УДК 94(430)
Хришкевич Т. Г.
| ЗАРУБЕЖНЫЕ МИССИИ БУНДЕСВЕРА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Статья анализирует участие бундесвера ФРГ в антитеррористических и гуманитарных миссиях ООН и НАТО в начале XXI века в Африке и на Ближнем Востоке. Статья обращается к истории бундесвера, проблемам, с которыми сталкиваются вооружённые силы ФРГ и перспективам военной реформы.
Ключевые слова: бундесвер, миссии НАТО, противодействие терроризму, ФРГ, Афганистан, террористические группировки.
История бундесвера Федеративной Республики Германии начинается с 1954 г., с подписания Парижского соглашения 2123 октября 1954 г., составной частью которого стали Общий договор и Протокол о присоединении Западной Германии к НАТО. Соглашение узаконило перевооружение ФРГ и её присоединение к Североатлантическому договору. Статья 2 Поправок к Соглашению об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами гласила: «Федеративная Республика будет пользоваться полными правами суверенного государства в своих внутренних и внешних де-лах»1. Свободу ФРГ в этом вопросе подтвердило создание Министерства обороны (Bundesministerium der Verteidigung), а также образование немецкой армии. До 1956 г. вооружённые силы являлись «армией без имени». Название «Bundeswehr» появилось в Законе о правовом статусе военнослужащих (Gesetz über die Rechtsstellung der Soldaten), который вступил в силу 1 апреля 1956 г. С 1957 г. в ФРГ была введена всеобщая воинская повинность. Первая послевоенная армия Западной Германии была полностью включена в военную структуру НАТО и подчинялась его объединённому командованию. Численность бундесвера с момента создания претерпела существенные изменения от 150 тыс. человек в 1955 г. до 500 тысяч в 1989 г.
В мае 1955 г., в соответствии с Парижскими соглашениями 1954 г., на основе Брюссельского пакта был создан Западноевропейский союз (ЗЕС). Таким образом, в ФРГ были заложены организационные основы для международной деятельности в рамках безопас-
1 Соглашение об отношениях между Федеративной
Республикой Германией и Тремя Державами [электронный ресурс]. URL:
http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html ?c=dokument_de&dokument=0018_par&object=translati on&st=&l=ru (дата обращения: 06.06.2016).
ности. На протяжении первых 40 лет после своего существования бундесвер не участвовал в боевых операциях. Объединение Германии возродило высказывания о «четвёртом рейхе», что потребовало от правительства Г. Коля конкретизации целей внешней политики ФРГ. Был провозглашен курс на преемственность с внешнеполитическими приоритетами Боннской республики и ориентация на безопасность ЕС. В качестве подтверждения началось сокращение армии, численность которой доводилась к концу 1990-х гг. до 330 тыс. человек.
В то же время, желание получить свободу действий и вернуть статус великой державы подталкивали ФРГ к более активному использованию бундесвера в мировой политике. Этому мешал Основной закон, которыш запрещал использовать вооружённые силы за пределами «зоны ответственности» НАТО, а в пределах зоны в тех местах, где находились солдаты вермахта в годы Второй мировой войны. Конституционный запрет сказался уже в 1990-1991 гг., когда Германия не приняла прямого военного участия в зоне Персидского залива, ограничившись финансовым содействием в 17 млрд. марок. Присутствие бундесвера в рамках миссий ООН в начале 1990-х гг. было отмечено в Камбодже (19911992 гг.), в Сомали (1993-1994 гг.). Всего за 1990-е гг. ФРГ прямо или косвенно участвовало в 24 миссиях ООН.
