А.К. Белолуцкая, Т.Н. Ле-ван, Е.Е. Крашенинников-Хайт, Д.С. Смирнова, И.Б. Шиян
Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт США и Сингапура
Белолуцкая Анастасия Кирилловна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия) Ле-ван Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия) Крашенинников-Хайт Евгений Евгеньевич - младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия)
Смирнова Дарья Сергеевна - зав. лабораторией профориентации и технологий развития успешности центра проектного творчества «Старт-ПРО» Института дополнительного образования МГПУ (Москва, Россия) Шиян Игорь Богданович - кандидат психологических наук, заместитель директора Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия)
В статье представлен аналитический обзор систем внешней независимой оценки качества дошкольного образования США и Сингапура. Особое внимание уделено особенностям работы американской Ассоциации образования детей раннего возраста (NAEYK), а также таких программ, как STARS (Пенсильвания, США) и SPARK (Сингапур). Ключевыми характеристиками внешней оценки качества в указанных странах являются: добровольность, наличие PR-составляющей (так, чтобы родители понимали, как ориентироваться в многообразии детских садов), поддержка лидерских качеств и обучение управленцев внутри организаций, использование стандартизированных шкал экспертизы (например, ECERS-R), признанных международным сообществом и ориентированных на оценку средовых показателей, а не детских результатов. Таким образом, рассмотренные нами зарубежные практики организации оценки качества дошкольного образования вносят вклад в понимание продуктивных направлений становления отечественной системы независимой экспертизы дошкольного образования на этапе внедрения новых нормативно-правовых основ и актуализации социального заказа на высокое качество образовательных услуг.
Ключевые слова: внешняя система оценки качества, развитие дошкольного образования, международный опыт, США, Сингапур, шкала ECERS.
Foreign Models of Independent Preschool Education Quality Assessment: US and Singapore Experience Anastasia K. Belolutskaya, PhD in Psychology, Leading Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Tatiana N. Le Van, PhD in Psychology, Senior Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Evgeny E. Krasheninnikov-Khait, Junior Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Daria Smirnova, Head of the Laboratory of Vocational Guidance and Technology of Success Development, Institute of Additional Education, Moscow City University (Moscow, Russia) Igor B. Shiyan, PhD in Psychology, Deputy Director of the Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) The article presents an analytical review of the systems of external independent evaluation of preschool education quality in the United States and Singapore. Special attention is given to the specifics of National Association for the Education of Young Children (NAEYC) as well as programs like STARS (Pennsylvania, USA) and SPARK (Singapore). The key characteristics of external quality assessment in these countries include voluntary participation, the presence of a PR component (so that parents understand how to navigate in a variety of kindergartens), support of leadership qualities and training managers within organizations, the use of standardized rating scales (e.g., ECERS-R), which have been recognized by the international community and focus more on evaluating environmental performance rather than children's results. So the review of the foreign practices of organizing pre-school education quality assessment helps us to better understand how to form our national system of independent expert examination of pre-school education in the most productive way. This is all the more relevant now that Russia is engaged in laying down a new regulatory framework and elaborating a social mandate for high quality educational services. Keywords: external quality assessment system, development of pre-school education, international experience, USA, Singapore, the ECERS scale.
