УДК 336.7
DOI 10.24412/3005-8023-2024-4-128-138
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Ризокулов Туракул Рабимкулович, д-р экон. наук,
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ профессор, проректор по международным связям
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ТГУПБП; Азизбоев Равшан Абдурахмонович, канд.
ПОЛИТИКИ И ИХ экон. наук, ст. преподаватель кафедры банковского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В дела ГОУ «ХГУ им. академика Б. Гафурова»
ЭКОНОМИКЕ ТАДЖИКИСТАНА (Худжанд, Таджикистан)
ТА ЦРИБАИ ХОРИЦИИ Ризокулов Туракул Рабимкулович, д. и. и., профессор,
ТАШАККУЛИ НИЗОМИ муовини ректор оид баробитауои байналмилалии
СИЁСА ТИ ПУЛИЮ КАРЗЙ ВА ДДХБСТ; Азизбоев Равшан Абдурахмонович, н. и. и,
ИСТИФОДАИ ОН ДАР муаллими калони кафедраи кори бонкии МДТ «ДДХ
ИЦТИСОДИЁТИ ТОЦИКИСТОН ба номи академик Б. Fафуров», (Хуцанд, Тоцикистон)
FOREIGN EXPERIENCE OF Rizoqulov Turaqul Rabimqulovich, Dr. of
FORMING REGIMES OF Economics, professor, vice-rector of foreign relation MONETARY POLICY AND THEIR of TSULBP, Azizboev Ravshan Abdurahmonovich,
USE IN THE ECONOMY OF candidate of Economics, senior teacher of banking TAJIKISTAN department under the SEI "KhSU named after academician B. Gafurov "(Khujand, Tajikistan) e-mail: [email protected]
Рассматривается опыт отдельных зарубежных стран в формировании режимов денежно-кредитной политики (ДКП), способствующих эффективности выбора инструментов и рычагов воздействия монетарной политики на экономику в целом. Проанализирован понятийный аппарат ДКП. Изучены режимы ДКП в США, Китае, Сингапуре, Японии, осуществлен их сравнительный анализ с режимом ДКП в Таджикистане. Аргументированы направления использования денежно-кредитной политики: режима таргетирования, манипулирования курсом валют, учетной ставкой и регулирования инфляционных ожиданий. Рассмотрены особенности реализации ДКП в некоторых странах СНГ: в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Исследовано влияние процентных ставок на ВВП и инфляцию в рассмотренных государствах. Аргументировано содержание стратегических целей ДКП в отдельных странах СНГ и Таджикистане. Обоснованы отдельные аспекты реализации денежно-кредитной политики, соответствующие особенностям и приоритетам развития национальной экономики.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, режимы денежно-кредитной политики, таргетирование, денежные агрегаты, учетная ставка, инфляционные ожидания, зарубежный опыт ДКП
Тацрибаи кишваруои алоуидаи хорицй дар ташаккули низомуои сиёсати пулию царзй, ки ба самаранокии интихоби воситауо ва фишангуои таъсири сиёсати пулию царзй (СПК) ба ицтисодиёт мусоидат мекунанд, баррасй шудааст. Дастгоуи мафуумии СПК мавриди таулил царор гирифтааст. Низомуои сиёсати пулию царзии дар кишваруои алоуидаи хорицй, аз цабили ИМА, Чин, Сингапур, Цопон омухта шуда, таулили муцоисавии онуо бо низоми сиёсати пулию царзй дар Тоцикистон гузаронида шудааст. Самтуои истифодаи сиёсати пулию царзй мудаллал карда шудаанд: низоми таргетй (уадафнокй), манипулятсияи бо цурби асъор, мизони фоиз ва танзими "интизориуои таваррумй ". Хусусиятуои татбици СПК дар баъзе кишваруои ИДМ, аз цумла К/азоцистон, Узбекистон ва Кирзизистон баррасй шудаанд. Мундарицаи мацсадуои стратегии СПК дар мамлакатуои алоуидаи ИМД ба Тоцикистон асоснок карда
шудааст. Цанбщои алоуидаи татбици сиёсати пулию царзи, ки ба вижагщо ва афзалиятуои инкишофи ицтисоди милли мутобицанд, мудаллал карда шудаанд.