Общественная дискуссия, развернувшаяся в объединенной Германии, вокруг новой военно-политической доктрины и роли бундесвера в НАТО привели к политическому конфликту между основными партиями страны. В 1994 г. это вытилось в жалобу СДПГ и СвДП в Конституционный суд. Спор завершился важным достижением правительства Гельмута Коля, которым стало расширение полномочий бундесвера. 12 июля 1994 г. Конституционный суд Германии принял ре-
шение об отмене поправки 1982 г. к 24-й главе Основного закона, запрещавшей участие бундесвера в военных операциях за рубежом. Статья 24 п. 2 отныне гласила: «Федерация может в целях обеспечения мира войти в систему взаимной коллективной безопасности, при этом она согласится на ограничение своих суверенных прав в целях установления и обеспечения мирного и прочного порядка в Европе...»2. Таким образом, решением суда были сняты какие-либо «конституционные возражения» против участия ФРГ в санкционированных ООН операциях. Федеративная Республика Германия могла участвовать в вооружённых акциях в рамках системы коллективной безопасности ООН и НАТО. В результате из бундесвера были выделены «силы быстрого реагирования» численностью 54 тыс. человек. За период с 1992 г. общая численность военнослужащих, участвующих в различных операциях по всему миру, составила до 250 тыс. человек3.
Присутствие бундесвера за пределами государства регулируется двумя основными документами - заявлением федерального правительства и решением простого большинства бундестага, который обсуждает и утверждает (или отклоняет) это заявление парламентским большинством голосов. Федеральное правительство должно указать область применения бундесвера, правовую основу, максимальное количество занятых военнослужащих (как мужчин, так и женщин), их квалификацию, запланированный срок использования, все сметные расходы и необходимое финансирование. Запрос направляется председателями партийных фракций председателям Комитета по иностранным делам и Комитета обороны. Таким образом, использование бундесвера в зарубежных миссиях ЕС и НАТО легитимно, если на акцию имеется мандат ООН и за неё проголосует большинство в бундестаге. В случае отсутствия мандата ООН необходимо получение квалифицированного большинства.
2 Основной закон Федеративной Республики Германии , 23 мая 1949 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html ?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translati on&l=ru (дата обращения: 06.06.2016).
3 Берг И. С. Бундесвер и его роль в решении геостратегических задач на Востоке [электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/15-12-09a.htm (дата обращения: 06.06.2016).
В начале XXI в., в различных миссиях по всему миру регулярно задействованы до 10 тысяч военнослужащих. К настоящему моменту бундесвер участвует в ряде зарубежных операций, как гуманитарных, так и военных. Из самых ранних и продолжающихся до сегодняшнего дня европейских миссий бундесвера в рамках НАТО центральное место занимает Operation Active Endeavour. Её цель -морское наблюдение и борьба с терроризмом в Средиземном море. 16 ноября 2001 г. немецкий Бундестаг проголосовал за отправку морского контингента в Средиземное море. Военно-морские подразделения бундесвера отвечают за сопровождение торговых судов, осмотр подозрительных судов в море и наблюдение за акваторией. Немецкий вклад ограничивается участием в постоянных военно-морских силах НАТО в Средиземном море, развертывании разведки НАТО и обмене данными.
С 2008 г. тесную связь с Operation Active Endeavour имеет операция European Union Naval Forse ATALANTA (EU NAVFOR MED)4. Это миссия Европейского Союза в Средиземном море действует параллельно с операцией «Тритон» Агентства ЕС Frontex5 (бундесвер в этой операции участия не принимает). Основная цель EU NAVFOR - сбор информации о сети контрабанды, борьба с пиратством, мониторинг промысловой деятельности у берегов Сомали. Одновременно это спасение беженцев из стран Северной Африки. Стоимость участия Германии в операции EU NAVFOR MED за период с 1 октября 2015 г. по 31 октября 2016 г. составит примерно 42,3 млн. евро6. В ходе операции может быть задействовано не более 950 военнослужащих, в том числе два корабля с экипажем около 500 человек, а также дополнительный морской патруль с обслуживанием до 350 человек.
