ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 1
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Е.И. Городничая1,
аспирантка кафедры экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова, гл. специалист-эксперт контрольно-ревизионного отдела Управления валютно-финансового и материально-технического обеспечения Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ
В статье рассматривается зарубежный опыт государственной политики по стимулированию процессов активного взаимодействия компаний (процессов кластеризации) как один из факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики. Проанализированы модели кластеризации таких развитых стран и групп стран, как США, Япония, Евросоюз и др., а также представлен кластерный подход в стремительно развивающейся Индии. Выявлены основные преимущества и слабые стороны каждой из моделей, определены условия успешного создания и развития кластеров в стране.
Ключевые слова: кластер, национальные модели кластеризации, государственная политика, точки экономического роста.
The article provides foreign experience of the government policy of stimulating active processes of companies' coordination (the processes of clustering) concerned as a key determinant of economy competitiveness. Analyzing clustering models of the developed countries like the USA, Japan, Euro zone and the model of developing India, the author determines advantages and weak points of each models, identifies essential conditions of successful cluster functioning.
Key words: cluster, national clustering models, government policy, points of economic growth.
Во многих странах, где государственная политика стимулирования предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, происходит процесс активного взаимодействия компаний. Причем в различных странах обнаруживается общая закономерность, проявляющаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, группирующихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственных, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.
1 Городничая ЕленаИгоревна, тел.: +7 (495) 697-03-72; e-mail: [email protected]
Этот феномен был подробно изучен М. Портером2 при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие структуры формируются в результате того, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. Далее действует эффект синергии, который и является сутью кластерного взаимодействия. Новые внутрикластерные отношения стимулируют инновационную деятельность, способствуют свободному обмену информацией, формируя дополнительные конкурентные преимущества.
В целом различаются три основных вида кластеров:
— региональные кластеры (как правило, образованные на основе научных учреждений);
— кластеры с вертикальными производственными связями, образованные вокруг крупных компаний или сети основных предприятий, охватывающие процессы производства, поставки и сбыта;
— отраслевые кластеры.
В рамках государства кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка и обеспечивают продвижение производимых ими товаров и услуг на международные рынки. Наличие кластеров позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая даже технически более развитым странам. Все фирмы из кластера инвестируют средства в специализированные исследования, развитие родственных технологий и инфраструктуры, информацию и человеческие ресурсы. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание правительства и местных администраций. Подобная производственная структура всегда более выгодна, чем отраслевая, так как внутрифирменные связи в ней более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие у одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является одновременное производство нескольких видов продукции. При группировке фирм появляется возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечива-
2 The Institute for Strategy and Competitiveness. International Cluster Competitiveness Project. URL: http://www.isc.hbs.edu/ (дата обращения: 20.09.2009).
ющей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.
Однако тесное сотрудничество членов кластера несет в себе определенную опасность утраты самостоятельности и способности к активному поведению на рынке, что приводит к замедлению темпов освоения новых товаров, технологий и услуг. Во избежание этого используются кластерные стратегии, которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою конкурентоспособность на мировом рынке. При этом усилия концентрируются на поддержке существующих кластеров и создании сетей компаний, ранее не контактировавших между собой.
В США кластерный подход положен в основу стратегии развития региональных экономик3. Такие штаты, как Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон и Вашингтон, приняли ряд соответствующих программ развития регионов и стали лидерами в создании кластеров. В штатах существуют комиссии по инициированию создания кластеров на основе аналитических заключений и рекомендаций, выполняемых федеральными лабораториями, научными центрами и университетами. Комиссии определяют участников будущих кластеров, помогают им преодолевать возникающие организационные и финансовые трудности, а также способствуют укреплению и развитию уже действующих кластеров. Обычно для этих целей первоначальный капитал выделяется администрациями штатов, а затем привлекаются средства частных компаний. Поскольку единой модели не существует, для определения необходимой и целесообразной структуры формирующегося кластера в США ведутся обширные и глубокие исследования в этой области. Сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. Характерным для американских кластеров является то, что их деятельность основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР. Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов. При этом особое внимание уделяется определению и поддержке тех инноваций, которые обеспечивают долговременное развитие.