Безусловным достижением последних лет в сфере повышения качества дошкольного образования в Российской Федерации является введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), основанного на принципах поддержки детской инициативы, создания атмосферы сотрудничества в детско-взрослом коллективе, построения образовательной среды на основе индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка. Также необходимо отметить, что в настоящий момент в российском обществе, особенно в крупных городах, наблюдается изменение характера спроса на образовательные услуги для детей дошкольного возраста. Территориальная доступность остается ключевым критерием для выбора детского сада, однако все чаще семьи начинают обращать внимание на качество образовательных услуг. В первую очередь это связано с тем, что в последнее время были предприняты существенные усилия по ликвидации очередей в детских садах, следовательно, услуга стала более доступной, и значительная часть семей получила возможность выбора программы и условий, которые наилучшим образом подходят именно их ребенку. Возросшие требования к качеству со стороны родителей обусловлены также диверсификацией структуры предложения: на рынке появилось большое количество коммерческих центров, занимающихся детским развитием и предлагающих весьма разнообразный выбор занятий; постепенно оформляется сеть частных детских садов; в свободном доступе находится информация о разнообразных зарубежных подходах к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость качественных изменений в российской системе дошкольного образования, однако их направление и успешность существенно зависят от того, насколько точно и надежно удастся выявить слабые места существующей широкой практики работы детских садов. Именно выявление таких точек приложения усилий всех действующих агентов изменений (ведомства, муниципалитетов, самих образовательных организаций, родителей), влияние на которые приведет к максимально системным сдвигам в отношении качеств образовательных услуг, является основной задачей внешней (независимой) оценки качества дошкольного образования в России на сегодняшний день. Не менее важная задача - работа с представлениями родительского сообщества о том, что такое качес-
тво дошкольного образования. Не являясь специалистами в области современных программ дошкольного образования, развивающей среды детского сада, особенностей детско-взрос-лой коммуникации, нацеленной на сотрудничество, родители, как правило, впадают в крайности: или ориентируются исключительно на опыт своего детства и требуют от образовательной организации соответствия нормам двадцати-тридцатилетней давности, что, естественно, тянет систему назад, а не вперед. Или, наоборот, отрицают все достижения, выросшие на отечественной почве, и требуют соответствия т.н. «западным образцам», что также невозможно по объективным причинам. В частности потому, что в мире нет единых, раз и навсегда устоявшихся канонов качества и, соответственно, его оценивания.
Система образования является одновременно и отражением актуального общественного устройства, и драйвером изменений. То же самое можно сказать и про систему оценки качества образования. С одной стороны, она нужна для объективной, валидной и надежной диагностики того, что происходит в конкретной организации и в системе в целом. С другой - параметры системы оценивания являются ориентирами, необходимыми профессиональному сообществу для движения вперед, а родителям - для того, чтобы грамотно научиться «отделять зерна от плевел» и, соответственно, создавать повышенный спрос на по-настоящему качественные образовательные услуги, тем самым стимулируя их развитие.
Именно поэтому система оценки качества должна отвечать нескольким обязательным условиям. Во-первых, быть независимой, свободной от давления управляющих структур (только в этом случае она не будет сводиться к контролю и порицанию, а будет выполнять миссию развития, совершенствования системы). Во-вторых, иметь уровневый характер, то есть задавать своеобразную «дорожную карту» для продвижения педагогического коллектива. В-третьих, ее результаты должны иметь «публичный интерфейс», то есть наглядное выражение в виде логотипа, знака качества, узнаваемого названия, а также сайта в Интернете. На нем доступным для родителей языком будет объясняться, какие именно преимущества получит их ребенок сейчас и в будущем от того, что будет посещать именно данную образовательную организацию. В-четвертых, иметь добровольный характер, так как любое принуждение к развитию мгновенно приводит к формализации процесса и обесце-
ниванию результата. В-пятых, должна быть выстроена система экспертного сопровождения таким образом, чтобы педагогический коллектив мог подготовиться, провести ревизию своих преимуществ и недостатков, закрыть какие-то локальные пробелы или глобально переориентировать стратегию движения. И, наконец, в-шестых, оценка должна вестись сертифицированными экспертами высокого класса, имеющими большой опыт работы в отрасли, так как потребуется не только проверять документы на соответствие федеральному и региональному законодательству, но и осуществлять включенное наблюдение в группах детей, анализировать предметно-пространственную среду, вероятно, мониторить родительские мнения, консультировать педагогический коллектив.
Всем указанным параметрам может удовлетворять только так называемая «внешняя независимая система оценки качества образования», то есть та, которая носит вневедомственный характер. Предметом государственного регулирования является аккредитация, аттестация, лицензирование образовательной организации, то есть допуск к работе с детьми. А вот уровень качества образовательной услуги может определить только профессиональное сообщество. Анализ международного опыта показывает, что независимая система оценки качества дошкольного образования есть практически во всех странах, где школьники показывают положительные результаты по международным сопоставительным исследованиям (PISA, PIRLS). Часто государственные власти сами инициируют или поддерживают оформление автономного оператора, который бы осуществлял уров-невую сертификацию и экспертную поддержку образовательных организаций.
Мы предлагаем вашему вниманию аналитический обзор особенностей систем независимой оценки качества детских садов США и Сингапура. В связи с тем, что в России институт внешней оценки качества образования только зарождается, в настоящий момент полезно изучение опыта любых эффективно действующих моделей. Опыт США интересен тем, что это страна, которая сопоставима с Россией по масштабу, населению (и, соответственно, количеству образовательных организаций), социокультурной разнородности, наличию региональной специфики. Здесь важно понять, насколько гармонично сопряжены оценка по федеральным стандартам качества (оператор - автономная некоммерческая организация) и региональные инициативы разных штатов.