Одно из наиболее спорных присутствий бундесвера в Европе это участие в миссии
4 Mission [электронный ресурс]. URL: http://eunavfor.eu/mission (дата обращения: 06.06.2016).
5 Frontex launches joint operation Triton [электронный ресурс]. URL: http://frontex.europa.eu/ news/frontex-launches-joint-operation-triton-jsypl7 (дата обращения: 06.06.2016).
6 EU-Mission im Mittelmeer [электронный ресурс]. URL:
http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/ (дата обращения: 06.06.2016).
НАТО - KFOR7 (Kosovo Force) в Косово, которая осуществлялась с 12 июня 1999 г. Силы для Косово были созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244. Её цель была обозначена как поддержка созданию мирного, полиэтнического и демократического правового государства и среды безопасности.
Азиатские миссии бундесвера так же осуществляются в рамках развертывания сил НАТО и миссий ЕС. С 2006 г. бундесвер задействован в миссии Временные силы ООН в Ливане - UNIFIL (United Nations Interim Force In Lebanon), которая была начата в марте 1978 г. (резолюция № 426 СБ ООН)8. 13 декабря 2006 г. бундестаг одобрил участие своих вооружённых сил в контроле морских коммуникаций и участии в подготовке ливанского флота. Цель заключается в расширении возможностей ливанских вооружённых сил контролировать морские пути самостоятельно. 14 декабря 2012 г. бундестаг ФРГ одобрил участие бундесвера в миссии НАТО Альянс солидарности с Турцией (AF TUR). Сюда переброшены 400 военнослужащих. В соответствие с мандатом бундестага миссия носит сугубо оборонительный характер. Ядро немецкого контингента составляют пожарные подразделения ВВС. 29 января 2015 г. бундестаг опубликовал мандат на миссию в Ираке. Цель - координация доставки гуманитарной помощи и военной техники в северный Ирак.
Самая длительная миссия бундесвера в Азии, это, безусловно, Международные силы содействия безопасности - ISAF (International Security Assistance Force), длившаяся до 31 декабря 2014 г. Мандат бундестага на участие в миссии был представлен 22 декабря 2001 г. ISAF была первой боевой миссией в истории бундесвера.
В тени этой самой широкомасштабной миссии бундесвера находится ещё целый ряд гуманитарных миссий. Например, Миссия ООН в Афганистане - UNAMA (United Nations Assistance Mission in Afghanistan)9.
Она была создана 28 марта 2002 г. постановлением Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Её цель в оказании поддержки афганским институтам в осуществлении Боннского соглашения - например, в области прав человека, верховенства закона и равенства. Кроме того, операция African Union - United Nations Mission in Darfur (UNAMID)10 по прекращению огня в Судане, одобренная бундестагом в ноябре 2007 г. Бундесвер поддерживает UNAMID миротворческой миссией совместно с частями Африканского союза и миротворцами ООН в Дарфуре.
В миссии MINURSO (United Nations Mission for the Referendum in Western Sahara) в Западной Сахаре так же присутствуют немецкие военные наблюдатели. Их цель - наблюдение за прекращением огня между Марокко и «освободительным движением» Фронта ПОЛИСАРИО. Бундестаг направил сюда четырех невооружённых специалистов11.
Участие во всех этих акциях сопровождалось бурными дискуссиями в бундестаге, заседаниями Конституционного суда, острыми публикациями в прессе. Они должны были определить законность действий правительства по использованию бундесвера. Долгие годы вооружённые силы ФРГ воспринимались как наследие вермахта, поэтому государству крайне необходимо было, чтобы немецкая армия виделась как миротворческий инструмент внешней политики.
