pISSN 2071-4688 Бюджетно-налоговая система
eISSN 2311-8709
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИСКАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Людмила Александровна КОРМИШКИНА3', Людмила Павловна КОРОЛЕВАь
я доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической экономики и экономической
безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
Саранск, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-6009-3374
SPIN-код: 9548-4296
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-8375-8524 SPIN-код: 5336-2711
' Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Получена 05.07.2018 Предмет. В России принят ряд документов, определяющих перспективы развития
Получена в доработанном возобновляемой энергетики. Налоговые преференции для производителей и виде 19.07.2018 потребителей ими не предусмотрены. Исследуется зарубежный опыт фискального
Одобрена 02.08.2018 стимулирования возобновляемой энергетики, который может быть адаптирован для РФ.
Доступна онлайн 29.08.2018 Цели. Определить существующие методы фискального стимулирования развития
возобновляемой энергетики и исследовать лучшие практики налогового УДК 336.1.22:620.9 стимулирования в Китае и США.
JEL: H24, H25, O50, 048 Методология. Использованы данные отчетов United Nations Economic Commission
for Europe (UNECE), Renewable Energy Policy Network for the 21st Century (REN21), крупнейшей консалтинговой компании KPMG, американской юридической фирмы Robinson+Cole, а также по информации официальных сайтов финансовых органов власти США и Китая. Использованы общенаучные методы исследования. Результаты. Обнаружено, что в зарубежных странах чаще применяются фискальные меры, бюджетное софинансирование и субсидирование процентов по проектам в возобновляемой энергетике. Довольно редко используются прямые бюджетные выплаты за единицу произведенной энергии. Одинаково востребованы налоговые кредиты и маневрирование налоговой нагрузкой. В Китае и США налоговое Ключевые слова: стимулирование реализуется в рамках корпоративных и индивидуальных
фискальное подоходных налогов. Кроме того, в Китае установлены преференции по НДС.
стимулирование, Выводы. Зарубежный опыт может быть использован в России при
налоговое стимулирование, совершенствовании порядка предоставления инвестиционного налогового кредита, налоговый кредит, инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций и имущественного
возобновляемая энергетика, налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, а также при разработке возобновляемые источники механизма налогового стимулирования деятельности просьюмеров на розничном энергии рынке электроэнергии.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Кормишкина Л.А., Королева Л.П. Зарубежный опыт фискального стимулирования развития возобновляемой энергетики // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 8. — С. 1891 — 1905. https://doi.org/10.24891/fc.24.8.1891
Введение в мире способствует разрешению
одновременно двух глобальных проблем
Развитие возобновляемой энергетики в ,
р человечества (истощение запасов ископаемого
условиях значительного роста энергопотребления
топлива и катастрофическое загрязнение окружающей среды), обусловливающих ряд больших вызовов, стоящих перед российской экономикой:
- исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
- возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;
- качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования1.
В связи с этим расширение использования возобновляемых источников энергии в России, несмотря на сравнительно высокую обеспеченность страны топливно-энергетическими ресурсами, является важнейшим приоритетом, во-первых, государственной энергетической политики, направленной на обеспечение максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и на повышение энергоэффективности всей экономики2, и, во-вторых, экологической политики, обеспечивающей экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и
1 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития РФ».
2 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности3.
Столь высокая актуальность и многоаспектность вопросов развития возобновляемой энергетики объясняет пристальное внимание к ней российских исследователей. В отечественной научной литературе развитие возобновляемой энергетики рассматривается в качестве драйвера экономического роста, а также одного из эффективных путей выхода из кризиса с учетом энергетической, экологической, социальной, режимной и экономической эффективности в работах П.П. Безруких, П.П. Безруких (мл.) и С.М. Карабанова [1], С.Э. Исмаилова [2], О.С. Поспель [3], Л.Н. Проскуряковой и Г.В. Ермоленко [4], В.Я. Ушакова [5] и других ученых. Исследованию возобновляемой энергетики в мире и в отдельных странах посвящены публикации С.В. Бекарева, Е.Н. Мельтенисова и Д.Д. Абу Гсиса4,
A.А. Горлова [6], Н.Ю. Кавешникова [7], Т.А. Ланьшина [8], М.Д. Симоновой и
B.Е. Захарова [9] и др.
Зарубежный опыт экономического стимулирования развития возобновляемой энергетики рассматривается в работах А.О. Бучнева [10], В.Т. Водянникова [11], Т.А. Курбатовой [12], С.В. Ратнер5, Е.А. Сушкевич [13], Н.Н. Яшаловой6 и др. Однако большинство исследований либо не касаются, либо очень кратко останавливаются
3 Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
4 Бекарева С.В., Мельтенисова Е.Н., Абу Гсиса Д.Д. Возобновляемая энергетика как драйвер экономического роста в США. Региональный аспект // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 13-25.
