КОРНИЛОВА С. В.
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация. Стремительное развитие процессов глобализации в мировой экономике безусловно приводит к усилению конкурентной борьбы, что предполагает необходимость поиска новых более эффективных инструментов управления. Кластерный подход считается одним из наиболее эффективных инструментов управления территориальным развитием. В статье рассмотрен мировой опыт, современное состояние и тенденции развития кластерного подхода в экономике.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационное развитие, кластерный подход, модели кластерной политики, кластерные программы.
KORNILOVA S. V.
FOREIGN MODELS OF CLUSTER POLICY
Abstract. The rapid development of globalization processes in the world economy certainly leads to increased competition, which implies the necessity of finding new, more effective management tools. The cluster approach is considered to be one of the most effective tools of territorial development management. The article considers the current state, international practices and trends of using the cluster approach in economy.
Keywords: competitiveness, innovative development, cluster approach, model of cluster policy, cluster program.
Инновационное развитие - современная тенденция развития экономики, приобретающая новое качественное состояние и структуру, обеспечивающую приоритет инновационной деятельности [1, c. 14]. Экономическое развитие, базирующееся на инновациях, наиболее перспективных знаниях и передовых технологиях, обеспечивает интенсивный экономический рост. При этом для каждой страны характерны свои особенности инновационного развития и повышения потенциала, что составляет специфику национальной инновационной системы [9, c. 35].
Достаточно высоким уровнем государственного и межгосударственного регулирования инновационного развития характеризуется Евросоюз. Свидетельством этого являются лидирующие позиции стран ЕС в международных рейтингах конкурентоспособности. Для сравнительной оценки конкурентоспособности стран мира использованы индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI) и глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index, GII) [12; 13]. Кроме ведущих европейских стран в десятку самых конкурентоспособных стран мировой
экономики входят США и наиболее развитые азиатские страны (Япония, Сингапур, Гонконг) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Инновационная и глобальная конкурентоспособность
ведущих стран мира в 2015-2016 гг.
2015 2016
Страна Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка
по вС1 ОС1 по вИ вп по вС1 ва по вН вн
Швейцария 1 5,76 1 68,30 1 5,78 1 66,28
Сингапур 2 5,68 7 59,36 2 5,69 6 59,16
США 3 5,61 5 60,10 3 5,67 4 61,40
Нидерланды 5 5,50 5 61,58 4 5,61 9 58,29
Германия 4 5,53 12 57,05 5 5,58 10 57,94
Швеция 9 5,43 3 62,40 6 5,50 2 63,57
Великобри- 10 5,43 2 62,42 7 5,49 3 61,93
тания
Япония 6 5,47 19 53,97 8 5,48 16 54,62
Гонконг 7 5,47 11 57,23 9 5,48 14 55,69
Финляндия 8 5,45 6 59,94 10 5,44 5 59,90
Россия 53 4,44 48 39,32 43 4,48 43 38,50
Исследование опыта развитых стран показывает, что успешное развитие национальных инновационных систем во многом зависит от качественного уровня развития институтов, обеспечивающих разработку и продвижение инноваций. Так, в ведущих странах функционируют эффективные механизмы инновационного развития на основе использования государственно-частного партнерства, бизнес-ангелов, венчурных фондов, направленные на модернизацию национальных экономик в инновационном направлении. Активно используется и институт кластеров, особенно кластеров инновационного типа [6; 10].
В ряде европейских стран аккумулирован значительный опыт реализации кластерной политики. Специальные программы предусматривают инструменты как прямого, так и косвенного стимулирования интеграционной деятельности фирм.
Кластеры как инструмент, направленный на усиление сотрудничества и укрепление горизонтальных связей, в полной мере могут быть отнесены к политике третьего поколения [2]. Кластерный подход в развитых странах внедрялся поэтапно, начиная с обеспечения необходимого уровня финансирования венчурной отрасли, прямого стимулирования, достижения эффективного взаимодействия науки и бизнеса, формирования основных элементов инновационной инфраструктуры. С 1990-х гг. наблюдается активное развитие специализированных центров по кооперации университетов и бизнеса, междисциплинарным исследованиям, трансферу технологий; научные парки; региональные центры коммерциализации [4; 5; 8].
Исследования показали, что в практике разных стран сложились в основном две модели кластерной политики: англосаксонская (либеральная) и континентальная (дирижистская) (см. таблицу 2).
Основной принцип англосаксонской (либеральной) модели, применяемой в США, Великобритании, Австралии, состоит в том, что кластер - это рыночный механизм и роль региональных властей сводится к тому, чтобы убрать барьеры, мешающие его естественному развитию. Эта кластерная стратегия характерна для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику. Особенности кластерной политики в этих странах заключается в том, что основными игроками являются региональные органы власти и региональные организации, которые вместе с ведущими участниками кластерного объединения разрабатывают и реализуют программы их развития, а в некоторых случаях -финансируют и поддерживают пилотные проекты.