Государство через федеральную контрактную систему предоставляет корпорациям-подрядчикам (исполнителям программ НИОКР) следующие права4: безвозмездное использование промышленного оборудования и научных лабораторий государства; льготы при
3 The Official Business Link to the U.S. Government. URL: http://www.business. gov/ (дата обращения: 25.10.2009).
4 См.: Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
2 ВМУ, экономика, № 1
17
приобретении сырья и материалов от государственных ведомств и из государственных фондов (в том числе при приобретении уникальных материалов за рубежом); налоговые льготы (например, право списания затрат на НИОКР); досрочную амортизацию основных фондов; безвозмездную аренду государственной земельной собственности; субсидирование собственных разработок компаний; профессиональную переподготовку кадров и трансформацию производства при переходе на новый научно-технический или военно-технический заказ с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкой производства или передислокацией предприятий, научных центров в другие районы США и пр. Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».
Наиболее известным примером кластера в США является Силиконовая долина, успешно пережившая не один кризис в сфере высоких технологий. Феномен Силиконовой долины объясняют наличием уникальной инфраструктуры, особой культуры бизнеса: концентрацией образовательных и научно-исследовательских учреждений, развитым рынком венчурного капитала, отработанной законодательной базой, обширной информационно-консультационной системой.
Высокая конкуренция и относительная простота процедуры банкротства приводят к тому, что многие компании быстро выходят из игры. Другие же могут опираться на работающий в Силиконовой долине эффективный механизм привлечения финансовых ресурсов: от венчурного капитала к дополнительной эмиссии акций до привлечения стратегического инвестора.
Присутствие большого числа взаимосвязанных фирм, появление новых и исчезновение существующих предприятий, постоянный обмен информацией приводят к возникновению гибкой системы, «сетевой экономики», способной противостоять внешним воздействиям.
Одним из примеров процесса создания кластеров может служить опыт экономики Японии, первоначально основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный японский кластер состоит из одного крупного головного предприятия, пользующегося услугами субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции самостоятельные субподрядчики связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер компании «Тойота» имеет
многоступенчатую сеть из ограниченного количества прямых поставщиков и более 30 тыс. субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку, однако ценовые соображения при закупке компонентов способствуют оптимизации производства.
В Японии еще в 1983 г. была принята концепция развития технополисов. Последующий опыт показал, что темпы экономического роста подобных структур значительно превышают средние показатели по стране. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти и являлись основой создания будущих кластеров. В 1998 г. были организованы региональные центры консолидации усилий промышленности, университетов и правительства, направленных на поиск наиболее привлекательных проектов высокой социально-экономической значимости для развития регионов или отдельных территорий. Эти центры занимались также вопросами координации и развития совместных исследований для производства конкурентоспособной продукции, осуществляли техническое консультирование, занимались обучением и повышением квалификации предпринимателей и специалистов. Кроме того, большое внимание уделялось организации деловых встреч всех заинтересованных сторон для создания различных объединений и кластеров, одновременно решались вопросы трансферта технологий с соблюдением патентных, лицензионных и авторских прав.
Эти меры были вписаны в комплексную программу повышения конкурентоспособности промышленности Японии на мировых рынках, содержащую ряд важнейших стратегических направлений5:
1) создание новых широкомасштабных рынков для XXI века (энергетики и охраны окружающей среды; средств, систем широкополосной коммуникации и ИТ; медицины, здравоохранения и биотехнологий; нанотехнологии и технологии производства новых материалов), формирование Восточноазиатской зоны свободного предпринимательства;
5 The Ministry of the Economy, Trade and Industry (METI). URL: http://www.meti. go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html/ (дата обращения: 10.09.2009).
2) всемерное развитие технологических инноваций (разработка среднесрочных планов для проникновения на приоритетные рынки; реализация новых программ финансирования и облегчение налогообложения НИОКР; усиление защиты прав интеллектуальной собственности; расширение маневренности академических структур и университетов; содействие созданию новых малых и средних предприятий и компаний, ориентированных на инновационную деятельность);
3) ускорение корпоративной реструктуризации;
4) увеличение мобильности трудовых ресурсов и занятости в сфере услуг;
5) привлечение иностранных инвестиций и талантливых специалистов из других стран;
6) повышение устойчивости малого бизнеса и развитие систем экономической безопасности предпринимательства.
Таким образом, различие между японской и американской моделями формирования кластеров заключается в первую очередь в роли государства. Японское правительство определяет приоритетные направления развития экономики и стимулирует развитие инновационного бизнеса в этих направлениях. Американский подход ориентирован на создание общей экономической среды, в которой развитие инноваций является необходимым условием выживания фирм. Выбор же направлений инновационной деятельности осуществляется самими фирмами на основе их собственного анализа рынка.
