Секция «Экономика и бизнес»
нию наукоемких продуктов на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка.
Практика показывает, что традиционные подходы, успешно работающие для других видов товаров, не всегда могут быть применены при продвижении на рынок новой наукоемкой продукции. Основная особенность заключается в самой специфике продукта, так как обычно внедрение научно-технических разработок требует значительных затрат, введения новой технологии в производственный процесс, а также характеризуется высоким риском «непринятия» нового продукта рынком. На стадии разработки используются традиционные средства продвижения, направленные на информирование потенциальных потребителей, на стадии производства пробного образца - средства коммерциализации и трансфера разработки.
Исходя из необходимости в первую очередь информировать потребителей о наукоемком продукте, определены наиболее эффективные механизмы продвижения. При этом наибольшая продуктивность продвижения достигается при комбинировании различных способов, когда предпочтение отдается тем или иным механизмам в соответствии с конкретными условиями (категория продукции, этап жизненного цикла, положение организации и др.) [2].
К числу основных механизмов, используемых при продвижении наукоемких продуктов, относятся: посещение предприятий, телефонное информирование и опрос, размещение информации о продукте в газетах, специализированных журналах, выступления на радио и телевидении, размещение информации о научно-технических разработках на веб-сайтах, в базах данных, электронных каталогах, проведение выездных рабочих семинаров на предприятиях с презентацией разработок, представление продукции в ходе научно-технических выставок и инновационных салонов, проведение презентаций на тематических конференциях, участие в тендерах, рассылка информации о разработках, коммерческих предложений [3].
Но насколько бы эффективным не было распространение печатных материалов, оно не может полностью заменить демонстрации возможностей наукоемкого продукта в ходе ее использования или работы с ней. Для этого проводятся следующие мероприятия: участие в выставках и ярмарках, организация семинаров для пользователей (в том числе выездных), проведение демонстрационных сеансов, представление пользователям права бесплатной работы с научно-техническим продуктом на определенный период времени в целях ознакомления. Отдельно следует отметить такой способ как участие в выставках соответствующей специализации. Выставка - это уникальное специальное мероприятие, сочетающее преимущества рекламы, связей с общественностью и личных продаж.
Особенности научно-технической продукции как товара определяют специфику продвижения ее от разработчика до потребителя и влияют на выбор наиболее эффективных средств информирования. Высокий уровень конкуренции и наличие большого количества разработок, представленных на рынке наукоемкого продукта, вызывают необходимость использования средств продвижения в комплексе, учитывая цели и возможности предприятия-разработчика научно-технической продукции.
Библиографические ссылки
1. Приходченко, О. А. Инновационный продукт: особенности его восприятия потребителем // ЭКО. 2007. № 2. С. 173-186.
2. Материалы семинаров Проекта ЕС «Наука и коммерциализация технологий» //www.ras-stc.ru.
3. Механизм продвижения товаров на рынке -Реклама, маркетинг...». URL: www .politrekla-ma.ru/mehan/
© Богданова О. Л., Фаменко О. Е., 2012
УДК 338.242.4
О. Л. Богданова Научный руководитель - М. Л. Елисеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок предприятий по тематике правительственных организаций.
В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:
• Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);
• Прямое финансирование (субсидии, займы), предоставление ссуд, целевых дотаций (Франция, США, Швеция, Германия и другие);
• Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
• Снижение государственных пошлин или освобождение от них (Австрия, Германия, США, Япония и др.);
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
• Облегчение налогообложения для предприятий действующих в инновационной сфере, в т. ч. исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);
• Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);
• Создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);
• Информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров.
Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных предприятий, являются государственные контракты от различных организаций на проведение НИОКР. Весьма интересным направлением поддержки производственной и инновационной деятельности в секторе МСП, является использование опыта высококвалифицированных специалистов ныне вышедших на пенсию и имеющих возможности для применения своих знаний и опыта. Практически во всех развитых странах созданы консультационные пункты, обслуживаемые специалистами пенсионного возраста (Service Corps of Retired Executives - SCORE). Например, в США действует 389 таких консультационных пункта, в которых сотрудничают 11400 специалистов-пенсионеров. Ежегодно эти пункты обслуживают свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС [3].
Низкий уровень финансирования инновационной деятельности в нашей стране грозит катастрофическим отставанием в научно-технической сфере и как следствие - в социально-экономическом развитии. Так, в докладе о России Всемирный Банк его эксперты признают: «В условиях, когда инвестиции в НИ-ОКР невелики, надеяться на внедрение инноваций не приходится. В России инвестиции в НИОКР составляют около 141 долл. на душу населения, в то время как в США речь идет о 1,1 тыс. долл.». И далее делается совершенно справедливый вывод: «...за последние 10 лет России не удалось проявить себя как инвестиционно привлекательную экономику» [1].
Такая ситуация, в первую очередь вызвана отсутствием внятной государственной научно-технической политики, подтверждённой практическим действиями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Кроме того, в России до сих пор еще не сложился рынок свободного капитала, заинтересованного в венчурном инвестировании в мелкие и средние инновационные предприятия [2].
Для развития венчурного финансирования в России требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:
• Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов.
• Введение мировых стандартов бухучета и обеспечение прозрачности финансовой деятельности предприятий с целью повышения их привлекательности для инвесторов.
• Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.
• Разработка механизмов финансового и налогового стимулирования инновационной деятельности.
• Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (налоговые льготы, государственные гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные предприятия.
• Содействие повышению профессионализма, путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах и университетах [4].
В заключение следует отметить, что опыт некоторых развитых и стремительно развивающихся стран в сфере активизации инновационной деятельности предприятий и в организации процессов ускоренной коммерциализации новых разработок свидетельствует о необходимости системного государственного подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики России на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности во всех отраслях народного хозяйства. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс законодательных предложений, сопровождаемых рядом целевых программ и организационных мероприятий, направленных на создание национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в нашей стране. Скорейшая реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности.
Библиографические ссылки
1. Башкатова А. Отток капитала утечка мозгов - в место развития // Независимая газета. 2011. 9 июня. С. 1; 4.
2. Подберезкин А. В. Перспективы развития экономики, прежде всего промышленного сектора России, в рамках прежней либеральной концепции себя исчерпали..., 2011. URL: http://grigorev.viperson.ru/ wind.php?ID=641203&soch=1.
3. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий : в ред. КОФПМСП, 2010. URL: http://kfpp.ru/ analytics/material/innovation.php?print=Y.
4. О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации // Аналитический Вестник Совета Федерации.-2008.-№5(350). URL: www.budgetrf.ru.
© Богданова О. Л., 2012