Наиболее продолжительными были две миссии бундесвера: в Косово и Афганистане. В операции в Косово приняло участие около 8,5 тыс. немецких солдат и офицеров. Официальный результат озвучен как положительный: прекращены «этнические чистки», сформировано демократическое общество, нацеленное на мирное сосуществование этнических групп. Однако эта миссия вызвала серьезные нарекания, в том числе и министра обороны ФРГ Томаса де Мезьера. В частности, министр подчеркнул, что в миссии в Косово союзники по НАТО бросили бундесвер на
7 KFOR [электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/kfor/ (дата обращения: 06.06.2016).
8 United Nations Interim Force in Lebanon (UNIFIL) [электронный ресурс]. URL:
http://unifil.unmissions.org/ (дата обращения: 06.06.2016).
9 United Nations Assistance Mission in Afghanistan
[электронный ресурс]. URL:
https://unama.unmissions.org/ (дата обращения: 06.06.2016).
10 Unamid [электронный ресурс]. URL: https://unamid.unmissions.org/ (дата обращения: 06.06.2016).
11 Die Auslandeinsätze der Bundeswehr [электронный ресурс]. URL: http://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/!ut/p/c4/ (дата обращения: 06.06.2016).
произвол судьбы, и призвал переработать военную концепцию для контингента KFOR. По мнению Т. де Мезьера установленную численность удавалось обеспечивать только за счет почти непрерывного привлечения резервных сил, в основном из Германии, Австрии и Италии: «Нужно либо признать, что нам нужно больше солдат и тогда уже прямо сказать об этом, либо сократить численность KFOR, поскольку постоянное участие резервистов в миссии в Косово недопустимо»12. В качестве одного из вариантов решения проблемы, министр обороны предложил произвести перегруппировку сил KFOR и перебросить часть подразделений с преимущественно мирного юга в менее стабильные северные районы Косово.
Гораздо более сложной и затяжной стала ситуация в Афганистане. Солдаты бундесвера прибыли в Афганистан в конце 2001 г. Бундесвер в Афганистане действовал в соответствии с «Афганской концепцией», которая была разработана силами четырех министерств федерального правительства в 2007 г. и уточнена в 2008-м. Германский контингент в Афганистане насчитывал в 2009 г. 4010 человек, являясь третьим по величине в Гинду-куше. Мандат, выданный бундестагом, обозначил следующие требования: немецкие солдаты должны применять военную силу только в соответствии с принципом пропорциональности, а патрулирование возможно было только в бронированных транспортных средствах, при условии наличия возможности оказать срочную медпомощь и сопроводительной группы специалистов по обезвреживанию боеприпасов. Основным принципом работы являлось сочетание гражданских и военных специалистов, которые работают в рамках единой конкретной задачи.
28 января 2010 г., накануне открытия в Лондоне очередной конференции по проблемам Афганистана, Ангела Меркель выступила в бундестаге с правительственным заяв-лением13. Его содержание было полностью
12 Германия жалуется на чрезмерную нагрузку на бундесвер в Косово [электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru/a-16295599 (дата обращения: 06.06.2016).
13 Regierungserklärung zum Afghanistan-Konzept der Bundesregierung von Bundeskanzlerin Merkel http://www.bundesregierung.de/ContentArchiv/DE/A rchiv17/Regierungserklaerung/2010/2010-01-28-merkel-erklaerung-afghanistan.html (дата обращения: 06.06.2016).
посвящено проблемам международного терроризма, победа над которым является залогом пути Афганистана к миру и стабильности. А. Меркель подчеркнула, что за восемь лет участия ФРГ в афганской миссии её результаты являются смешанными: быт достигнут определенный прогресс, но было много и неудач. По словам А. Меркель международное сообщество ещё не достигло своей цели, используя военные силы в Афганистане.
