могут быть выгодно коммерциализированы в виде рыночно востребованных продуктов и услуг. Несмотря на это, бизнес расходы на ИР не могут считаться единственным важным источником инно-
69
ваций. Рыночная инфраструктура, новые информационные и коммуникационные технологии, человеческие ресурсы являются не менее важными источниками инноваций в сегодняшней экономике, основанной на знаниях.
Наряду со стратегическими целями в Лиссабоне был предложен метод исполнения инновационной политики, посредством которого страны ЕС должны достигать этих целей. Этот, так называемый, «метод открытой координации» (open coordination method) был задуман как средство распространения лучшей практики и достижения большей сходимости с основными целями ЕС. Он включает
- специфические временные таблицы для слежения за достижениями кратко-, средне- и долгосрочных целей;
- международный бенчмаркинг с использованием качественных и количественных индикаторов как средство для сравнения лучших практик;
- цели и меры национальных и региональных политик;
- взаимное обучение через периодический мониторинг, семинары и доклады.
Основным механизмом, через который Европейская Комиссия внедряет «метод открытой координации» является «Европейская инновационная трендовая диаграмма» (European Trend Chart on Innovation). За его реализацию отвечает группа старших должностных лиц по инновационной политике ЕС.
Trend Chart состоит из трех взаимодополняющих компонентов:
1. Европейское инновационное табло, суммирующее данные по 17 индикаторам инновационного исполнения, покрывающих четыре области: человеческие ресурсы; создание нового знания; перенос и приложение нового знания; инновационные финансы, результаты и рынки. Это табло не является попыткой навязать унифицированные стратегии и стандарты для стран ЕС, а служит начальной точкой для политических дебатов и дальнейших улучшений в проведении инновационной политики. В комментариях к Европейскому Инновационному Табло 2001 отмеча-
лось, что копирование инновационных политик лидеров было бы излишним злоупотреблением этого табло, и что отсутствует единственный правильный путь в формировании инновационных политик стран. Здесь необходимым является лучшее понимание существующих путей развития, их приоритетов и внутренней логики. Чтобы сравнивать инновационное исполнение и оценивать диффузию «хорошей практики», необходимо существенное понимание специфического окружения (среды), помимо самого исполнения и практики. Как отмечается в последнем докладе «Инновационная политика в Европе 2002», все страны-члены ЕС признают важную роль инноваций, но устанавливают и различные собственные приоритеты. Каждая страна преследует повышение конкурентоспособности, уровня занятости и устойчивости, баланса региональных интересов и уменьшения социального исключения посредством собственных оригинальных политических мер.
2. База данных по мерам инновационной политики. Согласно принципам и методу открытой координации, эта база данных свободно доступна на WEB-сайте Trend Chart и идентифицирует около 700 схем инновационной поддержки по темам и странам. Она описывает каждую целевую группу схем, их цели и механизмы, приводит отчет по успешной и неуспешной практике, и в большинстве случаев приводит имена контактных лиц. Информация для этой базы данных собирается на непрерывной основе национальными корреспондентами, чьи ежегодные доклады по каждой стране, входящей в ЕС, также доступны на WEB-сайте.
3. Страновые и тематические доклады политических семинаров по бенчмаркингу. На их основе вырабатывается инновационная политика и меры по ее дальнейшей реализации. Семинары собирают вместе лиц, принимающих решения, и практиков со всей Европы для совместного обсуждения политических мер и методов инновационной политики. Творческий и интерактивный процесс адаптации лучшей зарубежной практики к нацио-
70
нальной инновационной среде был назван «транснациональным политическим обучением» (transnational policy learning).
Рассмотрим кратко инновационные политики отдельных европейских стран.
По размеру валового внутреннего продукта Франция занимает пятое место в мире после США, Китая, Японии, Германии и занимает лидирующие позиции в мире по привлечению прямых инвестиций. Экономика Франции в своем развитии вынуждена прибегать к инновациям, чтобы быть конкурентоспособной на мировом уровне. Государственное управление инновационной политикой реализуется Министерством научных исследований и Министерством промышленности. Трансфертом технологий призвано заниматься Инновационное агентство Франции. К мерам государственного стимулирования инноваций правительства Франции относятся следующие: льготы и бонусы инвесторам в области венчура и научно-исследовательской деятельности; создание особых технологических зон - технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции; различные налоговые, финансовые и административные льготы и другая помощь компаниям, которые получают право работать в технопарке. Для Франции характерно широкое участие государства в организации и финансировании инновационного процесса, а бюджетное финансирование расходов на научные исследования по доле в общих расходах находятся на втором месте в Европе. По большинству показателей уровня инновационности Франция занимает среднее или выше среднего положение в ЕС при довольно низкой степени участия в научно-исследовательских программах, финансируемых Европейским Союзом. В настоящее время для инновационной системы Франции характерны негативные проблемы, схожие с российскими: старение научных кадров; сложная система организации и финансирования научных исследований; региональный дисбаланс в концентрации научного потенциала; недостаточная привлекательность научной карьеры и «утечка мозгов».