Калидвожах;о: сиёсати пулию царзи, низомуои сиёсати пулию царзи, уадафгири, агрегатуои пулию царзи, мизони фоиз, интизорщои таварруми, тацрибаи хориции сиёсати пулию царзи
The article examines the experience of individual foreign countries in the formation of monetary policy regimes (MP) that contribute to the effectiveness of the choice of instruments and levers of influence of monetary policy on the economy as a whole. The conceptual apparatus of PrEP is analyzed. PrEP regimes in the USA, China, Singapore, and Japan have been studied, and their comparative analysis with the PrEP regime in Tajikistan has been carried out. The directions for using monetary policy are argued: targeting regime, manipulation of exchange rates, discount rates and regulation of inflation expectations. The features of the implementation of monetary policy in some CIS countries are considered: Kazakhstan, Uzbekistan and Kyrgyzstan. The influence of interest rates on GDP and inflation in the considered countries has been studied. The content of the strategic goals of the monetary policy in individual CIS countries and Tajikistan is substantiated. Certain aspects of the implementation of monetary policy are substantiated, corresponding to the characteristics and priorities of the development of the national economy.
Key-words: monetary policy, monetary policy regimes, targeting, monetary aggregates, discount rate, inflation expectations, foreign experience of monetary policy
Денежно-кредитная политика Таджикистана требует постоянного мониторинга и своевременной адаптации к сложившимся условиям в связи с учётом глобальных тенденций и особенностей национальной экономики. Принимая во внимание, что любая введенная мера монетарной политики даёт эффект через определенный временной лаг, требуя при этом привлечения необходимых ресурсов, при создании новой модели управления экономикой необходимо учитывать ожидания экономических субъектов. Этот фактор является фундаментом для повышения доверия населения к банковской системе Таджикистана, а также к предлагаемым ею прогнозам и решениям. Кроме того, по мнению эксперта А.С. Лолейт, зная типы экономических агентов и восприятие ими получаемой информации, «инфляционные ожидания субъектов экономики можно прогнозировать и регулировать, а также влиять на их действия в будущем» [11, с. 8]. Прозрачность и публичность решений, принимаемых Национальным банком Таджикистана (НБТ), в будущем повлияет на ожидания экономических субъектов и на принимаемые ими решения.
Уместно отметить, что изучению влияния инструментов и различных подходов к ДКП, в том числе исследованию механизмов влияния ДКП, режимов ее реализации и результатов, посвящены работы зарубежных и отечественных ученых-экономистов. Это в частности: Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбэлл и Р.Дж. Кэмпбэлл, О.А. Золотарева, К.Н. Корищенко, К.Н. Кучукова, С.В. Мирошник, Л.А. Толстолетова и другие. Также в годы суверенитета выполнены типологические исследования, касающиеся реализации режимов ДКП в национальной экономике. В работах многих отечественных ученых-экономистов в частности нашли отражение: низкий уровень монетизации, неконвертируемость национальной валюты, заметное недоверие к банковской системе, инфляционные процессы и многие другие проблемы, связанные с реализацией денежно-кредитного регулирования в экономике Республики Таджикистан. Это особенно касается трудов Р.К. Рахимова, Н.К. Каюмова, Т.Н. Назарова, Ш.М. Рахимзода, З.С. Султонова, Т.Р. Ризокулова, Х. Умарова, У.С. Хикматова, И.Р. Ибрахимова, Б.М. Шарипова, Ш.К. Хайрзода и других.
Как известно из имеющихся в экономической науке теоретических научных положений, финансовая и денежно-кредитная политика являются составными компонентами государственной экономической политики, говоря иначе, их можно считать её подсистемами. Если первая представляет собой совокупность мер по мобилизации, распределению и эффективному использованию финансовых ресурсов, то вторая обеспечивает экономику монетарными ресурсами и регулирует денежно-кредитные отношения. Для достижения успеха важны баланс и согласованность выбранного между ними курса: в то время как бюджетная политика действует напрямую и активно, денежно-кредитная - более опосредованно и пассивно. Однако следует учесть, что инструменты денежно-кредитной политики могут устранить недостатки в распределении ресурсов и ускорить экономическое развитие страны. Важным условием эффективности ДКП является правильный выбор режима ее реализации. В этом аспекте правильно отмечено следующее: «Денежно-кредитная политика должна осуществляться в зависимости от приоритетов (стратегических) конечных целей и учитывать изменение денежного предложения, скорость обращения денег, реакцию экономических переменных на использование инструментария монетарного регулирования, т. е. инструменты прямого и косвенного регулирования сферы денежно-кредитных отношений» [10, с. 87].