Правительственное заявление А. Мер-кель 2010 г. представило концепцию, состоящую из пяти пунктов. Первая задача бундесвера в Афганистане это продолжить обучать афганскую армию для того, чтобы в будущем вместе с афганскими военными обеспечить защиту населения в северном регионе. Для этого необходимо дополнительно отправить в Афганистан 500 солдат. Ещё 350 солдат требуются в качестве гибкого резерва, чтобы реагировать на конкретные ситуации, например, для защиты парламентских выборов. Во-вторых, необходимо тренировать афганских полицейских, инструкторов и построить для них дополнительную инфраструктуру. Кроме того, требуется увеличить количество экспертов в европейской полицейской миссии с 45 до 60 человек. С 2002 по 2009 г. они провели обучение около 30000 афганских полицейских. В-третьих, федеральное правительство планирует увеличить финансовую поддержку почти в два раза (с 220 млн. евро в 2013 г. до 430 млн. евро в дальнейшем). Эти средства планируется вложить в строительство дорог -в общей сложности 700 километров. Также планируется оказать поддержку в обучении учителей, чтобы 500000 молодых людей смогли посещать школу. Таким образом, доступ к образованию получат не 25% молодых людей, а 60%. В-четвертых, Германия намерена предоставить для нового международного фонда реинтеграции ежегодно 10 млн. евро на ближайшие пять лет. Цель этого фонда побуждать мотивировать антиправительственных боевиков сложить оружие и соблюдать закон, создать стимулы для того, чтобы население участвовало в развитии страны. В-пятых, необходимо согласование действий с афганским правительством на пути к безопасности и стабильности. По словам А. Мер-кель, ФРГ поддерживает цель афганского правительства взять на себя ответственность за безопасность страны в 2014 г.: «Использование международного сообщества не может продолжаться в Афганистане бесконечно, и
может быть завершено в обозримом буду-щем»14.
Лондонская конференция 2010 г. по проблеме стабилизации Афганистана приняла новые финансовые обязательства, в которых доля ФРГ составила 480 млн. долларов. Остальные участники конференции договорились выделить Афганистану 10,5 млрд. долларов на последующие 5 лет. Самая крупная сумма предоставлялась Всемирным банком - 1,2 млрд. Далее следовали США -1,1 млрд., Азиатский банк развития - 1 млрд., Великобритания - 855 млн., Япония - 450 млн., ЕС - 268 млн., Испания - 182 млн., Франция - 55 млн. и др.15
Несмотря на одобрение бундестагом зарубежных миссий, общественность подняла острую дискуссию по поводу Афганистана в прессе. Колебание общественного мнения стало реакцией на проблемы, неоднократно озвученные в бундестаге. После объединения ФРГ и ГДР военный бюджет был урезан, количество военной техники сократилось на 75%, а финансирование зарубежных миссий обходилось казне гораздо дороже, чем было запланировано мандатами бундестага. Опубликованный отчет министерства обороны за 2011 г. показал, что с точки зрения финансирования, бундесвер вполне может быть признан самой неэффективной армией НАТО. Участие одного военнослужащего в военной операции обходилось бундесверу в 5,16 млн. евро. Анализ расходов на зарубежные миссии привел к заявлению министра финансов Германии Вольфганга Шойбле о том, что к 2014 г. будут сокращены оборонные расходы до 24 миллиардов евро в год. В 2011 г. этот показатель составлял 31 млрд. евро, то есть 1,3% ВВП (наименьший показатель стран-участниц Североатлантического альянса). Во Франции, например, он составлял 2 % ВВП, в Великобритании - 2,5 %. По оценкам НАТО для поддержания обороноспособности государствам следует тратить 2 % своего ВВП, что для Гер-
14 Regierungserklärung zum Afghanistan-Konzept der Bundesregierung von Bundeskanzlerin Merkel [электронный ресурс]. URL: http://www.bundesregierung.de/ContentArchiv/DE/ A rchiv17/Regierungserklaerung/2010/2010-01-28-merkel-erklaerung-afghanistan.html (дата обращения: 06.06.2016).
15 Коргун В. Конференция по Афганистану в Лондоне
[электронный ресурс]. URL:
http://www.afghanistan.ru/doc/5248.html (дата
обращения: 10.10.2012).
мании означало бы расходы в 50 миллиардов евро16.