Сингапур привлекателен тем, что за короткий период сумел превратиться из страны третьего мира в технологического лидера, а выпускники сингапурских школ показывают одни из лучших результатов по PISA. Для России сейчас тоже важно преодолеть отставание, причем сделать это в короткие сроки. Модель Сингапура значима, так как является в достаточной степени централизованной (агентство, которое осуществляет сертификацию, хоть и является автономным, но действует под патронажем двух министерств в рамках межведомственного взаимодействия), что делает ее несколько более реальной для осуществления в России, чем опыт, например, любой из скандинавских стран, но в то же время ориентированной на выращивание инициативных лидеров на местах.
Соединенные Штаты Америки: стандарты NAEYC и опыт штата Пенсильвания
Почти все штаты в Америке реализуют те или иные программы финансовой поддержки дошкольного образования. Соответственно, встает необходимость «просчитать» их результативность, для чего, в первую очередь, и требуется оценка качества образовательной услуги. Именно это послужило основанием для запуска серии программ внешней оценки детских садов и центров развития ребенка, получающих государственное финансирование. Основным координатором реализации этих программ является Департамент общего административного регулирования в образовании (Education Department General Administrative Régulations (EDGAR)).
Как правило, оценка основывается на результатах тестов и проверке академических умений детей: важно, с чем ребенок пришел в детский сад и как он его закончил. У частных детских садов, вынужденных конкурировать на рынке за то, чтобы родители решили привести ребенка именно к ним, несколько другая ситуация. Здесь основной параметр оценки - удовлетворенность и положительные отзывы родителей.
Национальная ассоциация образования детей раннего возраста (National Association for the Education of Young Children (NAEYC)), крупней-шаянекоммерческаяорганизация в Соединенных Штатах, предложила свою систему независимой аккредитации качества дошкольного образования для того, чтобы определить профессиональные стандарты, а также помочь
родителям распознавать наиболее качественные учреждения для своих детей. На данный момент аккредитация NAEYC является знаком качества дошкольного образования в США, в ее структуру входят как государственные, так и частные филиалы, которые являются полуавтономными.
Национальная ассоциация оценивает 10 ключевых областей, причем аккредитация, как правило, проходит в 3 этапа:
1. Самообследование дошкольного учреждения.
2. Оценка аккредитующего органа.
3. Вынесение решения.
Особый интерес представляет опыт штата Пенсильвания, где с 2002 года по настоящее время действует добровольная программа оценки качества дошкольного образования (Wright R.W., 2010). В качестве инструмента оценивания работы детских садов используется шкала ECERS-R (Early Childhood Environment Ration Scale, Revised). Также предъявляются особые требования к квалификации воспитателей, развитию персонала, качеству коммуникации, лидерству, партнерству с семьей. Система оценки детских садов Пенсильвании имеет много общего со стандартами аккредитации NAEYC, однако специфика состоит в том, что у нее уровневый характер. Название программы представляет собой акроним STARS (Standarts, Training / Professional Development, Assistance, Resources, Support - англ.; стандарты, обучение и профессиональное развитие, помощь, ресурсы, поддержка - рус.). По результатам оценивания детскому саду или центру может быть присвоено определенное количество звезд: от одной до четырех. До двух звезд может быть присвоено организации на основании содержащей необходимые сведения письменной заявки. Три или четыре звезды может быть присвоено образовательной организации на основании самооценивания и оценки внешним экспертом. Следует особо отметить, что в штате Пенсильвания было проведено аналитическое исследование по сопоставлению Стандартов NAEYK, шкалы ECERS-R, а также стандартов штата Пенсильвания с тем, чтобы составить т.н. «crosswalk» (пешеходный переход - буквально, здесь - «дорожная карта») для образовательных организаций для того, чтобы действия профессиональной ассоциации, Правительства США и детских садов и центров были согласованы.
Итак, чем отличаются разные уровни программы STARS:
1 звезда
- Образовательная программа удовлетворяет требованиям Стандарта раннего обучения детей штата Пенсильвания и обеспечивает основные вехи детского развития.
