8_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
УДК 336.6 © С. Н. Марков, 2013
С. Н. Марков
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ИХ ПРИЕМЛЕМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются три зарубежные модели оценю/ эффективности бюджетных расходов на образование, оценивается их приемлемость в российской действительности как для щенки на уровне административно-территориальных единиц, так и на уровне образовательных учреждений, а также для межтерриториапьных сравнений и для сравнений среди образовательных учреждений.
Ключевые слова: бюджетные расходы на образование, эффективность, эффективность бюджетных расходов на образование.
-
г™^ ской литературе нет непосредственного тол-Д * кования понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».
-
туре существуют различные подходы к определению понятия «эффективность» (табл.).
В данном контексте определенный интерес представляет зарубежный подход к исследованию понятия «эффективность».
Представитель институционального анализа
-
ность». Он использует понятие «эффективный»
-
ществующий набор ограничений воспроизводит
экономический рост. Это означает, по его мнению,
-
Современная трактов]
лучить больше выгод от торговли, будут обгонять в своем росте другие институты, не дающие такой возможности.
--
тия «эффективность» показывает, что отсутствует
-
мисты определяют эффективность как отношение
-
ствия результатов цели, третьи - отождествляют с ре зультативно стью.
-
тативность - это разные понятия. В Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования результативность бюджетных расходов определяется как «соотношение между результатами деятельности
Таблица
термина «эффективность»
Определение Автор
«Эффективность общественного производства - соотношение его конечного результата (эффекта) с затратами или используемыми ресурсами. Повышение эффективности характеризуется увеличением конечного продукта (национального дохода) при снижении затрат или используемых ресурсов на единицу прироста национального дохода» А. В. Бачурин
Эффективность подразделяется на техническую и экономическую. Техническая эффективность - «достижение целей, поставленных государственными службами», экономическая эффективность «оценивается с точки зрения производственных затрат к финансовым результатам» Ф. И. Шахмалов
«Эффективность деятельности - результативность экономической деятельности, определяемая как отношение полученного экономического эффекта и затрат, обусловивших получение этого эффекта» Л. П. Кураков, В. Л. Кураков
Эффективность - «степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы» Е. Е. Румянцева
Эффективность - «совокупная результативность работы, действия, системы мероприятий, являющихся следствием определенных материальных усилий» A. К. Осипов, B. Н. Аникин, О. В. Котлячков, Т. А. Ильина
Эффективность - «степень достижения поставленных целей» М. П. Придачук
Эффективность - «действенность, результативность, принесение результата» А. Ю. Москвин
Источник: составлено автороли
и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности».
-
-
граничения данных понятий под результативностью
будем понимать степень достижения планируемого
-
отношение результатов с затратами. Таким образом,
-
мое условие эффективности.
Для определения понятия «эффективность»
-
--
чае выступают бюджетные средства.
-
фективность бюджетных расходов» не закреплено, несмотря на то, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен принцип результативности и
эффективности использования бюджетных средств,
-
нении бюджетов участники бюджетного процесса в
рамках установленных им бюджетных полномочий
-
данных результатов с использованием наименьшего
-
тата с использованием определенного бюджетом
объема средств». Практическое применение в целом
-
--
ность», «результативность», «заданный результат», а также критериев и требований к оценке «заданного результата».
О. С. Сухарев рассматривает эффективность
бюджетных расходов как бюджетную эффективность
-
ходами бюджета». Также О.С. Сухарев отмечает, что «вместе с тем важно то, как распределены ресурсы по статьям бюджета, как используются финансовые
бюджетные средства, насколько эффективно налажен
-
-
ного финансирования в виде улучшения показателей результативности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Интересна трактовка Эрика Алана Ханушека
(Стэндфордский университет, штат Калифорния,
-
-
ных расходов на образование, который определяет
эффективность бюджетных расходов на образование
-
дительности от любого расходования ресурсов».
-
-
можности достижения целей в области образования,
-
-
нях расходов.
Вышерассмотренные трактовки терминов «эффективность бюджетных расходов» и «эффективность бюджетных расходов на образование»
-
отношение полученных результатов и бюджетных расходов. Однако в связи с тем, что вывод об уровне
имеющейся эффективности бюджетных расходов на
-
--
рий либо образовательных учреждений, то требуется
-
ности бюджетных расходов на образование.
-
жетных расходов на образование» - это сравнение
использованного объема бюджетных расходов на
-
стижения полученного результата образовательной деятельности.
Проведение оценки эффективности бюджетных расходов на образование с целью использования ее
результатов при выработке основных направлений
-
нировании бюджетных расходов на образование на
-
учно обоснованного методического подхода к оценке
-
-
кой оценки и оценивая приемлемость зарубежных
-
дов на образование в российской действительности. В зависимости от уровня оценки в качестве
объекта оценки могут выступать как бюджетные
-
риальной единицы (в целом по образованию и / или по уровням образования), так и бюджетные расходы, использованные образовательным учреждением.
--
ние [1]:
- модель, основанная на оценке показателя RoSI (School Matters's Return on Spending Index from Standard & Poor's);
-
тивности EEI и влияющих на него факторов (Yecke's Efficiency / Effectiveness Index);
- модель, основанная на сравнении с «зоной производительности» (School Matters's Error Band Model).
