УДК 159.9:343.3 ИННА ВАЛЕРИЕВНА ЛАВРЕНТЬЕВА,
ББК 88.473 кандидат психологических наук, доцент,
Л13 заместитель начальника кафедры психологии профессиональной
деятельности в уголовно-исполнительной системе
(Академия ФСИН России), е-таП: innalavr@mail.ru
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
Реферат: в статье обосновывается необходимость изучения зарубежного пенитенциарного психологического опыта в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года; проводится анализ психокоррекционной работы с осужденными в Великобритании; отмечается, что в рамках исправления и ресоциализации осужденных применяется программно-целевой подход. Предлагается все проводимые с осужденными психокоррекционные программы разделить:
1) на программы, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой осужденных (нацелены на принятие осужденными ответственности за свое поведение, развитие умений контролировать свои эмоции и принимать решения);
2) программы, направленные на коррекцию когнитивной сферы осужденных (помогают развивать мышление, навыки общения, целеполагания, планирования и достижения результата, не прибегая к противоправным действиям);
3) программы для осужденных за преступления сексуального характера (направлены на то, чтобы помочь преступнику в формировании конструктивных жизненных целей, адекватного мышления, эмпа-тии и поведенческих навыков, которые помогут избежать рецидивов);
4) программы для осужденных, склонных к аддиктивному поведению (направлены на повышение мотивации к изменениям, укрепление самоконтроля, выработку стратегии избегания рецидивов употребления психоактивных веществ, алкоголя и совершения преступлений);
5) программы, предназначенные для коррекции отношений в семье (направлены на снижение рецидива насильственных преступлений в отношении женщин и помогают осужденным мужского пола изменить свое поведение и снизить риск преступного поведения в домашней обстановке);
6) программы для несовершеннолетних правонарушителей (разрабатываются с учетом мышления и потребностей осужденных 14-18-летнего возраста);
7) программы для осужденных женщин (разрабатываются с учетом психологических особенностей данной категории осужденных);
8) программы, основанные на модели «терапевтического сообщества» (согласно этой модели жизнь в стенах исправительного учреждения очень напоминает проживание в свободном обществе, и эффективность терапии зависит от личностных особенностей осужденного).
В отдельную категорию выделена комплексная программа интенсивной терапии, специально разработанная для психопатических личностей, отбывающих наказание в тюрьмах.
В процессе усвоения и использования зарубежного опыта в отечественной пенитенциарной психопрактике предлагается выделять несколько этапов: изучение, оценка, адаптация и применение.
Ключевые слова: исправление осужденных, ресоциализация, программно-целевой подход, когнитивно-поведенческий подход, программы исправления осужденных, зарубежный опыт, англоязычные страны, коррекция, поведение, навыки.
Актуальность изучения зарубежного пени-тенциарно-психологического опыта во многом обусловлена задачами, стоящими перед современной уголовной политикой Российской Федерации, ее ориентацией на либеральный подход [1, с. 32-35]. Содержание проводимой в настоящее время в России реформы уголовно-исполнительной
системы во многом основано на международно-правовых актах, отражающих передовой опыт исправления и ресоциализации осужденных с применением достижений психологии. Изучение зарубежного опыта может способствовать более глубокому пониманию и осмыслению состояния отечественной пени-тенциарно-психологической науки и практики. Про-
цессы межгосударственной интеграции, происходящие в мировом сообществе и в больших масштабах затрагивающие сферу совершенствования оказания психологической помощи, также диктуют необходимость изучения зарубежного опыта.
Обобщение опыта англоязычных стран, где идет активное внедрение инноваций, касающихся психологического обеспечения процесса исправления заключенных, может положительно повлиять на гуманизацию уголовно-исполнительной системы России и реализацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, где подчеркивается важность решения вопросов исправления осужденных, усиливается психолого-педагогическая составляющая деятельности исправительных учреждений [2, с. 148-151].
Согласно Концепции в исправительных учреждениях России ведется разработка базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциа-лизации и дальнейшей интеграции в общество. В этом ключе интересен опыт зарубежных коллег, связанный с разработкой различных программ для осужденных.
