УДК 343
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
© Ольга Алексеевна КУЗНЕЦОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, e-mail: [email protected]
Коррупция как транснациональное явление представляет угрозу всему мировому сообществу. Противодействие коррупции осуществляется в разных странах исходя из их исторического, а иногда и религиозного развития. Антикоррупционная борьба в этих странах проходит с различным эффектом и по различным направлениям. При этом реализация единой международной антикоррупционной стратегии, состоящей из различных профилактических мероприятий и репрессивных мер, на современном этапе развития мирового сообщества была бы более эффективна, нежели разрозненные действия отдельных профилактических субъектов в разных странах.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе мер антикоррупционного противодействия в некоторых зарубежных странах. Для достижения поставленной цели решаются задачи по раскрытию содержания международной антикоррупционной стратегии, а также анализу наиболее эффективных мер противодействия коррупции.
Исследование зарубежного опыта противодействия коррупционной преступности основывается на анализе особенностей ее восприятия правительством и правоохранительными органами зарубежных стран. Из чего исходит и построение системы противодействия данному виду преступных деяний, включающей процедурные и институциональные меры.
Сделан вывод о том, что борьба с коррупцией - чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая далеко не всегда успешно решается за рубежом, где нужны политическая воля и целенаправленные государственные усилия. Предлагается также исследовать и применять эффективный опыт зарубежных стран в сфере борьбы с коррупцией.
Раскрываются наиболее эффективные меры антикоррупционного противодействия, такие как система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях; система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции; система наказаний за коррупционные действия; система поощрений позитивных действий должностных лиц. Исследуются меры противодействия коррупции, применяемые в Ботсване, - повышение заработной платы чиновникам с одновременным сокращением их числа и упрощением структуры государственных учреждений, а также немедленные и неотвратимые санкции за любые проявления коррупции. Обосновывается утверждение о том, что успехи антикоррупционной политики Сингапура определяются идеей антикоррупционной политики, которая заключается в стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.
Важность исследования зарубежного опыта противодействия коррупции заключается в необходимости разработки международной антикоррупционной стратегии противодействия, состоящей из различных профилактических мероприятий и репрессивных мер.
Ключевые слова: антикоррупционные программы; антикоррупционная стратегия; коррупция; преступление; противодействие коррупции.
Сегодня коррупция является транснациональным явлением и в связи с этим представляет угрозу всему мировому сообществу. Борьба с ней в разных странах осуществляется с различным эффектом и по различным направлениям, но, на наш взгляд, необходима международная антикоррупционная стратегия противодействия, состоящая из различных профилактических мероприятий и репрессивных мер.
Идея вычленения антикоррупционных программ, доказавших на практике свою эффективность, представляет огромные перспективы для заимствования положительного
зарубежного опыта, особенно в условиях отсутствия, как известно, отечественного реально действующего механизма борьбы с коррупцией, а также для выработки единой международной антикоррупционной политики.
Сегодня, оценивая уровень коррупции в мире, можно говорить об условной градации всех стран на две большие категории - те, которые успешно справляются с этой проблемой, и те, для которых коррупция представляет неразрешимые трудности [1].
Достаточно чистыми в отношении коррупции станами, которые входят в первую двадцатку держав, характеризующихся сфор-
мированностью на государственном уровне антикоррупционной стратегии, являются Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Япония, Израиль и ряд других стран.
Некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в вышеуказанных странах сводятся к следующему -коррупция осознается правительствами этих стран как серьезная угроза национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя проблема. Поэтому усилия по ограничению коррупции в этих странах масштабны и, как правило, институциализированы.
Например, система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает, в частности, следующие ключевые процедурные и институциональные меры:
- система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках. Система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;
- система наказаний за коррупционные действия, при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;
- система поощрений позитивных действий должностных лиц, направленная на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане вести себя честно и эффективно;
- создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
Схожие меры применяются также в Израиле и Канаде.
В других странах также практикуют успешно зарекомендовавшие себя антикоррупционные меры. В частности, гражданское общество как институт, присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване. В ЮАР уровень коррупции сегодня низкий, т. к. там су-
ществует обязанность правительства отчитываться перед парламентом, а также обязательной подачи чиновниками и депутатами имущественной декларации, вообще максимальной открытости государственной системы, регулярного проведения публичных заседаний государственного комитета по контролю за расходованием государственных средств.
