КРЕДИТ
ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
ЗАЕМЩИКА
B.Н. ЕДРОНОВА, доктор экономических наук, профессор,
проректор Нижегородского коммерческого института
C.Ю. ХАСЯНОВА, управляющая Нижегородским филиалом
ОАО "АКБ Саровбизнесбанк" г. Нижний Новгород
Центральную роль в кредитных отношениях играет понятие кредитоспособности заемщика (клиента) коммерческого банка. Данное понятие является характерным для рыночной экономики. Необходимо отметить, что в условиях директивной централизованной системы распределения финансовых ресурсов, которая существовала в СССР, то есть при значительном искажении принципов кредитования и фактическом отсутствии экономической основы для позитивного развития кредитных отношений само понятие «кредитоспособность» как таковое отсутствовало.
В процессе перехода к рыночной экономике меняется характер взаимоотношений предприятия с его кредиторами. На передний план выдвигаются условия взаимовыгодного партнерства. Объединяет кредитора и заемщика общий экономический интерес, тесно связанный с кредитоспособностью предприятия.
Под кредитоспособностью заемщика (клиента) коммерческого банка принято понимать его способность полностью и в срок (определенный в кредитном договоре) рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) перед банком1. Информация о
'См., например, Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: ДиС. 1998. С.63; Руководство по кредитному менеджменту / Под ред. Б. Эдвардса. М.: Инфра-М. 1996. С. 29.; Олыиа-ный А.И. Банковское кредитование. М.: РДЛ. 1997. С. 97.
ней имеет важное значение и для кредитора, и для заемщика. Для первого она означает уменьшение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых затруднений у предприятия, срывов договоров и неплатежей, для второго - знание его платежеспособности и долговременной финансовой устойчивости, чтобы выработать тактические и стратегические решения по обеспечению финансовыми ресурсами дальнейшего развития предприятия.
Кредитоспособность предприятия формируется в результате его экономической деятельности и показывает, насколько правильно оно управляет финансовыми ресурсами, рационально сочетает собственные и заемные источники, эффективно использует свой капитал и какова отдача от производственной деятельности, нормальны ли взаимоотношения с партнерами -предприятиями, кредиторами, бюджетом, акционерами и др. В конечном счете она в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве.
Выражается кредитоспособность предприятия через систему определенных показателей. В практике западных стран существует множество таких систем. Условно их можно разделить на четыре группы: показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели прибыльности; показатели долгосрочной платежеспособности и репутации фирмы. К примеру, амери-
канским ученым Э. Ридом предложена следующая система показателей, определяющих различные характеристики кредитоспособности предприятия:
• ликвидности;
• оборачиваемости;
• привлечения средств;
• прибыльности2.
Данная система позволяет прогнозировать своевременность совершения будущих платежей, ликвидность и реальность оборотных активов, а также оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость. Кроме того, она дает возможность определить границы снижения объема прибыли, в которых обеспечивается погашение ряда фиксированных платежей. Ее недостатком, на наш взгляд, является отсутствие показателей долгосрочной платежеспособности.
Более интересной нам представляется система показателей оценки кредитоспособности, предложенная группой других американских ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон и Д. Колдвел)3. В нее входят следующие группы показателей:
• коэффициенты, характеризующие ликвидность;
• коэффициенты, характеризующие прибыльность;
коэффициенты, характеризующие долгосрочную платежеспособность;
• коэффициенты, основанные на рыночных критериях.
Эта система, по нашему мнению, более полно отражает кредитоспособность предприятия, поскольку в ней присутствуют показатели долгосрочной платежеспособности, с помощью которых определяется надежность своевременного совершения будущих платежей, и показатели степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициент покрытия процента). Особый интерес представляют коэффициенты, основанные на рыночных критериях: отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью из-
2 Рид Э. и др. Коммерческие банки. М.: Космополис. 1991.
3 Шим Дж. И др. Финансовый менеджмент. М.: Филинъ. 1996. С. 94-118.
4 См., например, Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятий малого бизнеса //Деньги и кредит. № 2, 1998. С. 66-71; Типенко Н.Г. и др. Оценка лимитов риска при кредитовании корпоративных клиентов // Банковское дело. № 10. 2000. С. 19-28.