В пенитенциарной практике Великобритании в последние десятилетия к исправлению правонарушителей применяется программно-целевой подход. Большинство разрабатываемых программ основано на когнитивно-поведенческом подходе, который считается наиболее эффективным в коррекционной работе с осужденными. Они предназначены для выявления причин и факторов, детерминирующих противоправное поведение, уменьшения влияния и управления этими факторами. Кроме снижения риска рецидива, программы обеспечивают оценку пенитенциарного риска и реабилитацию осужденных. Тюремная служба благодаря Отделу по разработке поведенческих программ для правонарушителей (ОБРИ) в настоящее время представляет различные программы, которые полностью одобрены Аккреди-тационной комиссией по исправительным учреждениям (С8ЛР). Они различаются по длительности проведения, сложности и ориентированы на различные категории осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления и их потребностей.
Имеющиеся программы можно разделить:
1) на программы, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой осужденных:
- программа по работе с агрессивным поведением (ART), предназначена для осужденных за насильственные преступления. В ней применяются психотехники, предназначенные для групповой работы. Они направлены на принятие осужденными ответственности за свое поведение, развитие умений контролировать свои эмоции и принимать решения. У осужденных, которые участвуют в данной программе, снижается агрессивность, желание причинять ущерб другим и нарушать общественный порядок;
- программа «Управление гневом» (CALM) предназначена для осужденных, чьи противоправные действия связаны с неумением управлять сильными эмоциями, такими как гнев, тревожность, ревность, подозрительность. Ее цель - оказание помощи правонарушителям в определении факторов, которые вызывают гнев и агрессию, а также выработка навыков управления своими эмоциями;
2) программы, направленные на коррекцию когнитивной сферы осужденных:
- программа CSB - это вспомогательная программа, стимулирующая развитие когнитивных умений и навыков, которая применяется в тюрьмах и службе пробации. Она создана для того, чтобы улучшить процесс восприятия осужденными предлагаемых программ, а также скорее получить соответствующие навыки;
- программа по развитию мыслительных навыков (ETS) - это сравнительно короткая, состоящая из 20 сессий (занятий), наиболее часто применяемая программа, которая предназначена непосредственно для работы с преступным мышлением и поведением. Она помогает развить мышление, коммуникативные навыки, умения принимать решения в различных условиях и ситуациях [3, с. 17-25], а также управлять эмоциями. Другая подобная программа (TSP) направлена на снижение вероятности совершения повторных преступлений путем работы с мотивационной сферой, развивая навыки целеполагания, планирования и достижения результата;
- программа «Мотивация и реабилитация» (R&R) основана на когнитивно-поведенческом подходе, предназначена для групповой формы работы с осужденными молодежного и среднего возраста, направлена на обучение когнитивным и социальным навыкам, а также развитию ценностно-смысловой сферы осужденных. Программа признана эффективной в реабилитации осужденных не только в Великобритании, но и в других странах, таких как Австралия, Канада, Дания, Германия, Новая Зеландия, Норвегия, Шотландия, Испания, Швеция, Швейцария, США;
3) программы для осужденных за преступления сексуального характера:
- программа «когнитивное самоизменение» (С8СР) направлена на снижение рецидивов у осужденных, неоднократно совершавших насильственные преступления, работу с их когнитивной сферой. Она помогает им контролировать свое противоправное поведение, связанное с совершением насильственных действий, и избежать повторного совершения преступления. Программа подходит для правонарушителей, имеющих в анамнезе насильственное поведение, и применима для тех, чьи насильственные действия являются реакцией на какие-либо внешние раздражители и/или средством достижения цели;
- серия программ по обращению с осужденными за сексуальные преступления (80ТР, С-800Р, №00Р и др.). В настоящее время доступен ряд программ, разработанных специально для данной категории осужденных. Они подбираются индивидуально, в зависимости от степени риска и потребности конкретного осужденного и помогают им осознать, почему они совершили преступления на сексуальной почве. Программы направлены на изменение отношения к жертве. Основной упор делается на то, чтобы помочь преступнику в формировании конструктивных жизненных целей, мышления, эмпатии и поведенческих навыков, которые помогут избежать рецидивов. Существуют также специально разработанные программы для осужденных с высоким риском совершения рецидива;
4) программы для осужденных, склонных к ад-диктивному поведению:
- программа А8Я0 направлена на повышение мотивации к изменениям, укрепление самоконтроля, выработку стратегии избегания рецидивов употребления психоактивных веществ и совершения преступлений. Она предназначена для осужденных мужского пола с низкой и средней степенью зависимости от различных препаратов;
- программа проводится в групповой и индивидуальной форме с осужденными мужского и женского пола. Она направлена на предотвращение рецидивов и решение проблем с применением психоактивных веществ. По окончании программы осужденные приобретают паттерны поведения и инструментарий, необходимые для их восстановления;