- Родители получают справочник, где указана вся информация о службах, связанных с семьей и соцзащитой в штате.
- В момент зачисления ребенка в детский сад педагоги встречаются с родителями.
- Когда ребенок оказывается готовым перейти на следующий уровень обучения, родители получают всю информацию о том, как обеспечить наиболее мягкий переход.
- Персонал организации каждый год составляет план своего профессионального развития.
2 звезды
- Как минимум половина ведущих педагогов имеют образование в сфере раннего развития детей (Associate's degree).
- Педагоги организуют встречу с семьей в момент зачисления ребенка в детский сад; заботятся о ежедневном обновлении и разнообразии детских видов деятельности.
- Проводят ежегодную конференцию педагогов, где обсуждается прогресс каждого ребенка.
- Раз в год происходит оценка детских достижений.
- Педагоги используют Стандарты штата Пенсильвания, чтобы планировать ежедневную деятельность детей.
- Педагоги используют стандартизированные шкалы для того, чтобы усовершенствовать среду и образовательное взаимодействие в детском саду (ECERS-R).
- Программа предусматривает специальные виды активности, которые позволяют смягчить переход из одной учебной группы в другую.
- Педагоги детского сада обеспечиваются как минимум двумя компонентами социальной защиты, например, медицинской страховкой. Это позволяет уменьшить «текучку» кадров.
- Персонал проходит дополнительное обучение каждый год.
3 и 4 звезды
- Как минимум половина ведущих педагогов должна иметь образование в сфере раннего развития детей (Bachelor's degree). Остальные должны иметь профильное образование на уровне Associate's degree.
- Педагоги организуют встречу с семьей в момент зачисления ребенка в детский сад; заботятся о ежедневном обновлении и разнообразии детских видов деятельности. Проводят
ежегодную конференцию педагогов, где обсуждается прогресс каждого ребенка.
- Оценка детских достижений проводится три раза в год (первая через 45 дней после зачисления ребенка).
- Педагоги используют Стандарты штата Пенсильвания с тем, чтобы совершенствовать образовательную программу и систему оценивания результатов.
- Ежегодно проводится оценка качества образовательной среды с помощью стандартизированных шкал ECERS-R.
- Детский сад взаимодействует как с семьей, так и со школой, чтобы обеспечить ребенку плавный, мягкий переход из семьи в детский сад и далее - в школу.
- Педагоги детского сада обеспечиваются как минимум тремя компонентами социальной защиты (для уровня «Три звезды») и четырьмя компонентами (для уровня «Четыре звезды»), например, медицинской страховкой. Это позволяет уменьшить «текучку» кадров.
- Персонал проходит дополнительное обучение каждый год.
В настоящий момент более 5000 детских садов штата Пенсильвания так или иначе прошли сертификацию по программе STARS.
Сингапур: программа поддержки и независимой аккредитации детских садов SPARK
Термин «дошкольное образование» в Сингапуре относится к детским садам и центрам по уходу за ребенком. Эти два типа организаций находятся в подчинении разных ведомств. Детские сады курируются Министерством образования и предоставляют образовательную услугу детям от 4 до 6 лет, а центры посещают дети от 2 до 6 лет, курирование осуществляет Министерство общественного развития, молодежи и спорта. В Сингапуре в настоящий момент примерно 600 детских садов и 900 центров.
До начала нового тысячелетия приоритетами дошкольного образования в Сингапуре были билингвизм и подготовка к обучению в начальной школе. В фокусе находились академические достижения и предметное содержание.
Однако по мере того, как Сингапур продвигался по пути построения экономики, основанной на знаниях, все острее оформлялась необходимость в пересмотре и перестройке образовательных приоритетов в направлении
формирования творческого мышления, гибкости, инновационных подходов.
Сдвиг парадигм в сфере дошкольного образования вызвал немалое сопротивление как со стороны самих детских садов, так и со стороны родительской общественности. Опросы родителей начала 2000-х годов показывают, что общественный запрос по отношению к системе дошкольного образования основывался на устаревших, ригидных представлениях о том, что такое качественное образование для детей раннего возраста.
Например, 80% опрошенных родителей считали крайне желательными письменные работы в классе, 50% приветствовали домашние задания; 44% поддерживали тесты и контрольные работы; 25% ставили в приоритет дисциплину; 19% - чтение и письмо; 19% - умение взаимодействовать; 17% - желание учиться; 11% - уважение к старшим; творческое мышление - 11% (Peng Ch.F., 2011).