Преимуществом японского подхода является концентрация ресурсов на отдельных ключевых направлениях. Если эти направления выбраны правильно, это приводит к более быстрому экономическому росту. Однако в силу высоких темпов научно-технического развития приоритетные направления могут существенно измениться в течение короткого промежутка времени. Жесткие программы в этих случаях теряют свою эффективность, как это и случилось с японской программой.
Американский подход, напротив, в значительной мере распыляет ресурсы по широкому спектру направлений, что является в краткосрочной перспективе малоэффективным. Но именно эта множественность направлений позволяет быстро реагировать на происходящие изменения приоритетов развития.
Западноевропейские страны «синтезируют» представленные подходы.
Например, в Германии и Великобритании действуют программы создания биотехнологических кластеров на базе регионального размещения фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами, специализирующимися в сфере морских
промыслов. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, благодаря чему страна с 0,5% мировых запасов древесины обеспечивает 10% мирового экспорта продуктов лесопереработки, в том числе 25% в виде качественной бумаги.
Важным фактором является государственная политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором путем упрощения административного регулирования инновационных программ. Например, программа, выполняемая Австрийским институтом экономических исследований совместно с Национальным исследовательским центром, направлена на сбор и обработку необходимой информации с последующей выработкой рекомендаций по созданию кластеров, основанных на технологических новшествах. Программа включает в себя следующие модули: национальная система стимулирования инноваций, рост производительности, увеличение занятости, регулирование технологической политики, консультирование.
Одним из примеров реализации политики эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения в Австрии. Уже в 2000 г. в двух автопромышленных кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия было занято около 30 тыс. работающих, которые произвели продукции на 8,1 млрд долл. США, или более 10% всего объема промышленного производства страны6. В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм и более 200 партнерских компаний. Кластер охватывает все ключевые производственные процессы (от добычи сырья до переработки отходов производства, включая логистику и программное обеспечение). Выпускаемая продукция поставляется в 40 автомобильных компаний, функционирующих в разных странах, при этом в регионе ежегодно собирается 150 тыс. автомобилей. Таким образом, Шти-рия превратилась в центр международного автомобилестроения с разветвленной сетью субпоставщиков. Другим примером является земля Верхняя Австрия, где в 1999 г. 307 фирм решили объединиться в кластер. Лидером стала компания «TMG», которая разрабатывает общую стратегию и техническую политику развития. Особое внимание в кластере уделялось обучению персонала, развитию кооперационных программ, созданию системы взаимодействия партнеров, обеспечению маркетинговых исследований и передаче технологий. В 2000 г. в этот кластер вошли компании по производству дизелей. К концу 2001 г. в нем сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа из 350 субпоставщиков, что составило около 95% промышленных фирм в регионе с общим числом работающих свыше 80 тыс. человек и объемом продаж более 15 млрд долл. США.
6 По материалам Московского центра развития предпринимательства.
Следует отметить, что автомобильная индустрия, соединяя в своей продукции множество производителей и доводя их до конечного потребителя, оказывает мощное мультипликативное воздействие на экономику. Поэтому в регионах, где складывается высокая концентрация автомобильных и смежных производств, возникают предпосылки для формирования кластеров. Если до недавнего времени промышленные территориально-производственные объединения были феноменом наиболее развитых экономик, то в последние годы наблюдается зарождение автомобильных кластеров в развивающихся странах (Восточная Европа, Китай).
Еще одним примером образования кластера является Венский деловой центр, который консолидировал ряд исследовательских институтов и промышленных концернов вокруг университета с мощной научной базой по биотехнологиям. Сегодня в этом кластере работает 51 тыс. человек, с ним сотрудничают 700 ученых, обучаются студенты и повышают свою квалификацию специалисты из 40 стран, кроме того, установлены деловые связи со многими биоцентрами в различных странах мира. Другими важными направлениями развития высоких технологий в Австрии являются информатика, работы по проблемам искусственного интеллекта. Активными участниками научных исследований по этой тематике стали университеты в городах Линц, Грац, Зальцбург и Инсбрук, которые объединяют научно-исследовательские институты, инновационные центры и технологически ориентированные предприятия и технопарки. Так, в технологический парк «Хагенберг» (земля Нижняя Австрия) входит 30 малых информационно-технологических компаний, где трудятся 250 исследователей, составляющих его инновационное ядро. В другом технологическом центре «Techno-Z» объединено 80 инновационных компаний, где вместе с производственными предприятиями работает ряд университетов и Колледж телекоммуникационных технологий. По экспертной оценке Австрийского института деловых исследований (WIFO)7, в секторе информационных технологий Австрии в ближайшей перспективе будет ежегодно создаваться 3—5 тыс. новых рабочих мест, а темпы прироста ВНП будут в 2 раза выше, чем в других секторах экономики.