Если в ограниченном понимании денежно-кредитная политика означает применение Национальным банком следующих инструментов: изменения процентных ставок и валютных интервенций с целью достижения стабилизации национальной валюты, то в более емком понимании это политика, при которой регулируются объем, структура и динамика денежной массы. Исходя из стратегических целей и текущих экономических условий, эффективность ДКП требует правильного выбора методов её реализации.
Понятие о режиме ДКП возникло с её осмыслением как комплекса целенаправленных действий Центрального банка (в Таджикистане это Национальный банк Таджикистана) по упорядочению денежного рынка или регулированию финансовой сферы национальной экономики. Само слово «режим» (от лат. regimen - управление) - это совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Режимом денежно-кредитной политики можно назвать систему принципов, методов, инструментов и мероприятий для достижения монетарных целей в экономике, установленных центральным банком страны [4, с.126-134].
Для увеличения сферы влияния и участия в денежном рынке Национальный банк Таджикистана в 2017 году внедрил новые инструменты - кредиты и депозиты «овернайт», тем самым было усиленно влияние процентных инструментов на повышение эффективности денежно-кредитной политики. Жёсткий контроль НБТ над объёмом денежной массы и над приростом денежной базы через денежный мультипликатор создаёт предпосылки для формирования относительно низкого уровня инфляции. Однако дефицит денежной массы и ажиотажный спрос на денежные средства подрывают деловую активность субъектов хозяйствования, что ограничивает экономическое развитие и препятствует устойчивому развитию национальной экономики [2, с. 49]. Поэтому представляется целесообразным изучение режимов и осуществление сравнительного анализа ДКП зарубежных стран.
Первоначально рассмотрим опыт США. Здесь основной фокус делается на процентные ставки и на инфляционное таргетирование. Хотя экономика США ориентирована на внутренний спрос и инновации, центральная роль принадлежит ФРС (Федеральная резервная система - это регулирование инфляции и поддержание высокого уровня занятости через управление процентными ставками). В периоды экономической нестабильности, например в 2020 году во время пандемии COVID-19, ФРС снижала процентные ставки до
минимальных уровней для поддержки экономики. Но не стоит забывать и о том, что ФРС США постоянно следит за уровнем инфляции и целевыми показателями занятости, используя регулирование процентных ставок. В периоды высоких темпов экономического роста (в 2015-2018 гг.), процентные ставки повышались, чтобы предотвратить перегрев экономики. В периоды спада (при пандемии СОУГО-19) ФРС снижала ставки, чтобы стимулировать кредитование и инвестиции. Но основной целью ДКП США всё же остаётся поддержание полной занятости и стабильности цен. После пандемии ФРС ввела программу количественного смягчения, чтобы поддержать экономику и рынок труда.
Когда снижение ставок в США не стимулирует роста, ФРС часто применяет количественное смягчение ^Е). Это программа по скупке активов, которая приводит к увеличению ликвидности в экономике. В 2008 году и во время пандемии СОУГО-19 такие меры были использованы для стимуляции экономики, когда ставки находились на минимальном уровне. Однако, если низкие процентные ставки приводят к перегреву рынка активов и инфляции, ФРС может также прибегнуть к усиленному регулированию финансовых рынков, чтобы минимизировать риски появления «пузырей». ФРС США внимательно следит за тем, чтобы низкие ставки не вызывали значительного роста инфляции. В случае угрозы инфляции ФРС может начать увеличение процентных ставок или сворачивать программы количественного смягчения. Пример: в 2021 году инфляция в США начала расти после длительного периода низких ставок и количественного смягчения, и начиная с 2022 года ФРС постепенно начала повышать ставки, чтобы сдержать рост цен.