5 Ратнер С.В. Финансирование проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности: международный опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2013. № 24. С. 12-18.
6 Яшалова Н.Н. Обзор мировой и отечественной практики
по экономическому стимулированию развития возобновляемой энергетики // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 2. С. 29—34.
1892
на механизме фискального и налогового стимулирования. Наиболее детальный обзор действующих налоговых преференций для альтернативной энергетики Европы и США встречается в единичных работах С.В. Ратнер и Д.В. Дира7 [14]. В связи с этим исследование современного опыта зарубежных стран по налоговому стимулированию предложения и спроса на возобновляемую энергию представляет интерес для российских налоговедов и реформаторов.
Данная статья представляет обзор действующего механизма фискального стимулирования развития возобновляемой энергетики в зарубежных странах, лидирующих в мире по величине генерирующих мощностей, а также конкретных налоговых преференций, действующих в Китае и США.
Современные тенденции и страны — лидеры в развитии возобновляемой энергетики
Мировая возобновляемая энергетика за последние 15 лет демонстрирует довольно высокие темпы роста (табл. 1).
Как видно из данных табл. 1, суммарная мощность генерации на основе ВИЭ возросла с 2004 до 2016 г. более чем в 10 раз, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. — на 9%. В 2016 г. наибольшие мощности были введены в фотоэлектрической энергетике (47%), ветроэнергетике (34%) и гидроэнергетике (15,5%).
Инвестиции в возобновляемые энергетику и топливо начиная с 2010 г. прирастали на величину свыше 200 млрд долл. США ежегодно, а в 2015 г. — свыше 300 млрд долл. США. В 2012 — 2016 гг. ежегодные инвестиции в создание новых мощностей возобновляемой энергетики, включая всю гидроэнергетику, превысили примерно вдвое данный показатель по ископаемому топливу.
К наиболее значимым тенденциям развития возобновляемой энергетики в мире можно отнести следующие:
7 Ратнер С.В., Дира Д.В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Финансы и кредит. 2012. № 8. С. 21-27.
- рекордное сокращение себестоимости электроэнергии на основе возобновляемых источников, особенно фотоэлектрической и ветровой энергии, возобновляемая электроэнергия теперь является наименее затратной альтернативой, доступной в том числе бедным странам. В России, по некоторым оценкам, средняя стоимость выработки ВИЭ в 2013 г. составляла 19 руб./кВт.ч, в 2017 г. — 15 руб., а к 2035 г. может достигнуть 2,79 руб.8;
- отказ ряда стран (регионов, городов, крупнейших корпораций) от использования генерации на ископаемом топливе и атомной генерации для обеспечения базового режима электроснабжения в пользу ВИЭ (Дания, Германия, Португалия, Ирландия, Кипр);
- ускоренное развитие возобновляемой энергетики в развивающемся мире (Китай, Индия), а в ряде стран — в основном за счет рынков распределенной генерации, минисетей и автономных систем (Бангладеш, страны Африки);
- медленное расширение практики стимулирования приобретения электромобилей и использования ВИЭ для снабжения железнодорожного транспорта (Индия, Марокко), а также тепловой энергии (солнечной и геотермальной) в промышленных целях и в системах централизованного теплоснабжения;
- развитие передовых технологий: ИКТ, систем хранения энергии, электромобилей и тепловых насосов9.
В 2016 г. лидирующие позиции в топ-5 стран по валовому показателю инвестиций в возобновляемые энергетику и топливо заняли Китай, США, Великобритания, Япония, Германия. По объему данного показателя в разные виды возобновляемых источников энергии в число лидеров также вошли
8Дзагуто В., Дятел Т., Крючкова Е. Замкнутый солнечный круг. Зеленая энергетика опять просит льгот // Коммерсант.ги. 22.12.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3503568.
9 Поддерживая глобальный переход к возобновляемой энергетике: основные положения глобального отчета REN 21.
2017. С. 7—8. URL: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2017/10/17-8399_GSR_2017_KEY-FINDINGS_RU_low.pdf
1893
Бразилия, Южная Африка, Индонезия. Наибольшее значение инвестиций в возобновляемые электроэнергетику и топливо на единицу ВВП было достигнуто в Боливии, Сенегале, Иордании, Гондурасе и Исландии.
По общей мощности генерации на основе возобновляемых источников энергии на начало 2017 г. в топ-5 стран включены Китай, США, Бразилия, Германия, Канада. По удельному показателю возобновляемой мощности на человека (без учета гидроэнергии) — Исландия, Дания, Швеция, Германия, Испания, Финляндия. По мощности в разрезе отдельных видов ВИЭ список лидеров пополнился за счет Японии, Индии, Испании, Дании, Филиппин. Россия заняла 5-е место только по общей мощности и выработке энергии гидростанциями10.