На уровне ЕС важную роль играют так называемые «инновационные сети», например Европейская сеть деловых инновационных центров (The European Business & Innovation Centers Network — EBN8). EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской комиссии как некоммерческая организация и ныне объединяет 160 деловых инновационных центров (Business & Innovation Cen-
7 URL: http://www.wifo.ac.at/wwa/jsp/index.jsp?&language=2 (дата обращения: 15.08.2009).
8 URL: http://www.ebn.be/ (дата обращения: 20.09.2009).
ters — B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres — EIC), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres — IRC) и другие организации.
Инновационные кластеры, характерные для промышленно развитых стран, появились и во многих развивающихся странах. Ярким примером может служить Индия, где за последние десятилетия наметился значительный прогресс в развитии таких наукоемких видов деятельности, как программирование, информационные и коммуникационные технологии, фармацевтическая и электронная промышленность.
Для ускоренного развития страны в условиях нарастающей глобализации рынков с апреля 2000 г. начала реализовываться стратегия в экспортно-импортной политике, заключающаяся в образовании специальных экономических зон (СЭЗ). Основной целью создания СЭЗ является обеспечение условий для беспрепятственного расширения производства конкурентоспособной экспортной продукции, способствующей ускоренному притоку валюты в страну. В СЭЗ могут входить предприятия любых видов деятельности с ориентацией на привлечение валютной прибыли. Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в СЭЗ являются:
— отсутствие лицензий на импорт средств производства, комплектующих изделий, запчастей, материалов;
— беспошлинное приобретение средств производства, сырья, расходных материалов на внутреннем рынке;
— разрешение всех видов деятельности и предоставление полной свободы для заключения субконтрактов, в том числе на часть производства, размещенного за границей, с освобождением от таможенных проверок экспорта и импорта;
— разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке при условии полной уплаты таможенных пошлин, разрешение реэкспорта импортированных товаров;
— предоставление ссуд для реализации и репатриации доходов от экспорта в течение 12 мес., гарантия сохранения ссуд и валютных средств на счетах уполномоченных банков;
— предоставление ссуд на развитие социальной сферы в пределах СЭЗ; первоочередное развитие систем связи и энергоснабжения, транспортной инфраструктуры, средств коммунального обслуживания и др.
Особых успехов Индия добилась в развитии информационных технологий. Этому способствовали как отмена режима лицензирования, так и создание специализированных научных центров
и программы подготовки высококвалифицированных специалистов. Ведущую роль сыграло принятие государственных декретов о компьютеризации страны в 1983 и в 1986 гг. и о развитии услуг в сфере программирования, которые обозначили национальные приоритеты в экспорте программного продукта и в совершенствовании системы подготовки соответствующих специалистов и научных кадров. В 1998 г. была создана Национальная комиссия по изучению перспектив развития информационных технологий и программирования. Затем была учреждена организация «Технологические парки программных продуктов Индии», содействующая созданию национальной системы технопарков для развития экспортных возможностей страны. В таких технопарках, промышленных зонах и научных центрах все предприятия ориентированы только на выпуск экспортной продукции. Созданные технопарки сотрудничают с правительством и местной властью для обеспечения успешной работы новых инновационных предприятий. При этом сформирован ряд подходов к упрощению и оптимизации процедур в оформлении авторских прав при передаче новых разработок в производство или зарубежным партнерам. Таким образом, обеспечивается информационный обмен в сложной инфраструктуре исследовательских, инновационных и производственных предприятий. За 10 лет было создано 15 научно-технических центров, объединяющих в одном лице все необходимые услуги для беспрепятственной и быстрой организации экспорта программных продуктов и информационных технологий.
Ярким примером центра научно-технического прогресса в Индии является город Бангалор и прилежащие территории, где тесно переплетены связи между малыми и средними предприятиями, исследовательскими институтами и высокотехнологичными отраслями электроники, телекоммуникаций, машиностроения. Решением индийского правительства в течение последних 30 лет реализуется национальная программа научно-технического развития, в рамках которой Бангалор превращен в центр интенсивных технологий. Благодаря государственным инвестициям, направляемым в институты и на предприятия этого города, удалось организовать устойчивый процесс технических инноваций во многих секторах промышленности. Крупные предприятия госсектора действуют как ускорители технического прогресса, обеспечивая генерацию идей и внедрение новых технологий при одновременной подготовке необходимых научных и производственных кадров. Во взаимодействии крупных, средних и малых предприятий главенствующее место занимает система субконтрактных отношений, послужившая основой создания консорциумов. Так, компании по производству станков создали консорциум с определенной специализацией фирм-участниц по типам выпускаемых станков и по их продаже в
других регионах. Развитая система маркетинга этого консорциума оперативно передает запросы клиентов производителям.