5 См., например, В.А. Москвин. Предприятие и коммерческий банк: основы взаимодействия. Пермь. 1998.; Г.П. Макарова. Система банковского маркетинга: Учеб. Пособие. М.: Финанстатинформ. 1997.
меряется отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций предприятия относительно курсов акций других предприятий. Недостатком данной системы можно назвать сложность расчета некоторых коэффициентов, требующих применения специальных статистических методов.
Еще один метод оценки кредитоспособности предприятия - рейтинговый метод4. Заемщики разделены на классы по степени их кредитоспособности, финансовой устойчивости к риску, который берет на себя банк при выдаче кредита. Применение названного метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние предприятия с помощью одного синтезированного показателя - рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых заключение договора целесообразно. Класс предприятия устанавливается по сокращенному кругу показателей кредитоспособности, так как значения многих коэффициентов зачастую дублируют друг друга. Определяются четыре коэффициента: платежеспособности (покрытия), привлечения, доходности (рентабельности), скорости оборачиваемости оборотных средств.
Существует шкала, где каждому значению коэффициента соответствует определенное количество баллов. Сумма баллов всех четырех показателей позволяет отнести предприятие к одному из четырех классов: первому, второму, третьему или к классу неплатежеспособных. И на этой основе строятся кредитные отношения. Однако применение такого метода основано на анализе данных о деятельности предприятия в прошлом периоде, а значит, не может полно характеризовать его кредитоспособность в будущем.
Дополнительную информацию о финансовом положении предприятия дают «нефинансовые методы» оценки кредитоспособности5. Рассчитаны они на то, чтобы с помощью приемов маркетинга, анкетирования и других подходов оценить желание и возможность предприятия вернуть кредит и проценты по нему в сроки, установленные договором. Это своего рода оценка личностных параметров заемщика, которые могут повлиять на возврат кредита. Но, хотя использование упомянутых методов дает значительный эффект, они пока еще, к сожалению, не находят широкого применения.
На наш взгляд, рассмотренные выше и применяемые на практике системы оценки кредитоспособности заемщиков имеют один существенный недостаток: они трактуют данное по-
нятие в узком, то есть чисто финансовом смысле. Однако, по нашему мнению, кредитоспособность как свойство, имманентное экономическому субъекту, не может быть сведено лишь к совокупности его финансовых характеристик, отражаемых различного рода системами финансовых коэффициентов. Тем самым нарушается принцип системности в оценке взаимоотношений экономического субъекта и банка. На наш взгляд, наиболее перспективной является трактовка кредитоспособности как комбинации финансовых и нефинансовых параметров экономического субъекта. Попробуем пояснить этот тезис подробнее.
Понятие кредитоспособности включает в себя два принципиальных момента: во-первых, прогноз платежеспособности данного клиента по обязательствам данного кредитного договора на ближайшую перспективу, и, во-вторых, степень индивидуального риска банка, связанного с возможным невозвратом конкретной ссуды конкретным клиентом в сроки, указанные в кредитном договоре. Эти моменты, являясь базой для ранжирования заемщиков (клиентов) по их надежности, существенным образом определяют ключевые параметры кредитного договора (размеры кредита, ссудного процента, сроки платежей).
Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора. Оно отражает двуединую сущность банковского кредита в рыночной экономике, базирующегося на устойчивом балансе интересов противоположных субъектов кредитной сделки -заемщика (клиента) и коммерческого банка.
Вместе с тем, кредитоспособность является свойством субъекта-заемщика и характеризует степень его финансового благополучия, уровень менеджмента, его статус и ближайшие перспективы развития финансово-хозяйственной деятельности.
Для того, чтобы расширить понятие кредитоспособности заемщика с целью его практического использования при методологическом обосновании параметров кредитных договоров,
'Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. С. 198-200.
7 Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. (Пер. с анг.). М.: Дело. 1995. С. 182-186.
«Согласно отечественным источникам, этот показатель включает в себя «финансовые возможности» и «капитал» клиента. - См. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. С. 199.
мировая и отечественная банковская практика выделяет ряд критериальных составляющих, которые в совокупности позволяют определить степень кредитоспособности заемщика. Они называются по-разному в отечественной и зарубежной финансово-экономической литературе: «критерии кредитоспособности клиента»6, «основополагающие принципы кредитования», «правила кредитования заемщиков»7 и т.д. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о комплексе взаимосвязанных качественно-количественных показателей, в совокупности определяющих кредитоспособность заемщика.