Во Франции в настоящее время большое внимание уделяется поиску путей повышения эффективности сложившейся инновационной системы. В 1999 г. был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать национальную инновационную систему в направлении формирования более эффективной системы коммерциализации научно-исследовательского потенциала. В частности, предусмотрены три группы мер: стимулирование перехода научного персонала из государственного сектора в бизнес; поощрение сотрудничества между государственным научным сектором и коммерческими предприятиями путем создания инкубаторов, бюро по трансформации технологий; совершенствование правовой базы с целью стимулирования участия научного персонала в новых предприятиях и развития взаимных инновационных фондов, использование льгот для новых инновационных компаний. Во французском обществе ведется широкая дискуссия о путях совершенствования национальной инновационной системы и национальной науки на фоне определения общих направлений структурной политики страны, поиска «инициатив конкурентоспособности» на период до 2020 года.
Инновационная политика Германии включает в себя четыре стратегических направления:
- увеличение государственного финансирования ИР с акцентом на ключевые области науки и технологий (здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, экологически чистые технологии);
- улучшение условий для внедрения инноваций в частном секторе, стимулирование использования и совершенствования механизма трансфера технологий государственной формы собственности;
- проведение институциональной реформы научных организаций;
- осуществление административной реформы с целью улучшения координации ИР государственными органами.
Согласно национальной политике по
71
перспективному развитию науки, технологий и инноваций правительством Германии определена генеральная цель - формирование «новой культуры инноваций», которая должна охватывать все сферы жизни общества, а развитие инновационной экономики - стать критерием эффективности государственной политики. На уровне правительства признано, что только инновационные технологии и услуги обеспечат Германии глобальную конкурентоспособность.
В Великобритании доля наукоемкого производства высокотехнологичных товаров и услуг в последние годы в общем объеме добавочной стоимости значительно выросла. Однако по оценкам Департамента инноваций, университетов и профессиональной подготовки (DIUS), значительная доля результатов ИР и разработанных инновационных технологий, так же как и во многих других странах G-8, не достигает стадии коммерциализации. В этой связи одна из центральных стратегических целей правительства - ориентация на формирование «инновационной нации», в которой созданы наилучшие в мире условия для бизнеса с тем, чтобы занять лидирующее положение в глобальном инновационном бизнесе. Основным государственным документом в области инновационной политики в Великобритании является Стратегия по науке и инновациям на 10-летний период. Как подчеркивает Джил Кейс, цели стратегии заключаются в поддержке науки страны на мировом уровне, обеспечении ее соответствия требованиям государственных и частных инвесторов, стимулировании распространения сотрудничества университетов и бизнеса, коммерциализации передовых технологий, содействии развитию и совершенствованию научной и технологической базы. В качестве одной из целей поставлена задача повышения доли инвестиций на НИОКР в ВВП с 1,9% до 2,5% ВВП к 2015 г. При этом долю государственных затрат предполагается увеличить с 0,6 до 0,8%, а бизнеса - с 1,3 до 1,7% ВВП страны. В качестве важнейшего условия поддержания конкурентоспособного на-
учного сектора предполагается увеличить на 20% затраты на развитие базы НИОКР.
В Италии разработана «Программа инноваций, роста и занятости (Piano per l’lnnovazione la Crescita e l’Occupazione -PICO). В ней предусмотрено 12 стратегических инициатив, направленных на реформу национальной системы и инноваций. К основным политическим целям в области государственной научной политики отнесены: качество жизни населения, здоровье нации, безопасность и охрана окружающей среды. Основная цель инновационной политики в соответствии с программой PICO - повышение конкурентоспособности итальянских фирм. В Италии также создано 23 технопарка, из них четыре (Area в Триесте и RAF в Милане, VEGA в Венеции и Environment park в Турине) включают больше половины всех резидентов итальянских технопарков. По количеству персонала самыми крупными являются Tecnopolis, Abruzzo Science Park и Pastis. В них работает почти 75% всех занятых в итальянских технопарках. Технопарки Италии предоставляют своим резидентам достаточно широкий спектр услуг, развивая различные формы поддержки ИР, а также трансфера технологий, обмена и сотрудничества. Примерно 18% технопарков обеспечивает своим компаниям поддержку в сфере административного и юридического управления. В настоящее время 78,3% бизнес-инкубаторов предоставляет услуги в сфере профессионального образования и повышения квалификации, 78,3% оказывает маркетинговые услуги и 65,2% поддерживает процесс интернационализации производства продукции резидентов. Более половины компаний в бизнес-инкубаторах получают государственные субсидии.