Фискальные и налоговые стимулы для развития возобновляемой энергетики
Ключевыми видами инструментов фискального стимулирования развития возобновляемой энергетики в мире являются:
1) капитальные субсидии, гранты или скидки, предполагающие единовременные платежи правительств на покрытие процентов от капитальных затрат на инвестиции (Capital subsidy, grant, or rebate);
2) инвестиционные или производственные налоговые кредиты в форме вычета из суммы корпоративного подоходного налога инвестору или производителю ВИЭ в размере, зависящем от суммы инвестиций или количества генерируемой электроэнергии (Investment or production tax credits);
3) снижение налогов, применимое к покупке (или производству) технологий использования возобновляемых источников энергии (Reductions in sales, energy, CO2, VAT, or other taxes);
4) прямые выплаты правительства за единицу произведенной возобновляемой энергии (Energy production payment);
10 Поддерживая глобальный переход к возобновляемой энергетике: основные положения глобального отчета REN 21. 2017. С. 15. URL: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2017/10/17-8399_GSR_2017_KEY-FINDINGS_RU_low.pdf
5) государственные инвестиции, займы или гранты на развитие инфраструктуры и реализацию проектов в области возобновляемых источников энергии (Public investment, loans, or grants).
Рассмотрим практику применения данных фискальных стимулов, используемых в рамках государственной политики стран, вошедших в топ-5 по уровню показателей развития возобновляемой энергетики в 2016 г. (табл. 2)11.
Как видно из данных табл. 2, чаще всего в зарубежных странах используются инструменты, предполагающие бюджетное софинансирование проектов, а также субсидирование процентов (первой и пятой групп). Довольно редко используются прямые бюджетные выплаты за единицу произведенной возобновляемой энергии: всего 5 из анализируемых 24 стран. Среди налоговых инструментов одинаково востребованы как налоговые кредиты, так и маневрирование налоговой нагрузкой на деятельность субъектов, использующих и не использующих ВИЭ.
Подробнее остановимся на практике налогового стимулирования двух стран — лидеров в развитии возобновляемой энергетики: Китае и США.
Китай является крупнейшим в мире эмитентом парниковых газов, диоксида серы, оксидов азота и твердых частиц, поскольку он потребляет самый большой в мире объем энергии, в том числе 67% первичной энергии и 73% выработанной из угля. Чтобы справиться с энергетической безопасностью и проблемами окружающей среды, Китай активно развивает возобновляемые источники энергии с 2000 г. и добился быстрого прогресса (средний годовой темп роста составил 62,5% за последнее десятилетие). К 2030 г. Китай планирует использовать минимум 16% возобновляемых источников энергии от общего объема энергопотребления
[15].
11 UNECE Renewable Energy Status Report 2017. Paris, REN21 Secretariat. URL: http://www.ren21.net/status-of-renewables/regional-status-reports/
1894
В рамках корпоративного подоходного налога используются следующие основные преференции:
- пониженная ставка (15%) для квалифицированных, высокотехнологичных производителей солнечной, ветровой, геотермальной энергии и энергии биоматериалов;
- освобождение от налогообложения ряда доходов (пожертвования международных финансовых организаций, отечественных и иностранных юридических и физических лиц и др.) фонда, созданного в соответствии с Киотским протоколом для реализации проектов по механизму чистого развития (Clean Development Mechanism) (далее — фонда CDM);
- трехлетнее освобождение от налогообложения и следующий за ним трехлетний период применения пониженной на 50% ставки подоходного налога, во-первых, для доходов, полученных от определенных проектов, поддерживаемых фондом CDM, во-вторых, для доходов, полученных от квалифицированных природоохранных и энергетических или водосберегающих проектов;
- десятипроцентный налоговый кредит от суммы инвестиций в специальное оборудование, связанное с охраной окружающей среды, энергией, охраной воды и безопасностью производства из подоходного налога, подлежащего выплате за текущий год, а также при недостатке прибыли текущего периода — за последующие пять лет.
Кроме того, в Китае для регулирования паритета цен на традиционную и возобновляемую энергию используется НДС:
- возмещение 50% НДС при продаже ветровой энергии, а также электроэнергии собственного производства;
- возмещение 100% НДС при продаже биодизельного масла, образующегося при переработке отходов животного жира и растительного масла;
- возмещение части НДС, уплаченного свыше 8% (до 31.12.2015) и свыше 12% (с 01.01.2016 по 31.12.2017), при продаже электроэнергии собственного производства гидроэлектростанциями с установленной мощностью 1 млн кВт.
Ряд данных налоговых преференций имеют право также применять компании, участвующие в проектах по повышению энергоэффективности, реализуемых на основании энергосервисных контрактов12.