Для того чтобы изменить ситуацию коренным образом, власти Сингапура сделали ставку на широкое участие иностранных специалистов в перестройке системы, в том числе дошкольного образования. В университеты Сингапура было приглашено большое количество преподавателей дошкольной педагогики из Великобритании, Северной Америки, Австралии.
Одновременно с этим был запущен ряд программ по внешней оценке качества дошкольного образования, наиболее масштабной из которых в настоящий момент является программа SPARK.
Программа внешней независимой оценки качества образования в детских садах Сингапура (SPARK)
В январе 2011 года в Сингапуре была инициирована Программа аккредитации детских садов Сингапура (The Singapore Pre-school Accreditation Framework (SPARK)).
В апреле 2013 года было открыто Агентство по проблемам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) -автономное учреждение, действующее под патронажем двух министерств: Министерства образования и Министерства социального и семейного развития. В функционал агентства входит работа с ключевыми аспектами обеспечения развития детей до 7 лет в детских садах и центрах по уходу за детьми. В настоящий момент реализация программы SPARK полностью входит в функционал данного Агентства.
Программа преследует две основные цели:
1) помочь работникам детских садов вывести качество образования на значительно более высокий уровень;
2) помочь родителям детей дошкольного возраста с выбором образовательной организации так, чтобы они ориентировались не только на территориальную доступность детского сада, но и на качество предоставляемой образовательной услуги в соответствие с современными международными представлениями.
Авторы программы отмечают, что SPARK обеспечивает лидерам детских садов признание и поддержку в процессе улучшения качества преподавания, обучения, администрирования и управления персоналом c тем, чтобы добиться целостного развития и благополучия детей в детских садах. Программа задает ориентиры развития и позволяет в том числе более эффективно организовывать самооценку организаций, чтобы поставленные ими новые цели действительно имели развивающий характер.
Программа аккредитации SPARK носит добровольный характер. Подавать заявки на оценку и получение сертификата могут как детские сады, так и центры по уходу за детьми.
Конструкция программы имеет четыре уровня:
1) Регистрация и регуляция / лицензирование
Производится оценка минимальных стандартов функционирования организации.
2) Самооценивание
После регистрации всем детским садам настоятельно рекомендуется пройти этап самооценивания.
3) Рейтинг качества
На этом этапе детские сады уже лучше понимают, какому уровню качества они соответствуют, и готовы к проверке результатов самооценивания с помощью приглашения внешнего эксперта.
4) Аккредитация
По результатам внешнего оценивания формируется рейтинг детских садов по параметру качества образовательной услуги. Организации, которые оказались на вершине рейтинга, получают сертификат.
Программа SPARK поддерживает пять основных ценностей, на основе которых формируются критерии рейтинга:
1. В центре внимания - ребенок
Дети лучше всего развиваются в безопасной образовательной среде, где обучение основано на опыте и сообразно возрасту. У каждого ребенка разные способности, обра-
зовательные потребности и интересы. Высокая квалификация педагога и умелая фасилита-ция могут обеспечить каждому ребенку полное раскрытие потенциала и мощный старт для дальнейшего образования.
2. Лидерское видение
Лидеры задают направление и тон остальным сотрудникам. Для того чтобы отвечать на меняющиеся вызовы в отрасли, хорошие лидеры должны соответствовать меняющемуся образовательному ландшафту: быть в курсе последних тенденций в педагогике, видеть дальше, чем требуют сиюминутные проблемы. Они должны вдохновлять и вести за собой людей к реализации концепции развития их детского сада.
3. Влияющий профессионализм
Педагоги формируют характер детей, на
протяжении многих лет взросления раскрывают их потенциал. Детские сады нуждаются в увлеченных педагогах, готовых полностью посвятить себя профессии, в тех, кто осознает свою миссию и обладает достаточно высокой компетентностью, чтобы вовлечь ребенка в осмысленное целенаправленное обучение. Педагоги должны, с одной стороны, развивать рефлексию детей, а с другой - постоянно искать возможности для собственного профессионального роста.
4. Целевые инновации
Работа с юными воспитанниками требует от детских садов заниматься инновационной работой и приветствовать изменения. Все усовершенствования должны быть согласованы с концепцией развития детского сада. Если детский сад соответствует требованиям времени и восприимчив к инновационным педагогическим подходам, то это обеспечивает возможность детям получать знания и умения, так необходимые им в будущем.