Комплекс критериальных составляющих кредитоспособности заемщика включает в себя такие показатели, как характер (character), способность (capacity), денежные средства8 (cash), обеспечение (collatéral), условия (conditions), контроль (control).
Характер клиента может быть определен как:
• его репутация (как репутация юридического лица и репутация его менеджеров);
• степень ответственности клиента за погашение долга;
• четкость его представления о цели кредита;
• соответствие цели кредита кредитной политике банка.
Интересно отметить, что западные специалисты в сфере банковского менеджмента, в частности автор известной монографии «Commercial and Bank Management. Producing and Selling Financial Services» Peter S. Rose, отмечает, что понятие «характер клиента» включает в себя шесть пунктов: кредитную историю клиента, опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом, цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов, кредитный рейтинг и наличие лиц, ставящих вторую подпись в кредитном договоре или гарантов по испрашиваемому кредиту. Легко видеть, что существенным отличием в понимании «характера клиента» российскими и западными специалистами является то, что на Западе эта составляющая кредитоспособности более детализирована, в частности большее внимание уделяется кредитному рейтингу заемщиков и их прогнозно-аналитическим способностям в планировании своего бизнеса. На наш взгляд, данное отличие обусловлено более развитой инфраструктурой информационного обеспечения кредитно-финансовой сферы (ее большей «информационной прозрачностью») и значительно более высоким уровнем развития стратегического планирования в сфере производственного менеджмента.
■
5
Почти совпадает в отечественном и западном подходах трактовка способности клиента к заимствованию средств: она означает наличие у клиента юридических прав на подачу кредитной заявки, на подпись кредитного договора, то есть определенных полномочий у представителя хозяйствующего субъекта-заемщика, либо признаков дееспособности физического лица-заемщика. Однако, западное толкование «способности» и здесь несколько шире, что, несомненно, обусловлено более обширным банковским опытом, различиями в гражданском законодательстве и правилах делового оборота. С точки зрения западного банковского менеджмента, помимо подтверждения юридического статуса заемщика, «способность» включает в себя еще и описание истории юридического статуса, характеристика бизнеса и производимой продукции, основных потребителей и поставщиков заемщика.
Способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности и капитал клиента (денежные средства) характеризуются ликвидностью баланса, эффективностью (прибыльностью) его деятельности, величиной денежных потоков, достаточностью собственного капитала, степенью вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком). Применяемые на практике российскими банками методы оценки кредитоспособности по совокупности показателей, характеризующих финансовое состояние (способность заработать средства для погашения долга и структура капитала) заемщика содержат систему финансовых коэффициентов. Она, в частности, включает коэффициенты абсолютной ликвидности, промежуточного покрытия, общий коэффициент покрытия, независимости, деловой активности и др. Серьезной проблемой является выработка количественных нормативов для сравнения, поскольку реально существует разброс значений, обусловленный отраслевой принадлежностью, а приведенные в экономической литературе желательные значения финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, ликвидности и т.д.) не учитывают отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятий. А это означает, что результаты такого анализа на современном этапе могут дать кредитору лишь оценку общей тенденции развития потенциального заемщика, основанную на динамике ряда финансовых показателей. Из-за отсутствия единой нормативной базы, действительная оценка финансового состояния предприятия невозможна, так как не имеется сравнительных пока-
зателей: среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для данной отрасли.
В западной практике кредитования важнейшим показателем кредитоспособности являются «денежные средства» (cash). Это понятие включает в себя совокупность следующих элементов:
• величину прибыли, дивидендов, объемов продаж (в динамике);
• достаточность планируемого потока наличности;
• наличие ликвидных резервов;
• сроки погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
• оборачиваемость товарно-материальных запасов;
• структуру капитала и уровень финансового левереджа;
• контроль за расходами;
• показатели покрытия;
• динамику цен на акции;
• качество управления;
• содержание аудиторского заключения;
• последние изменения в бухгалтерском учете.
В отечественной практике к понятию «денежные средства» относятся: отчеты и прогнозы движения денежных средств, отчеты и прогнозы доходов и расходов, обороты и остатки денежных средств на счетах клиентов.