Далее рассмотрим опыт Китая. В Китае денежно-кредитная политика контролируется сильным государственным вмешательством. Из особенностей экономического управления можно выделить то, что экономика Китая сосредоточена на экспорте и производстве, что делает её уязвимой к колебаниям мирового спроса и торговых конфликтов (например из-за торговой войны с США). Китай обладает мощной финансовой системой, в которой НБК (Народный банк Китая) активно регулирует процентные ставки и курс юаня для стимулирования экономического роста. Основные стратегические цели Китая -устойчивый экономический рост и поддержание низкой инфляции. Если рассмотреть инфляцию в Китае, то она относительно низкая и стабилизирована на уровне 2-3 %. Народный банк Китая регулирует процентные ставки для поддержания внутреннего спроса и стимулирования инвестиций. В последние годы НБК активно снижал ставки для стимулирования экономического роста. Кроме того, стоит отметить, что экономика Китая очень чувствительна к мировому спросу на её продукцию, а также к изменению курса доллара. К числу стратегических целей Китая можно отнести достижение устойчивого экономического роста и снижение уровня бедности. Как уже отмечено, важным аспектом является регулирование валютного курса юаня для поддержки экспорта.
Кроме того, НБ Китая в период кризиса предоставляет предприятиям-производителям краткосрочные кредиты и осуществляет другие операции по кредитным линиям. «...Например, в период глобального финансового кризиса 2008-2009 года правительство КНР на стимулирование внутреннего спроса в 2009 году направило 580 млрд долларов США, которые использовались не только для строительства доступного жилья, но и для дорог в сельской местности, 60 аэропортов, на внедрение чистых экономических технологий. Эти меры способствовали созданию огромного количества рабочих мест» [9, с. 89]. Снижение процентных ставок в Китае может не оказать должного эффекта на рост ВВП из-за структурных проблем: перенасыщенности производства, а также из-за глобальных факторов (например, это торговая война с США или падение мирового спроса на китайские товары). В ответ на вызовы китайское правительство использует фискальные стимулы, в их числе налоговые льготы для бизнеса, инвестиции в инфраструктуру и
социальные программы, чтобы компенсировать слабый эффект от денежно-кредитной политики. Пример: во время пандемии COVID-19 Китай наряду с денежными мерами использовал большие инфраструктурные инвестиции для поддержания ВВП.
Проблема инфляции после снижения процентных ставок решается в Китае за счет регулирования цен на основные товары (энергоносители, продовольствие), а также благодаря стимулированию предложения через поддержку производителей. Также Китай может использовать инструменты селективного кредитования (адресного), ограничивая доступ к дешевым кредитам в секторах, которые уже перегреты.
Представляет интерес и опыт Сингапура. Это государство - финансово-торговый центр Азии с высокоразвитой экономикой, которая зависит от экспорта товаров и услуг, в частности технологий, нефти и финансовых услуг. Стратегия ДКП Сингапура направлена на поддержание валютной стабильности и низкого уровня инфляции. Центральный банк Сингапура (MAS) не таргетирует процентную ставку, как в других странах, а использует обменный курс как основной инструмент ДКП. Сингапурский центральный банк фокусируется на поддержании стабильности валютного курса сингапурского доллара, что является основным инструментом контроля над инфляцией в условиях открытой экономики. Основной инструмент денежно-кредитной политики в Сингапуре не процентная ставка, а обменный курс. Если снижение процентных ставок в глобальном контексте не способствует экономическому росту, Сингапурский центральный банк может корректировать обменный курс для поддержки конкурентоспособности экспорта. Например, в периоды слабого экономического роста MAS может проводить политику ослабления сингапурского доллара. В то же время Сингапур активно использует фискальные стимулы, в частности налоговые льготы для бизнеса и социальные выплаты для домохозяйств, чтобы поддержать внутренний спрос.
Япония также имеет огромный опыт в разработке и реализации ДКП. Для борьбы с дефляцией и стимуляции внутреннего спроса процентные ставки в Японии находятся на очень низком уровне (около 0 % или даже отрицательные). Тем не менее, данная стратегия имеет ограничения, так как она не всегда приводит к ожидаемым результатам. Япония является страной с сильной зависимостью от внешней торговли, особенно с США и ЕС. Колебания обменных курсов, а также мировые экономические кризисы оказывают значительное влияние на японскую экономику. Япония - пример страны, где низкие процентные ставки не приводят к росту ВВП из-за демографических факторов (старение населения) и слабого внутреннего спроса. В ответ на это Япония проводит политику количественного и качественного смягчения (QQE), которая включает не только скупку активов, но и усиление фискальных стимулов: это государственные расходы на инфраструктуру и социальную поддержку. Также Япония активно использует отрицательные процентные ставки, что является одним из самых агрессивных методов стимулирования экономики. Однако этот подход имеет ограниченную эффективность и вызывает критику из-за снижения доходности сбережений и пенсионных фондов.