- когнитивно-поведенческие программы для осужденных, совершивших насильственные преступления в состоянии алкогольного опьянения (АЯУ), интенсивного снижения алкогольной зависимости (ЫАР), и для осужденных, злоупотреблявших наркотическими веществами (08АР), направлены на изменение стиля жизни осужденных молодежного
возраста, развитие у них умений и навыков в принятии решений, предотвращение рецидива;
- серия программ COVAID, направленных на борьбу с насилием среди осужденных, совершивших преступление в состоянии сильного алкогольного опьянения. Различные версии программы COVAID могут проводиться в групповой и индивидуальной формах либо в общине. Все программы направлены на снижение рецидивов прежде всего лиц молодежного возраста;
- программа DID предназначена для правонарушителей, которые совершили преступление, находясь за рулем в нетрезвом виде. Она направлена на приобретение осужденными недостающих им знаний об алкоголе и его последствиях; пропаганду безопасного вождения; изменение поведения в отношении к употреблению алкоголя и вождения; принятие ответственности за совершенное преступление;
- программы «12 шагов» (PPTSP) и «Реабилитация наркозависимых заключенных» (ADTP) направлены на коррекцию аддиктивного поведения осужденных с высокой степенью зависимости. Их цель - осознание осужденным того, что он потерял контроль над употреблением наркотиков и алкоголя. В процессе работы осужденные усваивают про-социальные модели поведения;
5) программы, предназначенные для коррекции отношений в семье:
- программа для осужденных, совершивших преступления насильственного характера в семье (CDVP), направлена на снижение рецидива насильственных преступлений в отношении женщин и помогает осужденным мужского пола изменить свое поведение и снизить риск преступного поведения в семье;
- программы «Здоровые отношения» (HRP) и «Домашнее насилие» (IDAP) предназначены для мужчин, совершивших насильственные действия в домашней обстановке. Цель их применения состоит в том, чтобы положить конец насилию и жестокому обращению в отношении супругов. Участники узнают о результатах своего жестокого поведения и получают навыки альтернативных моделей поведения, чтобы помочь им развивать здоровые межличностные отношения в семье. Есть два варианта программы HRP: умеренной и высокой интенсивности;
6) программы для несовершеннолетних правонарушителей:
- программа по формированию жизненно важных навыков у несовершеннолетних правонарушителей (JETS) основана на программе ETS, направлена на изменение преступного мышления и поведения несовершеннолетних. Программа апробируется в уч-
реждении Wetherby и временно одобрена Аккреди-тационной комиссией по исправительным учреждениям;
7) программы для осужденных женщин:
- «Программа для женщин» (The Women's Programme), разработанная для осужденных, совершивших корыстные ненасильственные преступления. Ее цель - научить осужденных принимать решения, анализировать возникающие в их жизни проблемы и находить альтернативные решения;
- программа по формированию умений делать правильный выбор, действовать в соответствии с принятым решением, управляя эмоциями и сохраняя хорошие взаимоотношения с окружающими (CARE), предназначена для осужденных женщин, чья преступная деятельность связана с тем, что в момент совершения преступления они не могли контролировать свои эмоции. Цель курса - помочь участникам научиться определять свои эмоции и управлять ими. Кроме того, программа направлена на развитие позитивного самовосприятия личности, которое позволит осужденным адаптироваться в обществе;
8) программы, основанные на модели «терапевтического сообщества». Их сущность состоит в том, что жизнь в стенах исправительного учреждения очень напоминает жизнь в свободном обществе, и эффективность терапии зависит от личностных особенностей осужденного. Они предполагают партнерство между руководителями программы и ее участниками. Одной из таких программ является «Вера в исправление», которая разработана для осужденных со средней и высокой степенью риска совершения рецидива. Длительность ее проведения - один год. Цель программы - ресо-циализация и реинтеграция осужденных в общество, формирование необходимых умений и навыков, а также создание различного рода поддержки перед освобождением. Она включает в себя такие методы, как проживание в общине, структурированная групповая работа, индивидуальный ко-учинг и наставничество. Программа уделяет большое внимание выстраиванию межличностных отношений в обществе и расширению возможностей трудоустройства, призывает осужденных задуматься о своей личной вере, духовности и о том, как это может поддержать процесс их исправления и ресоциализации;
9) программа «Хромис». Название программы происходит от названия аквариумной рыбки хромис. Особенность этих рыбок в том, что взрослых особей практически невозможно содержать вместе с большинством популярных обитателей аквариума из-за их агрессивности. Это комплексная и интенсивная программа специально разработана для психопати-
ческих личностей и направлена на то, чтобы снизить высокий риск совершения насильственных действий среди правонарушителей, чей уровень развития или сочетание психопатических черт препятствуют их способности воспринимать какое-либо психолого-педагогическое воздействие.