Кластерные структуры, объединяющие большое количество малых предприятий, получили в Индии самое широкое распространение9. Группировке ремесленнических, малых предприятий в кластеры способствовали чрезвычайно высокая плотность населения и правительственные программы развития малого предпринимательства в части финансирования, технической помощи, предоставления сырья, создания инфраструктуры поддержки и др. По данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в Индии действуют свыше 2 тыс. кластеров, объединяющих промышленные предприятия, ремесленнические предприятия в сельской местности. Установлено, что кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции, выпускаемой в стране. К ним можно отнести кластер по производству трикотажных изделий в г. Лудхиана, кластеры в г. Сурат и Мумбаи по производству ювелирных изделий и украшений из жемчуга, кластеры в г. Ченнай, Агра и Калькутта по производству кожаных изделия и одежды.
По сведениям Организации по развитию малых промышленных предприятий (Small Industry Development Organization — SIDO)10 и данным Индийского национального центра научной документации (Indian National Scientific Documentation Centre — INSDOC)11, в 14 крупных городах страны действуют 80 самых больших кластеров, объединяющих 22 559 малых промышленных предприятий. В их число входят 6900 экспортно ориентированных предприятий. Количество малых предприятий, действующих в составе различных кластеров, колеблется от 40—50 до 1700 (как, например, в кластере по производству технического оборудования в г. Дели).
Рассмотренный опыт подтверждает, что современное высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов. Научно-технический прогресс поддерживается сегодня не разрозненными предприятиями, а их объединениями, группами, кластерами и сетями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Вслед за США и Японией, странами ЕС многие развивающиеся страны пришли к идее объединения ресурсов на основе выработки общей научной политики, в которой важная роль отводится развитию инновационных кластеров.
9 Narain S. Business Linkages between SMEs and TNCs: The Case of India. UNCTAD, 2005.
10 URL: http://www.laghu-udyog.com/ (дата обращения: 21.11.2009).
11 URL: http://www.laghu-udyog.com/clusters/insdoc.html (дата обращения: 21.11.2009).
Зарубежный опыт показывает, что успешное функционирование кластерного инновационного бизнеса возможно лишь при наличии и взаимодействии ряда факторов, формирующих инновационную среду и благоприятный инвестиционный климат. Многие попытки создания инновационной инфраструктуры путем разработки и реализации специальных государственных программ, предполагающих привлечение значительных бюджетных средств, далеко не всегда заканчивались успехом. Это объясняется тем, что государственные ресурсы, как бы велики они ни были, по сути, весьма ограниченны. В этой ситуации, как правило, удается оказать стимулирующее воздействие лишь на некоторые факторы инновационной среды (например, создание условий для привлечения финансовых ресурсов или развитие научно-исследовательской базы и т.д.), в то время как конечный результат достигается за счет взаимодействия всех факторов. Полноценная же инновационная структура может быть сформирована лишь при участии в этих процессах всех заинтересованных сторон: государства, промышленных предприятий, научных и финансовых организаций, различных инновационных предприятий, иностранных инвесторов.
Список литературы
Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М., 2005.
EUROPA — Gateway to the European Union. URL: http://europa.eu.int/ index_en.htm
European Information Technology Observatory. URL: http://www.eito.com/
Innovative Clusters. OECD, 2001.
Narain S. Business Linkages between SMEs and TNCs: The Case of India. UNCTAD, 2005.
Small Industry Development Organization — SIDO. URL: http://www laghu-udyog.com/
The Austrian Institute for Economic Research (WIFO). URL: http://www wifo.ac.at/wwa/jsp/index.jsp?&language=2
The European Business & Innovation Centers Network — EBN. URL: http://www.ebn.be/content/default.asp?PageID=1&MenuGroup=1&MenuNu m=1
The Institute for Strategy and Competitiveness. International Cluster Competitiveness Project. URL: http://www.isc.hbs.edu/
The Ministry of the Economy, Trade and Industry (METI). URL: http:// www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html/
The Official Business Link to the U.S. Government. URL: http://www business.gov/