Интересен также опыт США в реализации своей инновационной политики. Одним из главных приоритетов политики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вло-
72
женный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. Роль правительства США сконцентрирована на поддержке перспективных гражданских технологий будущих поколений, несущих в себе будущее научно-технического потенциала страны в XXI веке, повышении конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке; стимулировании исследований, требующихся для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в областях исследований, связанных с критическими технологиями, которые частный сектор не в силах проводить своими силами. При этом государство, промышленность и академические организации должны совместно определять указанные критические технологии.
Основы современной инновационной политики Японии содержатся в Базовом законе 1995 г. о науке и технике и трех базовых научно-технологических планах. Япония стремится к повышению экономической эффективности процесса диффузии технологий, распространения научно-технической информации в рамках предпринимательского сектора и повышения уровня использования уже созданной интеллектуальной собственности.
Японские аналитики, занимающиеся инновационным развитием, считают, что в последующие 20 лет будут характерны три основополагающие тенденции: быстрое старение общества и уменьшение населения Японии, что окажет влияние на инновационное развитие страны; взрывной характер развития глобального информационного общества, что повлияет на культуру всех наций, в том числе и Японии; рост угрозы нарушения социального и экологического равновесия Земли, что может повлиять не только на отдельные страны, но и на цивилизацию в целом.
В стратегии «Инновации 25» предусмотрены различные сценарии инновационного развития до 2025 г., основанные на докладе Научного совета Японии о развитии и социуме страны, а также на обзорах и технологическом Форсайте Национального института научно-технологической
политики (National Institute of Science and Technology Policy - NISTEP). В рамках стратегии представлено более 60 инновационных технологий, которые планируется разработать до 2025 г. в следующих областях: 1) медицина и здравоохранение;
2) экология, водные ресурсы и энергетика;
3) передовые технологии и развитие промышленности; 4) безопасность и комфортная жизнь для населения.
Таким образом, в ведущих зарубежных странах инновационная деятельность отнесена к сфере национальных приоритетов, влияющих на глобальную конкурентоспособность государств в контексте глобализации.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает сложные времена. Специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений. Базисом для создания национальной инновационной системы страны является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом как приоритетов социально-экономической политики государства, а государственная инновационная политика должна строиться на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и реализовываться независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий и организаций. Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в России является создание инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм, а также других структур, которые будут поддерживать деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствовать передаче на рынок готовой научно-технической продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермиков, В. Наука и коммерциализация технологий: опыт Франции и Германии
73
[Текст] / В. Ермиков // Наука в Сибири. -
2005. - № 49.
2. Ермиков, В. Наука и коммерциализация технологий: опыт Франции и Германии [Текст] / В. Ермиков // Наука в Сибири. -
2006. - № 1-2.
3. Иванов, В.В. Проблемы и направле-
ния формирования российской инновационной системы [Электронный ресурс] / В.В. Иванов. - Режим доступа:
http: //www. council. gov.ru/fil es/j ournal sf/item/2 0061110104559.pdf.
4. Кондратьева, Е.В. Национальная ин-
новационная система: теоретическая концепция [Электронный ресурс] / Е.В. Кондратьева. - Режим доступа:
http: //www. schumpeter. ru/ articl e. php?book=con cept&id=4
5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. - Изд. 2-е, доп. - М.: Инфра-М., 2008. - 176 с.
УДК 332.1:316.422+330.322
Маштаков А.И., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Сформулирована качественно новая модель эволюционного становления различных типов регионального развития, обусловленная мотивационным компонентом. Классифицированы типы регионального развития по характеру мотиваций и уровню удовлетворяемых потребностей различных субъектов экономического пространства. Дана характеристика каждому типу регионального развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР, ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ, ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ, РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
UDC 332.1:316.422+330.322
Mashtakov A.I., Cand. Econ. Sci., assistant professor, FESAU TO BUILD A MODEL OF THE EVOLUTION OF DIFFERENT TYPES OF REGIONAL DEVELOPMENT
Formulated a qualitatively new model of evolutionary development of various types of regional development, motivational component. Classified types of regional development on character motivations and needs of the various actors in the economic area. The characteristic of each type of regional development.
KEYWORDS: REGIONAL ECONOMY, REGIONAL DEVELOPMENT, MOTIVATIONAL FACTOR, ACTORS, ECONOMIC ACTIVITIES CLASSIFICATION OF REGIONS, RESOURCE POTENTIAL, HUMAN RESOURCES, SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES, THE COMPETITIVENESS OF THE ECONOMIES OF THE REGION
Состояние рыночной экономики в регионах России свидетельствует о том, что существуют противоречия между государством, обществом, трудовым ресурсом и
бизнес-средой. Они порождают тот или иной уровень напряженности в системе социально-экономических отношений региона между ними. Устранить или осла-
74