Психологи, работающие в службе пробации и тюремной службе, разрабатывают, совершенствуют и обеспечивают выполнение программ изменения преступного поведения. Сотрудники по-разному оценивают эффективность разработанных программ. Например, в Дартмуре (Англия) старший психолог, проводя программу, изучает и фиксирует поведение осужденного до и после групповых занятий, чтобы установить, «понимает ли человек то, что он должен и не должен делать по завершении курса. Это похоже на сдачу экзамена по вождению: вы должны гарантировать, что кто-то знает правила и исполнит их в определенный момент, который может оказаться очень важным» [4].
Исследования свидетельствуют о том, что правильно проведенная психотерапевтическая работа в отношении сексуальных преступников может уменьшить число повторных половых преступлений на 50 %. Психологи стараются информировать сотрудников, не работающих по этой программе, о ходе ее выполнения. Они подчеркивают, что невозможно исправить всех, но если хотя бы пять из десяти преступников смогут научиться контролировать свои эмоции в нужный момент - это важное достижение.
Сегодня среди психологического инструментария превалируют групповые методики, программы которых направлены на преодоление возникшего психологического барьера у заключенных (ART, CALM, SOTP и др.). С помощью этих программ психологи пытаются противостоять искаженным взглядам осужденных на отношения между людьми, научить их брать ответственность за свои действия и расширять их знания о последствиях преступления для потерпевших. Групповые занятия являются частью исправления и ресоциализации, так как осужденные могут конструктивно общаться не только с психологами, но и друг с другом. Для создания благоприятной и безопасной атмосферы в учреждении формируются «терапевтические группы», в которых преступники могут начать трудный процесс осознания того, что они совершили.
В тюрьме Грэндон (графство Бэкингемшир, Англия) насчитывается 5 разновидностей «терапевтических групп». В период нахождения в данном пенитенциарном учреждении (обычно в течение двух лет) заключенные активно участвуют в групповой терапии преимущественно по модифицированному методу психодрамы Дж. Морено. Этот метод играет
важную роль прежде всего в изменении эмоционального состояния заключенных, расширении их представлений о себе и коррекции неадекватных самооценок. В рамках других реализуемых психотерапевтических программ, например таких как CDVP, HRP, заключенными должны быть усвоены модели социальных ролей и отношений, не известные им ранее из-за асоциального прошлого. Наряду с психотерапевтической помощью в Грэндонской тюрьме созданы условия для участия заключенных в деятельности рабочих групп и учебных классов [4].
Таким образом, в современной исправительной политике Великобритании при работе с осужденными наиболее эффективными являются исправительные программы, направленные на изменение преступного поведения. Большинство программ разработаны на основе когнитивно-поведенческого подхода, его эффективность подтверждается многолетним опытом применения программно-целевого подхода к исправлению и ресоциализации осужденных.
В процессе усвоения и использования зарубежного опыта в отечественной пенитенциарной психопрактике целесообразно выделить несколько этапов: изучение, оценка, адаптация и применение. На этапе изучения очень важно правильно и точно выявить, отобрать и обобщить имеющийся опыт, осмыслить его и сопоставить с имеющимися отечественными достижениями психологической науки. Оценивая полученную информацию, следует критически подойти к зарубежному опыту и на основе тщательного отбора и синтеза всего лучшего сделать правильные выводы. Адаптация положительного зарубежного опыта должна проводиться на основе двух предыдущих этапов с последующей разработкой соответствующих рекомендаций. Применение зарубежного опыта должно строиться на основе трех направлений использования пенитенциарно-психологического опыта англоязычных стран в развитии теории и психопрактики, развитии психологической службы и подготовке кадров психологов: информационного, сравнительно-аналитического и рекомендационного.