По оценкам китайских ученых, стимулирующие меры сыграли значительную роль в развитии возобновляемых источников энергии в Китае [16].
В США действует одна из наиболее дифференцированных систем налогового стимулирования возобновляемой энергетики и энергоэффективности в рамках подоходного налогообложения (табл. 3).
Из описанных в табл. 3 преференций первые 14 используются бизнесом для уменьшения обязательств по корпоративному подоходному налогу и два последних кредита применяются физическими лицами в рамках личного подоходного налога.
Кроме того, во всех штатах приняты льготы и преференции, направленные на стимулирование возобновляемой энергетики, в отношении налогов, поступающих в территориальные бюджеты. В 2017 г. в США активно обсуждалась необходимость сохранения столь широкого перечня льгот и преференций для возобновляемой энергетики. В результате проведенного анализа был сделан ряд выводов.
Федеральные налоговые льготы повысили конкурентоспособность возобновляемых источников энергии по сравнению с ископаемым топливом и ядерной энергией, которые на протяжении десятилетий пользовались большими федеральными субсидиями.
Энергия ветра в период 1947 — 2015 гг. получила только 3% всех федеральных стимулов для энергетики, 65% использовались
12 KPMG International. 2016. Taxes and Incentives for Renewable Energy. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kp mg/pdf/2015/09/taxes-and-incentives-2015-web-v2.pdf
1895
в отношении ископаемого топлива и 21% — в отношении ядерной энергетики.
Налоговые кредиты стали ключевым фактором роста ветровой и солнечной промышленности США в последние годы, способствовали созданию новых рабочих мест, доходов и налоговых поступлений для местных общин. Так, ветровые мощности с 2010 г. удвоились и составили почти треть всех новых генерирующих мощностей с 2007 г. В 2016 г. ветроэнергетика США установила более 8 200 МВт мощности ветра, достигая общей установленной мощности более 82 000 МВт13, а также создала почти 15 000 новых рабочих мест14.
Налоговые кредиты помогли снизить стоимость ветровой и солнечной энергии, что позволило стабилизировать цены на электроэнергию и сделать возобновляемые источники энергии более доступными для потребителей.
Выгоды от увеличения использования возобновляемой энергии примерно в 2 — 3 раза выше, чем затраты на предоставление налоговых кредитов.
До тех пор пока США не смогут перейти к национальной политике, обеспечивающей более стабильную долгосрочную поддержку для низкоуглеродной энергии, необходимо продлить действие федеральных налоговых льгот по меньшей мере еще на пять лет
15
По мнению американских ученых, расширение федеральных налоговых льгот на возобновляемые источники энергии в сочетании с планом «Чистая энергия» обеспечивают мощный импульс для развития экологически чистой энергетики и ускоряют переход к экономике с низким уровнем выбросов углерода [17, 18].
13 American Wind Energy Association (AWEA). 2017. U.S. Wind Industry Fourth Quarter Market Report.
URL: http://www.awea.org/4q2016
14 American Wind Energy Association (AWEA). 2017. Wind Brings Jobs and Economic Development to All 50 States. URL: http://awea.files.cms-plus. com/AWEA%20Economic %20Development%20Impacts%20of%20Wind%20Energy %20FINAL.pdf
15 Clemmer S Federal Renewable Energy Tax Credits: Creating American Jobs and Investment in State and Local Economies. March 29, 2017. URL: http://docs.house.gov/meetings/IF/IF03/20 170329/105798/HHRG-115-IF03-Wstate-ClemmerS-20170329.pdf
Таким образом, в налоговых системах зарубежных стран — лидеров по объемам выработки и установленным мощностям возобновляемой энергетики действуют многочисленные специальные налоговые преференции в комплексе с иными фискальными мерами поддержки,
направленными на стимулирование генерации возобновляемых источников энергии.
Механизм налогового стимулирования возобновляемой энергетики в России, по нашему мнению, требует доработки в части:
1) порядка предоставления инвестиционного налогового кредита и инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций для раширения практики их использования инвесторами и генерирующими организациями при модернизации своих мощностей;
2) порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение и установку объектов микрогенерации на основе ВИЭ, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на указанные цели, либо введения налогового кредита для физических лиц на указанные цели;
3) введения механизма налогового стимулирования деятельности просьюмеров на розничном рынке электроэнергии, предполагающего освобождение доходов данной категории налогоплательщиков, полученных от передачи электроэнергии гарантирующему поставщику, в рамках как специальных налоговых режимов, так и общего режима налогообложения, в том числе по налогу на прибыль организаций, либо предоставление им возможности применения патентной системы налогообложения.