Теперь несколько слов об опыте отдельных стран СНГ. Особенности экономики стран СНГ (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана) состоят в том, что это развивающиеся экономики, зависимые от экспорта природных ресурсов (нефть, газ, металлы), что делает их чувствительными к внешним факторам вроде мировых цен на сырье. В этих странах ДКП направлена на поддержание стабильности национальной валюты, сдерживание инфляции и стимулирование экономического роста.
К числу внутренних факторов в Казахстане можно отнести то, что Национальный банк Казахстана активно регулирует ставки в зависимости от инфляции. Так, в 2022 году для
борьбы с инфляцией процентные ставки были повышены до 14,25 %, так как инфляция достигла 14,5 % из-за роста цен на импортируемые товары.
К числу внешних факторов для экономики Казахстана и Узбекистана можно отнести зависимость от мировых цен на сырье (нефть, газ, металлы), Таджикистана и Кыргызстана - зависимость от трудовых мигрантов. Все это делает их уязвимыми к глобальным кризисам и колебаниям товарных рынков.
Стратегическими целями экономик стран СНГ являются: поддержание макроэкономической стабильности, в том числе снижение инфляции, и стимулирование экономического роста через управление процентными ставками и курсом национальных валют. В отечественной экономике наряду с отмеченными выше общими целями в реализации ДКП, в Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Таджикистан» ставятся конкретные задачи для её реализации. В частности в Послании Лидера нации от 28 декабря 2023 года отмечено следующее: «... Национальному банку и кредитным организациям необходимо принять дополнительные меры в направлении поиска дополнительных источников финансирования и на этой основе -увеличения предоставления долгосрочных, доступных и по низким процентным ставкам кредитов, а также полного внедрения цифровой системы банковских услуг во всех регионах страны и широкого использования финансовых технологий» [1]. На наш взгляд, эти и другие задачи должны быть заложены в основу разрабатываемой в перспективе ДКП.
Рассмотрим теперь примеры повышения или понижения ключевых процентных ставок и их влияние на рост экономики и на инфляцию в названных странах.
Таблица 1
Влияние процентных ставок на ВВП и инфляцию в названных странах
Страна Год Процентная ставка (%) ВВП, рост (%) Инфляция(%)
Китай 2020 3,85 2,3 2,7
США 2020 0,25 3,4 1,2
Япония 2020 00 4,8 0,3
Казахстан 2020 14,25 3,3 14,5
Узбекистан 2022 14,0 5,5 10,5
Источник: [12; 13].
Из таблицы видно, что низкие процентные ставки (например в США и Японии) способствуют поддержанию экономической активности в условиях спада, но высокий уровень инфляции (Казахстан, Узбекистан) требует использования высоких процентных ставок для её сдерживания. В Казахстане снижение процентных ставок может не способствовать росту ВВП из-за высокой зависимости экономики от мировых цен на нефть. Поэтому Казахстан прибегает к фискальным мерам поддержки в виде инвестиций в диверсификацию экономики и стимулирование малого и среднего бизнеса. Когда снижение ставок в Казахстане приводит к инфляции, Центральный банк использует повышение ключевой ставки для сдерживания инфляционного давления. Примером может быть ситуация 2022 года, когда повышение ставки до 14,25 % было направлено на борьбу с высокой инфляцией, вызванной ростом мировых цен на энергоносители и продовольствие.
В Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане отмечается аналогичная ситуация. Эти страны также сталкиваются с ограничениями в возможности использовать денежно-кредитные инструменты из-за структурных проблем в экономике (низкая степень индустриализации, высокая зависимость от импорта и внешних переводов). В этом случае правительство может использовать фискальные меры и структурные реформы для
улучшения бизнес-климата и стимулирования внутренних инвестиций. В странах с высокой зависимостью от импорта, Таджикистане и Кыргызстане, снижение ставок может привести к резкому ослаблению валюты и к росту инфляции. В таких условиях центральные банки этих стран могут прибегнуть к жёсткому контролю над валютным рынком и временно вернуться к более высоким ставкам для стабилизации цен.