5. Партнерство для роста
Отношения c членами семьи и ближайшим окружением существенно влияют на обучение и развитие детей. Детские сады должны установить тесное сотрудничество с родителями и местным сообществом, чтобы обеспечить целостное развитие воспитанников.
Программа коучинга
Одной из мер поддержки, предлагаемых ECDA детским садам, которые хотят пройти сертификацию по программе SPARK, является так называемая «схема коучинга», удостоверяющая качество. Заявку на такое обучение могут в добровольном порядке подать те детские сады, которые претендуют на сертификат SPARK. Во время обучения с детским садом работают
внешние эксперты, которые помогут организации выявить слабые стороны, пропущенные звенья во всей структуре работы детского сада, а также дадут рекомендации по развитию.
В качестве тренеров программы SPARK выступают опытные практики, представители системы образования, работающие с проблемами раннего и дошкольного детства. Тренеры проходят идентификацию и обучение в ECDA.
Критерии, которым должен удовлетворять детский сад, чтобы подать заявку на прохождение коучинга по программе SPARK:
1) выполнить базовые лицензионные требования;
2) как минимум 75% педагогов должны иметь диплом об образовании в сфере дошкольной педагогики и воспитания (diploma in Early Childhood Care and Education - Teaching (DECCE-T));
3) руководитель детского сада должен иметь два диплома в сфере дошкольной педагогики и воспитания (Diploma in Early Childhood Care and Education - Teaching (DECCE-T), Diploma in Early Childhood Care and Education - Leadership (DECCE-L), также руководитель должен иметь стаж работы в дошкольном образовании не менее 2 лет;
4) детский сад должен быть готов завершить обучение и пройти оценивание через 12 месяцев после начала коучинга.
В зависимости от имеющихся потребностей детский сад имеет право пройти до пяти коу-чинговых сессий (20 часов обучения). Точное количество устанавливается на первой сессии руководителем сада и тренером. Во время коу-чинговых сессий происходит консультирование по вопросам параметров оценивания в программе SPARK, работа с документами, наблюдение, демонстрация образовательных технологий.
На сегодняшний момент из 1500 детских садов Сингапура сертификат SPARK имеют 409 образовательных организаций. 56 детских садов имеют сертификат программы SPARK с отличием. Это признание сильного уровня преподавания и администрирования образовательного процесса, реализации интегрированной целостной комплексной программы, наличия продуктивной воспитательной среды, что приводит к целостному развитию ребенка.
Сертификат действителен в течение трех лет. До окончания срока детские сады могут пройти повторную сертификацию, и если они все еще удовлетворяют критериям SPARK, то подтвердить свой статус.
Современные опросы родительской общественности Сингапура показывают, что сертификат SPARK становится ключевым критерием, по которому родители выбирают детский сад для своего ребенка, что, соответственно, в целом приводит к смене общественного запроса по отношению к системе дошкольного образования.
На основании проведенного обзора, мы можем сделать ряд обобщающих выводов, в первую очередь, относительно параметров качества, которые страны с развитыми системами образования закладывают в качестве ориентиров для развития детских садов и центров.
1) Непосредственно детские академические достижения в большинстве случаев не считаются основанием для того, чтобы делать выводы о качестве работы детского сада. Такой компонент, как анализ детских результатов, включен в системы оценивания только в США (из проанализированных стран), да и то в мягком, очень усредненном варианте. Центральным объектом мониторинга являются так называемые «средовые показатели» - организация пространства, характер коммуникации, оборудование, безопасность, квалификация сотрудников.
2) Обращает на себя внимание такой параметр, как «лидерство». Особенно большое внимание ему уделяется в Сингапуре. Эксперт смотрит, насколько руководитель детского сада или центра является субъектом своей профессиональной деятельности, есть ли у него стратегия развития организации, насколько она принята коллективом, как эта стратегия обеспечена организационно и финансово. Инициатива руководителя и способность принять ответственность за большой коллектив и воспитанников -ключевое условие для повышения качества образования, предлагаемого организацией.
3) Очень важным признаком качественной работы является интегрированность детского сада в местное сообщество и дружелюбно-партнерские отношения с родителями, степень вовлеченности которых в жизнь детского коллектива также является значимым показателем качества работы педагогов.