Развитие возобновляемой энергетики в России требует формирования комплексного механизма фискальноой поддержки и стимулирования, включающего налоговые преференции для всех участников воспроизводственного процесса в отрасли.
1896
Таблица 1
Показатели развития возобновляемой энергетики в мире (2004—2016 гг.)
Table 1
Indicators of worldwide renewable energy development (2004-2016)
Показатель 2004 2013 2014 2015 2016 Темп роста, %
Инвестиции в возобновляемые энергетику 45 232 273 312,2 241,6 537
и топлива (за год), млрд долл. СЩА
Суммарная установленная мощность ВИЭ (не включая гидроэнергетику), ГВт 85 560 665 785 921 1 084
Мощность возобновляемой энергетики (всего, 800 1 578 1 791 1 856 2 017 252
включая гидроэнергетику), ГВт
Установленная мощность 715 1 018 1 036 1 071 1 096 153
гидроэлектростанций, ГВт
Установленная мощность биоэнергетики, ГВт < 36 88 101 106 112 311
Выработка биоэнергетики (за год), ТВт/час 227 396 429 464 504 222
Установленная мощность геотермальной 8,9 12,1 12,9 13 13,5 152
энергетики, ГВт
Установленная мощность солнечной 2,6 138 177 228 303 11 654
фотоэлектрической энергетики, ГВт
Установленная мощность концентрированной 0,4 3,4 4,4 4,7 4,8 1 200
солнечной энергии, ГВт
Установленная мощность ветроэнергетики, ГВт 48 319 370 433 487 1 015
Установленная мощность солнечных 86 373 409 435 456 530
водонагревателей, ГВт.т
Производство этанола (за год), млрд л 28,5 87,8 94,5 98,3 98,6 346
Производство биодизеля (за год), млрд л 2,4 26,3 30,4 30,1 30,8 1 283
Источник: составлено авторами по данным Renewable Energy Policy Network for the 21st Century, представленным
в отчете: Renewables Global Status Report, за 2014-2017 гг.
URL: http://www.ren21.net/status-of-renewables/global-status-report/
Source: Authoring, based on: Renewable Energy Policy Network for the 21st Century. In: Renewables Global Status Report, 2014-2017. URL: http://www.ren21.net/status-of-renewables/global-status-report/
1897
Таблица 2
Фискальные стимулы для развития возобновляемой энергетики в зарубежных странах (по данным на 2016 г.)
Table 2
Fiscal incentives for renewable energy development in foreign countries, 2016
Страна Капи- Инвестиционные Снижение налогов, Плата за Государст-
тальные или применимых к производство венные
субсидии, производственные покупке/производству возобновляе- инвестиции,
скидки налоговые кредиты технологий мой энергии кредиты или
использования ВИЭ гранты
Страны — л идеры по совокупной величине генерирующих мощностей
Китай + + + + +
США + + + - +
Германия + + + - +
Япония + - - - +
Индия + + + + +
Бразилия* - + + - +
Канада* + + + - +
Страны — лидеры по величине генерирующих мощностей на душу населения
Дания + + + - +
Швеция + + + - +
Испания + + - + -
Финляндия + - + + +
Страны, входящие в пятерку лидеров по величине мощностей, генерирующих энергию из отдельных
возобновляемых источников
Филиппины + + + + +
Индонезия + + + - +
Новая + - - - +
Зеландия
Мексика - + - - +
ЮАР + - + - +
Марокко - - - - +
Италия + + + - +
Россия + + - - -
Бельгия + + + - +
Австралия + - - - +
Греция + + + - +
Ирландия - - - - -
Португалия + + + - +
* С учетом генерирующих мощностей по гидроэнергетике Источник: авторская разработка
Source: Authoring
1898
Таблица 3
Федеральные преференции по подоходным налогам (корпоративному и индивидуального) для возобновляемых энергетики и топлива в США (по данным на июль 2017 г.)
Table 3
Federal income tax preferences (corporate and individual) for renewable energy and fuel in the USA, as of July 2017
Наименование Объект Налогоплательщик — Период Размер Максимальный
налогового стимулирования получатель предел
инструмента преференции
1. Налоговый кредит Энергия биомассы, Производитель 10 лет 2,4 цента за —
на производство ветра, геотермальная возобновляемой кВт.ч
возобновляемой Энергия метана, энергии 1,2 цента за
энергии рек и моря кВт.ч
2. Инвестиционный Водородное Собственник 5 лет 30% от 1,5 долл. США /
налоговый кредит на топливо, солнечная основных средств расходов 0,5 кВт по
возобновляемую энергия водородному
энергетику топливу
Энергия ветра, 10% от 200 долл. США /
биомассы, расходов кВт по энергии
геотермальная, биомассы
когенерация
3. Инвестиционный Энергия солнца, Инвестор — 30% от 30 млн долл.