Легко заметить, что и здесь западная трактовка данного показателя кредитоспособности значительно шире российской, поскольку западный опыт банковского кредитования более разнообразен.
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта и поручителя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка, проблемах с ликвидностью его баланса или недостаточностью капитала.
Как показывает западный опыт кредитования, при анализе обеспечения кредита обращается особое внимание на такие характеристики, как срок службы, состояние и структура активов заемщика. Здесь большую роль играет фактор, связанный с технологией, ведь если
активы заемщика технологически устарели, то их ценность в качестве обеспечения будет невелика, поскольку их трудно будет превратить в наличные средства в случае недостаточности доходов заемщика для погашения задолженности по кредиту.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Наконец, последний показатель комплекса - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и -соответствием его стандартам банка - нацеливает на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налого-,вого), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Изложенные критериальные составляющие кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся9:
• оценка делового риска;
• оценка менеджмента;
• оценка финансовой устойчивости бизнеса клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
• анализ денежного потока;
• сбор информации о клиенте;
• наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
Несмотря на единство критериальных составляющих кредитоспособности и способов ее оценки, существует определенная специфика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых на практике способов оценки, а также в их содержании.
'Банковское дело. Учебник// Под ред. О.И. Лаврушина. С. 200.
Как показывает практика, в настоящее время российские коммерческие банки, опираясь на собственный и зарубежный опыт, начинают уделять внимание оценке финансовых возможностей заемщика. При этом используются современные программы экспересс-анализа финансового состояния предприятий, движения денежных потоков. Одновременно создается информационная клиентская база, содержащая сведения о кредитной истории заемщика, его деловой репутации, состоянии счетов и т.д.
Аналитические возможности такого подхода ограничены из-за отсутствия единой нормативной базы, опорных (сравнительных) величин финансовых показателей в соответствующих отраслях, о чем уже было сказано выше.
Кроме того, результатом анализа кредитоспособности заемщика должно быть определение класса кредитоспособности. В настоящее время нет единого, в том числе отраслевого, классификатора кредитоспособности и надежности предприятий. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния, надежности и кредитоспособности фирм, которые периодически публикуются и дают кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита. Наши банки действуют в этом направлении скорее интуитивно, уделяя больше внимания кредитной истории заемщика и его деловой репутации, а не финансовым возможностям.
, Таким образом, по-нашему мнению, создание единой нормативной базы для определения финансового состояния предприятий (при содействии Минэкономразвития России, Банка России, Ассоциации российских банков) и системы периодически публикуемых рейтингов надежности и кредитоспособности предприятий могли бы решить для коммерческих банков проблему определения кредитоспособности предприятий и минимизировать риски в банковской деятельности.
Вместе с тем, необходимо совершенствование системы показателей кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспособности заемщика на основе формализуемых критериев. В систему показателей кредитоспособности должны входить не только величины, сравнительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут бьггь описаны лишь с помощью оценочных суждений (например, характер или репутация заемщика, показатели контроля).
В последнее время российские банки основное внимание при кредитовании уделяли обес-
печению, что объясняется неудовлетворительным финансовым состоянием большинства предприятий государственного сектора экономики и «непрозрачностью» бизнеса коммерческих структур. Однако сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками.
Основываясь на собственном и зарубежном опыте кредитования, многие банки пришли к выводу, что при выдаче и мониторинге кредита недостаточно произвести формализованный анализ финансовой отчетности заемщика и оформить обеспечение. Для снижения кредитного риска необходимо знать возможности и
потребности бизнеса заемщика, перспективы его развития, технологический процесс, отраслевые особенности и предусмотреть все возможные варианты развития событий на период действия кредитного договора, чтобы кредит не стал безнадежным. Начиная с разовой сделки по кредитованию оборотных средств, банк может предоставить заемщику постоянно возобновляемое кредитование в рамках долгосрочных кредитных линий или инвестиционный кредит под проекты, дающие толчок к развитию предприятия. При этом банк может ставить условия «прозрачности» бизнеса для него самого, участия в прибылях, залога бизнеса в виде акций и имущества предприятия, то есть банк становится финансовым партнером заемщика, что максимально снижает риск невозврата кредита.