Самой дорогостоящей оказалась миссия бундесвера в Афганистане, на которую Берлин израсходовал 1 млрд. 278 млн. евро. На участие немецких военных в составе стабилизационного контингента KFOR в Косово выделено 68 млн. евро. На борьбу с сомалийскими пиратами в рамках операции Евросоюза Atalanta ФРГ потратила 62 млн. евро, на патрулирование побережья Ливана в рамках мандата ООН с целью предотвратить поставки оружия боевикам «Хезболлы» морским путем - 25 млн. евро. Причинами незапланированных расходов министерство обороны ФРГ назвало рост цен на горючее, потребность в дополнительных объёмах керосина для заправки самолетов-разведчиков AWACS, а также увеличение числа перелетов между Германией и Афганистаном.
К 2015 г. ситуация не изменилась. Несмотря на значительные средства, вкладываемые в операции за рубежом, немецкая армия продолжает испытывать нехватку вооружения. Недостаток финансирования в полной мере ощутили солдаты немецкого подразделения сил быстрого реагирования НАТО. Для 900 военнослужащих бундесвера, по заявлению спецуполномоченного бундестага по вооружённым силам Ханса Петера Бартельса, было арендовано 14792 единицы вооружения в 56 частях бундесвера по всей Германии, но 978 единиц оказались недоукомплектованными. Германия отменила масштабную программу закупки истребителей Eurofighter Typhoon, и на 2015 г. на вооружении ВВС ФРГ находится 109 самолетов этого типа. Из-за дефектов в конструкции фюзеляжа срок эксплуатации самолетов был сокращен вдвое. Недофинансирование отразилось и на истребителях Eurofighter Tornado, находящихся на вооружении немецкой армии. В августе 2014 г. стало известно, что из 89 самолетов только 38 находятся в рабочем состоянии. Проблемы возникли и со штурмовыми винтовками Heckler-Koch G36. С 1996 г. бундесвер закупил 176 тысяч винтовок G36, но в ходе боев в Афганистане выяснилось, что в длительных перестрелках винтовки теряют точность. 27 августа 2015 г. министерство обороны за-
16 Ловкис Е. СМИ: бундесвер сочли самой неэффективной армией в НАТО [электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru /a-15205990 (дата обращения: 20.10.2015).
явило, что будет проводить оптимизацию видов вооружений и немецкие военнослужащие, участвующие в зарубежных миссиях получат 1200 альтернативных винтовок (600 винтовок G27P и 600 легких MG4). Подобная оптимизация обойдется казне еще в 18 млн. евро.
Обеспечение роли ФРГ в мировой политике поставило задачу военной реформы, которая была предложена министром обороны ФРГ Карлом Теодором цу Гуттенбергом. Несмотря на отсутствие полномасштабной взвешенной концепции, с 1 июля 2011 г. вступила в силу отмена всеобщей воинской повинности. В совокупности речь шла о трёх принципах: сокращение бундесвера (как военных, так и гражданских специалистов), сокращение казарм и изменение понятийной базы. Преемник цу Гуттенберга Томас де Мезьер получил поддержку правящей коалиции ХДС/ХСС-СвДП и продолжил реформу, несмотря на ряд принципиальных возражений. Наиболее существенные касались отказа от всеобщей воинской повинности, которым был запущен при его предшественнике. В мае 2011 г. предполагалось, что численность вооружённых сил не превысит 185 тыс. человек. Таким образом, речь шла о существенном сокращении бундесвера17.