Другой пример - Ботсвана. Там с бурным ростом коррупции помогли справиться следующие меры: повышение заработной платы чиновникам с одновременным сокращением их числа и упрощением структуры государственных учреждений, а также немедленные и неотвратимые санкции за любые проявления коррупции [2].
Эталоном назвали новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 г., но уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: Комитет по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Антикоррупционная политика Сингапура впечатляет своими успехами. Главная идея антикоррупционной политики заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, в частности: 1) оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц; 2) контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах; прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;
3) большая строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;
4) ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики.
Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура.
Как видно, за рубежом антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы (не только уголовно-правовых) и с акцентом на предупреждение коррупции.
Среди спорных вопросов относительно международных мер антикоррупционного воздействия мы можем назвать китайский опыт репрессивных мер, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников давно стали «обычным делом». Использование только репрессивных мер при кажущейся эффективности вряд ли даст желаемый результат - взяточников если и убавится, то ненамного, а суммы взяток автоматически взлетят до небес как плата за повышенный риск. Во всяком случае, в Китае дело обстоит именно так - всех не перестреляешь. Кроме того, репрессивные меры могут привести к резкому усилению одной из «коррупций чиновничества» - правоохранительных органов, которые получат монопольное право решать, кого казнить, а кого миловать, со всеми вытекающими последствиями.
Как видим, борьба с коррупцией - чрезвычайно сложная и многоплановая задача, которая далеко не всегда успешно решается за рубежом. Здесь нужны политическая воля и целенаправленные государственные усилия. В связи с этим целесообразно исследовать и применять эффективный опыт зарубежных стран в сфере борьбы с коррупцией.
1. Есаян А.К., Петросян О.Ш., Трунцевский Ю.В. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел по борьбе с коррупцией // Российский следователь. 2008. № 17.
2. Гилевская М.А. Передовые национальные антикоррупционные стратегии. URL: http:// www.corupti.net/rus/2/html. Загл. с экрана.
1. Esayan A.K., Petrosyan O.Sh., Truntsevskiy Yu.V. O pervoocherednykh merakh, predprinimae-mykh v organakh vnutrennikh del po bor'be s korruptsiey // Rossiyskiy sledovatel'. 2008. № 17.
2. Gilevskaya M.A. Peredovye natsional'nye anti-korruptsionnye strategii. URL: http://www. co-rupti.net/rus/2/html. Zagl. s ekrana.
Поступила в редакцию 12.12.2013 г.
UDC 343
FOREIGN EXPERIENCE IN CORRUPTION STRUGGLE: PROBLEMS AND EFFICIENCY
Olga Alekseevna KUZNETSOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Criminology Department, e-mail: [email protected]
Corruption as a transnational phenomenon poses a threat to the entire international community. Anti-corruption is carried out in different countries on the basis of their historical and sometimes religious development. Anti-corruption struggle in these countries goes with different effects and in different directions. The realization of a unified international anticorruption strategy, consisting of a variety of prevention and repression, at the present stage of development of the world community would be more effective than isolated actions of individual preventive entities in different countries.
The purpose of the study is to identify and analyze measures to counter anti-corruption in some foreign countries. To achieve this goal the problems by disclosing the content of international anti-corruption strategy are solved as well as analysis of the most effective anti-corruption measures.
The study of foreign experience combating corruption crime, based on the analysis of the features of its perception of the government and law enforcement agencies in foreign countries. What comes and build a system to counter this type of criminal acts, including procedural and institutional arrangements.
It is concluded that the fight against corruption is an extremely complex and multifaceted task that is not always successfully solved abroad where necessary political will and concerted government effort. It is offered to explore and implement effective experience of foreign countries in the fight against corruption.
The most effective measures to counter anti-corruption such as monitoring system possible points of corruption in government and public organizations; matching system for individual positions, dangerous from the standpoint of corruption; system of penalties for corrupt practices; reward system of affirmative action officers are reveled. The anti-corruption measures applied in Botswana - higher wages to officials, while reducing their number and simplify the structure of state institutions, as well as immediate and enforceable sanctions for all forms of corruption are considered. The claim that the success of anti-corruption policy of Singapore determined ideas of anti-corruption policy, which is an effort to minimize or eliminate the conditions that create both incentives and the ability of the person declines to commit corrupt acts substantiated.
The importance of studying foreign experience in combating corruption is the need to develop an international strategy to counter anti-corruption, which consists of various preventive measures and repressive measures.
Key words: anti-corruption programs; anti-corruption strategy; corruption; crime; struggle against corruption.