налоговый кредит ветра, геотермальная, инвестиций США
в передовую электромобили,
энергетику альтернативное
топливо
4. Кредит на Альтернативные Собственник — 30% от 30 000 долл.
имущество (резервуары виды топлива, электромобиля, стоимости США
для хранения, раздаточное электромобили, установивший имущества
оборудование, для топливные оборудование для его
зарядки) для заправки элементы заправки, владелец
альтернативным соответствующих
топливом заправочных станций
5. Кредит на Альтернативное Производитель — 0,6 долл. 1,5 млн долл.
производство топливо США / США
альтернативных видов галлон
топлива Этанол 0,1 долл.
США /
галлон
Биотопливо 1,01 долл.
США /
галлон
6. Кредит на Биодизель Производитель — 0,1-1 долл. 15 млн галлонов
биодизельное топливо США /
галлон
7. Кредит на Электрические Собственник — 10% от 2 500 долл. США
электрические транспортные стоимости
транспортные средства транспорт-
средства ного средства
с подключаемым
модулем
8. Кредит на новый Электрические Производитель — 7 500 долл. 2 500 долл. США
квалифицированный транспортные США
разъем средства (лимит), или
в электрическом 10%
приводе двигателя
автомобиля
1899
9. Кредит на покупку Топливный Покупатель — 4 000 —40 000 —
организациями элемент долл. США
альтернативных Альтернативное 2 500—20 000 —
транспортных средств топливо долл. США
Электромобиль 1 500—10 400 долл. США —
10. Кредит на новый Энергетическая Строитель — 1 000 — 2 000 —
энергоэффективный дом эффективность долл. США
11. Кредит на Посудомоечные Производитель — 50—75 долл. 4% от валовых
производство машины США поступлений
энергоэффективных Стиральные — 225 долл.
устройств машины США
Холодильники — 150—200 долл. США
12. Вычет из Энергоэффектив- Собственник — 100% 1,8 долл. США /
федерального ность стоимости фут2
подоходного налога энергоэффек-
для тивного
энергоэффективной здания в
коммерческой эксплуатации
недвижимости
13. Ускоренная Энергия солнца, Собственник 5 200% —
амортизация биомассы,
энергетического геотермальная,
оборудования для топливные
генерации ВИЭ элементы
14. Ускоренная Биотопливо Собственник — 50% от —
амортизация второго поколения стоимости
имущества завода по квалифици-
производству биотоплива второго рованного имущества
поколения для производства биотоплива
15. Кредит из личного Энергетическая Собственник — — 10% от 500 долл. США
подоходного налога эффективность физическое лицо стоимости
на энергетическое элементов
имущество не для здания или
бизнеса расходов на электроэнергию
16. Кредит из личного Квалифицирован- Собственник - — 30% от 500 долл. США /
подоходного налога ное оборудование физическое лицо стоимости 0,5 кВт только по
на энергоэффективное для использования энерго- топливным
оборудование для энергии солнца, эффективного элементам
жилья солнечного водонагревания, топливных элементов, малой энергии ветра, а также геотермальной энергии имущества
Источник: Jerome L. Garciano. Green Tax Incentive Compendium. Federal and State Tax Incentives for Renewable Energy and Energy Efficiency. Robinson+Cole. July 1, 2017.
URL: http://www.rc.com/upload/RC-Garciano-Green-Tax-Incentive-Compendium-July-2017.pdf
Source: Jerome L. Garciano. Green Tax Incentive Compendium. Federal and State Tax Incentives for Renewable Energy and Energy Efficiency. Robinson+Cole. July 1, 2017.
URL: http://www.rc.com/upload/RC-Garciano-Green-Tax-Incentive-Compendium-July-2017.pdf
1900
Список литературы
1. Безруких П.П., Безруких П.П. мл. Об индикаторах состояния энергетики и эффективности возобновляемой энергетики в условиях экономического кризиса // Вопросы экономики. 2014. № 8. С. 92-105.
2. Исмаилов С.Э. Роль возобновляемых источников энергии на Северном Кавказе // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 1. С. 10—12.
URL: https://cyberlemnka.ru/artide/v/rol-vozobnovlyaemyh-istochnikov-energii-na-severnom-kavkaze
3. Попель О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной
и перспективной энергетике // Российский химический журнал. 2008. Т. 52. № 6. С. 95 — 106. URL: http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2008-6/95.pdf
4. Проскурякова Л.Н., Ермоленко Г.В. Возобновляемая энергетика 2030: глобальные вызовы и долгосрочные тенденции инновационного развития: монография. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 96 с.
5. Ушаков В.Я. Возобновляемая и альтернативная энергетика: ресурсосбережение и защита окружающей среды: монография. Томск: СибГрафик, 2011. 138 с.