4 июня 2014 г. фракция «Союза-90/Зелёные» направила запрос федеральному правительству о состоянии дел в зарубежных миссиях18. Запрос состоял из 30 пунктов, цель которых состояла в выгаснении эффективности действий бундесвера за рубежом после реформы 2011 г. и обосновании продолжения его финансирования. В частности, речь шла о том, сколько случаев террористических атак или нападения на крупные международные морские порты и морской транспорт было зафиксировано в 2011-2013 гг. (с указанием года, места и характера происшествия); какие меры, по мнению федерального правительства, будут способствовать обеспечению большей эффективности; как можно гарантировать предотвращение движения нелегальных грузов, товаров и людей в Средиземном море; какой конкретный вклад необхо-
димо внести в стратегию морской безопасности ЕС для «экологизации» морей; готово ли федеральное правительство поддержать немецким флотом южные страны члены ЕС в борьбе с нелегальной иммиграцией в Средиземном море; какую конкретную пользу принесёт государству использование военно-морского флота в соответствие со стратегией ЕС и как можно объединить усилия стран, чтобы сократить расходы?
23 июня 2014 г. федеральное правительство сформулировало свои ответы на запрос, которые отличали расплывчатые и не конкретные формулировки. Наиболее обстоятельно были охарактеризованы примеры террористических угроз (призывы в интернете в 2012 г. анонимных джихадистов к нападениям на суда в Баб-эль-Мандебском проливе, подготовка Аль-Каиды к нападению на морской транспорт в 2013 г., нападение на контейнеровоз в Порт-Саиде в августе 2013 г. и пр.). Конкретный вклад в защиту окружающей среды ответ правительства сформулировал как работу «в рамках переговоров по стратегии морской безопасности ЕС, с целью гарантировать уважение охраны окружающей среды». Правительство не дало ответа о том, как можно сократить расходы, но оставило за собой «право на разработку конкретных проектов в рамках Стратегии морской безопасности ЕС»19.
Интересно, что сомнения по поводу пребывания бундесвера за пределами ФРГ испытывают не только политики, но и военнослужащие. После применения оружия в Кундузе, в результате чего пострадали мирные жители, за подразделениями бундесвера наблюдают юристы, а военнослужащие задают вопросы о том, кем они здесь являются: полицейскими, которые наводят порядок, или военнослужащими, которые участвует в войне. В таких условиях, по словам председателя Союза военнослужащих бундесвера полковника Ульриха Кирша, солдат вполне может предпочесть вообще ничего не делать, чем потом писать кучу рапортов и объясняться с начальством и представителями закона20.
17 Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны [электронный ресурс]. URL: ie-ras.ru/pub/doc/279.doc (дата обращения: 06.06.2016).
18 Kleine Anfrage. Die maritime Sicherheitsstrategie der Europäischen Union. [электронный ресурс]. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/016/1801680. pdf (дата обращения: 06.06.2016).
19 Antwort der Bundesregierung . 23.06.2014. Die maritime Siecherheitsstrategie der Europäischen Union [электронный ресурс]. URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/18/018/1801804. pdf (дата обращения: 06.06.2016).
20 Берг И. С. Бундесвер и его роль в решении геостратегических задач на Востоке [электронный
Для того чтобы ФРГ продолжила играть более заметную и эффективную роль на мировой арене, присутствие бундесвера за пределами Европы будет, вероятно, продолжено. Это подтвердило заявление министра обороны ФРГ у. фон дер Ляйен после терактов в Париже 13 ноября 2015 г.: «мы можем предоставить три компонента: защиту, информацию и логистику». Отказа от реформы бундесвера так же не произойдет, хотя по-прежнему остаётся открытым вопрос о её виде и финансировании. Можно предположить, что непосредственное участие бундесвера в антитеррористических акциях за пределами Европы не будет широкомасштабным скорее в силу слабой боеспособности, а не только из-за стремления сосредоточиться на решении внутренних социально-экономических задач. В то же время зарубежные миссии нужны бундесверу как полигон для получения боевого опыта. Однако анализ действий вооружённых сил в региональных конфликтах не позволяет говорить о высокой результативности не только бундесвера, но и НАТО в целом. В начале XXI в. роль немецких войск в международных антитеррористических акциях НАТО и ЕС остаётся весьма противоречивой.