В модели School Matters's Return on Spending
-
-
ладевших математикой и чтением, приходящуюся на 1000 $ бюджетных расходов в расчете на одного учащегося.
-
ния экономически эффективного образовательного
-
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
щие высокий RoSI, являются более эффективными,
чем образовательные учреждения с низким RoSI.
-
тивности бюджетных расходов на образование, при
использовании модели School Matters's Return on
-
-
тель RoSI, с целью прогнозирования эффективности
-
ми учреждениями.
-
ством и недостатком. Данную модель относительно
-
--
реждения с течением времени, а также проводить
межтерриториальные сравнения. Тем не менее,
-
разовательных учреждений одной территории, так
-
чае, если в образовательных учреждениях имеются
-
-
дель School Matters's Return on Spending Index from Standard & Poor's вполне применима как для оценки эффективности использования бюджетных средств
образовательными учреждениями, так и для общей
-
разование определенной территории.
Модель Yecke's Efficiency / Effectiveness Index
-
--
ного округа, входящего в квартиль, рассчитывается
Индекс эффективности (EEI), который показывает
-
жетным расходам на одного учащегося конкретного
-
сти, к которому относится данный округ.
-
ние процента выпущенных учащихся в конкретном
-
ся в соответствующем округу квартиле бедности.
Знаменатель EEI представляет собой соотношение
-
кретном школьном округе и бюджетных расходов на
-
тиле бедности.
Школьные округа с высоким EEI признаются более эффективными.
Достоинство модели Yecke's Efficiency /
Effectiveness Index в том, что она учитывает различия
-
щих право на бесплатные или по сниженным ценам обеды) школьных округов. Недостатком данной модели является ее ограничение для межрайонных сравнения. Применительно к Российской Федерации модель Yecke's Efficiency / Effectiveness Index вполне
--
рии, так и для оценки эффективности использования
-
ями (при трансформации модели применительно к образовательным учреждениям).
--
фективные образовательные учреждения на основе
сравнения фактически достигнутых баллов по тестам
-
ся образовательных учреждений с прогнозируемой
-
водительности» понимается диапазон допустимых
-
щихся образовательного учреждения. Бюджетные
-
--
тике и чтению малообеспеченных учащихся выше,
чем баллы, определенные в прогнозируемой «зоне
-
ляемые образовательному учреждению, признаются
-
--
ные в прогнозируемой «зоне производительности».
Преимуществом модели School Matters's Error
-
-
тельных учреждений позволяет разработать план
-
-
логичным процентом малообеспеченных учащихся. Недостатком данной модели является отсутствие
показателя оценки. Применительно к Российской
-
-
ходов на образование, поскольку она оценивает не эффективность финансирования сферы образования, а результативность деятельности образовательных учреждений.
--
ходов на образование позволяют выбрать подходы,
-
ности и адекватные и реальные с точки зрения их практической применимости. Такой, на наш взгляд, является модель School Matters's Return on Spending
Index from Standard & Poor's, поскольку позволяет
-
ходов на образование как на уровне определенной
-
жетных средств образовательным учреждением, а также проводить межтерриториальные сравнения и сравнения среди образовательных учреждений (при отсутствии существенных предметных различий и особенностей).
Библиографический список
1. Marcia Ford Seiler, Jo Aim G. Ewalt, Ph.D. John T. Jones, Ph.D. Brenda Landy Sabrina Olds Pam Young. Indicators of Efficiency and Effectiveness in Elementary and Secondary Education Spending. Project Staff . Research Report No. 338. December 5,2006. - Frankfort, Kentucky, 2006. - 168 p.
2. Eric A. Hanushek. When School Finance 'Reform' May Not Be Good Policy. Harvard Journal on Legislation, 28(2), Summer 1991. -pp. 423^156.
3. North, Douglass Cecil. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - Cambridge University Press,
4. Бачурин, А. В. Интенсификация и эффективность. - M.: Экономика, 1985. - 264 с.
5. Большой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 810 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими
7. Кураков, JI. П., Кураков, В. JI. Толковый словарь экономических и юридических терминов. Московский психолого - социальный институт. - М.: Чебоксары, 2002. - 748 с.
8. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография / А. К. Осипов, В. Н. Аникин, О. В. Котлячков, Э. К. Конярова, Т. А. Ильина. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 276 с.
9. Придачук, М.П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг // Финансы. 2006. № 5. - С. 27-29.
10. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2005.
11. Сухарев, О. С. Теория эффективности экономики / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2009.
12. Шахмалов, Ф. И. Теория государственного управления. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
23. Якобсон, JI. И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1996. 318 с.
INTERNATIONAL MODEL ASSESSMENT EFFICIENCY OF PUBLIC EXPENDITURES ON EDUCATION AND
THEIR ACCEPTABILITY UN THE RUSSIAN REALITY
Sergey N. Markov,
senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The article discusses three foreign models estimate the efficiency of budget spending on education, assesses their acceptability in the Russian reality for evaluation at the level of administrative-territorial units, and at the level of educational institutions, as well as for inter-territorial comparisons and for making comparisons among educational institutions. Keywords: the budget for education, efficiency, efficiency of budget spending on education.
Марков Сергей Николаевич - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: Markovsn79(g!mail.m.
Статья поступила в редакцию 26.02.2013