Таблица 2
Сравнительная характеристика моделей кластерной политики в зарубежных странах
Признак Англосаксонская (либеральная) модель Континентальная (дирижистская) модель
Объект влияния Развивает существующие кластеры, которые были ранее сформированы рынком На государственном и региональном уровнях избираются отраслевые и региональные приоритеты, а также кластеры, которые планируется развивать
Роль региональных органов власти в формировании инфраструктуры кластера Органы власти довольно редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров Инфраструктура для развития приоритетных кластеров создается или включается целенаправленно (например, университеты, инновационные центры, научно-исследовательские институты, банки, аэропорты, дороги и т.п.)
Направление государственной политики Государство создает стимулы для властей региона, на которых лежит ответственность за существующий или вновь создаваемый кластер Регион для создания кластера, а также объем его финансирования определяются государством с учетом мнения или предложений региональных (территориальных) структур
Примеры стран США, Великобритания, Австралия Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция
Ко второй группе относятся страны, реализующие континентальную (дирижистскую) политику развития кластеров. К ним относятся некоторые азиатские и европейские страны, в частности, Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция и другие. В этих странах
большую роль играет активная государственная (региональная) политика развития кластеров. Она включает определенный комплекс мероприятий - от выбора приоритетных кластеров и финансирование проектов по разработке стратегий развития кластеров до создания целевых программ с определением ключевых факторов успешного функционирования и развития кластеров (например, создание инфраструктуры, центров усовершенствования в области НИОКР и др.) [7].
По результатам исследования зарубежных кластерных политик установлено наличие национальных и региональных программ кластерного развития. Важным элементом кластерной политики является определение источников финансирования и организаций, ответственных за реализацию данных программ. Анализ проведенного исследования позволил выделить четыре вида кластерных программ, распространенных в европейских странах (см. таблицу 3) [3; 11].
Таблица 3
Виды кластерных программ в европейских странах
_Кластерная программа 1 типа_
Цель такой программы - изучение, выделение и классификация кластеров в регионе._
_Кластерная программа 2 типа_
Цель - усиление конкурентоспособности, кооперации и развития определенных кластеров или
иных отраслевых объединений на территории региона._
_Кластерная программа 3 типа_
Программы, нацеленная на развитие региона, в котором она разработана. Цель - создание
конкурентоспособной экономики региона._
_Кластерная программа 4 типа_
Программа, стимулирующая деятельность не всего кластера в целом, а определенной части или звена кластера, или взаимосвязей внутри кластера между отдельными участниками._
Таким образом, систематизация используемых инструментов кластерного развития в системе зарубежного регулирования региональных производственных анклавов позволяет выделить следующие системные признаки кластерной структуры экономики.
Во-первых, сетевые формы взаимодействия, основанные на совместной информационной базе, единой управленческо-организационной инфраструктуре сопровождения трансакционного внутри- и межрегионального взаимодействия.
Во-вторых, расширенная внутрикластерная специализация предприятий, создающая дополнительные конкурентные преимущества, выраженные совокупностью взаимообусловленных экономических эффектов.
В-третьих, гибкость кластерных предпринимательских структур, обеспечивающая активизацию инвестиционных точек роста региональной хозяйственной системы, в том числе инновационной направленности.
В-четвертых, частно-государственное взаимодействие в области создания и поддержки сетевых компетенций в форме четких правил по установлению, направленности и характеру связей между компаниями-участниками кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ реализации приоритетных направлений функционирования экономики и выполнения федеральных программ развития Республики Мордовия: монография / кол. авт.; науч. ред. Ю. В. Сажин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 152 с.
2. Бикеева М. В. Признаки социально ответственного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 2(25). - С. 196-198.
3. Валицкий Д. А. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России // Вестник МГОУ. Серия Экономика. -2010. - № 1. - С. 50-56.
4. Карякина Л. А. К вопросу о кластерах // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2010. - № 19. - С. 45-50.
5. Карякина Л. А. О термине «кластер»: от классики до современности // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. -2012. - № 2. - С. 60-64.
6. Карякина Л. А. Методы анализа факторов инновационного развития региона // Регионология. - 2012. - № 4 (81). - С. 51-56.
7. Красникова Т. С. Аналитический обзор подходов к определению понятия «кластер» и оценке роли кластеров в развитии территории // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - Т.7. № 1. - С. 144-157.
8. Мальсагов А. И. Кластерный подход в региональной политике // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 1. - С. 82-86.
9. Поляков А. Ф., Сажин Ю. В., Карякина Л. А. Система стратегического планирования на российских предприятиях в условиях рынка: монография. -Саранский кооперативный ин-т автономной некоммерческой орг. высш. проф. образования Центросоюза Российской Федерации "Российский ун-т кооперации". -Саранск, 2009. - 188 с.
10. Табунов И. В. Кластерная политика как инновационное направление развития экономической политики // Инновационное развитие России: проблемы и перспективы»: сборник статей IV Международной научно-практической конференции; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Международная академия инвестиций и экономики строительства
(Нижегородское отделение); Межотраслевой научно-информационный центр / ред. Т В. Колосова. - Н. Новгород, 2015. - С. 52-55.
11. Ivanova I. A., Bikeeva M. V. Corporate Social Responsibility: Specificity, Formation Mechanism, Estimation of Management Efficiency // European Research Studies Journal. -2016. - Т. 19. № 3. - С. 167-184.
12. The Global Innovation Index 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/ reportpdf/GII-2015-v5.pdf.
13. The Global Innovation Index 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report.