Источники
Antwort der Bundesregierung . 23.06.2014. Die maritime Siecherheitsstrategie der Europäischen Union [электронный ресурс]. URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/18 /018/1801804.pdf (дата обращения: 06.06.2016).
Die Auslandeinsätze der Bundeswehr [электронный ресурс]. URL:
http://www.bundeswehr.de/portal/a/b wde/!ut/p/c4/ (дата обращения 06.06.2016).
EU-Mission im Mittelmeer [электронный ресурс]. URL:
http://www.bundeswehr.de/portal/a/b wde/!ut/p/c4/ (дата обращения: 06.06.2016).
Frontex launches joint operation Triton [электронный ресурс]. URL:
http://frontex.europa.eu/news/frontex-launches-joint-operation-triton-jsypl7 (дата обращения: 06.06.2016). Kleine Anfrage. Die maritime Sicherheitsstrategie der Europäischen Union. [электронный ресурс]. URL:
http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18
ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/15-12-09a.htm (дата обращения: 06.06.2016).
/016/1801680.pdf (дата обращения: 06.06.2016).
Mission [электронный ресурс]. URL: http://eunavfor.eu/mission (дата обращения: 06.06.2016)
Regierungserklärung zum Afghanistan-Konzept der Bundesregierung von Bundeskanzlerin Merkel [электронный ресурс]. URL: http://www.bundesregierung.de/Content Ar-
chiv/DE/Archiv17/Regierungserklaerung /2010/2010-01-28-merkel-erklaerung-afghanistan.html (дата обращения: 06.06.2016).
Unamid [электронный ресурс]. URL: https://unamid.unmissions.org/ (дата обращения: 06.06.2016).
United Nations Assistance Mission in Afghanistan [электронный ресурс]. URL: https://unama.unmissions.org/ (дата обращения: 06.06.2016).
United Nations Interim Force in Lebanon (UNIFIL) [электронный ресурс]. URL:
http://unifil.unmissions.org/ (дат обращения: 06.06.2016).
Основной закон Федеративной Республики Германии , 23 мая 1949 г. [электронный ресурс]. URL:
http://www.1000dokumente.de/index.ht ml/index.html?c=dokument_de&dokume nt=0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 06.06.2016).
Соглашение об отношениях между Федеративной Республикой Германией и Тремя Державами [электронный ресурс]. URL:
http://www.1000dokumente.de/index.ht ml/ index.html?c=dokument_de&dokume nt=0018_par&object=translation&st=&l=ru (дата обращения: 06.06.2016).
Литература
Берг И. С. Бундесвер и его роль в решении геостратегических задач на Востоке [электронный ресурс]. URL:
/http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/15-12-09a.htm (дата обращения: 06.06.2016).
Германия жалуется на чрезмерную нагрузку на бундесвер в Косово [электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru/a-16295599 (дата обращения: 06.06.2016).
Ловкис Е. СМИ: бундесвер сочли самой неэффективной армией в НАТО [электронный ресурс]. URL:
http:/ /www.dw.com/ru /a-15205990 (дата обращения: 20.10.2015).
Коргун В. Конференция по Афганистану в Лондоне [электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/5248.ht ml (дата обращения: 10.10.2012).
Продолжение экономического роста в ras.ru/pub/doc/279.doc (дата обраще-
условиях кризиса еврозоны ния: 06.06.2016).
[электронный ресурс]. URL: ie-
Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук (Псковский государственный университет, Псков, Россия); e-mail: [email protected].
FOREIGN MISSION OF THE BUNDESWEHR IN THE EARLY XXI CENTURY
The article analyses the participation of the German Bundeswehr in anti-terrorist and humanitarian missions of the UN and NATO at the beginning of the XXI century in Africa and the Middle East. The article refers to the history of the Bundeswehr , the problems faced by the armed forces of Germany and the prospects for the military reform.
Key words: Bundeswehr , NATO missions , counter-terrorism , Germany, Afghanistan , terrorist groups.
Tatyana G. Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].