Когда ставка рефинансирования НБТ высокая, тогда, возможно, процентная ставка по кредитам в коммерческих банках увеличивается, тем самым увеличивается стоимость ликвидности банков, но это также может происходить из-за замедления темпов роста денежной массы. Хотя высокая процентная ставка не только снижает доступность кредитов, но и увеличивает цены на продукты питания и ускоряет инфляцию, однако, исходя из принципа эффекта ожидания экономических субъектов, если после этого постепенно её снижать, это может способствовать стабилизации цен в будущем. Ведь при повышенной процентной ставке можно насытить экономику иностранным капиталом, который также может простимулировать развитие производственного сектора Республики Таджикистан. Но такая практика показала неэффективность, в отличие от китайского опыта [2, с. 98].
При высокой процентной ставке у иностранных инвесторов появляется желание инвестировать в нашу страну, что может помочь покрыть не только понесенные расходы, но и связанные с ними инфляционные издержки. В этом плане уместно отметить мнение отечественного ученого Т.Р. Ризокулова: «...Инфляционный риск возникает в связи с неопределенностью величины денежных потоков из-за воздействия инфляции, измеренной величиной покупательной способности...Простыми словами: инфляция съедает стоимость денег и доходность инвестиций должна быть достаточно высокой, чтобы опередить уровень инфляции. Инфляция всегда снижает стоимость дохода от инвестиций» [7, с.175].
Основными факторами, влияющими на эффективность ДКП, являются макроэкономическая стабильность, степень независимости Центрального банка, уровень доверия к нему, а также гибкость его политики. Страны, успешно применявшие монетарное или инфляционное таргетирование, добились снижения инфляции и экономического роста, тогда как валютное таргетирование при внешних шоках оказывалось менее эффективным.
Таблица 2
Режимы таргетирования стран и их результаты с 1970-х годов по настоящее __ время___
Страны Режим таргетирования Период Цели Результаты
Германия Монетарное таргетирование 1970-1990 инфляция Стабилизация цен
Чили Валютное таргетирование 1980-1990 инфляция Временное снижение инфляции, валютный кризис
Великобритания Инфляционное таргетирование С 1992 года инфляция Стабильный экономический рост
Россия Валютное таргетирование в 1990 инфляция Нестабильность при внешних шоках
Источники: [3; 5; 6].
Таким образом, при выборе режима ДКП банк должен учитывать особенности национальной экономики, внешние факторы и стратегические цели государства.
Использование развивающимися странами в качестве целевого ориентира предложения денег и обменного курса было прогрессивным моментом в начале рыночных преобразований, поскольку способствовало финансовой стабилизации и укреплению ЦБ как главного денежного регулятора. Однако практика реализации режима валютного таргетирования показала неэффективность «в связи с несовпадением бизнес-циклов со странами, валюты которых выступают номинальным якорем, а также в связи со значительно более высокой инфляцией в переходных странах, что приводит к превышению реальных курсов [...] равновесного значения и ухудшению платежного баланса страны» [5, с. 103]. То есть, подобная политика несостоятельна для стабилизации уровня инфляции и её поддержания на относительно низком уровне, что является приоритетом для экономики этих стран. Тем не менее, «денежные власти могут использовать валютный курс в качестве операционного и индикативного показателя. Данный показатель особенно важен для переходных экономик, характеризующихся большой степенью открытости. В этой связи Центральному банку необходим такой показатель валютного курса, который будет наиболее адекватным индикатором конкурентоспособности экономики, будет отражать внешнюю стоимость национальной валюты» [6, с.121-127].
Для экономически развитых стран использование в качестве номинальных якорей денежных агрегатов и курса национальной валюты, напротив, привело к утрате самостоятельности органами денежной власти и к снижению доверия к ним населения. После непродолжительного использования режимов денежного и валютного таргетирования экономически развитые страны стали постепенно переходить к таргетированию инфляции, а затем и к новым режимам - таргетированию номинального ВВП, таргетированию со скрытой конечной целью (без четко выраженного номинального якоря). Однако данные режимы неприемлемы для практической реализации в странах с формирующимся и развивающимся рынком по целому ряду причин, главной из которых является «отсутствие в прошлом этих стран длительного периода макроэкономической стабильности, на основе которого можно определить основные параметры данных правил» [8, с. 37].