6. Горлов А.А. Процессы замещения традиционной энергетики возобновляемой в странах бассейна Северного моря // Энергетическая политика. 2015. № 4. С. 68 — 78.
7. Кавешников Н.Ю. Возобновляемая энергетика в ЕС: смена приоритетов // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 12. С. 70 — 81.
8. Ланьшина Т.А. Сектор возобновляемой энергетики в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 5. С. 103 — 117.
9. Симонова М.Д., Захаров В.Е. Статистический анализ тенденций развития мировой возобновляемой энергетики // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 3. С. 214—220. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/statisticheskiy-analiz-tendentsiy-razvitiya-mirovoy-vozobnovlyaemoy-energetiki
10. Бучнев А. Регулирование и стимулирование развития возобновляемых источников энергии // Государственная служба. 2015. № 5. С. 108 — 111.
URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r47/3382/
11. Водянников В.Т. Финансово-экономический механизм стимулирования развития возобновляемой энергетики за рубежом // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2014. № 3. С. 54—56. URL: http://old.timacad.ru/deyatel/izdat/vestnik_MGAU/nomera/3-2014.pdf
12. Курбатова Т.А. Экономические механизмы стимулирования развития возобновляемой энергетики в Европейском союзе // Мехашзм регулювання економжи. 2014. № 4.
С. 139 — 147. URL: http://mer.fem.sumdu.edu.ua/content/acticles/issue_23/TETIANA_O_KURBA TOVAEconomic_Mechanisms_for_Stimulation_of_Renewable_Energy_Development_in_the_Eur opean_Union.pdf
13. Сушкевич Е.А. Модели государственной поддержки и стимулирования развития возобновляемой энергетики: зарубежный опыт // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 29-1. С. 93 — 98. URL: http://booksc.org/ireader/50370692
1901
14. Дира Д.В. Налоговое стимулирование развития альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий в США // Экономика: теория и практика. 2011. № 3. С. 79-84.
15. Jin Yang X., Hanjun Hu, Tianwei Tan, Jinying Li. China's Renewable Energy Goals by 2050. Environmental Development, 2016, vol. 20, pp. 83-90.
URL: https://doi.org/10.1016/j.envdev.2016.10.001
16. Zhen-Yu Zhao, Yu-Long Chen, Rui-Dong Chang. How to Stimulate Renewable Energy Power Generation Effectively? - China's Incentive Approaches and Lessons. Renewable Energy, 2016, vol. 92, pp. 147-156. URL: https://doi.org/10.1016/j.renene.2016.02.001
17. Bailie A., Deyette J., Clemmer S. et al. Capitalizing on the Clean Power Plan and Renewable Energy Tax Credits. The Electricity Journal, 2016, vol. 29, iss. 6, pp. 15-21.
URL: https://doi.org/10.1016/j.tej.2016.07.001
18. Mundaca L., Luth Richter J. Assessing 'Green Energy Economy' Stimulus Packages: Evidence from the U.S. Programs Targeting Renewable Energy. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2015, vol. 42, pp. 1174-1186. URL: https://doi.org/10.1016/j.rser.2014.10.060
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1902
pISSN 2071-4688 Fiscal System
eISSN 2311-8709
FISCAL ENCOURAGEMENT OF RENEWABLE ENERGY DEVELOPMENT: INTERNATIONAL PRACTICES
Lyudmila A. KORMISHKINA3', Lyudmila P. KOROLEVAb
a National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0001-6009-3374
b National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-8375-8524
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 5 July 2018 Importance This article studies the foreign practices of fiscal stimulation of renewable
Received in revised form energy development, which can be adapted for Russia.
19 July 2018 Objectives The article aims to determine the methods of fiscal stimulation of renewable
Accepted 2 August 2018 energy development which are common for foreign countries and investigate the best tax Available online incentive practices in China and the USA.
29 August 2018 Methods For the study, we used the reports data of the United Nations Economic
Commission for Europe (UNECE), Renewable Energy Policy Network for the 21st JEL classification: H24, H25, Century (REN21), KPMG professional service company, Robinson+Cole LLP, a U.S. law 050, 048 firm, as well as the official website information of the financial authorities of the USA and
China.
Results The article presents the results of the study of the provided fiscal measures, most commonly used in foreign countries.
Relevance The international practices studied in the article can be used in Russia to improve the granting of investment tax credit, corporate income tax relief on investment, Keywords: fiscal incentive, and the property tax relief on personal income tax, as well as in the development of a tax incentive, credit against mechanism of tax encouragement of professional consumers' activity in the retail tax, renewable energy, sources electricity market.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Kormishkina L.A., Koroleva L.P. Fiscal Encouragement of Renewable Energy Development: International Practices. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 8, pp. 1891-1905. https://doi.org/10.24891/fc.24.8.1891
References
1. Bezrukikh P.P., Bezrukikh P.P. Jr. [On energy status indicators and the role of renewable energy under economic crisis]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 8, pp. 92-105. (In Russ.)