Следует акцентировать внимание на субъекте оценки качества дошкольного образования. Эта процедура осуществляется не чиновниками или родителями, а профессионалами, экспертами в области дошкольной педагогики, представляющими независимые организации, что определяет развивающий характер самой процедуры независимой оценки качества и
ее результатов (совершенствование образовательных услуг в направлении удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста в гармоничном развитии). Важно, что в процедуре оценки качества активно участвуют и сами работники детских садов (как административные, так и педагогические), что также позволяет говорить о развивающей сущности национальных систем оценки качества дошкольного образования в разных странах.
Ключевой характеристикой внешней оценки качества в США и Сингапуре является ее добровольность: детские сады и центры сами решают, подавать ли заявки на участие и в какой мере прибегать к услугам приглашенных специалистов. Это означает, что процесс подготовки к сертификации сам по себе дает мощный толчок для развития организации (и за счет обучения, которое осуществляет оператор, и за счет систематической самооценки, рефлексии оснований собственной деятельности).
Таким образом, рассмотренные нами зарубежные практики организации оценки качества дошкольного образования вносят вклад в понимание продуктивных направлений становления отечественной системы независимой экспертизы дошкольного образования на этапе внедрения новых нормативно-правовых основ и актуализации социального заказа на высокое качество образовательных услуг. ■
Источники
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт//Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - №3. - С. 22-31.
2. Шиян ОА. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №5 - С. 68-78.
3. Bautista, A., Wong, J., & Gopinathan, S. (2015). Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education, 7(3), P. 311-326.
4. Bautista, A., Ortega-Ruнz, R. (2015). Teacher professional development: International perspectives and approaches. Psychology, Society and Education, 7(3), P. 240-251.
5. Betty J. (2003). Preparation of Teachers, International Context. /http://education. stateuniversity.com/pages/1927/Early-Childhood-Education.html
6. Dimmock, C., &Tan, C.Y. (2013). Educational leadership in Singapore. Journal of
Educational Administration, 51(3), P.320-340. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09578231311311492
7. Gopinathan, S. (2012). Fourth way in action? The evolution of Singapore's education system. Educational Research for Policy and Practice, 11(1), P.65-70. doi: http://dx.doi. org/10.1007/s10671-011-9117-6
8. Hairon, S. (2006). Action research in Singapore education: constraints and sustainability. Educational Action Research, 14(4), P.513-523. doi: 10.1080/09650790600975684
9. Harcourt D.S. (2008). Constructing ideas and theories about quality: the accounts of young children in two early childhood classrooms in Singapore. http://eprints.qut.edu.au/16658/1/ Deborah_Sue_Harcourt_Thesis.pdf
10. Honig, A.S., & Lim, S.E.A. (2013). Bilingualism, language, learning, stories, and reading skills among children in four Asian countries. Early Child Development and Care, 183(10), P.1355-1507.
11. Ellis, N.J., &Armstrong, A.C. (2013). Howcontextshapespractitionerresearchandp rofessionallearninginschoolsinSingaporeand NSW. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 44(3), 435-454. doi: 10.1080/03057925.2013.767674.
12. Peng Ch.F. (2011). Children learning through play: perspectives and practices of early childhood educators in Singapore preschools serving children aged four to six years// https://lra.le.ac.uk/bitstream/ 2381/10119/1/2011chenfpedd.pdf
13. Singapore Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes (2006). Compiled by: UNESCO International Bureau of Education (IBE) Geneva, (Switzerland). http://unesdoc. unesco.org/images/0014/001472/147238e.pdf
14. Sharpe, P. (2000). Features of preschool education in Singapore. In C. Tan-Niam& M.L. Quah (Eds.), Investing in our future: The early years. Singapore: McGraw Hill Book Co. P.123-128.
15. Wright R.W. (2010). Multifaceted Assessment for Early Childhood Education. Sage Publications, Inc. P. 331.
16. h 11 p ://pa p ro m i sefo rc h i l d re n . com/choose-a-quality-program/stars-levels/
17. http://www.dhs.pa.gov/cs/groups/ webcontent/documents/communication/p_ 003035.pdf
18. https://www.ecda.gov.sg/
19. https://oldweb.naeyc.org/academy/ standards/standard2/
20. http://www.ipcpreschools.com/
Статья поступила в редакцию 11.09.2016 г.