В замене системы таргетирования можно отследить внутреннюю закономерность, адекватную макроэкономической модели стабилизации. Для подавления высокой инфляции вначале применяется монетарное таргетирование. Таким образом происходит подавление чисто монетарных факторов инфляции. После формирования механизма рыночного валютного курса в странах с открытой экономикой осуществляется переход к валютному таргетированию, или к симбиозному с монетарным режимом «валютного правления». Это способствует регулированию внешних факторов инфляции. По мере достижения относительно невысоких темпов внутренней инфляции целесообразно вводить режимы, основанные на непосредственном таргетировании того или иного индекса цен, тем более, что «естественный уровень инфляции» достаточно хорошо просчитывается и содержит все меньшую долю неопределенности. С этой позиции можно предположить, что в перспективе в процессе построения режимов ДКП следует ориентироваться на результаты мониторинга структурных изменений и темпов экономического роста, что способствует правильному определению предмета таргетирования.
Но, несмотря на разнообразие целевых ориентиров, рассмотренные режимы таргетирования имеют схожие проблемы. К их числу можно отнести низкий уровень финансовой грамотности населения и агентов финансового рынка, что создаёт барьеры при принятии мер по стабилизации экономики; отказ от индексации, замораживание депозитов и доходов; трудность в определении таргетируемого показателя (номинального
якоря) и его целевого значения, приемлемого для точного периода развития национальных экономик. В дополнение к ним также можно назвать значение денежных агрегатов, уровня инфляции, валютного курса, учетной ставки и других, через которые НБТ мог бы эффективно влиять на таргетируемый показатель; необходимость согласования режимов таргетирования с приоритетами бюджетно-налоговой и экономической политики.
Акцентироваться на одном из изученных режимов как наиболее подходящем для будущего применения Национальным банком Таджикистана в качестве основного кажется сложным. Но для экономики Республики Таджикистан с развивающимся рынком наиболее подходящим, гибким и гарантирующим продуктивность ДКП является режим таргетирования инфляции. Однако данный режим является самым сложным и парадоксальным, его применение требует нескольких условий: отсутствия дефицитности инструментов у ЦБ; прозрачности в деятельности и в отчетности НБТ перед населением, высокое доверие населения и субъектов финансового рынка к НБТ; наличие инфляционного прогноза на основе определённого периода макроэкономической стабильности.
Следовательно, из сказанного уместно отметить, что нужно выяснить причины, которые препятствуют полноценному переходу НБТ на режим инфляционного таргетирования в качестве основного режима реализации ДКП, установить суть этой политики, период реализации и сформулировать главные условия для осуществления.
В целом из зарубежного опыта можно сделать несколько выводов:
> Китай и Сингапур применяют комплексные подходы, включающие фискальные стимулы и валютное регулирование для поддержания роста экономики;
> США активно используют количественное смягчение, но в условиях инфляции ФРС готова быстро повысить ставки и свернуть стимулирующие программы;
> Япония сталкивается с уникальными вызовами в виде демографических проблем и низкого спроса, что требует активного использования количественных мер, отрицательных ставок и структурных реформ;
> в странах СНГ ключевым фактором становится контроль над инфляцией через гибкую монетарную политику, но при структурных ограничениях в экономике требуются дополнительные фискальные меры и диверсификация экономики;
> страны с развитой экономикой, к примеру США и Япония, могут позволить себе низкие процентные ставки для стимулирования экономики, тогда как развивающиеся страны СНГ вынуждены повышать ставки для контроля инфляции;
> в Китае и Сингапуре ключевую роль в ДКП играет валютная политика, что связано с их высокой интеграцией в мировую торговую систему;
> стратегические цели каждой страны отражают уникальные экономические вызовы: США фокусируется на занятости, Китай - на устойчивом росте, Япония - на борьбе с дефляцией, а страны СНГ - на контроле инфляции и стимулировании экономического роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28.12.2023, г. Душанбе [Электронный ресурс]: www.president.tj. (дата обращения: 08.01.2024).
2. Азизбоев Р.А. Роль инструментов денежно-кредитного регулирования в обеспечении экономического роста (на материалах Республики Таджикистана): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07 /Р.А. Азизбоев. - Душанбе, 2022. - 207 с.
3. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбэлл, Р.Дж. Кэмпбэлл. - Ленинград, 1991. - 446 с.