Список литературы
1. Сысоев А. М. Реализация стратегии «нулевой терпимости» в США: плюсы и минусы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 32-35.
2. Тюгаева Н. А. Исправление осужденных женщин: проблемы и перспективы решения в условиях развития уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 148-151.
3. Пастушеня А. Н. Готовность личности к правомерному поведению: структурно-содержательная характеристика // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 17-25.
4. Cullen J. E., Jones L., Woodward R. (Eds) Therapeutic Communities for Offenders. Chichester : John Willey and Sons, 2007. Р. 87.
INNA VALERIYEVNA LAVRENTYEVA,
Phd in psychology , associate professor, deputy head of the department of psychology of professional activity in penal system
(Academy of the FPS of Russia), е-mail: innalavr@mail.ru
FOREIGN PSYCHOCORRECTIONAL PROGRAMS IN RESOCIALIZATION OF THE PRISONERS
(GREAT BRITAIN EXAMPLE)
Annotaion: the article substantiates the necessity of studying foreign prison psychological experience in the light of the Concept of development of criminal-Executive system of the Russian Federation until 2020. The author analyzes the psycho-correction work with prisoners in the UK. It is noted that in the framework of the repair and the rehabilitation of convicted persons apply result-oriented approach.The author made an attempt to divide everything carried out with condemned psychocorrectional programs on some groups:
1) the programs directed on work with the emotional and strong-willed sphere of the condemned. They are aimed at acceptance condemned responsibility for the behavior, development of abilities to control the emotions and to make decisions;
2) the programs directed on correction of the cognitive sphere of the condemned. They help to develop thinking, skills of communication, a goal-setting, planning and achievement of result without resorting to illegal actions;
3) programs for condemned for sexual crimes. They are directed on helping the criminal with formation of the constructive vital purposes, adequate thinking, empathy and behavioural skills which will help to avoid recurrence;
4) programs for condemned, inclined to addictive behavior. The author carried out the analysis of some programs and is noted that the majority of them is directed on increase of motivation to changes, self-checking strengthening, elaboration of strategy of avoiding of recurrence of the use of psychoactive agents, alcohol and commission of crimes;
5) programs designed for the correction of family relationships. They focus on decreasing the recurrence of violent crimes in relation to women and help male convicts, change their behaviour and reduce the risk of criminal behavior in the home environment;
6) programs for juvenile offenders. They are elaborated to the thinking and needs of convicted persons from 14 to 18 years of age;
7) includes programs for the condemned women which are developed taking into account psychological features of this category of the condemned;
8) the programs based on model of the «therapeutic community». According to this model life in correctional facility reminds very much accommodation in free society, and efficiency of therapy depends personal features of the condemned.
In separate category the comprehensive program of intensive therapy which is specially developed for the psychopathic persons serving sentence in prisons is allocated.
In the course of assimilation and use of foreign experience in domestic penitentiary psychopractice the author suggests allocating some stages: studying, assessment, adaptation and application.
Key words: correction of the condemned, resocialization, program and target approach, cognitive and behavioural approach, programs of correction of the condemned, foreign experience, English-speaking countries, correction, behavior, skills.
References
1. Sysoev A. M. Realizacija strategii «nulevoj terpimosti» v SShA: pljusy i minusy [Strategy realization of «zero tolerance» in the USA: pluses and minuses]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2012, no. 2, pp. 32-35.
2. Tjugaeva N. A. Ispravlenie osuzhdennyh zhenshhin: problemy i perspektivy reshenija v uslovijah razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Correction of female prisoners, problems and ways to solve them in the context of development of penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no.3,pp.148-151.
3. Pastushenja A. N. Gotovnost' lichnosti k pravomernomu povedeniju: strukturno-soderzhatel'naja harakter-istika [Readiness of the personality for lawful behavior: structural and substantial characteristic]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2010, no. 3, pp. 17-25.
4. Cullen J. E., Jones L., Woodward R. (Eds) Therapeutic Communities for Offenders. Chichester: John Willey and Sons, 2007, p. 87.