2. Ismailov S.E. [The role of renewable energy sources in the North Caucasus]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes, Law, 2012, no. 1, pp. 10-12.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v7rol-vozobnovlyaemyh-istochnikov-energii-na-severnom-kavkaze (In Russ.)
3. Popel' O.S. [Renewable energy sources: the role and place in modern and perspective energetics]. Rossiiskii khimicheskii zhurnal, 2008, vol. 52, iss. 6, pp. 95-106. (In Russ.)
URL: http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2008-6/95.pdf
1903
4. Proskuryakova L.N., Ermolenko G.V. Vozobnovlyaemaya energetika 2030: globalnye vyzovy i dolgosrochnye tendentsii innovatsionnogo razvitiya: monografiya [Renewable energy 2030: global challenges and long-term tendencies of innovative development: a monograph]. Moscow, HSE Publ., 2017, 96 p.
5. Ushakov V.Ya. Vozobnovlyaemaya i al'ternativnaya energetika: resursosberezhenie i zashchita okruzhayushchei sredy: monografiya [Renewable and alternative energy: resource saving and environmental protection: a monograph]. Tomsk, SibGrafik Publ., 2011, 138 p.
6. Gorlov A.A. [Replacement processes of traditional power generation renewable energetics in countries the North Sea basin]. Energeticheskaya politika, 2015, no. 4, pp. 68-78. (In Russ.)
7. Kaveshnikov N.Yu. [Renewable energy in the EU: Revision of priorities]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2014, no. 12, pp. 70-81. (In Russ.)
8. Lan'shina T.A. [Renewable energy in the U.S.]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA v Canada: Economics - Politics - Culture, 2016, no. 5, pp. 103-117. (In Russ.)
9. Simonova M.D., Zakharov V.E. [Statistical analysis of development trends in global renewable energy]. Vestnik MGIMO Universiteta = Vestnik MGIMO-University, 2016, no. 3, pp. 214-220. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/statisticheskiy-analiz-tendentsiy-razvitiya-mirovoy-vozobnovlyaemoy-energetiki (In Russ.)
10. Buchnev A. [Regulation and stimulation of the development of the renewable energy sources]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2015, no. 5, pp. 108-111.
URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r47/3382/ (In Russ.)
11. Vodyannikov V.T. [The origin, formation and development of engineering and economic science and education in the Agroengineering University]. Vestnik Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina = Vestnik of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin, 2014, no. 3, pp. 54-56.
URL: http://old.timacad.ru/deyatel/izdat/vestnik_MGAU/nomera/3-2014.pdf (In Russ.)
12. Kurbatova T.A. [Economic mechanisms for stimulation of renewable energy development in the European Union]. Mexani3M регуnw6анна eKOHOMiKU, 2014, no. 4, pp. 139-147.
URL: http://mer.fem.sumdu.edu.ua/content/acticles/issue_23/TETIANA_O_KURBATOVAEcono mic_Mechanisms_for_Stimulation_of_Renewable_Energy_Development_in_the_European_Unio n.pdf
13. Sushkevich E.A. [Models of State financial backing and incentive of renewable energetic development: foreign experience]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk, 2013, no. 29-1, pp. 93-98. URL: http://booksc.org/ireader/50370692 (In Russ.)
14. Dira D.V. [Tax incentives of alternative energy and energy efficiency technologies in the USA]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2011, no. 3, pp. 79-84.
(In Russ.)
15. Jin Yang X., Hanjun Hu, Tianwei Tan et al. China's Renewable Energy Goals by 2050. Environmental Development, 2016, vol. 20, pp. 83-90.
URL: https://doi.org/10.1016/j.envdev.2016.10.001
1904
16. Zhen-Yu Zhao, Yu-Long Chen, Rui-Dong Chang. How to Stimulate Renewable Energy Power Generation Effectively? - China's Incentive Approaches and Lessons. Renewable Energy, 2016, vol. 92, pp. 147-156. URL: https://doi.org/10.1016/j.renene.2016.02.001
17. Bailie A., Deyette J., Clemmer S. et al. Capitalizing on the Clean Power Plan and Renewable Energy Tax Credits. The Electricity Journal, 2016, vol. 29, iss. 6, pp. 15-21.
URL: https://doi.org/10.1016/j .tej.2016.07.001
18. Mundaca L., Luth Richter J. Assessing 'Green Energy Economy' Stimulus Packages: Evidence from the U.S. Programs Targeting Renewable Energy. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2015, vol. 42, pp. 1174-1186. URL: https://doi.org/10.10167j.rser.2014.10.060
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1905