4. Золотарева, О.А. Инфляционное таргетирование: от дискреции к правилу? / О.А. Золотарева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - 2012. - Том 6. - № 1. - С. 126-134.
5. Корищенко, К.Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики /К.Н. Корищенко. - Москва: Экономические науки, 2006. - 240 с.
6. Кучукова, Н.К. Влияние мировых финансовых кризисов на изменения в денежно-кредитной политике центральных банков государств / Н.К. Кучукова, К.Ж. Садвокасова //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 4. - С. 121-127.
7. Ризокулов Т.Р. Проблемы инфляции в экономике Республики Таджикистан / Монография. - Душанбе: Ирфон, 2006. - С.175.
8. Моисеев С.Р., Денежно-кредитная политика. Правила денежно-кредитной политики// Финансы и кредит: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - 2002. - 16 (106). - С.37.
9. Талбаков Н.Н. Экономическая реформа, сотрудничество и безопасность (проблемы и суждения). - Душанбе: ЭР-граф, 2013. - С. 89.
10.Толстолесова, Л.А. Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений: учебное пособие / Л.А. Толстолесова. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. — 156 с.
11.Лолейт А., Инфляционные ожидания экономических агентов в России/ А. Лолейт // Экономическая политика. - 2011. - №6. - С. 8.
12. Таргетирование номинального ВВП в развитых странах: теория или реальная альтернатива? // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. - Москва, 2013. - 4 с.
13.Как процентные ставки влияет на развивающие экономику в современных условиях // https://www.imf.org/ru/Blogs/Articles/2021/04/05/how-rising-interest-rates-could-affect-emerging-markets (Дата обращения: 12.09. 2024).
REFERENCES:
1. Message of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon to the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. // from 28 December of 2023, Dushanbe [Electronic resource]: www.president.tj. (date of access: 08.01.2024).
2. Azizboev R.A. The Role of Monetary Regulation Instruments in Ensuring Economic Growth (based on the materials of the Republic of Tajikistan): dis. cand. of Economics: 08.00.07 / R.A. Azizboev. - Dushanbe, 2022. - 207pp.
3. Dolan, E.J. Money, Banking and Monetary Policy / E.J. Dolan, K.D. Campbell, R.J. Campbell. - Leningrad, 1991. - 446pp.
4. Zolotareva, O.A. Inflation Targeting: from discretion to rule? / O.A. Zolotareva // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin - 2012. - Vol. 6. - No. 1. - PP. 126-134.
5. Korishchenko, K.N. Actual Problems of Methodology in the Implementation of Monetary Policy /K.N. Korishchenko. - Moscow: Economic sciences, 2006. - 240 pp.
6. Kuchukova, N.K. The Impact of Global Financial Crises on Changes in the Monetary Policy of Central Banks of States / N.K. Kuchukova, K.Zh. Sadvokasova // International journal of applied and fundamental research. - 2015. - No. 4. - PP. 121-127.
7. Rizokulov T.R. Problems of Inflation in the Economy of the Republic of Tajikistan / Monograph. - Dushanbe: Irfon, 2006. - PP.175.
8. Moiseev S.R., Monetary Policy. Rules of Monetary Policy // Finance and credit: Moscow state university of economics, statistics and informatics. - 2002. - 16 (106). - PP.37.
«BECTHMK rrynhn», ebinycK 4 (101), 2024
9. Talbakov N.N. Economic Reform, Cooperation and Security (problems and judgments). -Dushanbe: ER-graph, 2013. - PP. 89.
10.Tolstolesova, L.A. Strategies and Modern Management Model in the Sphere of Monetary Relations: a tutorial / L.A. Tolstolesova. - Tyumen: Publishing house of Tyumen state university, 2015. - 156pp.
11.Loleit A., Inflation Expectations of Economic Agents in Russia / A. Loleit // Economic policy. -2011. - No. 6. - PP. 8.
12.Nominal GDP Targeting in Developed Countries: theory or real alternative? // Center for Macroeconomic Research of Sberbank of Russia. - Moscow, 2013. - 4 pp.
13.How Interest Rates Affect Developing Economy in Modern conditions// https://www.imf.org/ru/Blogs/Articles/2021/04/05/how-rising-interest-rates-could-affect-emerging-markets (Date of access: 12.09. 2024).